Понятие личность используется прежде всего для характеристики чего
Понятие личность используется прежде всего для характеристики чего
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это коллектив, необходимый для совместного существования людей, которые зависят друг от друга, обладают общими целями.
2) Понятие «личность» используется для характеристики человека как биологического вида.
3) Экономических ресурсов всегда больше, чем нужно для удовлетворения потребностей человека и общества.
4) Государство ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.
5) Республиканская форма правления предполагает, что граждане периодически избирают тех, кто определяет политику государства и принимает законы.
1) Общество — это коллектив, необходимый для совместного существования людей, которые зависят друг от друга, обладают общими целями. Да, верно, это одно из узкосмысловых значений термина общество.
2) Понятие «личность» используется для характеристики человека как биологического вида. Нет, неверно, для его характеристики как биологического вида использует термин индивид.
3) Экономических ресурсов всегда больше, чем нужно для удовлетворения потребностей человека и общества. Нет, неверно, наоборот, их всегда меньше.
4) Государство ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов. Да, верно, это одна из его функций.
5) Республиканская форма правления предполагает, что граждане периодически избирают тех, кто определяет политику государства и принимает законы. Да, верно, это ключевой признак республики.
Материалы по подготовке к ОГЭ по обществознанию(на основе ФИПИ)6: Индивид, личность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в
2.Что характеризует человека как личность?
1) тип темперамента
2) черты внешнего облика
3) принадлежность к определённой расе
4) качества, проявляющиеся в общении
3.В. 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как
1) индивида 2) работника 3) личность 4) потребителя
4.Какая потребность присуща как человеку, так и животным?
1) в самореализации
2) в самосохранении
5.Николай занимается в детской театральной студии, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшим братом. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Николай становится
6.Бизнесмен Сергей с утра провёл переговоры со своими деловыми партнёрами, а вечером у него запланирована встреча с любимой девушкой.
Сравните две формы межличностных отношений, упомянутые в условии задания, официальные и неофициальные.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) соблюдение формальных правил в общении
2) обмен информацией между людьми
3) способ взаимодействия людей
4) личная привязанность, симпатия – основа возникновения общения
7.У Михаила много друзей, он трудится менеджером в компании по производству пластиковых окон. В свободное от работы время он играет
в любительской футбольной команде. Всё это характеризует Михаила как
1) гражданина 2) индивида 3) личность 4) работника
8.Леонид сотрудник правоохранительных органов. Он честный и порядочный человек, у него много друзей. В свободное от работы время он тренирует дворовую детскую футбольную команду. Всё это характеризует Леонида как
1)товарища 2) индивида 3) личность 4) работника
9.Марина готовится к экзамену по истории: читает школьный учебник, справочную литературу, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является
1) сборник тестов по истории
2) школьный учебник
3) справочная литература
4) отличная отметка
10.Что характеризует человека как личность?
2) внешняя индивидуальность
3) принадлежность к определённой расе
11.Хозяйка готовит тушёную курицу на обед для своей семьи. Субъектом данной деятельности является
1) хозяйка 2) обед 3) курица 4) семья
12.Верны ли следующие суждения о личности?
А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.
Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих в организме человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13.Инна пригласила друзей на свой день рождения. Она ходила вместе с мамой в магазин за продуктами, вместе с бабушкой испекла торт. Чтобы гости не скучали, она придумала конкурсы и игры. Какова цель деятельности Инны?
1) пригласить друзей
2) приобрести необходимые продукты
4) сделать праздник интересным
14.К потребностям человека, связанным с его биологической сущностью, относится потребность в
2) получении знаний
3) продолжении рода
4) трудовой деятельности
15.Какое из приведённых суждений характеризует человека как личность?
1) У Лены светлые волосы и голубые глаза.
2) Сергей быстро устаёт во время утренней пробежки.
3) Володя стремится быть первым во всех делах.
4) Валя обладает красивым голосом.
16.Понятие «личность» используется для характеристики
1) деятельности человека
2) неповторимого своеобразия человека
3) совокупности социально значимых качеств человека
4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода
17.Володя хорошо учится, помогает родителям по дому, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Обогащая свой социальный опыт, Володя становится
1) индивидом 2) личностью 3) учеником 4) сыном
18.Анатолий работает на заводе. Он хороший отец и друг. Его хобби- футбол: он регулярно посещает футбольные матчи. Всё это характеризует Анатолия, прежде всего, как
1) индивида 2) личность 3) спортсмена 4) семьянина
19.Р. преподаёт в университете. Он общительный человек, любящий путешествия. Все это характеризует Р. в первую очередь как
1) личность 2) индивида 3) мужчину 4) преподавателя
20. В. высокая стройная девушка с каштановыми волосами. Эти качества характеризуют её, прежде всего, как
1) индивида 2) члена семьи 3) личность 4) гражданина
21.Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием
1) личность 2) талант 3) индивид 4) творец
1) индивида 2) работника 3) талантливого человека 4) личность
23.Что свойственно человеку, в отличие от животного?
1) инстинкты 2) эмоции 3) потребности 4) сознание
24. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Каждый индивид наделён определёнными биологическими чертами.
Б. Врождённые качества человека оказывают определённое влияние на развитие личности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
25.Обмен информацией, мыслями, чувствами с помощью различных средств учёные обозначают понятием
1) общение 2) учение 3) творчество 4) познание
26. И для человека, и для животного характерно то, что их
1) конкретные действия вызываются определёнными потребностями
2) активность способствует развитию их личности
3) поведение определяется социальными нормами
4) условные рефлексы доминируют над безусловными (врождёнными)
27.Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. В данном случае речь идет о
1) таланте 2) задатках 3) мастерстве 4) гениальности
28.Борис студент медицинского института. Учебные занятия он старается сочетать с активным отдыхом, водным туризмом, а также стремится помогать в учёбе младшему брату. Всё это характеризует Бориса, прежде всего, как
1) индивида 2) личность 3) студента 4) врача
29.Валерий общительный человек, увлекающийся футболом. Он организовал
с коллегами по работе футбольную команду. Всё это характеризует Валерия как
1) индивида 2) работника 3) талантливого человека 4) личность
30.Таня хорошо учится в общеобразовательной школе, дополнительно занимается в художественной школе и секции фигурного катания. Она помогает родителям ухаживать за больной бабушкой. Обогащая собственный социальный опыт, Таня становится
1) индивидом 2) гражданином 3) личностью 4) потребителем
31.Матвей хорошо учится в 5 классе общеобразовательной и музыкальной школы. Он помогает родителям по хозяйству. Друзья считают его честным и порядочным. Всё это характеризует Матвея, прежде всего, как
1) гражданина 2) индивида 3) личность 4) сына
32. Татьяна хорошо учится в общеобразовательной школе, дополнительно занимается в музыкальной школе и секции фигурного катания. Она помогает родителям ухаживать за младшими братьями-близнецами.
Обогащая собственный социальный опыт, Татьяна становится
1) индивидом 2) гражданкой 3) личностью 4) спортсменкой
1) руководителя 2) личность 3) индивида 4) члена семьи
34.Борис студент медицинского института. Учебные занятия он старается сочетать с активным отдыхом, водным туризмом, а также стремится помогать в учёбе младшему брату. Все это характеризует Бориса как
1) индивида 2) личность 3) студента 4) брата
35. В. 25 лет. Она высокая стройная девушка с каштановыми волосами. Эти качества характеризуют её, прежде всего, как
1) индивида 2) работника 3) личность 4) потребителя
36. Татьяна работает продавцом в магазине. Она вежливый и ответственный человек. В свободное время она изучает иностранный язык и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Татьяну, прежде всего, как
1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника
37.Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида 2) личность 3) ученика 4) товарища
38.Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1) гражданина 2) личность 3) индивида 4) сына
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-309255
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Человек, индивид, личность
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека
Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
г) все перечисленное.
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.
Что такое «личность»: понятие, 6 главных составляющих
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.
Что такое личность?
Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.
Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.
По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
6 главных элементов личности
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
2. Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
4. Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
6. Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Заключение
Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.