Пощечина макаренко что это

«пощёчина Макаренко» в прямом и переносном смысле

Понимаете, хорошие мои друзья, я исследую свою биографию и ищу там те причины, которые меня примагничивали к школьной жизни. Притом так, что я до сих пор отойти от нее не то что не могу, а просто не хочу. Но тогда о смысле жизни я не задумывался. Какой там смысл жизни: надо было как-нибудь помогать семье, закончить университет… И весь день, с утра до поздней ночи, я был занят этими заботами. Я начал читать педагогические книги, чтобы для себя понять, почему я ударил мальчика. Меня самого никогда никто не ударял, ни отец, ни мать, и никто другой. Этого со мной никогда не было. А я посмел. Читал в первую очередь Макаренко. Я пристрастился к его книгам и многое для себя познал. И самое главное: мне понравилась сама жизнь Макаренко и та система, которую он предлагал.

(О смысле жизни, Ш.Амонашвили).

Тут со мной что-то случилось: я выволокла его из-под стола, схватила «за грудки», стала трясти его и кричать, что я тоже живой человек – неужели он не видит, как мне трудно, как я мучаюсь, изо всех сил стараясь ему помочь?

В ответ увидела глаза затравленного зверька, а в них – проблеск то ли испуга, то ли интереса. Мне этот «взрыв» принес облегчение. Федя, по-моему, в глубине души тоже остался доволен, по-моему, потому, что увидел, что я по-настоящему переживаю, а не просто все время его «воспитываю».

Как похожий случай приходит в голову знаменитая пощечина А.С.Макаренко. В минуту край него возмущения и бессилия он отвесил ее одному из своих великовозрастных воспитанников.

Сам А.С.Макаренко пережил ее в ту минуту как крушение всех своих высоких педагогических идеалов. Однако она оказала неожиданно благотворное действие на его отношения с ребятами: лед отчуждения между ними был сломан.

Возвращаясь к случаю в письме, можно было бы сказать на языке наших уроков, что бабушка послала Феде очень сильное «я-сообщение».

(Письма о подростке, из книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Гиппенрейтер).

Великий педагог Ян Амос Коменский выступал за отмену розог, за просветительную педагогику и вообще имел дело с опрятными чешскими детьми, смирными и воспитанными.

Великий педагог Ушинский боролся за прогрессивную педагогику, за полезную школу, и все у него получалось, правда, за партами перед ним сидели тихие, социально-запуганные дети, но, конечно, шалуны.

У великого педагога Макаренко был с собой револьвер, и с его помощью педагог проделывал несложные трюки по доверию. Дети, с которыми имел дело он, считались очень большими озорниками, но не надо забывать про револьвер.

А у нее был только бидон.

Она приносила его на уроки рисования пустым, а уносила — по горло наполненным теплой детской мочой.

Бидон — это цилиндрический предмет, то есть превосходная модель для приобретения изначальных навыков по наложению теней. Откуда бы мы и когда бы мы, и где бы мы при свете слева ни разглядывали одиноко стоящий на столе бидон — на поверхности его всегда будут чередоваться свет, блик, свет, полутень, тень, рефлекс. Растушуем это в виде вертикальных переходящих друг в друга полос необходимой ширины и на плоском листе бумаги получим подобие выпуклой поверхности, над которой тем же способом изобразим маленький цилиндрик бидонного горла, и останется пририсовать ручку.

Если же мы возьмемся за эту беспомощно согнутую из толстой проволоки ручку и стащим бидон со стола, и пустим по партам, то обязательно наберем его полный, особенно за счет тех, кто ходить в школьную уборную боятся.

Жаль, что приходится говорить о вещах столь внелитературных и касаться обстоятельств, какими традиционно увлекались смешливые немцы, но ради правды жизни я не могу не упомянуть этих важных, причем каждодневных, верней, каждочасных, а то и каждополучасных дел: дети ведь — кто простыл, кто чаю с сахарином выпил, верней, только с ним и пьет, кто просто чем-нибудь болеет детским, нежным и беспомощным, и выхаживать бы его в теплой уютной квартире, этого ребенка, давать бы декокты и подогретое питье, кутать бы в горячие махровые полотенца, отогревать бы в ванне, где под потолком яркий-яркий свет, а мама красивая, а няня добрая, а папа сидит в гостиной и разглядывает свою коллекцию марок, и ждет не дождется, когда беззащитная и немного усталая мама окажется в его пижамных объятиях.

Да, но как удается стащить с учительского стола бидон, ибо о том, почему некоторые боятся ходить в школьные уборные, разговор будет ниже?

Бидон удается стащить, потому что учительница рисования в этот момент находится в безвыходном положении. В каком точно — сказать не берусь, уже не помню. Но, кажется, она остолбенело глядит на доску, где собиралась изобразить чередование освещения, а там написано: п е с д а М а р ь я И в а н о в н а, или, быть может, хочет поймать руку ученика, который на последней парте колотит и колотит крышкой, да исступленно как! (прошу помнить, что в классе еще сорок мальчиков, и они небезучастные свидетели любого события). А может быть (не может быть! — ужасаетесь вы), повторяю, а может быть, ей метко и увесисто ударила в седой пучок мокрым комком клас-сная тряпка; ну хорошо — не может быть! — тогда она ищет мел, который был, но которого больше не будет

Как же все эти дети попали в школу? Они что — особые? Школа что особая? Нет — школа обыкновенная, неполная средняя. Дети обыкновенные. Есть среди них даже особоодарённые. Например, я, пишущий эти слова. Согласитесь, что школьника, который когда-нибудь наладится заниматься написанными словами, можно с полным основанием назвать особоодарённым.

Состоялась ли она, наконец, как педагог, если в школе не могла вывести чесотку у детей? И, что хуже, она могла хоть два часа учить первоклассников, что буковка, нарисованная на доске, называется «т», а в ответ слышала не «т», а «о», или «зет», или «в», потому что, как сообщили психологи из психологической консультации, у большинства ее учеников индекс интеллигентности ниже интеллектуальной нормы по шкале Векслера и, по-хорошему, почти все ее ученики должны были учиться в специальных школах. Что с того, что такую высокую оценку на заочном получила ее дипломная работа на тему о дошкольном обучении в селе, которое выравнивает жизненный старт для городских и сельских детей, если в последнее время к ней в нулевой и в первый классы попадали дети с индексом восемьдесят, а не девяносто или сто. Столько умных и ученых людей на свете делали разные захватывающие дух изобретения, а все-таки как-то не было слышно, чтобы кто-то сумел найти таблетку или укол, который позволил бы, например, у очередных детей молодого Галембки, Зентеков, Ярошей или Стасяков повысить индекс интеллигентности. Стасякова говорила «хрум-брум-брум», ее дети тоже говорили «хрум-брум-брум». Пани Халинка могла отличить одно «хрум-брум-брум» от другого «хрум-брум-брум», потому что одно выражало удовольствие, а другое – недовольство. Но этого не был в состоянии понять инспектор из воеводства и накричал на нее за это «хрум-брум-брум», твердя, что и другие дети в классе заражаются от этих странной речью и все начинают «хрум-брум-брумать», а значит – те должны быть изолированы в специальных школах в городе. А разве виновата была пани Халинка, что для направления детей в специальную школу необходимо было согласие родителей, а Стасякова такого согласия не выражала, потому что, как она утверждала, она так любит своих детей, что не может с ними расстаться, и, кроме того, за детей в специальную школу надо что-то заплатить, пижаму, одежду купить, а в Скиролавках они учатся задарма и близко к дому. «Хрум-брум-брум» Стасяковой звучало решительным отказом, а значит, в классах все должно было оставаться по-прежнему, все больше детей говорили «хрум-брум-брум», потому что это им больше нравилось, чем человеческая речь. В результате как дети способные, так и менее способные немногим отличались друг от друга. «Хрум-брум-брум» понемногу побеждало во всей школе, во всех классах.

(Раз в год в Скиролавках, З.Ненацкий, пер. Т.Мачеяк).

Если честно, нормальные футурологи уже давно поняли, что нам осталось полтора поколения, и дальше главным специалистом в школах станет дефектолог.

А значит, это надо трезво понимать и создавать специальные службы медико-психолого-педагогического сопровождения, которые будут сопровождать ребенка от рождения до 11 класса.

Учителя не умеют работать с этим контингентом детей. Все последние случаи насилия в школах связаны с низкой квалификацией педагогов. Я как руководитель группы разработчиков нового профессионального стандарта педагогов могу сказать, что эту мысль очень часто встречают в штыки.

(Педагог-новатор Е.Ямбург, в интервью)

И худлит, и публицистика. Современное и старое. Просто подборка цитат, о которых я вспомнила в связи с упоминанием в журнале у френдессы соответствующей цитаты из Макаренко. Я не стала там в чужом журнале полемизировать, ибо. Ну, одна из причин: тут в моей подборке как-то не оказалось ни одной русской фамилии; а атмосфера там несколько. эээ в общем, нарвёшься.

Источник

В ухо двинуть или уговаривать до бесконечности — из практики автора «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко, добрейшей души человек, где-то идеалист, потому как был убежден, что трудом и добрым отношением можно перевоспитать кого угодно. А контингент у него был будь здоров. Что такое беспризорники того времени (30-е годы), мало кто из нас сейчас представляет.

С этого и начнем потому, как иначе не понять — за что же убежденный противник рукоприкладства в воспитательных целях дал таки в ухо одному воспитаннику и не один раз…., и как сам Макаренко признался:

Формально причиной такого гнева было неподчинение одного хулиганистого воспитанника колонии имени Феликса Дзержинского. Стояла зимняя стужа. По правилам колонии ее обитатели сами себе заготавливали дрова, сами топили. Одному из них было дано поручение — пойти и нарубить дров для кухни. В ответ Макаренко, который понимал, что успех предприятия во многом зависит от его личного авторитета, получил:

— «Иди сам наруби, много вас!

Это впервые ко мне обратились на «ты».

Макаренко организовал одну из первых после революционных событий в России колонию для беспризорников. Кстати, инициаторами создания таких колоний были чекисты. Феликс Дзержинский лично курировал этот вопрос. На создание колоний чекисты перечисляли средства из своих фондов, а также собственные зарплаты.

Макаренко хотел и требовал для этих детей самого лучшего, что только можно было раздобыть в тех условиях.

Для детей, которым предстояло быть строителями будущего, выделись бывшие дворянские усадьбы. Макаренко критиковали, мол, зачем этим детям дома с паркетом, теплой уборной и лепными потолками. Они не приучены к такому. Им бы чего попроще! Но у Макаренко были свои методы. И многие колонисты проникались его идеями, воспринимали их на подсознательном уровне и понимали, что тот комфорт, о котором они и не подозревали, это то, к чему они должны стремиться и добиваться этого своим трудом, создавать комфорт своими руками или зарабатывать деньки на приобретение того, что другие называли «буржуйскими финтифлюшками», от которых рабочему человеку одна мороки и смущение = не знаешь как сесть, на что нажимать… то ли дело — лопух сорвал и…

Макаренко закупал для воспитанников фарфоровую посуду, требовал, чтобы в столовой столы накрывали как положено — скатерти, салфетки, приборы, тарелки, стеклянные стаканы, графины с водой, солонки.

Все это разворовывалось в момент и переправлялось теми же колонистами на барахолку, чтобы на вырученные деньги купить или просто обменять на сигареты и марафет.

Из колонии выносили все! Постельное белье, теплые пальто и ботинки, которые для большинства колонистов были первыми в жизни вещами, не подобранными на помойке.

Фильм «Республика ШКИД» и «Флаги над башнями», которые были сняты по мотивам произведений Макаренко не отражают реальности, с которой он столкнулся, даже наполовину. Потому лучше прочитать первоисточник — самого Макаренко.

Макаренко приводит убийственные факты, рассказывая на примере Ванды о том, как жили некоторые колонистки до того, как попадали в поле зрения милиции, которая вылавливала беспризорников по вокзалам, рынкам, городским трущобам. Ванда жила на вокзале и отдавалась первому встречному за вознаграждение, на которое можно было купить один пирожок с капустой.

Уму не постижимо, но первыми колонистами были в основном подростки 14-16 лет! Самый трудный возраст, когда человек во многом уже сформировался и его предстояло по сути — переделывать, чтобы вытащить из каждого то хорошее, что в нем еще оставалось.

Воспитательная система Макаренко стояла на двух ногам и стояла прочно — труд и коллектив. Оба эти понятия работали как одно- коллективный труд, трудовой коллектив.

Долгое время все, что происходило плохого, все убийства, кражи и грабежи валили и списывали на колонистов. Макаренко и педагогическому коллективу, который он с неимоверным трудом создал, приходилось отбиваться от обвинителей и жалобщиков и бороться за каждого «преступника» как за своего собственного ребенка.

Чистота отношений между юношами и девушками оказалась самым сложным в педагогической практике Макаренко. Одна история закончилась беременностью колонистки. Вышел грандиозный скандал. Колонию недоброжелатели хотели даже расформировать, мол, Макаренко не контролирует колонистов и они проповедуют свободную любовь. Это была ложь. И все колонисты, как один, включились в решение этой проблемы. История стала уроком всем. Макаренко еле отстоял право на рождение в колонии младенца, хотя девушку отправляли на аборт. В итоге была сыграна первая свадьба.

Невесте-колонистке собрали такое приданное, что деревенские куркули из соседнего села надолго утратили покой, увидев такое богатство.. коза, куры, полный набор посуды, постельное белье, отрезы ткани, подушки, полное приданное малышу, ботинки и набор слесарных инструментов. Своими силами построили для молодых избу, в которой справили новоселье..

Вот так Макаренко боролся за беспризорников 30-х годов..

Вот почему для него было трагедией тот случай, когда он не нашел слов и аргументов, чтобы вразумить строптивого пацана… кроме как дать ему в ухо. Больше всего он переживал то, что ЭТО ПОМОГЛО. В этом для Макаренко была трагедия и провал его педагогической теории, как он считал.

После «внушения» колонист как миленький пошел на работу и потом, после усиленного трудового дня, когда все, включая и Макаренко, отдыхали в тени, сказал своему воспитателю:

— «Простите, Антон Семенович..»

..а потом вдруг разразился смехом:

— А здорово! Ха-ха-ха-ха!…

Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой:

— Что — здорово? Работа?

— Работа- само собой. Нет, а вот как вы меня съездили!»

Колонисты не обижались на Макаренко. Он сам себя казнил за то, что не сдержался. И потом, видя, что ему не по себе, виновник этих душевных мучений, который получил по мордасам, сам подошел еще раз к Макаренко:

«.. с самой серьезной рожей:

— Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы понимаем….»

И несмотря на явный успех жестких воспитательных мер, какими Макаренко посчитал пощечину, он снова и снова возвращался к этому случаю:

«Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай этот достался мне дороже, чем самому Задорову. Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления…»

И еще более ужасным Макаренко посчитал тот факт, что колонисты после этого случая зауважали его настолько, что одного его слова было достаточно даже для самых заядлых тунеядцев и неисправимых воров.

К посту имеются вопросы: #comment_174278445

Да, ещё плюсом к воспитательной методике была мощная идеологическая струя. Я после прочтения начал понимать, какой задор, мотивация, какая поддержка советской власти была у населения. Как хотели все себе другую реальность. Фактом, люди заражённые социалистическими идеями и страну построили, и в Великой Отечественной победили. Три тома на одном дыхании. Однозначно рекомендую почитать.

Блин вот это действительно сложно осознать что за 100 лет настолько кардинально изменился мир. Читаешь про детский труд и детей «шариков» ну это российская империя и было давно. А это союз за каких то 30 лет настолько изменили страну. С другой стороны у нас «прекрасная» возможность посмотреть как за теже 30 лет можно все проебать. Может потомки в 2120 будут читать текст про наше время и думать как можно было развалить страну и быть такими тупыми дикарями.

Антон Семенович мы все проебали!

Какой идиот написал этот пост? Смешал всё в кучу, тупой невежественный балбес. ТС, ты что, ребенок Донцовой?

А я больше любила книжки Вигдоровой про его ученика Семёна, все три стотыщ раз в детстве прочитала.

Охх, ну вот как можно было Викниксора спутать с Макаренко? Оба хороши, но каждый в отдельности. И зауважали потому что доминантность показал, лидерство определилось, а дальше все пошли за вожаком.

У коошки четыре ноги.

В школе читал Макаренко, тогда произвело очень сильное впечатление.

Книга и фильм называются «Флаги на башнях»

Со-временем, благодаря интернету, перестал верить ВСЕМУ, кроме пары-тройки (!пересекающихся!) интернет-ресурсов.

В раннем детстве читал книгу, «друзья и враги Анатолия Русакова». Очень стоящее чтиво, рекомендую.

муки идеалиста. он еврей, что ли?

Я родом из его (А.С. Макаренко) родного города.

«Фильм «Республика ШКИД» и «Флаги над башнями», которые были сняты по мотивам произведений Макаренко не отражают реальности»

Вот смотри. В предмете разговора ты разбираешься по нулям. Даже меньше. Зачем корчишь эксперта из себя? «Республика ШКИД» снят по мотивам книги, и книга о совсем другом заведении для подростков. Директор этого заведения Сорока-Росинский и Макаренко вообще не совпадали по своим взглядам, критиковали друг друга.

Тот факт, что ты путаешь одно с другим, показывает, что ты вообще не понимаешь, о чем говоришь. Зачем пишешь тогда?

Про ускоренное школьное обучение (по мотивам известной истории)

Про ускоренное школьное обучение (по мотивам известной истории)

Сперва я хотел назвать эту запись «Каминг-аут», но вовремя вспомнил, что большинство читателей не смотрит текст дальше заголовка. Обычно я не пишу о личном (особенно глубоко личном), но сегодня сделаю исключение. Я расскажу о некоторых фактах своей биографии, о которых в целом не очень люблю распространяться. И сейчас вы поймете, почему.

Внимательные читатели моих кратких автобиографий время от времени подмечают одно любопытное обстоятельство: родился я в 1982 году, а университет закончил в 2001. И да, это действительно так: я получил диплом в девятнадцать лет, потому что закончил школу и поступил на истфак в четырнадцать. Не Алиса Теплякова, конечно, но все-таки на три года раньше сверстников.

Поэтому время от времени молодые мамы, сильно озабоченные будущим своих малолетних детей, спрашивают моего авторитетного совета: не сократить ли срок пребывания их талантливых (безусловно) отпрысков в школе?

И я неизменно даю один и тот же ответ.

Запомните, мальчики и девочки: никогда, ни при каких условиях, ни за какие коврижки не гоните своих детей по школьной лестнице с опережением графика. Не заставляйте их перепрыгивать через классы и сдавать предметы экстерном. Если, конечно, вы хоть немного думаете об их благе, а не только о своем собственном.

Да, естественно, не нужно специально сдерживать интерес к какому-то конкретному предмету. Да, конечно, имеет смысл поскорее научить ребенка грамотно писать, без труда управляться с базовыми математическими операциями, да и хороший английский никогда лишним не будет. Но не надо заставлять его осваивать всю школьную программу на годы вперед!

Из меня с младых ногтей лепили вундеркинда. Поэтому, когда мне исполнилось семь лет, решили, что мне нечего делать в первом и даже во втором классе. Меня отправили сразу в третий. Надо сказать, что мне очень повезло: класс оказался хорошим, дружелюбным, меня радушно приняли, и я быстро стал своим. В общем, был шанс отделаться небольшими потерями.

Насколько серьезное влияние произошедшее оказало на мой характер, сказать сложно, поскольку врожденное и приобретенное уже трудно разделить. Однако травмирующий опыт был сильным, и последствия, очевидно, тоже оказались неслабыми. По крайней мере, в мою нынешнюю социофобию он внес серьезный вклад.

Но, может, три выигранных года стоили этих жертв? Мне самому долго хотелось так думать. Увы, нет. В четырнадцать лет я, по гамбургскому счету, был психологически еще не очень готов к вузу. Весь первый курс я читал художественную литературу и кайфовал от того, что школьный кошмар наконец-то закончился. Более или менее врубаться в происходящее я начал только на втором курсе, а в целом взял от своей учебы в вузе едва ли половину того, что можно было взять.

Да, отношение ко мне как к «очень талантливому ребенку» имело свои плюсы. Вот только в какой-то момент я привык к такому отношению. И расслабился, считая, что у меня уже есть большая фора перед сверстниками и теперь я могу никуда не спешить. Естественно, ни к чему хорошему это не привело: «фора» оказалась довольно быстро и бездарно растрачена. На память осталась только строчка в автобиографии.

Пишу я это все, понятное дело, не для того, чтобы излить душу. А для того, чтобы вольные и невольные подражатели господам Тепляковым хоть на минутку задумались о том, какую судьбу они готовят своему ребенку. Если они действительно руководствуются его интересами, а не желанием побыть в глазах окружающих «родителями, воспитавшими гениальное дитя».

А напоследок напомню им старый анекдот.

— А в твоем, папа, он уже стал императором Франции.

Источник

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко

Пощечина макаренко что это

Рассказывая о этом удивительном человеке я начну очень из далека и на первый взгляд вам возможно будет непонятно почему я поступаю именно так, но все прояснится в свое время.

Мне нравится одно старое определение термина демократия.

Эти предатели своей родины стремятся очернить и опорочить все к чему прикасаются и чтобы развенчать их подлые попытки или как минимум дать альтернативную точку зрения пишу эту скромную статью о настоящем человеке и великом учителе Антоне Семеновиче Макаренко.

Кто же это? МАКАРЕНКО, АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888–1939), русский прозаик, публицист, педагог. Сухие строчки совершенно не отражающие суть его невероятных достижений. К тому же порой историк, который знает факты его жизни пишет настолько чудовищно неудобоваримым языком, что только истинный стоик сможет осилить его труды.

Увы, для многих современных представителей человеческого племени фамилия Макаренко пустой звук. Хотя на основе его педагогического опыта построены множество успешных западных систем обучения и управления крупными предприятиями и корпорациями.

А его литературные произведения переведены почти на все языки народов мира, и главный труд – «Педагогическую поэму» вышедший из издательства в 1935– сравнивают с лучшими романами посвященными воспитанию Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Эта его Книга одна из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века, разве это не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

В Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета.

Кстати ГДР также не забывала о его методе воспитания и недаром Kinderheim A. S. Makarenko — крупнейший детский дом страны, существовавший с 1953 по 1998, носил в Берлине имя Учителя.

(Возникает вопрос: сам дом переименовали, перевели в другое место, детишек раздали в семьи, в том числе нетрадиционной ориентации или что похуже учудили наши демократические партнеры?)

Напомню, что в СССР книги Макаренко выпускались несколько раз, в том числе и собрания сочинений в 8 и 7 томах общим тиражом свыше 2 миллионов экземпляров!

Трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, малолетних бандитов и убийц, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми.

Еще подборка фактов о беспризорности в мире:

На территории России сейчас согласно: Докладу «Дети в России» ЮНИСЕФ от 2009 года, известно что в 2009 году в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей побывало 13’500 беспризорных и безнадзорных детей.

Считается, что беспризорных около 5 тысяч человек, да именно тысяч, а не миллионов, как любят заявлять «любимые либералы».

В детских домах и интернатах на 2015 год 72 тысячи детей.

Трудных подростков (безнадзорных) около 4 миллионов.

Согласно официальной статистике в Украине сегодня насчитывается более 30-ти тысяч беспризорных детей.

В США в 2014 году 186 тысяч детей живут в приютах, 80 тысяч — в гостиницах. 42 тысячи детей проживают в условиях, которые американским законодательством определены как не предназначенные для проживания — это парки, заброшенные здания и трейлеры.

Германия:1500-2000 детей являются беспризорниками.

После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в СССР исчезли. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства.

«Ребёнка ударить можно, унизить нельзя». А.С. Макаренко

Пощечина макаренко что это

В это же время была его первая литературная попытка. Максиму Горькому в 1914 он отослал на отзыв свой первый рассказ «Глупый день», а с 1925 состоял с ним в переписке. (Нужно признать что рассказ был раскритикован с советом не писать более). Не смотря на это Макаренко и Горький были друзьями до самой смерти Алексея Максимовича Пешкова.

Пощечина макаренко что это

В 1920 г. Макаренко поручили организовать вблизи Полтавы в селе Ковалевка колонию для несовершеннолетних преступников. Именно здесь он создал принципиально новую систему воспитания, а само заведение стал известным во всей стране. Первые идеи появились у него в школе, где он работал до революции, и после в 1920 году в трудовой колонии им. Горького под Полтавой.

Когда Антон Семенович оказался лицом к лицу с малолетними бандитами, былой опыт мало чем мог помочь: «В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они были еще и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство…».

Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенному убеждению врожденной предрасположенности человека к добру или злу, исходил из принципа правильного воспитания как главного условия для создания достойного человека. Доказывать это он начал в полуразрушенных зданиях в колонии имени Горького, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре просто немыслимые успехи Учителя вызывали зависть и недоверие. А были основаны на использовании воспитательного эффекта коллектива, сочетании школьного обучения с трудом, не из под палки, а в удовольствие, объединении доверия и требовательности, а кроме того самоуправлении колонии, которое осуществляли дети, это была самая настоящая республика с собственной конституцией, где исполнялись мечты.

Пощечина макаренко что это

Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками». В 1927 были написаны первые главы Педагогической поэмы. Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта. Но в «Педагогической поэме» описана ситуация, когда он ударил воспитанника Задорова. Это было в самом начале его работы в Горьковской колонии. Макаренко предложил воспитаннику нарубить дров, чтобы можно было приготовить для всех детей обед на что тот ответил с издевкой и насмешками. Учитель не выдержал и от души врезал ему. А после пошел вместе с ним и другими вооруженными топорами бандитами- воспитанниками рубить в лесу дрова. А Задоров, подойдя рассмеялся и сказал: «Здорово, что ты мне по морде съездил!». Больше такого никогда не повторялось, однако и этого эпизода оказалось достаточно, чтобы разозлить Надежду Константиновну Крупскую. Как вы могли! Это же дети! И она написала разгромную статью о методах воспитания Макаренко.

В связи с нападками со стороны «педагогической общественности», основой которых были консерватизм и обыкновенная зависть менее удачливых коллег, после объявления летом 1928 Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской», подал заявление об уходе с работы.

Но в 1928 его приняло на работу «кровожадное» НКВД, где он работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове.

Тогда же Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, сказал в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение».

С 1928 Макаренко работает над формированием нового коллектива – коммуны им. Ф.Э.Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков в процессе коллективного труда, но и окупала самое себя, давая государству огромную прибыль (около 5 миллионов рублей!), и даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электродрелей, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – ФД-1

Чтобы было понятнее поясню, представьте себе, что малолетние преступники на первоспитании в колонии организовали бы сейчас производство космических спутников и робототехники или как минимум цикл производства компьютеров, по тем временам производство фотоаппарата было настолько же сложным и передовым.

С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Занимался литературной работой и чтением лекций на педагогические темы для учителей, родителей и общественности.

Макаренко оставил богатое педагогическое наследие, написал более 150 произведений (романы, повести, сценарии, научно-педагогические статьи). Наиболее известными являются “Педагогическая поэма”, “Книга для родителей”, “Методика организации воспитательного процесса” и др.

Развивая учение о цели воспитания, Макаренко указывал, что педагог должен иметь перед собой программу человеческой личности, которая охватывает всю суть существования (внешнее поведение, внутренние убеждения, гражданское и политическое воспитание и знания).

Исходя из условий времени и будучи его продуктом, Макаренко целью воспитания считал подготовку культурного человека, активного гражданина, который должен получить образование, как минимум среднюю квалификацию, быть дисциплинированным с развитым чувством долга и понятием чести, подкованным в политических вопросах, быть хозяином и организатором, уметь подчинять и подчиняться.

Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Приказ о награждении подписал лично И. В. Сталин.

Пощечина макаренко что это

Если копнуть в его жизни глубже, то все там невероятно и невозможно, особенно в свете сегодняшнего очернения прошлого.

Дело в том что у Макаренко был младший брат. С которым все было не так просто. Когда у него появился брат Виталий, Антону было 8 лет. Окончив Чугуевское военное училище, Виталий стал офицером царской армии. Больше трех лет он участвовал в боях на Российско- Германском фронте, был контужен и получил несколько ранений. Позже вместе со старшим братом, работал в школе, где преподавал физкультуру и военное дело.

Пощечина макаренко что это

Виталий Макаренко вместе с отступающими белогвардейскими частями оказался в Крыму. При отъезде на юг он пытался взять с собой и беременную жену, которая, однако, не смогла забраться вслед за ним в переполненный вагон. Родившаяся вскоре дочь Виталия, Олимпиада воспитывалась под видом приёмной дочери его братом Антоном. А Виталий спасаясь от недремлющего ока ЧК бежал сначала в Турцию, потом в Болгарию, а в 1923 г. поселился во Франции. Там он сначала устроился чернорабочим на металлургический завод и в судоремонтную мастерскую, а позже стал фотографом и открыл собственное фотоателье, что обеспечило ему хороший доход и безбедное существование.

По разным данным скорее всего в 1928 по настоятельной просьбе жены, Антон перестал переписываться со своим братом. Было бы мягко говоря странно, если один брат работает в НКВД, а второй бывший контрразведчик Деникина и они продолжали бы переписку.

Ну как вы сами можете понять, бывших контрразведчиков не бывает.

Последние годы поручик Виталий Макаренко провёл в доме для престарелых в городе Йер недалеко от Тулона, на юге Франции, где скончался 22 июля 1983 года в возрасте 88 лет в один день со своей дочерью Олимпиадой.

В конце жизни Виталий Семёнович откликнулся на просьбу германских макаренковедов Гётца Хиллига и З. Вайтца написать воспоминания о брате Антоне, прежде всего о детских и юношеских годах Антона Макаренко, национальности, вероисповедании, укладе и образе жизни семьи родителей Макаренко.

Ох уж эта пятая графа. Как любят современные политиканы раздувать национальную вражду. Разделяй и властвуй. ( divide et impera). Старый, но действенный трюк.

Кто такой Макаренко?

Для меня он есть и был Советским Человеком, который ко всему прочему опередил свое время, в его колонии был не социализм, а попытка создать прообраз коммунизма, в лучшем понимании этого слова, в замкнутом отдельном обществе.

«После распада Советского Союза вокруг педагогического наследия Макаренко разгорелась острая дискуссия. На волне критики тоталитарной системы некоторые литераторы пытались представить Макаренко одним из ее идеологов, призывали отказаться от его наследия ». «После известной…статьи «Великий педагог ГУЛАГА» к нему стали относиться, как к прокаженному, …украинская интеллигенция национальной ориентации… Макаренко… напрочь привязала к эпохе сталинизма»

Как любят вспоминать репрессии.

Сталин лично всех расстреливал? Вовсе нет. Просто вылезла вся гниль, что была у людей, зависть, подлость и они сами строчили доносы друг на друга. Не смотря на эту низость во многом удавалось отфильтровать поток лжи и сажать виновных, хотя между ними были и безвинные. Сейчас масса потомков: воров, бандитов, казнокрадов, спекулянтов кричит о их невинно умученных предках.

Но не арестовали, и тем более не расстреляли А.С Макаренко. Как же так?

С. Л. Соловейчик пишет: «Макаренко не стал бы таким большим педагогом, если бы не был он сложным и трудным человеком… он был прямым, но не однослойным».

Макаренко в анкете 1922 г. сообщил о себе очень рискованные сведения: «По политическим убеждениям – беспартийный». Т. е. не вступил в Компартию не от того, что «было некогда», как он стал говорить через 14–17 лет (в 1936 и 1937 гг.), а «по политическим убеждениям».. И далее в той же анкете еще одно очень рискованное сообщение: «Считаю социализм возможным в самых прекрасных формах человеческого общежития, но полагаю, что, пока под социологию не подведен крепкий фундамент научной психологии, в особенности психологии коллективной, научная разработка социалистических форм невозможна, а без научного обоснования невозможен совершенный социализм».

В письме весной 1923 г. А. С. Макаренко пишет коллеге по прежней работе в Крюкове: «Мы до того рассобачились, что завели суд, с кем бы вы думали? С самим Госконтролем. И думаем выиграть»

А. С. Макаренко был «из идейных». Человек принципа.

Неприязнь части власть предержащих и Макаренко была взаимной. Удивительно, но при этом 10 лет «стороны» «в официальной обстановке» обменивались порой комплиментами… Властям Макаренко был нужен как уникальный специалист, а он не мог быть полностью свободным от них.

Поддержка со стороны М. Горького, а после его смерти – М. Шолохова, делала свое дело, но они вовсе не были всесильными. Сведений о поддержке лично И. В. Сталиным деятельности Макаренко не найдено. Но как вы знаете награждения Орденом Трудового Красного Знамени не могло быть без личной подписи Сталина. В то же время представлял Макаренко к награде Союз писателей СССР.

В книге «Флаги на башнях» Макаренко пишет: «я всегда говорю нарочно». Там же он говорит и : «Я – советская власть!»

Пощечина макаренко что это

Писатель С. Л. Соловейчик пишет: «Этот бесстрашный человек, один из самых мужественных людей своего времени, боится показать кому-нибудь «Педагогическую поэму». «Там слишком много правды рассказано, и я боюсь. Как-то страшно выворачивать свою душу перед публикой. ».

«Со своими воспитанниками я могу говорить ласково и нежно, но могу и повысить голос, твердо сказать: «Брось!» Без этого нет воспитания.

Я не хочу сказать, что нужно кричать на воспитанников. Нет! Но нужны страсть, любовь, увлечение своим собственным делом в той мере, как это мы наблюдаем у стахановцев. Если я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником преступления воспитатель как представитель общества должен показать свое негодование.

Неудивительно, что в указанной консультации ничего не говорится о коллективе как воспитательном факторе. Учителю Позднякову рекомендуется только лично побеседовать с учеником, который занимался мелкими кражами и дошел до квартирных краж. Рекомендуется взять с ученика слово, что он больше не будет заниматься подобными делами. И только. Не рекомендуют выносить этот поступок на обсуждение коллектива, так как это нанесет ребенку «тяжелую внутреннюю рану», отчего пострадает учеба, а коллектив ничего не выигрывает. Это вредная установка.

Затем в данной консультации ничего не говорится о наказании. Боятся этого слова. А в постановлении ЦК нашей партии это слово называется с большевистской прямотой и наказание не вуалируется словами «мера воздействия». Я стою за наказание. Только надо уметь его применять, а этому нужно учиться.

Весь отдел консультации журнала «Коммунистическое просвещение» отдает установками левака Шульгина. Консультанты стремятся удивить мир фокусом.

Они подобны покойным педологам, которые любили такие вопросы изучать, изучать; изучать и записывать, чем и путали учителя в вопросе, как ему быть с наказанием. У нас еще не освоена система наказания. Из старой школы мы не можем взять систему наказаний, чуждую нам, с ее слежкой, кондуитами, привязываниями к каждому пустяку и т.д. Применению наказания я долго учился.

Сами коммунары боролись с нарушениями правил внутреннего распорядка и сами управляли всей жизнью коммуны. В коммуне им. Дзержинского наказания принципиально признаны, но именно поэтому на практике они почти не применяются. Такого положения мне удалось добиться при помощи использования всей воспитательной силы коллектива. Воспитание, а следовательно, и наказание должны проходить через крепкий коллектив.

Я настаиваю, что и в педагогике нужно изобретать. До последнего времени не занимались изобретением в педагогике, так как боялись педологии, которая отнимала это законное право у педагогики. Пусть вновь созданная кафедра воспитания разработает вопросы воспитательного значения коллектива, проблему наказания, стиля, тона и т.д.

Я уверен, что в ближайшие десять лет мы создадим методику коммунистического воспитания.»

PS надеюсь вы понимаете разницу между коммунизмом и настоящими коммунистами как в фильме: «Коммунист», и современными ряжеными в овечьи шкуры буржуазными прихлебателями и ренегатами вроде папаши Зю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *