Портал информационный нотариат что это
Портал информационный нотариат что это
В эти дни исполняется семь лет т.н. «цифровому нотариату» — 1 июля 2014 года начала работать Единая информационная система нотариата (ЕИС), разработанная и созданная Федеральной нотариальной палатой. Именно на этой цифровой платформе появляются новые возможности для граждан и бизнеса, инновационные инструменты и сервисы, все то, что сегодня называют «электронным» или «цифровым нотариатом».
Сегодня ЕИС нотариата — это более 257 миллионов записей о различных нотариальных действиях, почти 100 терабайт данных. Ежедневно в нее вносится более 250 тысяч новых записей. Если семь лет назад в нее вносились сведения об удостоверении сделок, завещаний и некоторых других действиях, то уже в 2018 году нотариусы начали регистрировать в своей цифровой базе данных абсолютно все нотариальные действия. Так, например, сейчас в ней хранятся сведения о более 22,5 миллионов завещаний, при этом 17,8 млн — это документы, которые были удостоверены до 2014 года и внесены в электронные реестры с появлением ЕИС. Еще 31,2 млн записей хранит в себе реестр наследственных дел.
Помимо того, что ЕИС нотариата выступает надежным хранилищем для важнейших юридически значимых сведений, на ее базе были созданы уникальные публичные реестры и сервисы. Это доступная всем «онлайн» функция «цифрового нотариата», сегодня ей пользуются миллионы граждан и предпринимателей. Благодаря этим публичным сервисам можно совершенно бесплатно проверить на предмет залога движимое имущество, убедиться в действительности предъявленной нотариальной доверенности, получить информацию об открытии наследственного дела или проконтролировать подлинность нотариального документа, отсканировав размещенный на нем QR-код.
Эти возможности пользуются огромной популярностью. К реестру уведомлений о залоге движимого имущества, который на сегодняшний день содержит 12,1 млн уведомлений за первую половину 2021 года, уже обратились 3,2 млн уникальных пользователей, что на 34% больше, чем в прошлом году. За весь 2020 год — более 2,9 млн обращений. Каждый день в нем размещаются около 7000 новых уведомлений, большую часть — порядка 6000 — направляют банки, а оставшаяся часть уведомлений вносится юридическими лицами и гражданами. Уведомление можно направить в онлайн-режиме, обратившись к сайту Федеральной нотариальной палаты. Также уведомление можно подать в традиционном бумажном виде, для этого нужно обратиться к любому нотариусу. Рост обращений к реестру, выписку из которого можно получить в том числе удаленно, обусловлен, в частности, стремлением граждан обезопасить себя при покупке автомобиля с пробегом: подержанная машина могла быть куплена в кредит и все еще находится в залоге у банка. Более 3,5 млн раз граждане и бизнес пользовалась возможностью проверить доверенность. А за время возможностью поиска наследственных дел с начала 2021 года воспользовались 2,04 млн раз.
Кроме того, с помощью ЕИС нотариата стало возможным создание как суперсервисов на портале Госуслуги, например — «Утрата близкого человека», так и развитие комплексных цифровых проектов, например «Электронная нотариальная доверенность», оперативный розыск наследства на банковских счетах и других.
Тем самым цифровая система стала уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности. Она позволила российским нотариусам перейти на работу по принципу «одного окна» — максимально комфортного для клиентов формата, при котором нотариусы самостоятельно запрашивают необходимые для совершения нотариального действия данные из ряда ведомств и сами направляют документы на государственную регистрацию в Росреестр и Федеральную налоговую службу. ЕИС обеспечивает оперативный обмен данными не только между нотариусами, но и в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, в которой электронными партнерами нотариата являются и другие организации: Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел РФ, органы ЗАГС и т.д.
То есть для совершения сделки с недвижимостью, например, достаточно одного визита в нотариальную контору. Удобство, надежность, надежные гарантии и быстрота совершения сделки и регистрации прав — россияне хотят, чтобы их сделка соответствовала этим критериям, и поэтому все чаще выбирают для сделок нотариальную форму даже в тех случаях, когда по закону она не является обязательной. Как правило, современные форматы совершения сделок — онлайн, удаленные и т.д., вынуждают человека выбирать между надежностью и скоростью. Обращение к нотариусу не ставит заявителя перед таким выбором — обращаясь за нотариальным удостоверением, человек получает весь комплекс услуг и гарантий разом.
Как отмечает президент ФНП Константин Корсик, «именно поэтому роль нотариального акта так важна для укрепления ценности права — потому что совершение юридически значимого действия происходит в доверенной среде, безопасной для граждан. При этом очень важным фактором с учетом требований времени является развитие цифровых технологий нотариата. Сейчас мы находимся на новом этапе технологического развития, готовы защищать права граждан с учетом преимуществ, предоставляемых цифровыми технологиями».
Многочисленные выявленные нотариусами поддельные документы и попытки совершения мошенничества свидетельствуют о том, что цифровые сервисы нотариата надежно защищают от криминальных попыток. Совершение нотариальных действий, а также публичные сервисы ЕИС помогают выявлять поддельные нотариальные документы и таким образом формируется защищенная и доверенная цифровая юридическая среда, а значит — снижается риск мошеннических действий и обеспечивается стабильность гражданского оборота нашей страны. И наоборот — исследования показывают, что там, где возможно совершение сделок в простой письменной форме, то есть без участия нотариуса, растет число мошенничеств, потери людьми своей собственности. Это особо важно с учетом активной цифровизации, когда простота и скорость совершения юридически значимых действий позволяют мошенникам использовать цифровые технологии.
Принципиально важно, что все сервисы и системы «электронного нотариата» разрабатываются и реализуются только за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов.
Система «электронного нотариата» постоянно совершенствуется: в этом году нотариат совершил очередной технологический прорыв — теперь за частью нотариальных действий можно обратиться буквально, не вставая с места — в удаленном формате. А нотариальные сделки, в том числе — многосторонние, можно совершать, находясь в разных городах.
Система электронного нотариата
Сфера электронного документооборота стремительно развивается, а в 2021 году происходит его глобальная цифровизация. Этот процесс начался несколько лет назад, и набирает все большую скорость, проникая во все сферы бизнеса, а также в сферу гражданских сделок.
Одно из последних нововведений – электронный нотариат, который позволяет передавать юридические бумаги из одного региона в другой, по защищенным каналам связи, при этом юридическая сила документов сохраняется в полной мере.
Что это такое
Электронный нотариат – это нотариальное действие, выполняя которого, нотариус может перевести практически любой бланк в электронный вид и заверить его. Исключение составляют лишь некоторые виды документов:
Функция электронного нотариата стала доступна после принятия Госдумой соответствующего Постановления. По словам Вячеслава Володина, председателя ГД РФ, законопроект о внесении изменений в систему нотариата разработан прежде всего для упрощения бизнеса и граждан использование цифровых технологий.
Нотариат активно привлекается в сферу интернет-документооборота, что дает возможность обеспечить максимальную защиту прав и интересов граждан, а также их собственности. Основное изменение, которое принимает силу в нотариальной сфере – возможность удаленного получения части услуг, что становится особенно актуально в период пандемии.
Сегодня работает единая информационная система нотариата, которая очень эффективно эксплуатируется гражданами. Направить заявку или заявление можно не только через самого нотариуса, но также через портал Госуслуги, приложив все необходимые документы.
С введением услуг по электронному нотариату граждане могут срочно оформить доверенность (к примеру, на совершение сделок с недвижимостью) и передать ее в любой город, либо отправить юридическое согласие на сделку, при этом на оформление и пересылку уйдет всего несколько минут. Все бумаги обладают юридической силой и усилены УКЭП (усиленной квалифицированной цифровой подписью). Полученный документ, после его официального заверения, можно хранить на любом носителе – на флешке или на бумаге.
Подделать бланки, передаваемые по защищенным каналам связи невозможно, а одной из причин, по которой было принято решение о введении электронного нотариата является цель предотвратить преступления, которые были совершены с использованием ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Были учтены все виды совершенных преступлений с ЭЦП, в результате чего систему усилили в несколько раз.
В случае, если злоумышленник перехватит информацию и попытается внести в него какие-либо изменения, код будет поврежден, и бумага либо вовсе не откроется при получении, либо же УКЭП будет отвязан от документа, и на руках у мошенника будет всего лишь бумажка, не обладающая никакой юридической силой.
Сегодня дистанционный нотариат предоставляет максимальную защиту гражданам, которые хотят использовать все доступные возможности цифрового документооборота.
По своей сути электронный нотариат – это своего рода «телепортация» документа. Теперь ну нужно ждать несколько дней или недель, пока Почта России отправит в другой город, и волноваться, что важная бумага может быть потеряна. Все происходит максимально быстро и удобно.
Функции
Самая основная функция электронного нотариата – удаленное оформление и передача по защищенным каналам связи. С введением системы стала возможной передача документа из одного города в другой без каких-либо проблем. Нотариус получает от клиента бумажный вариант, переводит его в электронный вид. В результате бумага является полностью равнозначным и тождественным бумажному, и обладает точно такой же силой.
Современные технологии позволяют не отправлять документ стандартной почтой, а преобразовать его в электронный вид, сохранив при этом юридическую силу. Также становится возможной передача документа по защищенному каналу связи – система защиты, существующая сегодня, очень мощная, ее невозможно обойти.
Система взаимодействия гражданина с электронным нотариатом работает следующим образом:
Таким образом, на передачу получателю требуется совсем не много времени.
Возможности и услуги
После введения системы у граждан появилась возможность оформить документы при покупке квартиры в другом городе, оставаясь на месте, и не выезжая для оформления сделки. Нотариус проводит всю необходимую работу, проверяет наличие волеизъявления, обременений на квартиру, и оформляет нужные бумаги. Также нотариус помогает сторонам подписать бланк в электронном формате.
Услуги:
Для совершения сделки каждый гражданин, участвующий в сделке, приходит к своему нотариусу в определенном городе.
В европейских странах система нотариата действует уже давно, и применяется в следующих целях:
Правила пользования
Для того, чтобы воспользоваться услугой по электронной передаче документов, можно выбрать один из трех вариантов:
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:
Заключение
Единая Информационная система нотариата – это автоматизированная система, которая предназначена в первую очередь для того, чтобы обеспечить комплексную автоматизацию процессов по сборку и обработке документов.
Система электронного нотариата успешно применяется в России уже некоторое время, и дальше будет активно развиваться, предлагая гражданам новые виды услуг и расширенные возможности по удаленному оформлению сделок.
Портал информационный нотариат что это
«Цифровая экономика» становится все более популярным термином: фактически мы уже живем в обществе информационной эпохи, где технологии на глазах меняют мир. Кардинально новые технологии в социальных отношениях, бизнесе, логистике и прочих сферах требуют столь же активного развития в правовой сфере. При всех новшествах, многократно ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить права граждан и права собственности в новых условиях, при этом предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования.
В этих условиях российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. По своей инициативе он разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые технологии в самые короткие сроки. Уже сегодня нотариусы страны предлагают услуги, вчера казавшиеся фантастикой. Граждане и бизнес оценили возможность мгновенно передать документ в другой город с сохранением его юридической силы. Публичные реестры в сети интернет позволяют оценить риски оборота заложенного имущества, проверить подлинность доверенности. Работа нотариуса в режиме «одного окна», когда нотариус сам получает необходимые для удостоверения сделки документы, невозможна без полноценного межведомственного электронного взаимодействия.
Базой для такого опережающего развития стала Единая информационная система (ЕИС) нотариата, которую построила Федеральная нотариальная палата. 1 июля исполнилось три года с момента, когда официально, в соответствии с законом, стали работать первые реестры ЕИС.
Тем самым нотариат отвечает государственным задачам, которые неоднократно формулировал Президент России Владимир Путин: «Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества».
Среди приоритетов, обозначенных руководителем государства, — ликвидация правовых барьеров, препятствующих внедрению передовых технологий, создание опорной инфраструктуры, линий связи, центров хранения и обработки данных и др.
ЕИС нотариата, с одной стороны, выступает надежным хранилищем для важнейших с юридической точки зрения данных, а с другой — служит уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности. Постепенно будут уходить в прошлое такие действия, как удостоверение копий документов, на первый план выходит удостоверение сделок, нотариальные действия в корпоративных правоотношениях. Гораздо большее значение уже сейчас приобретают электронные документы: сотни тысяч граждан и предпринимателей уже воспользовались возможностью перевести документы из бумажного в электронный вид или обратно.
На сегодняшний день электронная система содержит в себе сведения обо всех основных нотариальных действиях: от сканов доверенностей до информации по любым удостоверенным нотариусами сделкам. Всего — данные о почти сорока миллионах нотариальных действий. Более 60% всей информации — сведения, касающиеся удостоверения доверенностей. Также ЕИС содержит данные более чем о двух миллионах завещаний, полумиллионе сделок купли-продажи недвижимости, 220 тысячах удостоверенных договоров дарения имущества.
Здесь следует отметить, что эти данные были накоплены в ЕИС нотариата всего за три года работы ее реестров. Изначально, согласно Федеральному закону № 379-ФЗ, ЕИС содержала в себе три электронных реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел, а также реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
На первом этапе, с 2014 по 2015 год, нотариусы вносили в ЕИС сведения о десяти видах нотариальных действий, включая удостоверение и отмену доверенностей, брачных договоров, завещаний и ряд других. В период с 2015 по 2016 гг. перечень регистрируемых в ЕИС нотариальных действий расширился вдвое, прежде всего, за счет добавления в него сведений о действиях в отношении юридических лиц.
Задача ЕИС — сделать процесс работы с нотариальными сведениями автоматизированным, а значит — более удобным и быстрым. Кроме того, система обеспечивает оперативный обмен данными как между самими нотариусами, так и в рамках взаимодействия с необходимыми ведомствами. Среди них — Федеральная налоговая служба, Росреестр, Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Сбербанк России, Министерство внутренних дел РФ.
На основе отдельных показателей ЕИС можно сделать вывод о популярности тех или иных нотариальных действий среди россиян в течение последних трех лет. Например, с каждым годом растет число заключаемых брачных договоров: с 2014 года их число увеличилось в полтора раза. Всего за три года за удостоверением брачного договора к нотариусам России обратилось свыше 177 тысяч пар. А вот число завещаний остается, в целом, на одном и том же уровне — 600-650 тысяч в год. Сегодня к нотариусу все чаще идут и за удостоверением договора займа. За последние 12 месяцев в ЕИС зафиксировано 12,5 тысяч таких соглашений. В реестре нотариальных действий ЕИС появились такие виды нотариальных действий, как удостоверение договоров суррогатного материнства, договоров лизинга, соглашений о задатке.
А с 1 июля 2017 года в ЕИС заработал еще один новый реестр — реестр участников обществ с ограниченной ответственностью. Таким образом, сегодня появилась возможность передать право ведения списка участников ООО Федеральной нотариальной палате. Это еще один инструмент защиты прав всех собственников бизнеса вне зависимости от отношений с руководителем компании.
Технологии ЕИС позволили повысить гарантии достоверности юридически значимых сведений, а также сделать обращение к нотариусу максимально комфортным и не затратным по времени. Все российские нотариусы перешли на работу по принципу «одного окна», т.е. стали сами получать и направлять необходимые документы, избавляя граждан от лишних хлопот. Благодаря этому упростился целый ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам, — прийти в нотариальную контору. А нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов. Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы в Росреестр для регистрации права собственности. Причем сделать это можно также в электронном виде, что позволит сократить срок регистрации права до 1 рабочего дня.
Быстрее стал происходить и поиск необходимых сведений в рамках открытия наследственного дела. Благодаря ЕИС нотариус мгновенно находит всю актуальную информацию о завещаниях, вне зависимости от того, в каком городе, у какого нотариуса и когда те составлялись. Электронное взаимодействие с банками позволяет так же быстро получить данные о счетах по вкладам умерших.
В отдельных случаях межведомственный обмен сведениями через ЕИС упростил порядок обращения россиян в госорганы. В частности, с апреля этого года ФНС отменила требование о специальных бланках для удостоверенных нотариусом заявлений. Причина проста — никакой водяной знак не обеспечит такую защиту документа, какую гарантируют современные электронные технологии.
Отдельно нужно сказать и о публичных сервисах Единой информационной системы нотариата. Первым из них стал реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который был создан ФНП по поручению Президента РФ и запущен в работу в июле 2014 года. Реестр превратился в эффективный механизм проверки кредитной чистоты движимого имущества и пресечения мошенничества, связанного с умышленным сокрытием факта залога. Уже после года работы реестр уведомлений о залоге вошел в топ-5 позитивных реформ российской экономики по результатам рейтинга Всемирного банка «Doing Business».
Сегодня в нем содержится почти 3,5 млн. уведомлений. Бесплатно проверить то или иное движимое имущество (в том числе, автомобиль, оборудование, ценные бумаги, станки, крупный рогатый скот, товары в обороте и др.) на предмет залога может каждый желающий в любое удобное время на сайте реестра. За три года такой онлайн-проверкой граждане и предприниматели воспользовались почти 8 миллионов раз. Спрос на проверку имущества в реестре ежегодно возрастает: за 2016-2017 гг. к нему обратилось в 9 раз больше россиян, чем в первый год работы реестра. Более 200 тысяч человек получили выписки из реестра об отсутствии сведений о залоге в отношении интересующего их имущества. Напомним, что такая выписка выступает дополнительной гарантией того, что ни изъятие приобретенного имущества, ни оплата чужих долгов честному покупателю не грозят. Кстати с недавнего времени направить запрос на получение выписки об отсутствии сведений о залоге можно не выходя из дома, в специальном окне на сайте реестра.
С января 2017 года была усовершенствована и процедура направления уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме. Теперь у заявителя есть два варианта: заполнить и подать одиночное уведомление через специальный интернет-портал или воспользоваться веб-сервисом для направления сразу целого пакета уведомлений. На сегодняшний день удобные электронные способы подачи выбирают почти 80% всех заявителей.
Востребованным оказался и запущенный ФНП 1 января этого года электронный сервис проверки доверенностей. Им уже воспользовались почти 400 тысяч человек. Сервис, также как и реестр уведомлений, находится в открытом доступе. То есть убедиться в достоверности доверенности и ее актуальности, либо напротив — выявить фальшивку может каждый интернет-пользователь, указав на сайте основные реквизиты документа. В свою очередь, представители органов власти получили расширенный доступ к сервису. Они могут убедиться в том, что содержание предъявленного им документа совпадает с текстом оригинала, который когда-то удостоверил нотариус.
Если говорить об истоках проекта ЕИС, то первые шаги по разработке прототипа подобной системы были предприняты еще в 2006 году по собственной инициативе нотариата. В 2009 году Федеральной нотариальной палатой была утверждена Концепция информатизации небюджетного нотариата РФ, а в 2010 — положение о ЕИС.
Однако на уровне федерального законодательства ЕИС нотариата — ее содержание, порядок работы с данными системы, технические требования — были признаны и определены положениями Федерального закона № 379-ФЗ. Детали работы ЕИС в части порядка ведения электронных реестров были установлены приказом Минюста России № 129 от 17 июня 2014 г. Правообладателем и оператором системы стала Федеральная нотариальная палата. А все нотариусы России получили доступ к сведениям ЕИС через усиленные электронные подписи, наличие которых стало обязательным в силу закона.
Таким образом, развитие информационных технологий в нотариате продолжается уверенными темпами уже несколько лет. Впереди — новый важный этап, связанный с окончательным переходом на электронный документооборот и ведение электронного учета всех нотариальных действий. Для этого 1 января 2018 года будет запущена новая версия Единой информационной системы. Именно она призвана обеспечить бесперебойную работу всех реестров и сервисов, необходимых нотариусам для работы в реалиях современной жизни. Это не только еще один шаг в сторону удобства и оперативности получения нотариальных услуг, но и надежная защита от подделки нотариальных актов, гарантия достоверности всех сведений которые в них содержатся.
Помимо этого, уже сейчас рассматриваются инициативы по расширению числа участников системы межведомственного электронного взаимодействия. Пока на очереди — органы ЗАГС. Есть законопроект, предусматривающий доступ нотариусов к Единому государственному реестру ЗАГС, который должен заработать с 1 января 2018 года. Это в очередной раз ускорит процесс получения необходимых сведений, позволит нотариусам проверять подлинность свидетельств о рождении, браке или смерти. Электронное взаимодействие нотариусов и ЗАГСов повысит эффективность борьбы с мошенническими схемами при удостоверении сделок или при оформлении наследственных прав.
В свете проникновения IT-технологий во все сферы общественной жизни мы все чаще отказываемся от традиционных бумажных документов в пользу электронных аналогов. Есть все основания полагать, что в ближайшее время перечень подобных «гибких», но при этом юридически достоверных документов расширится. При этом роль нотариального удостоверения только усилится, правда, в современном электронном исполнении. Другими словами, россиянам будет обеспечена надежная правовая защита в максимально удобном и современном формате.
Портал информационный нотариат что это
«Цифровой нотариат» уже многим знаком на практике благодаря бесплатным публичным онлайн-сервисам Единой информационной системы нотариата. По статистике к ним хотя бы раз обращался почти каждый пятый россиянин. Суммарно это более 30 млн обращений на сегодняшний день. Лидирующую позицию по востребованности, как и прежде, занимает реестр уведомлений о залоге движимого имущества — 14,9 млн обращений. Не теряет актуальность и возможность убедиться в действительности и подлинности доверенности в режиме онлайн — свыше 8,8 млн обращений за все время существования сервиса. Полезным для более чем 7,2 млн россиян оказался сервис поиска наследственных дел.
Возможность быстро проверить или получить юридически значимые сведения и при этом быть уверенным в их точности — давно уже не прихоть, а очевидная потребность современного человека. Постоянный доступ граждан к такого рода информации позитивно отражается на законности и стабильности правоотношений в обществе, препятствует реализации мошеннических схем и позволяет людям без специальных юридических знаний стать защищеннее в правовом плане. Именно с такой целью на базе Единой информационной системы нотариата создавались бесплатные онлайн-сервисы, которые вот уже несколько лет доступны любому интернет-пользователю 24/7.
Самым первым публичным реестром ФНП стал Реестр уведомлений о залоге движимого имущества. За семь лет существования этот ресурс по праву заслужил статус эффективного регулятора залоговых отношений, делающего оборот движимого имущества прозрачным и безопасным для его участников. Помимо решения изначально поставленной перед ним задачи — противодействие мошенничеству с кредитными транспортными средствами, реестр также стал полезным инструментом определения старшинства залога и выявления оснований для его прекращения, что важно для представителей бизнеса. Найти информацию о том или ином движимом имуществе в реестре можно как по самому предмету поиска, так и по сведениям о залогодателе (владельце имущества). Кроме того, любой желающий может запросить онлайн нотариально удостоверенную выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Такой документ впоследствии поможет подтвердить, что покупатель движимого имущества подошел к вопросу добросовестно и проверял интересующий товар на наличие обременений перед приобретением.
Другой востребованный россиянами ресурс — сервис проверки доверенностей, позволяет за несколько секунд убедиться, подлинный перед вами документ или нет, и не был ли он ранее отменен. Любые сделки по недействительным доверенностям неправомерны, поэтому столь важно быть уверенным в добросовестности контрагента заблаговременно.
Кстати, сейчас проверить на подлинность большую часть нотариальных документов, включая доверенности, можно и посредством сканирования специального QR-кода. С этого года такой идентификатор размещается на многих бумажных документах с печатью нотариуса. Осуществлять такую проверку рекомендуется через специальный сервис на портале ФНП (https://notariat.ru/ru-ru/qr/), который гарантирует защиту от поддельных QR-кодов. Получив доступ к камере, к примеру, смартфона, сервис проверяет отсканированный QR-код в Единой информационной системе нотариата и сообщает, есть документ с такими реквизитами в системе или нет. За несколько месяцев существования такого онлайн-скана им воспользовались почти 25 тысяч раз.
Напомним, что при сканировании QR-кода телефоном напрямую, без обращения к порталу ФНП, проверяющий рискует попасть на сайт-двойник, специально созданный мошенниками, и получить недостоверную информацию.
Также с помощью портала Федеральной нотариальной палаты можно быстро узнать, какой именно нотариус ведет то или иное наследственное дело. Это важно для родственников покойного, когда наследственное дело уже открыто кем-то из наследников, и при этом неизвестно, в какую нотариальную контору города этот наследник обратился. Кроме того, сервис поиска наследственных дел востребован судебными органами, кредитными и иными учреждениями. Оперативное получение подобных юридически значимых сведений помогает разгрузить документооборот между нотариальными палатами и этими инстанциями, оптимизировав их работу. За все время существования сервиса к нему обратились свыше 7,22 млн раз.
Вместе с тем, доступные на портале ФНП онлайн-сервисы — это лишь часть широкого спектра возможностей, которые сегодня есть у россиян благодаря активному развитию электронного нотариата. Решение правовых вопросов в формате «одного окна», когда заявителю достаточно прийти только к нотариусу, оформление юридически значимых документов в удобном электронном виде, дистанционное удостоверение сделок и получение целого ряда нотариальных действия онлайн — всем этим уже может воспользоваться любой житель страны и получить при этом максимум правовых гарантий.