Понева одежда что это
Понёва – традиционный элемент женской одежды на Руси
Понёва – юбка из шерсти, состоящая из 3 и более тканевых кусков. Характеризуется богатой расцветкой, украшенным подолом. Юбка закреплялась на талии посредством шерстяного шнурка (гашника) и оборачивалась вокруг бедер. Понёва носилась женщинами, достигшими замужнего возраста. Нередко она выступала в качестве элемента свадебного наряда.
«ПОНЁВА. Домотканая шерстяная юбка старая национальная одежда белорусских и южнорусских крестьянок». (Толковый словарь Ожегова).
Что означает слово «понёва»?
Правильное название этого элемента – «понёва». В некоторых источниках встречаются и другие версии произношения: «панева», «понява» и т.д. В различных губерниях буква «ё» могла произноситься по-разному, отсюда и такое разнообразие названий.
Изначально исследователи считали, что слово «понёва» имеет следующие значения:
Согласно одной из версий считалось, что такое название имел не сам элемент одежды для женщины, а материал, то есть шерстяная ткань, украшенная клетчатым рисунком.
Большинство историков и этнографов сходятся во мнении, что это слово все же обозначает набедренную одежду.
Отличие поневы от другой одежды
Понева – одежда, которая похожа на юбку, но имеет свои уникальные отличительные черты. Она изготавливалась из лоскутов ткани, которая изготавливалась на ткацком станке. Его ширина превышала 35 сантиметров, поэтому не удивительно, что для одной юбки требовалось сразу нескольких полотен.
Главным элементом народного костюма выступала рубаха. Ее носили, и молодые девушки, и женщины в возрасте. Поверх рубахи надевались другие элементы. На юге Руси таким предметом одежды и была понёва. Существовал даже обряд – когда женщина выходила замуж, то надевала шерстяную юбку. В дополнение к ней шла особая нагрудная, а также плечевая одежда, головной убор. Этот комплект назывался понёвный.
«. наряд составляют: белая рубашка, клетчатая тёмно-синяя шерстяная понёва, с синею прошвою напереди, с обшивкою из красного кумача и позумента вокруг подола и с 2 продольными полосками сзади…» (Н.И. Второв)
Лоскуты ткани могли сшиваться не полностью. Некоторые юбки имели разрез сбоку или спереди. Длина юбки поневы соответствовала рубахе и могла достигать щиколоток, икр. Зависело это от традиций в конкретном регионе. Юбку поднимали до груди или опускали ниже линии талии. В процессе работы подол подворачивали и засовывали за пояс. Этот прием использовали и на праздничных мероприятиях. Таким образом, женщина могла продемонстрировать, как красиво была вышита ее рубаха.
Делали юбку поневу обычно дома, хотя можно было заказать ее у других мастериц, купить на рынке. Выкройка для юбки не требовалась, так как для изготовления нужны были только обычные прямоугольные полотна. Единственная хитрость заключалась во вставке гашника.
Ткань для поневы ткали из крапивы, конопли и шерсти. Допускалось использовать холщовую подкладку. Пояски делали из льняных, либо крученых шерстяных ниток. Обычно они имели вид шнура, но некоторые мастерицы изготавливали гашники с тонкой тесьмой, украшая их кистями.
Юбка понева в разных губерниях
Юбка понева в 20 столетии позволяла определить принадлежность к конкретной деревни, уезду или губернии. Знающему человеку хватало одного взгляда, чтобы узнать, приехала женщина из Москвы или Тульской губернии.
В каждом регионе был свой подход к оформлению юбок:
Указанные данные подтверждаются многочисленными археологическими находками и этнографическими экспедициями.
Шерстяная юбка понева отражала достаток семьи, позволяла определить возраст и количество детей. На это указывал цвет вышивки, количество и сложность узоров, наличие дополнительных украшений.
Варианты кроя женской поневы
Отличалась женская понева не только по расцветке, но и крою. Выделяют следующие варианты юбок:
Оба варианта встречались в южной части России. Распашные поневы подразделялись на растополку и разнополку. Первый вариант шерстяной женской поневы имел три полотна – одно находилось спереди, а остальные – сзади. Растополка предполагает сразу два открытых бока.
Разнополка также представлена 3 полотнами, но уже разной длины. Самое короткое находилось справа. Трети остальных отворачивали, после чего закидывали за пояс. Такой способ ношения назывался подтыком.
В Курской, Пензенской, Тамбовской и некоторых других губерниях понёва носилась с открытым полотнищем спереди, при этом углы затыкали за пояс.
Полностью глухие поневы были больше всего похожи на традиционные юбки. Они включали четвертое тканевое полотнище. Оно называлось прошвой. Делали его из отличающихся видов ткани. Прошва имела меньшую длину и была похожа на передничек. Прошва украшалась разными видами вышивки. Узоры и цвет зависели от возраста женщины. Самые нарядные были у еще незамужних девушек, молодых жен. Если в семье был траур, то надевалась юбка с белой прошвой и аналогичного цвета вышивкой. В зависимости от региона, значение цвета могло отличаться.
Понева с прошвой появилась вначале 20 века. Ее одевали крестьянки, которые направлялись в город. Носить подотканную юбку в городе было зазорно.
Варианты украшения понёвы
Женская понева подразделялась на праздничную и будничную. Будничная была максимально простой, практически не украшалась. Исключение составляла тесьма, которой пришивали по подолу. Праздничные юбки были ярче и разнообразней. Количество и тип украшений говорил о богатстве семьи, а также таланте мастерицы. На юбку пришивали разноцветные пуговицы, нашивки, делали вышивки. Украшали русскую понёву и бубенчиками, блестками. Самые «богатые» юбки были у замужних женщин. Понева могла быть абсолютно разной, но обязательно включала полосы красного, черного и белого цветов. Это основные цвета, особо почитаемые среди славян.
В некоторых регионах Рязанской губернии делали гофрированные юбки поневы. Для этого готовую вещь складывали по клеточкам и прочно перевязывали веревкой. Затем ее укладывали под хлеб, который только достали из печи. В итоге получались естественные складки, которые не расходились со временем.
Русская понева – смена моды
Изначально поневу носили женщины из разных сословий, но в 20 столетии пришла новая мода. Из городской одежды эта юбка стала атрибутом крестьянского быта. Если дворовая девушка попадала в немилость, то она должна была носить поневу.
Несмотря на новые тенденции в моде, русская понева заняла свое место в истории, как один из самых красивых компонентов традиционного народного костюма. Это была очень практичная и удобная вещь. Сегодня элементы народных костюмов снова набирают популярность. Понева – это одна из тех вещей, которую можно легко сделать на современный лад и использовать в повседневной жизни.
Как на Руси девушек в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое понёвы и как по ним отличить девушку от замужней бабы
Понёва, длинная крестьянская юбка из нескольких кусков ткани, хоть и была традиционным элементом женского костюма, но носить ее следовало по правилам. В исследованиях этнографов можно найти упоминания о цветах этой одежды. Например, красный — для повседневного ношения, черный или «чернушка» — во время грустных событий жизни, а именно после смерти близкого родственника (это называлось «большая печаль»). Синий цвет символизировал грусть при «меньшей печали», то есть когда закончился годичный траур по усопшему. Строгого закрепления цветов не было, к тому же в различных областях они могли означать разные ситуации.
В разных губерниях были свои предпочтения. Под Смоленском носили понёвы-растополки, то есть те, у которых бока были открыты. Рязанские жительницы предпочитали гофрированные модели, а под Тамбовом и Орлом в ходу были так называемые кульки, понёвы, подтыкаемые за пояс.
По виду понёвы можно было судить о возрасте ее обладательницы. К примеру, замужние женщины нередко обшивали подол снизу шерстяными нитками, а для девушек, которые еще не были замужем подходили атласные ленты. Но самым точным признаком был рисунок, наносимый на ткань. Если женщина недавно родила и при этом она проживала в Воронежской губернии, то на ее понёве обязательно находился рисунок в виде «орлиного глаза».
Женщины шили одежду своими руками и носили ее очень аккуратно. Часто понёвы передавались по наследству дочери или внучке. Молодые девушки заготавливали этот вид одежды как приданое. По количеству понёв судили о достатке семьи.
Как девочек «в поньку загоняли»
Были и ограничения, правда касались они совсем маленьких девочек — они не носили понёву. Надевали на будущих невест холщовые рубашечки, а поясок был красного цвета. Так продолжалось до тех пор, пока девочка не достигала половой зрелости. И вот тогда на нее надевали понёву, но не просто так, а в процессе особенного ритуала.
Проходил он очень интересно. Когда наступал день именин, родители приглашали в гости всю родню. Девочку же ставили на широкую лавку, по которой она должна была прохаживаться. Мать же двигалась параллельно с дочерью, держа в руках распахнутую понёву и одновременно призывая свое чадо «вскочить» в одежду. По традиции девочка должна была долго и упорно игнорировать эти просьбы, но после быстро «запрыгнуть» в понёву. Все, наступал долгожданный момент, когда ее можно было звать замуж. Так как этот предмет одежды являлся символом физической зрелости, готовности к вынашиванию и рождению ребенка. Назывался этот ритуал «загнать в поньку». Подменить мать могли братья девочки, если они были старшее ее, но чаще всего все же придерживались первого варианта. Исследователи считают, что этот обряд был не только символическим, но преследовал также и практические цели: когда у женщины бывали критические дни, то длинная и плотная юбка скрывала возможные казусы от посторонних глаз.
Венчальные понёвы – и в них извольте с разбегу заскакивать
На Руси девушки редко засиживались в девках и достигнув совершеннолетия быстро выходили замуж. Есть немало этнографических исследований, где понёва описывается как одежда невесты. Например, Борис Куфтин отмечает, что в некоторых областях девушкам не разрешали носить такой наряд до свадьбы. Иначе говоря, существовали венчальные понёвы, которые шили специально для этого торжественного события и хранились в сундуке до поры, до времени. Интересно, что надевали ее примерно так же, как и во время обряда «загона в поньку». Только в этом случае держала в руках одежду и всячески уговаривала молодую впрыгнуть в нее не родная мама невесты, а ее крестная. Дальше все было как обычно — невестушка ходила взад-вперед по лавке, делая вид, что не собирается исполнять просьбы крестной, и лишь потянув хорошенько время запрыгивала в поньку.
Бывало, что девушка охотно прыгала в понёву, ведь после этого ее торжественно вели под венец. Это случалось, когда брак заключался по любви. К сожалению, такие случаи не были слишком распространенной практикой на Руси. В отдельных селениях были свои правила: венчалась девушка в своей обычной одежде, а вот новую понёву торжественно надевала только после того, как брак был заключен.
Не только маленьким девочках приходилось ходить без понёвы, в рубашке. Это ограничение распространялось еще на некоторую прослойку женского населения. Ходить всю жизнь в рубахе, надевая сверху девичью юбку, носящую название «подол» или специальный фартук (его называли запон) должны были вековухи. Так называли женщин, которые не вышли замуж. Грустное правило, ведь таким образом можно было сразу понять, каков статус девушки. Возраст уже немалый, а одета в рубаху — понятно, что перед вами так называемая старая дева.
Монахиням тоже категорически запрещалось надевать понёву. Это было следствием добровольного отказа от мирской одежды и принятия обета безбрачия. Когда монашка облачалась в черную одежду, это приравнивалось к символическому наложению венца. Девушка навсегда отказывалась от земных плотских радостей, от супружества. Она не выходила замуж, не рожала детей. Монахинь называли христовыми невестами, это были другие, не мирские женщины. Понёва же символизировала замужество и рождение малышей, потому о ней скромным и набожным служительницам церкви даже думать было нельзя.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Понёва – часть традиционной русской одежды
Юбка, именовавшаяся понёвой, была домотканой. Делалась она из шерсти и являлась национальной одеждой крестьянок из Белоруссии и Южной России. Названий этой юбки не отличается разнообразием, но всё же варианты есть. Это объясняется особенностями произношения буквы «ё». В разных губерниях её произносили по-своему, из-за чего слово «понёва» видоизменялось.
У понёвы есть несколько версий значений, которые связаны с тем, из чего сшита юбка и с её необычным кроем: просто «кусок ткани», «завес» и «пелена». Понёва шилась из шерстяной клетчатой ткани. По типу закрепления юбки на женской фигуре понёва относится к варианту набедренной одежды.
Понёва очень похожа на юбку, но всё же это не такой вид одежды, он сильно отличается от настоящей юбки. Для одной понёвы нужно было несколько полотен шириной 35 сантиметров. Изготовление таких полотен производилось на ткацком станке.
