Понятийное мышление что это
Понятийное мышление: по ступеням познания
В процессе познания окружающей среды, получения новых знаний люди опираются, прежде всего, на свой опыт и ощущения. Именно так познает мир ребенок.
По мере взросления у человека развивается способность сравнивать, видеть логические связи между предметами и явлениями, а затем и обобщать увиденное. Такое обобщение влечет за собой формирование и усвоение понятий – как уже существующих, так и созданных внутри собственного опыта. В дальнейшем человек способен распознавать и идентифицировать предметы и явления как ранее виденные или незнакомые, относить их в ту или иную категорию понятий. Это и есть понятийное мышление.
В подробностях о нем вы сможете узнать на нашей программе «Когнитивистика», а в этой статье мы вкратце затронем его общие аспекты.
Инструменты понятийного мышления
Понятийное мышление не является врожденным. Оно нарабатывается в процессе взросления, более глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Более того, его формирование требует определенного уровня развития и владения определенными инструментами когнитивного восприятия.
Основные инструменты понятийного мышления:
Понятие как таковое имеет две особенности. С одной стороны, это итог некоего мыслительного процесса. С другой стороны, это начало и возможность нового мыслительного процесса, но уже на более высоком уровне. Чтобы лучше понять эти особенности, следует рассмотреть составные элементы понятийного мышления.
Составные элементы понятийного мышления
Понятийное мышление – это высший уровень мыслительных процессов. Это больше, чем просто абстрактное мышление или способность к обобщениям. Понятийное мышление требует владения всеми инструментами, и только тогда оно сможет стать логичным и целостным.
4 основных элемента понятийного мышления:
Далее стоит отдельно остановиться на каждом элементе понятийного мышления, чтобы проще было сложить картину в целом.
Понимание сущности процессов и явлений
Основные характеристики процессов и явлений не всегда самоочевидны, поэтому добираться до сути приходится через череду случайных единичных признаков и/или событий. Для этого нужно научиться анализировать получаемую информацию, синтезировать единичные процессы в целостную картину, выделять основной объединяющий фактор. Это путь к навыкам абстрактного мышления, когда человек сможет абстрагироваться от второстепенного и уловить главное в процессе или явлении.
Понимание родовой и видовой иерархии понятий
После того как стала понятна суть процесса или явления, нужно отнести его к той или иной категории. Ранее выделенные объединяющие факторы и способность абстрагироваться от второстепенных признаков облегчает данную задачу. Наиболее наглядным примером служит биологическая классификация живых существ. Например, птицы – это родовое понятие, а воробьи, вороны, чайки – видовые классификации.
Это пример уже готового обобщения и систематизации понятий, однако решая свои собственные жизненные задачи (например, постановка целей и расстановка приоритетов), нам тоже приходится приводить свои планы и действия в некую иерархическую систему.
Понимание причинно-следственных связей
Тут самое время вспомнить шутку, популярную некоторое время тому назад: «Вася всегда ездит в плацкартном вагоне, поэтому у него нет денег». У многих людей рядом стоящие явления зачастую сплетаются в мозгу настолько чудодейственным способом, что они не в состоянии различить, где причина, а где следствие.
Для тех, кто не является фанатом железнодорожного сообщения, поясним, что плацкарт – это самый дешевый способ добраться куда-либо, и им обычно пользуются те, кто желает с экономить. Случаев, чтобы человек превратился из богача в бедняка из-за поездок в плацкартном вагоне, пока не наблюдалось, поэтому у Васи нет денег вовсе не из-за трат на плацкарт, а, наоборот, он ездит плацкартом, потому что, вероятнее всего, не имеет денег на оплату более комфортного способа перемещения.
Формирование причинно-следственных связей и их правильное понимание – головная боль большинства педагогов средних учебных заведений, т.к. абстрактное мышление у детей формируется постепенно, с разной скоростью и степенью успешности. Более того, есть такие врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, которые исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного мышления.
И даже абсолютно здоровым взрослым людям бывает трудно абстрагироваться от чего-либо и посмотреть на процесс со стороны. Особенно, если взрослые и здоровые люди не получили нормального образования, которое является важным фактором развития интеллекта.
Понимание единства противоположностей
Единство противоположностей наблюдается везде. Это плюс и минус в математике, черное и белое в изобразительном искусстве, минор и мажор в музыке, день и ночь в живой природе, положительно и отрицательно заряженные частицы, важные для понимания многих физических и химических процессов.
И даже в психологии можно встретить такой постулат, что достоинства человека – это продолжение его недостатков, и наоборот. Примерно столь же часто можно встретить попытки опровергнуть данный постулат, что лишь подтверждает его актуальность. А чтобы превратить недостатки в преимущества, нужно обладать достаточно высоким уровнем понятийного мышления, которое позволит осознать, что единство и борьба противоположностей – это и есть движущая сила прогресса, и без этого развитие стало бы невозможным. Зачем человеку осознавать это все? Давайте подумаем!
Зачем нужно понятийное мышление
Самые внимательные читатели могут удивиться подзаголовку: как зачем? Ведь, вроде, уже подробно расписали, что понятийное мышление предполагает понимание сути явлений и процессов, их причинно-следственных связей и т.д. Вопрос в другом: зачем нам это все понимать? Действительно, а что изменится, если мы, подобно детям, каждый день будем открывать мир по-новому и видеть только самые яркие его стороны? И что с того, что они окажутся второстепенными?
В общем-то мы уже начали говорить о том, что некоторые врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного и понятийного мышления. Такие люди изначально считаются умственно неполноценными, не могут освоить сложные профессии, требующие высшего или среднего специального образования.
Более того, они не в состоянии полностью адекватно понимать окружающих, которые оперируют абстрактными понятиями, необходимыми для описания процессов, которые нельзя наблюдать в режиме «здесь и сейчас». А такая необходимость есть. Как минимум, это запрет движения на красный сигнал светофора, потому что движение на красный свет может привести к аварии. Увидеть последствия нарушения запрета, конечно, можно, однако это слишком дорогая цена для такого способа объяснения.
Также мы начали говорить о том, что среди умственно и физически здоровых людей тоже возможно недопонимание, связанное с неодинаковым уровнем развития понятийного аппарата, а также разным жизненным опытом, уровнем знаний, сферой деятельности и т.д. Тут проблему могло бы решить приведение всех понятий к единому знаменателю.
Как говорил французский философ и математик Рене Декарт, цитируем: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Другими словами, значительная часть разногласий возникает не по существу обсуждаемой темы, а потому, что люди по-разному понимают понятия, которыми оперируют.
Это особо заметно, когда что-либо обсуждают представители разных профессий, т.к. в разных сферах одно и то же слово может иметь разные значения. Так, если в психологии слово «реализация» обычно подразумевает воплощение в жизнь планов, идей, целей, то в торговле «реализация» – это факт продажи чего-либо покупателю. Такая путаница может наблюдаться и в более близких сферах. Например, реализация лекарств в аптеке – это продажа, а под реализацией лекарственных препаратов в больнице в условиях стационара подразумевается расход лекарств для лечения больных.
Еще более разительными могут быть отличия в трактовке юридических терминов правоведами и обычными гражданами без юридического образования. Именно поэтому в договорах часто прописано, что следует понимать под тем или иным термином. Теперь подытожим сказанное.
Для чего нужно понятийное мышление:
Как видим, роль понятийного мышления многогранна. Встает вопрос: а можно ли его развить? Или нужно лишь ожидать естественного взросления ребенка и уповать на то, что его понятийное мышление сформируется на должном уровне само по себе? Вовсе нет! Более того, свои мыслительные навыки можно улучшить даже во взрослом возрасте! Например, наша программа «Когнитивистика» позволяет освоить самые разные типы и способы мышления, которые вам обязательно пригодятся в жизни. А сейчас подробнее остановимся на развитии понятийного мышления у детей.
Как развивать понятийное мышление
Начнем с детского возраста. Ранее мы выяснили, что у маленьких детей понятийного мышления нет, они способны воспринимать мир только так, как они его видят. В этом контексте интересен эксперимент, поставленный швейцарскими психологами Жаном Пиаже и Барбель Инхельдер. Суть в следующем: детям дошкольного возраста демонстрировали макет, на котором было сооружено три горы разной высоты. Каждая из них имела свою особенность – домик, речка, заснеженная вершина. Также детям давали посмотреть фотографии, где все три горы были сфотографированы с разных сторон, и просили указать на те фото, где гора выглядела так, как они ее видят. На этом этапе с заданием справлялись все.
Затем с другой стороны макета помещали куклу, у которой вместо головы был гладкий шар, и просили детей выбрать фото, где изображение совпадает с тем, как его могла бы видеть кукла. Глаз у куклы не было, т.к. вместо головы был гладкий шар, а просто предположить, где могли бы быть у куклы глаза и как она могла бы видеть горы, у детей стабильно не получалось. В итоге все дети выбирали фото, где гора изображена так, как видят ее они сами.
Напомним, макет был сфотографирован со всех сторон, и если бы дело было лишь в неточном угадывании направления взгляда, дети ошиблись бы только с ракурсом обратной стороны горы. Однако в отсутствие четкого указания, где у куклы глаза и куда она смотрит, дети, не обладающие понятийным мышлением, просто давали ответ из своего уже знакомого опыта, не пытаясь анализировать ситуацию.
К слову, работая учителем в школе и помогая директору обрабатывать итоги тестов IQ, которые проходили школьники, Жан Пиаже обратил внимание, что дети примерно одного возраста совершают одни и те же ошибки. Это дало толчок новым исследованиям, в результате чего Пиаже вывел классификацию стадий развития интеллекта у детей.
Стадии развития интеллекта у детей по Пиаже:
Можно ли как-то ускорить интеллектуальное созревание ребенка и помочь ему овладеть понятийным мышлением? В разумных пределах – да. Ключевые слова – в «разумных пределах». Естественно, что годовалый ребенок не поймет объяснение, предназначенное для младшего школьника. Однако помочь детям подниматься по ступеням познания и сделать этот подъем более легким и приятным мы, взрослые, вполне можем.
Как развивать понятийное мышление у детей
Развивать мышление ребенка лучше всего в игровой форме. Это наиболее адекватный подход, особенно для детей младшего возраста. Так будет легче всего объяснить малышу элементарные вещи и нивелировать типовые ошибки восприятия, допускаемые в младшем возрасте.
Типовые ошибки восприятия и их исправление:
Четких возрастных ограничений по пунктам нет, и вы всегда можете ставить задачи уровнем выше или, как гласит одна из концепций Льва Выгодского, в «зоне ближайшего развития». В двух словах, зона ближайшего развития – это то, что ребенок уже в состоянии осознать, но еще не может понять самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.
Разумеется, приемов развития понятийного мышления намного больше. Обращаем внимание, что обучение понятийному мышлению является обязательным элементом. Как считает руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ Людмила Ясюкова, сформировать понятийное мышление без обучения невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки [Чеснокова Т., 2013]. Под изучением подразумеваются и школьные уроки, и занятия в детском садике, и познавательные беседы, которые ведут родители с детьми дома.
Развивать понятийное мышление могут и взрослые, но им это придется делать самостоятельно: читать книги, смотреть новости, изучать экономические обзоры, попытаться освоить новое хобби и профессию. В таком активном режиме инструменты понятийного мышления задействуются быстрее, и, как следствие, мышление развивается лучше. Учитесь, развивайтесь и познавайте эту жизнь во всех ее проявлениях! Мы желаем вам радости познания и просто радости в этой жизни!
Понятийное мышление
По статистике понятийный метод мышления может использовать и развивать только один человек из шести. Но это связано отнюдь не с генетикой: получить достаточно высокий уровень понятийного мышления может практически каждый человек, если он задастся такой целью. Для этого существуют определенные комплексы упражнений, дающие хороший результат. Но сначала давайте разберемся, имеет ли смысл развивать этот навык и для чего это может пригодиться.
Что такое понятийное мышление
Большинство людей, принимая решения, опираются скорее на эмоции, чем на посылы разума. И только немногие способны выстраивать логические цепочки и принимать по-настоящему разумные решения. В результате итог импульсивных действий, совершенных под воздействием эмоций, может быть абсолютно непредсказуемым.
А, вместе с тем, если разумно подходить к своим решениям и поступкам, то можно почти со стопроцентной вероятностью просчитать развитие событий и конечный результат, к которому приведут те или иные действия. Но такой способностью обладают только те люди, которые хорошо освоили процесс понятийного мышления, остальные не в силах просчитать что-либо даже на несколько шагов вперед.
Плюсы развития понятийного мышления
Зачем же нужна методика такого мышления? Давайте разбираться.
Людей с этим типом мышления не принимают решения очень быстро. Им необходимо какое-то время на оценку происходящего и анализ. Зато они в 99% случаев получают именно те результаты, к которым стремились.
Пример
Допустим, что человеку нужно куда-то поехать. У него есть несколько вариантов: воспользоваться услугами такси, общественного транспорта, частника или просто отказаться от этой идеи.
Если у человека хороший уровень понятийного мышления, то он рассуждает примерно так: такси — это дорого, но быстро, автобус — дешево, но долго, с частником ехать опасно, а если не ехать совсем, то… к чему это приведет?
Таким образом, он рассматривает данный вопрос со всех сторон, и его окончательное решение будет зависеть от всех вышеуказанных факторов.
Особенности
Следует знать, что формирование понятийного мышления происходит в достаточно юном возрасте — начиная с 6 лет и заканчивая школьными годами. Когда человек перешагнул этот возрастной рубеж, процесс можно только развивать, но пытаться учиться понятийному решения, когда вам за 18-20 лет — практически бесперспективно.
Методика развития
Если вы решили развивать данный вид мышления в себе и своих детях, на помощь придут такие упражнения:
Если у вас уже развито понятийное мышление, отлично, но если еще нет — не отчаивайтесь. Вы еще можете и сами сформировать его для себя, и научить детей. Поверьте, что в будущем это еще не раз пригодится для того, чтобы принимать верные решения в самых разных жизненных ситуациях. Улучшить разные типы мышление поможет курс Викиум «Развитие мышления». Интересные факты, научные методики, специальные тренажеры на укрепление полученных навыков — все это ждет вас уже сейчас!
Понятийное мышление: что это такое и зачем оно нужно
В психологии много интересных явлений, и понятийное мышление – одно из них. Иногда понятийное мышление ассоциируется с интуитивным, и это близко к истине, если познакомиться с тремя важными моментами этого определения:
Обладающие понятийным мышлением люди нередко считаются окружающими адекватными, поскольку реально оценивают происходящее и делают верные выводы, в отличие от тех, кто витает в своих облаках и жестоко наказывается за отрыв от реальности.
Первичную сформированность понятийного мышления можно определить уже в детстве, в возрасте 5-6 лет
Бывает и так, что с возрастом под влиянием внешних обстоятельств и изменения психологического состояния человека понятийное мышление может ослабевать. Такой взрослый человек часто путается в причинно-следственных связях, обобщает информацию от частного к частному, стремится в своих жизненных неудачах обвинить кого угодно, но не способен критично рассматривать свои поступки и решения.
С возрастом понятийное мышление часто ослабевает
Особенности понятийного мышления
По данным исследователей не более 20% взрослых людей действительно обладают понятийным мышлением. Интересно, что в подавляющем большинстве своем это люди, изучавшие технические и естественные науки, не гуманитарии. У педагогов, философов, психологов, юристов, политиков, как правило, понятийное мышление не слишком хорошо развито, но они обладают ценным даром умения подать свои мысли и идеи в красивом речевом оформлении.
Важно понимать, что сформировать понятийное мышление в быту только благодаря жизненному опыту не получится. Понятийные принципы, в основе которых формируются и выстраиваются от простого к сложному, как пирамида, базовые понятия, усваиваются только в процессе изучения естественных наук (физики, химии, биологии, математики). Если ребенок в школе был не слишком прилежен в освоении этих наук, можно смело говорить, что понятийным мышлением он свой жизненный багаж уже не пополнит. В дальнейшей жизни он будет руководствоваться эмоциями и субъективными представлениями.
Врожденного понятийного мышления не существует!
Считается, что общее снижение интеллектуального уровня населения напрямую связано с тем фактом, что процентное соотношение людей с понятийным мышлением снижается из года в год. Чем это чревато? Непредсказуемостью. Решения, которые принимаются на самом высоком уровне, программы и проекты не продуманы с необходимой детальностью, они не работают на перспективу, затухая после вялых попыток внедрить их в ту или иную сферу.
К сожалению, понятийное мышление подменить какими-то другими, такими же по важности, качествами, невозможно. Именно поэтому важно, чтобы ребенок школьного возраста развивался разносторонне, а родители следили за его успехами не только в гуманитарных, но и в таких важных (пусть и сложных) естественных науках.
Значение естественных наук для развития понятийного мышления доказано
Следует отметить и один негативный нюанс понятийного мышления: обладающие им люди не способны принять быстрое решение в стрессовой ситуации. Им необходимо вникнуть в суть, выявить для себя причины происходящего, спрогнозировать и продумать каждый из возможных исходов. В условиях необходимости принятия быстрого решения такой человек может показаться тугодумом – нужно действовать, а ему «необходимо разобраться».
Зачем нужно понятийное мышление?
Почему развитое понятийное мышление так важно, мы разобрались. Сейчас обозначим практическую пользу для обладающих им людей:
Людей с плохо развитым понятийным мышлением в общении выявить несложно. Часто эти люди упрямы, патологически убеждены в своей правоте, не слушают и не вникают в аргументы оппонента, легко раздражаются, им свойственны вспышки агрессии и желание критиковать всех и вся.
Понятийное мышление
Понятийное мышление – это высший уровень развития мышления. В его основе лежат понятия (обобщения, абстракции).
Понятийное мышление состоит из четырёх основных элементов:
Эксперт понимает сущность явления. Дилетанты видят второстепенные характеристики.
The Expert (Русский дубляж)
Понимание сущности
Главные характеристики явлений часто скрыты, поэтому мы пытаемся понять явления через случайные, ситуационные, эмоциональные признаки.
Например, люди часто отождествляют домашнее и семейное образование, опираясь на ситуационную характеристику: место обучения. Но сущность образования – это цели, стандарты и парадигмы, лежащие в его основе.
Также многие испытывают трудности в понимании сущности светского образования. Часто даже считают, что элементы одежды учеников определяют характер образования.
Я почти всегда хожу в солнцезащитных очках. Нередко окружающие воспринимают это как экстравагантный стиль и спрашивают, почему я в очках. Стиль – это второстепенная характеристика очков, побочный эффект. Сущность солнцезащитных очков отражена в их названии: они защищают глаза от солнца (заодно и от ветра, пыли, снега и дождя). Меня так часто спрашивали об очках, что я даже записал видео на эту тему.
Публикация от Кирилл Карпенко (@kirill_karpenko__) 15 Сен 2018 в 3:46 PDT
Понимание родо-видовой иерархии
Когда мы понимаем сущность явлений, осваиваем понятия, нужно эти понятия упорядочивать, структурировать. Пример такого упорядочивания биологическая классификация живых существ. Птица – это родовое понятие. Воробей, голубь, чайка – видовые понятия.
Понимание причинно-следственных связей
Что появилось раньше: яйцо или курица?
Когда явления существуют вместе, мы склонны считать одно из них причиной, а другое следствием. Например, раньше люди считали, что живые существа самозарождаются: мыши появляются из грязного белья, а мухи из гнилого мяса. Есть гнилое мясо, есть мухи. Нет гнилого мяса, нет мух. Связь между мухами и гнилым мясом была настолько сильной и очевидной, что гнилое мясо считали причиной, а мух следствием. Истинную причину мух – яйца самок мух – сложнее заметить, поэтому настоящая причинно-следственная связь оставалась не понятой.
Понимание единства противоположностей
Истина парадоксальна. Древний символ инь-ян символизирует единство противоположностей: тёмное и светлое, день и ночь, мужчина и женщина. Противоположности составляют единство, взаимопроникновение и взаимодополнение.
Инь-ян символизирует единство противоположностей.
Примером такого единства является андрогинность и интерсекс.
Часто родители считают, что можно либо любить детей, либо контролировать, что это взаимоисключающие модели воспитания. Однако лучшим стилем родительского поведения является авторитетный, сочетающий высокий контроль и любовь.
Притча о правоте иллюстрирует способность мудрых людей, обладающих развитым понятийным мышлением, видеть единство противоположностей. Люди, не обладающие понятийным мышлением, опираются на случайные, второстепенные, ситуационные характеристики, поэтому не способны объединить возникающие противоречия.
Схема понятийного мышления
Диагностика мышления
Один из способов определить особенности мышления – исключение понятий или картинок.
Человека просят, например, сказать, какое слово лишнее в списке и почему: птица, стол, очки, молоток? Если человек говорит, что птица, потому что она живая, а остальное не живое, то это понятийное мышление. Однако, если человек исключает птицу, потому что она летает, то это уже исключение не по понятийному, а по функциональному признаку, значит у человека более низкий допонятийный уровень развития мышления. Самолёт тоже летает, поэтому более важно, что птица живая, а самолёт, стол, очки и молоток искусственные. Если человек исключает птицу, потому что она имеет перья, а остальные предметы гладкие, то это ещё более низкий уровень мышления: за основу обобщения взят случайный, малозначительный признак. Если человек исключает любой другой предмет по любому признаку, то его мышление тоже не достигло понятийного уровня. Например, можно исключить молоток, потому что им бьют: это функциональное отличие, а не сущностное.