Популяция комнатных мух способна быстрее чем популяция галапагосских черепах приспособиться
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2015-2016 учебный год
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
по экологии 2015-2016 учебный год
(Продолжительность олимпиады – 60 мин)
1. Определите, правильно ли данное утверждение (да, нет).
Верный ответ – 1 балл
1.1. Любой фактор окружающей среды (температура, влажность, рельеф, глубина) называется экологическим.
1.2. Способность вида приспосабливаться к резко изменяющимся условиям среды обитания называется адаптацией.
1.3. Экологической нишей называется пространственное место обитания (“адрес”) вида.
1.4. Фотопериодизм свойствен обитателям всех экологических зон мирового океана
1.5. Экология – это наука об окружающей среде и деятельности человека.
1.7. Все экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, называются условиями среды.
1.8. При продвижении в направлении полюсов у теплокровных животных одного или родственных видов наблюдается увеличение площади выступающих частей тела
1.9. Присутствие автотрофных организмов является обязательным условием функционирования экосистемы
2. Выберите правильный вариант из списка
Верный ответ – 1 балл
2.1. Понятие «ноосфера» было введено в XIX в:
а) австрийским геологом Э. Зюссом б) российским геологом В. И. Вернадским
в) британским экологом А. Тенсли г) французским математиком Э. Леруа
2.2. Наибольший вклад в поглощение и связывание углекислого газа вносят экосистемы…
а) болот б) дождевого экваториального леса
в) мирового океана г) сельскохозяйственных угодьев
2.3. Наиболее уязвимой является экосистема:
а) тайги б) экваториальных лесов
в) смешанных лесов г) тундр
2.4. К области практической экологии относится изучение…
а) влияния инфракрасного света на рост растений
б) механизмов устойчивости экосистем
г) экологического сознания населения
2.5. Наибольшую относительную массу сердца (сердечный индекс) имеет…
а) антилопа гну б) северный олень в) африканский слон г) лось
2.6. Примером внутриклеточного паразитизма является взаимоотношение….. и человека
а) кишечной палочки б) малярийного плазмодия
в) дизентерийной амебы г) печеночного сосальщика
2.7. Орнитофилия – это…
а) комплекс мероприятий по охране птиц б) питание хищников птицами
в) опыление цветковых растений птицами г) распространение семян растений птицами
3. Выберите три правильных варианта из списка
За полный ответ – 2 балла, 1 ошибка – 1 балл
3.1. Выберите 3 вида животных, вымерших по вине человека.
а) голубой кит б) китовая акула в) гигантский моа
г) дальневосточный леопард д) снежный барс е) стеллерова корова
ж) бушменов заяц з) антилопа орикс и) сумчатый дьявол
3.2. Примерами стенобионтов (приспособленных к конкретным условиям обитания) являются организмы:
а) серый волк б) большой пестрый дятел в) выдра г) бобр
д) бурый медведь е) африканский слон ж) коралловый полип з) панда
3.3. Культурные растения, способные расти и образовывать хороший урожай в условиях очень жаркого климата, это…
а) рожь б) пшеница в) кукуруза г) картофель
д) просо е) сахарный тростник ж) сахарная свекла
4. Составьте правильную последовательность
Полная правильная последовательность – 2 балла, частично правильная последовательность – 0 баллов
4.1. Способность кроны листьев древесных растений к пылезадержанию возрастает в ряду…
а) берёза б) тополь в) ель г) сосна
4.2. Расположите растительные сообщества в порядке увеличения биоразнообразия:
а) верховое болото б) дубрава в) ельник-черничник г) пойменный луг
4.3. Расположите виды растений в порядке увеличения их потребности в воде…
а) калужница болотная б) ковыль перистый
в) пырей ползучий г) сныть обыкновенная
5. Творческие задания открытого типа
Впишите верный ответ
За каждый правильный вариант ответа – 1 балл
5.1. В заповедниках РФ ведутся ежегодные научные исследования по единой программе под названием: а)……. 1 балл
5.2. Для поиска грибов-трюфелей в качестве биотестов издавна используют:
5.3. Последствиями выпадения кислотных дождей для наземных экосистем являются (указать 4 последствия): не более 3-х баллов
5.4. Предложите мероприятия для восстановления плодородия сельскохозяйственных земель не более 3-х баллов
6. Творческие задания с выбором правильного варианта ответа, обоснованием его выбора и обоснованием причин неправильности каждого другого варианта ответа
Определите правильность представленных ниже утверждений
и кратко обоснуйте ответ
(ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов).
Выбор ответа без обоснования НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ.
1. В настоящее время бóльшая часть человечества расселена в горных районах. Да-нет.
2. Популяция комнатных мух способна быстрее, чем популяция галапагосских черепах, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды. Да-нет.
3. В целях сокращения объема твердых бытовых отходов, совершая покупки в магазине, лучше всего захватить с собой холщовую сумку. Да-нет.
4. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают качество воды водохранилищ. Да-нет.
5. Каждая цепь питания заканчивается растениями. Да-нет.
6. К возобновляемым ресурсам относятся ресурсы животного мира. Да-нет.
Максимальное количество баллов за правильно выполненную работу – 55.
Ответы к заданиям школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2015-2016 учеб. год
1. Определите, правильно ли данное утверждение (да, нет).
Верный ответ – 1 балл
2. Выберите правильный вариант из списка
Верный ответ – 1 балл
3. Выберите три правильных варианта из списка
За полный ответ – 2 балла, 1 ошибка – 1 балл
4. Составьте правильную последовательность
Полная правильная последовательность – 2 балла, частично правильная последовательность – 0 баллов
5. Творческие задания открытого типа
Впишите верный ответ
За каждый правильный вариант ответа – 1 балл
5.1. В заповедниках РФ ведутся ежегодные научные исследования по единой программе под названием: а) мониторинг 1 балл
5.2. Для поиска грибов-трюфелей в качестве биотестов издавна используют:
а) собак и б) свиней 2 балла
5.3. Последствиями выпадения кислотных осадков для наземных экосистем являются (указать 4 причины):
а) разрушение плодородного слоя (гумуса)
в) повреждение корневой системы растений (корневых волосков)
г) закисление почвенного раствора и гибель организмов
д) выщелачивание кальция, разрушение раковин моллюсков и скорлуповой оболочки яиц 3 балла
5.4. Предложите 4 мероприятия для восстановления плодородия сельскохозяйственных земель
а) внесение органических и минерельных удобрений
б) севообороты культур
в) безотвальная вспашка почв
г) применение бобовых трав 3 балла
6. Творческие задания с выбором правильного варианта ответа, обоснованием его выбора и обоснованием причин неправильности каждого другого варианта ответа
Ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов.
Выбор ответа без обоснования НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ.
1). Ответ «нет». В горных районах условия более тяжёлые для проживания и расселения, чем, например, по берегам рек и в долинах. Горные территории, как правило, беднее природными ресурсами, как, например, плодородная почва. В настоящее время большая часть человечества проживает по берегам морей и океанов.
2). Ответ «да». Комнатные мухи имеют более частую смену поколений, чем черепахи. Следовательно, приспособление (адаптация) к условиям обитания будет происходить быстрее.
3). Ответ «да». Выбирая тару для покупок, следует учитывать, во-первых, возможность многократного использования, во-вторых, возможность биологического разложения материала и образующихся продуктов. Разрушение изделий из пластика в природе требует длительного времени, их захоронение либо сжигание могут привести к образованию токсичных веществ. Бумага и хлопчатобумажная ткань состоят из органических материалов. При этом холщовая сумка может использоваться многократно.
4). Ответ «нет». Плотины электростанций, как правило, ухудшают гидрологический режим рек (замедляется сток воды, образуются застойные зоны), становятся труднопреодолимым препятствием для речных обитателей. При строительстве плотин затапливаются большие территории земель, что
приводит к ухудшению качества воды.
5). Ответ «нет». Пастбищные цепи, как правило, начинаются растениями, поскольку растения производят в процессе фотосинтеза органическое вещество, которое потребляют все остальные организмы. Цепи питания, как правило, заканчиваются редуцентами.
6). Ответ «да». Этот ресурс восстанавливается довольно быстро, и объёмы естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при организации промысла диких животных в пределах, не превышающих ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов. Однако есть виды, которые находятся под угрозой исчезновения (и виды, которые уже исчезли), – они уже могут не быть возобновляемым ресурсом.
Максимальное количество баллов – 55 баллов