Молодая мама из Тамбовской губернии в понёве
Из истории обряда и пошива понёвы
В народном костюме понёву надевали поверх рубахи. На Руси был целый обряд по ношению этой юбки-лоскутов. Выходящей замуж девушке нужно было носить шерстяную юбку, к которой добавлялась верхняя часть одежды, то есть плечевая, добавлялся головной убор. Весь такой комплект одежды носил название «понёвный». C XX века понёву стали носить только крестьянские женщины. Девушка, которой была недовольна хозяйка, оказавшись в немилости, должна была облачиться в понёву.
Лоскуты понёвы полностью не сшивались. Длина юбки была такой же, как у рубахи. Каждый регион регулировал длину понёвы самостоятельно. А юбку иногда преднамеренно приподнимали, чтобы продемонстрировать вышивку на рубахе. Это для женщины было очень важно: она сама занималась украшением своей одежды. Таким образом она показывала своё мастерство.
И ещё у понёвы была одна особенность. Ткань ткалась не только из шерсти, но и использовали крапиву и коноплю. Делали подкладку из холста. Поясок изготавливали из скрученных ниток шерсти или льна. Мастерицы не ограничивались шнуром, свитым из ниток, украшали тесьмой и кистями.
Варианты кроя и украшения понёвы
По этой необычной юбке можно было узнать, к какой губернии, уезду и даже конкретной деревне принадлежала женщина. В каждой местности по-своему оформляли понёву. Вышивка красными, чёрными и белыми нитками применялась в двух губерниях: Рязанской и Тульской.
В северных районах на Рязанщине понёву шили в чёрном или тёмно-синем цвете, а клетки оформляли белыми или цветными нитками. Калужская губерния славилась своими ткаными узорами на юбке. Это подтверждено археологами и этнографами.
Понёва могла рассказать о многом. Юбка могла свидетельствовать о материальном положении семьи. По понёве угадывали сколько лет женщине и какое количество детей она воспитывает. Такие сведения внимательный наблюдатель определял по цвету вышивки. Кроме того говорящими на понёве были сложность узоров и их количество, наличие украшений на юбке.
Понёва к костюму Воронежской губернии конца XIX века
Местонахождение: Музей народных ремёсел и промыслов, Елец, Россия
Цитаты из классической литературы
Стоит снова обратиться к русской классике, чтобы доказать существование понёвы и её назначении. Сначала возьмём для примера 1863 год. В этот период творил Лесков Н. С. В его «Житии одной бабы» название юбки используется с описанием цветовой гаммы этого вида одежды:
«В притворе церковном свахи завернули ей косу под белую женскую повязку с красной бумажной бахромой; надели паневу с мишурным позументом и синей прошвой спереди; одели опять в белый тулуп и повезли в дом свекра».
Ещё раньше о понёве заговорил И. С. Тургенев:
«За несколько медных грошей баба отдает «орлу» не только всякую ненужную тряпицу, но часто даже мужнину рубаху и собственную паневу». («Записки охотника»).
В разговоре о понёве было сказано о хозяйской немилости. Как доказательство, стоит привести в пример ещё одну цитату из произведения «Людоедка» Н.Гейнце:
«Тащи ее в людскую избу… Чтобы в доме моем ее духу не было… Одеть в паневу… За скотиной пусть ходит… Я с ней еще переведаюсь! — крикнула она Даше и, оттолкнув ногой почти бесчувственную Машу, уселась на диван, тяжело дыша и отдуваясь».
О многом могла рассказать женская юбка, потому что существовали разные виды понёвы: по расцветке и по крою. Распашные понёвы обязательно были открыты либо сбоку, либо спереди. Такие понёвы имели три полотна (растополка или разнополка). Встречались и понёвы, которые шились полностью глухими. В них было и четвёртое, короче других полотно (прошва). Оно украшалось вышивкой, в понёве с прошвой женщины ездили в город.
На обложке: Праздничный костюм молодой женщины, Воронежская губерния, конец XIX – начало XX века / © Айша Камчатка
Понёва, как элемент традиционной русской женской одежды.
Сегодня мы расскажем об очень интересном элементе русской одежды, каковым, безусловно, является «понёва» (панёва, понява, поня, понька).
Правильно говорить «понёва», но в речи некоторых губерний это слово слышалось и как «понява» — все из-за неоднозначности произношений букв «ё» и «я» в различных говорах.
Первоначально, по мнению исследователей, это слово имело следующие смыслы: «завеса», «полотенце», «кусок ткани», «пелена». Некоторые историки считают, что наши предки называли так не сам элемент одежды, а материю, из которой он изготавливался, то есть, разновидность полушерстяной ткани с клетчатым рисунком. Но большинство этнографов и исследователей народных традиций все же понимают под этим словом набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест. Понёва была распространена в южных регионах Руси и в Беларуси. В самом общем смысле можно сказать, что понёва очень напоминает шерстяную юбку.
Это поясная одежда из трёх и более сшитых кусков ткани, специально сотканных из шерсти. Понёва оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника – шерстяного шнура.
Если рассматривать вопрос более детально и говорить о костюме в целом, как о комплексе одежды, то в основе женского русского народного костюма была рубаха. Рубаху носили и девочки, и девушки, и старухи, А вот уже поверх рубахи, в зависимости от возраста, надевались дополнительные элементы. И, как раз таки, в южных регионах Руси поверх рубахи девушки, выходившие замуж, надевали понёву. Данный комплекс одежды так и назывался – понёвный, в который входил так же головной убор (кичка, сорока) и особая плечевая и нагрудная одежда.
Был такой обряд – одевание понёвы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. Выйдя замуж – женщина надевала и носила понёву до самой смерти. Менялись только сами понёвы. Но каждой поневе свой день, праздник и место.
Чем же так интересна понёва?
Поклонники исторических романов и фильмов про историю Европы знают о «килте» – юбке мужчин из Шотландии, а так же о том, что по цвету и характеру клеток килты определяли, к какому клану (родовой общине) принадлежал мужчина.
Но почему-то, мало кому известно, что и в России ещё в начале 20 века по клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, откуда приехала женщина.
Так на границе Рязанской и Тульской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему белыми и чёрными нитями.
На севере Рязанской губернии носили тёмно-синие или чёрные понёвы с клетками из белых и цветных нитей.
А вблизи города Касимова были распространены красные понёвы в синюю клетку.
Данные из этнографических экспедиций подтверждают и археологические находки. Действительно эта традиция тянется в глубины веков. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Калужскую, Орловскую, Рязанскую и Тамбовскую области предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.
Количество же украсов, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже ее возраст. Вот так! Посмотрел на одежду и сразу понятно, что за человек перед тобой. Такова отличительная особенность русской одежды.
Считается, что самые древние виды понёв представляли собой три несшитых полотнища. Почему полотнищ было несколько, становится понятным, если учесть, что ширина ткацкого станка была от 0,35 м.
Затем полотнища стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку. В таком виде нарядные, удобные и тёплые понёвы дожили в иных деревнях до 20 века.
По длине они были такими же, как и рубаха – до икр или до щиколоток – в зависимости от того, как было принято в той или иной местности. В той или иной местности понёву могли спускать ниже талии, либо, напротив, поднимать выше, под грудь.
Во время работы, для удобства, углы понёвы подворачивали и подсовывали за пояс. Это называлось – носить понёву «кульком». Подворачивали так же понёвы на праздниках – с целью продемонстрировать красиво вышитый подол рубахи.
Понёвы различаются по крою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие.
Оба типа присущи областям южной России. В Смоленской губернии среди распашных понёв различаются растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока, и разнополка, состоящая из трех полотнищ разной длины, из которых короткое располагается справа, а треть первого и третьего полотнищ носили с подтыком — отворачивали и перекидывали через пояс. В Рязанской, Пензенской, Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской губерниях понёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс. Вариантом является понёва-плахта с разрезом спереди, бытовавшая в Севском и Трубчевском уездах Орловской губернии, которая состояла из двух сшитых наполовину полотнищ. В Рязанской и Орловской губерниях носили также гофрированную поневу.
В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое – «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.
Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную паневу, так как ходить в городе в подоткнутой панёве было зазорным.
Знаменитые Воронежские понёвы вышивались очень богато оранжевой вышивкой из шерстяных нитей, дополнялись различными узорными швами и украшались блестками.
Уже позднее, в городах понёва стала считатья крестьянской одеждой. Об этом же свидетельствуют источники, где описывается крестьянский быт. Когда дворовая девка впадала в немилость, ее одевали в понёву. Городская мода вытеснила, со временем, деревенский образ. Однако понёва до сих пор остаётся одним из самых красивейших элементов традиционной русской одежды, который не забыт и до сих пор. Ниже на фото представлены понёвы села Н.Покровка Белгородской области из
архива Зениной Э.А. Фото М.М. Горшкова.