Портфолио для чего оно нужно
Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника?
Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.
В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.
Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.
Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).
«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.
Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.
На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».
Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.
Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.
Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).
Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.
«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.
«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.
В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.
Портфолио – что это такое и как оно поможет получить работу?
Доброго времени суток, дорогие читатели! Хотите быстрее устроиться на работу мечты? Вам поможет портфолио. О том, что это такое, кому оно пригодится и где его размещать – мы сейчас поговорим.
Что значит портфолио?
Портфолио – это сборник завершенных проектов и достижений. Оно показывает профессионализм, стиль работ, опыт соискателя. Само слово произошло от английского “portfolio”, которое переводится как “папка с документами”.
Школьники тоже заводят портфолио. Они складывают в одну папку грамоты, награды, отчеты о внеклассных мероприятиях, творческие работы, эссе. С помощью него они повышают самодисциплину, им проще поступить в колледж или университет.
Некоторые путают портфолио и резюме. На самом деле же они дополняют друг друга, повышая шансы на трудоустройство.
О важности
Нет работы? Даже копеечный заказ дается с трудом? Ключ к высокому доходу и толпам клиентов – правильно составленное портфолио.
Взглянем на ситуацию как работодатель. Вам нужен опытный копирайтер, который умеет писать мощные продающие тексты. Если верить всем, кто откликается на вакансию, на слово, то они мастера своего дела.
Как проверить качество работы претендента? Проект горит. Времени давать тестовое задание нет. Согласитесь, что вы доверите свое детище тому, кто покажет свои предыдущие статьи.
Стесняетесь своих текстов? Прокачайте писательский навык вместе с нами – запишитесь на онлайн-обучение копирайтингу. Мы расскажем, как подготовить статьи для портфолио копирайтера и дорого продавать свои услуги.
Кому нужно составлять портфолио?
Всем ли нужно собирать папку с готовыми работами? Отнюдь. Создавать портфолио рекомендую:
Если ваши рабочие обязанности связаны со сводом правил, четко прописанными инструкциями, портфолио не понадобится. Так что секретари, бухгалтеры, продавцы-кассиры, официанты, берите с собой на собеседование только резюме.
Люди нетворческих профессий тоже иногда прибегают к портфолио, чтобы выделиться среди конкурентов. Например, адвокаты подшивают в отдельную папку выигранные судебные процессы.
Профессия имеет значение
Специальность влияет на правила, способ оформления и содержание портфолио. Вот отличия:
Даже если реальные заказчики еще не нашли вас, сделайте 2 – 3 показательных проекта в свободное время.
Виды портфолио
Где и как хранить досье проектов? Все зависит от того, как вы хотите работать – удаленно или в офисе.
Электронное
Виртуальное портфолио – это сборник выполненных заказов в цифровом формате. Оно хранится на жестком диске или в облаке, публикуется на сайте или бирже фрилансеров.
Популярные способы заявить о своем профессионализме, создать:
Пример № 1. Эту подборку портретов молодой художницы я нашла в соцсети. Девушка – молодец: завела отдельную папку, выбрала лучшие рисунки, сделала краткое описание к каждому.
Пример № 2. Оригинальное оформление, никаких лишних деталей. Веб-дизайнер лаконично, четко предлагает свои услуги. Сразу хочется себе такой же сайт.
Пример № 3. Моя папка на флешке. Не подумайте, что я писала так мало. Просто раз в 2 – 3 месяца обновляю подборку. Заказчику хватит 5 – 12 статей, чтобы оценить ваш уровень.
Пример № 4. Фотограф рассортировал работы по категориям. Потенциальный клиент, быстро просмотрев интересную ему тему, решает подходит ему специалист или нет. Юзабилити, заполненная галерея – повышают количество заказов в 2 раза.
Пример № 5. Хочется показать вам, как выглядит плохое портфолио. У этого фрилансера опубликованы однотипные работы.
Изучайте примеры, чтобы сделать нечто лучшее.
Бумажное
Смело распечатывайте все наработки и храните их в папке на кольцах, если хотите работать в офисе. Конечно, персональный сайт оценит любая компания. Но вдруг сервер выдаст ошибку, свет выключат? А тут раз и вы достаете досье с проектами. Руководству понравится ваша предприимчивость.
Какое-то время я стажировалась в IT-парке. Собеседование с успехом прошла и без толстой папки на кольцах, отправила тексты по электронной почте позже. Знаете, приняли и так. Но для запасного варианта советую подготовить обычную папку А4, чтобы не краснеть перед начальством.
Пример № 1. Копирайтер распечатал не просто серые вордовские документы, а уже готовые веб-страницы с отчетами о результатах. Советую оформлять так же. Если вы берете заказы на бирже статей, то попросите у заказчика адрес сайта, где опубликуют ваш текст. Отказывают единицы.
Пример № 2. Приятное для восприятия расположение элементов показывает, что художник не только красиво рисует, но и знает основы композиции.
Всегда имейте при себе папку с выполненными работами. Кто знает, где вам встретится работодатель.
Где размещать?
Хочется, чтобы вас заметили и вашим портфолио восхищались? Тогда надо знать, как оформить портфолио и где его опубликовать.
Блог – ваш онлайн-дневник. Там показывайте свежие завершенные заказы, рассказывайте о новых открытиях, пройденных тренингах. Если не можете потратить деньги на создание сайта с нуля, можете завести блог на одной из бесплатных платформ:
Соцсети – мощный инструмент для продвижения себя как специалиста. Создайте группу, делитесь полезностями, делайте акцент на профессионализм. Например, некоторые иллюстраторы открывают сообщества, где дают полезные советы новичкам, мечтающим рисовать, а между делом показывают свои работы.
Сайты-визитки – другой уровень. Лендинг, неповторимый дизайн вызывают доверие. Придется потратить время, деньги, но результат окупит себя.
С помощью portfolios.ru можно сделать сайт-визитку за полчаса. Бесплатный сервис прост в использовании. Можно подключать домен, настраивать дизайн под себя.
Каталоги объявлений кажутся последней инстанцией, где хочется продавать свои услуги, искать работу: много лживых обещаний, высокая конкуренция. На самом деле, это все отговорки. Я посещала достаточно тренингов по копирайтингу, интернет-маркетингу. И все учителя в один голос повторяли: заводите аккаунты и строчите объявления на Avito и HeadHunter.
С этих сайтов мне поступали заказы, которые по меркам бирж – предел мечтаний.
Где разместить портфолио для удачного старта? Отправляйтесь на биржи фриланса.
Заключение
Портфолио – это самореклама себя как профессионала. Тот, кто уже успел его грамотно сделать ни в чем не нуждается, стремительно продвигается по карьерной лестнице. Если хотите успеха в какой-либо сфере, создайте или выберите несколько проектов специально для своего профессионального досье.
А у вас есть готовые проекты для портфолио? Пишите комментарии. Буду рада пообщаться с вами.
Понравилась статья? Сделай мне приятно – подпишись на рассылку блога.
Портфолио: кому и зачем оно нужно
Понятие «портфолио» крепко закрепилось в словарном запасе многих специалистов. Но не все до конца понимают его истинное значение и ценность. Что оно из себя представляет, как должно выглядеть и каким профессиям подходит?
Что это?
Портфолио — это набор работ, проектов, достижений за всю историю трудовой деятельности в той или иной сфере. Стоит отметить, что это набор из лучших работ, которые позволят оценить профессионализм и навыки человека, а не перечень всего подряд.
Кому оно необходимо?
Фотографы, дизайнеры, художники, архитекторы, стилисты и модельеры — это основные профессии, которым необходимо портфолио. Специалистам этих профессий важно не только показать свои лучшие работы, но и предоставить образцы работ или эскизы. Наиболее распространенным и удобным способом предоставления портфолио является Интернет. Создаются небольшие сайты, которые содержат информацию о человеке и примеры его работ. Благодаря этому работодатель может оценить специалиста удаленно и принять решение пригласить его на собеседование. Work.ua рекомендует также иметь бумажную версию портфолио — ее можно дать интервьюеру, чтобы эта информация всегда была у него под рукой, к тому же это позволит ему показать ваши работы коллегам или руководству в удобной форме и в любом месте.
Кому еще оно может пригодиться?
Кроме вышеперечисленных профессий, которым обязательно иметь портфолио, существуют и другие, которым его наличие не обязательно, но оно может увеличить шансы трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице. К таким профессиям можно отнести программистов, копирайтеров, журналистов, маркетологов, юристов, адвокатов и даже учителей. У программистов в портфолио могут входить, написанные ими программы и приложения, веб-сайты, примеры программного кода, которые решают непростые задачи. У копирайтеров и журналистов — лучшие статьи и публикации. У юристов и адвокатов — примеры сложных вопросов и дел, с которыми они успешно справились. Учителя могут предоставить информацию о повышении успеваемости учащихся на предыдущих местах работы, результаты научной деятельности или разработанные методологии обучения.
На самом деле портфолио можно составить практически для любой профессии. По сути, простейшая его форма — резюме, которое снабжено списком достижений кандидата на предыдущих местах работы в разделе «дополнительная информация» или же в основной его части. В дополнение к краткому резюме можно составить расширенный документ с важнейшими достижениями и примерами успешной деятельности. В условиях высокой конкуренции на рынке труда, такой документ, безусловно, сыграет вам на руку, и позволит работодателю по достоинству оценить вашу кандидатуру.
Портфолио: Что это такое и как правильно его составить (примеры оформления)
С помощью грамотно составленного портфолио работодатель сможет объективно оценить уровень профессионализма потенциального работника.
Бывает так, что человек действительно является специалистом в своем деле, но слабое портфолио отбивает у работодателя желание иметь дело с таким кандидатом.
Чтобы этого не произошло, надо знать, что такое портфолио и как правильно его сформировать.
Что значит портфолио?
Портфолио – это пакет документов, который убедительно раскрывает уровень квалификации человека в конкретной области деятельности. Для формирования такого «портфеля» потребуется прожить какой-то опыт, который позволит наработать материал для демонстрации своих профессиональных качеств.
Чтобы составить портфолио, понадобится «выжимка» из набора выдающихся работ, которые с выгодной стороны показывают преимущества соискателя перед конкурентами. Если профессия включает комплекс услуг, в списке должны отражаться с выгодной стороны все позиции.
Слабые работы, которые были выполнены на заре карьеры, прилагать в папку «для количества» не надо.
В чем отличие портфолио от резюме?
Резюме – это краткое перечисление основных моментов, которые связаны с трудовой деятельностью человека и наиболее важны для работодателя. Образно говоря, это «трудовая биография».
В последнее время работодателям предоставляется резюме в унифицированной форме. Соискателю не нужно проявлять творческие способности, чтобы заполнить окна предложенной таблицы.
Портфолио же демонстрирует достижения и успехи в профессиональной деятельности и расширяет резюме с помощью дипломов, грамот, сертификатов, проектов, примеров творческих или научных работ. Резюме, в отличие, от портфолио не требует составления пакета документов.
Дизайнер успешно долгое время выполнял заказы солидной компании. В резюме отражается факт такого сотрудничества и дата. В портфолио же входят фотографии лучших интерьеров, которые демонстрируют этот профессиональный опыт.
Портфолио расширяет и дополняет резюме, позволяя работодателю самому оценить знания и навыки соискателя на вакантную должность.
Кому нужно составлять портфолио?
Как только слово «портфолио» начало входить в наш обиход, у многих создалось впечатление, что требуется оно только школьникам для поступления в вуз или журналистам для трудоустройства в престижный глянцевый журнал.
Практика показала, что грамотное портфолио поможет устроиться на хорошую работу и секретарю и садовнику, и менеджеру по работе с персоналом. Однако есть особые сферы, где без наличия хорошего портфолио сегодня не обойтись:
Людям, которые активно ищут подработку на площадках фрилансера предложения своих услуг необходимо подкреплять мощным портфолио.
В связи со стремительным переходом бизнеса на площадки интернета появилась новая специализация – копирайтер. Получить высокооплачиваемый заказ без ссылки на примеры работ очень сложно.
Виды портфолио
Несмотря на многообразие видов деятельности, все портфолио можно разделить на три большие группы: печатные, электронные и онлайн-портфолио. Внутри каждой группы могут быть представлены как индивидуальные, так и командные портфолио единомышленников.
Печатный вариант
Печатные или бумажные варианты лучших работ. Самый распространенный вид портфолио, с которым удобно идти на собеседование с потенциальным работодателем. Это аккуратная папка, в которую вкладываются печатные файлы.
Первый лист в папке содержит личные данные, остальные посвящены примерам работ. Все образцы должны быть структурированы по тематике, стилю или в хронологическом порядке. Печатный вариант портфолио предполагает также наличие в нем грамот, дипломов, сертификатов, лицензий, рекомендательных писем от прошлых работодателей, преподавателей, любые другие письменные или фотоподтверждения достижений.
При любой системе структуризации рекомендуется самые яркие примеры размещать ближе к началу по принципу «первое впечатление самое сильное».
В электронном виде
Любое печатное портфолио можно превратить в электронное. В нем содержатся те же сведения, но хранятся они не бумажном, а на цифровом носителе ( лучше всего на обычной флешке). Такое портфолио можно переслать ZIP-архивом по запросу работодателю, или прикрепить файл к электронному письму при рассылке резюме.
Иногда возникает необходимость дополнения печатного портфолио электронным. Например, если надо продемонстрировать свои навыки видеомонтажа.
В целях безопасности сохранения конфиденциальной информации отправлять такое досье кому-либо не рекомендуется. Если попадется недобросовестный работодатель, представленные образцы работ могут быть использованы в личных целях.
Электронную самопрезентацию лучше предлагать просматривать в вашем присутствии, без возможности копирования на чужой компьютер.
Онлайн-портфолио
В последнее время пользуется большой популярностью онлайн-портфолио. Для быстрого создания своего сайта можно воспользоваться инструментом WordPress, где предлагается много интересных шаблонов и плагинов.
Заказчику дается ссылка, пройдя по которой он сможет просмотреть необходимую информацию. Такой тип портфолио все чаще практикуют люди творческих профессий: фотографы, журналисты, модельеры, визажисты, парикмахеры.
Как правильно составить портфолио?
80% стандартного портфолио обычно занимают фотографии, скриншоты, ссылки на сайты, гугл-файлы. Остальные 20% – текстовая пояснительная информация.
Рассмотрим основные требования к портфолио, придерживаясь которых, вы сможете составить свое профессиональное досье.
Структура портфолио
Порядок оформления портфолио не унифицирован. Рекомендации экспертов в области пиар-индустрии следующие:
Солидность придают ссылки на отзывы заказчиков, размещенные под работами.
Какие работы и в каком количестве отбирать для портфолио?
Вопреки устоявшемуся мнению, портфолио следует включать не только самые лучшие работы, но средние по качеству. Это увеличит шансы на успех.
Логика следующая: отбор образцов производится субъективно. Не факт, что ваши с заказчиком мнения совпадают. 5-10 ярких фотоотчетов ландшафтного дизайнера будет достаточно для принятия решения о приеме на работу.
В некоторых случаях достаточно создать одностраничное портфолио для размещения в сети интернет, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Для этого требуется высокий профессионализм, знание психологии. Человек должен располагать достаточно убедительными работами (не более 6), которые не сложно разместить на страничке.
При составлении портфолио для копирайтеров, фотографов, дизайнеров, на формирование положительного профессионального имиджа влияет количество представленных работ. Даже если качество работ не всегда выигрывает, эти недостатки перекроют объемы. Чем больше выполненных заказов, тем лучше.
Проницательный руководитель компании понимает, что с каждым новым проектом человек оттачивал свой профессионализм. Недаром на большинстве бирж фрилансеров рейтинг зависит от количества выполненных заказов.
Например, может начисляться дополнительно 5 баллов за очередную работу. Не обязательно каждая статья из тысячи написанных должна быть интересной. Читать их все подряд тоже никто не будет. Но именно количество свидетельствует о бесценном накопленном опыте.
Чтобы заказчик смог выбрать для детального ознакомления интересующую его работу, необходимо делать грамотную структуризацию проектов по тематике.
Рекомендуем полезное видео, где рассказывается о том, как сделать эффективное портфолио для фотографа и разбираются основные ошибки:
Примеры оформления портфолио
Примеры оформления портфолио архитектора. Это титульная страничка:
Впечатляющий фото пример реализованного проекта:
А вот так представляет себя графический дизайнер:
Фрагмент иллюстрированного портфолио модельера:
Все примеры взяты с платформы Behance.net.
Где размещать готовое портфолио?
Если речь идет не о бумажной версии, то портфолио можно разместить на своем сайте, страничке в социальных сетях. Можно дать заказчику ссылку на блог в YouTube, Instagram. Но лучше прибегнуть к помощи специальных интернет-платформ, разработанных для таких целей.
Потенциальный работодатель поймет, что соискатель интересуется современными онлайн-технологиями. Минус в том, что многие услуги платные.
Примеры веб-ресурсов, которые помогут в создании онлайн-портфолио тем, кто дружит с компьютерными технологиями, представлены ниже.
Behance.net
Веб-ресурс бесплатно предоставляет возможно оформить и разместить индивидуальные и командные портфолио. Сюда можно выложить как свои личные проекты, так и командные работы.
Clippings.me
На этом сайте можно быстро опубликовать примеры своих работ и скинуть ссылку заказчику. Ресурс предоставляет возможность разместить бесплатно до 16 работ. Понадобится знание английского. Фишка в том, что свои контактные данные тут оставить нельзя.
Portfolios.ru
Здесь можно создать несколько тематических альбомов. Сайт русскоязычный. До 15 файлов загрузка бесплатная.
Dribbble.com
Крупнейший сайт, где размещают свои портфолио работники творческих профессий – художники, дизайнеры, фотографы. Для размещения своих работ понадобится рекомендация участника проекта.
Pressfolios.com
Одна из самых масштабных платформ для размещения портфолио блогеров, журналистов, писателей и других представителей творческой среды. Здесь загружаются pdf-файлы или ссылки на внешние ресурсы. Пользование до 14 дней бесплатное, затем надо оформить платную подписку.
В заключении
Опыт в любом виде деятельности может быть подкреплен портфолио. Даже если работа предполагает выполнение стандартных задач, строго прописанных должностными инструкциями. Это касается бухгалтеров, администраторов, менеджеров и логистов. В портфолио должна находиться информация, которая представляет соискателя на должность в выгодном свете.
Не стоит увлекаться сбором большого количества информации, если речь не идет о фрилансе. Лаконичный дизайн одностраничного портфолио может убедить сильнее, чем пухлая папка с грамотами. Потенциальный работодатель уже при первом взгляде на портфолио должен понять, что перед ним ценный специалист.
50% успеха в поиске выгодного заказчика (работодателя) зависит от выбора качественного инструмента для создания и портфолио и места его размещения. Выгодно сотрудничать со специализированными сервисами, где ваша презентация будет представлена на современном уровне.