Понедельничать в православии что это

Бабушки-прабабушки

Лет до шестнадцати я искренне полагала, что до меня на свете никто не жил, не чувствовал, не размышлял. Когда же одна из бабушек начала рассказывать истории о себе, своей матери, других бабушках и прабабушках, я впервые почувствовала себя частью большого целого и вдруг поняла, что значит семья и род. И мучительное открытие подросткового возраста «человек — одинок!» сменилось на благодарное сознание того, что родные, которых я никогда даже не видела, молятся за меня — там, в Вечности.

Понедельничать в православии что это

Бабушку Варю в деревне прозвали «прокурором» за недюжинную практичность и находчивость. Она «все ходы и выходы знала». Муж ей достался тихий и смирный, непьющий, и она властвовала в семье безраздельно. Но прежде достижения командного поста много лет жила под началом у свекрови. И часто потом о ней вспоминала и рассказывала.

Мужа бабушки Вари, дедушку Василия, воспитывали не родные родители, а бездетные дядя с тетей. Бездетными они стали, потеряв ребенка. Тяжело переживали потерю. Ходили на богомолье в Киев пешком. Стали «понедельничать» — поститься в понедельник, помимо положенных среды и пятницы, много молились. А потом попросили себе смирного ребеночка у родного многодетного брата и воспитали его как сына.

Вот в эту семью и попала молоденькая бабушка Варя. И пришлось привыкать ей к ворчливой свекрови. Просит Варя: «Мамаша, дай мыльца постирать». А свекровь с печки бросает мыло в корыто, так, что Варю всю обрызгает: «На, не напасешься на тебя!». Спустя какое-то время: «Мамаша, бараночкю дай ребеночкю пососать». (В деревне говорили «ребеночкя, молочкя»). Летит с печки баранка: «На, Катучиха, пропасть тебе пропастью!».

А Варя как ни в чем не бывало и дальше ласково обращается к свекрови, а та, растаяв от ласки, признается: «Вот, Варя-душкя, за что я тебя любю: что ты быстро ко мне оборачиваешься!». И, несмотря на свою сварливость, души в Варе не чаяла.

Из девяти детей бабушки Вари ни один не умер в младенчестве — вещь неслыханная. Когда же пришлось ей хоронить восемнадцатилетнего сына, она ни слезинки не проронила: «Мне грех плакать, у меня Господь младенцев не забирал».

Когда пришли раскулачивать и высылать семью, побежала в Рязань, нашла нужного человека и напала на него: «Говорите, кулаки мы. А почему нас так называют, знаешь? Эх, ты! Это потому, что мы спим на кулаках. Нам спать на подушке некогда, у нас семья — девять человек детей, они с шести лет работают». Убедила! Отстояла дом и семью.

Часто приходили к ней советоваться. Если же спрашивали о чем ее мужа, кричала ему: «Молчи Вася, говори: я ничего не знаю». Он так и делал.

Бабушка Варя все время поучала дочерей, готовила к семейной жизни. Любое поучение начиналось словами «И-и, девки»: «И-и, девки! Мужик — что крест на глАве, а баба — что труба на бане». «Не смотрите, кто лучше живет, смотрите, кто хуже». «Найдешь — не радуйся, и потеряешь — не плачь». Никогда не унывала и утешала людей: «Господь нами правит, а не мужик богатый».

Как-то раз зашла бабушка к знакомым, а те пасмурные. Хозяйка поделилась своим горем: сын, военный, в долгой отлучке, а невестка родила в его отсутствие от другого. Теперь людям на глаза показаться стыдно. Бабушка ее утешила: «И-и, милая, это разве горе? Баба рОдила — это не горе. Вот если б мужик рОдил бы — вот было бы горе!» Сказала — и словно груз с хозяйки свалился, а то невестку видеть не могла. А сын так с войны и не вернулся, и они этим ребеночком утешались.

