Понятие флэшмоб что такое
Что такое флэшмоб — их виды и самые популярные флеш-мобы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Могу с уверенностью сказать, что ранее вы уже слышали о флэшмобах и даже видели странных людей, которые что-то вместе синхронно делают.
Однако есть и те, кто не до конца понимает значение этого слова. В этой статье я простыми словами попытаюсь объяснить, что такое флешмоб, какие их разновидности бывают, приведу примеру самых популярных из них.
Что такое флеш-моб
Начнем традиционно с определения слова.
Флешмоб — это преднамеренно спланированная акция со случайно подобранными участниками.
Как и большинство сленговых выражений, это слово пришло к нам с английского и образовано от flash, что в переводе обозначает молнию или вспышку, и mob — толпа.
Как со стороны выглядит флеш моб? Иногда довольно странно.
Состоящая из незнакомых людей толпа собирается в одном месте, выполняет определенное действие (обычно танец), после чего расходится по своим делам, как будто бы ничего и не было.
Организовывается это, чтобы удивить конкретных людей или вообще всех окружающих. Часто такие акции носят социальный или этический посыл, но иногда становятся частью рекламных кампаний.
Цели флешмобов
И хоть вы уже знаете, что такое флеш моб и каковы его основные принципы, предлагаю поговорить о целях, которые преследует данная акция.
Я приведу лишь некоторые из них, потому что список можно продолжать до бесконечности:
Главное преимущество флэшмоба заключается в привлечении внимания к конкретному событию нестандартным способом.
Кроме мобберов и зрителей, такая акция может привлечь внимание СМИ и, как следствие, их аудитории. Также подобный прием используют маркетологи для продажи товаров, и часто организация подставного флеш моба дает свои плоды.
Принципы акции
Возможно, вы сейчас удивитесь, но флэшмоб имеет определенные принципы, которые нельзя нарушать. В их числе:
Разновидности флеш-мобов
Эти акции организовываются по разным причинам: кто-то желает выразить любовь к кумиру, кто-то стремится морально поддержать больных людей, кому-то хочется развлечься. Иногда такие мероприятия проводятся в честь праздника или определенной даты.
Сегодня существует довольно большое количество разновидностей флешмобов, наиболее популярными из которых являются:
Как стать участником
Благодаря социальным сетям каждый может найти единомышленников и стать участником флэшмоба. Самые масштабные акции чаще всего организовываются в летний период на пляжах или в больших торговых центрах.
Самые популярные флешмобы последних лет
Порой флэшмобы имеют глобальный характер, а участвует в них большинство пользователей социальных сетей. В последние несколько лет наиболее популярны следующие из них:
Суть его проста: участник обливается ведром холодной воды, снимает процесс на видео, жертвует 10 долларов на благотворительность, передает эстафету 3 людям. Те, кто отказывается обливаться водой, жертвуют уже 100 долларов в адрес фонда.
Флэшмоб стал настолько популярен, что за все время в нем поучаствовали такие личности, как писатель Стивен Кинг, актер Вин Дизель, а также бывшие президенты США Джордж Буш и Барак Обама.
Обычно такие видео длятся около 30 секунд и делятся на 2 части: в первой танцует один человек в странном костюме, ни на кого не обращая внимания, а во второй к нему присоединяются еще несколько людей, которые в хаотичном порядке выполняют разные движения.
Краткое резюме
Вот и все, дорогие друзья! Теперь флешмоб для вас — не просто сленговое молодежное слово с непонятным значением. Надеюсь, что после прочтения статьи у вас больше не останется уточняющих вопросов. А если вдруг возникнут, вы всегда можете задать их в комментариях: я или другие читатели на него ответят.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Изначально ведь флэшмобы были годными, а сейчас их делают все кому не лень и это скатилось до такого низкого уровня. Молодёжь вечно всё портит и уродует на свой манер!
Всё это стало возможно с появлением интернета, так теперь и на различные акции легко зазвать людей, в том числе и на акции протеста, именно по этой причине во многих странах с не демократическим режимом интернет находится в жесткой цензуре.
Флэшмоб – что это такое простыми словами
Что такое флэшмоб?
Для ответа в первую очередь необходимо обратиться к словарю. Так словарь молодежного сленга приводит такие толкования понятия: собрание людей в определенном месте для синхронного выполнения заранее оговоренных действий; кратковременная акция, имеющая целью получение удовольствия участниками, привлечение внимания случайных зрителей.
В русский язык слово пришло из английского. Буквальный перевод «мгновенная толпа».
Именно так: мгновенно и неожиданно начинается любой флешмоб, причем заканчивается он также неожиданно: участники как бы «растворяются» в толпе зевак.
Немного истории
Появление флешмоба связывают с выходом в свет книги «Умные толпы: следующая социальная революция». Г.Рейнголд, автор исследования, описывая социологические процессы, происходящие в обществе, пришел к выводу, что в ближайшем будущем люди будут использовать возможности телефонии и сети Интернет для самоорганизации.
Книга была опубликована осенью 2002 г., а спустя полгода состоялась первая попытка организовать «смартмоб», или «умную толпу». Акция не состоялась – о ней узнала полиция и помешала ее проведению.
Картинка: Происхождение флешмоба
Первой удавшейся акцией считается проект, организованный в нью-йоркском универмаге. Тогда примерно 150 человек принялись объяснять продавцу, что их пригородная коммуна хочет приобрести очень дорогой ковер, причем именовали его «ковриком любви». Произошло это 17 июня 2003 г., это число теперь считается датой рождения классического флешмоба. Спустя несколько дней во многих американских и европейских городах прошли похожие выступления.
Главная цель классического флешмоба заключается в удивлении тех, кто волей случая окажется рядом с мобберами (так называются участники и организаторы). При этом у организаторов нет цели шокировать зрителей или вызвать у них отвращение.
Нельзя утверждать, что до 2003 г. не происходило ничего, что походило бы на флешмобы, но это были единичные явления, не имевшие популярности и каких-либо общих правил. Сегодня акции происходят достаточно часто, большинство из них придерживаются определенной идеологии.
Идеология мобберов
Построена на принципе идеологии движения. Обычно участниками акций являются люди, ищущие возможности отвлечься от обыденности.
Собрать незнакомых людей одновременно в одном месте помогают современные средства связи. Мобберы размещают новости о предстоящем событии в социальных сетях или специально созданных сайтах. Эта информация не является рекламой, так же и сама акция не может носить рекламный характер.
Это один из основополагающих принципов флешмоба. Среди других принципов значатся: акция не должна освещаться в средствах массовой информации, участники должны быть незнакомы друг с другом. Если это требование не получается выполнить, то во время «выступления» им предписано делать вид, что они знают друг друга.
Каковы правила флешмоба?
Во-первых, организуется на безвозмездной основе, то есть никто никому не платит и ничего не получает.
Во-вторых, зрители должны остаться в уверенности, что именно «здесь и сейчас» всем участникам пришла в голову одинаковая идея, которую они, не сговариваясь, воплотили в жизнь.
В-третьих, действия мобберов должны быть необъяснимыми, вызывать ощущение абсурдности происходящего.
Если акции не преследуют ни политических, ни рекламных целей, тогда почему они получили массовое распространение?
Все просто: таким образом люди хотят развлечься, хотя бы ненадолго стать свободными от общепринятых норм поведения, получить новые эмоции, найти новых друзей, испытать себя, почувствовать себя частью общего дела и др.
Последователи и рекордсмены
История «мгновенной толпы» насчитывает всего полтора десятка лет, но за это время появилось множество её разновидностей: неспектальный (реальный) моб, танцевальный моб, арт-моб, полит-моб, экстрим-моб и другие. Часть таких акций невозможно провести без предварительных репетиций, другая – имеет централизованное руководство.
Все это противоречит общим правилам классического флешмоба, однако сохраняет с ним некоторое родство, а именно развлекательность и безвозмездность участия.
За это же время сформировались некоторые традиции, например, 1 августа ежегодно, начиная с 2012 г., в разных странах, включая Россию, проходит флешмоб женственности. Самые неожиданные и интересные акции удостоились занесения в Книгу рекордов Гиннеса.
Самым грандиозным считается флешмоб, организованный зрителями шоу Опры Уинфри. В нем принимало участие больше 20000 человек. В Книгу рекордов России попал гигантский смайлик, в который в 2008 г. встали почти 10000 тысяч Челябинцев в желтых кепках.
Кто и как организовывает желающих
Обычно через сайт, существующий в каждом городе, происходит оповещение. Будущие мобберы обсуждают сценарии, вносят предложения и коррективы. Администрация сайта имеет право назначить время и место самостоятельно, но обычно прибегает к голосованию.
Обязательными условиями являются такие: место для проведения акции должно быть многолюдным, все участники акции в строго назначенное время должны начать синхронные действия, например, замереть на месте, выстроиться определенным образом.
Участники не могут отвечать на вопросы любопытствующих, чтобы не выдать смысла акции, либо заранее получают инструкции, что и как можно сказать.
Организаторы, планирующие очередную акцию, стараются:
Законодательство и флешмоб
Некоторые рассматривают флешмоб как проявление «массового психоза», порождающего чувство вседозволенности, что при «грамотном руководстве» может перейти границы дозволенного и привести к бандитизму и правонарушениям.
После некоторых акций, состоявшихся в России, среди отечественных законодателей появились разногласия по вопросу о регламентации «спонтанных массовых мероприятий». А в некоторых государствах уже сейчас действуют запреты или ограничения на проведение групповых акций.
Так, в немецком Брауншвейге для проведения флешмоба требуется разрешение от властей. Британцам нельзя устраивать флешмоб на железнодорожном вокзале.
Флешмоб
Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет)
Основные принципы флешмоба:
Противоположным флешмобу по идее и задачам проведения является профлеш.
Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.
Содержание
Общепринятые правила флешмоба
Организаторы флешмобов с самого известного российского мобберского сайта flashmob.ru добавили также свои правила:
Чтобы избежать конфликтов с работниками органов охраны правопорядка, бывалые мобберы рекомендуют:
Детали правил могут варьироваться, что предварительно оговаривается в сценарии акции.
Сценарии флешмобов
Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не очень заметным и ни в коем случае не вызывающим смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Действия должны казаться случайным зрителям бессмысленными, однако совершаться так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители, так называемые фомичи, воспринимают происходящее серьёзно, как будто в разыгрываемой ситуации есть какой-то смысл, который они пытаются отыскать. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже ощущение собственного помешательства. Сценарий не должен перейти грань, за которой он уже становится смешным, но это получается крайне редко.
Примеры сценариев
В определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают, как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны.
В определённое время в определённом месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил, в конце концов впадая «в спячку» ровно на две минуты, считая секунды про себя. По завершении двух минут следует классический финал — мобберы расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Проявив творческий подход к данному сценарию, можно «отключаться» медленно, быстро или на ходу, можно просто встать, склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное — удивить окружающих. Ну и логично, что если «села батарейка», то глаза закрыты.
Собирается народ, в определённое время достаются из карманов/сумок/портфелей бинокли/подзорные трубы/свёрнутые газеты и взгляды устремляются на здание МГУ. По прошествии минут 5—10 всё сворачивается и народ расходится по своим делам, оставляя прохожих, в недоумении пытающихся найти нечто необычное на здании МГУ.
Цель флешмоб-акции
Участники флешмоба не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов участники флешмобов часто ищут:
Цели достигаются за счёт «эффекта толпы» Участники подобных акций, в жизни часто являются вполне успешными и серьёзными людьми. Некоторые психологи объясняют участие в флешмобах тем, что обыденная жизнь и повседневные заботы их утомляют.
История
Явление флешмобов началось после того, как в октябре 2002 вышла книга [2] социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» (смартмоб) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба. В июне 2003 Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций flocksmart.com.
Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.
Терминология
Первоначально терминологии и классификации акций ещё не было вовсе, и процесс её формирования продолжается поныне. Изначально движение возникло в США, и от этого часто встречаются кальки с английских слов: «мобплейс», «афтерпати» и т. д. Само слово «flash mob» вошло в русский язык почти без изменения фонетического звучания. Часто встречаются разные варианты его написания: «флеш моб», «флэш моб», «флеш-моб» и другие. Правильнее писать именно «флешмоб».
Словарь
Также часто терминология различается в разных городах. Часто на сайтах разных флешмоб-движений можно встретить специализированные словари. В странах СНГ словари обычно имеют примерно такое содержание:
Варианты: Моблик — моббер-новичок, Мобстер — опытный моббер.
Организация флешмобов
Флешмоб, как правило, организовывается через интернет-сайты. В каждом городе действует по одному сайту, чтобы не было неразберихи. Впрочем, часто некоторые акции устраиваются не через официальный сайт, а через социальные сети (такие акции, как правило, отличаются плохой подготовкой мобберов и нарушением правил флешмоба). В интернете мобберы разрабатывают, предлагают и обсуждают сценарии для акций. Сценарий, место и время акции назначается либо администрацией сайта, либо путём голосования. Существуют также так называемые авторские мобы, которые организовываются одним человеком, при этом мобберы оповещаются по рассылке. Акции проводятся в многолюдных местах (исключение моб хаус). Инструкции к акции могут быть опубликованы на сайте, либо инструкции выдаются до акции специальными агентами.
Флешмоб и СМИ
Открытый интерес СМИ к происходящему на акции может испортить эффект проведения акций. На многих сайтах флешмоба есть специальное обращение к СМИ с призывом воздержаться по мере возможности от освещения в средствах массовой информации всего, что касается движения флешмоб.
Виды акций
По мере существования явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех.
В настоящее время само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек.
Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.
Единственное, что объединяет большинство акций, — это стремление сделать что-нибудь вместе. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Поэтому флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический флешмоб.
Классический флешмоб
Построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель — удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было отвращения или смеха от происходящего. Удержать границу между удивлением и смехом трудно, поэтому в чистом виде классический флешмоб — явление редкое.
Полит-моб или социо-моб
Это акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги и демонстрации.
Все желающие в 12.00 28 июня подходят к зданию Думы г. Томска и кидают в него мелочь в знак протеста на повышение платы за проезд в маршрутках. Тем самым, горожане смогут подать деньги народным депутатам, для того чтобы они их собрали в свои ненасытные карманы и перестали обирать своих малоимущих горожан в будущем.
Неспектакльный моб
Неспектакльный моб (Реальный флешмоб, Нонспектакулярный моб, Х-моб) — это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны ли действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежавю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ. Варианты для примера:
Большинство читателей этот вопрос насмешил и даже оскорбил. В итоге, около 90 % голосов были отданы за вариант «Регулярно». Из-за того что счётчик не был рассчитан на такое количество голосов, он несколько раз в сутки сбрасывался. На эту тему было создано много карикатур и даже комиксов. В некоторых городах был даже сыгран реальный флешмоб «Одеколон», когда моберы при большом скоплении людей делали вид, что дегустируют одеколоны, шампуни, жидкости для мытья стёкол. На самом деле, в бутылочках были питьевые жидкости: напитки («Тархун», «Лимонад»), вместо шампуней был йогурт и т.п.
В то же время, часто интернет-мобы делают сами владельцы сайтов для поднятия посещаемости своих ресурсов. В среде веб-дизайнеров даже появилось слово «расфлешмобить» для такого способа привлечения посетителей.
Рекламный флешмоб
Арт-моб
К арт-мобам (или моб-артам) относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита. Они более нацелены на зрелищность, эстетику. Моб-арт предполагает репетиции, у моб-арта есть команда, состоящая из режиссёров, сценаристов, людей, помогающих с организацией. Но он не перестает быть мобом, потому как все основные правила во время акции имеют силу.
Самой известной и самой массовой [14] моб-арт-акцией на сегодняшний день стала акция «Thrill the world», прошедшая в 10 странах мира. В Москве акция была проведена на одной из площадей ВВЦ. Более трехсот молодых людей, хорошо загримированных под оживших мертвецов, исполнили танец из клипа «Thriller» Майкла Джексона. Участники акции в течение месяца репетировали танец с инструкторами и по распространяемым в социальных сетях видеопособиям. Особенностью московской акции стало присутствие большого количества журналистов, зрителей и сотрудников милиции, предварительно оцепивших площадь.
Экстрим-моб
Акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Могут нарушаться какие-то моральные устои (или даже действия, квалифицирующиеся как мелкое хулиганство), или даже как-то провоцировать случайных прохожих. Такие акции не соответствуют правилам флешмоба. Например, Бой подушками.
L-моб (англ. long mob — «долгий моб») — заранее оговорённые действия, которые каждый мобер может совершать практически в любое удобное для него время и в удобном месте. Например, сценарий «Мелки»:
Все берут мелки и обрисовывают, как трупы, на земле всё, что угодно: бутылки, лавочки, люки, скамейки, прохожих, спящих бомжей, фонарные столбы, тень, машины, окурки и т. д. Всё это делается в течение недели. В итоге, однажды выйдя утром на работу, люди увидят весь город обрисованным. Это обязательно вызовет интерес и мысли о помешательстве…
Фан-моб
Фан-моб (англ. Fun-mob — «весёлый моб», иногда называют «цирком») — флешмоб, являющийся по сценарию или ставший во время проведения массовым приколом. Характеризуется несоблюдением правил, отсутствием у моберов особого ощущения моба. Как правило, им становятся спонтанные флешмоб-акции, провести которые моберы решили на встрече (АП) после основной акции.
Через проспект едет живой «паровозик». Моберы подцепляются начиная с назначенного времени по ходу движения, а в конце проспекта расцепляются и расходятся.
Фан-мобы не соответствуют основным принципам флешмоба.
Майкл Джексон флэшмоб (фан-моб)
Date-моб
Date-моб (англ. Date — Свидание) — ФМ-акция, направленная на знакомства моберов особым, необычным путём. Проводится из расчёта — одна акция на одну пару. Участники не должны быть знакомы друг с другом до акции и не должны знать предварительно, кто будет на ней. Например сценарий «Blind»:
Парню на указанном заранее месте завязывают плотно глаза платком и говорят ждать. Девушку подводят через несколько минут. Её задача провести парня из точки А в точку Б. Прогулка занимает не больше часа. Во время прогулки она должна держать его за руку и описывать всё, происходящее вокруг, — от модели проезжающей рядом машины до цвета листьев на дереве. Каждый из них может при желании не называть своего имени. Дойдя до пункта Б, девушка оставляет парня и уходит, а парню спустя минуту снимают повязку.
Моб-Хаус
Моб-Хаус (англ. mob-house — моб-дом) — это акция, рассчитанная на несколько часов, когда моберы не выполняют какой-то сценарий, а живут по определённым правилам жизни, отличающейся от жизни обычной. Это моделирование социо-коммуникативного пространства, понятного только участникам акции и вызывающего недоумение у случайных свидетелей. Например в Киеве был сыгран моб-хаус «Свадьба», где участники сымитировали свадьбу: выбрали кто будет играть мужа и жену, боярина и дружку, были в ЗАГСе, ездили по городу в свадебной машине и в конце невеста сбежала. Всё это сопровождалось множеством шуток.
Моб-игра
Моб-игра — эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговорённые на сайте. Конец может быть непредсказуем. Например, «Повелевай и подчиняйся»:
участники парами играют в «гляделки»; тот, кто засмеялся или отвёл взгляд, проигрывает. Он должен следовать за победителем и повторять все его движения. Победитель ищет нового соперника. Если он победит ещё раз, то вся колонна за проигравшим человеком тоже переходит к победителю.
Фаршинг
Фаршинг или фарш — это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг — это не перфоманс и не флешмоб. Он предназначен не для зрителей, а для участников, основная задача которых — победить себя, какой-то свой предел, сделать что-либо, что в обычной жизни сделать бы побоялись. Сделать то, о чём стыдно будет вспоминать. Каждая акция и действие каждого участника — это новая грань, которую он переступает во время акции. Нужно разломать в себе все шаблоны и добиться полного раскрепощения. Фаршингом он называется потому что во время таких акций каждый участник делает что-то своё, в результате получается некий «фарш». Люди занимающиеся фаршингом называются «фаршеры». Как правило время и место акций не публикуются на сайте, а о предстоящих акциях фаршеры оповещаются по подписке.
Примеры действий на фарше:
Украинский флешмоб как движение
Движение флешмоба началось стремительно и прокатилось по крупнейшим городам. Но со временем флешмоб-движение на Украине зачахло. В частности в конце 2007 года был закрыт сайт Киевского флешмоба. Впрочем, упадок этот не коснулся других крупных украинских городов. Как существовали, так и существуют движения в Черновцах, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Мариуполе, Северодонецке, Ровно, хотя и не такие массовые, как во времена расцвета субкультуры. Но, вместе с «официальными» движениями, набрали популярность соответствующие группы В Контакте, регулярно появляющиеся и пропадающие. Некоторыми причинами упадка движения в отдельных городах являются: кризис хороших сценариев и идей для мобов, недостаток времени или желания у организаторов мобов, сумбурный и неорганизованный приток в движение людей не знакомых с правилами, превращающих красиво выполненное, отточенное действо в кашу и неразбериху.
Достаточно часто люди участвующие в акциях флешмоба знакомятся и сплачиваются в определённые сообщества. Эти сообщества также практикуют организовывать другие мероприятия, например прогулки по крышам и ролевые игры (фотоквест, ночной дозор).
Флешмоб-туризм
Летом 2006 года во многих городах на Украине возник флешмоб-туризм. Моберы могут как приезжать в город, где уже есть организованное движение, и участвовать наравне с местными, так и собираться в одном из городов, где не проводится акций и удивлять местных жителей. Такие выездные моберские мероприятия называют струксами.
Ежегодно моберами проводятся флешмоб фестивали. В августе 2009 года в Харькове, в августе 2010 в Минске, в августе 2011 в Одессе прошли всемирные фестивали флешмоба — Мобфесты.
Критика флешмоба
Другое значение термина «Мгновенная толпа»
Термин «мгновенная толпа» (англ. flash crowd ) [18] является альтернативным наименованием для слэшдот-эффекта, по одноимённому рассказу фантаста Ларри Нивена, в котором тот описывает, как мгновенная телепортация позволяла огромным количествам людей появляться почти мгновенно в любом месте мира, где происходит действие, достойное внимания. Толпа на месте действия появлялась сразу после того, как информация о событии была опубликована в СМИ.
Флешмоб в произведениях искусства
Флешмоб появляется в фильме «Секс по дружбе». По сюжету главные герои оказываются на улице как раз в тот момент, когда начинается танцевальный флешмоб, и оказываются в самом его центре.