Понятие экономических отношений является более общим понятием чем понятие финансовые отношения
Финансы и кредит
В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Финансы и кредит». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы и кредит предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Финансы и деньги. Финансовые отношения
А. Смит в XVIII веке утверждал, что труд является действительной, а деньги — номинальной мерой стоимости. Если ранее роль всеобщего эквивалента выполняло золото, то в условиях обобществленного производства эту роль играют кредитные (бумажные) деньги, обладающие способностью соизмерения стоимостей.
Деньги, лежащие в основе финансов, — это особый товар, всеобщий эквивалент. Деньги возникли с появлением рынка, стихийно выделившись из совокупности всех товаров, за счет своего главного свойства: на рынке они связали интересы продавца и покупателя. Деньги, обслуживая кругооборот товаров и капитала, выступили на начальной стадии и как результат этого кругооборота.
Деньги являются основой рыночных отношений. Рыночные отношения — это прежде всего финансовые отношения, когда участники рынка предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные сопутствующие денежные фонды. В условиях товарного производства деньги выполняют роль экономического контроля в процессе производства и распределения.
Финансы — это определенные экономические отношения, которые возникают в тот момент, когда начинается движение денег, например, оплата готовой продукции, платежи налогов в бюджет, выплаты дивидендов, получение и погашение кредитов и т. д. Следовательно, эти экономические отношения являются денежными. В результате движения денег возникают денежные потоки, являющиеся частью финансовой деятельности предприятий. Как следствие, на предприятиях образуются различные денежные фонды, представляющие собой объекты финансового управления.
Финансы предприятий — основа финансовой системы государства, поскольку предприятие является основным звеном народно-хозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность деньгами общегосударственных и региональных денежных фондов: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, тем полнее удовлетворятся экономические, социально-культурные и другие потребности.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.
В свою очередь, финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:
— между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;
— между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении, у этих вышестоящих организаций;
— внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;
— внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;
— между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;
— между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
— между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;
— между отдельными звеньями бюджетной системы.
Таким образом, финансы выражают общественные отношения, которым присущи следующие общие черты:
— все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;
— все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их;
— все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.
Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья, каждое из которых отличается особыми формами формирования и использования и, следовательно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства.
Финансовая система включает две сферы финансовых отношений: 1) децентрализованную; 2) централизованную. В свою очередь, каждая сфера объединяет несколько звеньев.
Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.
Централизованная сфера — вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности государства и, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает бюджетную систему и внебюджетные фонды.
Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе — рост жизненного уровня народа. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.
Финансовая система Российской Федерации. Функциональные элементы управления финансами. Государственное регулирование финансовых отношений
Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:
— финансы юридических и физических лиц.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
— перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50 % национального дохода страны);
— регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
— стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
— контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.
В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.
В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы, которые в совокупности формируют систему управления финансами:
— финансовое планирование — занимает важное место в системе управления финансами. В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, возможные пути их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, — на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;
— стратегическое управление — заключается в определении источников получения финансовых ресурсов на перспективу, определении необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения расходных статей бюджета, реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;
— оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;
— финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить причины недополучения финансовых средств, определить резервы роста финансовых ресурсов и пути их наиболее эффективного использования.
Роль государства как субъекта финансовых взаимоотношений проявляется прежде всего в реализуемом им государственном регулировании, под которым понимается законодательно оформленная система внешнего воздействия на предприятие в целях соблюдения и реализации общегосударственных интересов. Основными направлениями государственного регулирования при этом являются:
— формы расчетов и платежей;
— функционирование рынка ценных бумаг и их обращение;
— прямое участие государства в деятельности предприятия посредством участия в уставном капитале.
Применяемыми методами могут быть прямые или косвенные, которые реализуются в рамках определенной государственной финансовой политики.
Надо отметить, что отношения между государством и предприятием в большинстве случаев осуществляются на принудительной основе. Здесь формой финансовых отношений выступают различные налоги (либо налоговые льготы), уплачиваемые предприятием в государственный бюджет и внебюджетные фонды общегосударственного назначения.
Помимо данных отношений предприятие может добровольно консолидироваться во внебюджетные фонды экономической или социальной направленности. В первом случае мотивом выступает экономическая привлекательность такого участия. Речь может идти о вхождении в отраслевые и межотраслевые фонды научной направленности, и тогда посредством ведения совместных (с фондом и др. хозяйствующими субъектами) научных разработок появляется возможность захвата лидирующего положения на рынке перспективной продукции или использования технологически более совершенного оборудования (т. е. реализация производственной функции финансовых ресурсов).
Во втором случае ресурсы предприятия могут перераспределяться в фонды социальной направленности, например, с целью дополнительного социального обеспечения работающих (реализация непроизводственной функции финансовых ресурсов).
Цели, задачи и основные направления финансовой политики государства
Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
— разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
— создание адекватного финансового механизма;
— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Целями финансовой политики предприятия могут быть:
— выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
— избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
— лидерство в борьбе с конкурентами;
— максимизация рыночной стоимости предприятия;
— устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
— рост объемов производства и реализации;
— максимизация прибыли и минимизация расходов;
— обеспечение рентабельной деятельности и т. д. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Существуют следующие задачи финансовой политики:
— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
— установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
— организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
— создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития — предотвращение социальной напряженности в обществе.
Основные направления финансовой политики государства включают: бюджетную политику, кредитно-денежную политику, налоговую политику, инвестиционную и международную финансовую политику.
Под бюджетной политикой понимают определение государством:
— источников формирования доходов государственного бюджета;
— приоритетных направлений расходов государственного бюджета;
— допустимых пределов разбалансированности бюджета;
— принципов взаимоотношений между различными частями бюджетной системы.
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения посредством управления эмиссией денег, регулирования инфляции и курса национальной денежной единицы; регулирования деятельности банковской системы; управления деятельностью финансовых рынков через регламентацию порядка эмиссии и обращения ценных бумаг.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.
В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с международным разделением труда, формированием и погашением государственного долга и участием в международных финансовых отношениях.
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которой определяются степенью заинтересованности государства в экспорте и импорте.
Экономические отношения
Обычно каждый экономический агент постоянно и одновременно вступает во множество экономических отношений. Об устойчивых экономических отношениях можно говорить тогда, когда экономические агенты вступают в них периодически.
В добровольные экономические отношения обычно вступают исходя из мотивов выгоды. Такие отношения могут закрепляться договорами.
Мотив выгоды или экономический эгоизм — объективное желание экономической выгоды, присущее каждому экономическому агенту. Такой эгоизм, по сути, есть тем же психологическим эгоизмом, но лишь конкретизирует материальный характер желания.
Как основа торговли (обмена) данный термин впервые ввёл классик политэкономии Адам Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) писал: «…дай то, что нужно мне, и я дам то, что нужно тебе…». Взаимный обмен и взаимная выгода — результат, мотивационной причиной которых выступает именно желание совершить этот обмен и получить предположительную выгоду.
Американские исследователи Р. Строуп и Д. Гвартни в своей книге «Азбука экономики» указывают, что рыночная экономика — это экономика мотивов и управление такой экономикой, соответственно, подразумевает целевое влияние на мотивы экономических агентов.
В свободном экономическом обществе позитивные последствия проявления экономического эгоизма (свободная торговля и конкуренция, частная собственность) могут компенсироваться негативными (неравномерное распределение национального экономического дохода, нарастание социального неравенства и напряжения).
Связанные понятия
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Финансы как основополагающая категория финансового права
Понятие, категориальные признаки и функции финансов
В основе финансовых отношений лежат денежные процессы. Финансовые отношения всегда имеют денежную форму выражения и охватывают:
На стадии распределения происходит одностороннее движение стоимости. При обмене двухстороннее, что исключает возможность функционирования финансов.
Распределение денежных средств приводит к образованию денежных фондов, предназначенных для удовлетворения отдельных потребностей. Финансы имеют преимущественно фондовый характер. Хотя иногда возможно и нефондовое удовлетворение потребностей (например: уплата штрафа).
Применение фондовой формы использования денежных ресурсов имеет ряд преимуществ:
Таким образом, при характеристике финансов следует исходить из следующих положений:
Сущность финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Из определения финансов выводим их функции. Чаще всего считают, что финансы выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.
Объектом действия распределительной функции выступает ВОП в денежной форме, т.е. НД, а также часть национального богатства, принявшего денежную форму. Именно с использованием этой функции осуществляются процессы первичного распределения, когда произведенная стоимость распадается на составляющие ее элементы:
(Есть точка зрения, что только дальнейшее распределение М следует считать финансовыми отношениями).
Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или первичных доходов. Эти доходы образуются при распределении НД среди участников материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение). Они делятся на две группы:
Однако эти доходы не обеспечивают удовлетворение всего круга личных и общественных потребностей. Необходимо их дальнейшее перераспределение. Перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:
Перераспределение производится в интересах структурной перестройки экономики, сглаживания в развитии отдельных территорий, в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Перераспределение происходит между:
Распределительному процессу присуща многоступенчатость. Можно выделить следующие виды распределения:
Благодаря распределительной функции на предприятии формируются фонды, обслуживающие и регулирующие воспроизводственный процесс (например: соотношение фонда потребления и фонда накопления). Благодаря распределительной функции создаются государственные финансы, удовлетворяющие общественные потребности и обеспечивающие социальную защиту отдельных слоев населения.
Контрольная функция финансов непосредственно связана с распределительной (имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов) отображать производственный процесс в целом и его различные фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный процесс. Финансы способны количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» о неполадках и отклонениях (например: невыплата заработной платы бюджетникам, забастовки шахтеров, остановка предприятия, износ оборудования, прогулы, текучесть кадров и т.д.).
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства. Посредством данной функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с ней отождествляется.
Понятие о финансовой системе и принципы ее построения
Финансовые отношения характеризуются многообразием. Можно выделить следующие группы финансовых отношений:
Возникает необходимость в их классификации и структуризации. Результатом является построение финансовой системы.
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Следует различать два подхода к определению категории финансовая система:
К истории вопроса. Финансовая система СССР имела 2 звена: финансы государства и финансы отраслей народного хозяйства. Финансы государства аккумулировались в бюджетной системе ССС, основу которой составлял государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного страхования.
В современных условиях структура финансовой системы существенно изменилась. Существует несколько подходов к определению ее структуры:
Финансовая система имеет 2 звена:
Финансовая система имеет 3 звена:
3. Финансовая система имеет 5 звеньев:
Первые три блока финансовых отношений согласно последнему представлению о структуре финансовой системы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Два последних относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. В соответствии с Бюджетным кодексом в РФ существуют следующие бюджеты, соответствующие уровням управления:
Все бюджеты функционируют автономно. Бюджеты нижестоящих уровней своими доходами и расходами не входят в вышестоящие бюджеты.
Соотношение распределения ресурсов между бюджетами:
Вместе с тем предметом финансового права являются не все отношения, входящие в финансовую систему. Объектом рассмотрения финансового права выступают отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Принципы построения финансовой системы.
Принцип территориальной обособленности финансовых отношений. Самостоятельность бюджетов субъектов РФ, а также наделение субъектов РФ реальными бюджетными правами создает условия для формирования в регионе системы финансовых отношений, отличной от системы финансовых отношений в других регионах. Наиболее ярко эти отличия проявляются в системе территориального налогового и инвестиционного законодательства, в системе расходов бюджета субъекта РФ, в формах и механизмах государственной поддержки товаропроизводителей.
Финансовый механизм современного общества, его элементы
Реализация финансовых отношений осуществляется посредством финансового механизма.
Финансовый механизм является одной из важнейших подсистем хозяйственного механизма. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Структура финансового механизма.
Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений следует выделить составные части финансового механизма в виде:
В соответствии с территориальным делением РФ следует отдельно выделить:
Финансовый механизм очень динамичен. Его изменения происходят в связи с решением отдельных тактических задач.
Финансовый механизм распадается на две части:
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений, обязательной для всех его участников.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила организации финансов в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений в коммерческом секторе экономики. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов, определяет направления их использования.
К анализу содержания финансового механизма существует несколько подходов.
1. Т. Балабанов выделяет следующие элементы финансового механизма:
2. Белорусские ученые определяют содержание финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов. Ими выделяется две подсистемы финансового механизма, объединенные системами правового регулирования, планирования и управления:
Финансовое обеспечение реализуется в нескольких формах: самофинансирования, кредитования, безвозвратного финансирования, бюджетных ассигнований, привлечения финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг.
Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Суть финансовых методов регулирования заключается в том, что они являются конкретными формами, способами распределения финансовых ресурсов, основывающихся главным образом на сальдовом методе. Инструменты: платежи, отчисления.
Функционирование финансового механизма обеспечивается через правовое регулирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовых отношений, а также планирование и управление.