Понтонный батальон что это

Понтонно-мостовой парк: как работают военные понтоны

Понтонный батальон что это

Военные нашли решение еще в древние времена. Легионеры Юлия Цезаря прекрасно знали, как быстро перебраться через реку, противоположный берег которой занят противником. Вдоль берега собирали плот, по длине равный ширине реки. По его краю, обращенному в сторону врага, устраивали подобие забора, который защищал и от излишнего любопытства противника, и от вражеских стрел. Оба конца плота привязывали к колу, вбитому в землю. В час штурма один из концов освобождали от привязи, и само течение реки поворачивало конструкцию поперек реки. Воины устремлялись на врага, и по этому же плоту непрерывным потоком шли подкрепления. Так был изобретен плавучий (наплавной, по терминологии военных специалистов) мост-лента.

Опора на лодки

В средневековой Европе наплавной мост-лента, как и многие другие античные достижения, со временем был забыт, особенно с появлением и развитием артиллерии. Причина проста: наплавной мост плотовой конструкции имеет очень малую грузоподъемность.

Широка река

Понтонный батальон что это

В России много рек не просто широких, а очень широких Волга у Ярославля — 800 метров, Зея недалеко от Благовещенска и того больше — километра четыре. Понтонный мост такой длины навести невозможно. В этом случае понтонеры переходят к другой схеме. Они собирают паромы. Самый маленький паром делается из двух звеньев. Его грузоподъемность 40 тонн и он в состоянии переправить танк. Паром из четырех звеньев сможет перевезти сразу два танка. Один парк способен дать 12 40-тонных паромов. Звеньев хватило бы и на большее число, но в комплекте парка всего 12 катеров. Самые большие понтонные паромы рассчитаны на 170 т. груза. Таких из комплекта парка можно собрать всего четыре. Однако такая конструкция легко перевозит даже ракетную установку Тополь-М с охраняющей ее парой БТР. Паром через реку может двигаться со скоростью до 10 км/час. Не особенно быстро, но пока военные мостостроители перебросят через широкую реку постоянный мост, на что уйдет не одна неделя, паромы вполне обеспечат переправу воинских грузов.

Со временем было найдено более интересное решение — наводить наплавные мосты по принципу обычных мостов на опорах. Изюминка здесь состояла в том, что опоры в виде свай, ряжей, быков заменялись лодками или баржами достаточной грузоподъемности. Достаточно поперек реки установить и закрепить на якорях нужное количество лодок, уложить пролетные строения между ними — и наплавной мост готов. Как только конструкция выполняла свою роль, мост разбирался достаточно легко и быстро, а его элементы можно было перевезти на новое место, чтобы собрать вновь.

По мере развития этой идеи были придуманы специализированные лодки, получившие название понтонов. Мосты же, построенные с их помощью, стали называть понтонными. Они очень пришлись по душе войскам, особенно артиллеристам — теперь они могли легко переправлять свои орудия. В артиллерийских полках появились понтонные команды, имевшие комплекты оборудования, которое позволяло наводить наплавные мосты. Эти комплекты стали называть понтонными парками.

Понтонный батальон что этоКлассический понтонный мост, состоящий из плавучих опор и перекрытий. Как нетрудно понять по виднеющемуся на заднем плане знаменитому силуэту собора, снимок сделан в немецком городе Кельн. Мост имел гражданское применение и существовал на рубеже XIX—XX вв.

Понтонные мосты приобрели огромную популярность и в гражданской жизни. Везде, где невозможно или нецелесообразно строить постоянные мосты, наводили понтонные. Например, в столице Российской империи Санкт-Петербурге первый мост был как раз наплавным (1727). Первый постоянный мост на деревянных опорах был построен лишь в 1811 году (Каменноостровский). А последний наплавной мост (Исаакиевский) просуществовал до 1916 года. С наступлением зимы такие мосты снимали, а через Неву переправлялись по льду.

Парусина и резина

На протяжении нескольких веков конструкция военных понтонных мостов совершенствовалась. Прежде всего это касалось самих понтонов. Существовали понтоны деревянные, стальные, медные и даже парусиновые (например, понтонный парк из парусиновых понтонов конструкции капитана Немого образца 1756 года). Любыми способами инженеры старались обеспечить наименьшие вес и габариты мостов, при этом увеличив их грузоподъемность. Улучшались и конструкции пролетных строений. Все нововведения преследовали главные цели: сократить время наводки понтонного моста, уменьшить количество привлекаемого к наводке моста личного состава и увеличить грузоподъемность моста по мере того, как воинские грузы становились все тяжелее.

Понтонный батальон что это

С внедрением в обиход резины появились образцы мостов с резиновыми надувными понтонами (пример — советский МПДА).

Но в общем и целом принцип понтонного моста оставался все тем же, что и века назад, — плавучие опоры, на которые уложено пролетное строение. Даже Вторая мировая война, в корне изменившая едва ли не всю военную технику, практически ничего не сдвинула в понтонном деле.

Например, советский понтонный парк ТПП, позволявший наводить мосты длиной 205 м под грузы массой 70 т, перевозился на 116 автомобилях, наводился за два с половиной часа и имел ширину проезжей части около 4 м.

Понтонный батальон что этоПонтонный парк ППС-84 позволяет протянуть поперек реки настоящую авто- и танкостраду. Звенья в нем модернизированы так, что могут соединяться не только в длину, но и в ширину. Это позволяет собирать мост с шириной проезжей части почти 14 метров при грузоподъемности 120 тонн. По такому мосту танки могут двигаться в две колонны и без ограничения скорости.

Мост «гармошкой»

И только в начале 1950-х группе конструкторов инженерных войск Советской армии (Ю. Глазунов, М. Михайлов, В. Асеев и др.) пришла в голову простая мысль — отказаться от пролетных строений и превратить в проезжую часть моста сам понтон. Правда, в этом случае понтоны пришлось бы ставить вплотную друг к другу и их понадобилось бы очень много, зато понтону пришлось бы нести лишь полезную нагрузку, немалый вес пролетного строения исключался.

Однако проезжая часть должна обеспечивать движение танков, то есть иметь ширину хотя бы 4 м (ширина танка по гусеницам 3,2 м). Понтон такой ширины не вписывается ни в железнодорожные, ни даже в обычные автодорожные габариты.

Понтонный батальон что этоАвтомобиль, несущий звено из комплекта современного понтонного парка ПП-2005. Как можно заметить, несмотря на появление новых модификаций, центральная идея остается прежней. Базовым блоком наплавного моста является звено, состоящее из 4-х связанных шарнирами элементов.

После перебора многих вариантов было найдено необычайно оригинальное решение — сделать понтон складным: четыре отдельных понтона меньшего размера соединялись между собой шарнирами. В сложенном виде понтон получил размеры 6,9 х 3,15 х 2,3 м и теперь легко помещался на тяжелом грузовике КрАЗ-214, то есть вписывался в требуемые транспортные габариты. Называлась такая складная конструкция «звеном».

Полчаса на преграду

Стоило сбросить звено с машины в воду, как с ним происходила чудесная трансформация — оно само раскладывалось, превращаясь в шестиметровый участок 60-тонного моста с шириной проезжей части 6,5 м.

Теперь за работу принимались два солдата-понтонера. Они запрыгивали на раскрывшееся звено (прикрепленное тросом к машине, оно не уплывало далеко) и несколькими движениями рычагов превращали шарнирно соединенные понтоны в жесткое единое целое. С помощью багров солдаты сближали свое звено со звеньями соседей и скрепляли их между собой с помощью специальных замков. Таким образом, соединение звеньев занимало считанные секунды.

И вот уже вдоль берега вытягивалась цепочка звеньев, соединенных в ленту. Теперь наступал час буксирных катеров. Их привозили на тех же «КрАЗах» и сбрасывали в воду чуть ниже по течению. Пока понтонеры занимались своим делом, катеристы готовили суда к работе — запускали и прогревали моторы, занимали исходные позиции. Часть катеров заходила выше линии моста, часть — ниже. По свистку командира батальона катера начинали отводить конец ленты моста от берега. По мере того как лента разворачивалась, к ней подсоединялись все новые катера. Когда мост вставал поперек реки, береговые команды закрепляли его концы, а катера удерживали ленту, чтобы она не изогнулась в дугу под действием течения. Катера, оказавшиеся выше по течению от моста, подходили к ленте, принимали от понтонеров якоря и завозили их вверх по течению. Понтонеры лебедками натягивали якорные тросы, выравнивая линию моста. Затем катера отсоединялись и уходили. Так завершалось наведение переправы.

С момента, когда колонна автомобилей начинает движение с расстояния 500 м от берега, и до момента, когда контрольная нагрузка (один из автомобилей) проедет по мосту туда и обратно, должно пройти всего 30 минут. Таковы армейские нормативы. Для прежних понтонных парков на наведение переправы требовалось не меньше 2−3 часов. В 1979 году 1257-й отдельный понтонно-мостовой батальон подполковника А.В. Скрягина навел мост через реку Лаба (Эльба) у селения Горни Почапли в Чехословакии за 14 минут.

Уроки супостатам

Понтонный батальон что это

А что же наш «вероятный противник»? В шестидесятые годы в НАТО так и продолжали пользоваться наплавными мостами конструкций времен Второй Мировой. Тогда наша армия по переправочным средствам была «впереди планеты всей». В 1972 году военный мир ахнул, увидев чудо передовой американской технической мысли — наплавной мост Ribbon Bridge (RB). Правда, американцы забыли упомянуть, что RB это просто ухудшенная копия советского парка ПМП десятилетней давности. Грузоподъемность вроде бы та же, однако ширина проезжей части составляла всего 4.6 м. Следом по образу и подобию советского ПМП создали свой понтонный парк и в Западной Германии — Faltschwimmbrücken-System (Bw).

Танки, поезда и буровые вышки

Полный комплект машин и оборудования для наведения мостов из складных звеньев получил название ПМП (понтонно-мостовой парк) и был принят на вооружение Советской армии в 1962 году. Ширина проезжей части моста из парка ПМП просто невероятна для всех ранее существовавших понтонных мостов — 6,5 м. Если раньше автомобили могли ехать по понтонному мосту со скоростью пешехода, а танки и вовсе ползли как черепахи, то по ПМП первые могут ехать как по шоссе, не снижая скорости, а вторые — достигая 30 км/ч. Ширина моста позволяет организовать движение автотранспорта в две колонны или одновременно в обоих направлениях. Комплект парка (32 речных и 4 береговых звена) позволяет построить мост длиной 227 м и грузоподъемностью 60 т (а это значит, что мост обеспечивает движение всей техники, какая может быть в войсках). Если же переправа танков не предполагается, то, «располовинив» часть понтонов, можно навести мост длиной 382 м под грузы до 20 т. Правда, и проезжая часть будет уже — всего 3,3 м. Для автомобилей этого вполне достаточно. Кстати, звено в раскрытом виде, весящее около 5 т, имеет специальные крепления для перемещения с помощью вертолета.

Понтонный батальон что это

Со временем Советская армия обзавелась усовершенствованным вариантом понтонного парка — ПМП-М, который перевозился на более мощных автомобилях КрАЗ-255. Теперь мост мог наводиться при скорости течения реки 3 м/с вместо прежних 2 м/с. К 1984 году на вооружение армии поступил понтонный парк ППС-84. В этом комплекте звенья могли соединяться не только в длину, но и в ширину, что позволяло собирать мост с шириной проезжей части почти 14 м при грузоподъемности 120 т. По такому мосту уже и танки могли двигаться в две колонны и без ограничения скорости. Правда, тут наши военные слегка «переборщили». Полный комплект парка ППС-84 оказался слишком громоздким, хотя и позволял построить мост под нагрузку 120 т длиной 702 м, а под обычные 60 т — почти 1,5 км. Его наводили шесть понтонных батальонов.

Зато такой мост шириной 14 м и длиной 702 м можно было использовать в качестве плавучего аэродрома для самолетов с укороченным взлетом и посадкой или в качестве наплавного железнодорожного моста (МЛЖ-ВТ). Существовал также пластиковый вариант все того же модернизированного ПМП.

Сегодня различные варианты и комплекты ПМП охотно используют нефтяники и газовики. Из звеньев, доставляемых в самые труднодоступные места Западной Сибири, собирают плавучие платформы для буровых вышек или насосных станций. А чтобы не иметь проблем с плавучестью, понтоны заполняют пенопластом. Такое звено уже абсолютно непотопляемо.

Источник

Понтонный батальон что это

Через огонь и воду

История 1-го гвардейского отдельного Краснознаменного ордена Александра Невского Кингисеппского понтонно-мостового батальона восходит к давним временам — к 1712 году, когда по указу Петра I была создана первая в России понтонная рота на реке Неве в 25 верстах от Петербурга. Здесь и ныне есть поселок Понтонный. В нем до войны размещались воинские понтонные части. В 1939–1941 годах я служил в 6-м понтонном батальоне вначале рядовым, а затем ответственным секретарем комсомольской организации. Во время войны с белофиннами понтонеры проявили мужество и отвагу при форсировании Вуоксы, за что батальон был награжден орденом Красного Знамени. В начале 1941 года 6-й понтонный батальон переформировали в 6-й отдельный понтонный полк, командиром которого стал подполковник С. И. Лисовский.

С началом Великой Отечественной войны на базе 6-го понтонного полка было сформировано несколько [258] понтонных подразделений, в том числе и 41-й отдельный понтонно-мостовой батальон под командованием капитана И. В. Манкевича.

Боевое крещение батальон получил в августе 1941 года при наведении мостовой переправы через Вуоксу. Рота под командованием старшего лейтенанта А. А. Смирнова занималась переправой, остальные подразделения минировали дороги, мосты, лесные просеки, сдерживая наступавшего противника. Обеспечивая отход наших войск, сама рота Смирнова попала в окружение, из которого вышла в конце августа. Остальные подразделения батальона под командованием капитана И. В. Манкевича мужественно сражались на Карельском перешейке и были вывезены в Ленинград на кораблях Ладожской флотилии. В начале сентября весь батальон был собран в деревне Малое Манушкино на правом берегу Невы.

Обстановка продолжала ухудшаться. Перед понтонерами была поставлена задача переправить часть наших войск на левый берег Невы. 41-й и 42-й понтонные батальоны сосредоточились в Невской Дубровке, а 21-й понтонный батальон и одна рота 2-го запасного понтонного батальона — несколько ниже, близ деревни Островки.

Форсирование началось у Островков под сильным огнем артиллерии противника. Но это была лишь отвлекающая демонстрация. Ночью наши войска форсировали Неву у Невской Дубровки и захватили плацдарм в районе Арбузове — Московская Дубровка, знаменитый Невский «пятачок». При переправе танков погибли командир 41-го понтонного батальона капитан И. В. Манкевич и политрук роты X. А. Хан. За обеспечение этой операции 41-й понтонно-мостовой батальон был награжден орденом Красного Знамени.

В начале 1942 года батальон вывели к Ново-Саратовской колонии. Командиром его стал майор И. А. Гультяев, опытный понтонер, командовавший перед войной 6-м понтонным батальоном. Требовательный к себе и к подчиненным, он за короткое время завоевал большой авторитет среди бойцов и командиров.

Большую помощь в партийно-политической работе в батальоне оказывал нам политотдел спецвойск Ленинградского [259] фронта, начальником которого был полковник В. В. Богданов. Политработники В. М. Игнатов, Б. С. Фадеев, Н. Ф. Тенешев часто бывали в батальоне. Хорошей опорой командира была партийная организация. Наш парторг политрук С. В. Горбачев и секретарь комсомольской организации Олег Рудаков всегда находились в подразделениях.

В начале сентября 1942 года в батальон прибыли начинж фронта генерал Б. В. Бычевский и комиссар Инженерного управления подполковник М. А. Король.

— Пришло время прервать боевую подготовку, — сказал Бычевский. — Будем вторично форсировать Неву. Вчера разведчики доложили, что на Невском участке появилась одиннадцатая немецкая армия Манштейна с задачей штурмом захватить Ленинград. Мы должны в районе Невской Дубровки переправить на левый берег Невы две дивизии и одну бригаду, которые должны измотать армию Манштейна, заставить его отказаться от штурма Ленинграда, а в случае удачи прорвать блокаду и соединиться с войсками Волховского фронта. С вами будут обеспечивать форсирование сорок второй и двадцать первый понтонные батальоны.

Мы понесли большие потери. Погибли командир 21-го батальона капитан Назаров, заместитель командира нашего батальона капитан Цветков, погиб лейтенант Борис Волков. При форсировании особо отличились командиры рот Королев, Смирнов, Журавлев, Рощин, политруки Иванов, Левин, Кущ, Дауров, командиры взводов Евтушенко, Зубков, Макаренко, Васенин, Барзман, Фаттахов, сержанты и красноармейцы Тетерюков, Лушников, Жуков, Жабин, Варавин, Сорокин, Высоцкий, Новиков, Петров и многие другие. [260] В этих боях вражеский план штурма Ленинграда был сорван.

Вскоре пришел приказ: понтонерам 42-го, 41-го и 21-го понтонных батальонов переправить на левый берег две бригады танков Т-34 и КВ. Восемьсот метров по неокрепшему невскому льду! Работники технического отдела Инженерного управления предложили армировать лед тросами — вморозить их в лед. Это было и заманчиво, и рискованно: достаточно одному снаряду попасть в трассу, и она полностью выйдет из строя. К тому же подобную трассу на новое место не перенесешь. От этого варианта пришлось отказаться, как и от другого предложения: прорубить через всю Неву полынью и перевозить танки на паромах. Зимой подо льдом обычно идет мелкий лед — шуга, которая быстро заполнит полынью и сорвет переправу.

Тогда-то в техническом отделе и родилась смелая идея: проложить по льду поперечины в виде шпал, а по ним колейный настил из трех брусьев-пакетов, свинченных между собой. Всю эту систему крепить ко льду сквозными трубчатыми штырями. Штыри вмерзнут в лед и стянут его с настилом.

В начале декабря 41-й батальон, которым командовал уже капитан Е. П. Гуляницкий (майор И. А. Гуль-тяев стал заместителем командира 52-й инженерной бригады), построил на Неве у Ново-Саратовской колонии пробный участок переправы. Настил выдержал тягач весом около 30 тонн, прогиб льда был небольшим. Теперь нужно было испытать переправу «тридцатьчетверки» с полным боекомплектом. 16 декабря к нам прибыли Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, командующий фронтом генерал-полковник Л. А. Говоров, член Военного совета генерал А. А. Кузнецов, Б. В. Бычевский, М. А. Король, танкисты во главе с командиром бригады И. Б. Шпиллером, все командиры понтонных частей. Бычевский доложил Ворошилову о готовности. Майор Гуляницкий дал водителю танка Михаилу Иванову последние наставления: идти плавно, без рывков, на минимальной скорости. Танк, урча, взошел на колею. На берегу абсолютная тишина. Ворошилов обращается к Говорову: «Здорово придумали. Молодцы, понтонеры!» Танк проходит двадцать, тридцать, [261] пятьдесят метров. И вдруг брусья вздыбились, и танк пошел ко дну. Над льдинами показались руки и голова танкиста. Понтонеры подхватили его, вынесли на берег. Подозвав командиров, К. Е. Ворошилов сказал:

— Пробная переправа откладывается. Но затея ваша хорошая. Вам, товарищи инженеры, придется придумать, как еще усилить лед, а с вами, Бычевский, будет особый разговор.

Маршал приказал начинжу разобраться в причинах неудачи, доложить новый вариант усиления льда. Инженеры и командиры частей вместе с Бычевским и М. А. Королем подошли к полынье и быстро определили: поспешили с испытанием. Штыри еще не успели смерзнуться со льдом и настилом. Через несколько дней было проведено повторное испытание. Т-34 четыре раза прошел по настилу.

За несколько дней до начала боевых действий все инженерные и понтонные части твердо знали свою задачу. 52-я инженерная бригада полковника А. П. Шубина и 106-й инженерный батальон майора И. И. Соло-махина должны были расчищать лед от торосов и пропускать по нему легкие танки и артиллерию на колесной и гусеничной тяге. 21-й понтонный батальон под командованием капитана Л. Е. Труппа получил участок для переправы танков в районе против 8-й ГЭС. Несколько выше по течению, в четырех километрах от него, действовал 41-й батальон. Еще тремя километрами выше — между Марьино и Шлиссельбургом — находилась переправа 42-го батальона майора Г. М. Прохорова. Начальником всех переправ назначен подполковник И. А. Гультяев. Все переправочные средства сосредоточены вблизи будущих переправ и тщательно замаскированы. В эти дни во всех подразделениях прошли партийные и комсомольские собрания, на которых было зачитано обращение Военного совета фронта к солдатам, сержантам и офицерам 67-й армии и приданных ей частей: «Смело идите в бой, товарищи! Помните, вам вверены жизнь и свобода города Ленина. Вам предстоит разгромить Синявинскую группировку врага, соединиться с войсками Волховского фронта и прорвать вражеское кольцо блокады. В бой, в беспощадный бой с врагом. » [262]

Утро 12 января 1943 года. Встали раньше обычного. В 8 часов батальон построен с развернутым знаменем части. Начальник штаба капитан В. В. Воронов отдает рапорт командиру. Проводим митинг. Командиры и бойцы клянутся выполнить поставленную перед батальоном задачу. Многие солдаты и сержанты подают секретарю партбюро С. В. Горбачеву заявления с просьбой принять их в партию. Рассвело. Стрелка часов приближается к 9 часам 30 минутам.

Первыми начали «катюши». Выходим к Неве, всматриваемся в противоположный берег. Там ничего не видно, сплошной дым, сквозь который часто мелькают вспышки огня от разрывов снарядов и мин. Снег становится черным.

11.40. В небо взвивается серия зеленых ракет, артиллерия переносит огонь в глубину. Первыми выходят на лед минеры Петра Евстифеева, чтобы проделать проходы в минных полях врага. Вслед за ними пошла пехота. Понтонеры подтаскивают к месту переправы брусья, щиты. Наступление началось! Одна за другой оживают уцелевшие огневые точки врага. Но бойцы уже у левого берега, слышно их «ура!». Над передним краем гитлеровцев — наши штурмовики. Через реку идут противотанковые орудия, легкие танки. От раненых узнаем, что наши овладели первой линией траншей, ведут бой за вторую.

К середине дня наши войска захватили плацдарм в 8–10 километров по фронту и 500–800 метров в глубину, нужны тяжелые танки. Колейная дорога растет. Бойцы технической роты капитана Квактуна развернули электростанцию, сверлят отверстия, забивают штыри. Работаем всю ночь. Под утро 13 января мороз усилился, понтонеры довольны: лед крепчает. Все делается «понтонным шагом» — бегом. Несмотря на сильный мороз, бойцы сбрасывают шинели — жарко.

Утром темп работ замедлился. Все устали, да и противник начал обстреливать переправы. Военфельдшеры Люся Ганджа и Костя Ибрагимов перевязывают раненых, и они возвращаются к работе. Заместитель командира батальона капитан В. Т. Баев тщательно проверяет качество укладки колеи. Слева понтонеры 42-го батальона обогнали нас. Солдаты начинают спешить. Политруки [263] П. А. Левин, Н. И. Кущ успокаивают воинов: танков много, хватит на все переправы, главное — качество! Уже затемно, в седьмом часу вечера, переправа закончена. Ровно в 19.00 по ней пошел первый танк. Его сопровождают Бычевский, инженеры и командиры-танкисты. Танк благополучно вышел на берег, за ним пошел второй, третий, десятый. Понтонеры, несмотря на страшную усталость, торжествуют. Работа не пропала даром!

Пехота получит огневую поддержку.

Пропустив 40 танков, настилу дали отдохнуть. В 3 часа ночи переправу продолжили. Было принято решение — все 96 танков пропустить через нашу переправу. К вечеру 15 января 93 танка уже были на левом берегу. Но девяносто четвертый танк утонул: переправа не выдержала. Понтонеры 42-го батальона стали переправлять тяжелые КВ, а к нам подошел начинж фронта Бычевский.

— Потеря танка — это ЧП. Пойду доложу Жданову.

Связист быстро устанавливает связь, и Бычевский докладывает:

— Андрей Александрович, на участке Гуляницкого переправили девяносто три танка, девяносто четвертый утонул. Танкиста спасли.

Жданов с присущей ему рассудительностью и спокойствием отвечает:

— Что же вы, Борис Владимирович, хотите сотню танков переправить и ни одного не утопить? Переправляйте дальше, пехота ждет танки, а понтонерам передайте мою благодарность.

За пять дней на левый берег 41-м батальоном было переправлено около сотни танков Т-34 и более 15 КВ.

. Блокада была прорвана!

Через несколько дней пришла радостная весть — приказом Верховного Главнокомандующего нашему батальону было присвоено звание гвардейского. Батальон получил новое наименование: 1-й гвардейский отдельный Краснознаменный. Гвардейское знамя нам вручали член Военного совета Ленинградского фронта генерал А. А. Кузнецов, генерал-майор Б. В. Бычевский, подполковник М. А. Король. [254]

В последующих боях понтонеры оправдали гвардейское звание. Батальону было присвоено наименование Кингисеппского, он был награжден орденом Александра Невского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *