Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают что

Задание 280 § 33 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия,следствия и сравнения 9 класс Разумовская М.М.

Народ, а кто полностью делал это упр с ЗСП?? Дайте ответ.
Спишите, восстанавливая знаки препинания и право писание слов. Объясните употребление запятых, точки с запятой, двоеточия, тире. Придумайте заголовок к тексту, отражающий его основную мысль.
Трудно сказать с каких времён среди народа начали ходить пословицы устные краткие изречения на самые разные темы.
(Н..) известно и время возникновения первых поговорок метких речений которые способны в разговоре выр..зительно и точно ох..рактеризовать что (либо) без помощи утомительных и сложных пояснений. (Н..) оспоримо одно и пословицы и поговорки возникли в отд..лённой древности и с той поры сопутствуют народу на всём прот..жени.. его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и (н..) обходимыми в быту и речи.
Пословица (н..) простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни наблюдения народного ума. (Н..) всякое изречение становилось пословиц..й а только такое которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей такое изречение могло существовать тысячелетия переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений их создавших. Поэтому пословицы (н..) спорят (н..) доказывают они просто утв..рждают или отрицают что (либо) в уверенности что всё ими сказанное твёрдая истина.
(В. Аникин)
1. Выполните синтаксический разбор 1-го и 3-го предложений текста.
2. Разберите по членам последнее предложение 2-го абзаца.
3. Объясните слитное и раздельное написание не с разными словами.
4. Выделите корни с проверяемыми безударными гласными в словах 2-го абзаца. Докажите верность написания.
ЗСП-12. (По) прежнему было тихо.
(Юго) восточный ветер принёс тепло.
Все туристы передвигались тихо (тихо), (по) лисьи.

Источник

Проблема с пословицами и поговорками в современном мире или почему они вредны

Недаром говорят: «Управляешь массами – правишь миром». На сегодняшний день существует множество способов влиять на массовое сознание людей. Порой эти методы доходят до откровенного абсурда. Для того, чтобы доказать всю нелепость ситуации, следует правильно выстроить дискуссию.

Самым распространенным методом управления является повторение одной и той же фразы множество раз. В психологии этот термин называется — аффирмация. Эффект достигается за счет повторения короткой вербальной фразы. Установка загружается в подсознание человека для позитивного воздействия.

Но то, что призвано служить во благо, может также наносить вред. Все дело в цели и подаче.

Народные мудрости и поговорки, как нельзя лучше, отображают метод аффирмации в действии. На первый взгляд они не несут в себе ничего предосудительного и разрушающего. Однако, со временем, многие поговорки претерпели «редактирование» и не отображают изначально заложенный в них смысл. Мало того, теперь вместо позитива, в них прослеживается негативное направление. Для примера следует рассмотреть ряд народных высказываний.

«От работы – кони дохнут»

Пословица очень точно оправдывает лень и безделье. Если уж лошади не справляются с работой, человеку и подавно с ней не справиться. Так зачем же ее выполнять?

Многие даже не догадываются, что это лишь первая часть фразы. Полностью она звучит так:

«От работы кони дохнут – человек крепчает».

Сразу становиться понятно, что смысл данного высказывания был абсолютно противоположным. Побуждал к активному действию.

«Повторенье — мать ученья»

Еще одно высказывание, которое укоротили для удобства и оправдания. Весь текст был таким:

«Повторенье – мать ученья, утешенье дураков».

Да, повторять и закреплять полученные знания очень полезно. Этот способ не дает забыть то, что уже выучили. Но не стоит этим довольствоваться – надо двигаться дальше и приобретать новые навыки.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Фраза побуждает человека заниматься спортом, давать телу физические нагрузки и держать себя в тонусе. А теперь пословица без редакции:

«В здоровом теле здоровый дух есть большая редкость».

Абсолютно другая мотивация. Фраза побуждает не просто бездумно заниматься физической культурой и накачивать бицепсы, а гармонично работать над собой, соблюдая баланс между спортом и духовным развитием.

«Голод не тетка»

Действительно, что может быть хуже голода? В мировой истории зафиксировано немало фактов массового мора от голода, в том числе и на территории России.

Но первоначально пословица несла другой смысл: «Голод не тетка – а мать родная».

Народы древности намного лучше знали, как следить за своим здоровьем, что и когда лучше применить, в том числе и голод. Тогда как в современной медицине мало профессионалов высокого уровня, так еще и пичкают людей всякими бессмысленными диетами, рекомендуя порой опасные для жизни препараты.

«Аппетит приходит во время еды»

Эту фразу часто используют, чтобы накормить детей или просто тех, кто отказывается есть. Мотивация в таких случаях проста. Когда человек принимается за еду, к нему приходит аппетит. Но если даже обратиться к медицине, многие доктора скажут, что прием пищи без желания ни к чему хорошему не приведет. В лучшем случае пища просто не усвоится.

Правильный вариант поговорки звучит так:

«Аппетит приходит во время еды, жадность — во время аппетита».

Отсюда и следует делать вывод о том, что садиться за стол надо тогда, когда появляется чувство голода.

«Пьяному море по колено»

Эту поговорку можно услышать по несколько раз на день. Смысл понятен всем. Выпившему или пьяному человеку любые трудности преодолеть легко и просто. Фраза в таком контексте не что иное, как оправдание употребления алкоголя.

Но почему-то все забывают вторую часть этого высказывания, а смысл заключен именно в ней:

«Пьяному море по колено, лужа – по уши».

Здравомыслящим людям не стоит напоминать, что выпивка становиться причиной многих бед. Неоднократно употребление алкоголя приводило к пожарам, авариям, дракам и прочим бедствиям. Самое страшное то, что в результате пьянства часто гибнут люди.

«Тише едешь – дальше будешь»

Мало кто договаривает фразу до конца: «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».

Высказывание содержит глубокий философский смысл. Людям следует помнить, что время не бесконечно. Никто не знает, сколько ему отведено. Не стоит откладывать дела в долгий ящик, надеясь выполнить их потом. Впоследствии можно сильно пожалеть о том, что когда была возможность – не сделал.

«Пыль столбом, дым коромыслом»

Это высказывание призвано оценить большую занятость, загруженность работой. Но если прочитать всю пословицу целиком, смысл ее кардинально меняется:

«Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена».

Первоначальная версия говорит о том, что не любой труд эффективен и продуктивен. Можно целыми днями изображать тяжело работающего человека, и при этом не добиться ни малейшего результата. Видимость работы – это далеко не сама работа.

«Кто старое помянет, тому глаз вон»

Очень распространенная и часто употребляемая поговорка. В том виде, в котором ее знает народ смысл очень даже позитивный. Говориться о том, что следует прощать обиды и находить методы примирения.

Как и во многих пословицах, здесь есть вторая часть, которую практически забыли:

«Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому два».

Это вовсе не призыв к войне или каким-то кардинальным действиям. Мириться, конечно же, надо, но не стоит забывать о причиненной обиде, предательстве и т.д. Из горького опыта надо делать соответствующие выводы, чтобы как можно реже попадать в такие ситуации.

«Ударили по одной щеке – подставь другую»

Пословица, существующая тысячи лет. Историки и религиозные люди приписывают эти слова самому Иисусу. Мол, именно это сказал Сын Божий во время одной из своих проповедей. Установить достоверность этого факта нет никакой возможности. Люди могут прочитать лишь то, что написано апостолами. А те, в свою очередь, могли понять и запомнить слова Христа именно в такой интерпретации.

Так или иначе, но в народе эта поговорка звучала по-другому:

«Ударили по одной щеке – подставь другую, но не дай себя ударить».

Высказывание приобретает иной смысл. Смирение, покорность и всепрощение – это не совсем то, что привыкли понимать. Стоит принимать удары судьбы и может быть мириться с ними, но не доводить себя до состояния униженной жертвы.

«Моя хата с краю»

Чаще всего эту фразу произносят не совсем воспитанные люди, которым нет никакого дела до проблем других. Высказывание скрывает в себе ярко выраженное безразличие и безучастие.

Полная версия звучит так:

«Моя хата с краю – врага первым встречаю».

«Шито – крыто»

Фраза говорит о том, что всегда можно скрыть нехорошие поступки от глаз людей. Или попросту утаить правду. Однако если прочитать высказывание целиком, то всё тайное когда-то становиться явным.

«Бедность – не порок»

Настоящая версия этой пословицы:

Многие считают, что выставлять напоказ свое состояние и обеспеченность – это плохо. Что деньги – одно из самых больших зол на земле. Все это спорно и очень сомнительно. А вот бедность может говорить о том, что когда-то человек проявлял малодушие и скупость. Нищета, в этом случае, лишь наказание.

«Хозяин – барин»

Такая версия пословицы подразумевает, что человек – хозяин своей судьбы. Что люди вольны сами выбирать, как им жить и что делать. Но, как известно, выбор выбору – рознь. Бывает так, что и выбирать то не с чего. Об этом говорит полная версия:

«Хозяин – барин: хочет – живет, а хочет — удавится».

Картинка: кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Источник

Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают что Ольга Берестова
Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье,о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и т. д.

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.

Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»— это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе.

Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность, скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины, которые предписывалось выполнять каждому человеку.

В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи, которые не любили трудиться и оправдывали себя тем,что «работа не волк». Впрочем, трудолюбивых людей, среди наших предков, было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит».

1. Создание атмосферы национального быта.

Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

4. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие стремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, причудливые игрушки.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. При использовании русских народных игр происходит развитие физической активности ребенка.

Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.

Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают чтоСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Консультация для педагогов «И. Бродский — детям» Юбилей поэта24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не… Но не будем.

Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают чтоКонсультация для родителей «Как объяснить ребенку, существует ли Дед Мороз?» Каждый год мы с волнением ожидаем Деда Мороза,но больше волнуются дети,они пишут ему письма,звонят и с нетерпением ждут исполнение своего.

Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают чтоКонсультация для родителей «Не говорите так детям!» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, счастливым и. послушным. И потому чуть его поведение отклоняется от правильной линии,.

Источник

Как поговорки изменили самовосприятие

Любовь Карась

С помощью пословиц и поговорок поколения передавали друг другу ценностные установки, некоторые из них затрагивали тему самовосприятия и саморазвития. В русских выражениях нередко противопоставлялись духовная и физическая составляющие человека, что указывало на обманчивость внешности. Т&Р рассказывают, как переосмысление пословиц и поговорок меняет самовосприятие, и объясняют, почему их необходимо анализировать в разном возрасте.

Как работают поговорки и пословицы

В свою очередь, пословицы, связанные с нашим обликом, способствовали формированию установок о самих себе. Причем посредством метафоры человек движется от общего к конкретному, и наоборот. Личность воспринимает пословицу, разрешает конфликт, заложенный в ней, выбирает, на чьей она стороне, и тем самым определяет себя.

Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают что

В когнитивной психологии существуют два процесса обработки информации: восприятие входящих данных и переработка уже имеющихся. Восходящие процессы познания идут от органов чувств к коре головного мозга и, как правило, связывают внешнюю и внутреннюю информацию.

Воспринимая какой-то образ, заложенный в пословице, человек должен трансформировать его, проанализировать и перенести в собственную жизнь. В исследовании профессора Джеффри Уайта Гавайского университета в Маноа выстраивалась следующая модель восприятия:

Мысль — проблема — чувство — желание — намерение — действие

Например, во время прочтения пословицы «Листом красиво дерево, а одеждою — тело» в первую очередь возникают образы дерева и тела. Далее следует их анализ и сопоставление (листья отождествляются с одеждой). Появляется следующая проблема: как одежда делает нас красивыми, подобно листьям дерева? Далее завязывается конфликт: а воспринимают ли нас по одежде, как мы видим красоту дерева по его листьям? Согласно схеме Уайта, появляется желание (например, изменить внешний облик для того, чтобы изменить представление о себе), а далее должно быть действие. Безусловно, в реальности далеко не каждая пословица побуждает к действию — многое зависит как от внешних факторов, так и от внутренних, например переосмысления.

Ольга Аристова отмечает, что понимание пословиц, способность к индивидуальному толкованию у современных людей снижена : «Мы можем выучить десять пословиц, но интуитивное понимание смысла пословичного суждения требует развития мышления в целом, интеллектуальных операций, вертикальных переходов».

Важно не просто переосмысление, а то, как человек разрешает завязанный в пословице конфликт

Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают что

Разрешая этот конфликт, в частности в пословицах о внешности и характере, человек определяет себя. В русском языке среди устойчивых выражений на эту тему облик всегда противопоставлялся духовной составляющей. Например, проанализируйте эти выражения:

Со лба красив, да с затылка вшив.

Глазами и кос, да душою прям.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Видом орел, а умом тетерев.

В уборе и пень хорош.

Источник

Роль пословиц в развитии речи дошкольника

Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают что Елена Узлова
Роль пословиц в развитии речи дошкольника

«Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например,для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)

Консультация логопеда для родителей.

Основы правильной речи

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.

Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.

Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.

Консультация «Роль строительно-конструктивной игры в когнитивном развитии дошкольника» Строительно-конструктивные игры – это разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Консультация «Роль Лего в развитии дошкольника» Конструкторы LEGO самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Роль дидактической игры в развитии дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «РОЛЬ.

Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *