Помпадур что это такое
Значение слова «помпадур»
[По имени фаворитки французского короля Людовика ХV маркизы Помпадур]
[По имени фаворитки французского короля Людовика ХV маркизы Помпадур, впервые употребленному нарицательно в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши»]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОМПАДУ’Р, а, м. (публиц. ирон.). Администратор-самодур. Ваше превосходительство, поскорее поспешите к его сиятельству, ибо. Вас сделали помпадуром. Салтыков-Щедрин. Всю сумму своих административных воздействий помпадуры сумели сконцентрировать в одном крошечном слове «фюить», и, кажется, это единственное слово, которое они имеют произносить с надлежащею ясностью. Салтыков-Щедрин. [По имени фаворитки фр. короля Людовика XV маркизы Помпадур. Слово это в знач. администратора-самодура впервые появилось в сочинении Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши».]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
помпаду́р
1. стиль, введённый маркизой де Помпадур-фавориткой Людовика ХV
ПОМПАДУР
Полезное
Смотреть что такое «ПОМПАДУР» в других словарях:
ПОМПАДУР — ПОМПАДУР, помпадура, муж. (публиц. ирон.). Администратор самодур. «Ваше превосходительство, поскорее поспешите к его сиятельству, ибо… Вас сделали помпадуром.» Салтыков Щедрин. «Всю сумму своих административных воздействий помпадуры сумели… … Толковый словарь Ушакова
помпадур — самоуправец, самодур, деспот Словарь русских синонимов. помпадур сущ., кол во синонимов: 6 • деспот (12) • самоду … Словарь синонимов
ПОМПАДУР — (Pompadour) Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де (1721 64), фаворитка французского короля Людовика XV. Оказывала влияние на государственные дела … Современная энциклопедия
Помпадур — (маркиза де Pompadour, Жанна Антуанетта Пуассон) фавориткафранцузского. короля Людовика XV (1721 1764). Отец ее, Пуассон, былодно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, неумелым инечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
помпадур — См. чумазый В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
помпадур — 1. ПОМПАДУР, а; м. Вычурный, пышный стиль (в архитектуре, прикладном искусстве 18 в.). Комод п. Постройки в помпадуре. 2. ПОМПАДУР, а; м. Разг. Администратор самодур. ◁ Помпадурский, ая, ое. П ая деятельность … Энциклопедический словарь
помпадур — I. ПОМПАДУР I а, м. pompadour. От имени фаворитки фр. короля Людовика XV маркизы Помпадур. 1. ♦ à la В стиле, как у мадам Помпадур. Лиза набелена была по уши.. рукава а l imbécile торчали, как фижмы у Madame de Pompadour, талия была перетянута,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Помпадур — Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) [1] с 1745 года… … Википедия
Помпадур — администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник
помпадур — а, м. Администратор самодур. (Слово образовано как нарицательное М. Е. Салтыковым Щедриным). ► В ожидании назначения нового помпадура провинция весело предалась ажитации. // Салтыков Щедрин. Помпадур и Помпадурши //* ПОМПАДУРША. Жена или … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Достоинства и пороки блистательной маркизы де Помпадур
В каждой эпохе есть люди, наиболее полно её олицетворяющие и в полной мере отвечающие её духу, стилю и нравам. Лицом эпохи рококо, несомненно, является Маркиза де Помпадур, урождённая Жанна Антуанетта Пуассон — фаворитка Людовика XV, сумевшая продержаться в около любвеобильного монарха целых 20 лет, цепко держа в своих холёных ручках ключ от французской казны.
Может быть дело в том, что такая судьба была ей предназначена свыше? Ведь предсказала же гадалка Жанне Антуанетте любовную связь с Его Величеством, когда девочке было всего 9 лет. А может быть «виноваты» амбиции, живой ум, богатая фантазия и целеустремлённость будущей фаворитки? В любом случае точно не обошлось без артистического таланта и искусства перевоплощения.
Людовик славился любовью к красивым и изящным дамам, а Жанна Антуанетта, как говорят, не могла похвастаться ни ослепительной внешностью, ни особой грацией. Её современники описываю внешность маркизы весьма противоречиво. От «…она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена», до «…сущая красавица, с густыми и пышными волосами с каштановым отливом, имеющая идеальный овал лица, совершенной формы нос и рот, буквально созданный для поцелуев». Такая противоречивость говорит скорее в пользу «среднестатистической», нежели из ряда вон выходящей, внешности. На портретах кисти её современника Франсуа Буше маркиза выглядит восхитительно, однако она покровительствовала художнику, да и сама культура рококо исповедовала культ вечной молодости и красоты, так что мы не можем быть уверенны в достоверности достоинств маркизы, запечатлённых на холстах Буше.
Судя по всему добиться благосклонности Его Величества Жанне Антуанетте удалось в большей степени искусным использованием мелодраматического сюжета о ревнивом муже и запретной страсти к недостижимому королю, чем обольстительной внешностью. Однако попасть в спальню Людовика – это даже не половина дела — до Жанны Антуанетты здесь перебывало изрядное число женщин. Перевести отношения в другое качество, став для короля незаменимой, и сменить статус «одна из» на «фаворитка Его Величества» — вот что интересовало предприимчивую женщину.
Полгода потребовалось Жанне на то, чтобы король официально назвал её своей фавориткой, даровав ей титул маркизы де Помпадур. К этому времени она основательно изучила нрав Людовика, найдя его слабое место. В свои 35 лет король пресытился всевозможными развлечениями и был подвержен внезапным приступам меланхолии и скуки. Эта хандра и стала золотой жилой для новой фаворитки. Она освоила роль версальской Шехерезады и начала каждый вечер предлагать скучающему монарху нечто новенькое. Слава богу, король был не глуп и любил изящные искусства, поэтому маркиза потчевала его общением с представителями художественной и интеллектуальной элиты — Вольтером, Монтескье, Фрагонаром, Бушардоном, Буше, Бюффоном. Король был в восторге!
О маркизе де Помпадур чаще упоминают, как о женщине, умевшей манипулировать мужчинами, владеющей секретами омоложения, мастерицей «выдавать желаемое за действительное». Однако она была и просвещённой женщиной, и убеждённой меценаткой. Она считала себя ученицей Вольтера, занималась изданием его трудов и, во многом благодаря маркизе, Вольтер стал академиком и главным историком Франции, получив звание придворного камергера. Она издавала пьесы Корнеля и труды Дидро. А для Жана д’Аламбера (известного философа, механика и математика, члена Французской и Петербургской Академий) она выхлопотала пожизненную пенсию.
Маркиза изменила современную моду, введя в женский гардероб элементы мужской одежды, внедрила множество инноваций в парикмахерское искусство, изобрела новые техники макияжа, успешно играла на сцене, пела и приняла активное участие в организации знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры, распорядившись создать фабрику, не уступавшую саксонской. Первую партию изделий из французского фарфора маркиза продавала сама на организованной ею же выставке в Версале. Распродажа проходила под лозунгом: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».
Имя маркизы де Помпадур навсегда увековечено в истории Севрской мануфактуры – в результате экспериментов, проводимых под её надзором в только что построенных мастерских, был получен особый розовый цвет, названный «Rose Pompadour».
Помимо достоинств маркиза де Помпадур обладала весьма существенным недостатком – она была расточительна и не стеснялась использовать государственную казну в личных целях. Для захоронения праха своей матери она купила место в монастыре капуцинов в Париже и повелела соорудить там роскошный мавзолей. Она одаривала родственников и знакомых, даря им должности, пожизненные ренты, титулы, награды, выгодно выдавая замуж и сватая богатых невест. Она скупала любое приглянувшееся ей поместье и основательно перестраивала его в духе современных веяний. Она владела таким количеством недвижимости, которое не снилось большинству французских аристократов. Она, не скупилась, устраивая феерические праздники, увеселительные прогулки и театральные постановки. Было подсчитано, что на свои увеселительные затеи она израсходовала 4 миллиона, а её «хвастливое меценатство» (как его называли злопыхатели) обошлось казне в 8 миллионов ливров.
Близость маркизы де Помпадур и Людовика длилась около 20 лет. Король перестал быть её любовником довольно скоро, лет через пять, предпочитая более молодых дамочек, но она оставалась его официальной фавориткой и советчицей. Более того, претенденток на любовь Людовика Помпадур отбирала сама и весьма тщательнейшим образом, стараясь выбирать хорошеньких, но глупеньких. Но уберечь короля от увлечения женщинами было невозможно, и в 1751 году король страстно влюбился в молоденькую ирландку Марию-Луизу о’Мэрфи, беззастенчиво посягнувшую на лавры маркизы Помпадур. За развитием этой интриги наблюдало пол-Европы. Папский посол сообщал в Рим, что дни Помпадур сочтены: «По всей видимости, главная султанша теряет положение». Он ошибся. Людовик не только оставил маркизе все ее привилегии, но она по-прежнему сопровождала его в деловых поездках. Король явно уважал маркизу и был ей за многое благодарен, поэтому никого особо не удивило то обстоятельство, что он даровал ей право умереть в Версале, хотя этой привилегией обладали исключительно особы королевской крови. 15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет».
Маркиза де Помпадур — хитрая, коварная и самая влиятельная фаворитка в истории
Маркизу де Помпадур неспроста называют самой влиятельной фавориткой в истории. Со временем её имя стало отождествляться с женским умом, хитростью и даже коварством. Завоевав сердце короля Франции, маркиза стремилась укреплять своё влияние.
Из любовницы она превратилась в надёжного друга, соратницу монарха. Она стала виртуозом в мастерстве плетения интриг, ловких расчётах течения придворной жизни. Эта женщина отличалась живым характером, неординарностью и своенравием, что нередко демонстрировала в отношениях с могущественным возлюбленным. Но каким образом ей удалось достигнуть этого? Какой стала судьба блистательной маркизы де Помпадур?
Трудное детство
Жанна-Антуанетта Пуассон (а именно такое имя получила при рождении знаменитая маркиза) появилась на свет в декабре 1721 года. Её отец занимался спекуляциями в торговле зерном. Из-за постоянных махинаций он задолжал более двух сотен тысяч ливров.
За такую сумму долга в те времена его вполне могли приговорить к смертной казни. Чтобы избежать наказания, Пуассон оставил жену и маленькую дочь, а сам пустился в бега. Семейное имущество было опечатано и продано, а несчастной жене Пуассона не хватало средств даже на еду.
К счастью, на помощь пришёл друг семьи, Ле Норман де Турнем, что стал добрым покровителем женщин. Вскоре он женился на мадам Пуассон, а маленькая Жанна-Антуанетта была определена в пансион. Правда, из-за коклюша она не смогла завершить обучение.
Несмотря на это, существует предание, будто уже с детства девочка знала о том, что ожидает её в будущем. Как гласит эта легенда, девятилетнюю Жанну-Антуанетту однажды привели к гадалке, и та рассказала ей, что через несколько лет сам король будет покорён красотой Пуассон.
Франсуа Буше «Мадам де Помпадур»
Замужество
Когда девушке исполнилось девятнадцать лет, её отчим устроил замужество. По его настоянию Жанна-Антуанетта стала супругой Шарля Гийома д’Этиоля. Он вполне подходил ей по возрасту, имел немалое состояние. После свадьбы пара отправилась в Этиоль, где располагалось родовое поместье Шарля Гийома.
Что примечательно, располагалось оно совсем недалеко от Версаля. Однако семейную жизнь сложно было назвать счастливой — мальчик умер во младенчестве, а дочь в 9 лет. Вот только сама Жанна-Антуанетта мало печалилась из-за этого. Не исключено, что в ней жила мечта воплотить предсказание в жизнь.
Мадам д’Этиоль стала одной из самых известных женщин в своём регионе. Слава о её красоте, блестящем остроумии, находчивости быстро дошла до придворных. Восхищение ею выражал даже Вольтер. Банкир Жозеф Пари, являвшийся другом отца Жанны, понимал, что эта привлекательная женщина может помочь ему возвысится при дворе. Именно он и познакомил её с монархом.
Дочь мадам де Помпадур, Александрина-Жанна д’Этьоль (умерла в девятилетнем возрасте от острого перитонита), играющая с щеглом.
Встреча с королём
В 1735 году при дворе устраивали тисовый бал, на который гости должны были надеть костюмы тисовых деревьев. Король Людовик XV предпочёл ограничиться парадным нарядом и маской, а вот мадам д’Этиоль явилась в образе богини охоты.
Прекрасная и умная собеседница настолько очаровала монарха, что тот весь вечер общался лишь с ней. Следующая встреча произошла всего через три дня, а вскоре Жанна-Антуанетта была объявлена официальной фавориткой.
Красавица д’Этиоль получила в своё распоряжение несколько комнат Версаля, что соединялись с покоями короля потайным ходом. Через несколько месяцев после первой встречи с королём Жанна-Антуанетта получила значительное количество земель и титул маркизы вместе с усадьбой Помпадур.
Вы, конечно, подумали о том, что и сама маркиза, и король к моменту встречи уже находились в отношениях. Брачные узы не могли помешать их роману. Д’Этиоль вынужден был смириться — высокое положение его супруги не оставляло выбора, а королева Мария Лещинская сама заявила мужу, что после смерти десятого ребёнка не станет делить с ним ложе.
Мария Лещинская и дофин Людовик
Маркиза де Помпадур — “королева” Франции
В исторических трудах Людовик XV часто представлен в негативном свете — как развратный и ленивый человек, страдающий от многих пороков. По сути, правила Францией в ту пору маркиза де Помпадур.
От ее связи с королем Людовиком XV у нее было три выкидыша между 1746 и 1749 годами. Приблизительно в 1750 году она перестала проводить ночи в покоях короля, как советовали медики. Однако дружба с монархом была по-прежнему крепкой. Маркизе принадлежит интересное высказывание, что точно характеризует её:
“Любовь – это удовольствие на один сезон, дружба – на всю жизнь”.
На мой взгляд, эту женщину власть интересовала больше, чем сам король. Она нередко выбирала монарху юных любовниц, устраивая встречи в Оленьем парке, стояла во главе организации приёмов и празднеств.
Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур»
Самая стильная фаворитка
Маркизу де Помпадур можно назвать иконой стиля своей эпохи. Тратя баснословные суммы на свои наряды, она придерживалась собственных вкусовых предпочтений. Её любимым блюдом был суп из трюфелей и сельдерея, что предварительно вымачивался в шоколаде.
Согласитесь, весьма претенциозный подход. В дальнейшем именем фаворитки короля стали называть причёску с использованием валика, вариации костюмов, стиль в интерьере.
Морис Кантен де Латур «Маркиза де Помпадур»
Но далеко не всегда дела Жанны-Антуанетты шли удачно. Как говорила она сама: “Политика и война – это не для красивых женщин”. Под её руководством прошло несколько военных походов, что не принесли желаемого результата. Это значительно сказывалось и на здоровье великой фаворитки.
В 1764 году она скончалась от рака лёгкого. Что удивительно, король воспринял известие о смерти Помпадур вполне равнодушно. На тот момент он был увлечён совсем другими женщинами.
Франсуа-Юбер Друэ «Мадам Помпадур за вышивкой». Один из последних прижизненных портретов
Маркиза де Помпадур стала одной из самых известных женщин в истории человечества. Она умело плела интриги, умела покорять сердца, была амбициозной и умной. Однако все эти достоинства оказались бессильны против времени и одиночества. Её судьба показывает, что нередко даже самые влиятельные и могущественные особы остаются одни перед лицом проблем и горестей. Несмотря на это, мир помнит маркизу де Помпадур сияющей красавицей, запечатлённой на портретах того времени.
Значение слова помпадур
Словарь Ушакова
Словарь эпонимов
администратор-самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши».
фаворитка французского короля Людовика XV.
Ее отец был лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, неумелым и нечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое участие синдик Ленорманде Турнэм; быть может, он был ее настоящим отцом. Получила отличное образование; прекрасно знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала. В 19 лет вышла замуж. Очень мало интересуясь своим мужем, весело проводила время в обществе блестящей молодежи. Людовик XV случайно встретил ее и в 1745 г. сделал своей официальной фавориткой под именем маркизы де Помпадур. 20 лет, до самой своей смерти, мадам де Помпадур играла видную роль не только во Франции, но и в Европе. Направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя наукам и искусству. Склонила короля к союзу с Австрией, противоречившему традиционной политике Франции. По ее желанию назначались главнокомандующие в армиях. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Горячо поддерживала энциклопедистов и энциклопедию. Увеселения, постройки, наряды маркизы поглощали массу денег. Ее именем называли обстановку в квартирах (стиль «? la Reine»), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться.
Энциклопедия моды и одежды
в 18 в. дамская сумочка в виде матерчатого (обычно бархатного) или кружевного мешочка. Названа по имени мадам де Помпадур (1721-1764), фаворитки Людовика XIV.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Администратор-самодур. (Слово образовано как нарицательное М. Е. Салтыковым-Щедриным).
* ► В ожидании назначения нового помпадура провинция весело предалась ажитации. // Салтыков-Щедрин. Помпадур и Помпадурши //* *
ПОМПАДУРША. Жена или фаворитка помпадура.
* ► Оказывается, что «новый» помпадур выбрал себе в «помпадурши» жену квартального Толоконникова. // Салтыков-Щедрин. Помпадур и помпадурши //* *
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— (маркиза де Pompadour, Жанна-Антуанетта Пуассон) — фаворитка франц. короля Людовика XV (1721—1764). Отец ее, Пуассон, был одно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, неумелым и нечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое участие синдик Ленорман де Турнэм; быть может, он был ее настоящим отцом. Благодаря Ленорману, П. получила отличное образование; она прекрасно знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала. 19-ти лет красавица Антуанетта вышла замуж за племянника ее патрона, Ленормана д’Этиоля. Очень мало интересуясь своим мужем, П. весело проводила время в обществе блестящей молодежи. Людовик XV случайно встретил ее и в 1745 г., после смерти герцогини де Шатору, сделал ее своей официальной фавориткой, под именем маркизы П. Целый штат фрейлин был в ее распоряжении. Муж ее, которому пригрозили Бастилией, успокоился и получил доходное место. Двадцать лет, до самой своей смерти, П. играла видную роль не только во Франции, которая всецело была в ее руках, но и в Европе. Она направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя науке и искусству. Не Людовик правил Францией, а П. Развратный, ленивый король, очарованный ею вначале, скоро охладел к ней, находя, что в ней мало страсти, и называя ее ледяной статуей. Только находчивость П. и глубокое знание характера короля умели приковать к ней Людовика. Сначала она пыталась развлекать его музыкой, искусством, театром, где, выступая сама на сцене, всегда являлась для него в новом, привлекательном виде, но скоро прибегла к более действенным средствам — представляла ко двору молодых красавиц. Она склонила короля к союзу с Австрией, противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля. По ее желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции. При ней министр финансов Машо (см.) пытался реформировать распределение налогов. Кенэ (см.) излагал ей основы своей теории. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Ее верными друзьями были Дюкло и Мармонтель. Старого Кребильона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. П. горячо поддерживала энциклопедистов и «энциклопедию». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над ее мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с ней никакого дела. Увеселения, постройки, наряды П. поглощали массу денег: 1 миллион 300 тыс. ливров стоили ее наряды, 3,5 млн. — косметика, 4 млн. — театр, 3 млн. — лошади, 2 млн. — драгоценности, около 1,5 млн. ливров — её прислуга; 12 тыс. франков было ассигновано ею на книги. Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «а la Rein e «), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Людовик равнодушно узнал о смерти П., народ — радостно. Из всех «метресс» П. — самая блестящая, талантливая и безнравственная. Ср. Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878); «Lettres» (1753—62, П., 1814); Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло; M-me du Hausset, «M é moires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758); Soulavie, «M émoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802); Lessac de Meihan, «Portraits et caract è res»; Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858); Carn é, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier); E. et J. Concourt, «Les maоtresses de Louis XV» (Пар., 1861); Bonhomme, «Madame de Pompadour g énéral d’armé e» (Пар., 1880); Campardon, «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867); Pawlowski, «La marquise de P.» (1888); Sainte-Beuve, «La marquise de P.».