Бабушка Варя не раз рассказывала близким, как хотела бы умереть: «Чтобы перед смертью поболеть, жизнь свою вспомнить, прощения попросить. Но чтобы недолго болеть, недельки две бы. И чтобы солнышко было и дождичек».

Так и было: поболела недолго и мирно скончалась. А когда гроб из церкви понесли, пошел грибной дождик, как сквозь сито. И выглянуло солнце.

Понедельничать в православии что это

Бабушка Клава — это просто бабушка. А ее маму зовут «бабушка старенькая». «Пойдем к бабушке старенькой, она пышки испекла». «Бабушка старенькая сейчас придет посидеть с тобой». До пяти-шести лет я и не подозревала, что у бабушки старенькой было имя, и несказанно удивилась, узнав, что ее зовут Анна.

«Ой, душкя ты моя! Ой, кто пришел!» — прохожу скорее на кухню: нет ли пышек? Еще нет, но сейчас будут. «Счяс я тебе пышкю испекю». Нет в семье человека, который бы не любил бабушкиных пышек.

Лет в тринадцать интересуюсь у бабушки старенькой:

— Бабушка, а ты красивая была?

— Ой, милкя, разве я помню?

А я-то вижу фотографию бабушки старенькой и дедушки Алеши: оба красивые, молодые.

— А тебя дедушка Алеша любил?

— Любил, душкя, любил. Хоть бы раз жабой обозвал!

Такое отсутствие романтики было мне непонятно. Позже узнала: бабушка осталась вдовой в тридцать два года. Дедушка погиб в первый же год войны, так и не увидев младшую дочь. Восемь детей было у бабушки, пятеро умерли, троих надо было растить одной. Мысль об устройстве личной жизни не могла даже в голову прийти ни ей, ни детям — личная жизнь кончилась с началом войны и смертью мужа. И не виделось в этом ничего особенного.

Бабушка старенькая была характера легкого. Веселость и шутка часто выручали ее. Захотелось как-то бабушке картошки жареной. А в семье мужа обычно картошку не жарили. Вот бабушка ест, сковородку заняла, а деверь ждет, пока она поест, хмурится недовольно. Бабушка сказала весело в свое оправдание: «Сейчас, сейчас. Картошка какая укладистая!». Все расхохотались.

В войну ходили бабы торф воровать: топить надо было чем-то. Вот поймали их сторожа, бьют лопатой. Бабушка голову закрыла и кричит: «Ой, родимай, не бей по голове, бей по заду!». Засмеялись сторожа и отпустили всех.

Все эти забавные истории узнала я уже от родных. А мне самой запомнился случай, когда бабушка вдруг встала рано утром и пошла накрывать рассаду. Только вернулась, как пошел сильный дождь. И долго потом говорила: «Это Матерь Божия меня разбудила, помогла рассаду сохранить». Надменным своим подростковым умом я не могла понять: неужели есть дело Матери Божией до таких пустяков, как рассада? Я не понимала, что человек, привыкший жить всегда в присутствии Божием, не сомневаясь, просил и о большом, и о малом. И получал по вере своей.

Так просто рассказывала она и о снах-вразумлениях, как о деле хотя и чудесном, но все же постоянно встречающемся. Бабушкина свекровь, будучи беременной, хотела пойти на аборт. Но увидела сон: идут женщины к какой-то страшной то ли яме, то ли землянке, несут в подолах детей и выбрасывают туда. И она тоже идет, но слышит голос: «Последний, а хочешь грешить!». Это действительно был последний ее ребенок.

Когда бабушка старенькая отходила от инсульта и лежала дома, на ее попечение оставили полуторагодовалого внука. Она целый день ему песни пела, сказки рассказывала и играла в воздушный шарик: рукой ему легонько толкает шарик, а он ей. Узнали соседи, что прабабушка дома нянчит внука, со всего дома детей притащили: бабушка, посиди, девать некуда. Она никому не отказала — не различала она своих и чужих, добра была ко всем без разбора. Когда умерла, внук рыдал на ее гробе: «Бабушка ты моя, бабушка! Кто меня, дурака, будет так любить, как ты? И утюгом я в тебя кидался, и обзывался — а ты все прощала!».

Понедельничать в православии что это

Когда-то, в студенческие годы, пришлось мне работать в женском коллективе. Все были, кроме меня, семейные. У всех высшее образование, по одному ребенку и приличный достаток. Мы все время что-то обсуждали. Частенько на повестке дня был вопрос: почему люди сейчас такие нервные, дерганые, впадающие в депрессию от всяких пустяков? Вон какие были женщины в русских селениях! Взять хотя бы собственных бабушек, а тем более — прабабушек. По десять детей рожали, младенцев теряли, мужей хоронили, работали непосильно, в семье мужа непросто приживались — и никаких нервных срывов. А тут из-за двойки или детской ссоры мы в полном нокауте и не знаем, как жить дальше. Что они, двужильные были? Или секрет какой знали? Что держало их, укрепляло и не давало падать духом? Или Кто?

Уже не спросить мне прабабушку об этом. А когда была жива она, хоть бы раз пришло в голову посоветоваться или просто поделиться, поговорить по душам. Пышки я ела, сказки слушала, но едва ли задумывалась о том, какую жизнь она прожила. Бесконечное топтание на кухне, желание сделать приятное и испечь вкусное воспринимались как должное, ворчание игнорировалось, а шептание вечерних молитв и посещение храма казалось такой же неотъемлемой частью, как платок на голове и вязание в руках.

Я дежурно сообщала об отметках в четверти, о здоровье мамы, папы и брата. Не знала, о чем еще говорить. А надо было не говорить, а слушать. Уверена, ее рассказы были бы не менее захватывающими, чем приключенческий роман, и полезней, чем консультация семейного психолога. Если бы могла тогда себе представить, какое сокровище опыта, страданий, человеческих взаимоотношений так и не будет открыто мною!

Мы уже другие: не такие сильные, не такие добрые, не такие терпеливые. Но бабушки не уходят насовсем, а протягивают за собой ниточку в вечность, а в сердце звучит: «Душкя ты моя».

Источник

Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться

Архимандрит Назарий (Омельченко)

Понедельничать в православии что это

– Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?

– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день.

Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.

Понедельничать в православии что это

– Что значит: понедельник посвящен Ангелам?

– В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

Понедельничать в православии что это

– А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему?

– Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому – значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.

Понедельничать в православии что это

– Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других?

– В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.

Понедельничать в православии что это

– Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день?

– В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.

Понедельничать в православии что это

– В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день?

– Пятница – день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.

Понедельничать в православии что это

– Суббота посвящена всем святым. Как ее отметить?

– В субботу мы чтим всех святых. Первая среди них Богородица. В традиции русской Церкви каждому христианину нарекается имя в честь какого-то святого. Таким образом, в субботу, почитая всех святых, мы прибегаем к молитвенному предстательсвтву своего святого, а также и к другим святым, близким нашему сердцу, но для которых нет особо установленного дня на протяжении недели.

В этот день христиане особо молятся об упокоении усопших, вспоминая своих родных, близких и всех, от века почивших. Поминание может выражаться как в келейной молитве, так и через участие в панихиде, совершаемой традиционно в храмах в этот день.

Понедельничать в православии что это

– Воскресенье посвящено Господу. Как правильно провести этот день?

– Воскресный день – малая Пасха. Он посвящен Господу и почитается христианами с апостольского времени. В этот день каждый верующий должен посетить храм для участия в Божественной литургии. Поскольку воскресение Христово является надеждой для всех людей, то и почитание этого дня особо. Лучше всего после богослужения провести день в доброделании: посетить больных, помочь нуждающимся, проведать престарелых. Также в воскресенье следовало бы посвятить несколько часов чтению Священного Писания и совершению молитвы. Правильно было бы проанализировать события прошедшей недели (что доброго и плохого случилось за этот период) и постараться выстроить определенный план действий в духовной жизни на следующие семь дней. Таким образом, стержень духовной жизни, который формируется благодаря участию человека в богослужении и нравственному совершенствованию, поможет человеку даже в трудных жизненных обстоятельствах не сходить из пути, ведущего к Истине.

Архимандрит Назарий (Омельченко),
преподавателm Киевских духовных школ
Беседовала Наталья Горошкова

Источник

День небесных сил бесплотных




— Вы хоть попробуйте,— уговаривала я их.

— Да не голодны мы, что-то не хочется.

— Хочется, хочется! — закричали дети.— Папа с мамой понедельничают, потому что Васька курит!

— И не курю я вовсе! — взвился Васька.

— Да пусть себе курит,— сказал отец.— Ему же батюшка разрешил.

— Ой, не курю! — заплакал Вася.— Мам, хоть ты не понедельничай, а?

— Велика честь ради тебя понедельничать,— ответила мама, но ватрушку при этом не взяла.

Родители явно понедельничали, то есть держали по понедельникам сугубый пост. А чтобы стало понятно, почему так, надо объяснить все по-порядку. Однажды папа обнаружил, что от его любимого сына Василия пахнет уже не молоком, но табаком. Вася честно признался:

— Пап, я попробовал. У нас весь класс давно уже курит и ведет под выпивку, кх-м, совместную жизнь. Да меня уже задразнили! Я же «белая ворона», пойми. Можно я буду курить понарошку, чтобы отвязались только, и все?

Духовный отец шестиклассника Васи выслушал рассказ про «белую ворону» и принял неожиданное решение:

— Хорошо, Василий, кури, но с одним условием — за каждую сигарету тридцать земных поклонов. Идет?

Вася быстро перемножил количество сигарет в пачке на тридцать и возмущенно запротестовал: «Это шестьсот поклонов за вонючую пачку? Не согласен курить, и все!»

— Но тебе же хочется приспособиться и быть таким «крутым»?

— А правда, батюшка, мне всего хочется — и святым быть, и очень «крутым».

Возраст такой — всего хочется. И вдруг я вспомнила, как год назад Василий разговаривал с сестренкой. Они сидели в сумерках на берегу реки, и я нечаянно услышала их разговор:

— Говорят, гонения будут,— сказал Василий,— и придется нам умирать за Христа.

— Я крови боюсь,— прошептала сестренка.

— Ничего, Господь поможет. Мы ж не иуды, чтобы предать. Вот и настала для юного христианина та пора незримых гонений, когда подступает к душе скверна ада, манит, гонит, гнетет. В одиночку тут не выстоять, и бьются за детей в духовной брани родители, понедельничая ради них. Пост в понедельник посвящен Небесным бесплотным Силам, Архангелам и Ангелам, хранящим нас. Трудно христианским детям в мире соблазнов, и многие родители, я знаю, понедельничают.

Источник

«Не все неудобные моменты в жизни нужно залечить». Архимандрит Савва Мажуко — о православии и психологии

Понедельничать в православии что это

«Если это все психология, может, не стоит исповеди проводить?»

Вопрос из зала: Как вы относитесь к психологии? Как вы относитесь к священникам, которые приемлют психологию? Где золотая середина для нас, мирян, чтобы, увлекшись психологией, вообще не уйти из христианства?

— Отличный вопрос. Мне кажется, что как раз все эти громкие уходы [священников] последних лет — это тоже следствие доминирования буржуазного православия в нашем мировоззрении, в нашем благочестии, потому что я сам на себе испытал это искушение.

Вдруг я стал задавать себе вопрос: «Если это все психология, может быть, не стоит исповеди проводить, зачем молебны?» Можно просто пройти какой-то тренинг, записаться на какие-то курсы, закрыть гештальт, громко хлопнув дверью. Но некоторые священники, видимо, это испытание пройти не смогли.

Увлечение психологией, в том числе, православных людей — тоже черта буржуазного православия. Это маркер отсутствия вкуса к метафизике, к богословскому не то что чтению, а проживанию богословских текстов. Я говорю про богословские тексты, имея в виду жития святых отцов — то, с чего я начал свою жизнь в Церкви. Евангелие — это богословская литература.

Люди, у которых размывается этот вкус к глубине, довольствуются суррогатами.

Как подростки очень любят чипсы. Или я тоже люблю чипсы… Есть нормальный, например, компот. Моя бабушка варила какой-то удивительный компот, она туда к грушам еще клала чуть-чуть чернослива. С этим не сравнится никакая кола, никакие «Напитки из Черноголовки», которые у вас тут продаются в стеклянной таре. Но там вкус более острый, удобная упаковка, не нужно мыть стакан после себя — можно просто выбросить. То же самое с увлечением психологией: она выдает неглубокую мысль человека, а неглубокая мысль выдает неглубокую укорененность в бытии.

Понедельничать в православии что это

Ты и живешь так неглубоко, поэтому тебя вырвать легче. Любая проблема, неприятность — и сразу человек сыпется, ничего от него не остается. Психология хороша как прикладная инструментальная вещь. Есть конкретные моменты, которые психологи могут купировать и лечить, но это метафизическая косметика. Она должна либо приходить туда, где уже на глубине все благополучно, либо, по крайней мере, подвигать человека открыть эту глубину.

«Не нужно лечить психологией глобальные раны»

Евангелие, литургия, Церковь — вообще о другом, не о психологии. Среди святых у нас есть психически больные люди и уж точно совершенно целая куча неудачников. Возьмите святителя Григория Богослова. Если посмотреть на его биографию с точки зрения карьеры, это какой-то просто… пожалеешь человека. В резюме такое не напишут.

Григорий Богослов подает свое портфолио: где он работал, какую кафедру занимал — сплошной неудачник.

И многие-многие другие святые отцы. Тихон Задонский, которого я очень люблю, страдал жуткими приступами депрессии так, что даже катался по полу.

Он воскрешает мертвых, он исцеляет возложением рук, он изгоняет демонов, а в себе разобраться не может — какая-то нелепость, мы даже не знаем, какая именно: кто-то говорит, что это была болезнь глаз, кто-то говорит, что какие-то другие вещи, связанные с нервными заболеваниями. Разных версий очень много, нам лучше не знать. У человека должны быть какие-то тайны даже от любимых людей. Он услышал от Господа: «Довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается». Не все неудобные моменты нашей жизни можно залечить и нужно залечить.

Понедельничать в православии что это

Конечно, я не говорю: «Давайте будем сидеть на жестких стульях, умываться холодной водой, потому что дети в Африке и холодной не видят». Нет, я говорю совсем о другом. Я говорю, что есть вещи, которые не одолеть, но они почему-то нужны. Почему-то Господь нам доверяет прожить жизнь с неудобствами, как в притче с плевелами. Господь говорит: «Посеял враг». Ангелы говорят: «Мы справимся, мы повыдергиваем». — «Нет, подождите до жатвы». Это ведь говорится не просто о плевелах, как о плохих людях.

У отца Сергия Булгакова есть замечательная мысль о суде, который проходит в знаменитой 25-й главе Евангелия от Матфея, где говорят: «Овцы — направо, козлища — налево». Отец Сергий Булгаков говорит, что мы не должны мыслить, будто это конкретные люди пошли налево, хотя такое толкование тоже правильно. У него мысль шире, она более объемная. Он говорит, что это суд, который происходит внутри человека: что-то левое всегда со мной, каким бы святым я ни был. Если вы это сводите только к психологии, у вас комплекс вины или… Давайте мы сейчас посмотрим, наверняка вас не любил отец. Что он вам подарил, когда вам было пять лет? Вы не помните? Значит, у вас травма. Я сейчас дам вам визитку, там недорого, первый сеанс бесплатно.

Это бесконечные разговоры. Люди мудрые, имеющие вкус к мысли, понимают, что у психологии есть свой предел, есть своя правда, но не нужно этим лечить глобальные раны.

Мне это напоминает басню Эзопа, когда голодные собаки настолько уже отчаялись что-нибудь съесть, что легли. Они видят, что вдалеке, на другом берегу, сушатся шкуры, и между собой переговариваются: «Как, может быть, переплывем? Возьмем, съедим их, будем сыты, все будет хорошо». Им говорят: «Чтобы переплыть, нужно подойти к реке, ее преодолеть, там течение, объем воды, водоизмещение». Самое логичное в этой ситуации: «Мы ляжем у реки и начнем пить воду. Выпьем всю воду, тогда нам будет проще перейти по сухому к этим шкурам, и мы закусим». Собаки умные — подходят к реке, пьют воду. Заканчивается басня по-эзоповски: они лопаются.

Психология, если ее брать как панацею от всего, именно такова. Ты до бесконечности будешь вспоминать, что подарил тебе отец, какие были у тебя травмы, как тебя обзывали в школе. Ты стеснялась своего длинного носа в 14 лет, потом у тебя были брекеты на зубах, поэтому твоя улыбка до сих пор такая пластмассовая. Мы это поправим в течение полугода. Запишитесь на эти подготовительные курсы — для того, чтобы записаться на следующие курсы. Вы будете пить эту воду, пока не лопнете.

Понедельничать в православии что это

О склонности к «поповскому высокомерию»

При всем при том я не сторонник демонизировать психологию, я сам людей отправляю к психологам и к психотерапевтам, потому что в каких-то вещах я не компетентен. Я священник, я не психолог. Я вижу, что здесь предел моей компетентности и нужен специалист. Пожалуйста, у меня есть знакомые психиатры, психотерапевты, психологи. Каждый должен заниматься своим делом. Психолог должен заниматься психологией. Священник — духовной жизнью. Даже не всякий священник занимается духовной жизнью — скорее, строительством общины вокруг чаши Евхаристии. Поэтому нужно друг друга слышать. Психологи должны слышать священников, а священники психологов и даже чему-то учиться.

Я сам священник, но я должен сказать честно: у священников есть склонность к особому поповскому высокомерию. Я даже сам себя ловил, что я «специалист во всех областях», словно батюшка — какой-то Ньютон: «Я вам расскажу, как правильно синхрофазотрон запустить». Сейчас мы видим, что в вакцинах тоже все священники специалисты. Это особая черта поповского высокомерия, что уже стало темой для анекдотов.

Я даже больше скажу, иногда самим священникам было бы полезно, в связи с какими-то отдельными эпизодами, обращаться за помощью к психологам.

Таких эпизодов не так уж много, и, если человек достаточно внимателен, ему хватит водительства духовника, что, конечно, не тождественно сеансу у психолога.

Мне бы очень хотелось, чтобы меня правильно поняли, потому что не надо меня записывать в разряд борцов с психологией и не надо меня считать проповедником психологизма повсеместно. У каждого свое место.

У Аристотеля была теория естественных мест: каждый должен занимать свое естественное место и не претендовать на что-то большее. Священник не должен претендовать на роль политика, врача или психолога. Психолог в свою очередь не должен из себя строить великого духовника и говорить о том, что он лучше в этом разберется. Каждому — свое, каждый хорош на своем месте, тогда получится стройный хор.

Понедельничать в православии что это

Мне близки музыкантские образы, потому что четверть века я был регентом. Если у меня баритон будет петь тенором, даже если он будет точно попадать в ноты, вы произведение не захотите слушать. Если я поставлю колоратурное сопрано петь партию второго сопрано или альта, по партитуре, по ресурсу голоса вполне, возможно, споет, но это будет не то. Это будет невозможно слушать, хотя технически все будет верно — если ты обученный музыкант, ты можешь спеть любую ноту.

Каждый должен заниматься своим делом, каждый — петь в своей партии и только согласно своей партитуре, заданной природой.

Видео: Сергей Щедрин
Фото: Ефим Эрихман

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *