Понедельник начинается в субботу о чем

Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»: краткое содержание, главные герои, анализ, отзывы

Краткие сведения

Прежде чем приступать к анализу произведения, необходимо узнать когда, почему и кем оно было создано. Так, повесть «Понедельник начинается в субботу» увидела мир в 1965 году. Братья Стругацкие создавали эту юмористическую фантастику с целью изобразить хотя бы в книге мечту человека полностью посвятить себя науке и раскрытию тайн. Авторы высмеивали дельцов и бюрократов, а также приспособленцев, которые настолько далеки от науки, как небо от земли.

Понедельник начинается в субботу о чем

Повесть разбита на три отдельных раздела. Главы «Понедельник начинается в субботу» можно рассматривать в качестве отдельных рассказов, которые связаны между собой общей темой. Первая часть – вводная. Знакомит читателя с новым для него миром и его правилами. Вторая часть наполнена сатирой, которая захватывает читателя. А в третьей авторы рассказывают об устройстве научного общества, о том, как важно нестандартно мыслить и иметь живое воображение.

Глава 1: «Суета вокруг дивана»

Итак, приступаем к пересказу краткого содержания. «Понедельник начинается в субботу» повествует в первой части о том, как главный герой попал в НИИЧАВО, да так там и остался.

Программист из Ленинграда Саша Привалов едет в отпуск. Недалеко от города Соловца он подбирает по пути двух людей, что работают в местном институте. В благодарность за то, что он их подвез, Привалову предлагают заночевать в музее при исследовательском центре – ИЗНАКУРНОЖе (или, как говорят в народе, в избе на курьих ножках). Изначально программист воспринимает все, что происходит, как само собой разумеющееся, но все же уверен, что эти события должны руководствоваться определенной системой. Щука, что исполняет желания, жирный говорящий кот, волшебное зеркало – все это становится объектом исследования Александра, который хочет отыскать всему, что видит, разумное объяснение.

Понедельник начинается в субботу о чем

Кто забрал диван?

В пылу задора он начинает исследовать эту систему и экспериментирует с неразменным рублем. За это его забирают в милицию. Когда он возвращается в ИЗНАКУРНОЖ, то замечает, как все встревожены – диван, на котором спал Александр, внезапно исчез. Вслед за этим Привалов становится свидетелем необъяснимых событий: невиданные до этого времени сущности проникают сквозь стены, становятся невидимыми, внезапно появляются или исчезают.

Позже герой узнает: мебель была транслятором действительности, и ее «позаимствовал» Виктор Корнеев, чтобы изучить принцип работы дивана в лабораторных условиях. Когда скандал с пропажей достигает своего апогея, на выручку Привалову приходит Роман Ойра-Ойра и уговаривает его остаться здесь работать.

Глава 2: «Суета сует»

Дальнейшие события происходят спустя 6 месяцев после инцидента с диваном в повести «Понедельник начинается в субботу». Краткое содержание второй части выглядит следующим образом. Александр Привалов является полноправным сотрудником в НИИЧАВО и занимает пост заведующего вычислительного отдела. В ночь перед Новым годом ему выпадает дежурить. Он должен принять ключи у тех, кто уходит, и проверить все помещения.

Привалов делает обход здания, чтобы убедиться, что никого не осталось, и все закрыть. В одной из лабораторий он встречает Виктора Корнеева. Тот решил не отдыхать дома, а заняться своими исследованиями. Саша пытается выгнать его, но с практикующим магом шутки плохи. А с тем магом, который еще и с головой ушел в науку, вообще лучше не связываться. Привалов оставляет Корнеева в покое и покидает его лабораторию. Но тут же обнаруживается, что в НИИЧАВО слишком много людей. Сотрудники института не хотят праздновать Новый год, а желают продолжить исследования.

Маги – это люди с заглавной буквы, они терпеть не могут воскресенья, так как в этот день им очень скучно, ведь нечем себя занять. Их девиз прост: «Понедельник начинается в субботу».

Почему началась суета?

Эту праздничную атмосферу вдруг нарушает очередной «успешный» эксперимент профессора Выбегалло. В ходе исследований у него в лаборатории появился образец «желудочно неудовлетворенного человека». Этот гомункул внешне похож на профессора, но руководствуется одним инстинктом – есть все, что съедобное.

Понедельник начинается в субботу о чем

В институт вызывают профессора Выбегалло. Он появляется там вместе с прессой, и пока его творение жует за обе щеки, создатель рассказывает о своей цели – сотворить Совершенного Человека. Его исследования сейчас находятся на этапе промежуточного моделирования. И пока Выбегалло говорит о том, что единственным путем развития личности и духовного роста является удовлетворение материальных запросов, его экспериментальный образец лопается от большого количества потребленной пищи.

Чем все закончилось?

Опасения руководства не были напрасными. Как только появился этот Совершенный Потребитель, он присвоил себе все ценности, к которым смогла дотянуться его магия, и попытался создать закрытое пространство, где мог бы единолично распоряжаться награбленным. Вторая часть повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» заканчивается заточением Потребителя в бутыль с джином. Джин, который получил свободу, уничтожил гомункула профессора еще до того, как тот обрел небывалое могущество.

Глава 3: «Всяческая суета»

Чем же заканчивается повесть «Понедельник начинается в субботу»? Из краткого содержания читатель узнает о большом секрете главы института.

Вычислительная машина «Алдан», которой умело орудовал Привалов, сломалась, и пока ее пытаются починить, Александр бесцельно слоняется по институту и принимает участие в разного рода экспериментах. Он становится первым испытателем машины, которая отправляет человека в рассказанное писателем время. Затем он видит, как умирает говорящий попугай в кабинете Януса Полуэктовича Невструева.

Понедельник начинается в субботу о чем

Смерть и возрождение

Действующие лица

Всех героев в «Понедельник начинается в субботу» можно разделить на четыре основные категории.

Понедельник начинается в субботу о чем

Разложить все по полочкам

Начнем анализ. «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о проблемах взаимоотношения человека с внешним миром. Сделав магию основным объектом исследования, люди пытаются определить место сказки в повседневной жизни. Раньше, когда наука еще находилась в процессе становления, все необъяснимые факты приписывали к сегменту сверхъестественного. Позже, когда наука возмужала, она начала объяснять необъяснимое, а все что объяснить не смогла, списывала на бурную фантазию и детское воображение. Но даже так человечество рано или поздно столкнется с непознанным.

Стругацкие рассматривают проблему прагматичного отношения к необычному и неспособность человека оценить чудо во всей его красе. Помимо этого, чудеса являются особыми индикаторами, что позволяют оценить креативность ученых. Ведь в большинстве случаев, если эксперимент не проходит так, как задумано, то это списывают на погрешности в его проведении. Ученые стремятся отойти от нового, потому что оно не вписывается в старые и до боли знакомые концепции, а Стругацкие выступают против такого подхода.

Авторы в свойственной им юмористической манере иронизируют над проблемами современного общества, но не вскрывают их, выставляя напоказ всю нарочитую и неправомерную деятельность, а призывают к пониманию проблемы и осознанию дальнейшего, правильного пути развития.

Что говорили о повести?

Не было равнодушных среди тех, кто читал «Понедельник начинается в субботу». Отзывы начали появляться в советских журналах сразу же после публикации. Мнения о произведении у всех были разные. К примеру, Всеволод Ревич видел в структуре НИИЧАВО прототип современного советского общества. Более того, он настаивал на том, что Стругацкие высмеивают бюрократию. Говоря его словами: «Есть силы, с которыми не справится ни одна магия». Он всецело поддерживает работу авторов.

В противовес ему можно привести отзывы про «Понедельник начинается в субботу» Михаила Ляшенко, который видел в этом произведении некую безделушку, что может и забавная, но никак не увлекательная. Он свято верил, что такой сюжет купирует истинное предназначение научной фантастики. Ведь «глупо называть приключением события, которые происходят в домике на курьих ножках».

Понедельник начинается в субботу о чем

Экранизация

Но несмотря на все противоположности мнений и отзывов, в свое время этому произведению была сделана экранизация. «Понедельник начинается в субботу» поставил режиссер А. Белинский. В 1965 году на Ленинградском телевидении показали одноименный спектакль. Правда, его встретили недостаточно приветливо, больше он на экраны не выходил.

В 1982 году был выпущен фильм «Чародеи», режиссером которого стал Константин Бромберг. В киноленте были задействованы отдельные истории и персонажи из повести Стругацких. Первоначальный вариант сценария, который полностью соответствовал книге, режиссер не принял и попросил авторов написать отдельное произведение.

Выбегалло забегало?

Понедельник начинается в субботу о чем

Хотя в обществе не были приняты новаторские взгляды Стругацких на науку, некоторые цитаты из «Понедельник начинается в субботу» стали хоть и не крылатыми, но очень популярными:

Эту повесть можно воспринимать по-разному: можно восхищаться, презирать или не соглашаться с написанным, но только не оставаться равнодушным. Тонкий юмор, яркие персонажи, простой и незамысловатый сюжет могут многое рассказать, если научиться читать между строк.

Источник

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Понедельник начинается в субботу о чем

Братья Стругацкие — гениальный дуэт фантастов, творчество которых давно и прочно вошло в золотой фонд всемирной фантастики. Писатели, в основном, творили в жанре научной фантастики, но иногда они позволяли себе экспериментировать и создавали необычные произведения.

К примеру, Стругацкие написали весёлую и увлекательную повесть под названием «Понедельник начинается в субботу», которую можно отнести одновременно к юмористической и сказочной фантастике.

Краткое содержание книги «Понедельник начинается в субботу»

«Суета вокруг дивана»

Понедельник начинается в субботу о чемГлавный герой повести — программист Александр Привалов из Ленинграда. Однажды он едет на своём автомобиле в городок под названием Соловец, где у него назначена важная встреча. По пути к своей цели он встречает двух работников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства и подвозит их в Соловец.

В благодарность они устраивают Привалова на ночлег в музей НИИ. Наше герой видит множество странностей в этом месте — кота, читающего стихи, говорящее зеркало, русалку на дереве, даже смотрительница музея очень похожа на сказочную Бабу Ягу.

Гуляя по городу, Александр замечает всё больше и больше странностей. По возвращении в музей он видит, что оттуда исчез диван, на котором он спал ночью. Привалова посещают всевозможные необычные люди — невидимки, левитаторы и даже личности, проходящие сквозь стены. И все они расспрашивают программиста о диване.

Позднее Привалов узнаёт, что диван был не просто мебелью, а своеобразным транслятором реальности. Его украл работник НИИЧАВО Корнеев для своих исследований. Он поступил так из-за бюрократии, царившей в институте, которая не позволяла ему официально получить диван. Скандал всё больше набирает обороты, а Александра тем временем приглашают поработать в НИИЧАВО, и он соглашается, ведь он очень заинтересован эти местом.

«Суета сует»

Прошло несколько месяцев, Привалов работает начальником вычислительного подразделения НИИЧАВО. Он остаётся дежурить в институте в новогоднюю ночь. Он обходит все помещения НИИ, наблюдая за порядком. Он обнаруживает Корнеева в своей лаборатории, тот слишком увлечён своей работой, чтобы идти домой. Позднее привалов обнаруживает, что все сотрудники института вернулись и продолжают работать, ведь в работе для них заключается смысл жизни. Они вместе отмечают новый год и расходятся по лабораториям.

В исследовательском центре идут работы по созданию идеального человека. Промежуточным этапом является выведение «полностью удовлетворённого человека». На совещании по этому поводу принимается решения провести испытания на полигоне, и не зря. Это существо выходит из-под контроля и пытается свернуть всё пространство, но в него в последний момент бросают бутылку с джином, который уничтожает опасное существо.

«Всяческая суета»

ЭВМ Привалова поломалась и, пока её ремонтируют, он скитается по НИИ. В одном из отделов создали машину времени, которая может отправить человека в прошлое или будущее, но не реальное, а вымышленное. Александр соглашается быть подопытным и отправляется в далёкое и очень странное будущее.

В дальнейшем Привалова ждут ещё более странные вещи — происходит странная история с попугаем главы института Януса Полуэктовича. Сотрудники НИИ вместе с Приваловым проводят расследование, в результате которого понимают, что начальник НИИЧАВО овладел контрамоцией — он проживает жизнь задом наперёд. Что для других будущее, для Януса — прошлое.

Интересные факты о повести:

На нашем бесплатном сайте вы можете читать онлайн повесть «Понедельник начинается в субботу», а также другие известные произведения Аркадия и Бориса Стругацких.

Источник

Смысл произведения «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких

«Понедельник начинается в субботу» — самое оптимистичное произведение братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Эту повесть они написали в 1965 году, когда эра «шестидесятников» еще не закончилась. История об ученых написана с неподражаемым юмором. В принципе подобная литература считается развлекательной. Однако в повести есть и определенный смысл.

Повесть состоит из трех глав. Каждая из них имеет свой сюжет, но они связаны между собой одними и теми же персонажами и местом действия.

Главный герой повести – программист Александр Привалов. Волею случая он оказывается в музее под названием ИЗНАКУРНОЖ (нетрудно догадаться, что это значит), в котором хранятся загадочные артефакты. В том числе и сказочные. Александру хочется выяснить природу феноменов щуки, которая умеет исполнять желания, толстого говорящего кота, волшебного зеркала. Однажды ему в руки попадает неразменный рубль, который после того как им расплатились за покупки, возвращается к владельцу. Возникает неприятная ситуация и Привалов оказывается в милиции. Вернувшись в музей, герой обнаруживает исчезновение дивана, на котором он спал. Данный предмет мебели на самом деле был транслятором реальности и являлся научно-исследовательским реквизитом. В конце главы Привалова приглашают на постоянную работу. Эта глава называется «Суета вокруг дивана».

Во второй главе Александр уже работает в некой организации НИИЧАВО — институте магии и чародейства в должности заведующего вычислительным центром. Однажды его дежурство выпадает на Новый Год. К своему удивлению он обнаруживает, что, несмотря на праздник, много сотрудников продолжает работать. Тут-то и выясняется, почему повесть называется «Понедельник начинается в субботу». Оказывается, сотрудники института не любят выходные и праздничные дни, поскольку их все время тянет на работу.

Вторая глава носит название «Суета сует». Плавное течение работы нарушается внезапным событием. В повествовании появляется новый персонаж – профессор Выбегалло. Этот «ученый» занимается созданием «человека совершенного». Но пока профессору удалось создать лишь кадавра, который ест все подряд и в любых количествах. Выбегалло руководствуется идеей, что сначала его детище должно удовлетворить свои материальные запросы, после чего оно начнет духовно развиваться. Но, вместо этого, кадавр лопается от переедания.

Но профессор не оставляет своей идеи и пытается создать полностью удовлетворенного человека. Ему это даже удается. Но созданный им гомункул, вместо того чтобы духовно совершенствоваться, начинает присваивать все ценности, до которых может дотянуться. В результате общими усилиями Потребителя удается закрыть в бутылке с джинном. Последний уничтожает творение профессора до того, как оно становится всемогущим.

В третьей главе, которая называется «Всяческая суета» речь идет о машине времени, хотя этот термин в тексте не упоминается. Привалов знакомится с директором НИИЧАВО Янусом Полуэктовым. Александр становится свидетелем того, как в кабинете начальника умирает говорящий попугай. На следующий же день птица жива и здорова. Выясняется, что основной задачей института является обоснование теории существования материальных объектов и событий в обратном временном порядке. На этом повесть заканчивается.

В свое время «Понедельник начинается в субботу» пользовался огромной популярностью, особенно в среде молодых ученых. С удовольствием повесть читают и сейчас. При сочинении «Понедельника…» Стругацкие писали некоторых своих персонажей с реальных людей. В основном их знакомых научных работников. А вот профессор Выбегалло является карикатурой на две весьма зловещие фигуры: академика Лысенко и писателя-фантаста Александра Казанцева. Все знают, какой огромный ущерб нанес Лысенко отечественной генетике. Казанцев же существенно навредил советской фантастике.

Особого смысла в свою повесть Стругацкие не вкладывали. Основная мысль, которая лежит на поверхности – это энтузиазм ученых, которые стремятся совершить прорыв в науке, открыть что-то новое. Немного затронута тема бюрократии в науке. А вот продолжение «Понедельника…» — «Сказка о тройке» уже является злободневной и весьма ядовитой сатирой. Поэтому прочитать ее во времена СССР было довольно сложно.

Источник

Понедельник начинается в субботу

Микропересказ : 60-е годы XX века. Путешествуя на машине, молодой програмист подвозит двух сотрудников института Чародейства и Волшебства, с помощью которых попадает в таинственный и забавный мир магии.

Понедельник начинается в субботу о чем

История первая. Суета вокруг дивана

Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска путешествует на машине и направляется к городу Соловец, где у него запланирована встреча. По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследо­ва­тельский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института — ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках). Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления — схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, деклами­рующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания. Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.

Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспери­мен­тировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.

Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте. Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности. Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследо­ва­тельской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова. Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается — происходящее его заинтересовало.

История вторая. Суета сует

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычисли­тельным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед ним проходит череда ярких персонажей — маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус, и другие. Затем Привалов предпринимает обход института начиная с располо­женного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследо­ваниями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.

В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовле­тво­рённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное. В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель — промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетво­рённого». Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть — чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.

Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города. После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также выносит «предвари­тельную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».

Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетво­рённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии. Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегал­ловскую модель.

История третья. Всяческая суета

ЭВМ «Алдан», на которой работает Привалов, поломалась. Пока её ремонтируют, Привалов путешествует по институту и попадает в отдел Абсолютного Знания, где в этот момент демонстрируется машина, изобретённая Луи Седловым, на которой можно попасть в вымышленное прошлое или вымышленное будущее.

Привалов соглашается на эксперимент и отправляется в будущее. Сначала он видит странный мир с обитателями, похожими на древних людей, потом оказывается среди людей, внешне таких же как и его современники, но в их мире уже есть космические корабли и происходят путешествия к далёким планетам. Затем Привалов попадает в эпоху возвращений, когда люди, улетевшие к далёким планетам и звёздам, вернулись на Землю снова. Он замечает, что в этом мире есть Железная Стена, и узнаёт, что за ней находится Мир Страха перед Будущим. Попав за Стену, он видит убийства, кровь и войну. От случайно встреченного им жителя Привалов узнаёт, что часть мира за Стеной порабощена роботами, часть — пришельцами, а некоторые области порабощены паразитами, растениями, минералами и коммунистами. Тут появляются летательные аппараты, начинают сыпаться бомбы, и Привалов удаляется на противо­положную сторону стены, в Мир Гуманного Воображения. После этого он возвращается в реальное настоящее, но машина при этом бесследно исчезает.

Он заходит к Роману Ойре-Ойре и видит в лаборатории мёртвого попугая, лежащего в чашке. Приходит директор института Янус Полуэктович, называет попугая Фотончиком, сжигает его трупик в печи, пепел развеивает по ветру и уходит. Роман Ойра-Ойра удивлён, так как днём ранее он нашёл в печке обгорелое зелёное перо. Откуда оно взялось, если попугай был сожжён сегодня, а других зелёных попугаев рядом и близко не было, остаётся тайной.

На следующий день Привалов вместе с ведьмочкой Стеллой сочиняет стихи для стенгазеты и вдруг видит, как в комнату входит тот самый зелёный попугай. Он летает, но выглядит не совсем здоровым. Приходят другие сотрудники и интересуются, откуда этот попугай взялся. Потом все принимаются за работу, но вдруг видят, что попугай лежит мёртвый. На его лапке — кольцо с цифрами и надпись «Фотон». То же самое было на лапке попугая, который вчера лежал мёртвым в чашке. Никто не понимает, в чём дело. Художник Дрозд случайно кладёт попугая в чашку.

На следующий день ЭВМ исправляют, и Привалов приступает к работе. Ему звонит Роман и сообщает, что попугая в чашке уже нет, и никто его не видел. Привалов удивляется, но потом, поглощённый работой, перестаёт об этом думать. Чуть позже Роман звонит снова и просит его прийти. Когда Привалов приходит, он видит живого зелёного попугая с кольцом на лапке.

На слова сотрудников НИИЧАВО попугай отвечает другими словами, но смысловую связь между ними установить не удаётся. Потом попугаю начинают называть фамилии собравшихся, каждого он кратко характеризует: груб, стар, примитив Сотрудники не понимают, откуда у него такая информация.

Друзьям приходит в голову, что этот загадочный попугай принадлежит директору Янусу Полуэктовичу, личности ещё более загадочной. Этот человек, единый в двух лицах, никогда не появляется на людях в полночь, а после полуночи он не может вспомнить, что было до неё. Кроме того, Янус Полуэктович безошибочно предугадывает будущее.

В конце концов учёные догадываются, что тут возможна контрамоция: течение времени в направлении, противо­положном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман.

Роман пробует объяснить случай с Тунгусским метеоритом, исходя из концепции контрамоции: это был не метеорит, а космический корабль, а пришельцы в нём были контрамотами и жили, по меркам обычных людей, из будущего в прошлое.

Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А-Янус и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике. И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО — ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня. В виде А-Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У-Януса — из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве.

Во время обеда Привалов встречает У-Януса, и набравшись смелости, спрашивает, можно ли зайти к нему завтра утром. У-Янус отвечает, что завтра утром Привалова вызовут в Китежград, поэтому зайти не удастся. Потом он добавляет: «…Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них…»

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *