Портфолио это что такое в педагогике
Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
Педагогические науки
Похожие материалы
В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.
«Технологический» подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
С нашей точки зрения проблема современных инновационных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта обучения.
На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в вузе[4].
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Педагогическая идея портфолио предполагает:
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя»[1].
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Обучающиеся должны научиться:
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Можно рассмотреть классификацию инновационной технологии «Портфолио»[3]:
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании должен включать три обязательных элемента:
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.
Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.
Чумакова Ю. В., магистрант 2 курса
Научный руководитель: Роженко О.Д., к.пед.н.
Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации. В последние годы существенно меняются подходы к оценке учебных достижений, совершенствуются и внедряются в образовательную практику новые формы. Проблема оценки учебных достижений учащихся относится к ключевым проблемам образования. Необходимо сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения учащихся в ходе инновационной деятельности педагогов, целых творческих коллективов, создающих оптимальные формы оценки учебных достижений учащихся в образовательном процессе.
Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики и т.д. Ученик должен видеть результаты своего труда, динамику своего развития, именно это видение вызывает еще большую мотивацию к достижению успеха. Поэтому введение в образовательный процесс такой формы, как портфолио, папки достижений учащегося, очень актуально и немаловажно. Учителю необходимо подготовить не только знающего специалиста, но и личность, умеющую адаптироваться в столь быстро изменяющемся мире, в бурном потоке экономического развития, умеющую обобщать, анализировать, принимать взвешенные решения в сложившихся ситуациях, креативно подходить к любым жизненным и производственным вопросам. Я считаю, что необходимо оценивать не только достижения ученика, но и то, какие изменения произошли с ним по сравнению с тем временем, когда он только приступил к учебе. В течение определенного учебного периода происходят изменения личностных качеств ребенка.[3]
Говоря о роли портфолио в образовательном процессе, многие сторонники этой формы оценки видят в портфолио гораздо больше, чем просто форму оценки или собрание работ.
За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с целями образования по новому стандарту. Главное — не портфолио как таковое, а портфолио как совокупность процесса обучения и воспитания личности, выстраиваемых в связи с достижениями. Само портфолио получается как побочный продукт такого процесса.[4]
Работа над портфолио позволяет ученику становиться субъектом процесса учения, в который входят наряду с результатом и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образа жизни.
В педагогической литературе понятие «портфолио» рассматривается разными авторами и как форма оценки достижений учащихся, и как педагогическая технология, и как средство самоорганизации и саморазвития личности.
«Портфолио достижений ученика» — своего рода досье образовательных результатов школьника, которые помогут получить представление о его учебных, творческих, коммуникативных способностях. Термин «портфолио» (от франц. porter — носить + лат. in folio — размер листа), некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется в школьной образовательной практике. Термин еще не вошел в словари по педагогике, но совершенно очевидно, что он происходит от понятного всем слова «портфель», в котором можно переносить учебники или хранить бумаги, документы. Отметим еще одно важное свойство любого портфеля: он имеет отделения, т.е. позволяет структурировать вложенные в него материалы, объединенные общей темой.
На мой взгляд, портфолио есть важнейший документ личностного развития ученика, демонстрации динамики его роста и формирования индивидуального образовательного пути ученика от одной ступени к другой. В настоящее время в педагогической литературе я нахожу разнообразные типы портфолио — такие, как классический, исследовательский, рабочий, предметный, портфолио-проект, портфолио работ, портфолио отзывов, портфолио-дневник.
Я вижу, что в идее создания портфолио как формы оценки достижений учащихся заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете требований по новому стандарту, представленному в настоящее время школе; такая оценка достижений учащихся может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.
1. Калимуллин Р.Х. Стандартизация общего образования: проблемы, поиски, решения. Уфа, 2008.[1]
2. Кондаков A.M. Ответы на Интернет-консультации «ФГОС второго поколения» от 03.05.07.[2]
3. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио — новые формы контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000.[3]
4. Римкявичене О.А. Портфолио в современном образовательном поле. Санкт-Петербург, 2005.[4]
5. Шамова Г.И., Белова СМ., Ильина И.В., Подгалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., 2007. [5]
Рекомендации по составлению портфолио педагога
Окорочкова Татьяна Владимировна
Рекомендации по составлению портфолио педагога
Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.
Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогомв разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основная цель портфолио – оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Несмотря на различные подходы в определении понятия, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения,фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания,но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т. д.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного педагога. Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы –существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении ПЛП и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу.
Таким образом, регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.
Рекомендации по составлению портфолио.
1. Начинается портфолио с титульного листа, куда заносятся личные данные, фотография, полное название муниципального образовательного учреждения.
2. При составлении портфолиоучитывается принцип структурированности и логичности:
собранные материалы разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются;
в портфолио включается страница «Содержание», где перечисляются разделы и материалы, указаны номера страниц.
3. Распределите материалы Вашего портфолио на разделы.
Сертификаты индивидуальных достижений
4. В портфолио вкладываются документы и материалы, отражающие достижения и результаты работы, о которых педагог написал в аттестационном заявлении.
Требования к оформлению «Портфеля”.
• систематичность и регулярность самомониторинга,
• структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
• аккуратность и эстетичность оформления;
• целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
Варианты структуры портфолио.
Структура методического портфеля может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Методический портфель может быть представлен файловой папкой.
Сертификаты индивидуальных достижений
Методический раздел – это результаты работы над методической темой (темой по самообразованию).
В раздел «Публикации» войдут статьи, тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, на заседаниях городского методического объединения, педагогического совета ДОУ.
Материалы раздела «Отзывы» представляются в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочее, представленные коллегами, администрацией, возможно, родителями, учениками.
Раздел «Результаты работы»— это коллекция лучших наработок: планы уроков, сценарии мероприятий; разработанные педагогом раздаточные материалы, упражнения, пособия, тесты. А также детские работы, дипломы, доклады, грамоты, и т. д.
• титульная страница (Ф. И. О. педагога, должность, место работы);
• общие сведения о педагоге (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд, награды);
• комментарий к «Портфелю”.
• содержание портфеля
• диагностика успешности учителя,
Комментарий к «Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.
Документы. В этом разделе находятся официальные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения (сертификаты, дипломы, грамоты, сведения о курсах повышения квалификации и пр.)
Творческое досье представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ;основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др.
Примерное содержание раздела:
• тема самообразования и этапы ее исследования;
• курсы повышения квалификации;
• исследовательские работы и рефераты;
• творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т. д.);
• авторские программы, методики;
Диагностика успешности педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:
• личности педагога;
• педагогической деятельности;
• педагогического общения;
• качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года:
результаты диагностики учебно-воспитательного процесса, результаты анкетирования родителей по различным вопросам, дипломы об участии и победе в различных конкурсах и пр.)
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:
• отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях,методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.
• рецензия на статью;
• методический бюллетень о проведенных открытых уроках;
• резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Рекомендации к созданию персонального сайта педагога Добрый день, уважаемые коллеги. В январе 2018 года в МБДОУ детском саду № 25 «Ягодка», где я работаю, состоялся семинар, в форме «Методической.
Аттестация. Портфолио педагога Аттестация. Портфолио педагога. Цареградская Анна Сергеевна. Аттестационное портфолио создано на основе профессиональной практической деятельности.
Аттестационное портфолио педагога Каждому педагогу рано или поздно предстоит пройти процедуру аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до» Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Проблема планирования непрерывной.
Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.
Рекомендации по составлению рабочей программы для воспитателей Рекомендации по составлению рабочей программы для воспитателей. 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 1. Название дошкольного образовательного учреждения. 2.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар » Портфолио педагога как показатель его компетентности».
Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.
Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.
Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении
Выступление на педагогическом совете №3 от 19.02.2016 г. Тема «Технология-Портфолио»,
Сараев Ю.Г., педагог ДО МБУ ДО СЮТ г. Сочи
Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях.
В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые позволяют повысить качество обучения.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся, осуществляя переход от отдельных частных методик к современным педагогическим технологиям.
Внедрению современных педагогических технологий препятствует педагогический консерватизм и иные причины:
1) отсутствие конкретизированного для педагога технологического описания;
2) недостаточность дидактического сопровождения и его преемственность;
3) отсутствие качественной подготовки педагога по внедрению выбранной технологии в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.
Внедрение современных педагогических технологий становиться своего рода модой что, с одной стороны, является позитивным свидетельством стремления к инновациям, а с другой стороны – тревожным фактом: не зная отчетливо, какой инструмент используется, невозможно получить желаемый результат.
В настоящий момент в массовой практике выбор современных педагогических технологий происходит чаще всего из-за простого стремления ко всему новому, а критериями являются следующие условия их реализации:
1) педагог, прошедший курс обучения данной технологии;
2) в технологии разработан комплект методических пособий для всех ступеней образования;
3) подготовлено большое количество учебных пособий (учебники, рабочие тетради, задачники и т.д.);
4) в данной технологии представлены учебники для большинства предметов.
Для правильного выбора и применения технологии необходимо иметь представление о современных педагогических технологиях, их классификации.
Исследователями данной области выявлено большое количество современных педагогических технологий применяемых в процессе обучения и предприняты попытки обобщить, классифицировать и систематизировать большую часть современных педагогических технологий.
Смысловое значения термина «портфолио».
Чтобы узнать глубину и значимость сущностного значения «портфолио» как педагогической технологии необходимо понять:
– Что такое «Портфолио»?
– Для чего и зачем создавать «Портфолио»?
– В чем заключается важность и значимость «Портфолио» как технологии, образующей целостную систему оценки качества образования в учебном заведении?
Наряду с этим также важно понять, что есть технология «Портфолио» – банк достижений или технология формирования системы этого банка?
Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время термин «портфолио» достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы.
У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.
В повседневной жизни «портфолио» представляют как:
визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении);
досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах);
портфель учебных и профессиональных достижений человека.
Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина «портфолио» позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.
Педагогическая идея создания и использования портфолио.
Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI века идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника «на выходе» конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в «портфеле» («папке специалиста»).
В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченковой термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ обучающихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом.
Таким образом «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при определенных условиях.
Современное российское образование трактует данный термин как «папку индивидуальных достижений обучающегося или педагога».
Педагогическая идея портфолио предполагает:
смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения результатами учебной деятельности.
Именно технологический подход позволяет рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.
Технология «Портфолио» способствует решению педагогических задач:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.
2. Формировать у обучающихся умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
3. Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения.
4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку.
5. Содействовать персонализации образования.
6. Определять количественные и качественные индивидуальные достижения.
7. Максимально развивать познавательные и креативные способности обучающихся, реализовывать их творческие способности и познавательные интересы.
8. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации обучающихся.
Технология «Портфолио» организация педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой (Стефановская Т.А.).
Технология «Портфолио» есть «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» (Г.К. Селевко).
Технология «Портфолио» это целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности
Кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования привели к тому, что количественные показатели знаний приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций.
Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию «Портфолио», с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.
В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.
С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века (Дутко Н.П.).
Наиболее значимые и востребованные компетенции:
информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
Технология «Портфолио», как ведущий показатель целостной системы оценки качества образования.
В связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений обучающихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию технологию «Портфолио» необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.
Учебное портфолио представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного обучающегося и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.
Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам.
В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.
В связи с этим, следует отметить, что достаточно важно и целесообразно начинать работу с портфолио еще в школе. Именно там начинает формироваться первый опыт обучающегося по созданию своего «шедевра успеха» как части личностной траектории развития выпускника и будущей карьеры начинающего специалиста. Представление им своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности его личностных качеств. При этом понятно, что на каждом из этапов должны стоять свои задачи, максимально способствующие повышению качества образования в целом, а значит и продукта – конкурентоспособного специалиста.
Классификация портфолио: обязательные элементы, виды, типы портфолио.
Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной
оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии «Портфолио» опытные
педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др..
Для любой технологии и технологии «Портфолио» в том числе характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов:
которые и образуют целостную систему.
Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.
Все разнообразие видов портфолио определяется разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания:
цель формирования самого портфолио;
возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать;
тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу;
и целью его использования.
Одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.
По целям она может быть: стратегической и/или тактической.
Типы и виды портфолио:
— по ведущим субъектам образования : портфолио обучающегося, педагога, семьи;
— по видам деятельности каждого субъекта :
портфолио обучающегося с конкретной профильной направленностью;
портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью;
портфолио классного руководителя;
портфолио педагога дополнительного образования;
портфолио социального педагога;
портфолио по работе с одаренными детьми.
— в зависимости от конкретных целей обучения:
комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)
После определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения.
Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста.
Ведущие структурные компоненты, образующие технологию портфолио: целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный.
Портфолио должен включать три обязательных элемента:
1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели,
предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов
3. Самоанализ и прогноз или план на будущее,
для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: педагогами, родителями, другими обучающимися, администрацией и др.
Варианты использования портфолио могут быть самыми различными и широкими по назначению:
инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития обучающегося среди других обучающихся, родителей, педагогов;
подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного обучающимся;
документ, индивидуальная карта обучающегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения;
показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа;
сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.
Примерные продукты деятельности обучающегося и педагога.
В учебные портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности:
оригинальные решения или выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору обучающегося);
выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы;
рефераты различной направленности и сложности;
наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике;
краткие эссе или резюме о прочитанных книгах по данной педагогом теме;
дневник личностного роста обучающегося;
задания, составленные самим обучающимся по конкретной теме;
фотографии, представленные по направления деятельности;
описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ;
аудио и видеоматериалы с выступлениями обучающегося;
работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами;
дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным
В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности:
индивидуально-творческие работы педагога;
эвристические задания для классных и домашних самостоятельных работ
методические рекомендации для решения (выполнения) сложных
занимательных заданий по конкретной теме, предлагаемой обучающимся;
подбор и разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся сверх учебной программы;
примерная тематика реферативных работ по различной направленности и
разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной
дневник личностного профессионального роста педагога;
фотографии, представленные по направлениям деятельности;
описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ с
аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях;
дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным
мониторинг оценки качества образования по конкретной учебной дисциплине;
пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста обучающегося и самого педагога.
Внедрение технологии «Портфолио» в учебном заведении требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности в вопросах образования. Необходимость ее
внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Кардинально меняющиеся условия современного рынка труда вносят существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества, высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным, а технология «Портфолио» как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности как успешного, компетентного и делового человека.