Посадка в школе что это такое
Стали известны даты родительских собраний и пробных посадок учеников в школах России перед 1 сентября в 2020 году
Когда пройдут родительские собрания в школах России в 2020 году перед 1 сентября
Ежегодно школа приглашает учеников и родителей на встречу незадолго до празднования Дня знаний, чтобы торжественный день не омрачать решением повседневных вопросов насчет организации обучения в новом учебном году.
Для родителей устраиваются собрания, а для учеников пробные посадки, на которых одноклассники имеют возможность встретиться друг с другом после прошедшего лета, занять себе место за партой на будущий учебный год, пообщаться с учителем. Традиционно дни собраний и посадок совпадают, из-за чего родители идут в школу вместе с детьми.
Дату и время посадки и собрания зачастую определяет администрация школы и классный руководитель, а потому она отличается в регионах страны, а иногда и в отдельных районах и школах каждого города.
Но предположительно, дату посадки и родительского собрания уже можно назвать. 1 сентября в 2020 году выпадает на вторник. Это значит, что пробная посадка учеников пройдет:
Назначить дату встречи со школьниками и их родителями в 2020 году школы могут и на более ранний срок — более подробную информацию учащимся сообщат классные руководители.
В условиях эпидемии коронавируса пробная посадка может пройти вовсе без учеников, исключительно с родителями, чтобы лишний раз в школе не устраивать массовое скопление народу. Взрослых же позовут вместо детей для оглашения условий и правил обучения в новом учебном году, которые ввиду эпидемии будут достаточно строгими.
Условия обучения школьников с 1 сентября 2020 года назвал Роспотребнадзор
Ввиду эпидемии коронавируса массовые мероприятия в школах категорически запрещены, а потому администрациям придется придумать новый формат проведения школьных линеек, посвященных Дню знаний.
Также оглашено перед 1 сентября будет новое расписание времени уроков и перемен, которые для всех классов школы должно быть разным, чтобы дети поменьше контактировали друг с другом в коридорах школы.
По правилам, за каждым классом должен быть закреплен отдельный кабинет, и касается ситуация даже старших классов, которые привыкли во время учебного года ходить на занятия непосредственно в кабинет к учителю, не сидя на месте в течение дня.
Также станут условия проведения торжеств, посвященных 1 сентября, и другие немаловажные подробности старта нового учебного года.
Нужно ли в школу надевать маску с 1 сентября 2020 года ученикам и родителям
Наличие средств защиты на массовых мероприятиях является обязательным условием эпидемиологического сезона, а потому родителям учеников, собирающимся посетить собрания, стоит взять с собой маску.
Про маски у детей во время школьных занятий в Сети гуляет немало фейковых новостей. Родители обсуждают, что их чадам придется туго, ведь дышать целый день в маске просто невозможно. Санитарные врачи обязательное наличие средства защиты у ребенка отрицают.
Маска на уроках, вероятнее всего, понадобится только учителям, ведь им предстоит соблюдать повышенные меры безопасности в школе, где они могут контактировать с бессимптомными носителями вируса, коими выступают дети.
Ученикам же маски во время занятий будут в большинстве школ не нужны. Подобное ограничение могут принимать или снимать региональные власти.
По каким критериям учитель рассаживает учеников за партами
Содержание статьи
Рассаживая учеников в классе, учитель руководствует разными критериями. Определенное значение имеет телосложение – ведь если впереди ребенка небольшого роста сидит ученик значительно выше его, школьнику плохо будет видна классная доска. В ряде случаев решающим фактором оказывается состояние здоровья – слабовидящего ребенка приходится сажать поближе к доске. Но в большинстве случаев учитель опирается на психологические особенности детей.
Ведущий глаз и ведущее ухо
Одна из индивидуальных характеристик человека связана с асимметрией полушарий головного мозга. У одних людей ведущее полушарие правое, у других – левое. Не всегда человек с ведущим правым полушарием бывает левшой, но в большинстве случаев ведущее полушарие определяет ведущий глаз и ведущее ухо.
Грамотный в психологическом отношении учитель всегда учитывает такие особенности детей при рассаживании их по партам, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь у семилетних детей еще не сформировано произвольное внимание, и если посадить ребенка с ведущим левым глазом у окна, расположенного слева от него, он будет смотреть не на доску, а в окно. Первоклассник с ведущим правым ухом, сидя у стенки, расположенной справа, будет больше прислушиваться к тому, что происходит за ней, чем к словам учителя.
Рассаживать детей нужно так, чтобы ведущие органы чувств были обращены к учителю и классной доске. Мальчиков ориентируют преимущественно по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху.
Диагностировать эти особенности учитель может с помощью простых тестов, которые предлагает детям в форме игры: «посмотрим в подзорную трубу», «положим на парту часы и послушаем, как они тикают». Дети непроизвольно «подносят» воображаемую подзорную трубу к ведущему глазу, а к воображаемым или реальным часам наклоняют ведущее ухо.
Другие особенности
В процессе занятий становятся очевидными и другие психологические черты детей, которые тоже приходится учитывать.
Учеников неусидчивых, склонных постоянно отвлекаться, учителя сажают поближе к своему столу, чтобы удобнее было их контролировать. Озорников, которые любят привлекать к себе внимание одноклассников вызывающим поведением, сажают на заднюю парту, тем самым лишая их возможности «играть на публику».
Многие учителя сажают детей-холериков за одну парту с флегматиками или меланхоликами: присутствие спокойного одноклассника умиротворяющее действует на излишне возбудимого ребенка.
Хороший вариант – посадить за одну парту друзей, но если они на уроках больше разговаривают друг с другом, чем занимаются, их приходится рассаживать.
Нередко учителя учитывают и фактор успеваемости. Отстающих сажают рядом с отличниками, чтобы сильные учащиеся помогали слабым. Правда, при этом учитель должен быть уверен, что будет иметь место именно помощь, а не списывание.
Конфликт из-за рассадки в классе – есть ли разумный выход?
Не будем лукавить – ни один учитель, оказавшись лицом к лицу с 25 первоклашками (и хорошо, если не с тремя десятками!) не сможет уделить всем полноценное индивидуальное внимание. Кто-то все равно будет выпадать из его поля зрения, и хорошо, если на время. И вот тут в борьбу за внимание учителя вступают родители – и не всегда корректным образом. А вы с таким сталкивались?
Чтобы привить ребенку навык взаимодействия, учитель должен обратить на него персональное внимание. Проследить, чтобы малыш не отвлекался (на птичку за окном или на новый пенал соседки по парте), убедиться, что он понял задание, вовремя подсказать, если ребенок испытывает затруднения.
” Сколько детей учитель может охватить своим вниманием? Пять-шесть, все-таки педагог – не киборг. Боковым зрением видит еще столько же малышей, а значит, может вовремя отреагировать и переключиться на них.
Если ваш ребенок ходит в частную (или просто малокомплектную) школу, где в классе 15 учеников – поздравляем, вам чужды наши проблемы. Но, как правило, вам повезет, если у вашего первоклассника будет всего две дюжины товарищей. И даже этом случае
” Ровно половина класса получает внимание учителя эпизодически или не получает его вообще! И знаете, кто те счастливчики, которые имеют возможность учиться полноценно? Те, кто сидит на первых партах!
Нет, я уверена, что ни один учитель не планирует нарочно дискриминировать школьников «с камчатки». Просто гораздо труднее заметить, что взгляд у ребенка стал рассеянным, если малыш находится в пяти метрах от вас, а не в полуметре. Размер, знаете ли, имеет значение.
” В моем детстве задача решалась просто – детей пересаживали. Каждый месяц ученики «отъезжали» на ряд дальше, а те, кто был в последнем ряду, пересаживались на первый. Раз в четверть пересаживали и слева направо.
Это объяснялось заботой об осанке и зрении, мол, нехорошо, что первоклассник все время поворачивает голову налево (направо), чтобы увидеть написано не доске. Но фактически в центральном поле зрения учителя все время оказывались разные группы детей! Честно говоря, это, наверное, самый простой и эффективный способ качественно обучать разом два десятка семилеток. И он реально работает! Вернее, работал бы, если бы не вмешательство родителей.
” Сегодня многие мамы считают возможным позаботиться исключительно о собственном ребенке, добиться, чтобы он непрерывно сидел на первой парте прямо перед учителем.
” Но те амбициозные мамы сами себе копают яму! С кем через пару лет будут учиться их дети? С одноклассниками, которые толком не усвоили материал начальной школы? Не умеющими сосредоточиться на уроке, мешающими и учителям, и другим детям? Получившими огромный опыт личной неуспешности?
Или это именно то окружение, которое требуется вечному хозяину первой парты, отличнику и маминой гордости – так сказать, чтобы оттенить достоинства?
Если у вашего первоклассника «не клеится» в школе, то дело не в том, что у вас какой-то «не такой» ребенок. Скорее всего, его буквально «затоптали», оттеснили на последнюю парту активные мамочки и их «самые лучшие» детки. Можно, конечно, организовать и своему ребенку справку от окулиста – чего проще, подговорить ребенка «не видеть» дальше третьей-пятой строки в таблице Сивцева. Потом наступить себе на горло и хорошенько поскандалить на родительском собрании, пусть «на камчатке» зимуют другие неудачники! Но мне кажется, что это не решение вопроса.
По-моему, мы должны проявлять родительскую солидарность. За первой партой должен постоянно сидеть только тот ребенок, физические недостатки которого невозможно скорректировать. Все остальные должны находиться в равных условиях!
Ну а если вашему ребенку нужен особый подход – для вас работают частные школы, в конце концов, всегда остается возможность надомного обучения. Давайте не будем вытягивать своего ребенка за счет соседа!
От Сибмамы. А в вашем классе была такая проблема? Как удалось ее решить? Как действовал учитель, когда претендентов на первую парту оказалось больше, чем парт? Поделитесь опытом, в опросе это можно сделать анонимно!
Посадка в школе что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2014 г. № 08-988 «О направлении методических рекомендаций»
В соответствии с п. 7 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 21 февраля 2014 г. № ИШ-П9-24пр «О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и подготовке родителей» Минобрнауки России совместно с Минтрансом России и МВД России разработало и направляет методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации».
Приложение: на 24 л.
Заместитель директора Департамента | И.И. Тараданова |
Методические рекомендации
“Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации”
1.2. Рекомендации предусматривают принятие необходимых мер по разработке и утверждению в муниципальных образованиях программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вокруг образовательных организаций (в том числе внутридворовых дорог, площадок) и по маршрутам следования автобусов для перевозки обучающихся по автомобильным дорогам муниципальных образований.
1.3. К перевозкам обучающихся относится:
доставка обучающихся в образовательные организации;
развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий);
организованные перевозки групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий.
2. Основные мероприятия по определению маршрутов для перевозки обучающихся.
2.1. Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
2.2. При разработке маршрутов для перевозки обучающихся необходимо учитывать требования свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», согласно которым транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 километра от организации. При этом предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров.
2.3. Проведение оценки текущего состояния улично-дорожной сети вокруг образовательных организаций (в том числе внутри-дворовых дорог, площадок) в муниципальных образованиях и по маршрутам следования автобусов для перевозки обучающихся по автомобильным дорогам.
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте проводятся не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).
2.4. По результатам обследования дорожных условий производится составление акта, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
2.5. При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега.
Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
2.6. Решение об открытии «Школьного маршрута» принимается после устранения нарушений.
2.7. Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
а) нерегулируемые железнодорожные переезды;
б) через ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).
3. Основные мероприятия по организации перевозок обучающихся.
3.1. Образовательные организации организуют перевозку обучающихся самостоятельно при выполнении следующих условий:
3.1.1. Наличие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базы, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении перевозок обучающихся.
3.1.2. Автобусы, используемые для осуществления перевозок групп обучающихся, должны соответствовать:
ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей»;
требованиям пункта 3 Правил организованной перевозки групп детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами», в соответствии с которыми для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
3.1.4. Своевременное проведение технического осмотра, обслуживание и ремонт автобусов для перевозки обучающихся в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
3.1.5. Проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов с соответствующими отметками в путевом листе.
3.1.6. Организация стажировок для водителей.
3.1.7. Проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей. (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
3.1.8. Регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
3.1.9. Соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе в части соблюдения режимов труда и отдыха водителей, а также соблюдение требований статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил организованной перевозки группы детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами», постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013. г. № 1176 «О внесении изменений в правила дорожного движения Российской Федерации», а также Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7.
3.1.10. Регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте.
3.1.11. Обеспечение стоянки и охраны автобусов для перевозки обучающихся для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или причинения автобусам каких-либо повреждений.
3.1.12. Использование автобусов для перевозки обучающихся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся.
4. Обязанности должностных лиц по организации и осуществлению безопасности перевозок обучающихся образовательных организаций.
4.1. Обязанности должностных лиц по организации и осуществлению безопасности перевозок обучающихся изложены в приложениях к настоящему Положению и являются его неотъемлемой частью.
4.2. Лица, организующие и (или) осуществляющие перевозки обучающихся, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации, перевозимых автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.
5. Приложения к Рекомендациям:
приложение 1: Акт обследования и замера протяжённости маршрута;
приложение 2: Должностные обязанности директора образовательной организации по обеспечению безопасности перевозок обучающихся автобусом;
приложение 3: Нормативные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозки пассажиров. Особенности перевозки детей;
приложение 4: Инструкция для обучающихся по правилам безопасности при поездках в автобусе для перевозки обучающихся;
приложение 5: Памятка водителю автобуса по обеспечению безопасности перевозки обучающихся;
приложение 6: Памятка для сопровождающего в автобусе при перевозке обучающихся.
обследования и замера протяженности маршрута
Комиссия в составе председателя ___________________________________
Произвела обследование маршрута и замер межостановочных расстояний
и общей протяжённости маршрута _________________________________________
Путём контрольного замера на автомобиле марки _____________________
Государственный номер ____________________________________________,
Путевой лист N____________________________________________________,
Путём сверки с паспортом дорог комиссия установила:
общая протяжённость маршрута согласно показанию счётчика спидометра
и по километровым столбам при их наличии) составляет _______ км.
Количество оборудованных мест остановки автобуса для посадки и
Количество несоответствующих и требующих обустройства мест
Председатель комиссии _______________________/_____________________
Члены комиссии: ____________________________/______________________
Должностные обязанности директора образовательной организации по обеспечению безопасности перевозок обучающихся автобусом
1.1. Директор образовательной организации является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок обучающихся и состояние работы в организации по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
2.1. На директора образовательной организации возлагается выполнение следующих функций по обеспечению безопасности автобусных перевозок обучающихся:
2.1.1. Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов;
2.1.2. Обеспечение содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при их эксплуатации;
2.1.3. Организация обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;
2.1.4. Организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок обучающихся.
3.1. Для обеспечения профессиональной надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности директор обязан:
3.1.1. Осуществлять прием на работу, организовывать стажировки и допуск к осуществлению перевозок обучающихся водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет;
3.1.2. Обеспечивать повышение профессионального мастерства водителей путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями;
3.1.3. Обеспечивать проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
3.1.4. Организовывать регулярное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей;
3.1.5. Обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
3.1.6. Осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих сведения о:
условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
состоянии погодных условий;
режимах движения, организации труда, отдыха и приема пищи;
порядке стоянки и охраны транспортных средств;
расположении пунктов медицинской и технической помощи;
изменениях в организации перевозок;
порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
особенностях перевозки детей;
особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
3.1.7. Организовывать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
3.2. Для содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждения отказов и неисправностей при их эксплуатации директор обязан:
3.2.1. Обеспечивать проведение технического осмотра, обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
3.2.2. Обеспечивать проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов перед выездом с соответствующими отметками в путевом листе;
3.2.3. Обеспечить охрану автобусов для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или причинения автобусам каких-либо повреждений.
3.3. Для организации обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок директор обязан:
3.3.1. Немедленно сообщать в органы исполнительной власти муниципального образования, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в органы ГИБДД о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами;
3.3.3. Немедленно информировать управление образования муниципального органа о несоответствии действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения для принятия решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или их закрытии;
3.3.4. Осуществлять постоянное взаимодействие с органами ГИБДД для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметров дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте перевозок обучающихся образовательных организаций автобусами;
3.3.5. Прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях).
3.4. Для организации перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок детей, директор обязан:
3.4.1. Обеспечивать сопровождение перевозок групп детей преподавателями или специально назначенными взрослыми;
3.4.2. Обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих лиц и детей о мерах безопасности во время поездки на автобусе для перевозки обучающихся;
3.4.3. Обеспечить каждого водителя автобуса для перевозки обучающихся графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок, схемой маршрута с указанием опасных участков, информацией об условиях движения и другими необходимыми путевыми документами;
3.4.4. Организовывать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых пассажиров, не превышающим число мест для сидения;
3.4.5. Уведомлять органы ГИБДД об организации перевозок обучающихся, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т. д.) для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами;
3.4.6. Обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов, медицинскими работниками;
3.4.7. Регулярно информировать муниципальный орган управления образованием о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушениях Правил дорожного движения и других норм безопасности движения;
3.4.8. Вести учет и анализировать причины дорожно-транспортных происшествий с автобусами и нарушений водителями образовательной организации правил дорожного движения;
3.4.9. Выезжать на место ДТП для проведения служебного расследования, составлять положенные документы в соответствии с Инструкцией по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Директор образовательной организации имеет право:
4.1. Запрещать выпуск автобусов в рейс или возвращать в гараж при обнаружении в них технических неисправностей, угрожающих безопасности движения;
4.2. Отстранять от работы водителей при их появлении на работе в состоянии опьянения (алкогольном, наркотическом и др.), а также если их состояние или действия угрожают безопасности перевозок;
4.3. Обеспечивать проведение послерейсовых медицинских осмотров для водителей, состояние здоровья которых требует особого контроля.
Нормативные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозки пассажиров.
Особенности перевозки детей
при эксплуатации транспортных средств (статья 16 Закона);
при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств (статья 18 Закона);
при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статья 20 Закона).
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
закрепить обязанности и возложить ответственность за обеспечение требований безопасности движения на конкретных должностных лиц и работников организации;
регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
назначить на должность исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
обеспечить проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
предусмотреть ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозок, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
обеспечить оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
обеспечить необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
К основным мероприятиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
организация стажировки водителей;
организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
К основным мероприятиям по обеспечению содержания автобусов в технически исправном состоянии относятся:
обеспечение владельцами автобусов проведения государственного технического осмотра;
обеспечение владельцами автобусов технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые нормативными документами.
К основным мероприятиям по обеспечению безопасных условий перевозки пассажиров при организации перевозочного процесса относятся:
разработка и утверждение владельцами автобусов на каждый маршрут автобусных перевозок схемы маршрута с указанием опасных участков;
разработка владельцами автобусов графиков (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;
обеспечение владельцами автобусов каждого водителя, выполняющего автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности);
выбор владельцами автобусов типа и марки автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, установление графиков выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости;
организация владельцами автобусов контроля за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
При организации перевозки детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие основные мероприятия:
к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения;
наличие документа, содержащего сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);
об организации перевозок обучающихся образовательных организаций уведомляются органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения для принятия мер до усилению надзора за движением на маршруте;
перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса;
окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты;
водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом;
при организации автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов ГИБДД и дорожных организаций; оборудовать маршруты автобусных перевозок детей остановочными пунктами с указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей;
перевозки обучающихся образовательных организаций по маршруту, не совпадающему с маршрутами перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов ГИБДД, предоставляемой заказчиком.
Инструкция
для обучающихся по правилам безопасности при поездках в автобусе для перевозки в образовательные организации
1. Общие мероприятия по соблюдению безопасности.
1.1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками, организуемыми образовательными организациями.
1.2. К поездкам допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
1.3. Обучающиеся обязаны выполнять требования воспитателя, учителя, либо специально назначенного взрослого из числа родителей по соблюдению порядка и правил проезда в автобусе для перевозки обучающихся.
2. Мероприятия по соблюдению безопасности перед началом поездки и во время посадки.
2.1. Перед началом поездки обучающиеся обязаны:
пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;
ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора, не выходя на проезжую часть дороги;
соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки;
не выходить навстречу приближающемуся автобусу;
после полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие ученики. Они занимают места в дальней от водителя части салона;
отрегулировать ремень безопасности и пристегнуться им.
3. Мероприятия по соблюдению безопасности во время поездки.
3.1. Во время поездки обучающиеся обязаны соблюдать дисциплину и порядок. Обо всех недостатках, отмеченных во время поездки, они должны сообщать сопровождающему.
3.2. Обучающимся запрещается:
загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;
отстегивать ремень безопасности;
вставать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криком;
создавать ложную панику;
без необходимости нажимать на сигнальную кнопку;
открывать окна, форточки и вентиляционные люки.
4. Мероприятия по соблюдению безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма обучающийся обязан сообщить об этом сопровождающему (при необходимости подать сигнал при помощи специальной кнопки).
4.2. При возникновении аварийных ситуаций (технической неисправности, пожара и т.п.) после остановки автобуса по указанию водителя дети должны под руководством сопровождающего лица быстро и без паники покинуть автобус и удалиться на безопасное расстояние, не выходя при этом на проезжую часть дороги.
4.3. В случае захвата автобуса террористами обучающимся необходимо соблюдать спокойствие, без паники выполнять все указания сопровождающих лиц.
5. Мероприятия по соблюдению безопасности по окончании поездки.
5.1. По окончании поездки обучающийся обязан:
после полной остановки автобуса и с разрешения сопровождающего выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят обучающиеся, занимающие места у выхода из салона;
по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки;
не покидать место высадки до отъезда автобуса.
Памятка водителю автобуса по обеспечению безопасности перевозки обучающихся
1. Общие мероприятия по соблюдению безопасности.
1.1. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
1.2. Выезжая в рейс, водитель должен иметь опрятный вид, быть вежливым и внимательным к пассажирам.
1.3. Обучающихся при перевозке должны сопровождать не менее двух взрослых (на каждую дверь автобуса по одному сопровождающему).
1.4. Автобус для перевозки обучающихся должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», поясами безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 1996 г. № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)»).
1.5. Во время движения автобуса возможно воздействие следующих опасных факторов:
резкое торможение автобуса;
удар при столкновении с другими транспортными средствами или препятствиями;
отравляющее воздействие угарного газа при нахождении в автобусе с работающим двигателем во время длительных стоянок или при возникновении неисправности системы выпуска отработавших газов;
отравляющее воздействие паров бензина при подтекании топлива вследствие неисправности системы питания двигателя;
воздействие высокой температуры и продуктов горения при возникновении пожара;
наезд проходящего транспортного средства при выходе детей на проезжую часть дороги.
1.6. Водителю запрещается выезжать в рейс в болезненном, утомленном состоянии, под действием лекарственных препаратов, влияющих на быстроту реакции, а также на технически неисправном автобусе.
2. Мероприятия по соблюдению безопасности перед началом перевозки.
2.1. Водитель перед выездом в рейс должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также инструктаж по охране труда.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3. Водитель обязан лично убедиться:
в технической исправности автобуса;
в наличии необходимой путевой документации;
в правильности оформления путевого листа;
в наличии спереди и сзади на кузове автобуса предупреждающего знака «Дети»;
в наличии двух исправных огнетушителей и укомплектованной медицинской аптечки;
в наличии и исправности поясов безопасности на каждом пассажирском месте;
в чистоте салона автобуса и своего рабочего места.
2.4. Водитель в установленном порядке обязан представить автобус на технический осмотр перед выходом в рейс.
2.5. Водитель обязан обеспечить безопасную посадку обучающихся в автобус на специально оборудованных посадочных площадках со стороны тротуара или обочины дороги только после полной остановки автобуса.
2.6. Во время посадки и высадки пассажиров автобус должен быть заторможен стояночным тормозом. Движение автобуса задним ходом не допускается.
2.7. Количество пассажиров автобуса для перевозки обучающихся не должно превышать числа посадочных мест.
2.8. В автобусе для перевозки обучающихся разрешается перевозить только обучающихся согласно утвержденному списку и лиц, их сопровождающих, назначенных соответствующим приказом.
2.9. В автобусе для перевозки обучающихся запрещается перевозить иных пассажиров, кроме перечисленных в п. 2.7.
2.10. Не разрешается допускать перевозку пассажиров, стоящих в проходах между сидениями автобуса.
2.11. Запрещается выезжать в рейс без специально назначенных приказом по образовательной организации сопровождающих лиц.
3. Мероприятия по соблюдению безопасности во время перевозки.
3.1. Движение автобуса должно осуществляться без резких толчков, с плавным разгоном, а при остановке не допускается резкое торможение, за исключением случаев экстренной остановки.
3.2. В пути следования запрещается:
отклоняться от графика и заданного маршрута движения;
отвлекаться от управления автобусом;
курить, принимать пищу, вести разговоры;
перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности;
пользоваться сотовым телефоном без специальной гарнитуры;
допускать в автобус посторонних лиц.
3.4. Не разрешается перевозить обучающихся в темное время суток, в гололед и в условиях ограниченной видимости.
3.5. Перед неохраняемым железнодорожным переездом следует остановить автобус и, убедившись в безопасности проезда через железнодорожные пути, продолжить движение.
3.6. Во избежание отравления угарным газом запрещаются длительные стоянки автобуса с работающим двигателем.
4. Мероприятия по соблюдению безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При возникновении неисправностей автобуса следует принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус в безопасном месте, высадить обучающихся, не допуская их выхода на проезжую часть дороги и, в соответствии с требованием ПДД, выставить аварийные знаки безопасности. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Нахождение обучающихся в буксируемом автобусе не допускается.
4.3. В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей принять меры по оказанию пострадавшим неотложной доврачебной помощи и с ближайшего пункта связи, телефона сотовой связи или с помощью проезжающих водителей сообщить о происшествии администрации образовательной организации, в ГИБДД и вызвать скорую медицинскую помощь.
5. Мероприятия по соблюдению безопасности по окончании перевозки.
5.1. По прибытию из рейса водитель обязан:
сообщить руководителю образовательной организации о результатах поездки;
установленным порядком пройти послерейсовый медицинский осмотр;
провести техническое обслуживание автобуса и устранить все выявленные неисправности;
сообщить руководителю образовательной организации о готовности к следующему рейсу.
5.2. При техническом обслуживании автобуса водитель обязан руководствоваться требованием п. 4.5.23 ГОСТ Р 51160-98 о двойном сокращении периодичности осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус для перевозки обучающихся.
Памятка для сопровождающего в автобусе при перевозке обучающихся
1. Перед поездкой сопровождающий проходит инструктаж по безопасности перевозки обучающихся, отметки о котором заносятся в книгу учета инструктажей.
2. Во время движения автобуса сопровождающий должен находиться на передней площадке салона.
3. Сопровождающий должен знать, где находятся предметы пожаротушения в салоне автобуса, уметь пользоваться ими, а также должен быть ознакомлен о спасательных мерах при авариях.
4. Посадка и высадка обучающихся производится после полной остановки автобуса под руководством сопровождающего.
5. Перед началом движения сопровождающий должен убедиться, что количество обучающихся не превышает число посадочных мест, все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, окна с левой стороны закрыты, и подать команду на закрытие дверей.
6. Во время движения сопровождающий обеспечивает порядок в салоне, не допускает подъем обучающихся с мест и хождение по салону.
7. При высадке сопровождающий выходит первым и направляет обучающихся вправо по ходу движения за пределы проезжей части.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России | П.А. Сергоманов |
Обзор документа
Минобрнауки России разработаны рекомендации по организации перевозок обучающихся образовательных организаций.
Речь идет о доставке к месту занятий, о развозе по их окончании, о перевозках в рамках туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий.
Устанавливаемые маршруты не должны проходить через нерегулируемые ж/д переезды, ледовые переправы. Остановочные пункты для ожидания автобуса нужно выбирать рационально. Необходимы большие площади, чтобы не допустить выхода на проезжую часть.
Используемые при перевозках транспортные средства должны быть исправны, регулярно проходить техосмотр.
Лица, занимающиеся перевозками обучающихся, несут ответственность за их жизнь и здоровье, за нарушение их прав и свобод.
Перечислены обязанности директора образовательной организации по обеспечению безопасности перевозок.