Португальский мостик на яхте что это
Fleming 58. Американская классика
Завершился 4-й этап Sochi Winter Cup
Oceanco Jubilee: блинчики на воде
На этой траулерной яхте можно отправиться в плаванье даже вдвоем. Но с семьей покорять моря и океаны веселее.
Чтобы написать статью, я потратил целый день на изучение этой gentleman boat, а потом еще два дня думал о том, как о ней рассказать. В итоге решил: раз уж эта яхта предназначена для мореходов, то и говорить надо преимущественно о ее эксплуатационных возможностях. А обустройство салона и кают, равно как и цвет обивки мебели, могут быть любыми: верфь это приветствует.
Вечная классика
Fleming 58 — мореходная траулерная яхта из стеклопластика канонической для типа и бренда архитектуры. Ее отличают высокий борт в носовой части с заостренным форштевнем и бушпритной площадкой, относительно низкий профиль (высота над ватерлинией 5,2 м), широкий проход вдоль надстройки, португальский мостик на фордеке, приподнятая над уровнем главной палубы ходовая рубка, свободный кокпит в корме и флайбридж. Классический облик удачно дополняет имитация реечной обшивки корпуса вгладь.
В салоне, щедро отделанном тиком, организована обеденная зона с диваном и столом, есть большой камбуз. Думаю, здесь органично бы выглядела библиотека специальной и художественной литературы по морской тематике: книги, инструкции по эксплуатации и пр. Такие собрания я иногда встречал на траулерных яхтах: их владельцы — обычно серьезные, деловые люди.
Нижний пост управления прост и практичен. Имен-но такой и ожидаешь увидеть на подобном судне: без избытка электроники, зато с большим классическим штурвалом и штурманским столиком для бумажных карт. При этом, помимо прочих органов управления, на приборной панели стояли четыре многофункциональных дисплея и экран фирменной системы мониторинга Boning/Fleming.
Яхта спроектирована для круизов небольшим экипажем, но при этом в ней обустроены три каюты: хозяйская на миделе во всю ширину корпуса, VIP-каюта в носу и гостевая на правом борту с койками в два яруса. Помимо этого базового варианта, проект допускает другие компоновки с мастер-каютой в носу, двумя койками вместо одной queen size в VIP-каюте (если она в носу), но в любом случае топливные танки служат звукоизоляцией обитаемой зоны от моторного отсека.
Водоизмещение (полное):
48 т
Запас топлива:
5488 л
Двигатели:
2 × 500/800 л.с.
Категория RCD:
«А» (Ocean)
Салон Fleming 58 оформлен в классическом яхтенном стиле
Салон Fleming 58 оформлен в классическом яхтенном стиле
Салон Fleming 58 оформлен в классическом яхтенном стиле
Интерьеры на верфи формируют по старой технологии, прямо в корпусе — не модули, собранные снаружи. Это позволяет создавать конструкции с большей общей и местной прочностью: обстройка помещений вряд ли пострадает в сложных условиях, не говоря уже о скрипе шкафов на легкой волне — нет его!
Немного о конструкции. Корпус Fleming 58 — сплошной композитный ламинат (не сэндвич). Более тяжелый, но и прочный, с низким ЦТ, что хорошо в отношении качки. Пять слоев эпоксидной смолы и полиэфирная для наружных слоев надежно защищают корпус от осмоса. Шпангоуты и стрингеры (по всей длине корпуса) образуют жесткую раму, которая практически исключает изгиб корпуса в условиях морского волнения. Особенно нагруженные участки усилены дополнительно.
Системный подход
Лодка до предела укомплектована умными системами и устройствами для упрощения быта на борту, комфорта и безопасности в море. Мощная гидравлическая система питает многие устройства: кран для спуска/подъема стоящего на флайбридже тендера, якорные шпили на бушпритной площадке (на верфи Fleming считают, что в реальных условиях, когда возможны пульсирующие нагрузки, гидравлика для лебедок надежнее электричества) и др.
Поскольку на борту много потребителей, каждый двигатель имеет два навешенных генератора переменного тока. Одно из звеньев системы снижения вибрации — упорный подшипник, который передает тягу гребного винта на корпусные конструкции, снимая тем самым нагрузку на двигатель и его опоры. Важная позиция — опреснительная установка: в акваториях, где вода не столь чистая, как в Байкале, или ее приходится покупать, установка может пригодиться.
На лодке реализована масса интересных и грамотных технических решений: система стабилизации качки Abt Trac с плавниковыми стабилизаторами; системы индикации запаса топлива и быстрой замены масла; заправочные горловины цистерн для топлива и воды расположены с обоих бортов; есть система отопления/кондиционирования помещений… Многие входят в список стандартного оборудования, как, например, eFIT (Electronic Fleming Information Tablet) — фирменный информационный iPad со всей технической документацией, руководствами пользователя, электрическими схемами, описаниями систем и пр. Вообще-то продумать перечень оборудования яхты — задача ее владельца, понимающего модель использования своего судна. Но можно поручиться, что место на борту Fleming 58 найдется для всего.
Габариты моторного отсека с высотой более 1,8 м и расстоянием между двигателями свыше 0,5 м позволяют без проблем обслуживать их даже в море в качку
По насыщенности оборудованием верхний (открытый) пост управления уступает нижнему (главному) но всего достаточно для уверенного управления яхтой
Ключ на старт!
На Fleming 58 стоят два дизельных 6-цилиндровых MAN i6 по 800 л.с. нового поколения, вращающие гребные валы. Почему два, если для движения в водоизмещающем режиме, присущем большинству яхт траулерного типа, довольно одного и относительно небольшой мощности? Причин несколько, и главная — в определенных (экстренных) ситуациях желательна скорость повыше, чтобы, скажем, успеть укрыться в гавани при неблагоприятном прогнозе. Как показали тесты, такая моторная установка обеспечивает максимум 20 узлов даже при ветре более 10 узлов и волне до 0,5 м.
Яхта уверенно держит курс на волне благодаря острым носовым обводам и глубокому фальшкилю со стальной оковкой: он на 12″ ниже кромки винтов и обеспечивает им надежную защиту. Отсутствие скулы в носовой части избавляет корпус от ударов, хотя наблюдается изрядная волна от форштевня. Ход мягкий, спокойный, не в последнюю очередь благодаря солидному водоизмещению судна. Этот режим не типичен для траулерных яхт, созданных для неспешных дальних переходов: комфортная крейсерская скорость 10−12 узлов — вот нормальный ход! На 15 узлах запас хода превышает 400 миль (запас топлива 10%), при 10 узлах — 800 миль, а при 8 узлах — более 2000 миль. Запас топлива позволяет Fleming 58 ходить практически везде без топливных баков на палубе. Если идти, к примеру, на скорости 15 узлов из Петербурга в Таллинн без захода на Хаапассари, то маршрут займет около 11 часов, а топлива (его расход в этом режиме 160 л/ч) хватит на обратный путь и еще останется. На малых ходах двигатели MAN i6−800 сжигают топлива не больше, чем дизели меньшей мощности (при той же скорости судна), но имеют высокий крутящий момент, и надежность спаренной установки выше.
Что требует сегодняшний заказчик от траулерной или экспедиционной яхты? Мореходности, запаса хода, надежности корпуса, других конструкций, систем и оборудования. А еще — лодки должны быть не только функциональны, но и красивы. Все эти качества у Fleming 58 присутствуют: хоть поверьте, хоть проверьте.
По имени «Парящий»
Вряд ли на верфи когда-нибудь забудут, как Soaring начинала свою жизнь. «Примерно за две недели до того, как суперъяхта должна была быть завершена, половина Европы оказалась в изоляции из-за Covid-19, – говорит менеджер проекта Йорг Клейманн. – За последующие месяцы мы испытали много разного. Но с помощью команды антикризисного управления и продуманной концепции безопасности и гигиены яхту все же удалось поставить клиенту вовремя. Так Abeking & Rasmussen продемонстрировала свою способность быстро адаптироваться к суровым условиям ведения бизнеса в 2020 году.
Однако сейчас самое время вспомнить, с чего все начиналось. Проектный бриф Soaring был довольно необычным. Владелец желал получить для себя отдельную палубу с большим мастер-суитом. Яхта должна была нести самые большие тендеры насколько это возможно, а также обладать вместительными тренажерным залом и оздоровительным центром с прямым выходом к воде.
За разработку дизайн-проекта взялась Focus Yacht Design. Бременская компания создала впечатляющий экстерьер, легкий, изящный и современный. Значительное по площади остекление, элегантная серо-белая цветовая схема и фирменный акцент в виде оранжевой ленты над ватерлинией сделали Soaring узнаваемой практически на любом расстоянии. Цепляющими глаз элементами дизайна стоит признать и бортовые окна в носовой части лодки – они работают как единый и прочный элемент, задающий силуэту яхты дополнительную динамику и эксклюзивность. Как говорит главный дизайнер проекта Томас Мюэ, цель не в том, чтобы собрать набор привлекательных деталей, а в том, чтобы создать впечатляющее и импозантное целое, отражающее жизненный стиль владельца, который очень ценит оригинальность».
Как результат, Soaring – воплощение комплексного подхода, при котором противоположности формируют идею. Очарование яхты кроется прежде всего в гармоничном единстве формы, функциональности и реализации нетривиальных запросов владельца. Это отразилось и в интерьерах, за создание которых отвечала другая германская компания Klaus Rodiek.
Знакомство с яхтой по традиции начнем с главного салона. Его пол выстлан ковром ручной работы, а пространство объединяет зону отдыха с мягкой мебелью и парадную столовую. Зоны частично разделены перегородкой до потолка со встроенным телевизором, обращенным к диванам. Бронзовая плитка, примененная в отделке некоторых стеновых элементов создает яркие световые эффекты, когда солнечные лучи проникают внутрь салона. На панелях справа и слева расположились схематичные изображения планетарных систем. Кроме того, в интерьере присутствует кусок настоящего метеорита – смысловой доминанты в космической теме оформления главного салона.
Пройдя дальше вперед попадаем в центральный холл с лестницей, ведущей наверх. Основание последней соседствует с частично «утопленными» в пол бронзовыми бегемотами в исполнении известного скульптора Клауса Хартманна. Вообще животный и растительный мир присутствует в дизайне повсеместно – по мере знакомства с яхтой мы еще не раз убедимся в этом. Оставив бегемотов позади, гости попадают в свои апартаменты, расположенные в носовой части главной палубы. Жилая зона включает 3 double-суита, одну twin-каюту и апартаменты VIP. Отделка каждой из гостевых кают площадью 20 м² воплощает определенную тему – Наутилус, Гинкго, Черепаха и Бамбук. Темы отражены в изголовьях кроватей и на декоративных вставках из травертина в ванных комнатах. Роскошная VIP-каюта площадью 33 м² расположена в самом носу палубы во всю ширину корпуса. К объемной спальне прилагаются внушительные ванная и гардеробная комнаты, а темой оформления стала водяная лилия.
Кормовой кокпит главной палубы приглашает гостей к отдыху на диванах или к ужину al-fresco в столовой за круглым столом на 12 персон. Во время остановок в порту, когда яхта стоит кормой к причалу, пригодится выдвижная стеклянная матовая панель. Она сохранит приватность открытой столовой, прикрыв ее от любопытных взглядов.
Теперь отправимся на уровень выше – туда где живет владелец яхты. Вся кормовая часть верхней палубы отдана исключительно ему и, кроме величественного люкса площадью 82 м², включает 11-метровый офис. Минимализм в обстановке подчеркивает главную концепцию открытости и свободы, а лейтмотив последней явно прослеживается в изображении парящего орла на изголовье хозяйской кровати. Мастер-суит отделен от открытой палубы раздвижными дверями, позволяя играть с пространством. Гардеробная комната площадью 13 м² вместит все необходимое в путешествиях. Просторная ванная комната с отдельной душевой не только выполняет утилитарные функции, но и приносит огромное эстетическое удовольствие.
В передней части верхней палубы обустроена библиотека. Благодаря остеклению с трех сторон, отсюда открываются потрясающие виды на океан. Библиотека – скорее, условное название. Одна из стен помещения выполнена из оникса с фоновой подсветкой, что визуально напоминает книжный стеллаж. В отсутствии освещения библиотека превращается в кинотеатр. Смотреть фильмы удобно, расположившись на U-образных диванах в центре помещения.
Еще одна фишка Soaring – тренировочное «поле» для гольфа. Его роль выполняет носовая часть верхней палубы, которая по совместительству является крышей гаража для тендеров. Отрабатывать свои удары владелец и его гости будут, используя биоразлагаемые и водорастворимые мячи.
Рубка и капитанский офис располагаются на самом верхнем уровне яхты – такое решение на суперъяхтах, скорее, редкость чем правило. В распоряжении капитана португальский мостик и полностью интегрированный рулевой пост. Капитан живет здесь же по-соседству, в просторной каюте.
Кормовая часть самой верхней палубы – пляжный клуб, оборудованный 3-метровым круглым джакузи с прилегающими барной стойкой и солярием. При желании на сандеке можно организовать барбекю, а диван и стол позволят комфортно разместиться во время трапезы. Широта возможностей Soaring вдохновляет.
Теперь спустимся на нижний уровень и заглянем в главный центр водных развлечений и спа-клуб. Для отделки пола здесь использован тик, а для облицовки стен – глянцевый эвкалипт с вкраплениями 30-сантиметровых серебряных нитей. Диван и световая скульптура высотой до потолка выполнены на заказ.
Для любителей спорта Soaring предлагает гребной и вело-тренажеры, а также беговую дорожку. Есть здесь и весьма необычный элемент – балетный станок. Хаммам, украшенный мозаикой из натурального камня, вмещает до шести человек, а массажный кабинет может обслуживать одновременно двоих. Спортивный инвентарь и водные игрушки – каяки, доски для серфинга, сибобы, велосипеды и скутеры – хранятся рядом в отдельном гараже. Также есть специальное помещение для дайверского оборудования.
Носовая часть нижней палубы отдана под нужды команды – экипаж до 18 человек комфортно размещается в двухместных и одноместных каютах. В середине корпуса оборудован камбуз, который имеет прямой доступ к холодильным камерам. Повар будет трудиться здесь с удовольствием не испытывая проблем с естественным освещением благодаря большим окнам.
И наконец, немного о технических характеристиках яхты. Soaring имеет стальной корпус и алюминиевую надстройку. Судно весом более 1500 т приводится в движение двумя двигателями MTU мощностью около 2000 л. с. каждый. Бесперебойная работа всех бортовых систем обеспечивается за счет генераторов Caterpillar мощностью 383 кВт. Топливные баки рассчитаны на 180 т горючего и гарантируют дальность хода в 4500 морских миль. Круизная скорость судна составляет около 14 узлов. Яхта построена в соответствии с требованиям IMO Trier III, минимизирующими вредные составляющие выхлопных газов. Комфортному маневрированию способствуют две подрульки Schottel, стабилизаторы Naiad Zero Speed отвечают за плавный ход и якорные стоянки без качки, а два тендера Compass длиной 7,5 м и 9 м обеспечивают надежную связь с берегом.
Несмотря на экономические трудности, яхта начала свой первый сезон в срок. Это стало возможно, в том числе, благодаря швейцарской компании Ocean Independence AG. Soaring находится в управлении Ocean Independence и уже доступна в чартер.
Спасибо.
Отношу это к своим ошибкам, меня при заключении договора убедили, что это не нужно. Но эффект чисто психологический, так как судно простояло в металле примерно 7 месяцев.
Если строительство планируется на больший срок, то конечно консервирующая покраска обязательна.
Очень хорошие вопросы.
В моем случае сразу все пескоструиться и сразу все краситься, для обеспечения такой технологии сейчас вокруг судна строиться ангар. С покраской планируется финишировать к августу.
О рейлингах на корпусе моторной яхты.
О рейлингах на корпусе моторной яхты.
Только не рейлингах, а релингах.
Только не рейлингах, а релингах.
Главное, чтобы не в печку, это с одной стороны.
Боремся за чистоту произношения иностранных слов, это с другой.
Рулевой 3-го класса
О рейлингах на корпусе моторной яхты.
Рулевой 3-го класса
Смущает рычаг приложения силы к сварному шву.
Смущает рычаг приложения силы к сварному шву.
Ну Онега формально водоем класса М, но это не очень важно, должно быть сделано нормально хоть у причала стоять.
Вы знаете, у меня были такие же сомнения.
Как ни странно ступени мои сомнения не разделяли и не отвалились.
Мой рассказ о покраске судна прокомментировал Сили-Билли на сайте у Maxima777, Сили-Билли человек грамотный, его блог о яхте помогал мне принимать некоторые решения о строительстве. Поэтому объясним свою позицию. В научно-популяром формате, без источников, так как все это изучалось давно.
1. Двухкомпонентная краска прочнее однокомпонентной.
Краска может приобретать свои свойства покрытия путем взаимодействием с воздухом, с влагой воздуха, с отвердителем – химическая реакция с другим, специально разработанным веществом, всегда приведет к более прочному покрытию.
2. Краска с наполнителем прочнее однородной краски.
Адгезия краски к молекулам друг друга мене прочная, чем к кристаллической решетке металла, соответственно наличие в краске металлического порошка (в моем случае алюминиевого) увеличивает прочность покрытия. Плюс алюминий играет роль анода на корпусе.
3. Краска без растворителя прочнее краски с растворителем.
Растворитель, испаряясь из краски, создает некие каналы и частично пористую структуру покрытия.
4. Глянцевая прочнее матовой.
На глянцевой поверхности площадь покрытия трехмерной структуры меньше, чем у матовой, в тех же двухмерных границах, меньше площадь, меньше взаимодействие с ультрафиолетом, кислородом и т.п.
5. Один слой лучше двух слоев при одной толщине.
Свойства веществ на поверхности отличаются от свойств вещества в массе (на этом свойстве, например, основан один из механизмов участия катализаторов в реакциях). Соответственно, чем меньше получается холодных швов в толщине краски, при той же толщине покрытия, тем свойства покрытия будут больше соответствовать свойству краски, а не ее поверхности.
6. Красная краска прочнее синей (эффект не значительный и не пригодился).
Интересно было бы узнать мнение науки по этой аргументации.
Интересно было бы узнать мнение науки по этой аргументации.
Вас в какой части утверждения интересует?
Рулевой 3-го класса
Как ни странно ступени мои сомнения не разделяли и не отвалились.
То, что они сразу не отвалились говорит о высоком качестве сварки, но со временем усталостные трещины там обязательно появятся.
Вас в какой части утверждения интересует?
» по длине волны отраженного света можно сделать вывод о размерах молекул краски «
Собираю по крохам проверенные людьми на своей шкуре данные. Спасибо Вам что делитесь.
Мой рассказ о покраске судна прокомментировал Сили-Билли на сайте у Maxima777, Сили-Билли человек грамотный, его блог о яхте помогал мне принимать некоторые решения о строительстве. Поэтому объясним свою позицию.
Извините что влез не по теме.
То, что они сразу не отвалились говорит о высоком качестве сварки, но со временем усталостные трещины там обязательно появятся.
Моя верфь читает данную ветку очень внимательно и наверное в том числе и благодаря Вашему замечанию к приемке появилось усиление.
» по длине волны отраженного света можно сделать вывод о размерах молекул краски «
На самом деле данный случай очень частный:
— такой способ взаимодействия света с веществом один из возможных, есть и другие, так как например в такой теории нельзя объяснить черный цвет (очевидно не состоящий из одних дырок) и белый цвет (также имеющий дырки);
— большинство современных красок не окрашенные в массе, а колеруемые соответственно по цвету краски вообще нельзя сказать о размерах молекул базы.
Респект ему за то что всё это описывает у себя в блоге. Юрий с «Лизой»,
TR764 с «Сапфиром»
Продолжение не позднее чем через неделю: Как я принимал корпус судна.
Моя верфь читает данную ветку очень внимательно и наверное в том числе и благодаря Вашему замечанию к приемке появилось усиление.
Может под ступеньки приварить маленькие косынки?
Конечно это частный случай при равных условиях, рассматривающий величину молекул и расстояние между ними. Но нельзя пренебрегать межмолекулярными связями и структурой вещества, иначе, согласно такой логики, графит будет прочнее алмаза.
Конечно это частный случай при равных условиях, рассматривающий величину молекул и расстояние между ними. Но нельзя пренебрегать межмолекулярными связями и структурой вещества, иначе, согласно такой логики, графит будет прочнее алмаза.
Ответить
Темы с аналогичным тегами строительство моторной яхты, Брюс Робертс
Постройка лодки Спрэй 27, Брюса Робертса.
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей
Немного классики в кармане
«Если вам хочется путешествовать под парусами, то нет более простого способа совершить круиз, чем использовать PocketShip от Джона С. Харриса. … Это маленькая шикарная яхта со стройными обводами и приятными линиями корпуса.» Роберт Х. Перри, Журнал Sailing, июнь 2009
Новаторство хорошо, кто бы спорил. Но проверенные временем решения, обводы, парусное вооружение имеют свои преимущества. Знаете, если взять немного ретро, немного классики, немного стиля, много эстетики и очень много красоты, а потом всё смешать в правильной пропорции, получится такой швертбот, как PocketShip от компании Chesapeake Light Craft.
Перед нами, пожалуй, самый компактный каютный швертбот, который только можно сделать. Его длина всего 4,5 метра. Попытки спроектировать каютный швертбот меньших размерностей предпринимаются постоянно и даже что-то получается, но выходят на воду или откровенные игрушки, или маленькие чудища, которые невозможно воспринимать всерьёз. По всей видимости 15 футов, или 4,5 метра ― минимальная длина для каютных яхт, в которых возможно совместить удовлетворительные скоростные и манёвренные качества, полезную нагрузку, автономность и некоторый комфорт. Собственно, маленькую яхточку спроектировать гораздо сложнее, чем большую, поскольку конструктор вынужден всё время разрываться между разнонаправленными тенденциями в попытках соблюсти необходимый баланс. В размерности 15 футов существует достаточно большое количество каютных швертботов, но на мой взгляд, PocketShip ― самый удачный из всех.
Спроектировал и построил опытный прототип конструктор Джон С. Харрис. Его первым, созданной с нуля судном, являлась 11’6-дюймовая гребная лодка с палаткой, в которой он исследовал верхний Чесапик, спя на борту. Тогда ему было 14 лет. Двадцать лет спустя, Харрис решил создать маленькую яхту с каютой и просторным для своих размеров кокпитов.
Сегодня без подвесного мотора ― никуда. Выход на фарватер, заход в марину или яхт-клуб, маневрирование в узкостях, шлюзование, везде требуется двигатель. На транце этого швертбота предусмотрен кронштейн или пантограф для установки подвесного мотора. Хватит двигателя до пяти лошадиных сил, но и двух лошадиных сил вполне достаточно даже для тяжелых условий. Отличная четырехтактная Honda мощностью 2 л.с. имеет небольшую массу, чтобы не снижать ходовые качества, и финансово доступна. Работает она превосходно и справляется в большинстве случаев.
Интерьер каюты строг и аскетичен. В нём нет ничего лишнего. Зато есть много места, чтобы было куда лечь и где поспать. Что вам действительно нужно, так это ваш походный рюкзак, пара книг, корзинка с продуктами, горшок (не забудьте), КЛМН (не забыли еще, как расшифровывается эта аббривиатура?*), походная плитка, пенка и спальный мешок. Поместится и гитара.
Если вы решили отправиться в путешествие с друзьями, хватит места и для них. Яхта имеет развитый и вместительный кокпит, где могут удобно разместиться трое-четверо взрослых. Хорошая палатка или простой тент превратят кокпит в удобное дополнительное жилое пространство.
Если кто-то глянет на вас свысока, с мостика 50-футового траулера, может он и не зайдёт к вам в гости, но я держу пари, что он почувствует лёгкий укол зависти 🙂
Гафельное вооружение
Пользуясь случаем, хочется сказать несколько слов про гафельное вооружение. То что оно красиво, очевидно. Но насколько такое вооружение удобно? Эффективно ли оно? Можно подойти и с другой стороны: если бермудское вооружение шлюпом или тендером такое эффективное, то отчего оно не вытеснило до сих пор все другие типы парусного вооружения? Я полагаю, намного лучше меня на эти вопросы ответит Андрей Попович, капитан и строитель гафельной шхуны “Чава”, построенной по проекту конструктора Дадли Дикса Hout Bay 40. Его статья полностью доступна по этой ссылке: http://chava.ru/gaff.html. Я же приведу здесь её краткую версию (в том числе потому, что мы пишем о лодках для ВВП, а не трансокеанских путешествий).
Гафельное вооружение. заметно проигрывает по эффективности бермудскому шлюпу или тендеру на острых курсах. Тем не менее, шхуна успешно лавируется, и набирает высоту даже в очень свежую погоду, и этот недостаток нельзя считать решающим для принятия решения о выборе вооружения крейсерской яхты.
Добавление 2016 года. Практика участия в гонках со смешанным участием гафельных и бермудских круизных лодок сходных размеров в Филиппинском архипелаге показала неочевидное ― в условиях лавировки в свежий ветер и на серьезной волне шхуны могут выходить победителями.
Управление семейным экипажем или в одиночку
Для работы с парусами бермудского тендера площадью около 100 кв. м. понадобится серьезная механизация. Носовые паруса ― на закрутках, грот
с механизацией, например, убирающийся в мачту, мощные шкотовые лебедки. Затраты мускульной силы при этом становятся минимальными, лодка прекрасно управляется вдвоем и даже в одиночку, используя все преимущества эффективного парусного вооружения. Однако, здесь есть
и проблемы. Для того, чтобы все это надежно работало, понадобится вложить немалые деньги в приобретение качественного оборудования
с соответствующим запасом прочности, кроме того, эта современная техника, работающая в морских условиях, потребует постоянного текущего обслуживания. Как правило, отказы такого оборудования происходят
в сложных ситуациях при высоких нагрузках ― в штормовых условиях,
во время маневрирования, когда возможности и время для ремонта ограничены и высока вероятность ошибок экипажа. Ремонт своими силами высокотехнологичных узлов в условиях дальнего похода исключен или очень ограничен, поэтому необходимо предусмотреть возможность дублирования оборудования или другие варианты восстановления работоспособности вооружения.
. При вооружении гафельной шхуной, общая парусность разделяется на несколько достаточно небольших парусов, постановка каждого из которых вполне под силу одиночке. Механизация отсутствует, для того, чтобы выбрать шкоты носовых парусов, достаточно пары небольших лебедок на комингсах кокпита, кроме того, нужна только еще одна маленькая лебедка на грота-гике для рифления. Гафели фока и грота поднимаются вручную, через системы блоков. Отсутствие ликпазов на мачтах исключает многие проблемы при постановке и уборке грота и фока, характерные для бермудских парусов. В то же время применение новых материалов ― относительно легких гафелей из алюминиевых труб, парусов из дакрона, дают этому типу вооружения новые полезные качества. Заднюю шкаторину такого гафельного паруса можно натянуть значительно сильней, чем раньше. В результате гафель меньше отваливается под ветер, форма паруса меньше искажается за счет «твиста» ― закручивания верхней шкаторины относительно нижней, «легкий» гафель, за счет меньшей инерции менее склонен непредсказуемо перекладываться с борта на борт и искажать форму паруса в условиях слабого ветра и бортовой качки…
. Добавим сюда жесткий корпус, благодаря чему не искажается из-за провисания форштага форма носовых парусов, отметим его современную форму с острыми ватерлиниями и глубоко расположенным фальшкилем, и выяснится, что сегодня гафельная шхуна лавируется значительно лучше своего традиционного аналога.
Яхта легко балансируется парусами. В отличие от современной «бермудской» концепции, паруса разделены на основные и дополнительные. Основная парусность несется шхуной постоянно, до наступления условий, близких к штормовым. При умеренном ветре ставят дополнительные паруса. В бейдевинд, она несет все возможные паруса, это основная парусность ― грот, фок, стаксель и кливер, и дополнительная ― топсель и фишерман. По мере того, как погода свежеет, убирают последовательно фишерман, потом топсель, оставляя только основные паруса. По мере усиления ветра начинают рифить грот, когда лодка начинает просить, проявляя тенденцию к приведению. Время убирать кливер наступает обычно, когда грот уже зарифлен на пару полок. Кстати, гафельная шхуна устойчиво лежит в дрейфе. Для этого достаточно в процессе поворота оверштаг оставить носовые паруса с наветренной стороны и слегка положить руль на ветер. На стеньгу грот-мачты ставится топсель, который работает на всех курсах относительно ветра. Топсель поднимается с подветренной стороны грота топсель-фалом, проведенным через топ грот-стеньги на палубу. Шкот топселя проведен через блок на ноке грота-гафеля, потом через промежуточный блок в районе его пятки, и дальше на палубу. Кроме них, топсель удерживается у эзельгофта верхним галсом, проведенным через обушок на топе мачты, и оттягивается вниз нижним галсом, закрепленным на утках грот-мачты. На длинных галсах в лавировку топсель убирают перед поворотом, и поднимают снова с подветра. На лавировке короткими галсами топсель часто оставляют там, где он стоит, и мирятся с некоторой потерей тяги из-за ухудшения аэродинамики. Постановка и уборка топселя затруднена большим количеством снастей, которые нужно выбирать или травить одновременно, однако площадь его невелика, и после постановки он не требует отдельного внимания.
Постановка гафельного паруса требует одновременной работы в определенной последовательности с двумя снастями ― дирик-фалом и гафель-гарделью, что требует некоторого опыта. Снасти эти, для выигрыша в силе, проведены талями в два лопаря, поэтому время, необходимое на постановку и уборку гафельного паруса, включая укладку снастей в бухты, значительно больше, чем в бермудском варианте. Надо отметить, что наличие двух снастей для подъема гафеля, с другой стороны, позволяет осуществлять тонкую настройку формы паруса для разных условий, и дает очень интересные результаты после приобретения опыта.
. Понятно, что обосновать можно что угодно, и некоторая субъективность здесь присутствует. Тем не менее, выбор был сделан, лодка была построена с гафельным вариантом вооружения, она прошла ходовые испытания в открытом море с выходом в океан, и пока полностью оправдывает заложенные конструкторские решения.
От себя я добавлю следующие аргументы в пользу гафельного вооружения. Во-первых, у владельцев лодок с таким вооружением нет необходимости в большом количестве дополнительных парусов. А дополнительные паруса стоят денег и занимают много места. Гафельное вооружение в этом смысле намного универсальней.
А во-вторых, в Европе и США такое вооружение ставится на небольшие крейсерские трейлерные яхты из-за практических соображений (см. иллюстрацию ниже):
Глядя на предложенную схему, легко увидеть, что каждый элемент рангоутного дерева короче по размеру, чем корпус и полностью укладывается в него. Рангоут не выдаётся за габаритные размеры. Вот в чём дело! Перевозка лодки с гафельным вооружением и её хранение вне сезона навигации становится комфортной. А короткую мачту можно легко поставить и снять одному человеку. Так что, используйте гафель, господа!
Спецификация каютного швертбота PocketShip
Длина: 4,5 м
Ширина: 1,9 м
Осадка корпусом: 0,41 м
Осадка швертом: 0,92 м
Площадь парусности: 13,75 кв. м
Снаряженная масса: 365 кг
* КЛМН ― кружка, ложка, миска, нож
** ЧЕСЛАВ МАРХАЙ считал, что такой подвид гафельного вооружения, как Гуари не только не уступает бермудскому, но и имеет лучшее аэродинамическое качество. (ЧЕСЛАВ МАРХАЙ ТЕОРИЯ ПЛАВАНИЯ ПОД ПАРУСАМИ (2-е издание, переработанное и дополненное). Из-во “ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ. Москва, 1970 (См. с. 50).