Ползучий свод в архитектуре что это

Лестницы как элемент архитектуры

Существует множество способов устройства лестницы, выполняющей одну и ту же функцию — соединения двух уровней, или этажей. В плане они могут быть круглыми, L- и U-образными и даже прямыми. Может различаться число пролетов и площадок. Обычно форма лестницы приспособлена к отведенному для нее цилиндрическому или кубическому пространству. Ступень, состоящая из горизонтальной части — проступи — и вертикального подступен­ка, может быть раскрашена или украшена резьбой, часто украшены перила, стойки и балюстрады.

Лестницы используют также как символ и часть религиозного ритуала, они подчеркивают важность восхождения; при этом для создания нужного эффекта имеют значение ширина, крутизна лестницы. Устройство садов и террас часто зависит от пространственных возможностей, созданных пролетами лестниц.

Стилобат

Античные храмы обычно строили на приподнятых платформах, или стилобатах, полностью или частично состоявших из рядов ступеней. Колонны храма стояли прямо на верхней ступени.

Ползучий свод в архитектуре что это

Винтовая лестница

Винтовая, или спиральная лестница представляет собой ряд ступеней, круглый в плане и опирающийся на центральный стержень, или столб. Такая лестница идеально подходит для башен и шпилей.

Ползучий свод в архитектуре что это

Трибунные лестницы

Форма трибунных лестниц в восточных апсидах церквей унаследована от римских базилик, где судьи сидели на высоких стульях. Кресло председателя или алтарь символически приподняты над массами с помощью рядов ступеней, часто охватывающих все пространство апсиды.

Ползучий свод в архитектуре что это

Лестницы майя

Лестницы, часто покрытые иероглифическими надписями, представляли собой важнейшую деталь пирамид майя. Восхождение по лестнице было кульминационной точкой.

Ползучий свод в архитектуре что это

Ползучий свод

Лестница с цилиндричес­ким сводом, две опоры которого расположены наклонно, требовала очень точных расчетов, так как сложно обеспечить правильное распределение веса свода.

Балюстрада

Балясины классической каменной балюстрады состоят из коротких стволов с абакой, основания и одного или двух выступов с выпуклыми (ovolo) и вогнутыми (eavetto) кольцами между ними.

Ползучий свод в архитектуре что это

Садовые лестницы

Ряды ступеней служили обрамлением в композиции классического сада. Лестницы были построены по симметричной, часто круглой, схеме, с несколькими площадками, на которых можно было остановиться.

Ползучий свод в архитектуре что это

Открытая винтовая лестница

В середине открытой винтовой лестницы расположен колодец, идущий от центра здания. Такие лестницы иногда опирались на колонны. Открытая винтовая лестница хорошо сочетается с украшенными балюстрадами.

Ползучий свод в архитектуре что это

Открытая струна

Струной называют наклонную доску, на которую опираются концы проступей и подступенков. Открытая струна следует профилю ступеней, закрытая — скрывает ступени.

Лестничный колодец

Лестничный колодец — это вертикальный объем, в котором расположена лестница. Не­оклассический лестничный колодец, в котором первый пролет направлен к стене и продолжается двумя загибающимися пролетами — по одному с каждой стороны, часто был смысловым центром первого этажа. Он подсвечивался круглыми окнами в потолке.

Лестница с двойным пролетом

С лестницы с двойным пролетом открываются разнообразные виды сада и дома. В палладианских домах такие пролеты делали короткими, симметричными и пропорциональными по отношению к остальному фасаду.

Источник

Ползучий свод в архитектуре что это

Пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах сводов горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п. Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрического свода — лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). Древнейшими являются так называемые ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, свод казематов акрополя Тиринфа, XIII в. до н. э.). В 4-3-м тысячелетии до н. э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды (свод в галерее Табулария, 79 до н. э.) и крестовые своды (базилика Максенция (Константина; около 315 н. э.)) — обе постройки в Риме. В византийской архитектуре применялись цилиндрические парусные, крестовые своды, в частности в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом — нервюрой. С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со второй половины XIX в. своды нередко создавались на основе металлических конструкций. В XX в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины XX в. распространяются также деревянных клеёные сводчатые конструкции.

Ползучий свод в архитектуре что это

Основные виды сводов: 1 — цилиндрический; 2 — крестовый; 3 — сомкнутый; 4 — зеркальный; 5 — купольный (парусный).

Литература: А. В. Кузнецов, Своды и их декор, М., 1938; Hart F., Kunst und Technik der Wolbung, Mьnch., (1965).

Источник

От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре

Ползучий свод в архитектуре что это

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Ползучий свод в архитектуре что это

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Ползучий свод в архитектуре что это

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Ползучий свод в архитектуре что это

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Ползучий свод в архитектуре что это

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ползучий свод в архитектуре что это

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Ползучий свод в архитектуре что это

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Ползучий свод в архитектуре что это

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Ползучий свод в архитектуре что это

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Ползучий свод в архитектуре что это

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Ползучий свод в архитектуре что это

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Ползучий свод в архитектуре что это

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Ползучий свод в архитектуре что это

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Ползучий свод в архитектуре что это

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

Николай Фанеев:

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Ползучий свод в архитектуре что это

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Ползучий свод в архитектуре что это

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Ползучий свод в архитектуре что это

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

Николай Фанеев:

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Источник

Ползучий свод в архитектуре что это

Свод в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой своды, подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах своды горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п. Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрических сводов — лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод. (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды — стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). Древнейшими являются т. н. ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, свод казематов акрополя Тиринфа, 13 в. до н. э.). В 4—3-м тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды (свод в галерее Табулария, 79 до н. э.) и крестовые своды [базилика Максенция (Константина; около 315 н. э.) — обе постройки в Риме]. В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые своды, в частности, в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом — нервюрой. С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2-й половины 19 в. С. нередко создавались из металлических конструкций. В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.

Смотреть что такое СВОД в других словарях:

покрытие из клиновидных камней, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых вследствие этого в равновесии. Покрытие малой глубины, наприм. смотреть

в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволиней. смотреть

свод м. 1) Действие по знач. глаг.: сводить (1*1,2,4,5,7,8,11). 2) а) Собранные, сведенные в единое целое и расположенные в определенном порядке тексты, документы, законы и т.п. б) Сведения, данные о чем-л., сведенные вместе и представленные как итог. в) Совокупность правил поведения, привычек, взглядов и т.п. 3) а) перен. Криволинейное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-л. сооружения. б) То, что имеет форму такого перекрытия, напоминает такое перекрытие. в) Покров, навес, образуемый деревьями, кустами с густой листвой и переплетающимися ветвями. 4) перен. То же, что: небосвод.

свод 1. м.arch, vault небесный свод — firmament; the vault / canopy / dome of heaven поэт. 2. м. (собрание документов, материалов и т. п.)code свод зак. смотреть

СВОД в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрич. форму, образованную выпуклой криволинейной п. смотреть

свод, взводКриволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор.Ист.: Плужников, 1995• • •Перекрытие с криволинейными очер. смотреть

3.3 свод (arch): Плоская или скошенная часть камеры радиации, расположенная напротив пода. Источник: ГОСТ Р 53682-2009: Установки нагревательные для. смотреть

несущая пространственная конструкция покрытия или перекрытия в форме выпуклой оболочки, опирающейся на прямоугольный контур

(Болгарский язык; Български) — свод

(Чешский язык; Čeština) — klenba

(Немецкий язык; Deutsch) — Gewölbe

(Венгерский язык; Magyar) — boltozat

(Монгольский язык) — хүнхэр дээвэр

(Польский язык; Polska) — sklepienie

(Румынский язык; Român) — boltă

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — svod

(Испанский язык; Español) — bóveda

(Английский язык; English) — vault

(Французский язык; Français) — voûte

Свод пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхн. смотреть

в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной п. смотреть

свод сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? сво́да, чему? сво́ду, (вижу) что? сво́д, чем? сво́дом, о чём? о сво́де; мн. что? сво́ды, (. смотреть

-а, м. 1. Действие по глаг. свести—сводить 2 (в 1, 5, 6, 7, 10 и 12 знач.).Свод леса. Свод полков в дивизию. □ В них [загонах] делают массовые перефор. смотреть

[roof] — верхняя часть ограждения в виде несущей пространственной конструкции, перекрывающей рабочее пространство печи. В зависимости от формы, размера и рабочей температуры своды могут быть арочными (для прямоугольных печей) или купольными (для круглых печей), набираемыми из клиновидных кирпичей, плоскими (при ширине пролета более 3—4 м), набираемыми из специальных кирпичей с подвеской к каркасу печи (так называемый подвесной свод) или из водоохлаждающих элементов — кессонов или панелей (так называемый водоохлаждающий свод), а также комбинированными — в сочетании кирпичных и водоохлаждающих металлических секций. Для загрузки печей сверху свод снимают мостовым краном (съемный свод на нагревательных колодцах), откатным напольным механизмом (откатывающийся свод на нагревательных колодцах или вертикальных печах) или поворачивающимся подъемно-поворотным механизмом ( поворотный свод на дуговых сталеплавильных печах).
Кирпичные своды для термических и нагревательных печей изготовляют из шамотного, для высокотемпературной зоны нагревательных печей — из динасного и для плавильных печей — из периклазохромитного кирпича.

arch, cove, coving, (печи) crown, dome, roof, vault* * *свод м. 1. стр. vault 2. (в печи) arch, roof 3. (образуемый сыпучими материалами, находящимис. смотреть

свод сущ.муж.неод. (8)ед.им.по голым камням, над нами свод, род пролома сверхуПут9.Из придела церкви обломанный свод без лестницыПут9.вершины, и там ба. смотреть

м.1) (летописей, законов) corps m; code m (кодекс) 2) voûte f; cintre m каменный свод — voûte de pierre (перекрытие)свод пещеры — voûte d’une caverne••. смотреть

• арка ív• арка boltiv• арка boltozat• итогов összesítés• строительный csarnok* * *м1) иск boltív, boltozat2) лит kódex 3) (законов и т. п.) gyűjtemény. смотреть

несущая пространств. конструкция, отличающаяся наличием распора и работающая преим. на сжатие. Распор С. воспринимается обычно затяжками, контрфорсами. смотреть

В постройках греч. архитектуры (б. ч. кирпичных) имеются только отдельные примеры С. (например, переход от нижних к ср. ярусам гимнасия в Перга. смотреть

м, архит. tonoz; kemer (моста)••свод зако́нов — düstur, kanunlar kitabıСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перемычка, пневмосво. смотреть

арка значительной ширины, устраиваемая из каменной кладки, бетона или железобетона. В зависимости от величины подъема различают подъемистые и пологие С. смотреть

вторая стадия судебного процесса в Древней Руси. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого она приобретена. «С.» продолжа. смотреть

м. 1) (летописей, законов) corps m; code m (кодекс) 2) voûte f; cintre m каменный свод — voûte de pierre (перекрытие) свод пещеры — voûte d’une cavern. смотреть

Сойтись сводом. Сиб. Устар. Жениться без венчания. СБО-Д2, 192.Не свести своду. Кар. Не суметь договориться с кем-л. о чём-л. СРГК 5, 655.Делать своды. смотреть

Rzeczownik свод m zbiór m nisza f złączenie odczas. n połączenie n zestawienie n

— архит. пространств. конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геом. форму выпуклой криволинейной поверхности. Осн. виды С.: цилиндрич. (1), крестовый (2), сомкнутый (3), зеркальный (4), купольный (парусный) (5). Известен с глубокой древности, но широкое распространение получил в римской арх. Сводчатые системы во многом определили облик визант. и зап.-европ. зодчества. В составе крестово-купольной системы С. с кон. 10 в. используется мастерами др.-рус. каменной арх. смотреть

м(законов) código m; (летописей и т. п.) cole(c)tânea f; архт abóbada fСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перемычка, пневмосвод. смотреть

(геол.), крупная изометричная куполовидная платформенная структура с поперечником в неск. десятков или более сотни километров; сводообразное поднятие ф. смотреть

1. eemaldamine2. kogu3. kogumik4. kokkuvõte5. maharaiumine6. mahavõtmine7. seadustik8. viimine9. väljavõtmine10. võlv

сущ.code; collection; compilation; roll; summary- свод законов- свод правил- свод сигналовСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, пе. смотреть

СВОД — строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. Различают части свода: ПЯТА — опорная часть свода. ЗАМОК — верхняя часть свода. ШЕЛЫГА — линия, проходящая в замковой части свода и соединяющая его верхние точки. ПРОЛЕТ — расстояние между пятами свода. СТРЕЛА ПОДЪЕМА — отвесная линия из замковой части до прямой, соединяющей пяты. ЩЕКА, или ЛЮНЕТ — торей, срез свода.

1) arch2) code3) cove4) dome5) vault– образовывать свод– поворачивающийся свод– свод стопы– стрельчатый сводСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожи. смотреть

строит. перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную криволинейной поверхностью.Синонимы: арка, калотта, комара, ку. смотреть

(пишется с прописной буквы как первое слово офиц. названий), напр.: Свод законов Российской империиСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекр. смотреть

сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты.Синонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перем. смотреть

m.arch, vault, codeСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перемычка, пневмосвод, распалубка, сближение, сборник, сводик, сводка, ск. смотреть

сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты.Синонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перем. смотреть

(fomix, множ. fomices) напоминающая свод структура, в частности, свод головного мозга (fomix cerebri) дугообразные пучки волокон головного мозга, расположенные между сосцевидными телами и гиппокампом. Влагалищный свод (fomix of the vagina) одно из трех сводчатых пространств в верхней части влагалища, вокруг шейки матки. смотреть

Место встречи Неба и Земли, вход в вечную жизнь, Небо. См. также купол.Синонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перемычка, пневмосвод. смотреть

СВОД — вторая стадия судебного процесса в Древней Руси. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого она приобретена. С. продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой признавался татем (вором).

I муж. звядзенне, ср., звод, род. зводу муж.II муж. архит. скляпенне, ср.небесный свод — неба, купал небаIII збор, род. збору муж.звод, род. зводу. смотреть

sprieslis, velve, spraislis; aizvešana; salaišana , salaidums, savienošana, savienojums; apvienojums, sakopošana, sakopojums, apvienošana; pārzīmējums, novilkšana, novilkums, pārzīmēšana, pārnesums, pārnešana; izņemšana, izciršana; kopojums, sakopojums, krājums; kopsavilkums. смотреть

hvelvСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перемычка, пневмосвод, распалубка, сближение, сборник, сводик, сводка, склеп, собрание. смотреть

мозга (fornix, PNA, BNA, JNA) — совокупность двух изогнутых тяжей белого вещества головного мозга, расположенных под мозолистым телом, соединенных в ср. смотреть

свод мозга (fornix, PNA, BNA, JNA) — совокупность двух изогнутых тяжей белого вещества головного мозга, расположенных под мозолистым телом, соединенных в средней части в виде тела С., а спереди и сзади расходящихся, образуя соответственно столбы и ножки С.

сводantiklinaleСинонимы: арка, калотта, комара, купол, ожив, перекрытие, перемычка, пневмосвод, распалубка, сближение, сборник, сводик, сводка, склеп. смотреть

в архитектуре перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную криволинейной поверхностью. В архитектурной практике существует несколько типов сводов: веерный, крестовый, нервюрный, полуциркулярный, сетчатый, цилиндрический. смотреть

• klenba• klenutí• kodex (zákonů)• oblouk• přehled• sbírka (nařízení)• shrnutí• souhrn• svod

свод I м. архит. свод (эки дубалдын же эки таянычтын ийилип кошулган төбөсү); небесный свод көмкөрүлүп турган асман. свод II м. (собрание летописей, законов) жыйнак (айрым фактылардын бириктирилиши); свод законов закондор жыйнагы. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *