Порядок организации акций протеста

Порядок организации акций протеста

Норма, изложившая в новой редакции ст. 20.2, во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 14.02.2013 N 4-П). О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. указанное Постановление.

КоАП РФ Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

(в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.2. КоАП РФ

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 557-ФЗ)

Ч. 2 ст. 20.2 во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 17.05.2021 N 19-П).

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 511-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 102-ФЗ)

(часть 8 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(часть 9 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(часть 10 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

Источник

Как организовать митинг

Жильё не строится, дороги не ремонтируются, солнце не греет, а горшочек не варит. Хочется со всем этим что-то сделать, но не знаешь, как? Возможно, пора выразить свою позицию по всем наболевшим вопросам и исполнить свой гражданский долг! Мы расскажем, как правильно организовать митинг и провести одиночный или массовый пикеты, чтобы не нарушить закон.

Порядок организации акций протестаДля начала выберем, что больше подходит для выражения протеста по тому или иному поводу:

Одиночный пикет

Для проведения одиночных пикетов разрешение властей не нужно. Но помните, что в пределах видимости не должно быть других пикетирующих, иначе власти признают вашу форму протеста митингом или массовым пикетом.

Вот что советует известный российский адвокат Игорь Трунов:

— В законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» есть статья 7, которая регламентирует процедуру согласования массовых мероприятий. В ней есть примечание: за исключением одиночного пикетирования. И все, больше никаких критериев и параметров, никаких расстояний не указано. Думаю, с учетом российского правоприменения дело обстоит так: если в зоне видимости кто-то еще стоит с аналогичной акцией, это уже не считается одиночным пикетированием, и для этого необходимо разрешение.

Массовый пикет

В пикете может принимать участие до 50 человек. Запрещается использование мегафонов и звукоусиливающей аппаратуры, а также передвижение куда-либо. Разрешены плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Необходимо разрешение властей.

Митинг

В митинге могут принимать участие от 15 человек и более. Разрешено абсолютно все, что было включено в заявку на проведение пикета. Необходимо разрешение властей.

Кроме того, закон описывает способы проведения собраний (совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов), демонстраций (организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации) и шествий (массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам).

Организатор

Согласно федеральному закону № 54, организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — достигший 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организаторами публичного мероприятия осужденные, недееспособные (по решению суда), а также партии, запрещенные либо ликвидированные в установленном законом порядке.

С чего начать

Итак, вы готовы провести митинг или массовый пикет. Прежде всего, нужно создать оргкомитет, или инициативную группу по проведению акций. Такой оргкомитет должен взять на себя всю подготовительную работу, и прежде всего — определить цели и задачи митинга (или пикета).

Нужно определиться с тем, на какую именно протестную акцию, или, как сказано в законе, «публичное мероприятие» вы способны: на митинг или на пикет, и, если на митинг — то с каким числом участников. Последнее важно, так как предельное число участников вам придется указывать в уведомлении (заявке) на проведение митинга.

Когда вы придете к выводу, что уже набрали необходимую критическую массу для протестной акции, в соответствии со статьями 5 и 7 ФЗ необходимо подать заявку на ее проведение. В соответствии со статьей 5 этого ФЗ заявка будет исходить от инициативной группы граждан, которые и будут считаться организатором публичного мероприятия.

Для этого нужно определиться с местом и со сроками такой акции.

Место и время проведения митинга

Публичное мероприятие может проводиться в любых местах в случае, если его проведение не создает угрозы безопасности его участников. Однако условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Выбор места определяется либо близостью к местным органам власти и государственным учреждениям, либо возможностью привлечь к себе максимальное общественное внимание. Если вы рассчитываете на внимание чиновников, то митинговать нужно в рабочее время у здания местной мэрии.

И, наконец, в заявке должны быть подписи и адреса с телефонами как минимум трех человек инициативной группы, которые должны взять на себя ответственность:

Эти три человека будут по существу контактными лицами оргкомитета, которым непосредственно придется улаживать с властями все вопросы.

Заявка

Имейте в виду, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если же вы предпочтете пикет, то уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

Как нам сообщили в пресс-службе мэрии Красноярска, подавать нужно две копии заявки — одну в департамент общественной безопасности администрации города (ул. К.Маркса, 93, тел. 226-16-39), а вторую — в УВД Красноярска (ул. Дубровинского, 72, тел. 227-19-95).

Обязанности властей

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1. документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2. довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц не менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3. в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4. довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории или помещения в месте проведения публичного мероприятия;

5. обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

Финальная стадия

После подачи заявления организатору, скорее всего, позвонят и уточнят подробности. В течение трех рабочих дней должен быть готов ответ. После получения ответа можно считать, что мероприятие согласовано, и можно готовиться к его организации.

Если вам дан положительный ответ на заявку, то начинайте подготовку к митингу или пикету — ведь нужно придумать лозунги и приготовить транспаранты, кроме того, неплохо бы позаботиться о предварительной агитации, чтобы ваш митинг не превратился в одиночный пикет.

Источник

Гражданский протест: что нужно знать организаторам и участникам публичных акций

Рассказываем о формах протеста и их законодательном регулировании.

Порядок организации акций протеста

Фото: Движение «Весна»

Митинги, пикеты, забастовки, марши — все это неотъемлемая часть гражданского общества, которому есть что сказать и потребовать. Журналисты SALT.ZONE решили углубиться в эту тему и рассказать, что подразумевается под понятием «публичная акция», а также какие законодательные нормы регулируют протестную жизнь страны.

Формы протеста

Выразить свое мнение можно не только на кухне или в интернете, но и во время протестной акции или публичного мероприятия.

Согласно закону, публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому гражданину России акция, цель которой — свободное выражение и формирование мнений или выдвижение требований по различным вопросам.

Форму публичного мероприятия организатор выбирает самостоятельно, исходя из целей акции. Отметим, что при выборе формы необязательно опираться на предполагаемое число участников — в законе не установлены количественные рамки.

Митинг — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов либо для выражения солидарности или протеста. Участники могут использовать звукоусиливающие средства (мегафоны, микрофоны, колонки).

Пикет (пикетирование) — форма публичного выражения мнений. Участникам нельзя использовать звукоусиливающую технику, но можно приносить любые средства наглядной агитации — плакаты, транспаранты, баннеры. Пикеты бывают как массовыми, так и одиночными.

Шествие — массовое прохождение людей по заранее определенному маршруту в целях привлечение внимания к каким-либо проблемам.

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Порядок организации акций протеста

Фото: Движение «Весна»

Есть также формы протеста, не прописанные в Федеральном законе «О собраниях…».

Забастовка — коллективное организованное прекращение работы в организации или на предприятии ради разрешения трудовых споров с работодателем.

Голодовка — сознательный отказ от принятия пищи в знак протеста с целью вызвать у окружающих чувство вины за происходящее. Голодовка является средством ненасильственной борьбы или давления.

Бойкот — форма политической и экономической борьбы, которая предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией или предприятием.

Законодательные нормы

Статья 31 Конституции РФ гарантирует гражданам России право свободно проводить мирные собрания. Реализация этого права носит уведомительный, а не разрешительный характер. Ограничение возможно только в соответствии с федеральным законом, и только в той мере, чтобы обеспечить защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Статья 5 Федерального закона №54 регламентирует ограничения и требования к организаторам акций. В этом же ФЗ говорится о необходимости письменно уведомлять о мероприятии органы исполнительной власти или местного самоуправления — в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения. В случае пикетирования допускается подача уведомления за три дня до предполагаемой даты.

Конституционный суд РФ определил, что при отказе в согласовании власти должны предоставить веские доводы, почему в конкретном месте провести акцию невозможно.

«Причем такое предложение [перенести акцию] должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранить нормальное и бесперебойное функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо поддержать общественный порядок, обеспечить безопасность граждан».

Гражданину могут отказать в согласовании акции по следующим причинам:

Добавим, что согласования не требуют одиночные пикеты и акции в гайд-парках. В целом же отказ в согласовании нельзя приравнивать к полному запрету на мирное публичное мероприятие.

«»Нелегальных» мирных собраний не бывает. Не может быть и «несанкционированных» (даже если их и считают таковыми отдельные представители властей отдельных государств). Бывают «несогласованные» (то есть такие, по поводу которых организаторам и власти не удалось совместно согласовать время, место и форму мирного собрания) и проходящие «без уведомления» (в случае, если организаторы мирного собрания не успели или не захотели уведомлять власть). Означает ли это, что власти могут разгонять подобные собрания и даже применить силу? Нет, не означает. Пока собрание остается мирным и не нарушает ряда иных ограничений, какими бы ни были принятые на той или иной территории законы, оно автоматически является легитимным — в силу природы «основных свобод».

Андрей Юров — научрук Международного центра прав человека при Санкт-Петербургском Институте права им. Принца П.Г.Ольденбургского | Совет по правам человека при президенте РФ

Порядок организации акций протеста

Тем не менее в России наказывают не только организаторов несогласованных акций, но и участников. Чаще всего протоколы составляют по статье 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Максимальное наказание за «проступок» — штраф до 300 тысяч рублей или административный арест до 30 суток.

В 2014 году в Уголовном кодексе РФ появилась статья 212.1 «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Эта норма применяется к тем, кто был наказан по 20.2 более двух раз за последние 180 дней, и предусматривает штраф до миллиона рублей или лишение свободы на срок до пяти лет. Первым осужденным по этой статье стал Ильдар Дадин.

Также участника митинга или иного публичного мероприятия могут привлечь к ответственности по статье 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство, если, по мнению полиции, он нарушает общественный порядок, нецензурно выражается и пристает к окружающим. В этом случае активисту грозит до 2,5 тысяч рублей штрафа или 15 суток ареста.

Зачастую задержанным на несогласованных акциях вменяют не только статью 20.2, но и 19.3 КоАП — неповиновение сотруднику полиции. Однако июньский Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что наказывать активистов за один проступок по обеим статьям одновременно нельзя. По этой причине недавно были отменены штрафы краснодарским активистам.

«Человек не может одним действием совершить сразу два правонарушения. То есть если сотрудники полиции говорят, что вы участвуете в несанкционированном митинге, а вы отвечаете, что знаете и продолжаете это делать, — это не неповиновение полиции. Почему сотрудники полиции это делают [вменяют статью о неповиновении]? Потому что по 20.2 невозможно административное задержание, а им же хотелось людей выдергивать из толпы и увозить. А 19.3 это им позволяет, они используют ее как инструмент».

Алексей Аванесян — адвокат | SALT.ZONE

Порядок организации акций протеста

Бывает, что участникам оппозиционных митингов предъявляют и более серьезные обвинения, например, по 2 статье 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти». Так произошло с жителем Санкт-Петербурга Михаилом Цакуновым, которого судят за то, что он якобы выбил полицейскому зуб во время акции «Он нам не царь».

Организатора могут наказать за то, что на его акцию пришло людей больше, чем было указано в уведомлении, если имело место нарушение общественного порядка.

Какие действия на акциях считаются противоправными

Согласно ФЗ №54, участникам публичных акций запрещается:

Как вести себя на митинге

В интернете есть немало памяток о том, как вести себя на публичных акциях, чтобы избежать проблем с законом. Также правозащитники дают советы тем, кто все-таки был задержан полицией во время митинга или пикета.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ:

Более подробные советы участникам публичных мероприятий читайте здесь.

Что делать, если во время митинга вас избила полиция, узнайте по ссылке.

Источник

Как организовывать массовые протесты

Давайте поговорим про протесты. Горящие полицейские машины, баррикады, слезоточивый газ, палатки и вот это все. Нет, я ни к чему не призываю, товарищ полковник, интерес у меня сугубо научный.

По традиции в Гамбург кроме лидеров стран приедут тысячи протестующих со всей Европы. Антиглобалисты, левые, анархисты, зеленые, сами жители, которым не нравятся перекрытия и ограничения. В дни саммита за порядком и безопасностью в городе будут следить больше 15 тысяч полицейских, в том числе специально обученные дайверы, готовые выловить из воды любого участника саммита, имевшего неосторожность вывалиться из лодки. Всего на обеспечение безопасности в Гамбурге в эти два дня немецкое правительство потратит 32 миллиона евро (это 2,160 миллиарда рублей).

Жители Гамбурга, которые на время саммита фактически окажутся в блокадном положении, страшно недовольны. Многие считают, что саммит G20 – это не имеющая никакой практической пользы демонстрация власти, попирающая идею демократии. Кроме того, жителей Гамбурга ужасно злит, что страна тратит огромные деньги на организацию саммита и безопасность вместо того, чтобы решать с их помощью социальные проблемы. В итоге десятки местных и международных общественных и политических организаций объединились ради того, чтобы громко заявить властям о своем недовольстве. Подготовку к масштабным протестам многие из них начали за несколько месяцев до саммита. Общей целью всех движений, готовящихся к демонстрациям, можно назвать намерение проникнуть в «красную зону», то есть зону безопасности, созданную в Гамбурге специально для гостей саммита.

Вот вольный перевод заявления движения BlockG20 о готовящихся акциях:

Дорогие гамбуржцы и гамбуржанки!

Остаётся несколько недель до саммита G20. Скоро город превратится в зону строгого режима. Повсюду будут полицейские и спецслужбы, КПП и проверка документов. И беспрецедентная антидемократическая зона площадью 38 кв. км, в которой все протесты будут запрещены. Безумие G20 обойдётся в 400 млн евро, которых не хватает для школ и создания доступного жилья. Мнения жителей Гамбурга никто не спросил, но Меркель и Шольц отправили приглашения Трампу, Эрдогану, Путину и т.д.

Другие организации высказываются в том же духе. Относительно новое для европейской политики движение DiEM25 (Democracy in Europe Movement 2025), возглавляемое греческим леваком Янисом Варуфакисом, заявляет, что Гамбург к саммиту G20 превращается в «дистопию Оруэлла». В качестве меры противодействия предлагается «конструктивное неповиновение».

При этом активисты протестного движения решили не дожидаться начала саммита и начали выводить людей на улицы еще несколько дней назад. В воскресенье жители Гамбурга вышли на митинг с требованиями демократизировать процесс принятия политических решений и принять меры по защите климата и окружающей среды. Организаторы митинга заявляют, что в акции участвовали 18 тысяч человек, в то время как полиция насчитала всего 8 тысяч. В тот же день активисты Greenpeace провели свою акцию протеста: они вывесили огромный плакат на борту грузового судна, которое, по их мнению привезло в город 75 тысяч тонн угля из России. На плакате были написаны требования закрыть все угольные электростанции и начать наконец заботиться об экологии.

В ближайшие несколько дней планируется проведение еще нескольких десятков протестных акций и митингов. Активисты разворачивают протестные лагеря, а полиция им всячески препятствует, даже несмотря на то, что строительство лагеря было согласовано судом. Немецкие власти очень боятся насилия (а по их оценкам, в городе готовы к открытому насилию как минимум 7 тысяч человек), поэтому они пообещали «душить беспорядки в зародыше». Для всех несогласных уже начали строить специальные центры содержания под стражей вместимостью до 400 человек.

О том, как гамбуржцы готовятся к предстоящим протестам, читайте под катом.

У протестующих очень хорошо налажено информирование!

Вся информация о готовящихся акциях распространяется в сети. Тут есть сайты на разных языках, чтобы участвовать в митингах могли не только немцы, но и люди из любой другой страны. Практически каждый сайт протестующих имеет дополнительные и запасные каналы распространения информации в Facebook, Twitter и Instagram. Если бы в Германии власти занимались блокировкой неугодных ресурсов, как в России, им пришлось бы основательно потрудиться, чтобы как-то пресечь координацию протеста. Просто потому, что ресурсов правда очень много, и все их сначала надо хотя бы отыскать.

Вот расписание мероприятий «протестной недели» в Гамбурге:

Источник

Памятка МВД России «Проведение митингов, шествий, демонстраций. Права и ответственность организатора и должностных лиц»

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

ОРГАНИЗАТОРЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОТВЕЧАЮТ ЗА:

1. Оповещение возможных участников публичного мероприятия о его проведении;

2. Подачу заявки в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

3. Проведение предварительной агитации;

4. Изготовление и распространение средств наглядной агитации;

5. Другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

УЧАСТНИКИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ ВПРАВЕ:

— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

— иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;

— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Время окончания публичного мероприятия строго установлено законодательством: 22 часа по местному времени.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Субъектом правонарушения, в данном случае, является организатор – лицо, уполномоченное участниками массового мероприятия вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия. Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности за злоупотребление правами и неисполнение либо ненадлежащее исполнение закрепленных законом обязанностей организатора публичного мероприятия.

Кроме того, организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.

Статья 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения. Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП.

Административный штраф без составления протокола – 28.6 КоАП. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей). Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки давности привлечения к административной ответственности составляют один год со дня совершения административного правонарушения. Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП сотрудники органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП – доставление и административное задержание граждан (пункт 1 части 1 статьи 27.2, пункт 1 части 1 статьи 27.3 КоАП).

Чаще всего правонарушения совершаются путем:

1. Несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия;

2. Нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;

3. Ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

4. Неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; нарушения регламента проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 27.2 КоАП доставление — принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) – осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. При этом доставление, при наличии соответствующих оснований, может осуществляться с применением мер непосредственного принуждения.

Сотрудники полиции для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, имеют право применять физическую силу, а для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций – специальные средства (статья 20, пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»).

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе (часть 3 статьи 27.2 КоАП). С момента составления в отношении лица протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП), соответственно, лицо приобретает права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иные процессуальные права в соответствии с КоАП. Доставление лиц в служебное помещение органа внутренних дел должно быть осуществлено в возможно короткий срок (часть 2 статьи 27.2 КоАП).

В исключительных случаях, при неустранении обстоятельств, обусловивших невозможность составления протокола об административном правонарушении, к доставленным лицам может применяться административное задержание – кратковременное ограничение свободы (часть 1 статьи 27.3 КоАП). Срок административного задержания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП не может превышать трех часов (часть 1 статьи 27.5 КоАП).

Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. №627. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, по его просьбе о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

В соответствии с пунктами 6 и 9 части 4 статьи 5 Федерального закона 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан:

— приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

— довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ, если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ в случае невыполнения данного требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается (часть 3 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ).

Порядок прекращения публичного мероприятия регламентирован статьей 17 Федерального закона 54-ФЗ, в соответствии с которой в случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления производит следующие действия:

1. Дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия.

2. Устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

3. В случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона в случае невыполнения указания уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а также обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона). В соответствии с положениями Федерального закона «О полиции» в этих случаях полиция вправе осуществлять задержание нарушителей общественного порядка (перечень категорий лиц, подлежащих задержанию, в статье 14 Федерального Закона «О полиции»), проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций (статья 16); для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции применять физическую силу (статья 20), а также специальные средства, порядок применения которых предусмотрен статьей 21 Федерального закона «О полиции».

Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять следующие специальные средства: палки специальные, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, водометы, бронемашины. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию, в частности, сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *