Понимает ли ребенок в 5 месяцев что мама говорит
Энциклопедия мам
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
В пять месяцев многие малыши уже начинают интенсивно активничать, некоторые начинают переворачиваться со спины на живот и в обратном порядке. Помните, что, как только вы увидели, что ребенок начал сам переворачиваться, его совсем нельзя оставлять без присмотра даже на пару минут, так как малыш может за доли секунды перевернуться и упасть.
Сидеть ребенок самостоятельно еще не может, а только учится этому, поэтому усаживать его специально не стоит, а вот начинать потихоньку учить малыша садиться уже можно. Особенно нежелательно пытаться сажать раньше времени девочек, так как это может негативно сказаться на расположении органов репродуктивной системы.
В пять месяцев малыш уже умеет сильно сжимать кулачок, держать игрушки и прочие предметы, например, бутылочку. Некоторые дети уже встают на четвереньки, так как мышцы быстро развиваются и находятся в тонусе.
Нормы веса и роста у ребенка в 5 месяцев
Как правило, к пятому месяцу жизни ребенок весит вдвое больше, чем при рождении. Вес и рост – показатели индивидуальные, которые могут зависеть от многих факторов, но все же, есть общепринятые нормы, на которые можно опираться.
Итак, диапазон у ребенка в пять месяцев:
Но, даже если ваш ребенок не вписывается в данный диапазон, совсем не значит, что у него обязательно есть проблемы с развитием. Кроме того, в этом возрасте вес и рост не зависят от пола.
Что умеет ребенок в 5 месяцев
Должное развитие ребенка в пять месяцев как у мальчиков, так и у девочек, позволяет малышу начать фокусировать взгляд на различных предметах. Переводит взгляд с предмета на предмет. Дело в том, что в этом возрасте зрение ребенка улучшается, он уже различает цвета и даже их оттенки.
Начинает прислушиваться к музыке.
Начинает произносить согласные звуки и слоги «ба», «га, «па».
Лежит на животике и упирается на кисти рук, поворачивается со спины на живот.
Реагирует на новые игрушки, на незнакомых людей – замирает, оживляется, может испугаться. Начинает различать интонации голоса – строгий или ласковый тон общения
Хватает игрушки, двумя руками может держать бутылочку.
Улучшается память, но, все же, она еще остается краткосрочной. При этом в течение двух недель малыш может сохранять какие-то события у себя в голове.
Как правило, в развитии девочки обгоняют своих сверстников мальчиков, это связано с тем, что девочки рождаются уже более зрелыми. Именно поэтому зачастую девочки раньше начинают пытаться ходить и говорить.
Режим дня в 5 месяцев
У каждой крохи режим дня совершенно индивидуален, некоторые малыши могут проснуться всего 1-2 раза за ночь, а другим требуется «погулять» и три раза. Многие дети могут проспать всю ночь, не просыпаясь, и это тоже норма. Чтобы ребенок был спокойным и нормально развивался, у него должен быть свой режим, который будет ежедневно соблюдаться.
Как правило, в пять месяцев дети просыпаются утром в районе 6-7 утра, после чего следует кормление, игры и прогулка на свежем воздухе.
Режим сна
Первый дневной сон состоится, примерно в период между 10 и 12 часами. Всего за день ребенок этого возраста спит от трех до четырех раз. Важный момент – укладывать малыша на ночной сон нужно в одно и то же время, чтобы растущий организм не испытывал стресса.
Питание
К пяти месяцам у малыша увеличивается в размерах желудок, сформированы ферменты пищеварительной системы, глотательный рефлекс активно развит.
В 5 месяцев ребенок уже постепенно может начать получать овощное пюре, кашу, фруктовое пюре.
5. Как поддерживать развитие ребенка
Показываем ребенку окружающий мир
Малыш еще не совсем понимает различные игры, но занять его, все же, можно. Пока ребенок бодрствует, ему можно устраивать экскурсии по квартире, смотреть вместе с ним в окно, параллельно разговаривать или что-то рассказывать. Такое занятие точно увлечет вашего малыша.
Следующий важный момент – сенсорное развитие. Рядом с ребенком должно находиться несколько игрушек с разными поверхностями, очень хороший вариант – развивающий коврик. Таким образом, малыш учится тактильно различать покрытия и поверхности на ощупь.
Обратите внимание на температурное восприятие – дайте ребенку теплый и холодный предмет, чтобы он мог учиться отличать температуры друг от друга.
Учите ребенка забирать предметы, держать их и не выпускать из рук некоторое время; дотягиваться «до точки назначения».
Детям можно включать спокойную музыку, лучше, если это будет классика.
Когда вы даете ребенку какой-либо предмет, четко и громко произносите вслух его название, это будет не только тренировать память, но и поможет малышу заговорить вовремя и без дефектов в речи.
В пять месяцев детки очень любят свое отражение в зеркале, они внимательно рассматривают себя и тех, кого видит рядом, поэтому хотя бы раз в день стоит приходить с визитом к зеркалу.
Помогите ребенку научиться присаживаться – берите его за ручки и медленно подтягивайте к себе до уровня примерно 30°. Помогите ему полностью сесть – держите его за кисти одной рукой, а пальцем второй руки проведите по позвоночнику снизу вверх.
Пять месяцев – это тот самый возраст, когда любой ребенок начинает развиваться быстрее, чем в предыдущие месяцы, практически каждый день от него можно ожидать что-то новое. Важно, в эти моменты быть рядом с малышом, помогать ему, но не перегружать большим количеством новой информации.
А самое главное – создать абсолютную безопасность, так как малыш становится более подвижным. Оградите ребенка от мелких деталей, высоких поверхностей, игрушек сомнительного качества и всего того, что может ему навредить. В первый год крохи учатся азам, делают они это очень увлекательно, поэтому наслаждайтесь вместе с ребенком этими моментами и всячески помогайте ему.
Развитие речи у детей
Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.
Раннее детство и развитие речи
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!
Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.
Какие факторы влияют на развитие речи
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Кто быстрее: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.
Как помочь развитию речи детейраннего возраста
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.
Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Как правильно формировать речь
Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!
На что обратить внимание
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Понимает ли ребенок в 5 месяцев что мама говорит
Когда начинать вводить блюда прикорма?
Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения № 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. В случае введения прикорма ранее 6-ти месяцев нужно учитывать показатели: массу тела, внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и пищевой статус ребенка. Но результаты исследований показали, что введение прикорма детям с массой тела при рождении от 1500 до 2500 г, находящимся на грудном вскармливании, в виде высококачественных продуктов прикорма, с 4-месячного возраста, не выявило у них никаких «преимуществ» в физическом развитии по сравнению с теми, кому прикорм вводили в 6 месяцев. Эти результаты подтверждают правильность рекомендаций ВОЗ/ЮНИСЕФ о кормлении детей исключительно грудным молоком в течение примерно 6 месяцев даже для маловесных детей.
Отечественные ученые до настоящего времени считают, что эти рекомендации применимы в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии, задержки внутриутробного развития и других болезней) при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов.
В этом случае первым видом прикорма для здорового ребенка должны быть не ранее традиционно используемые в России фруктовые пюре и соки, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте минеральными веществами и витаминами.
Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и микроэлементов, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при грудном вскармливании. Поэтому в Национальной программе оптимизации вскармливании детей первого года жизни приведена единая схема введения прикорма для детей на грудном и искусственном вскармливании
Сроки введения блюд прикорма детям первого года жизни
(Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2011г.)
Понимает ли ребенок в 5 месяцев что мама говорит
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Основные физические, физиологические и психологические параметры развития ребёнка в 5 месяцев, что должны уметь мальчики и девочки.
Нужны занятия с логопедом?
В семье, в которой совсем недавно появился малыш, внимание взрослых привлекает каждый новый звук и навык ребенка. Но это совсем другой человечек: он уже не тот привезённый из роддома беспомощный грудничок, в 5 месяцев развитие ребёнка характеризуется множеством достижений. Он успешно осваивает окружающую обстановку и изучает игрушки, собственное тело и возможности.
Контрольные цифры
К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост — от 64 до 65,9 см.
Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.
Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:
С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г. Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня. Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми — интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.
Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 6,1 | 8,3 |
Вес девочек, кг | 5,9 | 7,7 |
Рост мальчиков, см | 61,1 | 67,0 |
Рост девочек, см | 60,8 | 66,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 41,2 | 44,6 |
Окружность головы девочек, см | 40,3 | 43,2 |
Окружность груди мальчиков, см | 40,1 | 45,7 |
Окружность груди девочек, см | 40,3 | 44,5 |
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 6,0 | 9,3 |
Вес девочек, кг | 5,4 | 8,8 |
Рост мальчиков, см | 61,7 | 70,1 |
Рост девочек, см | 59,6 | 68,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 40,1 | 45,0 |
Окружность головы девочек, см | 38,9 | 44,0 |
Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции. За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже. Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.
Физическая активность и физиологическое развитие
Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.
Развивающие занятия
Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину — он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.
Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.
Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул — яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес. Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет. Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.
Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.
Первые попытки сесть
Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.
Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку — за другую мама слегка помогает — и ненадолго присесть. Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы). Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.
На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.
Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.
Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса. Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу. Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.
Психоэмоциональные изменения
Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.
Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:
Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.
Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты. Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно. Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.
Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:
Развитие и питание, вес и рост — по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете. Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50—60 дней позже, чем у мальчиков.
Пятый месяц — важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький — в том числе.