После заявления в полицию что происходит дальше
Как себя вести в случае подачи заявления в полицию?
«На меня подали заявление в полицию» — сразу возникает сумбур в голове и легкая растерянность. Стратегия поведения зависит от степени виновности лица. Далее разберем порядок действий.
Первые действия после информирования
В первую очередь не нужно нервничать.
При разговоре с сотрудником полиции рекомендуется узнать:
При этом не нужно давать каких-либо комментариев полицейскому. Необдуманные слова могут впоследствии навредить. Разговор должен вестись в вежливой форме и спокойным тоном.
Сотрудник в ходе беседы пригласит вас в отдел полиции для дачи показаний. Отказываться от встречи не нужно, обговорите удобное время, уточните данные сотрудника. Стоит иметь в виду, что если вызывает участковый, то, скорее всего, он рассматривает материал проверки, а если вызов исходит от дознавателя или следователя — то это уже допрос в рамках уголовного дела. В последнем случае необходим адвокат.
Если нет возможности оплачивать услуги адвоката, его назначат бесплатно. Но это только при возбужденном уголовном деле. Однако лучше найти защитника по рекомендациям, т. к. от грамотного сопровождения иногда зависит исход дела.
Также вызвать в отдел могут, прислав повестку. Порядок действий аналогичный. Позвоните по указанному номеру и выясните все обстоятельства.
Если вызывают в отдел полиции несовершеннолетнего, следует помнить, что его могут опрашивать только в присутствии законных представителей. Ими являются родители либо опекуны. В рамках возбужденного уголовного дела на допросе обязан присутствовать педагог (или психолог), адвокат.
Стоит ли идти в полицию
Стоит, т. к. это в ваших же интересах: в случае неявки вас могут подвергнуть принудительному приводу.
Уважительными причинами неявки в полицию являются:
О причине обязательно сообщите сотруднику и обговорите более удобное время.
Ни в коем случае не скрывайтесь от правоохранительных органов, иначе могут арестовать до суда.
Правильное поведение в участке
Приходите в назначенное время. Не стоит бояться общения с сотрудником полиции. Весь допрос должен проходить в рамках правого поля, никаких угроз, давления и уж тем более физической силы к вам применять не будут. В беседе вам могут задавать провокационные и неудобные вопросы, чтобы установить все обстоятельства. Это работа сотрудника — перед ним стоит задача все выяснить. Важно понимать, что вас ни в чем не обвиняют — презумпцию невиновности никто не отменял.
Для спокойствия можно прийти с близким человеком, которому доверяете, пригласить адвоката, включить диктофон.
Если нет желания давать какие-либо показания, можно воспользоваться ст. 51 Конституции РФ (отказ от дачи показаний).Но опять же, нужно прийти по повестке и указать это в допросе, поставив свою подпись.
В отделе полиции ведите себя спокойно и уверено. Общение должно быть вежливым и тактичным. Лучше не вступать в конфликты с представителями власти, тем более не оскорблять их, не выражаться нецензурно. Это грозит новым административным правонарушением, которое предусматривает административный арест.
Если считаете, что ваши права нарушены, то по окончании допроса необходимо взять все копии и написать жалобу, обратиться суд.
При клевете
При подаче заявления в полицию каждый предупреждается об ответственности за заведомо ложные показания (ст. 306 УК РФ). Об этом делается соответствующая запись в документе. Ложными считаются показания, когда заявитель намеренно оговаривает, заведомо зная о вашей невиновности.
В данном случае в ваших же интересах прийти в отдел полиции и объяснить ситуацию. При этом можно предоставить доказательства своей невиновности, например, пригласить свидетелей, предоставить фото-, видеосъемку. Также можно написать заявление о клевете, тогда обидчика могут привлечь к ответственности.
Бывают ситуации, когда обвинения заявителя не подтверждаются, но привлечь его к уголовной ответственности не получится. Рассмотрим это на примере, когда поступило заявление в полицию о мошенничестве.
Мошенничество — это хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием.Чаще всего поступают заявления по следующим причинам: не вернули своевременно долг, продавец не передал товар покупателю в оговоренные сроки. В таком случае необходимо доказать умысел, который должен возникнуть во время сделки. То есть лицо уже заведомо должно предполагать, что не собирается возвращать деньги, передавать товар.
В таком случае необходимо объяснить сотруднику полиции, что подобная ситуация сложилась по не зависящим от вас обстоятельствам (увольнение с работы, болезнь, подвел поставщик и т. п.). Тогда привлечь к ответственности заявителя за клевету не получится, т. к. нет оснований. Заявитель при обращении в полицию полагал, что в отношении его совершены противоправные (мошеннические) деяния.
При наличии доказательств вины
В случае если вина все-таки доказана, необходимо максимально смягчить наказание. В первую очередь нужно оформить явку с повинной, начать сотрудничать со следствием, предоставить положительные характеристики о себе. Грамотный юрист поможет выработать тактику. В суде все это будет учитываться при вынесении вердикта.
Как контролировать рассмотрение поданного заявления
Обязательно уточните контактный телефон сотрудника, который рассматривает ваше дело. Ответа по заявлению вы не получите, т. к. его направляют только заявителю. Поэтому необходимо быть в курсе того, как продвигается процесс. Вы можете предоставлять доказательства, подавать ходатайства, знакомиться с нюансами рассмотрением дела, обращаться за помощью к адвокату.
Написание встречного заявления
Чаще всего возникают ситуации, когда в конфликте виноваты обе стороны. Например, произошла обоюдная драка, были словесные оскорбления в адрес друг друга. Если хотите, чтобы обидчик тоже стал ответчиком, нужно написать встречное заявление. Его подают по месту совершения деяния.
Документ пишут на имя начальника отдела. В нем указывают кратко дату, время, место совершения противоправного поступка, данные обидчика. Прилагают собственноручно написанное объяснение/опровержение, в котором указывают все подробности происшествия.
В большинстве случаев встречный иск принимает сотрудник полиции, он сможет опросить более грамотно, уточнить необходимые нюансы. Обязательно прочтите текст еще раз, прежде чем ставить подпись.
Заявлению присваивается номер КУСП (книга учета сообщений о происшествиях). В дежурной части вам выдадут талон-уведомление.
После того как вы написали заявление в полицию, что делать дальше — объяснят на месте. Чаще всего все сводится к ожиданию. Теперь уже вашего обидчика будут вызывать в правоохранительные органы, и он будет отвечать за совершенные действия. Ответ на заявление вам направят по почте.
Сколько будут рассматривать обращение
Сроки зависят от тяжести совершенного деяния. Если это административное правонарушение, рассматривать его могут 30 суток (согласно КоАП РФ), если преступление, то в течение 3 дней. Как показывает практика, за такой период сотрудник не примет решение. Тогда срок продлевается до 10 суток на основании ходатайства.
После должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела либо от отказе от такового. В первом случае срок зависит от того, в каком органе будет рассматриваться дело (дознание или следствие). В дознании на расследование дают 30 суток, в следствии — 2 месяца. По усмотрению прокурора эти сроки могут быть продлены еще на 30 суток.
Все ответы направляются заявителям в течение суток с момента принятия решения.
Качканарский городской округ
официальный сайт
Безопасность
Как подать заявление в полицию о преступлении, его виды, варианты подачи, порядок регистрации и рассмотрения
Способы подачи заявления в полицию.
Согласно Инструкции, принимаются и регистрируются заявления и сообщения о преступлениях, поданные:
В подразделение полиции лично заявителем или его представителем.
Дистанционно, если возможности для личного визита нет:
посредством электронных сервисов на официальных сайтах подразделений МВД;
факсимильной связью (факс);
по телефону;
по почте.
Самым действенным способом является личное обращение.
Рассмотрим порядок подачи и требования, предъявляемые к заявлению о преступлении, подаваемому в отделение полиции.
Куда подавать заявление?
По общему правилу территориальной подследственности (ст. 152 УПК РФ) проверку по преступлению проводит то подразделение, полномочия которого распространяются на место, где оно было совершено.
Иногда заявителю бывает сложно определить, куда нужно обратиться. На этот случай Инструкция устанавливает, что заявление о преступлении принимается в любом подразделении полиции на территории России, независимо от: места совершения; даты и времени; давности; достаточности изложенных в нем сведений; его формы. После проведения необходимых мероприятий уполномоченным сотрудником полиции определяется отдел, который должен проводить проверку по этому заявлению. Собранные документы и сведения направляются в этот отдел.
Форма и содержание заявления.
Жестких требований к содержанию письменного и устного заявления в полицию о преступлении закон не предъявляет, как и нет установленного шаблона. По общим правилам оно состоит из шапки, основной и просительной части.
Шапка – адресование заявления конкретному руководителю подразделения МВД. В ней же указываются сведения о заявителе, адресе места жительства и его контактах. Контакты необходимы в числе прочего для получения сведений о результатах проверки.
Основная часть – своими словами описываются кратко или подробно обстоятельства происшедшего. Сотрудники полиции в обязательном порядке проведут опрос заявителя, в ходе которого уточнят неясности и восполнят пробелы, выяснят не отраженные в заявлении обстоятельства.
Просьба о проведении проверки и/или привлечении виновного лица к уголовной ответственности за содеянное. При этом заявление может, как начинаться с просительной части, так и заканчиваться ей.
Предупреждение об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Это предупреждение удостоверяется личной подписью.
Срок подачи.
У каждого преступления существует срок давности, по истечении которого преступника нельзя будет подвергнуть заслуженному наказанию. Он освобождается от уголовной ответственности, даже если виновен. Поэтому подавать заявление надо в пределах этого срока, а лучше незамедлительно, ведь чем быстрее оно попадет в полицию, тем больше вероятность его раскрытия. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ) зависят от тяжести совершенного деяния (ст. 15 УК РФ).
Дистанционное заявление в полицию
Заявление в полицию по телефону.
Сообщения о преступлениях, полученные по телефону (02, 112), также регистрируются, оформляются рапортом уполномоченного сотрудника полиции, по ним начинается проверка.
На официальных сайтах подразделений полиции различного уровня имеются сервисы для подачи заявлений о преступлениях. Для приема их онлайн через интернет необходимо ввести данные в обязательные для заполнения поля. Впоследствии они распечатываются на бумаге, регистрируются в установленном порядке и передаются в работу.
Подача заявления в полицию по почте.
В каждом подразделении полиции на входе имеется почтовый ящик для обращений граждан. Заявление о преступлении может быть опущено и туда.
Корреспонденция из ящика изымается не реже 1 раза в день.
Возможно ли написать анонимное заявление?
Анонимными считаются заявления о преступлениях, не содержащие сведений о заявителе – его имени, адресе и т. д. Такими заявлениями признаются и те, в которых указаны несуществующие данные о заявителе, либо данные лица, которое в полицию не обращалось. Если изложенные в них данные подтвердятся и в описанных фактах будут признаки состава какого-либо преступления, установленные обстоятельства излагаются уполномоченным полицейским в рапорте, он регистрируется и уже по нему, а не по анонимному заявлению проводится доследственная проверка. Естественно, ни о результатах рассмотрения анонимного заявления в полицию, ни о результатах доследственной проверки по изложенным в нем фактам заявитель уведомлен не будет.
Можно ли дополнить или переписать заявление в полицию
Заявление в полицию о преступлении – всего лишь повод для возбуждения дела при наличии оснований для этого. Другими словами, это только документ, с которого начинается уголовный процесс. Поэтому дополнять само заявление или его переписывать в ходе доследственной проверки необходимости нет никакой. Материалы доследственной проверки не являются доказательствами по уголовному делу, по этой причине требований к их форме, содержанию и прочим подобным характеристикам нет. То есть дополнения, уточнения и поправки могут быть оформлены как угодно и приобщены к материалам проверки.
Что происходит после подачи заявления
После того как заявление или сообщение в полицию о преступлении в иной форме зарегистрировано в КУСП, оперативный дежурный при необходимости принимает меры неотложного реагирования, предусмотренные законом и приказами ведомства. Если такие меры не являются необходимыми, зарегистрированное заявление передается руководителю отдела полиции или уполномоченному сотруднику, письменной резолюцией определяющему срок и порядок проведения проверки по каждому конкретному заявлению и должностное лицо, которому будет поручено проведение проверки.
Исполнителями чаще всего назначаются сотрудники подразделений по направлениям деятельности, осуществляющие на стадии доследственной проверки полномочия дознавателя, указанные в ст. 144 УПК, ими могут быть:
участковые уполномоченные (например, по бытовым и нетяжким преступлениям: побои, незначительные кражи, мошенничества, угрозы убийством т. д.);
оперуполномоченные уголовного розыска – по более тяжким (разбои, грабежи, вымогательства и т. д.) или групповым преступлениям;
оперуполномоченные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – по преступлениям в сфере экономической деятельности (фальшивомонетничество, мошенничества, взяточничество и т. д.).
После этого заявление под роспись в КУСП передается исполнителю, который приступает к проведению проверочных мероприятий в порядке ст. 144–145 УПК РФ.
Срок рассмотрения.
Общий срок проверки по сообщению о преступлении – 3 суток. Если проверить все необходимые данные невозможно в этот срок, он может быть продлен до 10 суток. Если необходимо проведение исследований, оперативно-розыскных мероприятий и т. д., срок может продляться и до 30 суток.
Обязанности у должностных лиц полиции принимать решения именно в этот срок нет. То есть, если все обстоятельства удалось установить в меньший срок, например в 1, 7 или 20 суток, решение может быть принято и раньше. Но зачастую и этих сроков бывает недостаточно для всестороннего исследования происшедшего. В этом случае сотрудник полиции может принять так называемое промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии отменяется. С момента поступления материала проверки исполнителю после отмены такого решения вышеуказанные сроки начинают течь заново. Количество таких фактов закон, кроме требования о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, не ограничивает.
Решения по заявлению.
По итогам доследственной проверки по заявлению в полицию о преступлении, в зависимости от результатов, может приниматься одно из следующих решений:
О возбуждении уголовного дела. Оно передается в подразделения отдела полиции, уполномоченные проводить предварительное расследование (дознание, следствие).
Об отказе в возбуждении уголовного дела. Материал проверки в этом случае регистрируется в специальном журнале учета, ему присваивается порядковый номер, под которым впоследствии он будет храниться в архиве. Номер материала будет состоять из двух номеров – номера КУСП/номера материала.
О передаче сообщения и собранных материалов по подследственности, если отдел полиции, в который они поступили, не уполномочен принимать решение.
О приобщении нового заявления к материалу проверки по тому же факту.
Как узнать результат?
О любом принятом по заявлению о преступлении решении должно быть сообщено заявителю. При этом обязательно разъясняется, кому и в каком порядке возможно это решение обжаловать. О возбуждении дела заявителя должны уведомить. Если он одновременно является потерпевшим, он имеет право получить копию соответствующего постановления. Об отказе в возбуждении заявитель уведомляется в течение суток с принятия решения, ему обязаны, помимо уведомления, направить копию вынесенного постановления. Если по заявлению принято решение о передаче по подследственности или о приобщении к ранее зарегистрированному сообщению – заявитель также уведомляется об этом с разъяснением, что, куда, для чего и почему направлено или приобщено.
Если ответа на заявление нет.
В случаях, когда, по мнению заявителя, срок проверки затягивается, никаких действий, вызовов и прочего со стороны сотрудников полиции не происходит, уведомлений и сообщений о результатах проверки не получено, судьбу заявления возможно узнать: У должностного лица, которому поручено проведение проверки. В дежурной части отдела полиции. В его учетно-регистрационном подразделении. Номер телефона, по которому возможно получить информацию, указан в талоне-уведомлении. Если же его нет, номер телефона для связи можно узнать на официальных сайтах подразделений полиции. Чтобы узнать результат рассмотрения заявления, необходимо будет назвать данные, указанные в талоне-уведомлении, – Ф. И. О. заявителя, дату обращения, номер КУСП.
Что нужно знать при подаче заявления в полицию
В случае личного обращения в отдел внутренних дел с заявлением о преступлении или об административном правонарушении, либо с целью сообщить о каком-либо происшествии, то одновременно с регистрацией Вашего заявления в дежурной части, оперативный дежурный должен оформить талон-уведомление и выдать его заявителю. В данном талоне указываются сведения о сотруднике, который принял заявление о преступлении или о происшествии, указывается регистрационный номер данного талона, также наименование органа МВД России выдавшего данный талон, адрес и служебный телефон, дату, время и подпись оперативного дежурного принявшего заявление.
Сам заявитель должен расписаться о получении талона уведомления на талоне корешке, с обязательным проставлением даты получения талона.
В случае если вы пришли в полицию и вам по каким-либо причинам отказывают в приеме заявления, или вас начинают отговаривать его подавать, аргументируя отказ тем, что расследованием данных дел занимается другой орган, либо иное ведомство, либо ссылаются на то, что происшествие случилось давно и вам необходимо было обращаться раньше, также причиной отказа может быть то, что Вам скажут об окончании рабочего дня и в этом отделении заявление принять не могут, то знайте следующее.
Все действия сотрудников полиции регламентированы приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел российской федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 ноября 2014 г. N 34570, в ред. приказа МВД России от 07.11.2016 № 708). В соответствии с данным приказом, регистрация заявлений о преступлениях и административных правонарушениях осуществляются в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания.
У заявителя есть право приложить к заявлению необходимые документы и материалы об административном правонарушении или о преступлении, также можно приложить копии данных документов или их электронные копии.
Таким образом принять заявление в дежурной части обязаны и даже независимо от того, кто должен заниматься расследование данного преступления или административного правонарушения. В уголовно-процессуальном законодательстве регламентировано направление сотрудниками правоохранительных органов материалов Вашего заявления по подследственности, в случае если данное преступление не относится к компетенции того или иного органа.
Также знайте, что ограничений для обращения в органы внутренних дел закон не предусматривает, даже если в последствии будет принято решение об окончании дела в связи с истечением сроков давности. Заявление у вас принять обязаны независимо от времени суток его подачи и полноты его содержания.
Ваше заявление обязаны принять в любом органе внутренних дел, не зависимо от субъекта РФ.
Если сотрудник в дежурной части отказывается принимать заявление, то вежливо попросите предъявить его служебное удостоверение, далее сообщите ему, что вы намерены обжаловать его действия в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или суд.
За отказ в приеме заявления сотрудник, виновный в данном действии, будет привлечен к дисциплинарной ответственности, последствиями которой может быть увольнение данного сотрудника из органов внутренних дел.
О порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в МВД России
Обращение в адрес МВД России и его руководства может быть направлено посредством:
Операторов почтовой связи с доставкой ими корреспонденции в здание Министерства внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991.
Официального интернет-сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации – https://мвд.рф.
Почтового ящика, установленного на контрольно-пропускном пункте при входе в Министерство внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16.
Факсимильной связью на телефонный номер 8 495 667 79 08.
Обращение может быть также подано в ходе личного приема руководителей и уполномоченных должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации в Приемной МВД России расположенной по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11.
Рассмотрение обращений граждан и организаций в системе МВД России осуществляется на основании:
Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707.
Обращение подлежит регистрации в течение 3-х дней со дня поступления в Министерство внутренних дел Российской Федерации и рассмотрению в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя.
О результатах заявителю направляется ответ в письменном виде или в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 19 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707, информирование по телефону о поступлении обращения, дате его регистрации и регистрационном номере, о подразделении, осуществляющем рассмотрение обращения, а также разглашение данной информации посторонним лицам запрещается.
Установленный порядок обусловлен необходимостью защиты прав заявителей, поскольку разглашение сведений о факте обращения в органы внутренних дел неустановленному лицу может создать угрозу безопасности обратившегося гражданина, а также требованиями Федеральных законов от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Данная информация может быть предоставлена по запросу направленному в электронном виде через официальный сайт МВД России – мвд.рф или в письменной форме через операторов почтовой связи по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991, с указанием адреса для ответа такого же, как в обращении, сведения о котором запрашиваются.
Перечисленные сведения также сообщаются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Если Вы считаете, что в результате действий (бездействия) должностных лиц системы МВД России нарушены Ваши права, свободы или законные интересы, в том числе отсутствует ответ на обращение, Вы вправе обжаловать указанные действия (бездействие), обратившись к вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган внутренних дел или в прокуратуру с соблюдением требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалобы на решения, принятые должностным лицом структурного подразделения органа внутренних дел, подаются руководству данного органа. Жалобы на решения, принятые руководителем органа внутренних дел, подаются в вышестоящий орган внутренних дел.
В случае несогласия с ответом территориального органа МВД России на региональном уровне по результатам рассмотрения Вашей жалобы Вы можете обратиться в структурное подразделение центрального аппарата Министерства, к компетенции которого относится решение поставленного вопроса, или в МВД России.
Помимо этого, Вы вправе обжаловать действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел в судебном порядке.
Приемная МВД России располагается по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11 (ближайшие станции метро «Сухаревская», «Цветной бульвар»).
Режим работы Приемной МВД России для граждан: понедельник, вторник, четверг, пятница с 10 часов до 16 часов, среда с 10 часов до 20 часов, первая и третья суббота месяца с 10 часов до 14 часов. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
Приём граждан руководящим составом Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется с 10 часов до 13 часов в соответствии с графиком, который ежемесячно размещается на официальном сайте МВД России – мвд.рф в подразделе «График приема граждан» раздела «Для граждан».
Запись на личный прием производится при личном обращении в Приемную МВД России, а также на основании заявления, направленного в адрес МВД России в письменной или в электронной форме.
Кроме того, записаться на личный прием возможно по телефону 8 495 667 72 64 с понедельника по пятницу включительно с 8 часов до 10 часов.