Портолан это что такое в истории
ПОРТУЛА́НЫ
Том 27. Москва, 2015, стр. 225-226
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРТУЛА́НЫ, портоланы (итал. ед. ч. portolano, от лат. portus – гавань), мор. навигационные карты, употреблявшиеся преим. в 12–16 вв. Для определения и прокладки пути корабля на П. в ряде точек наносились компасные сетки (отсюда др. назв. – компасные карты), указывавшие положение стран света и промежуточные направления, а также помещались (впервые) линейные масштабы. Старейшие ср.-век. П. относятся к 11 в., однако с развитием средиземноморской торговли с 12 в. количество П. возросло. Существует мнение, что такие карты с подробным изображением мор. побережий многократно копировались с периода античности и дошли до средних веков. П. составлялись купцами, описывавшими заморские земли и пути к ним. Чаще всего это были части побережья Средиземного м. (Балканского и Апеннинского полуостровов, острова Адриатического и Ионического морей и др.). Береговая полоса показывалась на П. подробно, прилегавшие к ней внутр. районы обычно не описывались. П. содержали данные о расстояниях между отд. пунктами, направлении плавания, климатич. условиях, силе и направлении ветров, времени, необходимом для достижения той или иной гавани, об островах, расположенных поблизости от материка, и опасностях, которые подстерегали мореплавателей, о подходах к отд. портам и описания гаваней. П. не учитывали шарообразную форму Земли, что делало их малоценными для плаваний через океан, однако они были очень удобными для каботажного плавания. П. составлялись в осн. на итал., исп. и португ. языках, однако существовали и П. на греч. яз. (византийские П.). Сохранились систематич. собрания П. – атласы, включающие в себя, помимо общего П., компасные карты отд. районов морей. В кон. 15 – нач. 16 вв. П. уступили место картам, на которые наносились параллели и меридианы.
Портолан
Портулан (или портолан) — древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и береговые ориентиры.
Карта не учитывала кривизну земли, что делало её малоценной для плаваний через океан, однако это было очень удобно для каботажных линий. Как правило такие карты многократно копировались с древних времён, и таким образом дошли до средних веков.
Литература
Смотреть что такое «Портолан» в других словарях:
портолан — сущ., кол во синонимов: 1 • портулан (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
портолан — Текстовое описание портов и путей между ними в период античности и раннего средневековья … Словарь по географии
портолан — тропанол … Краткий словарь анаграмм
карта портолан — Морская навигационная карта с детальным изображением береговой линии и компасными координатными сетками, употреблявшаяся с XIII по XVI в. для торгового мореплавания. Syn.: компасная карта … Словарь по географии
КАРТА — уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Собрание карт, обычно переплетенных… … Энциклопедия Кольера
Тулуза (регбийный клуб) — Тулуза … Википедия
Картография — Так выглядели карты древних римлян: Пейтингерова таблица. Картография (от греческого χάρτης «карта» и γράφειν – «рисовать») наук … Википедия
Портулан — Японский портулан Индийский океан, начало XVII века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних ве … Википедия
Картограф — Так выглядели карты древних римлян: Пейтингерова таблица. Картография наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества. В более широкой трактовке… … Википедия
Портуланы — Японский портулан Индийский океан, начало 17 века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и… … Википедия
Гадание на картах
Возникновение портоланов (их также называют портуланами) до сих пор остается волнующей загадкой для исследователей. Точность этих морских карт, появившихся после «провала» более чем в тысячу лет после античной эпохи, феноменальна по сравнению с любыми их древними и средневековыми предшественниками. Очевидно, что столь мощный качественный скачок стал возможен благодаря применению магнитного компаса и астролябии, позволивших точно определять координаты и направления, — но историки по-прежнему спорят о том, кто же создал первую такую карту и каким образом был накоплен огромный массив измерений, необходимый для ее создания.
Портоланы — артефакты довольно редкие: до наших дней их сохранилось не более 500. Самых ценных среди них, так называемых ранних карт XIV–XV веков, осталось около 180. Крупнейшие собрания портоланов находятся на их «исторической родине», в Италии. Самый богатый архив из 95 экземпляров хранится в венецианской Библиотеке Сан-Марко, еще 66 карт «прописаны» во Флоренции, а экспозиция Национальной библиотеки Неаполя может похвастаться 26 портоланами. Коллекция Британской библиотеки насчитывает 52 портолана и более 50 неидентифицированных фрагментов. Остальные карты разбросаны по музеям и частным коллекциям от Парижа и Хельсинки до Токио и Мельбурна.
Кстати. Историки полагают, что общий «тираж» портоланов измерялся тысячами. Но они старели, их разъедала морская соль, они сгорали в пожарах и тонули вместе с кораблями. По данным ЮНЕСКО, в XIII–XVI веках в Средиземном море к родным берегам не вернулось 10 тысяч кораблей.
Портоланы рисовали чернилами трех цветов — черного, красного и зеленого — на особым образом выделанной овечьей, козьей или телячьей коже размером примерно 70 на 100 сантиметров. Как правило, изображение помещалось на цельной шкуре, но иногда кожи сшивали по две или даже по четыре штуки. Кроме того, существовали портоланы «карманного» формата. Для них готовые карты разрезали на 20–25 листов и сшивали в практичную книжку-атлас. В каждой картографической мастерской имелся шаблон, с которого при помощи восковой бумаги или закопченной «копирки» ремесленники делали заготовки будущих портоланов. Некоторые мастера прокалывали пергамент по лекалам, а на закате «эпохи портоланов», в XVI–XVII веках, широко применялся метод копирования на просвет на стекле при помощи яркой масляной лампы. Сперва по особой схеме на карту — для удобства прокладки курса — наносили сетку компасных линий, расходящихся из разных точек (обычно 16), называемых розами ветров. Самым сложным этапом работы была прорисовка контуров побережья и вписывание географических названий: на карте отмечалось от 1000 до 1900 портов, мысов и бухт (не случайно слово «портолан» происходит от латинского portus — порт).
Вплоть до середины XV века все портоланы выглядели одинаково аскетично, но потом испанские мастера начали украшать их своим «фирменным» декором, дорисовывать на «суше» элементы ландшафта. А вот итальянцы всегда были сосредоточены на утилитарности и любые новшества вводили исключительно по соображениям практичности. К примеру, после 1600 года на венецианских и генуэзских картах важнейшие точки побережья начали снабжаться координатами по широте и долготе, а опасные мели и рифы получили особые символы и выделение цветом.
КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ
Историкам удалось установить названия более 45 ремесленных домов, занимавшихся «серийным» изготовлением портоланов в XIV–XVI веках. Но, вероятно, на самом деле их было намного больше. Имеются сведения, что портоланы могли делать на греческих островах Корфу и Родос, за стенами бастионов «рыцарской» Мальты и в некоторых крепостях на балканской стороне Адриатики. На заре эпохи Великих географических открытий собственное производство портоланов появилось и в Португалии. Секретная картографическая мастерская начала работу в 1418 году в мореходной школе, основанной легендарным Генрихом Мореплавателем в Сагреше. А в конце XVI века спрос на морские карты вырос настолько, что портоланы для навигации в Средиземноморье стали делать в Голландии и даже в Англии.
Неизвестный автор первого портолана, кем бы он ни был, явно специализировался на средиземноморской навигации. Если внимательно посмотреть на любую из сохранившихся карт, это становится очевидным. Очертания европейского континента на них искажаются тем больше, чем дальше они расположены от берегов Средиземного моря. Например, контуры атлантического побережья Испании, Северной Африки, а также Черного и Азовского морей по точности прорисовки лишь немного уступают практически идеальным Италии или Тунису. Тогда как Британские острова и особенно Скандинавия с Балтикой выглядят безнадежно искаженными, напоминая изображения на картах Клавдия Птолемея II века н. э. Ни о какой пользе портоланов для каботажной навигации в районе Северной Европы не может быть и речи.
Несомненно, таинственного автора интересовало исключительно Средиземноморье, густонаселенный и активно развивающийся регион мира, где наличие флота и искусство навигации расценивались как ключ к процветанию и богатству.
Кстати. Неудивительно, что портоланы были чрезвычайно дороги — не столько из-за сложности процесса отрисовки, сколько из-за своего стратегического значения.
Карты тщательно охранялись властями от посягательств конкурентов и были доступны только избранным негоциантам и капитанам. В Испании и Португалии портоланы и любая информация, связанная с их изготовлением и оборотом, были объявлены государственной тайной. Сохранилось характерное свидетельство известного историка и путешественника Феликса Фабера (1441–1502), который был потрясен до глубины души, когда в 1483 году увидел портолан во время перехода на генуэзском торговом судне в Святую землю. До того момента искушенный Фабер был уверен, что портоланы — не более чем выдумка.
Хронист крестоносцев, аббат Гийом де Нангис, утверждает, что на венецианском торговом судне, которое было арендовано французским королем Людовиком IX Святым для доставки передового отряда рыцарей из цитадели Эг-Морт к берегам Туниса, он своими глазами видел некую чрезвычайно ценную морскую карту, так сказать, «в действии». У берегов Сардинии с ее помощью шкипер большого двухмачтового нефа без труда нашел укрытие от надвигавшегося свирепого шторма, чем вызвал восхищение самого короля. Так как никаких иных карт, пригодных для навигации, в то время просто не существовало, несомненно, речь идет именно о портолане.
Считается, что портоланы использовались мореходами как приложения к традиционным рукописным лоциям для каботажного плавания. Пара таких документов, правда, без карт, чудом сохранилась до наших дней. Это найденный в архивах Британской библиотеки манускрипт Liber de Existencia Riveriarum (между 1160 и 1220 годами), составленный на латыни неизвестным автором из Пизы, и навигационный журнал Compasso De Navigare (около 1250 года), обстоятельное описание особенностей судовождения, направления ветров и течений, расположения рифов, мелей, бухт и портов всего средиземноморского побережья. Современные текстологические исследования этих лоций не оставляют сомнений в том, что они были сведены в единое целое из множества разноязыких первоисточников. Скорее всего, в их основу были положены судовые записи мореплавателей разных эпох: греческие периплы (путевые заметки для прибрежного мореплавания) VI–V веков до н. э., римские итинерарии (описания сухопутных маршрутов с точным указанием расстояний) и, возможно, неизвестные византийские и финикийские лоции. А вот с самими портоланами все намного сложнее.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
К примеру, Норденшельд был уверен, что первый классический портолан, изображающий все Средиземноморье, был собран, как пазл, из десятков, если не сотен, различных карт в начале XIII века гениальным математиком Фибоначчи. Портолан, для которого Фибоначчи разработал особую картографическую проекцию и систему компасных картушек, якобы стал эталоном, и все последующие карты, созданные в XIV–XVI веках, являются его копиями. В пользу этого предположения свидетельствует то, что все дошедшие до наших дней портоланы выполнены в одинаковом масштабе и в единой проекции, очень похожей на равноугольную проекцию Меркатора. Но Меркатор обнародовал свой революционный метод отображения земной сферы на плоскости только в 1569 году. Так неужели Фибоначчи опередил гениального фламандца на целых три века, не оставив ни намека на эту поистине фантастическую для своей эпохи работу? Или некие сакральные знания попали к нему уже в «готовом» виде? Так или иначе, ответы на эти вопросы появятся, если ученые смогут установить создателей тех самых кусочков пазла.
Норденшельд считал, что их автором мог быть основоположник современной математической картографии финикиец Марин Тирский (около 130–70 до н. э.), который ввел в научный обиход понятие широты и долготы и рассчитал координаты не менее 6 тысяч географических объектов на территории Европы, Африки и Азии.
Современные исследователи портоланов, голландский картограф и историк Рулоф Николаи и куратор отдела картографии Библиотеки Конгресса США Джон Хесслер, категорически отвергают и версию о «финикийском следе», и кандидатуру Марина. По мнению Хесслера и Николаи, ни финикийцы, ни греки, ни римляне не обладали техническими возможностями и достаточным математическим аппаратом для картографирования гигантского региона площадью 2,5 миллиона квадратных километров.
Кстати. Косвенно подтверждает их правоту то, что до сих пор ни одной морской карты, созданной с III по XII век (и даже упоминаний об их существовании), не найдено.
Столь же несостоятельна, по мнению американцев, и популярная версия о том, что следы портоланов ведут в легендарную Александрийскую библиотеку. Достаточно сравнить карту древнегреческого географа и математика Эратосфена Киренского (около 276–194 до н. э.), который в течение 40 лет имел неограниченный доступ к ее фондам, с не самым выдающимся по качеству портоланом, например Пизанской картой (Carta Pisana), предположительно 1290 года. И что же? Безвестный пизанский ремесленник, скопировавший этот первый дошедший до нас портолан, побеждает великого Эратосфена с разгромным счетом. Ничуть не лучше и более поздние Птолемеевы карты, на которых Средиземное море изображено с суммарной погрешностью по долготе более 20 градусов. Тогда как даже на самых небрежно отрисованных портоланах эта ошибка не превышает одного градуса.
А может, никакой загадки нет вовсе, и портоланы были составлены старым добрым методом проб и ошибок? Например, путем кропотливого усреднения колоссального массива информации, накопленной мореходами за столетия коротких переходов от порта к порту? Достоверно известно, что такая навигационная статистика велась. К примеру, французский географ Гийом Делиль (1675–1726) в начале XVIII века опубликовал карты мира и отдельных континентов, основанные на более чем 10 тысячах компасных измерений, сделанных в течение XVI–XVII веков по обе стороны Атлантики.
Скорее всего, к изготовителям портоланов подобная информация стекалась постоянно. По крайней мере, самые авторитетные из них — итальянцы Далорто, Весконте, братья Пиццигано и каталонец Крескес, не говоря уже о португальских королевских картографах, несомненно, были на короткой ноге со своими заказчиками-мореплавателями. О регулярном обновлении портоланов говорят и различия в географических названиях на картах, сделанных в разное время.
Анализируя «математический скелет» карт по методу двумерной регрессии Тоблера, Хесслер с удивлением заметил, что в разные периоды портоланы рисовали по-разному. А именно, естественное «блуждание» магнитного полюса Земли (направления стрелки компаса) относительно положения Полярной звезды (географического полюса) отображалось и на картах. Между 1300 и 1350 годами магнитное склонение в районе «итальянского сапожка» уменьшилось на два градуса, и вскоре на те же два градуса относительно компасных картушек «повернулись» контуры береговой линии на портоланах, датируемых 1350–1450 годами.
В последующие 200 лет магнитный полюс планеты также менял положение, и вместе с ним синхронно менялась невидимая математическая структура портоланов. Значит, с ними непрерывно велась серьезная научная работа. Тогда почему ни одна из картографических школ не оставила после себя архива с черновиками, данными измерений, формулами построения проекций? А может, мы просто плохо ищем или ищем не там? Вероятно, на гигантские периоды истории рано или поздно нам придется взглянуть по-новому.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Средневековая картография до сих пор ставит исследователей в тупик своей «нелинейностью». К примеру, в начале XVI века, когда мореходы еще не умели определять географическую долготу, а пройденное расстояние измеряли по лагу, одна за другой, буквально «из ниоткуда», появляются невероятные карты Пири-реиса (1513) и Оронция Финеуса (1531) с детализированным изображением еще не открытой Антарктиды, свободной от ледяного щита. Чуть ранее никому не известный немец Мартин Вальдземюллер в левом углу своего шедевра Universalis Cosmographia потрясающе точно прорисовывает тысячи миль атлантического побережья Южной Америки с погрешностью по долготе не более градуса. Это происходит в 1507 году, за 14 лет до великого Магеллана, который первым прошел вдоль этих диких берегов, но исследовать их не стал, так как спешил в Индию. Внятных объяснений этим феноменам пока не найдено.
Портулан
Портулан (или портолан) — древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и береговые ориентиры.
Карта не учитывала кривизну земли, что делало её малоценной для плаваний через океан, однако это было очень удобно для каботажных линий. Как правило, такие карты многократно копировались с древних времён, и таким образом дошли до средних веков.
Происхождение портуланов
Известно довольно много портуланов, которыми пользовались мореплаватели начиная со средних веков. Большинство из них достаточно точны для практического мореплавания.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Портулан» в других словарях:
ПОРТУЛАН — (фр.). Атлас морских карт с показанием географического положения берегов и морских гаваней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОРТУЛАН франц. Книга, содержащая точное определение положения берегов и… … Словарь иностранных слов русского языка
портулан — сущ., кол во синонимов: 3 • атлас (14) • карта (84) • портолан (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
портулан — а, м. portulan m. <ит. portolano. Книга, содержащая описание морских берегов и гаваней. Михельсон 1877. Портулат <так> содержащи описание как западный морей так и Средиземного моря. В Лионе. на фр. языке. 1740. Реестр книгам А. В.Хрущова … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Пиццигано, Джованни — Портулан Дзуане Пиццигано Джованни или Дзуане Пиццигано (Zuane Pizzigano) венецианский картограф, автор портулана размером 57 на 90 см, изображающего север Атлантики и … Википедия
Пиццигани — Портулан братьев Пиццигани используется в топонимических исследованиях, особенно по истории юго востока Европы Братья Франциск и Доминик Пиццигани ( … Википедия
Далорто, Анджелино — Фрагмент карты 1325 года … Википедия
Портолан — Японский портулан Индийский океан, начало 17 века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и… … Википедия
Портуланы — Японский портулан Индийский океан, начало 17 века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и… … Википедия
карта — выложить свои карты, играть в карты, показать свои карты, поставить на карту, резаться в карты.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. карта диаграмма, локальная карта,… … Словарь синонимов
Великие географические открытия — Планисфера Кантино (1502), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей. На ней также изображён меридиан, разде … Википедия
Портуланы: что такое, с чем едят
16-10-2017, 09:15 | Открываем историю / Загадки истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 119)
Портуланы: что такое, с чем едят :о)
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Для продолжения разговора о картах, которые волнуют умы альтернативной братии, предлагаю познакомиться, так сказать, с основами «картёжно»-портуланского дела. В качетве базы я взяла статью Андрея Щетинникова
плюс маленькая добавка от себя :о)
Что такое портулан?
О том, что такое портулан, хорошо объяснено в книге Д.Н. Анучина Старинная морская карта на пергаменте
Периплы (по-современному, лоции) отличаются от карт. Например, «Перипл Эритрейского моря» (около 89 г.) читается так:
(16). Отсюда на расстоянии двух дневных переездов вдоль материка лежит последний торговый пункт Азании, так называемые Ранты [гл. 59], получившие такое название от вышеупомянутых сколоченных лодок (όαπτών πλεκαρίων); и здесь также очень много слоновой кости и черепах. В окрестностях живут разбойники огромного роста, и каждый в своей округе считает себя как бы независимым владыкой. Этой областью, которая на основе древнего права подчинена царству теперешней «первой Аравии», управляет наместник Мафарейтиса. От царя имеют право на эту страну, с обязанностью платить подать, и жители Музы [Моха] и посылают туда купеческие суда по большей части с кормчими и командой из арабов, которые связаны дружбой с местными жителями и знают как эти места, так и их язык.[1]
(17). Ввозятся на эти рынки вещи преимущественно местного производства в Музе: копья, секиры, ножи, шилья, различного рода вещи из стекла, а в некоторые места довольно значительное количество вина и хлеба не для торговли, но как средство получить расположение варваров. Вывозится из этих мест много слоновой кости, менее ценной, чем из Адулиса, и кости носорогов, отличная черепаха, одинаковая с индийской, и немного кокосового масла.
(18). Это, можно сказать, последние торговые места Азании направо [к югу] от Береши; и по этому берегу; далее за этими местами простирающийся Океан не исследован; он загибается на запад и, простираясь вдоль отдаленных частей Эфиопии, Ливии и Африки по направлению к югу, соединяется с Гесперийским морем [Атлантический океан].
(60). Из местных [Индия] торговых пунктов и стоянок, к которым причаливают плывущие из Лимирики и с севера, самыми видными и расположенными друг около друга являются торговые пункты Камара [Каррикал?], Подука [Пондишери] и Сопатма [Мадрас]; в них есть местные суда, ходящие до Лимирики[2] вдоль берега, и другие, связанные (скрепами) из больших одноствольных судов, так называемые сангары; те же, которые ходят в Хрису и Ганг, очень велики и называются коландиями. В эти места ввозится все, что выделывается в Лимирике, и здесь встречаются почти все вещи, постоянно вывозимые из Египта, и очень большое количество видов всяких товаров, вывозимых из Лимирики и распространяемых по побережью.
(61). У следующей области, там, где морской путь поворачивает на восток, в море, прямо на запад простирается остров, называющийся Палайсимунду; у самих же местных жителей он называется Тапробана [Цейлон]. [Далее следует ненадежная, искаженная фраза.] Здесь имеются: морской шелк, прозрачные камни, синдоны и черепаха.» http://simposium.ru/ru/node/10.
«Классический портулан эпохи позднего Средневековья и Возрождения, от конца XIII до XVI века – это морская карта, на которой показана акватория Средиземного и Чёрного морей, а также побережье Атлантического океана за Гибралтаром: на север – от Пиренейского полуострова до Фландрии, включая южные берега Британии и Ирландии; на юг – марокканский берег с Канарскими островами.
Эта карта скопирована в конце XVI века с ещё одной, которую нарисовал в 1521 году для своей Книги морей турецкий адмирал и картограф Пири-реис. От стандартного портулана она отличается только отсутствием подписей.
Изготовители карт называли свои изделия не портуланами, но carta nautica – «морскими картами».
Портулан как первая точная карта
Основная черта портуланов, которая сразу же бросается в глаза всякому, кто привык иметь дело с географическими картами – это их высокая топографическая точность. Очертания морских берегов на портуланах достаточно близки к очертаниям этих же морей на современных картах, чего нельзя сказать о других картах Европы, изготовленных в эту же самую эпоху в рамках другой картографической традиции.
Условные обозначения и генерализация
Будучи морской картой, портулан составлялся в первую очередь для нужд морской навигации. Для удобства пользования мелкие детали побережья изображены на нём достаточно условно. Острова, чтобы их было лучше видно, выделяются разными цветами. Небольшие мысы зачастую показываются заметно крупнее, чем они есть на самом деле. Бухты между мысами могут схематично изображаться дугами окружностей. Эстуарии рек обозначены двумя параллельными линиями, входящими в глубь суши. Прибрежные скалы изображены чёрными точками, мели – красными точками.
Вдоль побережий подписаны многие сотни географических объектов – мысы, заливы, реки, порты. На большом портулане Средиземноморья может быть сделано несколько тысяч таких подписей. Все подписи направлены от берега внутрь суши. Поэтому у портулана нет выделенной ориентации подписей, как у современной карты, и его одинаково удобно рассматривать с разных сторон.
Итальянский и каталанский стили изображения
Основные мастерские по изготовлению портуланов находились в центрах средиземноморской морской торговли: Генуе, Венеции и Ла Пальме. В соответствии с местом изготовления различают портуланы двух типов, которые условно принято называть итальянским и каталанским.
На итальянском портулане внутренняя территория суши не показывается совсем – здесь проведена только береговая линия и сделаны подписи к ней. На каталанском портулане имеются изображения некоторых горных хребтов, рек и других внутренних географических объектов, а также разные дополнительные художества, удовлетворяющие любознательность, но не нужные для мореплавания. При этом географические объекты суши нарисованы здесь крайне схематично, без соблюдения пропорций и масштаба.
Геодезия портуланов
Характерной чертой портуланов, создающей неповторимый образ «старинной морской карты», является нанесённая на них сетка румбов. Как правило, эта сетка строилась для шестнадцати основных направлений. Для её построения проводится большая вспомогательная окружность, охватывающая заметную часть карты. В этой окружности строятся два перпендикулярных диаметра в направлениях «север – юг» и «запад – восток». Между ними делением дуг окружности пополам проводятся новые диаметры так, чтобы в итоге вспомогательная окружность была пересечена диаметрами в шестнадцати равноотстоящих точках. Все пары точек соединяются прямыми линиями определённых цветов: чёрные линии для четырёх основных направлений, зелёные – для следующих четырёх, красные – для следующих восьми. Большие портуланы, охватывающие всё Средиземноморье, могут быть снабжены сеткой румбов, построенной на основе не одной, но двух касающихся окружностей равного диаметра.
Сетка румбов на основе двух касающихся окружностей.
Направление «север – юг» на портуланах систематически отклоняется от истинного географического меридиана на величину от 4° до 12°, разную для разных больших частей Средиземного моря. Естественно считать, что это направление соответствует магнитным меридианам с характерным для данной эпохи магнитным склонением.
Капитаны кораблей в открытом море ориентировали свои карты по стрелке компаса, а не по небесным явлениям, указывающим на географические север и юг. Надо полагать, что и составители портуланов пользовались в своей работе магнитным компасом с картушкой румбов, который к концу XIII века был уже известен (см. Lane 1963).
Многие портуланы снабжены масштабными линейками. Каждое большое деление линейки делится точками на 5 малых делений. В современных мерах большое деление составляет – 60±5 км, малое деление – 12±1 км. Принято считать, что такое малое деление на карте равно 10 милям на местности, где одна миля равна 1,2±0,1 км.
Все линии постоянного курса, называемые также локсодромиями, изображаются на плоскости прямыми линиями единственно в проекции Меркатора. Если бы портуланы осознанно строились в определённой картографической проекции, это была бы проекция Меркатора.
Однако первые авторы портуланов, жившие в XIII веке, вряд ли руководствовались в своей работе такими абстрактными математическими принципами. Поскольку работа по составлению карт почти наверняка велась с разбиением всей средиземноморской акватории на отдельные бассейны, для каждого бассейна отклонение формы земной поверхности от плоскости было не слишком большим, и линии одного магнитного направления в этих пределах можно было считать параллельными. Когда карты отдельных бассейнов сшивались в одну общую карту, неизбежно возникали некоторые неувязки, но из-за общей вытянутости Средиземноморья в широтном направлении они были не слишком велики (анализ возникавших при этом искажений см., например, в работе Gaspar 2010). Итоговая карта в пределах Средиземноморья должна была получиться похожей на карту в проекции Меркатора.
Заметные проблемы должны были возникнуть при соединении больших пространств в меридиональном направлении, но такими пространствами для портулана были только Бискайский залив и Британские острова. При этом линия, соединяющая какие-нибудь две точки в Британии и Италии, должна была сильно исказиться как в линейном масштабе, так и по направлению; однако эта линия шла по суше и поэтому в морских делах никого не интересовала.
Портуланы в их документированной истории
Портулан как массовая продукция
До наших дней сохранилось около трёх десятков портуланов XIV века и примерно полторы сотни портуланов XV века (см. Campbell 1986); ясно, что в реальности они изготавливались тысячами. Карты Средиземноморья, относящиеся к этому же типу, продолжали ещё более массово производиться и в XVI веке, уже после открытия Нового Света и пути в Индию вокруг Африки.
Массовое производство карт и достаточно большое время, требуемое для тщательной перерисовки одной карты, привели к тому, что изготовление карт стало отдельной профессией, которой занимались в специализированных мастерских.
Для изготовления портулана обычно брался качественный пергамент из овечьей шкуры, очень часто – с необрезанной до прямоугольника шейной частью. Типичный лист такого пергамента имел размеры около 100 × 60 см, иногда несколько меньше, иногда больше. Два или даже четыре прямоугольных листа пергамента могли соединяться вместе для получения более крупной карты. Для того, чтобы перенести береговую линию с исходного оригинала на новый лист в масштабе один к одному, нужно было сначала приготовить первую копию на прозрачной кальке. Затем, используя закопчённую копировальную бумагу, эта линия переносилась с кальки на чистый пергамент (см. Pujades 2007, p. 472).
Самый первый портулан, сохранившийся до наших дней – это Пизанская карта, датируемая концом XIII века. Она называется так, потому что долгое время хранилась в Пизе; а в качестве возможного места её изготовления, кроме Пизы, рассматривались также Венеция и Генуя.
Подписанными отметками на этом портулане плотнее всего покрыты побережья Тирренского миря, а также Святой Земли, что соответствует его предполагаемому генуэзскому происхождению. На Пизанской карте изначально была изображена западная часть Чёрного моря (восточная не вписалась в размеры пергамента), но к сожалению, изображение Чёрного моря безнадёжно испорчено. Пизанская карта ещё заметно отличается во многих деталях от несколько более поздних портуланов первой половины XIV века. Западное Средиземноморье проработано на ней не столь детально, как на последующих картах. Океанское побережье Атлантики изображено весьма условно и с совсем немногими деталями. Очертания Бискайского залива и южного берега Англии переданы совсем грубо; при этом Лондон отмечен не на восточном, а на южном берегу острова. Итальянский «сапог» выглядит заметно более толстым, чем он есть на самом деле. Это понятно: если территория такой формы рисуется с моря, точная пробивка расстояний внутри суши с одной стороны полуострова на другую оказывается весьма затруднительной, и установить ошибку тоже будет весьма трудно. С очень сильными искажениями и весьма условно изображена береговая линия залива Сидра – при том, что остальное африканское побережье Средиземного миря показано весьма точно и подробно.
Более поздние европейские портуланы
На нескольких картах работы Пьетро Весконте, датируемых 1311–1321 годом, побережье Атлантики вплоть до Фландрии уже показано с той же степенью деталировки, что и Средиземноморье. К этому времени глобальный обмер всех побережий, изображённых на классическом портулане, был уже в основном завершён. Некоторые уточнения делались и позднее для северной части Британских островов.
Карта западного Средиземноморья и Атлантики из атласа Пьетро Весконте (1325)
В последующее же время установленные очертания берегов только копируются, на них уточняются названия и флаги владычества, но новых картографических съёмок в регионе уже не производится. При этом многократное копирование приводило лишь к ухудшению воспроизведения мелких деталей карты, практически никак не сказываясь на качестве изображения в целом.
Портуланы в странах ислама
От XIV–XV века, помимо большого числа морских карт, изготовленных в христианских странах Средиземноморья, сохранилось также четыре карты, сделанных в странах арабского Магриба. Самую раннюю из них, так называемую «Магрибскую карту», принято датировать приблизительно 1330 годом. Эта карта, на бумажном листе которой изображено западное Средиземноморье, отличается от современных ей итальянских портуланов подписями, выполненными на магрибском диалекте арабского языка. Две другие карты изготовлены в Тунисе в 1413 году и в Триполи в 1461 году. Сохранилось также некоторое число более поздних портуланов оттоманского происхождения, включая Книгу морей – лоцию Средиземноморья, составленную адмиралом Пири-Реисом в 1521 году.
Проблема возникновения портуланов
Две гипотезы о времени и месте появления «первого портулана»
Мы знаем, что к концу XIII столетия средиземноморский портулан был уже в основном составлен. И мы не имеем ровным счётом никаких свидетельств о том, кто, где, когда и как его составил. О времени и месте составления первых портуланов имеются две гипотезы. Согласно первой из них, первые портуланы были составлены в конце XIII века, вероятнее всего – в кругу генуэзских купцов, ведущих морскую торговлю. Впрочем, рассматривается и вариант, согласно которому первые портуланы были составлены в это же время, но на Мальорке. Вторая гипотеза – экзотическая; согласно этой гипотезе, морская карта Средиземноморья была составлена ещё в античности, а потом в конце XIII века каким-то образом попала в руки средиземноморских моряков.
Гипотеза об античном происхождении портулана представляется мне крайне сомнительной. Она основывается на единственном утверждении: «европейские моряки XIII века столь сложной и согласованной картографической работы проделать не могли, а вот географам эллинистической эпохи она была вполне по силам».
Однако против античного происхождения портуланов можно привести ряд достаточно весомых доводов. В основе эллинистической картографии, представленной в Географии Птолемея, лежал принцип географической координатной сетки, параллелей и меридианов, широты и долготы. Однако все известные нам портуланы не содержат ничего похожего на сетку широт и долгот. Они всецело опираются на сетку компасных румбов, привязанных не к географическому, но к магнитному меридиану. Античные же мореплаватели и географы магнитного компаса не знали. Было бы очень странно, если бы чудом сохранившаяся античная карта была переведена в XIII веке с координатной сетки широт и долгот на сетку компасных румбов – ведь традиция не допускает такой вольности обращения.
Далее, система определения координат географических пунктов, принятая в Географии Птолемея, позволяет с достаточным правдоподобием взаимного положения наносить на карту точки, отстоящие друг от друга на весьма значительные по географическим меркам расстояния. Во всяком случае, при определении долгот методом одновременного наблюдения лунных затмений ошибке в 4 минуты в определении времени начала затмения соответствует ошибка в 1° по долготе. Система азимутов и румбов, напротив, хорошо работает на относительно небольших расстояниях, и лучше всего – в пределах прямой видимости мысов, вершин и других примечательных географических объектов. И портуланы демонстрируют нам именно такую качественную рисовку взаимного положения географических очертаний «в малом».
К этому доводу добавим ещё один. Внимательное сличение разных портуланов показывает, что ранние портуланы не копируют друг друга буквально, но постепенно улучшаются, и лишь потом начинается копирование без улучшений. Если в XIV–XV веке европейские мореплаватели и картографы смогли нарисовать карты Бискайского залива, Британских островов и Западной Африки, почему они не могли в XIII веке составить карту Средиземного и Чёрного морей?
Изображение Венеции на портулане
Сообщение Раймонда Луллия
Раймонд Луллий (1235–1315), живший на Мальорке, был крупным философом и теологом, христианским миссионером, знатоком многих наук. Он много путешествовал по морю и был до какой-то степени знаком с искусством мореплавания. В разделе De marineria своей книги Arbre de sciencia, написанной на каталанском языке в 1295 году, Луллий описывает способ, которым моряки соотносят расстояние, пройденное кораблём по реальному курсу, с расстоянием, которое он должен был пройти по запланированному курсу (см. Cotter 1978). Этот пассаж заканчивается фразой о том, что «для этого моряки имеют инструмент, карту, иглу компаса и направление на север» (e daço han instrument carta у compass agulla e tremuntana).
Эту фразу иногда приводят как указание на то, что каталанские моряки уже пользовались морскими картами в конце XIII века. Однако, она не является достаточно определённой. Словом carta здесь может быть названа не географическая карта, но геометрическая таблица. Сompass agulla тоже может означать как стрелку компаса, так и циркуль-измеритель. И даже если у моряков с Мальорки имелись в это время карты западного Средиземноморья, составление карты восточного Средиземноморья и тем более Чёрного моря безусловно не было их делом.
Морская торговля в конце XIII века
Поскольку портулан Средиземного моря был к 1300 году уже составлен, самое его составление пришлось на более раннюю эпоху. Обстоятельства, в которых происходила эта работа, нам совершенно неизвестны. Ясно, что на неё ушёл не один год; а может быть, и несколько десятков лет.
Потребность в проведении систематических картографических работ вызывается развитой морской торговлей; как то, так и другое предполагает относительную свободу плавания и относительный мир. Состояние дел в средиземноморской морской торговле достаточно подробно освещается в статье Lane 1963, посвящённой изобретению морского компаса и началу его использования в навигации. Автор обращает особое внимание на то, что до 1280 года торговые караваны снаряжались Генуей, Пизой и Венецией один раз год, так что плавание велось, как и в античную эпоху, только в летнее время. Однако в конце XIII века происходит переход к снаряжению не одного, а двух караванов в год. Обзоры нотариальных записей Пизы показывают, что зимнее плавание в Средиземноморье начинается в 1280 году. Эти изменения в европейском мореплавании наиболее естественно могут быть связаны как с изобретением компаса, приходящемся на 1270–1300 годы, так и с появлением новых морских карт, приспособленных для использования компаса и для плавания не вдоль побережья, но напрямую через море, со счислением курса.
В этой же статье отмечается, что именно в эту эпоху начинается систематическое плавание торговых кораблей из Средиземноморья напрямую к южным берегам Англии через Бискайский залив. Об этом свидетельствуют это контракты хозяев генуэзских галер 1277 и 1278 гг. А мы знаем, что Бискайский залив и берега Ла-Манша изображены, правда ещё не слишком подробно, уже на Пизанской карте, датируемой 1290 годом. Так что одни концы здесь хорошо сходятся с другими.
Освоение Черноморского бассейна
Посмотрим с этой же точки зрения на то, когда мог быть составлен портулан Чёрного и Азовского морей. Систематическое освоение Чёрного моря генуэзцами началось в 1169 году, когда византийский император Михаил Комнин разрешил генуэзским кораблям проход через Босфор. В 1204 году Константинополь был взят крестоносцами, и проход в Чёрное море для генуэзцев оказался затруднён из-за больших пошлин.
В 1267 году генуэзцы заключили Нимфейский договор с никейским императором Михаилом VIII Палеологом, по которому они обещали императору военно-морскую поддержку в отвоевании Константинополя, а тот даровал им право торговли и основания факторий в Чёрном море и на островах и малоазийском побережье Эгейского моря. В 1265 году Константинополь вернулся к византийцам, после чего генуэзцы вновь начали активное освоение черноморских побережий, основав Кафу на месте нынешней Феодосии в 1266 году и ряд других колоний. В свете этих фактов вполне правдоподобным представляется предположение о том, что портулан Чёрного и Азовского моря был составлен генуэзцами в конце XIII века – что опять же хорошо согласуется с датировкой Пизанской карты.» https://docviewer.yandex.ru/
(продолжение следует)
Предыдущие публикации:
- Портолан что это такое
- Портоланы что это такое