Посадка по афгански что это
Афганский заход
15 февраля, в канун вывода Советских войск из Афганистана, во всех уголках бывшего СССР вспоминают афганские события прошлого столетия.
Кровавой раной живут воспоминания во многих городах и посёлках.
Вернёмся к событиям того времени.
Первостепенной задачей для антиправительственных сил стала борьба с авиацией.
Малограмотным афганцам трудно было эффективно использовать зенитные ракеты, типа «Стингер». Для этого они проходили подготовку в специальных учебных центрах под руководством иностранцев. Важными целями для них были не только боевые самолёты, но и военно-транспортные корабли.
Потери были и в гражданской авиации.
Афганистан нуждался в продуктах первой необходимости. Для доставки народно-хозяйственных грузов был сформирован специальный отряд, который доставлял эти грузы в Кабул. Несколько Ил-76 Тюменского авиаотряда входили в этот отряд.
Пилоты военных самолётов знали об опасности поражения зенитными средствами на горных перевалах. Они использовали эффект солнечной защиты. Вершины обходили со стороны Солнца. Это не позволяло произвести прицеливание и пуск ракеты с тепловой головкой самонаведения.
Суть его была в следующем:
— с высоты эшелона, активно маневрируя, самолёт снижался в границах ограниченной охраняемой территории, не выходя за её пределы.
Такой маневр воздушных судов значительно осложнял пилотирование. Требовалась специальная подготовка лётного состава.
Наш воздушный корабль Ил-76, рано утром, произвёл взлёт с аэродрома Ташкент. Через час напряжённого полёта над горными вершинами, приближаемся к Кабулу.
С воздушной трассы отвернули на радионавигационный маяк МУРАД.
В заданном режиме, выпустили шасси, спойлеры, механизацию крыла,- то есть, все устройства, которые создавали бы дополнительное сопротивление при снижении.
Этими устройствами, значительно уменьшалось аэродинамическое качество корабля, что позволяло достичь максимальной потери высоты на каждый километр пролетаемой местности.
Иными словами, достичь максимального градиента снижения.
Отжав штурвал, я направил нос самолёта к земле. Воздушный лайнер с большой вертикальной скоростью устремился вниз. Стрелка вариометра застыла на отметке 25 м/сек.
150 тонн металла с вертикальной скоростью в 90 км/час устремилось к земле.
Удивительные чувства возникают в этот момент.
Многотонная машина, падающая к земле, полностью повинуется моим рукам. Только мои руки, руки в кожаных шевретовых перчатках, сжимающие сейчас штурвал, способны привести эту машину к посадочной полосе.
Как же должны быть уверены все, кто рядом в кабине, что мои руки надёжны и жизнь каждого, из них, вне опасности!
Какая огромная ответственность ложится на пилота, когда вот так, «падает» машина с высоты небес, и только лётчик со своим экипажем, способен плавно опустить воздушный корабль на землю, продолжая его жизнь!
За хвостом самолёта, гирляндой световых огней, рассыпались яркие вспышки тепловых ловушек. Их тепловой эффект значительно выше температуры выходящих газов воздушного корабля. Это позволит защитить наш воздушный корабль, в случае пуска ракеты.
Дальнейший маневр выполняем в строгих расчётных параметрах штурмана.
Здесь важен каждый метр. Учитывается ветер, высота, давление атмосферы, скорость воздушного корабля, крен в развороте.
После разворота с расчётного угла, в непрерывном снижении, проходим над посадочной полосой.
Внизу, за нами крутит винты вертушка. Вертолёт сопровождает нас до посадки.
— Спасибо, этим ребятам! В случае необходимости, они собой прикроют нас от беды.
Особого внимания требует расчёт для выхода к третьему развороту. От этого положения зависит точность выхода на посадочный курс.
С высоты 700 метров начинаем разворот в направлении посадочной полосы. Земля совсем близко. После длительного полёта на большой высоте, наземные предметы быстро увеличиваются, набегают навстречу, уплывая под нос самолёта.
В развороте, подтягиваю штурвал, уменьшаю вертикальную скорость до 10 м/сек.
В боковое стекло вижу, как посадочная полоса в развороте быстро приближается. По угловому перемещению, внутренними ощущениями, предвижу положение самолёта к моменту окончания разворота. Чуть нажав на педали, ускорил разворот.
В следующий момент, самолёт выходит на посадочный курс.
Педалями и штурвалом быстро вывел самолёта из разворота. Перед нами впереди, совсем близко, ровная полоска посадочной полосы. Вышли довольно точно. Исправление в курсе не требуется. Угол сноса учли при развороте.
Корабль стремительно приближается к земле.
Трелью звонка отозвался ближний радио маяк.
— Высота 100, скорость 250.
Доклады штурмана помогают в расчёте. Всё внимание, теперь, направлено на торец посадочной полосы.
Штурвалом направил нос корабля к темной полоске на бетоне. Нам туда.
Несколько секунд, чтобы установить угол снижения, создать самолёту предпосадочное положение.
Самолёт уверенно идёт в расчётную точку.
Мелькнули входные огни посадочной полосы.
-Малый газ!!
Двигатели облегчённо вздыхают.
Колёса плавно касаются бетона, тяжёлый корабль грузно прижимается к земле, медленно замедляет свой бег.
Вместе с уменьшением скорости спадает напряжение. В глубине сознания, долго, сидит установка:
— Не промахнуться! Не ошибиться! Только посадка!
Вентиляторы кабины активно охлаждают наши лица. В открытые форточки врывается свежий воздух.
Медленно подруливаем к месту стоянки, разворачиваемся носом к взлётной полосе.
В случае опасности, самолёт готов к взлёту. Аэродром, периодически, подвергается миномётному обстрелу. В таком случае, медлить нельзя.
Афганскую «школу» полётов прошли многие лётчики военной авиации. Такие полёты были уникальными для тяжёлых самолётов.
Крутое снижение, когда нос самолёта упирается в землю, требует от лётчика выдержки, уверенности и спокойствия.
После выхода на посадочный курс, лётчику предстояло стабилизировать режим снижения, выбрать правильный угол подхода, точно выдержать расчётную скорость.
К тому же, условия для посадки на высокогорном аэродроме имели свои особенности. Посадочные скорости были выше, пробег, после посадки, длительнее.
Такие виртуозные маневры стали уникальным явлением для тяжёлых воздушных кораблей.
Для экипажей ВТА, отработка захода на посадку «с максимальным градиентом снижения», вошла в учебный план подготовки лётчиков.
К полётам в ДРА экипажи готовились заранее, на домашних аэродромах под контролем инструкторов.
Только после отработки всех элементов по данной схеме, экипажи допускались к выполнению полётов в Афганистане.
Многие мои сослуживцы и сейчас используют этот опыт в других «горячих» точках.
К сожалению, не всегда всем удавалось благополучно завершить свои полёты. Были и потери.
Мы помним о тех, кто навечно ушел в небо.
Помним мы и о наших Героях, которые под лавиной миномётного обстрела, на самолётах, с колёсами пробитыми осколками, взлетали в небо, спасая дипломатические представительства.
Командирам кораблей 110 втап подполковникам Копыркину А.С. и Зеленову Е.С., за эти полёты, по праву, присвоено звание Героев России.
***
Продолжение.
Обычный полёт в Кабул.
http://www.proza.ru/2016/03/25/979
P.S. В воспоминаниях пилотов, летавших в Афганистан, в очерке «Тюменские лётчики», есть рассказ Касаткина Александра Кирилловича. Он был командиром того гражданского Ил-76 мд, который получил повреждение от ракеты «Стингер»при полёте в Кабул. О событиях того полёта можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2015/12/09/674
Видео, в исполнении штурмана 363 втап, Сергея Ефимцева
Двадцать самолетов Ил-76 отработали «афганский заход» на аэродроме в Ульяновске
Посадку под большим углом и на сверхкороткой дистанции показали в среду 20 самолетов Ил-76 на аэродроме в Ульяновске. Как рассказал командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, этот сложнейший прием получил у летчиков-транспортников название «афганский заход».
«Афганский заход» требует от летчика настоящего мастерства и максимальной сосредоточенности, отметил командующий. Самолет весом около 190 тонн снижается на пределе своих возможностей, с большим креном. Бенедиктов указал, что такие полеты должны выполняться в ясную погоду, но в среду, несмотря на облачность, экипажи успешно справились с поставленной задачей.
Он отметил, что посадка самолетов в Ульяновске выполнялась без предварительной подготовки. По его словам, на этом аэродроме еще не производились такие интенсивные посадки, передает ТАСС.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
© 2010-2021 «Военное обозрение»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»
В Твери лётчики ВТА отработали «афганский» заход на посадку
Снижение самолета происходит на подлете к аэродрому посадки со значительно большей высоты, около 3 км.
Лётные экипажи военно-транспортной авиации Западного военного округа, базирующиеся на аэродроме в Мигалово, отработали на самолётах самолётов Ил-76МД способ захода на посадку — «градиент», или так называемый заход «по-афгански». Учебно-тренировочные полёты прошли в середине недели.
Особенностью «афганского» захода на посадку является быстрое снижение самолёта по спирали, по минимальному радиусу. Такой способ посадки был разработан во время военных действий в Афганистане. Таким образом пилоты сокращали время пребывания в воздухе, значительно снижая вероятность того, что самолёт будет сбит. До последнего момента пилоты не задирают нос самолёта, и воздушная машина практически пикирует на взлётно-посадочную полосу. Самолёт выполняет манёвры с максимальной скоростью снижения и максимальным креном при развороте.
Для полной посадки требуется всего пара минут. Если в обычном режиме в небе над Тверью самолёты выходят на глиссаду над карьерами в Константиновке, то в случае с посадкой по-афгански — над микрорайоном Мамулино. Посадка проводилась как на асфальтированную, так и на грунтовую полосы. Полёты отвечают всем требованиям безопасности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В Ульяновске двадцать Ил-76 показали пилотажную фигуру «афганский заход». Фото и куцее видео
Посадку под большим углом и на сверхкороткой дистанции показали сегодня 20 самолетов Ил-76 на аэродроме в Ульяновске. По словам командующего военно-транспортной авиацией РФ генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, этот сложнейший прием получил у летчиков-транспортников название «афганский заход».
«Экипажи двух полков ВТА совершили посадку в едином транспортном порядке на сокращенных интервалах, с максимальным градиентом (углом) снижения — так называемый «афганский заход». Он был разработан в годы Афганистана и успешно применялся для исключения поражения самолета с земли средствами ПВО противника», — сказал Бенедиктов.
«Афганский заход» требует от летчика настоящего мастерства и максимальной сосредоточенности, отметил командующий. Самолет весом около 190 тонн снижается на переделе своих возможностей, с большим креном. Кроме того, по требованиям безопасности такие полеты должны выполняться в ясную погоду, но сегодня, несмотря на облачность, экипажи успешно справились с поставленной задачей.
«Это одна из наиболее интенсивных методик выполнения взлета и посадки. В целом, в ходе учений есть определенные замечания, но могу ответственно сказать, что ВТА сегодня «на крыле», и наиболее отрадно, что в экипажах молодые летчики, которые полноценно летают вместе с опытными пилотами», — подчеркнул командующий.
Бенедиктов подчеркнул, что посадка самолетов в Ульяновске выполнялась без предварительной подготовки. По его словам, на этом аэродроме еще не производились такие интенсивные посадки.
ДОПОЛНЕНИЕ:
Сегодня, 25 октября, в Ульяновской области проходит основной эпизод самых масштабных в российской истории учений. Экипажи 20 самолетов перебазируют с аэродромов дислокации (Тверь, Таганрог, ) в Краснодарский край, где пройдет загрузка подразделений ВДВ.
После этого самолеты ВТА выполнят полет в плотных строевых порядках в сопровождении истребителей Су-35 в Ульяновск, где на площадке приземления пройдет зачистка местности бомбардировщиками Су-34 и в дальнейшем – массовое десантирование военнослужащих ВДВ. Авиационное прикрытие мероприятия будут осуществлять перехватчики МиГ-31.
Впервые одновременно около 2,5 тысяч десантников самолетов ВТА будут десантироваться на незнакомые площадки приземления с использованием новейших парашютных систем, состоящих на вооружении.
После десантирования экипажи военно-транспортных самолетов отработают на аэродроме «Ульяновск-Восточный» уникальный прием захода на посадку — «афганский заход» (быстрое снижение по спирали с отстрелом тепловых ловушек, выход на посадочную прямую в 1,5 км до полосы, выравнивание самолета в предпосадочный режим и посадка).
На площадке приземления в этот момент военнослужащими отдельного разведывательного батальона ВДВ будут разыграны тактические эпизоды с захватом объекта, демонстрацией элементов разведывательного огневого ударного комплекса и применением современных образцов вооружения и военной техники средств ведения разведки и наблюдения.
Завершающим этапом учения станет розыгрыш эпизода поисково-спасательной операции с эвакуацией условно пострадавшего экипажа.
Пилот грузового Ил-76 показал афганскую посадку и зашел на полосу с резкого разворота. Видео
Тяжелые Ил-76 считаются неповоротливыми самолетами, но у руках опытных пилотов, работавших в Афганистане, именно с ними был разработан афганский вариант захода на посадку, позволяющий сократить время подлета и минимизировать расстояние, когда самолет находится в радиусе поражения переносных ЗРК. Сегодня маневр считается верхом мастерства, и когда пилот-транспортник выполняет его, зрелище впечатляет каждый раз.
Судите сами: снаряженный вес Ил-76 составляет около 190 тонн и вся эта масса начинает резкое снижение с большим креном вбок. В момент маневра кажется, что еще немного и самолет свалится в пике.
Снижение идет по спирали, начало маневра происходит на высоте 4 километра. На половине от расстояния до земли пилот берет максимально резкий угол, чтобы пройти этот фрагмент дистанции максимально быстро.
С земли посадка кажется неконтролируемым снижением. Уже у самой земли пилот ставит машину правильно и производит приземление. Видео:
Тренируют посадке по-афгански уже опытных пилотов. Как и несколько десятков лет назад, маневр является неотъемлемой часть знаний военных транспортных летчиков.