Последний дебют чему учит

Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Последний дебют чему учит

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 04.10.2021 2021-10-04

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Головина, Е. В. Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют» / Е. В. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84377/ (дата обращения: 19.12.2021).

Цель данной статьи состоит в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют» с помощью метода графосемантического моделирования. Методом сплошной выборки отобрано 22 контекста, из которых выделено 45 семантических компонента, распределенных на основании смысловой общности по 9 полям с разной долей удельного веса (см. таблицу 1).

Удельный вес семантических полей в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Название семантического поля

Удельный вес поля (%)

1 Внешнее отражение эмоций

2 Характеристика действия

3 Внутреннее эмоциональное состояние

5 Оценка внешности

6 Взаимоотношения с окружающими

7 Физическое состояние

9 Социальный статус

В данном рассказе А. Куприна выделено 9 семантических полей. Поле «внешнее отражение эмоций» (22 %) (густой румянец залил ее щеки; вышла величественная в своей скорби; каким-то надорванным голосом; обвела зрителей изумленными глазами и т. д.) (удельный вес 22 %) явилось в данном рассказе наиболее значимым. Очевидно, что автор рисует образ главной героини, актрисы Лидии Николаевны Гольской, через эмоции, которые видят зрители, ведь передача эмоций — это её работа.

Третьим по наполненности семантическими компонентами следует поле «внутреннее эмоциональное состояние» (в тоне ее голоса зазвучали худо скрываемые горечь и презрение; женщину, которая полюбила горячо и сильно; оскорбленная женщина; тяжелые мысли проносились и путались в ее голове и т. д.). Это объясняется тем, что сама ситуация предполагает напряжение всех душевных сил героини, высокий эмоциональный накал страстей, ведь речь идет о жизни и смерти. Поле « детали портрета» (приятный женский голос; тонкие правильные черты лица; классический профиль; будто мраморная, прозрачно-матовая бледность лица; ее бледные щеки и т. д.) составил 13 %, т. е. в этом рассказе автор обращается к одному из основных средств раскрытия образа персонажа, как художественная деталь, через которую передается красота героини.

Поля «оценка внешности» (Гольская была красавица; «Богиня! Классическая богиня!»; была хороша в этом замешательстве; вышла прекрасная) и «взаимоотношения с окружающими» (вид ее заставил вздрогнуть и забиться сотни сердец; молилась за человека, разбившего ее жизнь; призывала на его голову проклятия)оказались на 5-м и 6-м местах по своему удельному весу — 9 и 7 %. Таким образом, для автора важно для раскрытия образа героини еще раз подчеркнуть классическую божественную красоту своей героини, а также показать любовь к актрисе со стороны зрителей и нелюбовь со стороны её избранника. Поле «физическое состояние» (без чувств опустилась в кресло; Гольской не стало) лишь подчеркивает напряженное эмоциональное состояние актрисы. Поля «род занятий» и «социальный статус» вэтом рассказе несут лишь дополнительные сведения о героине.

Последний дебют чему учит

Рис. 1. Графосемантическая модель образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *