После бакалавриата что дальше

Жизнь после бакалавриата: выбрать работу или магистратуру

После бакалавриата что дальше

После окончания бакалавриата большинство студентов сталкивается с дилеммой, что делать дальше: идти в магистратуру или найти работу. Раньше после сдачи выпускных экзаменов в вузе большинство студентов пытались трудоустроиться. Сейчас растет число тех, кто хочет продолжать образование и получить дополнительные знания, которые можно будет эффективно использовать на новом рабочем месте.

Также предпочтение магистратуре после бакалавриата отдают, рассчитывая получить отсрочку от армии, когда хотят глубже изучить специальность, планируют в будущем заниматься научной деятельностью по выбранному направлению.

Что же делать бакалавру – учиться дальше или работать «по-взрослому»? Давайте разберемся в статье.

Преимущества поступления в магистратуру

Для многих студентов магистерская программа – это способ открыть новые возможности. У такого решения сразу несколько важных преимуществ:

В чем подводные камни обучения в магистратуре

Помимо очевидных преимуществ, нужно учитывать существующие недостатки при обучении в магистратуре. В первую очередь, они коснутся тех, кто сильно сомневается, что делать после бакалавриата и не имеет четкого и осознанного плана на дальнейшую жизнь, продолжая обучение в университете, что называется, «ради диплома».

К таким недостаткам следует отнести:

Плюсы и минусы поиска работы после бакалавриата

Магистратура – не обязательный этап при получении высшего образования, диплом бакалавра тоже свидетельствует о законченном высшем. Некоторые предпочитают не тратить еще пару лет на обучение, а сразу начать строить карьеру.

Поиск работы становится в приоритете в следующих случаях:

Чаще всего ограничиваются бакалавриатом выпускники IT-факультетов и творческих специальностей. Их без труда принимают на работу, не обращая пристального внимания на уровень высшего образования.

Однако нужно учитывать, что если сразу трудоустроиться после получения степени бакалавра, придется столкнуться с такими трудностями:

Продолжая получать образование, всех этих проблем можно успешно избежать. Вот основные моменты, которые нужно учесть при принятии решения, что делать после получения степени бакалавра: искать работу или переходить в магистратуру.

Решение требуется принимать индивидуально в каждом случае. Часто ключевым моментом становится выбранная специальность, которую осваивает студент, его дальнейшие планы на жизнь и карьеру, повестка в армию, финансовые возможности (сможет ли он еще два года прожить, не работая полноценно).

Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.

Источник

Жизнь после бакалавриата: как я решала, что делать дальше, когда высшее образование и работа уже есть

С июня по октябрь 2018 года я окончила университет, нашла работу, поступила в магистратуру, решила, что хорошая работа и высшее образование у меня уже есть и ходить на пары необязательно, отчислилась из вуза. И потом поступила в магистратуру опять.

В этой статье я расскажу, почему я принимала такие решения и к каким выводам пришла в процессе.

После бакалавриата что дальше

Статья получилась достаточно длинной, поэтому здесь я напишу ее план:

Как я не пошла в магистратуру ВШЭ, а пошла в ИТМО

Меня зовут Оля Кунявская. Летом 2018 года я окончила бакалавриат СПбАУ по направлению «Биоинформатика». Наш выпуск пришелся на момент, когда администрация, преподаватели и студенты переезжали из СПбАУ в Питерскую Вышку. Академический университет великолепно мне подходил с точки зрения получения образования в бакалавриате, однако в открывшуюся магистратуру питерского кампуса ВШЭ я не пошла. В бакалавриате я занималась биоинформатикой и хотела развиваться в этой области, но в магистратуру Питерской Вышки переехали направления Machine Learning, Software Engineering и Programming Languages, а Bioinformatics — нет.

В этот момент я узнала про магистерскую программу «Биоинформатика и системная биология» в ИТМО и решила поступать туда. В программу входили некоторые курсы, которые я уже изучала, но при этом там было и много нового. Мне нравилась идея, что моими одногруппниками будут ребята с биологическим бэкграундом. Мышление биологов сильно отличается от моего, и я думала, что подобная среда может сильно прокачать меня в загадочной для меня области биологии и научить мыслить еще одним способом. Еще мне понравилось, что обучение проходит на английском языке: хотелось поверить, что я знаю английский достаточно для того, чтобы учиться и работать.

После бакалавриата что дальше

Я сдаю устный экзамен по биологии при поступлении в ИТМО

Как я отчислилась из ИТМО

Сентябрь 2018 года. Я поступила на магистерскую программу «Биоинформатика и системная биология» в ИТМО и устроилась младшим научным сотрудником в Центр биоинформатики и алгоритмической биоинформатики при СПбГУ на полную ставку (эта лаборатория разрабатывает геномный сборщик SPAdes под руководством Павла Певзнера и раньше находилась в СПбАУ).

Октябрь 2018 года. Я отчисляюсь из вуза. Учиться в ИТМО я не могу — причем из-за деталей, про которые я знала заранее, но мне и в голову не могло прийти, что это будет меня так расстраивать.

Привыкнув к камерной атмосфере СПбАУ, где училось меньше 500 человек, я неуютно чувствовала себя в университете, в котором на одном курсе могут быть тысячи студентов. Мимо меня ходили люди, и я думала о том, что вижу их в первый и в последний раз в жизни. К тому же оказалось, что я не готова тратить даже минимальные усилия на то, что не кажется мне полезным. Когда я шла на эту магистерскую программу, я знала, что там будут курсы, которые я уже проходила. Например, по дискретной математике. Я собиралась их быстренько сдать, а остальное время заниматься важными для меня вещами. Однако оказалось, что такая модель не для меня. Преследовал вопрос «зачем я трачу свое время», и это ощущение усиливалось из-за того, что в начале года на парах рассказывают вводную информацию.

За первые три недели я решила, что, раз высшее образование уже есть, нет смысла ходить в университет ради получения диплома. Я хочу заниматься другими делами — более классными, чем посещение пар. Я заключила, что получать магистерское образование мне не нужно, и отчислилась.

Gap year. А дальше-то что?

Я перестала быть студентом и осталась работать в лаборатории на полную ставку. А дальше у меня наступил естественный кризис, связанный с окончанием университета.

Мне было важно получить образование, и обучение в бакалавриате сопровождалось ощущением, что главное сейчас — вложить много сил и энергии в учебу, а со всем остальным можно разобраться потом. И вот я оказалась в ситуации, что высшее образование у меня есть, я устроена на неплохую работу, даже личная жизнь уже налажена. А дальше-то что?

Я столкнулась с экзистенциальными вопросами, на которые начала искать ответы. Я размышляла, как я хотела бы жить в дальнейшем и как обустроить свою повседневную жизнь так, чтобы быть счастливой. Это вопросы, о которых ты не задумываешься, пока есть куча задач и дедлайнов.

Расскажу тезисно ключевые мысли, так или иначе связанные с магистратурой:

Зимой я написала нашему декану и рассказала о своем намерении поступать, летом сдала экзамены и поступила. А с осени 2019 года перешла на полставки и пошла учиться.

Как я опять пошла учиться. Разница между магистратурой и бакалавриатом.

После бакалавриата что дальше

Для меня учеба в магистратуре — это новый этап жизни, а не прямое продолжение бакалавриата. В бакалавриате получение образования было моим главным приоритетом: я смело отказывалась от вещей, которые мешали учиться, тщательно готовилась к экзаменам, первой сдавала домашние задания и по 2–3 раза прорабатывала теоретический материал. К моменту поступления в магистратуру я поняла, что жизнь многогранна, и помимо учебы я хочу заниматься и другими вещами: строить крепкие социальные связи, карьеру, создавать семью, реализовывать собственные идеи. Иногда я предпочитаю встречу с другом выполненному домашнему заданию. Учеба больше не главная цель, а скорее приятное дополнение, которое делает жизнь счастливее.

Вот что еще изменилось по сравнению с бакалавриатом:

Выводы

30 апреля на факультете будет День открытых дверей online про магистерские программы.
Приходите!

Источник

Магистратура: что это и зачем оно вам?

Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на Болонскую систему образования: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура — это:

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

После бакалавриата что дальше

Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности.

Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию.

Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.

Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки.

При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.

Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.

Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).

Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.

Источник

«Шла на работу и поняла, что больше не могу»: как сменить профессию после окончания вуза

Фармацевт, филолог, таможенник и другие читатели Т⁠—⁠Ж о том, как переосмыслили себя

Иногда высшее образование помогает найти работу, завязать полезные знакомства и получить необходимые навыки. Но так бывает не всегда, и переводчики, историки, менеджеры и филологи после выпускного находят себя совершенно в других сферах. Мы поговорили с читателями, которые не захотели работать по специальности, и узнали, как им удалось найти работу без соответствующего диплома.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

После бакалавриата что дальше

Мои родители оба окончили филфак: мама — отечественное направление, отец — зарубежное, и я решила пойти по их стопам. Училась в родном городе, в том же вузе, что и они. С иностранными языками было туго, и я выбрала отечественную филологию.

На филфаке ты либо лингвист, либо литературовед, но мне было сложно определиться. Сначала пошла на кафедру русской литературы: думала, что если мне нравится больше читать, чем запоминать правила, то я литературовед. В какой-то момент поняла, что дипломная работа не идет и я не хочу заниматься анализом литературных произведений. Хотелось написать собственное исследование, и спустя полгода перешла на кафедру русского языка.

В какой-то момент я начала помогать студенческому журналу, и в университете узнали про мои способности к рисованию и дизайну. Куратор курса порекомендовал меня арт-директором в местную кофейню. Так я впервые открыла Adobe Illustrator на своем старом ноутбуке и поняла, что меня увлекает процесс создания промоматериалов. Стало интересно, как вообще работает дизайн, как в нем сочетаются коммерция и искусство, какие технические инструменты для этого можно использовать. Начала смотреть бесплатные курсы, читать книги, собрала портфолио из работ, которые делала для кофейни.

Первый заказ получила на бирже фриланса. Потом пошли подработки от знакомых. Совсем недавно устроилась дизайнером в крупную ИТ-компанию. Изучаю веб и мобильный дизайн и хочу попасть в команду разработчиков мобильных приложений.

Филфак вспоминаю с теплотой: со мной учились очень образованные и культурные люди, мне всегда было что обсудить с однокурсниками. К тому же я всегда могу завязать разговор, рассказав какие-нибудь интересные факты о популярных литературных произведениях, или назвать слово с тремя «е» подряд.

После бакалавриата что дальше

Никакого самостоятельного решения в 16 лет я не принимала. Будущий университет выбирали на семейном совете: помню, папа принес справочник «Вузы России», и я его очень лениво пролистала. Родители так и не получили ответа на философский вопрос «кем ты хочешь стать», и было решено отправить меня по папиным стопам. Так я оказалась на юридическом в Таможенной академии.

Сложно оценить, насколько качественным было мое образование. Общую часть уголовного права я могу воспроизвести полностью и даже в стихах, но содержание многих предметов, указанных в дипломе, полностью стерлось из моей головы.

Родители выбирают для своих детей государственную службу в убеждении, что их ждет стабильность и высокая пенсия. Еще маме нравилось, как на мне сидит форма. В студенчестве мы много мечтали с одногруппниками, как будем в обнимку с законом защищать границы России. В реальности мы получили рутинную работу, половину которой может выполнить даже калькулятор.

Однажды, после трех невыносимых лет на таможенной службе, я шла на работу и поняла, что больше не могу там находиться.

В то же утро написала заявление.

До этого я уже год готовилась поступать в вуз в Чехии, изучала язык, забронировала жилье и место на языковых курсах в чешском вузе. Оставалось только получить визу, но мне дважды в ней отказали. Третий раз подавать документы было поздно, деньги за жилье и курсы в Чехии вернуть не удалось.

Я устроилась работать в кофейню бариста. Дело было в маленьком городе, и уже на следующий день вся таможня начала ходить ко мне в кофейню, смотреть, как я свалилась с высоты государственной службы в бездну сферы обслуживания. А мне не было стыдно, меня окружал запах вкусного кофе, булочек с корицей и милые веселые коллеги.

Потом я переехала в Санкт-Петербург и устроилась таможенным представителем, хотя зареклась работать в ВЭД. В 2014 году мою судьбу решил Крым. В основном я занималась ввозом мяса и молочных продуктов из США и Европы, поэтому контрсанкции оставили меня без работы.

И тут юридическое образование мне действительно помогло. Я стала репетитором и по сей день помогаю выпускникам школ сдавать экзамены по истории и обществознанию. О времени, проведенном в вузе, вообще ни на минуту не жалею, до сих пор поддерживаю очень близкие отношения с одногруппниками. Главное из того, что дало мне высшее, — умение учиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность.

После бакалавриата что дальше

Со средней школы воспринимала образование как необходимость, поэтому варианта не идти в вуз не было. Выбрала Волгоградский государственный медицинский университет, специальность «провизор». Повлияло мнение мамы: она убедила остаться в родном городе и получить медицинское образование.

Преподавали хорошо и интересно, но общаться с руководством было крайне тяжело. Тем не менее больше всего запомнились потрясающие преподаватели, которые были адекватны, активны и заинтересованы в наших знаниях.

Я начала работать еще на четвертом курсе, в аптеке. Сначала в качестве фасовщика, затем перешла на должность провизора. Параллельно в университете пошла в научный кружок по биоинформатике и познакомилась с языком программирования Python. Начала изучать его при помощи разных курсов, и это показалось мне действительно интересным. Так я решила, что хочу работать на стыке программирования и медицины, уволилась из аптеки и нашла искать работу программистом-аналитиком.

Если кому-то говорю, что работаю программистом, все спрашивают:

После бакалавриата что дальше

Для учебы я выбрала Тольяттинский государственный университет, специальность «техносферная безопасность» — охрана труда. Ожидала, что это настолько востребованная профессия, что каждый работодатель жаждет найти хорошего специалиста и улучшать условия труда для своих подчиненных. В реальности, конечно, все оказалось иначе.

Программа была ориентирована на теоретические знания, которые быстро забывались без практики. В итоге на работе пришлось обучаться с нуля. Чему я действительно научилась — так это умению договариваться с любым человеком и в любой ситуации.

Найти работу помог вуз: на четвертом курсе предложили вакансию специалиста по охране труда в Тольяттинском политехническом колледже. На навыки никто не смотрел, всему обучали в процессе работы. Но зарплата была крайне низкой, а постоянная ответственность за все вокруг давила. Работодатель не позволял закупать необходимые средства индивидуальной защиты, а при попытках объяснить важность инструктажей сотрудники закатывали глаза. Оказалось, что единственный человек в компании, которому действительно важна охрана труда, — это я сама.

Сменить сферу решила после того, как поняла, что тружусь за минимальный прожиточный минимум и достойной зарплаты нужно ждать еще шесть лет. В итоге я ушла в колцентр и не жалею. Сразу вырос доход, а через два года получила руководящую должность. При этом ответственность не такая глобальная: я отвечаю за то, что действительно в силах сделать.

После бакалавриата что дальше

В моей семье у всех было высшее, так что выбора, поступать или не поступать в университет, не стояло. А вот выбор специальности зависел от меня. Я не испытывала интереса к точным наукам и не отличалась прилежностью или вниманием. Но очень нравилась идея стать полиглотом и знать много языков. Английским и немецким на момент поступления я владела уже на сносном уровне, поэтому решила поступить на востоковедение и заняться китайским.

Выбрала университет по следующим критериям: китайский язык как первый иностранный и возможность поехать на стажировку за границу. Под эти требования подходил только факультет востоковедения Московского городского педагогического университета. На бюджет я не прошла, но, к счастью, родители оплатили учебу, и желание ребенка было исполнено.

Учиться было весело. На первом курсе мы чувствовали себя актерами: смешно выдавливали из себя правильные интонации и как первоклассники выводили в клеточках иероглифы — черта к черте. Но единственный ценный навык, который я приобрела за пять лет учебы, — отличный разговорный китайский. Предметы вроде литературы, экономики и педагогики забывались через десять минут после зачета и особенно не пригодились.

Очень скоро поняла, что, скорее всего, даже если и стану педагогом, то точно не в школе. Еще свежи были воспоминания о жестоких одноклассниках и замученных раздраженных лицах учителей. На четвертом курсе я начала активно работать по специальности: репетиторство, письменные и устные переводы, сопровождение на выставках. Хотелось как можно скорее закончить учебу и творить.

После окончания вуза я какое-то время не работала, занималась общественным проектом в своем родном городе. Резюме на должность переводчика висело на «Хедхантере». Скоро меня пригласили на должность специалиста в отдел продаж спецоборудования на одно из местных предприятий. Я общалась с поставщиками на английском и китайском, согласовывала заказы и поставки. Уже потом узнала, что то, чем я занимаюсь, называется внешнеэкономическая деятельность, или сокращенно ВЭД, — сфера, связанная с экспортом и импортом товаров и услуг. В течение пяти лет я проработала специалистом по ВЭД в разных компаниях.

Постепенно тяга к общению с иностранцами стала угасать, таможенные процедуры вызывали слишком много тревоги, а технический перевод во время пусконаладочных работ ужасно утомлял. Тогда я решила заняться фронтенд-разработкой. Прошла обучение в одном известном офлайн-сообществе и сейчас ищу первую работу. О полученном лингвистическом образовании не жалею. На момент моего выпуска изучение китайского только набирало популярность, и мои навыки были в диковинку. Помимо заработка, мне просто было приятно осознавать, что я знаю то, чего многие не знают. Как минимум китайский — всегда удачная тема для разговора.

Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку

Источник

Что делать после бакалавриата?

Бакалавриат занимает всего 4 года, и в этом есть свое преимущество: сразу после получения степени бакалавра вы можете искать работу или отправиться в магистратуру.

В отличие от будущего специалиста, окончившего четвертый курс, у бакалавра куда более широкий выбор. Вопрос в том, что выбрать?

Обязательна ли магистратура после выпуска?

В целом высшее образование в России не считается обязательным. Вы можете окончить даже 9 классов — и попытаться найти работу. В университет или институт отправляются, чтобы получить профессию и возможности для карьерного роста.

Если ваша цель — получить высшее образование, достаточно окончить бакалавриат. Согласно российским законам, бакалавр имеет право работать по выбранной специальности и даже занимать руководящие должности. Это полноценная «вышка», после которой можно выбрать любой путь развития. А значит, получать магистратуру и тратить два дополнительных года необязательно.

Альтернативы продолжению обучения

После бакалавриата вы можете:

Как видите, вариантов очень много.

Рассмотрим поподробнее два варианта — трудоустройство и получение второго высшего образования.

Трудоустройство после окончания бакалавриата

В целом, бакалавров ценят меньше, чем магистров: и в России, и за рубежом вам придется поискать работу. Но вчерашние студенты в любом случае испытывают сложности при поиске первого работодателя: без опыта устроиться трудно.

Вот четыре стратегии, которых вы можете придерживаться:

Как видите, вариантов и стратегий достаточно. Вам вовсе необязательно получать степень магистра, чтобы устроиться на работу — почти все «двери» открыты!

Получение второго высшего образования

Бакалавры, как, впрочем, и все остальные могут получить второе высшее — как правило, платное. Бесплатными могут быть только первый бакалавриат с магистратурой или специалитет.

Второе высшее можно получить сразу после окончания бакалавриата. Сдавать ЕГЭ повторно не нужно — вы можете отнести документы в новый вуз, сдать внутренний экзамен или пройти собеседование. Можно пойти на специалитет или бакалавриат. Если программы будут совпадать по нескольким пунктам (дисциплинам), вы сократите срок обучения на 1–1,5 года.

Еще одна возможность — поступить на второе высшее во время обучения на бакалавриате. Вы можете очно учиться в одном вузе, а заочно или на вечернем — в другом. Еще удобнее выбрать сразу два факультета в одном вузе.

Программы могут совпадать по нескольким дисциплинам. Благодаря взаимозачету вы сможете сократить срок обучения на втором высшем до минимума и окончить его одновременно с первым. Удобно? Да, всего четыре года — и вы получите две специальности.

В ИМЭС, как и в некоторых других вузах, дают все возможности для будущих бакалавров: здесь есть направления, включающие в себя подготовку к работе или обучению за рубежом, доступна возможность одновременного получения двух высших образований, есть большой выбор

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *