Поменяли счетчик электроэнергии без моего ведома что делать дальше
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?
Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?
Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);
с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:
если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;
если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;
если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.
В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.
Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Электрики перепутали наши с соседом счетчики. Кто за что должен платить?
Я живу в квартире родственников. Первые несколько лет оплачивал электричество по счетчику.
За несколько лет ничего не изменилось. Я готов в любой момент оплатить разницу после перерасчета, но сейчас начинаю опасаться, что могу оказаться крайним. Когда ситуация всплывет, не придется ли доказывать, что это не воровство?
Константин, лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — сообщить о проблеме в управляющую компанию и энергосбытовую организацию. Если пломбы на счетчиках целые, вас не смогут обвинить в воровстве. А вот доначислить оплату — вполне.
Как подключить счетчики правильно
Счетчики в подъездах могут обслуживать разные организации. Это может быть управляющая компания, которая отвечает за ваш и еще несколько домов, или ТСЖ. Либо энергосбыт, который следит за электрикой во всех домах в регионе.
Отношения между управляющей организацией и энергосбытом понять сложно. Чтобы не разбираться, лучше отправить заявление в УК или ТСЖ и энергосбыт одновременно. В заявлении нужно описать ситуацию и потребовать составить акт о неверном подключении приборов учета. Придут электрики и составят такой документ.
Электрики не обязаны уведомлять собственников о своем визите, подписи жильцов в акте тоже не требуются. Но если есть возможность настоять на вашем присутствии, то лучше это сделать. Возможно, получится взять копию акта прямо на месте, а не ходить потом за ней в офис организации.
Копия потребуется для перерасчета, если акт о неверном подключении составит УК или ТСЖ. Ее нужно будет представить поставщику электричества, то есть в энергосбыт. Если же акт оформят специалисты энергосбыта, то он уже будет у них.
После составления акта электрики должны подключить счетчики правильно — придется сорвать пломбы. Для снятия или установки пломб обязательно вызывают ответственного представителя энергосбыта: этим в сбытовых компаниях занимаются специальные сотрудники, а не обычные электрики. Поэтому не исключено, что акты о неверном подключении и опломбировании составят в разные дни разные люди.
Когда специалисты установят новые пломбы и составят акт, счетчик будет считаться введенным в работу. Показания начинают передавать, как обычно, раз в месяц.
Как пересчитать некорректные показания
После правильного подключения счетчиков события, скорее всего, будут развиваться так. Сбытовая компания возьмет последние показания обоих счетчиков, учтет последние оплаты и перераспределит киловатт-часы и деньги между вами и соседом.
Если есть долги, их учтут при перерасчете.
Ключевой момент — срок, с которого начнут высчитывать переплату. Энергетики могут взять дату установки счетчиков или дату их последней поверки, если она была. Но справедливой будет дата, когда перепутали подключение.
Когда произошла ошибка
Нужно разобраться, что за работы проводили в щитке и когда.
Возможно, счетчики меняли на новые или устанавливали старые после поверки. Тогда специалисты должны были составить акты о вводе в эксплуатацию — два акта на два счетчика.
В акте всегда есть дата. Ее возьмут за исходную для перерасчета, и от нее будут считать долг.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляют в двух экземплярах. Один из них выдают собственнику квартиры, второй остается в управляющей компании или энергосбыте — смотря кто выполнял работы в щитке. Владелец жилья должен расписаться на обеих копиях акта, иначе они будут недействительными.
Таким образом, если у собственников квартир есть такие акты и они их подписали, то речь идет о путанице при замене счетчиков. Вины жильцов здесь нет. Они не обязаны разбираться в схеме подключения, а своей подписью в акте подтверждают только целостность пломбы и достоверность исходных показаний.
Если акта о вводе в эксплуатацию нет, то, скорее всего, электрики проводили текущий ремонт в щитке. Например, меняли пробки или поврежденный кабель.
При любых работах в щитке электрик обязан получить наряд-допуск. Наряд-допуск могут выдать, например, в УК, если управляющая компания держит электриков в штате. Если счетчики обслуживает энергосбыт, наряды-допуски электрики получают в офисе этой организации. Бывает, обслуживанием щитков в домах занимаются субподрядчики — тогда они же выдают наряды-допуски.
Закрытый наряд-допуск хранится не менее 30 дней. Потом его разрешено выбросить, но на предприятиях этого часто не делают, и документы лежат годами. Кроме того, выписанные наряды-допуски фиксируются в журнале по нарядам и распоряжениям. Закончившиеся журналы обычно не выкидывают, а кладут в архив.
То есть организация, которая проводила работы в щитке, может выяснить, кто, что и когда там делал. Вины жильцов в том, что электрики перепутали счетчики во время ремонтных работ в щитке, тоже нет.
Могут ли привлечь за воровство электроэнергии
Если пломбы на счетчиках целые, то не могут: счетчики фиксировали реальный расход электроэнергии в квартирах.
Если и вы, и сосед оплачивали счета, поставщик электричества точно не понес убытки. Если кто-то задолжал, это все равно зафиксировано — поставщик сможет взыскать долг через суд.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Признаки обмана при замене счётчика: как УО предупредить жителей
Мы уже рассказывали, как частные фирмы обманным путём вынуждают потребителей менять исправные ИПУ на новые. Доказать обман затем сложно. Читайте о том, как собственнику в суде все-таки удалось вернуть деньги за ненужную услугу, и о том, как УО может помочь своим клиентам не оказаться в такой ситуации.
Не соблюдена процедура ввода нового прибора учёта в эксплуатацию
Индивидуальные приборы учёта, в том числе электроэнергии, находятся в зоне ответственности собственника помещения, для учёта потребления ресурсов в котором он установлен. Именно собственник обязан следить за тем, чтобы не истёк срок поверки счётчика, механизм не был повреждён, установленные на ИПУ пломбы – не повреждены (п. 81 ПП РФ № 354).
После установки нового прибора учёта или замене вышедшего из строя исполнитель соответствующей коммунальной услуги должен без взимания какой-либо платы по заявке собственника принять ИПУ к расчётам (п. 81 (9) ПП РФ № 354).
При этом представитель исполнителя КУ проверяет, как установлен ИПУ, документацию на прибор, опломбирует счётчик и фиксирует начальные показания. После этого составляется акт ввода прибора в эксплуатацию (п.п. 81(4), 81(6) ПП РФ № 354).
Вывод о необходимости в замене ИПУ сделан не исполнителем коммунальной услуги
Помимо введения новых приборов в эксплуатацию, исполнитель КУ обязан проводить проверки состояния и достоверности показаний ИПУ в жилом помещении не реже раза в год, но не чаще одного раза в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).
Если прибор учёта установлен в доступном для проверки месте или в нежилом помещении, то исполнитель КУ имеет право проверять счётчик раз в месяц (пп. «г» п. 32 ПП РФ № 354).
Если при проверке ИПУ исполнитель коммунальной услуги установит, что срок поверки счётчика истёк или прибор вышел из строя, составляется соответствующий акт, а собственник помещения обязан в кратчайшие сроки заменить такой ИПУ. Такие права есть только у исполнителя КУ.
При этом расчёт платы за соответствующую коммунальную услугу ведётся не по показаниям, а «по среднему». Если в течение трёх месяцев счётчик так и не будет заменён – исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 1,5 (пп. «а» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).
Проверяющий угрожает повышенной платой за ресурс и тут же предлагает заменить ИПУ
Сегодня различные коммерческие фирмы, занимающиеся продажей и заменой ИПУ, активно пользуются нормами ПП РФ № 354 для продвижения своих услуг. Чтобы убедить жителей многоквартирных домов оплатить замену счётчика, они цитируют п. 60 ПП РФ № 354 в части расчёта платы за ресурс с применением повышающего коэффициента в случае, если прибор вышел из строя или истёк его межповерочный интервал.
Поскольку собственники и наниматели помещений в МКД не всегда помнят, когда истекает срок поверки установленных у них приборов учёта, то идут на поводу у таких организаций и заменяют вполне рабочие ИПУ, обычно – по завышенным ценам. Позже собственнику будет достаточно сложно доказать, что услуга была навязана под давлением.
Однако в судебной практике есть пример, когда потребитель смогла через суд вернуть деньги, которые она заплатила за навязанную ей услугу. Разберём, как ей это удалось.
Информация о сроках поверки ИПУ не соответствует действительности
Ситуация, произошедшая с собственницей квартиры в одном из многоквартирных домов Орла, достаточно типична. Представитель коммерческой фирмы, не указав чётко на то, что не является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, провёл проверку ИПУ в её квартире под предлогом сверки показаний.
Затем проверяющий пояснил, что показания к расчёту не принимаются, поскольку у прибора учёта истёк межповерочный интервал. Если ИПУ срочно не заменить, то плата за электроэнергию будет рассчитываться с применением повышающего коэффициента. Уходя, представитель фирмы оставил листовку с контактами, чтобы собственник оставила заявку на замену счётчика.
Потребитель воспользовалась предложением, и организация оперативно провела замену ИПУ. При этом был составлен договор и наряд на замену счётчика, где была указана причина его замены: «истёк срок поверки». За работу и прибор учёта собственник квартиры заплатила 3 800 рублей.
Получив очередную квитанцию за электроэнергию, потребитель обнаружила, что заменённый счётчик мог работать ещё два года: срок его поверки истекал только в 2020 году. Исполнитель КУ провёл проверку установленного прибора и составил акт о том, что замена произведена с нарушениями, а сам счётчик не был введён в эксплуатацию.
Собственник письменно обратилась в организацию, которая заменила ИПУ, требуя вернуть ей деньги, поскольку она была введена в заблуждение и несёт убытки: показания нового счётчика исполнитель услуг не принял к расчётам. Но фирма отказала ей.
Указанная причина замены ИПУ не соответствует действительности
Собственник подала иск в суд, требуя, чтобы организация вернула деньги, а также возместила моральный ущерб. Мировой судья установил, что фирма обязана вернуть собственнице квартиры плату за услуги, а также компенсировать ей моральный вред и заплатить штраф – всего 8 700 рублей.
Ответчик с таким решение не согласился и подал апелляционную жалобу, отметив, что потребитель добровольно заключила договор, претензий по качеству товара от неё не поступало, поэтому нет оснований для возврата денежных средств. К тому же, по мнению фирмы, собственник не доказала, что данная сделка заключена под влиянием заблуждения или обмана.
На основании этих фактов судьи сделали вывод, что услуга по демонтажу старого и покупке нового приборов учёта была навязана собственнику: её ввели в заблуждение. Поэтому фирма обязана вернуть истцу деньги за услугу, договор должен быть расторгнут, а собственник – передать приобретённый ИПУ ответчику.
Также, в соответствии с ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О Защите прав потребителей», организация должна возместить собственнику квартиры моральный вред в сумме 2 000 рублей и оплатить штраф в размере 50% от суммы, присуждённой потребителю.
УО следует проводить информационную работу среди жителей и предупреждать об обмане
Замена в помещениях дома вышедших из строя индивидуальных приборов учёта, в том числе с истёкшим сроком поверки, находится в интересах не только собственников, но и управляющих организаций и ТСЖ. Ведь они оплачивают ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества.
Любые нарушения в работе счётчиков, в том числе допущенные частными фирмами, производящими их замену, могут повлиять на объём КР на СОИ. Поэтому УО, даже не являясь исполнителями коммунальных услуг, должны проводить с жителями МКД информационную работу.
Поясните собственникам, что если замена всё-таки была произведена, они должны в кратчайшие сроки обратиться к исполнителю КУ, чтобы представитель РСО/УО проверил установленный счётчик и ввёл его в эксплуатацию, установив пломбы.
Помогите жителям домов не попасться на удочку нечистоплотным фирмам, и, мы уверены, ваши клиенты будут вам благодарны!