Помело метла что это

Помело

Помело – инструмент почти забытый в наше время разгула техники и науки, поэтому его часто путают с метлой. На самом деле, это разные вещи, служащие разным целям.

Помело метла что это

Итак, чтобы сделать помело, в хороший, подходящий день пойдите в лес или поле, найдите заранее намеченные растения и сорвите их со словами:

Земля тебя вскормила, Дожди тебя вспоили, Ветры тебя ласкали, Будешь теперь огнем править!

Никогда не делайте помело из еловых лап, если не хотите, чтобы в доме случился пожар или иное разрушение. Свяжите ветки в плотный веник и насадите на заостренный черенок. Черенок обычно делают из ствола молодого деревца, более всего колдунье подходящего, так что это – индивидуально. Теперь нужно истопить жарко печь, дождаться, когда дрова прогорят, и вымести новым помелом золу и угольки с теми же словами, что и ветки рвали, заменив последнюю строчку на

…Теперь – огню управитель!

Таким образом, помело имеет отношение ко всем четырем стихиям, но правит стихией огня. Т.е. помело в руках колдуньи является аналогом жезла, символа стихии огня. Без последнего действия, т.е. выметания печи, помело не может считаться инструментом и работать не будет. Проводились эксперименты по замене выметания печи просто освящением огнем, или разметанием углей костра. Однако это не работает. Видимо, для наделения инструмента силой, необходимо использовать его по прямому назначению.

Поскольку помело – огню управитель, то и колдовское использование его связано с силой огня. Помелом “наметался” пожар на дом недруга. Помелом колдунья может погасить разгоревшийся пожар, “отметя” его, или защитить от огня соседние с горящим дома. Можно локализовать лесной пожар, или перекрыть ход огню в горящих хлебах.

Источник

Помело (метла)

Помело метла что это

Помело метла что это

Помело́ — пук мочала, тряпья, ветоши, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку (помелище), инструмент предназначенный для обметания печного пода перед посадкой хлеба.

В настоящее время является устаревшим понятием, часто отождествляется с обычной метлой.

В фольклоре помело служит одним из непременных атрибутов Бабы-Яги: «Ведьма в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает».

Ведьминым помелом назывался также болезненный выгон веток кучкой на дереве.

Содержание

Примеры старых русских поговорок, связанных с помелом

С помелом была связана и профессия помельщик — тот, кто вязал и продавал помело.

См. также

Ссылки

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Помело (метла)» в других словарях:

Метла — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отред … Википедия

помело — См … Словарь синонимов

метла — См … Словарь синонимов

ПОМЕЛО — ПОМЕЛО, помела, мн. (обл.). Помелья, помельев, ср. Палка, обмотанная на конце тряпкой для обметанья, метения; метла. Кухонное помело. Гони его помелом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОМЕЛО — ПОМЕЛО, а, мн. (употр. редко) помелья, ьев, ср. Палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла. Ведьма верхом на помеле (в сказках). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

помело — ПОМЕЛО, а, ср То же, что метла. В кладовке стояли лопатки, скребки и помело весь инструментарий дворника … Толковый словарь русских существительных

метла — МЕТЛА, метелка, помело … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Помело — ср. Палка с привязанным к ней на конце пучком хвойных веток, мочала, тряпок для заметания, обметания; метла. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

метла — МЕТЛА, ы, мн мётлы, тел, тлам, ж Приспособление, представляющее собой пучок прутьев, прикрепленных к длинной палке, предназначено для подметания полов; Син.: помело. Только сторож шаркал метлой возле узорчатых деревянных ворот, выгребая семечки и … Толковый словарь русских существительных

метелка — См … Словарь синонимов

Источник

Территория Ши

Возвращение к себе…

Помело

Помело – инструмент почти забытый в наше время разгула техники и науки. Поэтому его часто путают с метлой. На самом деле, метла не способна выполнять функции помела по причине своего несовершенства. Помело, это специальная метелка, предназначенная для выметания из печи горячих угольев перед тем, как в печи будут что-то готовить, например, печь хлеб. Ведь в печи готовят не на огне, а в жару после огня. Поскольку печь раскалена, метелку сажают на длинную палку (руку в печь не сунешь) и помело приобретает вид, схожий с обычной метлой. Колдуньи помело делают из можжевельника, пихтовых лап, чернобыльника, горькой полыни. Разумеется, сухие ветки и травы для помела не годятся, т.к. они вспыхнут от углей. Поэтому помело довольно часто обновляют. Еще помело можно сделать из ветоши, но колдовской силы в нем не будет – это помело обычной хозяйки.

Итак, чтобы сделать помело, в хороший, подходящий день пойдите в лес или поле, найдите заранее намеченные растения (см. Магию растений) и сорвите их со словами:

Земля тебя вскормила,
Дожди тебя вспоили,
Ветры тебя ласкали,
Будешь теперь огнем править!

Никогда не делайте помело из еловых лап, если не хотите, чтобы в доме случился пожар или иное разрушение. Свяжите ветки в плотный веник и насадите на заостренный черенок. Черенок обычно делают из ствола молодого деревца, более всего колдунье подходящего, так что, это – индивидуально. Теперь нужно истопить жарко печь, дождаться, когда дрова прогорят, и вымести новым помелом золу и угольки с теми же словами, что и ветки рвали, заменив последнюю строчку на

…Теперь – огню управитель!

Таким образом, помело имеет отношение ко всем четырем стихиям, но правит стихией огня. Т.е. помело в руках колдуньи является аналогом жезла, символа стихии огня. Без последнего действия, т.е. выметания печи, помело не может считаться инструментом и работать не будет. Проводились эксперименты по замене выметания печи просто освящением огнем, или разметанием углей костра. Однако это не работает. Видимо, для наделения инструмента силой, необходимо использовать его по прямому назначению.

Поскольку помело – огню управитель, то и колдовское использование его связано с силой огня. Помелом “наметался” пожар на дом недруга. Помелом колдунья может погасить разгоревшийся пожар, “отметя” его, или защитить от огня соседние с горящим дома. Можно локализовать лесной пожар, или перекрыть ход огню в горящих хлебах. Но самое заманчивое свойство помела – возможность найти дорогу в иные миры.

Для этого нужно до утра отправиться с помелом туда, где густой туман. Войдите в туман и, взяв помело, начните разметать туман в стороны от себя, медленно продвигаясь вперед и говоря вслух:

Не темень, не туман,
Не морок, не обман,
Не навь, не явь,
Не кривда, не правь,
Тропа на межи.
Дорогу покажи!

Темень, морок, навь, кривду вы отметаете влево, туман, обман, явь, правь – вправо. Повторять придется многократно, пока туман не начнет расходиться перед вами, открывая узкий чистый проход. Разметая в стороны темень, туман и т.д., вы разделяете две составляющие нашей реальности, открывая себе путь. Поэтому в каждое слово нужно вкладывать ясное ощущение того, что слову соответствует. Иначе ничего не получится. Не оглядывайтесь назад ни в коем случае, или вы потеряетесь между мирами. Пройдя какое-то расстояние по проходу,вы увидите, как туман начинает таять, и обнаружите себя в совершенно незнакомом месте.

Первое, что нужно помнить: никто не гарантирует, что место будет дружественным. Население этого мира может принять вас в штыки, вы можете попасть в рабство, можете погибнуть. Можете потерять свое помело и не получить возможности сделать новое, а без него вернуться будет трудно, особенно если это ваш первый опыт и вы не умеете разделять ткань реальности только мыслью, без инструмента. Все, что гарантируется при этом способе перемещения, это то, что мир будет похож на наш. Т.е. там будет схожий по составу воздух, вода и пр., присущее кислородным мирам. А вот растительность там может быть совсем иной, и жители могут оказаться вовсе не гуманоидами.

Второе: вы реально уходите в другой мир, совершенно исчезая из нашего. Время в ином мире может идти по-иному. Поэтому, проведя там день, вы можете вернуться через минуту нашего времени, можете вернуться через сто лет, а можете вообще оказаться в прошлом. Чтобы вернуться, вам придется опять дожидаться тумана, а там они могут быть редки (если, опять же, вы не умеете работать с тканью реальностей без инструментов и атрибутов).

Третье: чтобы вернуться, вам необходимо хорошо помнить ощущение нашего мира и держать это ощущение очень четко и ясно в сознании, когда станете разметать дорогу домой. Или вы рискуете забрести в еще один чужой мир.

Путешествовать не обязательно в одиночестве. Разметать путь могут сразу две колдуньи (не колдуны – эта работа женская, у колдунов другие способы разделять ткань реальности). Чтобы разметать путь вдвоем, нужно синхронизировать свои действия и представления. При этом одна колдунья называет и отметает то, что влево, а другая то, что вправо. Но каждая должна в момент работы другой добавлять свое сильное ощущение того, что подруга делает. Две последние строки заклинания они произносят хором. Трудно найти двух колдуний, сработавшихся настолько, что они смогут сделать эту работу вдвоем. Однако две разметут путь быстрее. Опять же, вдвоем проще действовать в незнакомом месте.

Кроме того, можно провести за собой других людей (колдунов и не колдунов). Для этого ведомые должны идти за метущей путь колдуньей гуськом, держась друг за друга, в полном молчании. Им тоже ни в коем случае нельзя оглядываться назад. Туман за спиной метущей густеет и плотнеет, когда путь открывается. В тумане могут слышаться голоса. Может казаться, что кто-то окликает вас, или трогает за плечо. Реагировать на все это нельзя. Нельзя ни на мгновение отрывать руки от идущего впереди (даже поправить волосы, или почесать нос). Вам может показаться, что вы хорошо видите того, кто впереди, и потому не боитесь его потерять. Однако, на секунду прервав физический контакт, вы уже можете никогда не найти того, за кого держались. И вы, и те, кто идет за вами, потеряетесь между мирами навсегда. Говорят, именно голоса потерявшихся зовут из тумана, и именно они пытаются за вас уцепиться.

Существует убеждение, что на помеле можно летать. Само помело не пригодно для полетов. Им можно корректировать направление движения, если вы владеете левитацией. Именно так его использует Яга в русских сказках, летая в ступе. Т.е. помело – хорошее средство управления воздушными потоками.

Интересных вам странствий! Только, будьте осторожны.

Источник

Всемогущий веник или «Помело» от энергетического мусора

Помело метла что это

Сложно представить себе предмет более будничный и банальный, чем обычный домашний веник. Современные люди редко задумываются, какой мощный магический потенциал имеет эта вещь, а вот наши предки прекрасно были осведомлены о его «волшебных» качествах. Именно поэтому сохранилось множество легенд и обрядов, в которых веники играют главную роль.

Важных советов, которые касаются сего предмета, достаточно много.

Помело метла что это

Особый веник в борьбе с нечистью

В баню приходи – «кнутом» здоровье укрепи!

В баню веник берется дубовый или березовый. Вот его удары по телу вреда не принесут, наоборот, помогут укрепить здоровье. Таким предметом пыль с пола не подметают, а хранят его в подвешенном состоянии, чтобы даже не соприкасался с потенциальным мусором.

Полынный «очиститель» от нечисти

В доме особый «ритуальный» помощник тоже не помешает. Предки верили, что энергетическую грязь лучше всего убирает полынь – ее стебли связывали, а затем с таким импровизированным веником проходились по всему дому. Особенно полезен этот способ, если есть основания подозревать присутствие в квартире каких-то невидимых сущностей – нечисть не переносит запаха полыни, поэтому покидает помещение. Это же касается и некоторых насекомых, например, блох.

Березовая метла от хвори

Сделать очищающий от болезней веник несложно, потребуется небольшой пучок веток, взятый у взрослого (но не старого), крепкого дерева. Желательно, чтобы оно росло за пределами двора. Береза имеет собственный жизненный ритм, она просыпается на рассвете и несколько часов активно набирает силы. Отправляться за прутиками стоит около девяти часов утра – в момент максимальной концентрации энергии.

С деревом надо поговорить, попросить у него защиты, а взяв желаемое – поблагодарить за помощь и поклониться. Подметают таким веником все помещения в доме от углов и стен в центр, где затем и собирают мусор. Вообще необходимо помнить, что тащить с помощью метелки грязь через порог – очень неблагоприятная примета. Получается тот самый «сор из избы», который запрещено выметать во избежание скандалов.

Как правильно собрать энергетический «мусор»?

Получается, что обычная ежедневная уборка – это своего рода магический ритуал. И все же для самого сильного воздействия берется отдельный веник, предназначенный для «мусора» особого рода. Он же будет служить оберегом в семье. Такую метелку делают с уважением и любовью – вплетают между прутиков ленты, украшают их сухоцветами, бусами, яркими нитками. Храниться домашний амулет будет на видном месте, возле входной двери – понятно, что реальную грязь на полу им никто не убирает.

Помело метла что этоПредусмотрены несколько шагов этого ритуала:

Магический веник не должен храниться в доме больше полугода – за это время количество собранного негатива достигает своей «критической массы». Просто выкинуть его нельзя, это опасно. Лучше всего плохую информацию навек сотрет текущая вода, поэтому желательно отправиться к реке, разобрать свой веник по прутикам и с благодарностью отправить их по течению.

Как избавиться от «отжившей» свое время метелки?

Утилизация домашнего «помела», отслужившего свой срок – непростая задача. Если его останки бросить за порог, туда, где ходят люди, есть шанс привлечь на кого-то из них беды и хворобы. Для такой «домашней порчи» достаточно наступить на старый веник, накопивший в себе бездну негативной информации.

В печи сжигать его тоже не стоит – это плохая примета, предрекающая всяческие семейные катастрофы, пришествие тараканов, скандалы и раздор. Лучше всего отнести метелку на свалку, подальше от собственного дома. Или, как вариант, вывезти на природу и оставить где-нибудь под кустиком в лесу.

Соблюдая такие немудреные правила, можно сделать жизнь в доме гораздо приятнее и легче.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Помело :: Общие сведения

Помело – приспособление для подметания пода печи, чтобы очистить его от угля и золы перед посадкой хлебов в печь. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. Кроме бытового назначения помело широко применялось в различных обрядах. В свадебной обрядности в Курской губернии отец жениха или выбранный им сват связывали помело с кочергой перед сватовством, чтобы начатое дело имело положительный результат и «связался» предполагаемый союз (кочерга символизировала «молниеносную» палицу бога Агни, а помело – вихрь, раздувающий грозовое пламя).

В Тверской губернии ряженые с помелом и печной заслонкой ездили по улицам на следующий день после свадьбы. В Рязанской губернии существовал свадебный обычай возить по улице окрутника, называвшегося «хвастуном» (им обычно был близкий родственник невесты), которого вечером перед свадьбой наряжали в рваную одежду, давали в руки помело. Посадив в салазки, девушки возили его по деревне, стараясь опрокинуть в сугроб, а хвастун грозил им помелом и кривлялся.

В г. Чердыни помело ставили посреди экипажа в день «хлебин», второй день свадьбы, когда мужчины надевали женское платье, женщины – мужское, натирались сажей, запрягали лошадей, украшая их колокольчиками, боталами, голиками, вениками, бантами из мочала, брали печные заслонки, сковородки, гармонии и под песню съезжали со двора, направляясь к родителям и родственникам молодой, сопровождая свою поездку шумом и плясками.

Использовали помело в свадебном обряде и во время так называемых «умывок», когда свахи, наряженные чучелами, вымазанные сажей и с помелом в руках (иногда верхом на лошади), шли по деревне с кличем: «Идите нашу молодую умывать!», а также в обряде бани для молодых в первый послебрачный день.

В календарной обрядности помело использовали в святочных гаданиях о замужестве. На Русском Севере девушки насыпали овёс под помело у печки и заклинали: «Во сне хочу увидеть своего суженого». В святочных ряжениях помело изображало лошадь, домового, русалку и кикимору. Во Владимирской губернии надевали вывороченную шубу, приделывали рога, хвост, брали помело, в Рязанской губурнее, чтобы изобразить русалку, одевались в рваную одежду и садились на помело. Во всех случаях помело употреблялось как «предмет магической практики и колдовской принадлежности».

В субботу на масленичной неделе в Тульской, Пензенской и Симбирской губернии дети строили снежный городок с башнями и воротами. Построив, они делились на две команды: «охранителей», которые вооружались мётлами и помельями, и «храбрецов» с палками в руках. Первые должны были охранять городок, последние – его отбить и разрушить. Иногда в этой игре принимали участие и взрослые, тогда она заканчивалась угощением и песнями. В Благовещенье между заутреней и обедней хозяйке предписывалось согнать помелом кур с насеста, тогда к Пасхе они будут хорошо нестись. В Великий четверг принято было делать новое помело (оно, по народным представлениям, обновляло печь, охраняло её от разрушения), за ветками для его изготовления ходили с песнями в лес. Кроме того, в этот день рано утром, как говорили, «до солнышка», обнажённая женщина (обычно это делала хозяйка дома) должна была верхом на помеле объехать вокруг дома, чтобы уберечь его от нечистой силы. Во многих местах этот обряд приобрёл иной смысл – его исполняли для защиты от клопов, тараканов и блох.

В Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях во время вьюнишника (иначе – вьюницы или «окликания молодых»), происходящего в субботу или в первое воскресенье после Пасхи (так называемое кликушино воскресенье), под окнами молодых супружеских пар (тех, что вступили в брак в этот год) пелись особые песни. За исполнение подобных песен новобрачные давали детям пряники и сласти, мужчинам – яйца, пиво и мёд, а женщинам – вино и закуску. В песнях, особенно детских, существовало требование подарка за пение – яйца, в случае отказа молодых поднести угощение звучала угроза: «Не дашь яйца, потеряешь молодца, мы тебя в хлеб запрем, помелом заткнём».

В Чухломском уезде Костромской губернии исполнительниц вьюнишных песен возглавляла женщина верхом на помеле и с большой палкой в руке. Требование яиц в данном случае сближало этот обряд со сбором яиц в семик, когда ряженые так же держали в руках помело, которым они отгоняли любопытных детей.

На помеле ездила одна кума к другой для справления Моргостьи (так в Лихвинском уезде Калужской губернии называли нарядный поезд кумы), где гостью угощали пирогами.

Использовали помело и в обряде проводов русалки. В день Козьмы и Демьяна, 1 ноября (14 ноября), в Ярославской губернии помелом и дёгтем усмиряли дворового – домового, связанного с домашним скотом. Для этого брали помело, садились на лошадь, которую не жаловал дворовой, и ездили по двору, размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину», в другом варианте помело обмакивали в дёготь с намерением сделать отметку на лысине дворового, с которой он уже не остаётся во дворе.

В Нижегородской губернии на помеле, так же как и на хлебной лопате, перевозили при переезде в новый дом домового. На Вологодчине помело или печной крюк (кочергу) выкидывали во двор, чтобы уберечься от града.

В народной медицине помелом на Русском Севере лечили детей от полуночницы (бессонницы): «Она помелом в печи пашет, потом полуночну дерёт: – Что делаешь? – Полуночну деру. – Так дери, чтобы век не была». В Мезенском уезде Архангельской губернии существовал обычай наговаривания болезней на помело. Нельзя не сказать о помеле, которое используется наравне с кочергой, ухватом, хлебной лопатой, граблями для полётов ведьм и ведунов по воздуху. В данном случае помело олицетворяло собой ветер, который «метёт туманы и тучи и расчищает небо». Русские ведьмы и Баба Яга, летя по воздуху в железной ступе (котле-туче), погоняя пестом или клюкою (громовою палицей), заметали след помелом. На помельях летали ведьмы на Лысую гору в Ивановскую ночь 24 июня (7 июля). Народные предания говорят о том, что, садясь на кочергу, ухват, лопату или помело, ведьмы вылетали в дымовую трубу тем же путём, каким являлись огненные змеи и нечистые духи. Ведьмино помело и само являлось обиталищем разных духов.

Говорится о помеле и в русских сказках, где оно, олицетворяя вихрь и заменяя собой топор- саморуб и диковинную палицу, устремляется на враждебные силы и, покончив с ними, возвращается в руки своего обладателя: «Где махнет помело, – там в неприятельской рати улица, что ни захватит клюка, то и в плен волочит». Упоминается помело в пословицах, поговорках, былинах, загадках. Например: «Вышла туторья из подполья, зачала золото загребать» (помело и жар в печи); «В углу, за полицей сидит стар с бородой» (помело); «У нас во дому серо поле распахано, разглажено, не сохой, не бороной, а козлиной бородой» (печной под и помело); «Побежали на лисицу девки с кокотами (вилами), бабы с помелами» (Олонецкая губ.).

История помела

Почему помело назвали помелом? Этимология слова «помело».

Как выглядит помело? Фото помела.

Как нарисовать помело пошагово? Какие разновидности помела бывают? Описание конструкции помела (не из википедии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *