Пословица человек неученый что топор

71 Подкова 4 Пословица

ЗЛАТОГО ГЕЛИОСА ПРЕДВАРЯЯ ЛИК,
КОГДА ЕЩЁ ВЕСЬ МИР ВО ДРЁМЕ,
ИЗ ОБЛАКОВ НАД ГОРИЗОНТОМ ТЁМНЫМ
ОКРАСИТ НЕЖНО –РОЗОВЫЙ ПАРИК
ЗДЕСЬ ОБЛАКА СРАВНИВАЮТСЯ С ПАРИКОМ. ИЛИ ДРУГОЙ ПРИМЕР:
ГРОЗЫ ПРОМЧАВШЕЙСЯ СПОЛОХИ,
КАК ВИТРАЖИ,
В КРАПИВЕ И ЧЕРТОПОЛОХЕ
НЕ СТОРОЖИ…
ОТДАЛЁННОЕ СВЕРКАНИЕ МОЛНИЙ УДАЛЯЮЩЕЙСЯ ГРОЗЫ СРАВНИВАЕТСЯ С
ВИТРАЖАМИ- ЦВЕТНЫМИ СТЁКЛАМИ ГОТИЧЕСКОГО ХРАМА, ВСПЫХИВАЮЩИМИ ПОД ЛУЧАМИ СОЛНЦА. ПРЕДЛАГАЮ В КАЧЕСТВЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РИФМЫ «СПОЛОХИ- ЧЕРТОПОЛОХЕ» И «ВИТРАЖИ- СТОРОЖИ».

ВЗМЕТНУЛИСЬ СТАЕЙ ЖУРАВЛЕЙ,
КУРЛЫЧУТ В ПОДНЕБЕСЬЕ,
МУРЛЫЧЕТ СТАРЫЙ ДУРАЛЕЙ
СЛОВА ЗАБЫТОЙ ПЕСНИ.
ЗДЕСЬ НА ПОЮЩЕЕ, ЛИКУЮЩЕЕ СЕРДЦЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ СВОЙСТВА ПРИЮТЯ ЛЮБВИ, А НА СТРУНЫ ДУШИ ПЕРЕНОСЯТСЯ СВОЙСТВА ВЗМЕТНУВШЕЙСЯ В НЕБО СТАИ ЖУРАВЛЕЙ. МОЖНО СЧИТАТЬ ЭТО И ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. СЛЕДУЮЩИЙ ТРОП, ЗАМЕНЯЮЩИЙ НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА ЕГО СВОЙСТВОМ НАЗЫВАЮТ ПЕРИФРАЗОМ:
ЛЮБУЮСЬ УТРЕННЕЮ СМЕНОЙ….
…………………………………………..
ИЗ ОБЛАКОВ НАД ГОРИЗОНТОМ ТЁМНЫМ
ОКРАСИТ НЕЖНО – РОЗОВЫЙ ПАРИК.
Т.Е. ВМЕСТО НАЗВАНИЯ ЗАРИ ДАЁТСЯ ОПИСАНИЕ ВОСХОДА СОЛНЦА.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСЕН ТРОП- СИНЕКДОХА, КОГДА ВМЕСТО ПРЕДМЕТА НАЗЫВАЮТ ЕГО ЧАСТЬ (ИЛИ НАОБОРОТ, ВМЕСТО ЧАСТИ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТ):
В РАЗЛУКЕ С НЕЙ МОЯ ЛЮБОВЬ СО МНОЙ
И СЛОВО,ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ:
ПУСТЬ СТИХ ЛЕТИТ ЛЕПТОННОЮ ВОЛНОЙ,
СГОРАЮЩЕЙ ЗВЕЗДОЙ ПЕРЕД РАССВЕТОМ.
ЗДЕСЬ «СЛОВО» ЯВЛЯЕТСЯ СИНОНИМОМ РЕЧИ,ЯЗЫКА, А СЛОВО «СТИХ»-СИМВОЛОМ СТИХОТВОРЕНИЯ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛОЖНЫЙ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫСЛИ- СОДЕРЖАНИЯ СТИХА: ЛЕПТОНЫ- ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ ПЛАЗМЫ ДУШИ (ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ), КОТОРЫЕ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В СГОРАЮЩУЮ ПАДАЮЩУЮ ЗВЕЗДУ, И НУЖНО УСПЕТЬ ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ. ТОГДА ОНО СБУДЕТСЯ! ПОДБЕРИТЕ В СВОИХ СТИХАХ ПРИМЕРЫ ЭТОГО.

Источник

Неученый – что топор неточеный

«Никто из нас не будет хорошо учиться под давлением, когда нам страшно или скучно, а это то, что случается с большинством детей в школе» – с этими словами Льва Айзермана согласен полностью. Его публикации в «Учительской газете» навели меня на размышления. Досадно ученику, когда ошибается с ответом. Обидно, что учитель в присутствии всех указывает на промахи. Страшно, если в дневнике гнездится очередная двойка. Но всего хуже отвращение к учению и отчаянное нежелание ходить в школу.

…Большая перемена. На широком школьном дворе пятиклассницы со скакалочками. Одна из них, потенциальная второгодница, от которой на уроке ни слова не добьешься, проворно прыгает через скакалочку, быстро проговаривая:
На Кавказских горах
Жил да был падишах.
И была у падишаха
Белоснежная папаха.
Эврика! Что, если мне, учителю, сочинить свое присловие к скакалочке?
Прихожу на урок. Предлагаю:
Орфограмму номер пять
Просто выучить на «пять»:
После «ж», «ч», «ш» и «щ»
Пишем только «и», «у», «а».
«Чудо», «чай», «пощада», «щука».
Так писать велит наука.
Исключенья есть и тут:
«Жюри», «брошюра», «парашют».
Это записывается на доске, произносится всем классом хором и усваивается моментально. Правда, при написании слов-исключений еще делаются ошибки. Но при неоднократном повторении ошибки исчезают. Удача! Может, таким способом удастся привлечь внимание и к другим орфограммам? Но только придется их пронумеровать. К примеру:
Орфограммы три-четыре
Знай как дважды два четыре.
Если в слове звук согласный
Как-то слышится неясно
Иль не слышится никак,
Изменяем слово так,
Чтобы этот звук согласный
Прозвучал довольно ясно:
В руки взяв не прут, а прутик,
Я вошел не в пруд, а в прудик.
Предо мной не дно, а донышко,
И не солнце там, а солнышко.
В таком духе можно изложить все последующие орфограммы. Спросите, к чему эта морока – переводить с русского на русский? Во-первых, поэтический вариант запоминается легче. Во-вторых, что немаловажно, он включает в себя эстетическую, образную и игровую составляющие, делающие текст орфограммы более доступным и привлекательным. Кроме того, переписанные в отдельную тетрадь и снабженные рисунками ученика стихотворные орфограммы делают его своеобразным соавтором. И, наконец, произносимые на каждом уроке хором, они не только развивают мышление, память, но и дают возможность каждому ученику испытывать удовлетворение от учения.
…Еду из школы домой на велосипеде. Здороваюсь с сидящим у калитки школьником. А мне вдогонку вместо приветствия:
В орфограмме двадцать первой
Ошибаться не спеши.
«Не» с глаголами раздельно
Обязательно пиши.
Не хочу, не могу и не буду
Делать то, что не нравится
людям.
Чтобы им со мной не было худо,
Буду вежлив я с ними повсюду.
Вот вам и нравственная позиция.
Большие возможности в формировании жизненной позиции ученика таят в себе уроки литературы. Тут, правда, как справедливо утверждает изречение, смелое начало не хуже победы.
Захожу в класс:
– Здравствуйте!
А в ответ целый ливень пословиц, и всем классом, хором:
– Лучше знать, чем не знать.
– Человек неученый, что топор неточеный; можно и таким дерево срубить, да трудов много.
– Хорошее слово – серебро, а молчание – золото.
«Племя младое, незнакомое» на уроках литературы должны осенить сокровенные высказывания писателей и поэтов прошлого.
– Здравствуйте!
А в ответ:
– Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(М.В.Ломоносов)
– Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме (М.В.Ломоносов).
– Старайся дать уму как можно больше пищи (Л.Н.Толстой).
– Берегите в себе человека (А.П.Чехов).
– А ты? Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Леонид Мартынов)
Поприветствовали. А дальше? А дальше, скажем, предстоит ученикам написать сочинение. Не шаблонное, не бездушное, а свое, собственное, от всего сердца!
И тут вспоминается советский спортсмен Валерий Брумель, преодолевший двухметровую планку при прыжке в высоту. На вопрос, как это ему удалось, рекордсмен ответил: «Молодой человек, чтобы прыгнуть, надо прыгать».
Выходит, чтобы научиться писать сочинения, их надо писать. Всем, даже учителю. И я это делаю. Приношу свою работу в класс. Зачитываю, анализирую.
Следующий этап – проверка черновиков ученических сочинений. И тут действую по методу Айвазовского. Художник Айвазовский раздавал своим ученикам по чистому листу бумаги, на который каждый из них брызгал кистью несколько капель краски. Художник подходил поочередно ко всем и несколькими прикосновениями своей кисти превращал кляксы в морские пейзажи. Черновики ученических сочинений порой те же кляксы на листах бумаги. Но сквозь них зачастую пробиваются такие образные находки!
Но, чтобы сочинение являлось зеркалом души, нужно научиться читать.
Мы живем в эпоху потребления. Сегодня нас избавляет от тяжелой и утомительной работы помощник – компьютер. В мгновение ока он может выдать любую информацию, произвести любые вычисления, указать на ошибки в тексте. Он даже в шахматы может играть. Даже помочь врачу определить диагноз у больного. Одного не может компьютер – сочувствовать. Он мигом выдаст информацию, сколько людей погибло при пожаре, авиакатастрофе, землетрясении, – и ни одной слезинки.
В школе живых детей начиная с первого класса стараются превратить в умные компьютеры. Скорость на первом месте. Чем больше слов прочитает в минуту ученик, тем выше оценка.
Приходят ко мне в пятый класс.
– Читали сказку «Курочка Ряба»?
– Читали.
– Как заканчивается сказка?
– Курочка Ряба говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко, не золотое, а простое».
– А какое яичко лучше?
– Золотое.
– Почему?
– Оно другое. На него можно купить много простых.
– Выходит, Курочка не утешила стариков, пообещав снести простое…
– Да.
И только два-три человека в классе скажут: «Простое лучше, потому что оно живое, из него цыпленочек выведется, а из золотого – нет. Оно мертвое». И кто-нибудь добавит: «А прознают грабители про золотое яйцо, придут…» Я в поддержку этой версии привожу слова Пушкина: «Злато, злато, сколько от тебя зла-то!»
Вот и Золотая рыбка из пушкинской сказки не осчастливила старуху, а породила в ней алчность, и в конце концов та осталась у разбитого корыта.
И, выходит, мудро поступила Мышка, разбив снесенное Курочкой Рябой золотое яйцо. И как легко это сделала: всего лишь хвостиком махнула! Сказка ложь, да в ней намек…
Эпохе созидания нужен мыслитель – одухотворенный, чувствующий. И тут без учителя – путеводителя не обойтись. Именно он в состоянии передать ученику весь духовный багаж предшествующих поколений.

Виктор Федорович Лунев – автор поэтического сборника «Серебристые облака» и соавтор книги о ветеранах «Потомки помнят», вышедших в местном издательстве.

Источник

Пословица человек неученый что топор

ѻ Послушай и повтори пословицы и поговорки. О чём в них говорится?

Пословица человек неученый что топор

В пословице говорится о том, что маленький рост или возраст не главное: маленькие люди могут быть смелыми и умными, ловкими и быстрыми. Иными словами, маленькие люди могут делать большие дела.

Пословица человек неученый что топор

В поговорке говорится об умном, ловком, всюду успевающем молодом человеке. Что бы ни произошло, он тут как тут. В отличие от пословицы, поговорка не содержит нравственной оценки, а только констатирует факт.

Пословица человек неученый что топор

Трудолюбивый и упорный человек любому делу научится и всего в жизни добьётся.

Пословица человек неученый что топор

Все люди разные, и каждому человеку нравится что-то своё. Например, мне больше нравится красный цвет, а тебе синий. Ты любишь кушать груши, а я бананы. Красный цвет не лучше синего, а груша не лучше банана. Просто у каждого свой вкус.

Пословица человек неученый что топор

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Умных людей уважают, им доверяют. А тот, кто знает мало, должен всегда слушаться советов знающего человека, в буквальном смысле — ходить вслед за ним, как слепой ходит за поводырём.

Пословица человек неученый что топор

Друзья проверяются жизненными трудностями. Настоящий друг не тот, кто рядом с тобой, когда тебе хорошо. Настоящий друг всегда поможет в беде советом или поступком. Плох тот человек, кто забывает о друзьях в трудную минуту.

Пословица человек неученый что топор

Не говори — не умею, а говори — научусь.

Не надо бояться, что не сможешь выполнить трудную работу. Легче всего ничего не делать. Тот, кто хочет, всего добьётся. Есть и такая пословица на эту тему: «Ученье и труд все перетрут».

Пословица человек неученый что топор

Каков мастер — такова и работа.

Если человек работает хорошо, добросовестно, то и работа его будет сделана хорошо, а если человек будет лениться, то такая работа никуда не годится.

Пословица человек неученый что топор

В пословице говорится о том, что мало одного желания, чтобы что-то сделать. Сначала надо долго и упорно учиться.

Пословица человек неученый что топор

Зима — это мачеха, а лето — матушка.

Зимой холодно и голодно, а летом тепло и сытно, поэтому и говорится, что зимой плохо, как при злой мачехе, а летом — хорошо, как при ласковой маме.

Пословица человек неученый что топор

Если будешь работать в спешке, то сделаешь плохо, неправильно. Например, буквы в тетрадке получатся некрасивые, кривые.

Пословица человек неученый что топор

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.

Пословица человек неученый что топор

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Когда человек занят делом, время быстро бежит, скучать некогда, а когда сидит без дела, то время тянется долго.

Пословица человек неученый что топор

Вся семья вместе — так и душа на месте.

Когда все дома, беспокоиться не о чем — всё в порядке. А если кого-то долго нет, то все члены семьи начинают волноваться — у них в это время «душа не на месте».

Пословица человек неученый что топор

На свете так много интересного! Поэтому люди всю жизнь узнают что-то новое, независимо от возраста.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

За все удовольствия надо платить. Если хочешь с горки прокатиться, то придётся сначала санки в горку отвезти. А не хочешь санки возить — тогда не катайся.

Пословица человек неученый что топорПословица человек неученый что топор

Человек неучёный что топор неточёный.

Незаточенным — тупым — топором работать нельзя. Такой инструмент бесполезен. Так и человек неучёный немногого в жизни добьётся.

Пословица человек неученый что топор

По платью встречают — по уму провожают.

При встрече сначала замечают, как человек одет. Но лишь поговорив с ним, а ещё лучше — оценив его поступки, можно понять, каков он на самом деле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *