Поменяться крестами что значит

Обмен нательными крестами

Павел А.М.

Здравствуйте, отец Сергий!

Недавно пересмотрел фильм «Россия молодая», в нем два героя обменялись нательными крестами.Также в Интернете нашел следующую информацию: «Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.»
Не знаете ли вы откуда пошел этот обычай и является ли он только нашим или был заимствован? Есть ли какие-то реальные исторические примеры этого обычая?

Поменяться крестами что значит

протодиакон Сергий Шалберов

QUOTE=»Павел А.М., post: 300301, member: 19533″].. в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. …Не знаете ли вы откуда пошел этот обычай и является ли он только нашим или был заимствован? Есть ли какие-то реальные исторические примеры этого обычая?[/QUOTE]

Различные формы ритуального родства существовали у славян еще с языческих времен, как, например, побратимство, кумовство, молочное родство, куначество и др. Причем их социально- юридическая значимость была достаточно велика, поскольку если не устраняла полностью, то в значительной мере снижала стихийную конфликтность, упорядочивая отношения людей в родо-племенной иерархии. Некоторые древнейшие ритуалы заключения побратимства, известные в народной традиции всех славян, сохранились на Балканах, у части казачества, у горских народностей. А с возникновением государственности у восточных славян и Крещением Руси древний ритуал братания трансформировался в обычай обмена с побратимом нательными крестами. Хотя официального церковного чинопоследования не существовало, но по сведениям В.И.Даля обряд побратимства чаще всего совершался на второй день Пасхи и поэтому считался братством во Христе. Он воспринимался как связь, опосредованная Богом и потому как более сильная, сакральная взаимозависимость в отличие от кровного родства, которое имеет не божественную, а «человеческую» природу. Ссориться и ругаться с крестовым побратимом было грехом. Дети и сестры побратимов считались родными, и браки между ними были невозможны. Согласно обычаю, каждый побратим был обязан положить за своего крестного брата жизнь, если это понадобится. Даже считается, что в древности между брачующимися обмен крестами был тождественен обмену обручальными кольцами.

В русском фольклоре тема побратимства особенно характерна для былин: былинные герои братаются с боевым противником или соперником, чтобы завершить миром поединок, в котором оба проявили доблесть и отвагу. Кстати, примером являются отношения между Добрыней и Ильей Муромцем, которые сначала друг друга недолюбливали, а потом стали названными братьями. У Достоевского тоже Рогожин и князь Мышкин крестами меняются.

Нет ничего предосудительного и в обмене нательными крестами и сегодня, при условии, если совершается не легкомысленно за кружкой пива, но от чистого сердца – когда люди понимают, что они очень близки по духу, даже ближе, чем кровные родственники. Серьезность этого акта должна восприниматься, как своеобразная клятва в верности, когда нужно пройти вместе какие-то испытания, организовать взаимную помощь и защиту, преодолеть смертельную опасность. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Источник

Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, как и что можно крестить в быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.

— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез. Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

Источник

Почему на Руси было принято обмениваться нательными крестами

Поменяться крестами что значит

Нательный крестик для русского человека – это символ принадлежности к Церкви Христовой, благодатная защита Бога от злых сил и свидетельство того, что человек поклялся жить по заповедям Бога и всегда следовать Его путями, ибо сказано в Писании: «. отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф.16:24). Снять с себя крестик считалось вероотступничеством.
Однако нательные кресты постепенно обросли разными традициями, иногда просто далекими от веры, и иногда и прямо порицаемые священниками.

На крестах клялись

Крестами обменивались

На Руси было принято обмениваться нательными крестами – так люди становились побратимами, духовными родичами и этим давали друг другу клятву вечной верности.
Несмотря на то, что обычай этот восходит к языческим традициям братания или кумовства, Православная церковь не видит в нем ничего предосудительного. Например, протодиакон Сергий Шалберов из Санкт-Петербурга указывает, что обычай меняться тельными крестами возник почти сразу после принятия Русью крещения. Несмотря на то, что никакого особого чина для него не было, братание совершали на второй день после праздника Пасхи. Это делало людей не просто родственниками, но братьями во Христе.
Обмен крестами воспринимался как связь людей через Бога, и такое родство становилось сакаральным. Согласно русскому обычаю, теперь каждый из побратимов был обязан отдать за другого жизнь. В фольклоре этот обычай нашел отражение в братании русских богатырей Добрыни и Ильи Муромца, а в литературе он описывается у Федора Михайловича Достоевского в романе Идиот, где князь Мышкин обменивается нательным крестом с другим героем – Рогожиным. Упоминания о братании на нательных крестах есть у Пушкина в «Песнях западных славян» и у русского писателя Алексея Константиновича Толстого в «Князе Серебряном».
Главное, – подчеркивают священники, – чтобы люди не относились к такому обычаю легкомысленно. Он не совершается «за кружкой пива», в подпитии, а символизирует духовную связь людей и пожелание друг другу спасения и Вечной жизни.

Крестики закладывали в основания строений

Очевидно, этот обычай у строителей пошел от языческого обычая делать «закладную жертву», однако смысл его в православии стал совершенно иным, высоким. Теперь на Руси дома, хоромы, мосты и храмы зиждались не на кровавой языческой жертве, не на убийстве невинного человека, а на Слове Божьем и на Его искупительной Жертве.
Впрочем, был и вполне приземленный мотив: частенько это делали из веры в то, что освященный крестик сам по себе отпугнет от дома нечистую силу. Историк В. А. Курбатов в статье «Истоки строительных «прикладов» в Западной Сибири» описывает, что в остроге города Берёзова в 2007 году археологами в доме XVIII века под печью были найдены три нательных креста.

Крестики отливали из колоколов

Нательные крестики на Руси отливали из старых или разбитых церковных колоколов. О возможности такого говорят результаты спектрального анализа исследования сибирских археологов (Л. В. Татаурова, А. А. Тишкин «Результаты рентгенофлюорисцентного анализа предметов культового литья. Омского Прииртышья), которые выяснили. что очень многие нательные крестики были сделаны из бронзы весьма близкой по своему составу к колокольной.
Скорее всего так оно и было, так как обычно и нательные кресты и колокола лились в одних и тех же мастерских. Крестики могли отливать из остатков колокольной бронзы или из «неудачных» колоколов. «Колокольные» крестики очень ценились у простого народа якобы за особую «святость».

Кресты ломали

Очень часто «черные археологи» – поисковики возле старых храмов находят множество поломанных нательных крестов. Есть предположение, что крест ломали намеренно и делали это в нескольких случаях: если человека казнили; в том случае, если он отрекался от Христа добровольно, например, в случае самоубийства; и в третьем случае – тогда, когда он становился клятвопреступником, так как клясться на кресте было грешно, но нарушить такую клятву было недопустимо.

Источник

Обмен крестиками

Существует ли традиция обмена крестиками? Что такой обмен означает?

Да, такая традиция существует. Издревле на Руси считалось, что если два человека обменивались нательными крестиками – это говорило о том, что они готовы были взять на себя жизненный крест друг друга, что считалось одной из самых высоких степеней родства.

Можно ли носить крест, оставленный в наследство?

Да, носить крест, оставленный в наследство можно. В некоторых семьях есть традиция хранить фамильный крестик предка, передавая его из поколения в поколение. Что же касается верований, будто с крестиком наследуются и все грехи подарившего его человека, то это лишь суеверия, не имеющие ничего общего с церковным учением о личной ответственности каждого человека за свои деяния.

Можно ли носить нательные крестики родственников и знакомых?

Да, можно без всяких ограничений. Осторожное отношение к этому вопросу вызвано лишь суевериями. На Руси также существовал обычай обмениваться крестиками. Это означало, что люди готовы были взять жизненный крест друг друга и после обмена они становились крестными побратимами, что приравнивалось к родственной связи, а порой ставилось и выше.

Если два любящих человека обмениваются крестиками — что это значит? И допустимо ли это?

Вообще традиционно, обмениваясь крестиками, два человека называют друг друга братом и сестрой, и, разумеется, это допустимо. Но чисто гипотетически, на Руси им, скорее всего, не дали бы после этого пожениться, так как духовное родство почиталось наравне с родством телесным. Самым высшим выражением чувств двух любящих друг друга людей будет их участие в Таинстве венчания. А если речь идет о людях, уже состоящих в браке, то они в Таинстве венчания уже разделили все тяготы друг друга и стали «плотью единой». Отношений теснее брака быть уже не может.

Источник

Куда деть старый крестик: можно ли переплавить, отдать или сдать крестик

Поменяться крестами что значит

Несмотря на глубокое духовное содержание, православный нательный крест – это всего лишь материальный объект, пусть и пропитанный благодатью Божьей. А это значит, что его можно нечаянно потерять, повредить или испортить иным образом. Бывает, что дизайн символа веры просто перестает нравиться его владельцу.

Православная церковь не обязывает носить единственный крестик всю жизнь и даже призывает не делать трагедии из его потери и поломки. Она же не возражает против замены креста на более удобный или привлекательный для владельца вариант. Но сразу возникает вопрос: что делать со старым нательным крестиком, собственным или доставшимся от кого-либо?

Куда девать старый крестик?

Давайте прикинем варианты, куда можно деть старый нательный крестик. Среди идей рассмотрим следующие:

Люди куда-то девают ненужные крестики сообразно своим убеждениям и потребностям, иногда не слишком верным с точки зрения православной церкви.

Согласно суевериям, недоброжелатели могут через крестик навести мощнейшую порчу на нового владельца. Именно поэтому многие опасаются поднимать крестики, найденные на улице. И зря: истинный христианин должен спасти святыню от поругания!

Можно ли переплавить крестик?

Рассмотрим первый вариант: можно ли отдавать освященные кресты в переплавку.

Если вы зададите в церкви вопрос, можно ли переплавить крестик в другой крестик, там ответят положительно. Допустим, крестик сломался или сильно деформировался – тогда батюшка наверняка сам порекомендует сделать из драгоценного металла новый символ веры. Дополнительно он порекомендует обязательно освятить новое изделие в церкви: при переплавке духовная сущность святыни теряется.

А вот если вы возжелали переплавить крестик в другое украшение, могут возникнуть вопросы. Священнослужители старой формации делать этого не рекомендуют. Скорее всего, вам посоветуют отдать крестик в церковь (причем в любом состоянии) либо подарить его нуждающемуся.

Технически переплавить крестик в другое изделие вполне возможно, но нужно учитывать, что ювелиры работают исключительно с золотом или платиной. Они вряд ли возьмутся за переплавку недорогого изделия из серебра, а если вдруг возьмутся, то цена этой работы будет непомерно высока. О неблагородных металлах и говорить не приходится.

Любая переделка нательного крестика вынуждает обращаться в церковь за повторным освящением (благо, обычно это делают бесплатно). Однако мелкий ремонт (например, пайка сломанного ушка) или профессиональная чистка к переделкам не относятся.

Можно ли свой крестик отдать другому человеку?

Здесь ответ однозначен: можно, а иногда и нужно, если другой человек нуждается в божьей защите, но креста не имеет. Это очень благовидный поступок, особенно если он совершается от чистого сердца, по велению души, а не чтобы замолить свои грехи.

Мать или отец могут отдать своему ребенку крестик – это тоже не возбраняется церковным укладом. Если глубоко верующие родители решают отдать крестик сыну или дочери, тем самым они делятся с детьми собственной мудростью и благочестивостью. А если родители не слишком крепки в вере, дети получат просто освященный сосуд, который предстоит наполнить духовным содержанием им самим. Так что вреда от этого тоже не будет.

Детям тоже не возбраняется передавать собственные святыни родителям. Допустим, отцу предстоит сложная операция или престарелая мать страдает от тяжелой формы деменции – разве родители не нуждаются в поддержке детей и Бога?

Среди не слишком просвещенных христиан бытует суеверие: отдать свой крестик другому человеку – это поделиться с ним собственной судьбой, предначертанной изначально. Поэтому многие опасаются носить чужой крестик потому, что через него они якобы принимают все невзгоды и болезни предыдущего владельца.

Поменяться крестами что значитДетские крестики в каталоге Sunlight

Это дремучий, но весьма живучий забобон. Христианская церковь отрицает существование слепого рока и родовых предначертаний в принципе. Согласно ее принципам, каждый человек творит свою судьбу сам: он волен как грешить, так и вести праведную жизнь, но каждый его поступок будет впоследствии оценен высшим Судией, то есть, Богом.

Наши предки передавали распятия из поколения в поколение и носили их с величайшим почтением. А если люди обменивались нательными крестами, то становились духовными братьями или сестрами и принимали ответственность друг за друга перед Богом и людьми.

Если умирает православный священнослужитель, принадлежащие ему предметы культа раздают другим священникам. Это касается и крестов, как нательного, так и наперсного, то есть, носимого «на персях» (на груди) поверх одеяния во время отправления служб и совершения обрядов. Наследники умершего носят кресты почившего с высочайшим благоволением. Так что носить чужие кресты и принимать в дар символы веры можно и должно.

Можно ли отнести крестик в церковь?

Пожалуй, лучший способ расстаться с ненужным крестиком без поругания святыни – это отдать его в церковь. Многие прихожане жертвуют в храм вполне годные и дорогие кресты из драгоценных металлов. Некоторые приобретают их специально для того, чтобы пожертвовать и попросить милости у какой-нибудь иконы, то есть, соответствующего Святого.

Священнослужители приветствуют подобные дары. Но наиболее искренние и прогрессивные из них говорят, что деньгами и дорогими подношениями благосклонность Божию не купишь и грехи не отмолишь. Бог не продает собственную милость, но дарует ее искренне раскаявшимся людям, вставшим на путь благочестия.

В церковь можно отнести любой крестик, даже самый простой: духовное содержание не зависит от формы и ценности носителя. Если святыня имеет пристойный внешний вид, ее отдадут нуждающемуся. Крестик сломан или деформирован – его с почестями утилизируют в специальной печи.

В церковь можно приносить не только ненужные или сломанные крестики, но и лом драгоценных металлов. Из них впоследствии делают церковную утварь и оклады для икон.

Как хранить ненужные крестики дома?

Крестик не занимает много места, поэтому его вполне можно хранить дома. Православные священнослужители рекомендуют отвести место для «лишних» святынь в Красном углу, рядом с иконами.

Но так как в большинстве наших квартир и домов такие углы отсутствуют, можно ограничиться обычной шкатулкой. Для святынь следует отвести персональное хранилище: соседство с мирскими украшениями не рекомендуется. Позаботьтесь о создании нормальных условий хранения (не на свету, подальше от влаги и не возле батарей) и не забывайте иногда чистить крестик, дабы он пребывал в пристойном состоянии. Одной чистки в год будет вполне достаточно.

Если речь идет о дорогом кресте, передающемся из поколения в поколение, разумно принять меры к его консервации (разумеется, если вы не намерены его носить). Можно отдать святыню в мастерскую, где ее покроют слоем воска или специального лака.

В любой момент хранящийся дома крестик можно «снять с консервации». Независимо от того, как долго его не носили, он сохраняет духовное содержание и в повторном освящении не нуждается.

Крестик не способен накапливать негативную энергию или служить орудием наведения порчи. Однако если вам в руки попал крест неизвестного происхождения, его нужно освятить в церкви и только потом носить.

А если просто выкинуть крестик?

Некоторые люди интересуются, можно ли выкидывать крестики, если они не нужны. Истинному христианину этот вопрос даже не придет в голову: даже простой алюминиевый крестик с отломанным ушком остается символом веры, наполненным высоким духовным содержанием. Поэтому выбрасывать любые освященные крестики – это святотатство.

Некоторые люди рекомендуют «хоронить» ненужные крестики, то есть, с благоговением закапывать их в землю где-то в малолюдных местах, желательно под деревьями. Однако церковь не приветствует такой способ утилизации. Исключение: почивших христиан хоронят с нательными крестами, но в этом случае святыня предается земле вместе с обладателем.

Так что если крестик перестал быть нужным (купили другой, сломался, попал к вам из неизвестного источника, подарили, но вы не хотите его носить), идите в церковь. Там либо примут святыню в дар либо подскажут, как с ней лучше поступить согласно православному канону.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *