Посещения и обращения в чем разница поликлинике
Правила записи на прием к врачу
Медицинская карта амбулаторного больного включает в себя все сведения по обращению к врачам, различной диагностике и по назначению лечения в конкретном лечебном учреждении. Её нужно заполнять первично в регистратуре. В случае изменений паспортных данных или иной информации, пациент сообщает об изменении данных в регистратуру лечебного учреждения (при обращении в лечебное учреждение).
Медицинская карта — собственность лечебного учреждения, поэтому забирать ее домой пациентам не разрешается.
Этот документ не должен храниться дома. Если лечение закончено, врач самостоятельно отдает накопившиеся карты в регистратуру. При необходимости предоставить указанную в карте информацию оформляется выписка (форма 027). Пациент имеет право знать о своем здоровье, но это не означает, что он имеет право хранить оригинал медицинской документации «на руках». Всю информацию по своему состоянию здоровья можно получить у лечащего врача, а данные карты и данные по диагностике можно сохранить при желании дома в виде ксерокопии.
Первичный и повторный приём
Под первичным приёмом понимается первичное обращение к конкретному врачу-специалисту и последующие обращения к этому врачу более чем через один месяц с момента первого обращения, независимо от причины обращения.
Под повторным приёмом понимается повторное обращение к одному врачу-специалисту в течение одного месяца с момента первичного обращения.
Понятие «Повторный прием» включает в себя все повторные обращения пациента медицинского центра к этому же врачу-специалисту в течение этого же календарного года (в течение календарного месяца).
Лечащим врачом осуществляется запись на повторный прием (при отсутствии направлений на исследования – ФГДС, УЗИ). В том случае если необходимо обследование и консультации узких специалистов, то пациент обращается к дежурному регистратору-консультанту (около информационно-справочного терминала – системы управления очередью).
При посещении лечебного учреждения для повторного приема врачом-специалистом пациенту необходимо обратиться к дежурному регистратору-консультанту для уточнения наличия амбулаторной карты в кабинете врача-специалиста.
Необходимо помнить, что
Заболеваемость населения учитывается на основании обращаемостинаселения в ЛПУ, но не посещаемости ЛПУ.
Различия между обращениями и посещениями:
Обращение – это первое посещение пациентами врача (или врача пациента в течение года по поводу каждого заболевания
Посещение— это каждый визит пациента к врачу или врача к пациенту на протяжении года.
Обращения могут быть первичные, вторичные, третичные и т.д.
Первичное обращение при остром заболевании— это первый визит к врачу или врача к пациенту по поводу каждого нового случая острого заболевания на протяжении года.
Обращение регистрируется с помощью специальных учетных документов:
«Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов» (ф. 025-2/0)
«Талон амбулаторного пациента» (ф. 025-6/0, ф. 025-7/0).
Посещения регистрируются с помощью «Талона на прием к врачу (ф.025-4/о) «.
В настоящее время на каждого жителя Украины в год приходится в среднем 10,8посещений.
Следует учитывать, что и обращение и посещение может быть как с лечебной целью, так и с профилактической целью.
Вторым методом изучениязаболеваемости является получение информации о заболеваемости населения на основании данных медицинских осмотров.
Основные группы, подлежащие прохождению медицинских осмотров:
-работники предприятий, работающие во вредных для здоровья условиях труда
-работники пищевых, детских и некоторых коммунальных учреждений при поступлении на работу и впоследствии через определенные сроки.
-дети всех возрастов, учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты.
Медицинские осмотры проводимые в Украине подразделяются на:
-предварительные (при приеме на работу, обучение, перед началом смены (пилоты, водители, шахтеры)), они проводятся с целью определения состояния здоровья и выявления противопоказаний к учебе, к работе.
—периодические (проводимые среди определенных групп населения с определенной периодичностью, чаще всего 1 раз в год – дети, студенты и т.д.), они проводятся с целью раннего, активного динамического выявления различных заболеваний, донозологических состояний среди населения с целью своевременного проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
—целевые-направленные на своевременное активное динамическое выявление конкретныхзаболеваний среди населения с использованием различных методов диагностики, например туберкулеза (флюоография), онкологических (онкоосмотры), венерических (лабораторные исследования), сердечно-сосудистых заболеваний (измерение АД) и т.д..
Этот метод имеет следующие преимущества:
-достаточно полный учет хронических заболеваний;
-выявление заболеваний на начальных стадиях;
-независимость результатов медицинских осмотров от доступности медицинской помощи, санитарной культуры населения и т.п.
К недостаткам относятся:
-невозможность учета острых заболеваний;
-охват только отдельных групп населения: детей, учащейся молодежи, работников отдельных профессий;
-довольно высокая стоимость.
Необходимо подчеркнуть, что данный метод обеспечивает наиболее полный учет прежде неизвестных хронических заболеваний, или тех, по поводу которых население активно не обращается в медицинские учреждения.
Патологическая пораженность — совокупность всех заболеваний и патологических состояний выявленных при комплексных медосмотрах. Этот показатель дает представление о контингенте больных зарегистрированных на определенную дату. В основном выделяется хроническая патология и в большинстве случаев этого заболевания с которым население не обращалось в лечебно-профилактические учреждения.
При изучении заболеваемости по данным медицинских осмотров, полнота информации о заболеваемости зависит от:
• систематического их проведения;
• участия врачей необходимых специальностей;
• достаточного диагностического обеспечения;
• контроля своевременности и полноты осмотров.
Учетные медицинские документы при проведении медицинского осмотра:
Карта подлежащего периодическому медицинскому осмотру (ф.046/о);
Контрольная карта диспансерного наблюдения (ф.030/о);
Медицинская карта амбулаторного больного (ф.025/о);
История развития ребенка (ф.1112/о);
Медицинская карта ребенка (ф.026/о);
Медицинская карта студента ВУЗа.
Изучение заболеваемости по данным причин смерти является дополнительным методом к двум вышеуказанным. Он особенно актуален относительно учета тех заболеваний, которые можно зарегистрировать только при обращении за получением врачебного свидетельства о смерти (речь идет о больных, которые раньше не обращались к медицинским учреждениям и умерли дома), а также внезапных болезней, которые дают высокую летальность (инфаркты, инсульты, травмы и т.п.).
Таким образом данный метод позволяет:
-выявлять заболевания, по поводу которых пациенты не обращались за медицинской помощью и были зарегистрированы на основании документов удостоверяющих его смерть
-учитывать все заболевания проведшие к смерти
-выявляет внезапные заболевания дающие высокую летальность
В тоже время этот метод:
-не учитывает другие более «легкие» заболевания, не приводящие к смерти человека
Метод опроса населения (интервью) широко используется за рубежом (в США, Японии, Дании, Франции) в связи с отсутствием обязательной государственной регистрации заболеваний, он имеет также положительные и отрицательные аспекты.
К положительным относятся:
-быстрое получение данных о заболеваемости населения;
-охват большого количества населения;
-не требует больших затрат;
К отрицательным соответственно:
-субъективизм (самооценка своего состояния) – в результате отмечается гипердиагностика заболеваний;
-в случае проведение верификации диагнозов, потребуются дополнительных расходы ЛПУ.
Специальные выборочные исследования позволяют получить более детальную и качественную информацию за короткие сроки и с меньшими затратами. Широкое распространение их предусмотрено Программой реформирования государственной статистики на период до 2000 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины № 971 от 22 июня 1998 года. Выборочные специальные исследования являются частью программ углубленного изучения здоровья, которые применяются при проведении переписей населения.
Они позволяют получить:
-качественную и объективную выявляемость заболеваний;
-получить информацию о заболеваемости в короткие сроки;
-при этом будут относительно небольшие затраты.
Но получение информации о заболеваемостивозможно только в случае выполнениягосударственных или региональных программ (например: перепись населения 1 раз в 10 лет и т.д.).
11. При изучении заболеваемости в зависимостиот медико-социальной и экономической значимости патологии выделяют 5 основных ее видов (табл. 3):
1.Общая заболеваемость.
2.Инфекционная заболеваемость.
3.Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями.
4.Госпитализированная заболеваемость.
5.Заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав
Посещения и обращения в чем разница поликлинике
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 14-6/10/2-5305 О направлении рекомендаций “Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)”
Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования разработало и направляет для использования в работе рекомендации «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)».
Рекомендации
“Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)”
Рекомендации по формированию способов оплаты медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней разработаны во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
В рекомендациях представлена краткая информация об использовании клинико-статистических групп болезней (КСГ) в оплате медицинской помощи в зарубежных странах, особенности формирования способов оплаты медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий в Российской Федерации на основе групп заболеваний, в том числе КСГ, при оплате стационарной, амбулаторной и стоматологической медицинской помощи.
Рекомендации подготовлены рабочей группой Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава России от 12 октября 2012 г. № 412).
Состав рабочей группы: Н.Н. Стадченко, С.В. Долгих, Л.А. Габбасова, О.В. Чумакова, Д.А. Ким, А.А. Ким, Г.А. Александрова, Н.Н. Михайлова, Ф.Н. Кадыров, М.В. Пирогов, С.В. Козаченко, Е.М. Ахметов, Н.Ф. Соковикова, И.А. Железнякова, С.Г. Кравчук, Н.В. Куликова, Т.А. Солоненко, Н.И. Гришина, О.В. Обухова.
Список сокращений
Основные понятия и термины
Под законченным случаем в амбулаторных условиях понимается объем лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, в результате которых наступает выздоровление, улучшение, направление пациента в дневной стационар, на госпитализацию в круглосуточный стационар. Результат обращения отмечается в соответствующих позициях Талона амбулаторного пациента только при последнем посещении больного по данному поводу;
— зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
— медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
— видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
— иного исходя из особенностей заболевания (состояния);
Введение
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 предусматриваются следующие способы оплаты медицинской помощи:
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях;
при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
за законченный случай лечения заболевания;
за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):
по подушевому нормативу финансирования;
за вызов скорой медицинской помощи;
по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
В настоящее время накоплен достаточно большой мировой и отечественный опыт применения различных групп заболеваний: клинико-статистические группы (КСГ), клинико-затратные группы (КЗГ), диагностически связанные (сопряженные) группы (ДСГ или DRG) и т.д.
Внедрение в практику отечественного здравоохранения способов оплаты медицинской помощи на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней, должно быть направлено на обеспечение доступности и качества предоставляемой населению медицинской помощи, а также на достижение более полного учета различий в затратах на лечение различных заболеваний.
Формирование групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп заболеваний, позволяет:
— уменьшить число случаев искажения диагноза заболевания;
— упростить систему планирования и финансирования медицинской помощи;
Данные рекомендации разработаны на основе обобщения имеющегося опыта, а также с учетом появления новых нормативных документов, влияющих на особенности группировки. В частности, речь идет о приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи», установившем новое соотношение профилей медицинской помощи и профилей коек.
Размер поправочного коэффициента стоимости КСГ или КПГ уточняется с учетом стоимости лечения заболеваний по стандартам медицинской помощи, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Кроме того, в отдельных случаях, учитывающих особенности течения заболеваний или состояние пациентов, для увеличения размера тарифа по оплате стационарной медицинской помощи предлагается учитывать коэффициент сложности курации пациента.
Для оплаты амбулаторной стоматологической медицинской помощи предлагается использовать условную единицу трудоемкости.
Поскольку субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос о выборе конкретных способов оплаты медицинской помощи в рамках ПГГ, способы оплаты медицинской помощи и тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Поправочный коэффициент стоимости по профилям медицинской помощи и специальностям, а также соответствующие подходы к формированию способов оплаты медицинской помощи на основе групп заболеваний, в том числе КСГ, устанавливаются субъектами Российской Федерации с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и региональных особенностей.
Краткий обзор международного опыта использования клинико-статистических групп болезней (КСГ) как способа оплаты медицинской помощи
В обзоре, включающем результаты более 300 исследований эффективности оказания стационарной медицинской помощи, был сделан вывод, что в среднем экономическая эффективность больницы составляет 85%. Это означает, что больницы могли бы оказать услуг на 15% больше при тех же самых затратах или оказать тот же объем услуг, снизив затраты на 15%. При этом не было отмечено существенной разницы между больницами США, Европы или других регионов.
Более эффективный механизм оплаты медицинской помощи в условиях стационаров предусматривает ту или иную форму оплаты за законченный случай, например, по методу оплаты случая лечения по группе однородных диагнозов, объединенных в диагностически связанные и клинические статистические группы (DRG/КСГ), которые объединяют различные заболевания в однородные по расходам группы с рассчитанной средней стоимостью лечения*(1),
При этом в больницы поступает фиксированная оплата за пролеченного больного, независимо от интенсивности лечения или длительности пребывания пациента.
В целях предотвращения риска возможности больницы выписать пациента раньше, чем нужно, а затем повторно госпитализировать, чтобы получить дополнительную плату за новую госпитализацию по тому же поводу, применяется понижающий коэффициент за повторную госпитализацию.
См. графический объект
“Рис. 1 Деятельность по формированию законченного случая лечения в стационаре”
Многие страны и страховые фонды, причем не только в странах с высоким доходом, в целях контроля расходов и создания стимулов для повышения эффективности, используют при финансировании больниц ту или иную форму оплаты за законченный случай. В число этих стран входят Казахстан, Кыргызстан, Таиланд и Турция*(2).
Проведенное в Швеции сравнение областей местного управления (графств), применяющих и не применяющих метод DRG/КСГ при финансировании больниц, показало, что этот метод позволяет экономить около 10% расходов*(3). Сообщается, что в США средняя продолжительность пребывания в больнице при введении системы оплаты по DRG/КСГ снижается по сравнению с применением других систем оплаты*(4).
Тем не менее, оплата с применением метода DRG/КСГ требует тщательного предварительного расчета затрат и постоянного мониторинга результатов.
Как альтернатива оплате фактических расходов по государственной программе Medicare (страхование лиц пожилого возраста) метод групповых экономических стандартов медицинской помощи был впервые внедрен в США в 1983 году. Исходной медико-экономической базой стали 467 клинико-статистических групп. В качестве критериев их выделения выбраны, во-первых, однородность заболеваний и однотипность лечебно-диагностических процедур, во-вторых, однородность объемов и состава использованных при лечении ресурсов.
Первоначальной целью применения этого метода было снижение стимулов для оказания «избыточного» количества медицинских услуг. Впоследствии во многих странах (например, в Великобритании и Дании) основной задачей стало создание системы финансирования, в которой «деньги следуют за пациентом”, что должно было способствовать скорейшему внедрению такого направления реформирования здравоохранения, как увеличение свободы выбора поставщика медицинских услуг для пациентов.
Каждая КСГ имеет ряд стандартных параметров, таких как сроки лечения (средний и предельный) и относительная стоимость. Кроме того, стандартные параметры зачастую корректируются с учетом атипичных случаев лечения (сложность курации пациента) (в среднем до 6% всей стационарной медицинской помощи). Например, в ряде стран учитываются возрастные группы (от 0 до 17 лет и 70 лет и старше), а также уровень сложности лечения пациентов, связанной с наличием сочетанных заболеваний, опасных для жизни состояний, осложнениями заболеваний, с созданием в отдельных случаях по медицинским показаниям особых условий наблюдения за пациентом.
Размер финансовых средств, выплачиваемых больнице за каждого пациента, является произведением двух величин: стандартизованной суммы в пересчете на один случай госпитализации и относительного поправочного коэффициента, присваиваемого данной КСГ. Чем выше значение поправочного коэффициента, тем больше размер платежа.
После десятилетних постепенных модификаций системы КСГ программа Medicare в 2007 году увеличила количество КСГ от 538 до 745 Medicare Severity DRG, включив версии КСГ, применяемые в коммерческом секторе здравоохранения.
Как показали исследования, в результате введения в Германии системы DRG произошло сокращение расходов на стационарное лечение до 40%. В то же время значительно увеличились расходы на амбулаторное лечение.
Несмотря на то, что метод КСГ показал свою экономическую эффективность, способствуя снижению необоснованных издержек на лечение, существуют определенные риски применения такой системы:
Медицинские услуги, оказываемые в стационарах, первоначально описывались достаточно лаконичным набором клинических данных (диагнозы и несколько хирургических манипуляций), демографических данных (пол, возраст) и определением используемых ресурсов (стоимость, продолжительность госпитализации). В дальнейшем в системах DRG, особенно австралийской и заимствованной из нее немецкой, а также во Франции и Нидерландах больше внимания стало уделяться всем видам процедур, проводимых во время госпитализации и тяжести состояния пациента. Группы в таких системах более точно можно определить не как диагноз-связанные группы, а как диагностически-терапевтические группы (именно так они называются в Нидерландах). В то время как в США существуют только дифференциация на уровне наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний, во Франции используется 4-уровневая градация по тяжести состояния, а в Германии даже используется около 9 уровней для каждого DRG.
В последнее десятилетие европеизация рынков медицинских услуг привела к повышению давления на национальные системы компенсаций стационарам. Повышение мобильности пациента приводит к растущей взаимосвязанности систем здравоохранения разных стран и в настоящее время в Евросоюзе начал действовать проект EuroDRG.
Проект EuroDRG тщательно изучает проблемы внедрения DRG. В первой части проекта основное внимание уделяется сложности случаев платежей в больницах в национальных контекстах. Особый акцент делается на выявление тех факторов, которые имеют решающее значение для расчета адекватных платежей случая лечения, справедливого сравнения эффективности больниц внутри стран и по всей Европе, и изучения взаимосвязи между затратами и качеством медицинской помощи, оказываемой в больницах. Проект направлен на проведение сравнительного анализа систем DRG, встроенных в системы здравоохранения 10 европейских стран (Австрия, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Швеция, Ирландия, Великобритания).
Вторая часть проекта направлена на выявление общеевропейских проблем в оплате случаев больничной помощи. Особый акцент делается на определение путей для расчета платежей наиболее адекватным образом, для оценки эффективности больницы внутри и между европейскими странами, и выявление факторов, которые влияют на отношения между затратами и качеством стационарной помощи.
В научных и политических кругах многих стран признается, что внедрение DRG сильно влияет на поведение поставщиков медицинских услуг. Большая часть исследований, проведенных преимущественно в США в 1990-х годах, показали, что внедрение DRG привело к снижению средней продолжительности госпитализации и снижению расходов на пролеченный случай. Более современные международные данные о влиянии внедрения DRG в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии демонстрируют, что системы DRG и ретроспективной оплаты за оказанные услуги приблизительно одинаково влияли на расходы на здравоохранение в период между 1990 и 2004 годами.
Стратегии, применяемые в рамках КСГ и главные задачи метода
Несмотря на то, что зарубежный опыт может дать некоторые полезные уроки в отношении КСГ, обеспечение регулирования стоимости законченного случая лечения на основе КСГ для России представляет собой задачу более сложную во многих отношениях.
Рекомендации разработаны с учетом переходного периода к единому подходу к применению способов оплаты медицинской помощи в разных субъектах Российской Федерации, который в настоящее время сдерживается рядом факторов:
— отсутствием полных и достоверных данных о реальной ресурсной обеспеченности и разным уровнем готовности медицинских организаций;
— разнообразием методик учета и расчета фактических затрат при оказании медицинских услуг;
— отсутствием единых утвержденных методик расчета тарифов на медицинскую помощь, в том числе единых справочников средней стоимости различных видов материальных запасов.
Для совершенствования системы КСГ в России потребуется регулярно уточнять систему классификации групп заболеваний, а также корректировать взвешенные значения поправочных коэффициентов и тарифы оплаты.
Для больничных услуг можно использовать относительно простую систему классификации, охватывающую на первом этапе около 80% объемов больничной помощи. Так, например, в части хирургических вмешательств, всего шесть их наименований составляют по своему объему 81,0% всех операций в Российской Федерации (акушерские операции, операции на женских половых органах, операции на органах брюшной полости, операции на коже и подкожной клетчатке, операции на костно-мышечной системе, операции на органе зрения). Из основных профилей стационарной медицинской помощи по 14 профилям населению предоставляется 81,3% объема больничной помощи (психиатрические, терапевтические (общие), хирургические (общие), фтизиатрические, инфекционные, неврологические, педиатрические, гинекологические, кардиологические, травматологические, для беременных и рожениц, патологии беременности, онкологические).
Во-первых, внедрение КСГ позволит разрушить привязку к издержкам, специфичным для конкретного стационара. Во-вторых, медицинской организации будут предоставлены гораздо более мощные стимулы для управления расходами. В-третьих, применение принципа оплаты за каждого пролеченного пациента по укрупненным тарифам (а не за койко-дни) в сочетании со стандартизированными тарифами оплаты, сделает расходы и выплаты более предсказуемыми для плательщиков и для поставщиков медицинских услуг. В-четвертых, внедрение КСГ снимет заинтересованность медицинских организаций к «подгонке» диагнозов к наиболее выгодным нозологическим группам (что одновременно ведет к искажению статистических данных) по сравнению с методами оплаты по тарифам, рассчитанным по конкретным нозологическим группам.
Применение принципа оплаты за одного пациента по КСГ вместо оплаты за койко-дни означает, что стационарам станет невыгодно предоставлять излишние услуги или дольше держать больных в стационаре. Однако стационары могут отреагировать увеличением числа пациентов. Поэтому система КСГ должна быть нацелена на выявление случаев необоснованной госпитализации. Необходимо будет добиться того, чтобы вместо увеличения числа госпитализируемых пациентов, был обеспечен перенос медицинской помощи в амбулаторные условия и перепрофилированы неэффективно используемые и используемые не по назначению койки. Этому должны способствовать и решения создаваемых в субъектах Российской Федерации комиссий по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования. Данные комиссии должны распределять объемы медицинской помощи (в качестве предельных значений, подлежащих оплате) между стационарными медицинскими организациями по объемным показателям, выраженным не только в количестве койко-дней, но и количестве пролеченных пациентов. При формировании плановых заданий медицинским организациям, выполняющим территориальную программу ОМС, рекомендуется осуществлять детализацию плановых объемов профильного отделения перечнем КСГ или КПГ, указывая прогнозное долевое значение данных КСГ или КПГ, для проведения мониторинга фактической деятельности медицинской организации и принятия организационно-финансовых решений.
Стратегии, применяемые в рамках КСГ, направлены на выполнение нескольких главных задач:
— сокращение расходов на больничную помощь и уменьшение разброса фактических затрат между однотипными медицинскими организациями;
— обеспечение предсказуемости бюджетных обязательств;
— создание стимулов, обеспечивающих эффективное предоставление медицинской помощи, доступность и должный уровень качества предоставляемых медицинских услуг;
— обеспечение эффективной системы оплаты больничной помощи в условиях расширения хозяйственной самостоятельности медицинских организаций и одноканального финансирования.
Использование метода КСГ позволит:
— обеспечить условия для ограничения необоснованного роста расходов;
— скорректировать определённые на перспективу темпы изменений в структуре госпитализации, тяжести заболеваний, объёме больничной помощи, а также внедрение новых технологий и стандартов медицинской помощи;
— обеспечить стационары (в том числе в составе медицинских организаций новых типов) стимулами для повышения эффективности расходов;
— предоставить в дальнейшем возможность включения в тариф таких услуг, оплата которых из средств системы ОМС в настоящее время не производится (таких как имплантация кардиостимулятора, кардиовертера-дефибриллятора и других высокотехнологичных вмешательств);
— обеспечить корректировку платежей для стационаров, используемых в качестве клинической и учебной базы, а также расположенных в зонах с высоким уровнем заработной платы и стоимость ресурсов в территориях с установленными районными коэффициентами и надбавками к заработной плате за особые условия проживания.
— не должна создавать ни отрицательных финансовых стимулов в отношении предоставления надлежащей медицинской помощи, ни положительных стимулов для предоставления ненужной или излишней медицинской помощи; оплата должна сводить к минимуму побудительные стимулы к переводу медицинской помощи на другую основу с целью повысить размеры получаемой оплаты;
— система не должна включать в себя стимулы, ограничивающие доступ получателей к высокотехнологичной медицинской помощи;
— должна включать в себя минимально возможное число групп для того, чтобы способствовать простоте в административном отношении и ограничить возможности для постепенного изменения группы. Простота в административном отношении важна как для плательщиков, так и для поставщиков больничной помощи;
— должна давать поставщикам больничной помощи возможность с необходимой точностью прогнозировать размеры поступлений за предоставляемые услуги. Неуверенность приводит к плохому планированию и к появлению отрицательных стимулов, препятствующих результативному и эффективному с точки зрения затрат на оказание больничной помощи. Помимо этого, непредсказуемость может привести к возникновению проблем с доступом к помощи для её получателей;
— должна учитывать развитие территориальных систем планирования, оплаты и мониторинга медицинской помощи. К набору рекомендуемых КСГ, а также при отсутствии рекомендуемых КСГ в КПГ, субъект Российской Федерации может самостоятельно устанавливать дополнительные КСГ и поправочные коэффициенты их стоимости в рамках КПГ.
В целом проведенный анализ зарубежного опыта показал, что в большинстве стран перспективность системы оплаты больничной помощи с использованием КСГ, КЗГ, ДСГ не подвергается сомнению. Система также выгодна для организаторов здравоохранения, поскольку позволяет сравнивать работу стационаров и потребление ими ресурсов. По мнению большинства зарубежных исследователей, система формирования групп заболеваний призвана стимулировать увеличение эффективности и препятствовать оказанию ненужных услуг, т.е. преодолеть некоторые недостатки традиционных систем оплаты стационарам.
Система оплаты и тарифы должны обеспечить должное вознаграждение учреждениям здравоохранения, способным показать высокую эффективность в предоставлении медицинской помощи. Система оплаты и тарифы должны повысить инициативность всех подразделений учреждений и стимулировать их на более качественное и менее затратное медицинское обслуживание населения. Решения этих задач можно добиться путем применения таких способов оплаты медицинской помощи, которые бы не только мотивировали медицинскую организацию к результативной работе, но и обеспечивали бы оптимальное сочетание рыночных сил и мер государственного регулирования, предпринимательских и некоммерческих форм организации медицинской помощи.
Оплата стационарной медицинской помощи на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)
Предлагаемая модель финансового обеспечения стационарной медицинской помощи основана на формировании групп заболеваний по КСГ и КПГ.
На первом этапе медицинские услуги объединяются в стандарт медицинской помощи (набор медицинских услуг), а цены на каждую из них позволяют просчитать стоимость стандарта по лечению конкретного заболевания. Разрабатываемые и устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарты медицинской помощи охватывают около 85% всех заболеваний. Поэтому всегда необходимо учитывать, что будут заболевания, пусть и не часто встречающиеся, на которые стандарты не разрабатываются, а при объединении заболеваний в группы их надо учитывать.
На втором этапе заболевания объединяются в КСГ и рассчитываются поправочные коэффициенты стоимости КСГ. В дальнейшем КСГ объединены в КПГ на основе профилей стационарной медицинской помощи и к ним установлены поправочные коэффициенты, как средневзвешенные показатели КСГ. За базовую ставку финансирования при этом принят норматив стоимости единицы стационарной медицинской помощи. По отношению к базовой ставке финансирования рассчитаны поправочные коэффициенты КСГ и КПГ. Субъект Российской Федерации для определения размера базовой ставки финансирования использует установленный ТПГГ территориальный норматив стоимости единицы объема и подушевой норматив финансового обеспечения стационарной медицинской помощи.
Финансовое обеспечение стационарной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется исходя из количества пролеченных в стационарах пациентов преимущественно на основе КСГ, при этом оплата на основе КПГ может производиться в случае лечения заболевания, не входящего в КСГ.
См. графический объект
“Рис. 2. Модель оплаты стационарной медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий, на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ)”
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи, ее виды утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Виды высокотехнологичной медицинской помощи не включены в КСГ, приведенные в приложении 1 рекомендаций, а их финансовое обеспечение осуществляется в разрезе профилей медицинской деятельности, с учетом ежегодно устанавливаемых нормативов финансовых затрат.
Формирование КСГ осуществляется на основе совокупности следующих основных параметров, определяющих среднюю затратоемкость лечения пациентов: наличие или отсутствие хирургических операций, диагноз по МКБ-10, возрастная категория пациента.
КСГ подразделяются на два раздела: хирургические клинико-статистические группы заболеваний (включающие операции) и терапевтические клинико-статистические группы заболеваний.
Перечень клинико-статистических групп заболеваний, в том числе количественное наполнение указанных групп, подготовлены с учетом предложений и замечаний субъектов Российской Федерации, в рамках работы, проводимой Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13.09.2012 г. № 191).
Перечень КСГ и КПГ представлен в приложении 1 к настоящим рекомендациям.
Если при оказании медицинской помощи пациенту было выполнено хирургическое вмешательство, оплата осуществляется по хирургической клинико-статистической группе заболеваний. Отнесение случая лечения к конкретной клинико-статистической группе заболеваний осуществляется в соответствии с кодом Номенклатуры.
Если в рамках одного случая лечения пациенту было оказано несколько хирургических вмешательств, оплата осуществляется по клинико-статистической группе заболеваний, которая имеет более высокий коэффициент затратности.
Для осуществления возможности отнесения случая к хирургической клинико-статистической группе заболеваний в субъекте Российской Федерации необходимо обеспечить осуществление медицинскими организациями учета выполненных хирургических вмешательств пациентам согласно Номенклатуре.
В том случае, если при оказании медицинской помощи пациенту не выполнялось хирургическое вмешательство, оплата осуществляется по терапевтической клинико-статистической группе заболеваний. Отнесение случая лечения к конкретной КСГ осуществляется в соответствии с кодом диагноза по МКБ-10. В случае если пациенту оказывалось оперативное лечение, и затратоемкость хирургической группы, к которой был отнесен данный случай меньше затратоемкости терапевтической группы, к которой его можно было отнести в соответствии с кодом МКБ-10, то оплата осуществляется по терапевтической группе.
В субъекте Российской Федерации в составе КСГ могут быть выделены отдельные подгруппы, и отдельные заболевания, на которые Министерством здравоохранения Российской Федерации установлены стандарты медицинской помощи, с расшифровкой в разрезе кодов МКБ-10 (для терапевтических подгрупп) или кодов Номенклатуры (для хирургических подгрупп). При этом оплата стационарной медицинской помощи может быть осуществлена по стоимости стандарта медицинской помощи.
Объем финансового обеспечения медицинской организации, оказывающей стационарную медицинскую помощь, осуществляется по системе КСГ (КПГ) заболеваний на основе следующих экономических параметров:
— базовая ставка финансирования стационарной медицинской помощи;
— коэффициент относительной затратоемкости КСГ и КПГ;
— поправочный коэффициент оплаты КСГ или КПГ с учетом:
коэффициента уровня оказания стационарной медицинской помощи;
коэффициента сложности курации пациента.
См. графический объект
“Рис. 3. Методические подходы к формированию стоимости КСГ/КПГ в рамках ТПГГ”
Базовая ставка финансирования стационарной медицинской помощи определяется исходя из следующих параметров:
1) общего объема средств на финансовое обеспечение стационарной медицинской помощи по нормативам, установленным территориальной программой обязательного медицинского страхования;
2) частоты случаев госпитализации по каждой медицинской организации, каждой КСГ или КПГ, каждой возрастной группе;
Базовая ставка (БС) финансирования стационарной медицинской помощи (средняя стоимость одного случая госпитализации) устанавливается Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации и рассчитывается по формуле:
Частота случаев госпитализации по каждой медицинской организации, каждой КСГ или КПГ, каждой возрастной группе определяется согласно статистическим данным в рамках персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляемого в соответствии с главой 10 Федерального закона Российской Федерации № 326-ФЗ.
Стоимость одного случая госпитализации в стационаре (*) по КСГ или КПГ определяется по следующей формуле:
Поправочный коэффициент оплаты КСГ или КПГ для конкретного случая рассчитывается с учетом коэффициентов оплаты, установленных в субъекте Российской Федерации по следующей формуле:
Размер финансового обеспечения медицинской организации (ФОмо) по системе КСГ или КПГ рассчитывается как сумма стоимости всех случаев госпитализации в стационаре:
Применение способа оплаты стационарной медицинской помощи по системе КСГ или КПГ возможно только после осуществления в субъекте Российской Федерации расчетов по прогнозированию размеров финансового обеспечения медицинских организаций при переходе на оплату медицинской помощи по данным группам заболеваний. В случае если уровень финансового обеспечения отдельных медицинских организаций отличается от размера их финансового обеспечения при применении ранее действующего метода финансирования более чем на 10%, необходимо проведение анализа структуры госпитализации и принятие управленческих решений по оптимизации уровня и структуры госпитализации, в том числе утверждение на территории субъекта управленческого коэффициента и коэффициента уровня оказания стационарной медицинской помощи.
Управленческий коэффициент может устанавливаться Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации для конкретной КСГ или КПГ, с целью мотивации медицинских организаций к повышению или снижению уровня оказания стационарной медицинской помощи при заболеваниях и состояниях, входящих в данную группу (для терапевтических групп), или стимулированию медицинской организации к внедрению конкретных методов хирургического лечения (для хирургических групп). Для стимулирования медицинских организаций к повышению уровня госпитализации значение управленческого коэффициента должно быть выше 1. Для снижения уровня госпитализации по данной клинико-статистической группе заболеваний значение управленческого коэффициента должно быть ниже 1. Управленческий коэффициент не может превышать уровень 1,5.
Коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи может устанавливаться Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации, в случае, если при прогнозировании размеров финансового обеспечения медицинских организаций при переходе на оплату медицинской помощи по КСГ или КПГ, размер финансового обеспечения медицинских организаций по уровням оказания медицинской помощи (областные, городские, районные) отличается от размера их финансового обеспечения при применении ранее действующего метода финансирования более чем на 10%. Данный коэффициент отражает разницу в финансовом обеспечении стационарной медицинской помощи на различных уровнях. При этом установление индивидуальных тарифов для отдельных медицинских организаций недопустимо. Коэффициент уровня стационара не может превышать уровень 1,5.
Анализ структуры госпитализации в разрезе медицинских организаций осуществляется с использованием среднего коэффициента затратоемкости стационара (*), который рассчитывается по формуле;
Средний коэффициент затратоемкости стационара для медицинских организаций, имеющих более высокий уровень оснащенности, должен иметь большее значение, чем для медицинских организаций имеющих более низкий уровень оснащенности.
Оплата прерванного случая лечения пациента в стационаре (пациент переведен в другую медицинскую организацию) осуществляется за количество проведенных им койко-дней в стационаре с учетом КПГ.
Для определения эффективности деятельности стационаров медицинских организаций субъектом Российской Федерации осуществляется оценка показателей рационального и целевого использования коечного фонда, рекомендованная Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Оплата амбулаторной медицинской помощи на основе законченного случая лечения (обращение)
В предлагаемой модели оплаты амбулаторной медицинской помощи по законченному случаю лечения заболевания за основу принимается обращение по поводу заболевания, как совокупность медицинских услуг (т.е. обращение является законченным случаем лечения). При этом заболевания, на которые установлены стандарты, а также заболевания, на которые стандарты не установлены, группируются в обращение по поводу заболевания по специальностям.
См. графический объект
“Рис. 4. Модель финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи на основе стандартов”
Поправочный коэффициент стоимости обращения определен с учетом кратности посещений в одном обращении и дифференцирован по основным специальностям. Кроме того, учтены и относительные коэффициенты стоимости одного посещения в зависимости от специальности.
Разовые посещения с профилактической целью не включаются в обращения и оплачиваются по тарифам на единицу объема амбулаторной медицинской помощи, установленным Тарифным соглашением субъекта Российской Федерации. При этом допускается установление поправочных коэффициентов по уровню оказания амбулаторной медицинской помощи, а также по целям посещения (консультативная, диспансерное наблюдение, профилактическая, профессиональный осмотр, реабилитационная, прочие).
По данным официальной статистической отчетности («Талон амбулаторного пациента») за предыдущий год анализируются частота обращений по заболеванию и посещений с профилактической целью по основным классам болезней в разных возрастно-половых группах, по врачебным специальностям, а также по целям посещения. Группировка зарегистрированных случаев обращений с лечебно-диагностической целью и посещений с профилактической целью проводится по основным классам болезней, отдельным специальностям и периодам времени.
В перспективе представляется важным найти соотношение числа посещений в случае обращения по заболеванию, что позволит разработать и внедрить КСГ и КПГ для оплаты амбулаторной медицинской помощи. Субъекты Российской Федерации, в зависимости от готовности и имеющегося опыта в данной сфере могут самостоятельно внедрять эффективные способы оплаты амбулаторной медицинской помощи на основе КСГ и КПГ.
Для получения числа посещений в одном обращении пациента в амбулаторно-поликлиническое учреждение, врачебной специальности и диагноза следует обобщить следующие параметры «Талона амбулаторного пациента»:
— код врача, начавшего и закончившего выполнение цели;
— цель (повод) обращения;
— место обслуживания (поликлиника, на дому);
— число посещений по месту обслуживания;
— код диагноза согласно МКБ-10;
— код законченности (незаконченности) обращения.
Анализ накопленного статистического материала позволит получить информацию, касающуюся кратности числа посещений в каждом случае обращения по классам болезней, специальностям, по заболеваниям.
Факторами, влияющими на показатель кратности посещений в обращении, являются:
— недостатки в организации работы врачей поликлиники, низкая укомплектованность врачебными кадрами, высокие нагрузки на специалистов;
— возрастно-половой состав пациентов;
— уровень и структура заболеваемости населения.
Министерством здравоохранения Российской Федерации обобщены данные ряда крупных территорий и представлена структура обращений по поводу заболеваний к основным специалистам по взрослым и детям. Субъекты Российской Федерации, учитывая региональные особенности, вправе корректировать показатели и рассчитывать структуру обращений к специалистам, при этом могут расширять перечень специальностей.
Структура обращений по поводу заболеваний к специалистам амбулаторно-поликлинических учреждений (репрезентативная выборка, взрослые, дети, %)
Специальности | Структура обращений, % | ||
---|---|---|---|
всего | в том числе: | ||
взрослые | дети | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Кардиология и ревматология | 100 | 84.6 | 15.4 |
Педиатрия | 100 | 100.0 | |
Терапия | 100 | 100.0 | 0.0 |
Эндокринология | 100 | 79.9 | 20.1 |
Аллергология | 100 | 54.4 | 45.6 |
Неврология | 100 | 71.3 | 28.7 |
Инфекционные болезни | 100 | 67.2 | 32.8 |
Хирургия | 100 | 82.1 | 17.9 |
Урология | 100 | 92.5 | 7.5 |
Акушерство-гинекология | 100 | 91.7 | 8.3 |
Оториноларингология | 100 | 62.4 | 37.6 |
Офтальмология | 100 | 74,0 | 26.0 |
Дерматология | 100 | 81.2 | 18.8 |
Венерология | 100 | 100.0 | 0.0 |
Итого: | 100 | 74.4 | 25.6 |
Для расчета поправочных коэффициентов стоимости обращения по поводу заболевания учтены:
— показатели среднего числа посещений по поводу заболеваний в одном обращении по поводу заболевания к основным специалистам, на основе которых рассчитаны поправочные коэффициенты кратности посещений в обращении к специалистам;
— относительные коэффициенты стоимости обращения к основным специалистам. При расчете относительного коэффициента стоимости обращения по поводу заболеваний к специалистам учтены относительные коэффициенты стоимости одного посещения по специальностям, рекомендуемые письмом Минздравсоцразвития России от 22.12.2011 г. № 20-2/10/1-8234 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
Поправочные коэффициенты стоимости обращения к специалистам рассчитаны как произведение поправочных коэффициентов кратности посещений в обращении и относительных коэффициентов стоимости посещения различных специалистов.
Рекомендуемые поправочные коэффициенты стоимости обращения с учетом кратности посещений по поводу заболеваний по основным специальностям
Специальности | Среднее число посещений по поводу заболеваний в одном обращении | Поправочный коэффициент кратности посещений в одном обращения | Относительный коэффициент стоимости посещения с учетом специальности* | Поправочный коэффициент стоимости обращения (7 гр. х 8 гр.) |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кардиология и ревматология | 3.1 | 1.07 | 0.9740 | 1.04 |
Педиатрия | 2.8 | 0.97 | 1.2900 | 1.25 |
Терапия | 2.7 | 0.95 | 0.8554 | 0.81 |
Эндокринология | 2.5 | 0.86 | 1.7598 | 1.52 |
Аллергология | 2.6 | 0.90 | 1.6206 | 1.45 |
Неврология | 2.9 | 1.01 | 1.0148 | 1.02 |
Инфекционные болезни | 2.4 | 0.82 | 1.2842 | 1.05 |
Хирургия | 3.0 | 1.04 | 0.9113 | 0.94 |
Урология | 2.6 | 0.90 | 0.7374 | 0.66 |
Акушерство-гинекология | 3.8 | 1.30 | 1.1941 | 1.55 |
Оториноларингология | 4.1 | 1.41 | 0.7102 | 1.00 |
Офтальмология | 3.8 | 1.30 | 0.6088 | 0.79 |
Дерматология | 4.2 | 1.44 | 0.7348 | 1.06 |
Венерология | 2.7 | 0.93 | 0.8962 | 0.83 |
Итого: | 2.9 | 1.00 | 1.00 | 1.00 |
* размер относительного коэффициента стоимости посещения по поводу заболевания применим и для посещения с профилактической целью.
Субъект Российской Федерации разрабатывает поправочные коэффициенты стоимости обращения с учетом данных рекомендаций, кратности посещений и специальности, в том числе по взрослым и детям. При этом вправе самостоятельно расширять перечень специальностей в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи и проводить коррекцию объемов обращений и посещений по специальностям в пределах установленных территориальных нормативов единиц объема амбулаторной медицинской помощи.
Особенности оплаты амбулаторной стоматологической медицинской помощи
При оплате амбулаторной стоматологической медицинской помощи рекомендуется учитывать УЕТ, которая на протяжении многих лет используется в стоматологии для планирования учета оказываемых услуг, отчетности деятельности специалистов, оплаты их труда.
Оплата стоматологической помощи в амбулаторных условиях по УЕТ позволит внедрить принцип максимальной санации полости рта и зубов (лечение 2-х, 3-х зубов) за одно посещение, что является наиболее эффективным, т.е. сокращается время на вызов пациента, подготовку рабочего места, операционного поля, работу с документами и т.д.
Все основные стоматологические и лечебно-диагностические мероприятия и технологии выражаются в УЕТ, единых для всех медицинских стоматологических организаций. Предлагается принять за основу классификатор основных стоматологических, лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ из «Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», утвержденных Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28 августа 2001 года № 25109257-01-34 и 31-59/40-1, таблица 3.3. Данный классификатор широко используется в стоматологии и на его основе утверждены соответствующие нормативные акты органами управления здравоохранения в большинстве субъектов Российской Федерации. В приложении 2 приведен «Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в условных единицах трудоемкости (УЕТ)», который приведен в соответствие с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н. Кроме того, учтен опыт субъектов Российской Федерации, и по ряду работ и услуг предлагается дополнительная их детализация.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо “№ 25109257-01-34” следует читать “№ 2510/9257-01-34”
Для определения размера норматива финансовых затрат на одну УЕТ рекомендуется взять за основу территориальный норматив стоимости одного обращения по поводу заболевания при оказании стоматологической медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств ОМС, применить поправочный коэффициент 1,3 для взрослого населения и 1,6 для детского населения и разделить на среднее количество УЕТ в обращении.
Полученное значение стоимости одной УЕТ следует умножить на количество УЕТ в стоматологическом, лечебно-диагностическом мероприятии и технологии с учетом специальности (приложение 2), а также возраста пациента (взрослые, дети).
Заключение
При внедрении способов оплаты групп заболеваний, в том числе КСГ, следует учитывать следующие позиции:
При формировании клинико-статистических групп (КСГ) учитывается терапевтическое и хирургическое воздействие для дифференциации поправочного коэффициента стоимости.
Данный подход не исключает возможность оплаты законченного случая лечения в стационарных условиях на основе стандарта медицинской помощи, поскольку поправочные коэффициенты стоимости КСГ и КПГ учитывают стоимость стандартов медицинской помощи при заболеваниях, на которые они установлены.
2. При оплате амбулаторной медицинской помощи законченным случаем лечения является обращение по поводу заболевания, на которое устанавливаются поправочные коэффициенты стоимости с учетом кратности посещений по поводу заболеваний в одном обращении по основным специальностям, для взрослых и детей.
3. При оплате амбулаторной стоматологической медицинской помощи учитывается УЕТ, дифференцированная по работам, услугам, специальностям, взрослым и детям.
4. Клинико-статистические группы (КСГ), клинико-профильные группы заболеваний (КПГ), а также поправочные коэффициенты к ним, рекомендованные для стационарной медицинской помощи, могут быть использованы для оплаты медицинской помощи в дневных стационарах.
5. При использовании настоящих рекомендаций субъекты Российской Федерации вправе учитывать региональные особенности.
В целях дальнейшего совершенствования способов оплаты медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий, ориентированных на результаты деятельности медицинских организаций:
— органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья следует проводить оценку эффективности деятельности стационаров больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений на основе методики, рекомендованной Министерством здравоохранения Российской Федерации;
— Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальным фондам обязательного медицинского страхования следует осуществлять мониторинг применения рекомендованных способов оплаты медицинской помощи на основе групп заболеваний, в том числе КСГ (КПГ).
*(1) McDonagh MS, Smith DH. Goddard M. Measuring appropriate use of acute beds. A systematic review of methods and results. Health policy Amsterdam. Netherlands). 2000, 53:157-184. doi:10.1016/S0168-8510(00)00117-2
PMID.10996065: Pileggi C et al. Inappropriate hospital use by patients needing urgent medical attention in Italy. Public Health. 2004, 118-284-291.doi:10.1016/j.puhe.2003.06.002 PMID:15121437
*(3) Gerdtham UG et al. Internal markets and health care efficiency: a multiple-output stohastic frontier analysis. Health Economics, 1999,8:151-164. doi:10.1002.(SICI)1099-1050(199903)8:2 3.0.CO:2-Q. PMID:10342728
*(4) Culyer A, Newhouse J. Government purchasing of health services. In: Chalkey M, Malcomson J, eds. Handbook of health economics. Amsterdam. Elsevier. 2010.
Распределение КСГ по профилям стационарной медицинской помощи (КПГ) и рекомендуемые коэффициенты относительной затратоемкости КСГ/КПГ
№ | Профиль (КПГ) и КСГ | Коэффициент относительной затратоемкости КСГ//КПГ (КЗксг/кпг) |
---|---|---|
1 | Акушерское дело | 0,700 |
2 | Акушерство и гинекология | 0,847 |
1 | Отеки, протеинурия, гипертензивные расстройства в период беременности, в родах и после родов | 0,95 |
2 | Другие осложнения, связанные преимущественно с беременностью | 1,07 |
3 | Медицинская помощь матери в связи с состоянием плода и возможными трудностями родоразрешения, осложнения родов и родоразрешения | 1,08 |
4 | Родоразрешение | 0,74 |
5 | Кесарево сечение | 0,89 |
6 | Воспалительные болезни женских половых органов | 1,14 |
7 | Доброкачественные новообразования, новообразования insitu, неопределенного и неизвестного характера женских половых органов | 1,50 |
8 | Другие болезни, врожденные аномалии, повреждения женских половых органов | 0,56 |
9 | Беременность, закончившаяся абортивным исходом | 0,62 |
10 | Кровотечение в ранние сроки беременности | 1,15 |
11 | Искусственное прерывание беременности (аборт) | 0,18 |
12 | Операции на женских половых органах (уровень затрат 1) | 0,64 |
13 | Операции на женских половых органах (уровень затрат 2) | 0,69 |
14 | Операции на женских половых органах (уровень затрат 3) | 0,99 |
15 | Операции на женских половых органах (уровень затрат 4) | 1,32 |
16 | Операции на женских половых органах (уровень затрат 5) | 2,19 |
17 | Осложнения, связанные преимущественно с послеродовым периодом | 0,91 |
3 | Аллергология и иммунология | 1,45 |
4 | Гастроэнтерология | 0,874 |
18 | Язва желудка и двенадцатиперстной кишки | 1,06 |
19 | Болезни пищевода, гастрит, дуоденит, другие болезни желудка и двенадцатиперстной кишки | 0,97 |
20 | Неинфекционный энтерит и колит | 1,01 |
21 | Новообразования доброкачественные, insitu, неопределенного и неуточненного характера органов пищеварения | 0,69 |
22 | Болезни печени | 1,16 |
23 | Болезни желчного пузыря, поджелудочной железы | 1,03 |
24 | Другие болезни органов пищеварения | 0,59 |
5 | Гематология | 1,036 |
25 | Анемии | 1,07 |
26 | Нарушения свертываемости крови | 0,95 |
27 | Другие болезни крови и кроветворных органов и отдельные нарушения с вовлечением иммунного механизма | 1,12 |
6 | Дерматовенерология | 0,984 |
28 | «Большие» болезни кожи | 1,48 |
29 | Инфекции кожи и подкожной клетчатки | 0,92 |
30 | «Малые» болезни кожи | 0,96 |
7 | Детская кардиология | 1,48 |
8 | Детская онкология | 2,10 |
9 | Детская урология-андрология | 1,03 |
10 | Детская хирургия | 1,32 |
11 | Детская эндокринология | 1,68 |
12 | Инфекционные болезни | 0,722 |
31 | Кишечные инфекции | 0,58 |
32 | Вирусный гепатит | 1,28 |
33 | Другие инфекционные и паразитарные болезни | 1,07 |
34 | Респираторные инфекции верхних дыхательных путей | 0,73 |
13 | Кардиология | 0,96 |
35 | Гипертоническая болезнь | 0,95 |
36 | Стенокардия, хроническая ишемическая болезнь сердца | 1,10 |
37 | Острый и повторный инфаркт миокарда | 1,94 |
38 | Нарушения ритма | 1,34 |
39 | Другие болезни сердца | 1,10 |
14 | Колопроктология | 1,338 |
40 | Операции на кишечнике и анальной области (уровень затрат 1) | 0,30 |
41 | Операции на кишечнике и анальной области (уровень затрат 2) | 0,99 |
42 | Операции на кишечнике и анальной области (уровень затрат 3) | 1,69 |
43 | Операции на кишечнике и анальной области (уровень затрат 4) | 1,94 |
44 | Операции на кишечнике и анальной области (уровень затрат 5) | 2,50 |
15 | Наркология | 1,78 |
16 | Неврология | 1,304 |
45 | Воспалительные заболевания ЦНС | 1,67 |
46 | Дегенеративные и демиелинизирующие болезни нервной системы | 1,05 |
47 | Эпилепсия, судороги | 0,88 |
48 | Мигрень, головная боль | 1,27 |
49 | Расстройства периферической нервной системы | 1,25 |
50 | Другие нарушения нервной системы | 1,16 |
51 | Острые нарушения мозгового кровообращения | 1,89 |
52 | Другие цереброваскулярные болезни | 1,02 |
17 | Нейрохирургия | 1,250 |
53 | Паралитические синдромы, травма спинного мозга | 1,11 |
54 | Дорсопатии, спондилопатии, переломы позвоночника | 1,16 |
55 | Сотрясение головного мозга | 0,82 |
56 | Внутричерепная травма | 1,50 |
57 | Операции на центральной нервной системе и головном мозге (уровень затрат 3) | 1,95 |
58 | Операции на центральной нервной системе и головном мозге (уровень затрат 4) | 2,96 |
59 | Операции на центральной нервной системе и головном мозге (уровень затрат 5) | 3,80 |
60 | Операции на периферической нервной системе (уровень затрат 2) | 1,41 |
61 | Операции на периферической нервной системе (уровень затрат 3) | 1,68 |
62 | Операции на периферической нервной системе (уровень затрат 4) | 1,97 |
63 | Доброкачественные новообразования нервной системы | 1,00 |
18 | Неонатология | 1,929 |
64 | Малая масса тела при рождении, недоношенность | 2,82 |
65 | Крайне малая масса тела при рождении, крайняя незрелость | 8,15 |
66 | Геморрагические и гемолитические нарушения у новорожденных | 1,91 |
67 | Другие нарушения, возникшие в перинатальном периоде | 1,65 |
19 | Нефрология | 2,030 |
68 | Почечная недостаточность | 2,31 |
69 | Гдомерулярные болезни | 1,63 |
20 | Онкология | 1,528 |
21 | Оториноларинголoгия | 0,888 |
70 | Доброкачественные новообразования, новообразования insitu уха, горла, носа, полости рта | 0,74 |
71 | Средний отит, мастоидит, нарушения вестибулярной функции | 0,83 |
72 | Другие болезни уха | 1,02 |
73 | Другие болезни и врожденные аномалии верхних дыхательных путей, симптомы и признаки, относящиеся к органам дыхания, нарушения речи | 1,10 |
74 | Операции на органе слуха, придаточных пазухах носа и верхних дыхательных путях (уровень затрат 1) | 0,55 |
75 | Операции на органе слуха, придаточных пазухах носа и верхних дыхательных путях (уровень затрат 2) | 0,73 |
76 | Операции на органе слуха, придаточных пазухах носа и верхних дыхательных путях (уровень затрат 3) | 1,02 |
77 | Операции на органе слуха, придаточных пазухах носа и верхних дыхательных путях (уровень затрат 4) | 1,33 |
78 | Операции на органе слуха, придаточных пазухах носа и верхних дыхательных путях (уровень затрат 5) | 2,41 |
22 | Офтальмология | 0,682 |
79 | Операции на органе зрения (уровень затрат 1) | 0,68 |
80 | Операции на органе зрения (уровень затрат 2) | 0,70 |
81 | Операции на органе зрения (уровень затрат 3) | 0,72 |
82 | Операции на органе зрения (уровень затрат 4) | 0,77 |
83 | Операции на органе зрения (уровень затрат 5) | 1,06 |
84 | Болезни глаза | 0,68 |
23 | Педиатрия | 1,30 |
24 | Психиатрия | 5,075 |
25 | Психиатрия-наркология | 2,68 |
26 | Пульмонология | 1,012 |
85 | Другие болезни органов дыхания | 1,34 |
86 | Доброкачественные новообразования, новообразования insitu органов дыхания, других и неуточненных органов грудной клетки | 1,53 |
87 | Пневмония, плеврит, другие болезни плевры | 1,15 |
88 | Острый бронхит, симптомы и признаки, относящиеся к органам дыхания | 0,77 |
89 | Хронический бронхит, хобл, эмфизема, бронхоэктатическая болезнь | 1,21 |
90 | Астма | 1,15 |
27 | Ревматология | 1,459 |
91 | Системные поражения соединительной ткани | 1,85 |
92 | Инфекционные и воспалительные артропатии | 1,04 |
93 | Ревматические болезни сердца | 1,02 |
28 | Сердечно-сосудистая хирургия | 1,262 |
94 | Флебит и тромбофлебит, варикозное расширение вен нижних конечностей | 1,21 |
95 | Другие болезни, врожденные аномалии вен | 1,32 |
96 | Болезни артерий, артериол и капилляров | 1,21 |
97 | Операции на сердце и коронарных сосудах (уровень затрат 3) | 1,35 |
98 | Операции на сердце и коронарных сосудах (уровень затрат 4) | 186 |
99 | Операции на сердце и коронарных сосудах (уровень затрат 5) | 2,85 |
100 | Операции на сосудах (уровень затрат 1) | 0,66 |
101 | Операции на сосудах (уровень затрат 2) | 0,86 |
102 | Операции на сосудах (уровень затрат 3) | 1,34 |
103 | Операции на сосудах (уровень затрат 4) | 2,67 |
29 | Стоматология детская | 1,26 |
30 | Терапия | 1,134 |
104 | Отравления и другие воздействия внешних причин | 0,27 |
31 | Торакальная хирургия | 1,619 |
105 | Гнойные состояния нижних дыхательных путей | 2,05 |
106 | Операции на нижних дыхательных путях и легочной ткани, органах средостения (уровень затрат 1) | 0,68 |
107 | Операции на нижних дыхательных путях и легочной ткани, органах средостения (уровень затрат 2) | 1,31 |
108 | Операции на нижних дыхательных путях и легочной ткани, органах средостения (уровень затрат 3) | 1,80 |
109 | Операции на нижних дыхательных путях и легочной ткани, органах средостения (уровень затрат 4) | 2,30 |
110 | Операции на нижних дыхательных путях и легочной ткани, органах средостения (уровень затрат 5) | 2,74 |
32 | Травматология и ортопедия | 1,187 |
111 | Приобретенные и врожденные костно-мышечные деформации | 0,99 |
112 | Переломы бедренной кости и костей таза | 1,40 |
113 | Переломы, вывихи, растяжения области грудной клетки, верхней конечности и стопы | 0,85 |
114 | Переломы, вывихи, растяжения области колена и голени | 1,13 |
115 | Множественные переломы, травматические ампутации, размозжения и последствия травм | 1,32 |
116 | Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень затрат 1) | 0,79 |
117 | Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень затрат 2) | 0,93 |
118 | Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень затрат 3) | 1,37 |
119 | Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень затрат 4) | 1,71 |
120 | Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень затрат 5) | 1,92 |
33 | Урология | 1,087 |
121 | Доброкачественные новообразования, новообразования insitu, неопределенного и неизвестного характера мочевых органов и мужских половых органов | 1,24 |
122 | Тубулоинтерстициальные болезни почек, другие болезни мочевой системы | 1,02 |
123 | Камни мочевой системы; симптомы, относящиеся к мочевой системе | 0,74 |
124 | Болезни предстательной железы | 1,04 |
125 | Другие болезни, врожденные аномалии, повреждения мочевой системы и мужских половых органов | 0,98 |
126 | Операции на мужских половых органах (уровень затрат 2) | 0,72 |
127 | Операции на мужских половых органах (уровень затрат 3) | 1,13 |
128 | Операции на мужских половых органах (уровень затрат 4) | 1,64 |
129 | Операции на мужских половых органах (уровень затрат 5) | 2,20 |
130 | Операции на почке и мочевыделительной системе (уровень затрат 1) | 1,19 |
131 | Операции на почке и мочевыделительной системе (уровень затрат 2) | 1,32 |
132 | Операции на почке и мочевыделительной системе (уровень затрат 3) | 1,59 |
133 | Операции на почке и мочевыделительной системе (уровень затрат 4) | 1,64 |
134 | Операции на почке и мочевыделительной системе (уровень затрат 5) | 2,79 |
34 | Фтизиатрия | 4,9 |
35 | Хирургия | 0,97 |
135 | Болезни лимфатических сосудов и лимфатических узлов | 0,97 |
136 | Операции на коже, подкожной клетчатке, придатках кожи (уровень затрат 1) | 0,55 |
137 | Операции на коже, подкожной клетчатке, придатках кожи (уровень затрат 2) | 0,78 |
138 | Операции на коже, подкожной клетчатке, придатках кожи (уровень затрат 3) | 1,32 |
139 | Операции на коже, подкожной клетчатке, придатках кожи (уровень затрат 4) | 2,31 |
140 | Операции на коже, подкожной клетчатке, придатках кожи (уровень затрат 5) | 2,80 |
141 | Операции на органах кроветворения и иммунной системы (уровень затрат 2) | 1,01 |
142 | Операции на органах кроветворения и иммунной системы (уровень затрат 3) | 1,20 |
143 | Операции на органах кроветворения и иммунной системы (уровень затрат 4) | 1,41 |
144 | Операции на органах кроветворения и иммунной системы (уровень затрат 5) | 1,47 |
145 | Операции на эндокринных железах кроме гипофиза (уровень затрат 4) | 1,19 |
146 | Операции на эндокринных железах кроме гипофиза (уровень затрат 3) | 1,12 |
147 | Болезни молочной железы, новообразования молочной железы доброкачественные, insitu, неопределенного и неизвестного характера | 0,97 |
148 | Другие поражения суставов, болезни мягких тканей | 1,04 |
149 | Артрозы | 0,99 |
150 | Остеомиелит | 1,52 |
151 | Остеопатии | 1,03 |
152 | Доброкачественные новообразования костно-мышечной системы и соединительной ткани | 1,03 |
153 | Доброкачественные новообразования, новообразования insitu кожи, жировой ткани | 0,83 |
154 | Открытые раны, поверхностные, другие и неуточненные травмы | 0,85 |
155 | Операции на молочной железе (уровень затрат 3) | 1,22 |
156 | Операции на молочной железе (уровень затрат 4) | 2,76 |
36 | Хирургия (абдоминальная) | 1,176 |
157 | Операции на желчном пузыре и желчевыводящих путях (уровень затрат 3) | 0,98 |
158 | Операции на желчном пузыре и желчевыводящих путях (уровень затрат 4) | 1,51 |
159 | Операции на желчном пузыре и желчевыводящих путях (уровень затрат 5) | 1,57 |
160 | Операции на печени и поджелудочной железе (уровень затрат 3) | 2,07 |
161 | Операции на печени и поджелудочной железе (уровень затрат 4) | 2,17 |
162 | Операции на печени и поджелудочной железе (уровень затрат 5) | 2,70 |
163 | Операции на пищеводе, желудке, двенадцатиперстной кишке (уровень затрат 2) | 1,07 |
164 | Операции на пищеводе, желудке, двенадцатиперстной кишке (уровень затрат 3) | 1,66 |
165 | Операции на пищеводе, желудке, двенадцатиперстной кишке (уровень затрат 4) | 2,52 |
166 | Операции ка пищеводе, желудке, двенадцатиперстной кишке (уровень затрат 5) | 2,80 |
167 | Апендектомия | 0,80 |
168 | Операции по поводу грыж (уровень затрат 2) | 0,86 |
169 | Операции по поводу грыж (уровень затрат 3) | 1,24 |
170 | Другие операции на органах брюшной полости (уровень затрат 2) | 1,13 |
171 | Другие операции на органах брюшной полости (уровень затрат 3) | 1,14 |
172 | Другие операции на органах брюшной полости (уровень затрат 4) | 2,06 |
173 | Другие операции на органах брюшной полости (уровень затрат 5) | 2,30 |
37 | Хирургия (комбустиология) | 1,32 |
174 | Ожоги и отморожения | 1,35 |
38 | Челюстно-лицевая хирургия | 1,046 |
175 | Болезни полости рта, слюнных желез и челюстей, врожденные аномалии лица и шеи | 1,01 |
176 | Операции на органах полости рта (уровень затрат 1) | 0,82 |
177 | Операции на органах полости рта (уровень затрат 2) | 1,32 |
178 | Операции на органах полости рта (уровень затрат 3) | 1,64 |
179 | Операции на органах полости рта (уровень затрат 4) | 1,71 |
180 | Операции на органах полости рта (уровень затрат 5) | 1,90 |
39 | Эндокринология | 1,128 |
181 | Сахарный диабет | 1,15 |
182 | Другие болезни эндокринной системы | 1,32 |
183 | Новообразования эндокринных желез доброкачественные, insitu, неопределенного и неизвестного характера | 1,21 |
184 | Расстройства питания | 1,06 |
185 | Нарушения обмена веществ | 1,03 |
40 | Прочее | |
186 | Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения | 0,57 |
187 | Госпитализация в диагностических целях | 0,46 |
Рекомендуемый классификатор
основных медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной специализированной стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, выраженной в условных единицах трудоемкости (УЕТ)
Нумерация разделов в таблице приводится в соответствии с источником
1. Класс «В» | |||
---|---|---|---|
В01.003.004.002 | Проводниковая анестезия | 0,5 | |
В01.003.004.004 | Аппликационная анестезия | 0,25 | |
В01.003.004.005 | Инфильтрационная анестезия | 0,5 | |
В01.064.002 | Прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога повторный | 0,5 | |
В01.065.002 | Прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога терапевта повторный | 0,5 | |
В01.066.002 | Прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога терапевта повторный | 0,5 | |
В01.067.002 | Прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога хирурга повторный | 0,5 | |
В04.063.001 | Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-ортодонта | 0,75 | |
В04.063.002 | Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-ортодонта | 0,75 | |
В04.064.001 | Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога детского | 0,75 | |
В04.064.002 | Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога детского | 0,75 |
Обзор документа
Подготовлены рекомендации по способам оплаты медпомощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в т. ч. клинико-статистических групп болезней.
Сообщается зарубежный опыт в этом вопросе.
Формирование групп заболеваний позволяет уменьшить число случаев искажения диагноза и упростить систему планирования и финансирования медпомощи.
В отдельных случаях в зависимости от течения заболеваний или состояния пациентов, чтобы увеличить размер тарифа по оплате стационарной медпомощи, предлагается учитывать коэффициент сложности курации пациента.
Для оплаты амбулаторной стоматологической медпомощи предлагается использовать условную единицу трудоемкости.
Способы и тарифы оплаты медпомощи по ОМС устанавливаются соглашением между уполномоченным региональным органом, ТФОМС, представителями страховых медорганизаций, профессиональных медассоциаций и профсоюзов медработников.
Поправочный коэффициент стоимости по профилям медпомощи и специальностям, а также соответствующие подходы к формированию способов оплаты на основе групп заболеваний устанавливаются регионами с учетом рекомендаций Минздрава России и ФФОМС, местных особенностей.