Попечительские взносы что это

Школьные поборы — какая статья и куда жаловаться

Попечительские взносы что это

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

Попечительские взносы что это

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

Запрет на какие-либо сборы в школах и детсадах закреплен в Конституции России и в ФЗ №273 «Об образовании в РФ». По закону в школьных учреждениях недопустимо собирать деньги с родителей и запрашивать материальную поддержку.

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбораХарактеристика
Дополнительные учебники и тетрадиВсе материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техникаРемонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежностиМоющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

Попечительские взносы что это

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Попечительские взносы что это

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Попечительские взносы что это

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Источник

Что нужно знать родителям о попечительских советах

Совет для родителей

Попечительские взносы что это

Чем занимается попечительский совет, а чем — родительский комитет?

Для начала разберемся, в чем разница между попечительским советом и родительским комитетом.

Анжела Кудоярова, консультант управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования, поясняет: попечительский совет — это орган самоуправления, который может создаваться в учреждении образования, чтобы помогать с развитием материально‑технической базы, привлекать финансирование и улучшать условия учебы и труда. И нельзя ассоциировать его работу исключительно с ремонтами или покупкой оборудования — задачи куда шире. Решение о создании совета принимает инициативная группа (дело это исключительно добровольное!) и согласовывает с руководителем школы или садика, а в его состав обычно входят родители, педагоги, представители общественных объединений и шефских организаций. В случае нарушений закона деятельность попечительского совета может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования.

Как они взаимодействуют?

Попечительские взносы что это

Как формируется бюджет попечительского совета?

Как реагируют в Минобразования?

Специалисты Минобразования постоянно мониторят сайты школ и садиков, в том числе по вопросам деятельности попечительских советов. А в прошлом году появился приказ министерства, где особый акцент сделан на предотвращение принудительного привлечения денежных средств и возложение на руководителей персональной ответственности, если в учреждении есть такие факты.

Анжела Кудоярова подчеркивает, что обращений по сбору денег от общего числа — менее 3%. В основном просят разъяснить нормативную базу, нужно ли обязательно перечислять средства и как это делать.

— Вся законодательная база в свободном доступе, в том числе на портале Минобразования, — подчеркивает Анжела Кудоярова. — К нам обращаются прежде всего для того, чтобы получить разъяснения по тому или иному нормативному акту, подготовиться к разговору с администрацией, если есть какие‑то сомнения в правомерности действий.

Самый частый вопрос: за чей счет ремонт в классах?

Попечительские взносы что это

А что с подарками школе от выпускников?

Инициаторами таких подарков, как правило, выступают родительские комитеты или попечительские советы. Но подарок от выпускников — это память о них, поэтому Минобразования рекомендует задуматься о творческих памятных презентах школе, не сводя все к денежным сборам.

Источник

Насколько законны попечительские взносы в детских садиках?

В детском саду попечительский совет просить оплатить каждый месяц 300 руб. на канц.товары + 500 руб. на дворника за уборку снега с площадки а также на установку домофона на входную дверь + на покупку радиатора в группу, в общей сложности примерно 2000руб, а я только вышла на работу, денег не хватает на житье. Просила подождать с оплатой, на что мне было отправлено сообщение на телефон, что попу моему ребенку не кто не будет вытирать, приходите и вытерайте ему пальцем. Хотелось бы узнать на сколько законны эти поборы.

В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере образования. При этом под благотворительной деятельностью, согласно указанному закону, понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность, индивидуально или объединившись, с образованием либо без образования благотворительной организации. Все пожертвования должны носить добровольный характер. Это право родителей (законных представителей), а не обязанность. Сбор наличных средств в образовательных организациях запрещен. Денежные средства перечисляются на счета, открытые в банках. Образовательные организации обязаны информировать родителей (законных представителей) о целевом расходовании добровольных пожертвований на родительских собраниях, через попечительский совет, вывешивать информацию на сайте образовательной организации и т.п. В случае выявления фактов необоснованных, непрозрачных «поборов» в образовательных организациях родители (законные представители) имеют право обращаться в правоохранительные органы

Источник

На что могут собирать деньги в школе

Родителей просят сдать деньги на ремонт школы, покупку новых парт, подарки учителям… Кто и как вправе собирать на это деньги? Могут ли вас обязать их сдавать? Куда можно пожаловаться, если в школе или садике (далее — школа) сдавать деньги вас каким-либо образом понуждают? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Кто и на что вправе собирать деньги

Справочная информация
Информацию о попечительском совете вашей школы (его составе, заседаниях, решениях) вы можете найти на сайте школы.

Хотите сдать деньги? Как это сделать

Сдавать деньги — обязанность?

Отказ сдавать деньги не должен иметь ни для вас, ни для вашего ребенка каких-либо негативных последствий. Однако не всегда «не должен» и «не будет» — это одно и то же. Случается, что отношение к ребенку меняется. Его стыдят перед всем классом за то, что родители не сдают деньги, занижают оценки и т.п.

Куда обращаться, если сдавать деньги заставляют

Если вас каким-либо образом пытаются принудить сдавать деньги, то вы можете обратиться :

1) в администрацию школы — к директору;

2) органы образования при исполкомах и (или) администрациях вашего города (района), облисполкомах (далее — органы образования);

3) Министерство образования (далее — Министерство);

Справочная информация
Общая информация об органах образования находится на сайте. Также у каждой школы, садика, органа образования обычно есть свой сайт (или раздел на сайте). Там вы найдете адрес, телефон, часы приема и другие сведения.
Вся информация, необходимая для обращения в прокуратуру, размещена на сайте.

Как обращаться

Пожаловаться на неправомерные денежные сборы можно :

Если вы обратитесь устно, то ответят вам тоже устно в ходе приема (телефонного разговора). Но если ваш вопрос требует изучения, то его зарегистрируют и по общему правилу дадут ответ в течение 15 дней ;

— оставить запись в книге замечаний и предложений (далее — книга жалоб) школы. Предоставить ее должны по первому требованию ;

— направить жалобу в адрес школы, органа образования, Министерства и (или) прокуратуры. Ее можно отправить по почте, с курьером или принести лично ;

На заметку
Вы можете пожаловаться на неправомерные денежные сборы и совместно с другими родителями. Обычно такому обращению уделяют больше внимания.

Источник

Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений

Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. В данной статье мы рассмотрим наиболее приемлемые варианты оформления дополнительного финансирования бюджетных учреждений.

Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37 [1] указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе» [2], может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно
п. 9 ст. 3 указанного закона, если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результате спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем.

Если спонсорская помощь оказывается на основании договора, которым предусмотрено, что бюджетное учреждение должно распространить информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь не является благотворительной. Расходы на оказание спонсорской помощи будут рекламными для спонсора, а для учреждения – выручкой от реализации рекламных услуг. Услуги, оказанные бюджетным учреждением на возмездной основе, являются реализацией, следовательно, доход, полученный от такой коммерческой деятельности, подлежит налогообложению. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных организаций, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы ( п. 1 ст. 321.1 НК РФ ).

В то же время, если договором не предусмотрено, что учреждение – получатель взноса должно оказать спонсору рекламные услуги, то взнос можно не рассматривать как плату за рекламу, а расценивать в качестве пожертвования (просто неверные формулировки используются в договоре). При этом юридическое лицо должно оказывать такую помощь из чистой прибыли и не включать ее в расходы. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.03.2002 № А26-5908/01-02-07/258 был сделан вывод о несоответствии действующему законодательству доводов ИМНС, привлекшей налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, при применении льготы по налогу на прибыль на основании того, что льгота применяется только для взносов на благотворительные цели, а сумма, перечисленная им образовательным учреждениям, в платежных документах названа спонсорской помощью.

Например, серьезная поддержка позиции налоговых органов может быть оказана руководителем учреждения, если он на каком-либо мероприятии (премьере спектакля, открытии выставки) упоминает о спонсоре или его товарах (работах, услугах) при проведении спонсируемого мероприятия. Это может быть расценено как оказание рекламных услуг. Хотя здесь надо еще учитывать то, что в соответствии с требованиями
гл. 25 НК РФ эту выручку от оказания рекламных услуг можно уменьшить на сумму фактически понесенных, документально подтвержденных и экономически обоснованных затрат, связанных с проведением мероприятий. С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС.

Поэтому мы рекомендуем использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами.

Если же возникнут проблемы с оформлением ранее полученных средств, то здесь возможно не только отстаивание своей позиции, аналогично приведенному выше примеру. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».

Использование слова «пожертвование» должно производиться с учетом смысла, вкладываемого в это определение Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования можно делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (то есть Российской Федерации, субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам, а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям).

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Исходя из норм ст. 130 ГК РФ следует, что к движимым вещам относятся и деньги. Поэтому пожертвование денежной суммы соответствует действующему законодательству. А если в договоре сформулировано «дарение на нужды бюджетного учреждения, на его уставную деятельность», то можно говорить о факте пожертвования – дарении в общеполезных целях.

В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению ( п. 3 ст. 582 ГК РФ ). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.

Главное отличие пожертвования от обычного дарения состоит в целевом назначении передаваемого имущества. Поэтому, например, образовательное учреждение, принимая пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Приведем примеры формулировок, которые можно использовать при пожертвованиях:

– «пожертвование на развитие материальной базы», «пожертвование на ремонт учреждения», «пожертвование на приобретение оборудования». В этих случаях надо отслеживать целевое использование полученного имущества и вести обособленный учет всех операций с ним;

– «пожертвование учреждению культуры», «пожертвование на нужды учреждения культуры», «пожертвование на ведение уставной деятельности учреждения здравоохранения», «пожертвование на развитие учреждения образования». В таких случаях это дарение в общеполезных целях, которое не требует специального отслеживания целевого использования, так как практически любое направление будет целевым. А раздельный учет пожертвований от бюджетных средств в бюджетном учете осуществляется автоматически (код вида деятельности «2» в счетах учета). В то же время во избежание проблем с налоговыми органами в налоговом учете пожертвования должны отражаться отдельно от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также отражаемых на счетах с кодом вида деятельности «2».

Пожертвование может быть совершено устно. Однако действующее законодательство предписывает в определенных случаях заключать договор в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора.

Письменная форма обязательна, если:

– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ[3] (то есть 500 рублей);

– предметом пожертвования является объект недвижимости (договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ [4]);

– договор содержит обещание дарения в будущем.

Гражданин, в отличие от организации, может пожертвовать бюджетному учреждению имущество стоимостью более пяти МРОТ без заключения договора. Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должно быть использовано именно понятие «пожертвование». А сведения о жертвователе нужно указать в первичном документе – приходном ордере, акте приемки-передачи.

Договор дарения (пожертвования), заключенный с нарушением установленных запретов, не действителен как не соответствующий закону ( ст. 168 ГК РФ ).

Также следует иметь в виду, что согласно ст. 575 ГК РФ дарение (пожертвование) запрещается в случае, если:

? договор от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, заключается их законными представителями (опекунами);

? совершается работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

? совершается в отношении государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

? сторонами договора дарения являются коммерческие организации.

Указанные запреты не распространяются на случаи, когда в качестве дара передаются обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ.

Некоторые музыкальные школы пытаются оформлять в качестве пожертвований денежные поборы с родителей учащихся. Если это оформляется квитанциями, по которым (в кассу или банковские учреждения) платят различные суммы желающие родители (подчеркнем, что пожертвование может осуществляться только добровольно), то проблем возникать не должно. Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью. Причем даже используют эту ведомость в качестве первичного бухгалтерского документа. В ведомости, как правило, стоит единая для всех родителей сумма платежа, а целевое назначение не указывается. Естественно, что ни о какой добровольности жертвователей речи не идет.

В результате любая налоговая проверка обоснованно и правомерно квалифицирует такие действия как уклонение от налогообложения с начислением не только налогов и пени, но и налоговых санкций в виде штрафов. Возможна даже и уголовная ответственность ( ст. 199 УК РФ ), но на практике такое маловероятно, так как уклонение от уплаты налогов должно быть произведено в крупных размерах.

– заявление на предоставление социального вычета;

– платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;

– договор пожертвования (только в случае если такой договор заключался, требования налоговых органов об обязательности его представления не основаны на законе);

– справка о доходах, подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога, по форме 2-НДФЛ.

Дополнительное финансирование
Попечительским советом бюджетного учреждения

Вариант с пожертвованиями является наиболее оптимальным способом получения дополнительного финансирования для бюджетных учреждений, однако в случае перевода всех внебюджетных поступлений на учет в казначейство и зачисления доходов от приносящей доход деятельности распоряжаться этими средствами становится затруднительно.

Предполагается принятие изменений в Бюджетный кодекс РФ (дополнение ст. 41 БК РФ ), в соответствии с которыми средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству все пожертвования должны включаться в смету доходов и расходов бюджетного учреждения. Тем самым они должны быть запланированы (что в случае с пожертвованиями, а не с их имитацией, весьма проблематично), расходование также должно производиться строго по смете.

В результате более оптимальным вариантом становится иная схема дополнительного финансирования бюджетного учреждения – через самостоятельную некоммерческую организацию Попечительский совет бюджетного учреждения (далее – Попечительский совет). Организационно-правовая форма такой организации может быть различна – одна из возможных форм некоммерческой организации. В зависимости от организационно-правовой формы денежные средства в Попечительский совет могут поступать в виде пожертвований или членских, целевых и иных взносов. Данные средства у этой организации не облагаются налогом на прибыль (естественно, при условии их целевого использования). А уже Попечительский совет может оплачивать приобретение товаров, работ услуг за бюджетное учреждение (это указывается в качестве одной из целей деятельности некоммерческой организации). В необходимых случаях возможна также передача приобретенных материальных ценностей (да и денежных средств тоже) в виде пожертвования учреждению. Являясь юридическим лицом, Попечительский совет может аккумулировать денежные средства на развитие бюджетного учреждения на своем расчетном счете, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.

При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы Попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов: программно-стратегические цели; возможный состав учредителей, наличие налоговых льгот; имидж той или иной формы в массовом общественном сознании; возможность привлечения дополнительного финансирования; возможность ликвидации организации по решению учредителей; право на занятие предпринимательской деятельностью; обязательность аудита; возможность признания организации несостоятельной (банкротом); сложность управления и некоторые другие.

В соответствии со ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях» [5] некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Закон «О некоммерческих организациях» устанавливает общие правила, единые для таких организаций. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18 Закона «Об общественных объединениях» [6] решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Попечительский совет (ПС) может быть преобразован либо в другую общественную организацию (объединение), либо в фонд. Однако исключена возможность преобразования в учреждение и коммерческую организацию. При преобразовании все права и обязанности к вновь созданной организации переходят в соответствии с передаточным актом.

Попечительский совет учреждения как самостоятельная некоммерческая организация может быть создан в одной из следующих основных организационно-правовых форм.

Еще одна рекомендуемая форма для создания Попечительского совета – общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.

Автономная некоммерческая организация (АНО) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права.

Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в соответствии с ее уставом, управление – выборный коллегиальный орган управления. Как правило, АНО оказывают образовательные и другие платные услуги как на безвозмездной, так и на платной основе.

Фонд – это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.

Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют. Фонд не основан на членстве, участие учредителей в его деятельности и в управлении им не предполагается. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, а благотворительным фондам запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

На фонд возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. Однако при этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.

Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда действует исключительно на общественных началах.

Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматриваться уставом Попечительского совета. В уставе также должен быть указан общий порядок установления взносов. Например, уставе этот вопрос может быть отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации – совета, правления. В свою очередь, уполномоченный уставом орган определяет периодичность уплаты вступительных и членских взносов, размер взноса для отдельных категорий членов (например, различные размеры взноса для юридических и физических лиц, полных и ассоциированных членов), устанавливает круг членов, освобожденных от уплаты взносов, и др.

Для выбора между различными организационно-правовыми формами следует определить потребности конкретного учреждения и конкретные социально-экономические условия, в которых оно функционирует. Как выбрать организационно-правовую форму Попечительского совета исходя из ее характеристики и важнейших особенностей, показано в таблице. Мы полагаем, что наиболее приемлемыми формами являются членские организации, а среди них – некоммерческие партнерства и общественные организации. Укажем наиболее важные преимущества и недостатки названных организационно-правовых форм:

– возможность вхождения в состав некоммерческого партнерства юридических лиц – коммерческих организаций и невозможность – в состав общественной организации;

– возможность установления разнообразных членских взносов уставом партнерства или общественной организации, но невозможность получения партнерством пожертвований.

[1] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

[3] Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», равен 100 руб.

[4] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[6] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

ВНИМАНИЕ!

Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *