Понятие что такое выборы
Понятие и виды выборов
Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два и более кандидата или несколько партий.
Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны. Важным следствием является и отбор политических лидеров – граждане вольны заменить тех, кто не оправдал их доверия, на более достойных. Так что регулярно проводящиеся выборы держат политических руководителей в форме, в напряжении: через несколько лет им так или иначе придется отчитываться перед избирателями.
Виды выборов. Классификаций выборов довольно много.
1) Самая простейшая – в зависимости от территории их проведения. По этому критерию различают общенациональные выборы, которые проводятся в масштабах страны, региональные выборы, проводимые в рамках крупных территориальных единиц, и местные выборы, охватывающие административно-территориальную единицу или город (т.е. объединяют граждан, живущих на определенных небольших территориях, у которых есть свои местные органы).
3) В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые. Прямые выборы – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных ступеней. Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы всегда имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, многоступенчатыми выборами (коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента) избирается президент Италии. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское собрание народных представителей – китайский парламент – избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. Люди, избранные в один орган, избирают затем своих представителей в другой орган.
4) Выборы также делятся по времени проведения на очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи со смертью, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента.
5) Выборы бывают еще дополнительными, которые проводятся в зависимости от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. Необходимость их проведения возникает тогда, когда кто-то из членов парламента выбывает из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся в тех округах, где произошло выбытие депутата.
6) Частичные выборы в отличие от дополнительных – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа. Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенаторы США избираются на шесть лет, но не одновременно – каждые два года переизбирается треть Сената.
Помимо приведенной классификации выборов в некоторых странах встречается своя специфическая терминология. Например, в США применяется термин «промежуточные выборы» – выборы, которые проводятся в тот год, когда не избирается президент.
В американской терминологии есть и такое понятие, как «первичные выборы» (праймериз). Это выборы, в результате которых проводится отбор кандидатов от той или иной партии. Из нескольких кандидатов – республиканцев и демократов – избирается по одному. Это партийные выборы. Результатом этих выборов является отбор кандидата на должность президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партии.
Существует такое понятие, как «обязательные выборы»(обязательное голосование). Обязательность обеспечивается путем наложения санкции[7] в том случае, если избиратель не принял участия в голосовании. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание: списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. Все эти более или менее строгие меры воздействия применяются для борьбы с таким распространенным явлением, как абсентеизм (от англ, absent – отсутствовать) – добровольное неучастие граждан в выборах.
Понятие что такое выборы
Статья 2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
(см. текст в предыдущей редакции)
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 25 в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 2 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
(пп. 35.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(пп. 35.2 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(пп. 41.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 47 в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 49 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 52.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 62 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 2 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
(пп. 62.1 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(пп. 63 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Выборы
Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Существуют разные виды выборов:
1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.
Содержание
Избирательные системы
Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.
Мажоритарная система
От фр. Majoritee — большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» [1] предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Пропорциональная система
При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. [2] Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Система
Смешанная система
Гибридная система
Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.
Избирательный ценз
Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:
Стадии избирательного процесса
Электронные выборы
При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.
Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами. Конституционный суд Германии, исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов. [3]
Избирательные технологии
В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.
Недостатки избирательных систем
Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе
Избирательное право
Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.
Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.
Выборы по странам
Выборы в России
История
История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.
В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.
В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» [4] и заранее утверждались руководством. [5] Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации. [6]
До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
Система выборов в России
В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.
Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm статья 81) и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.
Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.
Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий. [7] На президентских выборах 2012 года были установлены на избирательных участках по две вебкамеры (общий план и вид на урну), трансляции с которых публиковались в день выборов на сайте http://webvybory2012.ru.
Отмена результатов выборов
По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что [9] :
Выборы: что это такое, их виды и правила, а также регламент избирательного процесса
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Даже те, кто не ходит на выборы (из принципа или «просто так получилось»), в общих чертах знают об их назначении.
Сегодня мы разберемся в этой теме более подробно, узнаем, что такое выборы, кто может принимать в них участие, для чего нужно кого-то выбирать и каков алгоритм проведения избирательного процесса.
Немного истории
Истоки выборов, как мероприятия по избранию «главного», лежат в далеком прошлом, когда человечество спустилось с деревьев на землю (если, конечно, Дарвин был прав, и мы действительно произошли от обезьян).
Человек, как один из видов млекопитающих — стадное животное. А в стаде (стае) обязательно должен быть вожак, который будет направлять и координировать действия остальных.
Первые выборы вожака выглядели как силовые поединки, в которых побеждал сильнейший. Но спустя тысячелетия сила перестала быть главным мерилом достоинств лидера. Возникла необходимость в избрании «продвинутых» людей, способных вести свой народ к процветанию.
Процедура выборов, схожая с современной, возникла в Древнем Риме. Представьте: римлянин, желающий быть выбранным на какой-либо пост, заявлял об этом властям, затем надевал белую тогу (одежда, напоминающая платье) и шел на площадь агитировать жителей голосовать за него.
Кстати, эта белая тога называлась кандида, а тот, кто ее носил — кандидатом. Затем жители в обозначенный день на дощечке писали имя своего избранника и опускали его в специальный сосуд. Не правда ли, знакомая картина?
С самого детства мы постоянно что-то выбираем: игрушки, ВУЗ, профессию и т. д. Поэтому само понятие для нас не ново.
А вот процедура выбора кандидатов на какой-либо пост сопряжена с рядом специальных (процессуальных) действий.
Чтобы все стало понятным, разберем, что означают термины, принятые в процедуре выборов:
Вывод: выборы — это процедура, в ходе которой избиратели выбирают кого-либо методом открытого или тайного голосования.
Виды выборов
Существует 2 варианта проведения выборов:
Также выборы классифицируются и по другим критериям:
Кто может быть избирателем и избираемым в РФ
Статус избирателя и кандидата регламентируется Федеральным Законом (ФЗ) № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. В нем прописано, что избирателем или избираемым может быть гражданин РФ, достигший 18 лет на день голосования.
Кто не вправе участвовать в качестве избирателя:
Кто не может быть избранным:
Возрастной ценз на избираемые должности:
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право голосовать и быть избранными только в органы местного самоуправления (это что?).
Алгоритм выборного процесса
Избирательный процесс в РФ регламентируется законодательством, материально обеспечивается из государственных ресурсов и организуется гос.властью.
Выборы — это поэтапный процесс:
Виды оценки большинства голосов
В зависимости от формы голосования, принято различать несколько видов оценки большинства голосов:
Пример: общее число избирателей = 100 человек, на выборах проголосовал 51 человек (т.е. они считаются состоявшимися). В этом случае простое большинство голосов = (50 % + 1) от 51 человека = 26 человек или же (25 % + 1) от 100 человек, что также = 26.
Голосование с такой формой подсчета голосов применяется, например, при выборе Президента РФ;
Краткое резюме
Выборы — это не только процедура избрания «кого-то куда-то», но и выражение собственного мнения о том или ином кандидате и, в его лице — о той структуре (политической партии, общественном движении и т.д.), которое он представляет.
Избитая фраза о том, что участие в выборах — это выражение гражданской позиции, имеет глубокий смысл. Каждый человек индивидуален, поэтому сколько людей, столько и мнений.
Но только совокупность этих мнений может дать по-настоящему положительный результат при решении вопроса о перспективах жизни каждого человека, государства и мирового сообщества в целом.
Так и хочется патетически воскликнуть: «Все на выборы!», но решение об этом каждый должен принимать самостоятельно и осознанно.
Читайте наш блог, это интересно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Пустая формальность. Результаты формируются с помощью телеящика. Кого надо, того и выберут.
В ответ на Александр. Ну, хорошо, что не с помощью Ютуба или Фейсбука, а то бы во всех странах у власти были бы марионетки Запад. ИМХО.
Чтоб люди ходили на выборы, к ним должно быть доверие, а чтобы было доверие, нужно, чтобы выборы были максимально прозрачны.
Вообще, подтасовки результатов крайне важная проблема, не решив её, не будет той легитимности на какую рассчитывает власть.
Олег: согласен. В США, например, подтасовать результаты раз плюнуть (система выборов не прямая). В странах, где запрещены экзит-полы (опросы на выходе с избирательных участков), тоже не так сложно нарисовать нужные цифры.
Радуете, что в России очень высокая явка (есть доверие) — прогнозы и экзит-полы еще ни разу не расходились с реальными результатами. Чего не скажешь о многих странах бывшего СССР и Европы.
Очень понравилось, что на последних выборах в ГосДуму в Единой России были проведены праймериз (предварительные голосования, для выбора будущих кандидатов в депутаты). Это дало понять партии, каких именно ее кандидатов народ хочет видеть в Думе. В результате, это первый состав Думы, за который не стыдно (люди на своем месте).