Пользователь дбо это что такое
Какое бывает дистанционное банковское обслуживание для юрлиц: клиент-банк, интернет-банк и не только
Современный бизнес не может обойтись без безналичных расчетов. Для того чтобы дистанционно управлять счетом, чаще всего используется интернет-банк. Но это только один из вариантов дистанционного банковского обслуживания, но есть и другие варианты – клиент-банк, мобильный банк, телебанк и не только. Мы расскажем, чем они отличаются между собой.
Как работает дистанционное банковское обслуживание?
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) позволяет физическим или юридическим лицам удаленно совершать расчеты и другие банковские операции по расчетному счету.
Клиенты банка через интернет могут проверить баланс по счету, сформировать выписку за определенный период, направить письмо в банк и проводить переводы в адрес контрагентов или сотрудников. Это позволяет существенно ускорить основные банковские операции – то есть, отправить деньги можно без посещения банка, а получить выписку или провести платежное поручение с электронной цифровой подписью банка, – за минуту.
Кроме этого, ДБО позволяет проводить операции 24 часа 7 дней в неделю. Да, оплатить счет контрагента в любое время не получится (операционный день никто не отменял), но сформировать платежное поручение можно. А, например, получить выписку по расчетному счету или узнать информацию по остатку на счете можно круглосуточно.
Стоимость операций, проводимых через интернет, намного ниже, чем при посещении банка (и для других наличных платежей): размер комиссии по безналичному платежу может составлять от 0 до 200 рублей, а при переводе наличных через банк иногда взимается дополнительная комиссия в размере минимальной установленной суммы (от 150 до 500 рублей).
Другими словам, ДБО (электронный банкинг) – это электронные услуги, которые банк предоставляет своим клиентам для дальнейшего обслуживания расчетного счета через компьютер, телефон или терминалы.
Российские банки предоставляют своим клиентам ряд электронных услуг:
Все виды ДБО тесно связаны между собой, однако есть важные отличия, о которых нужно знать.
Кроме того, каждая услуга в системе ДБО имеет свою стоимость (в зависимости от условий банка), защиту от «взлома» и процедуру идентификации личности.
Стоимость дистанционного банковского обслуживания
Для физических лиц в большинстве случаев услуги в рамках ДБО предоставляются бесплатно, но некоторые банки выставляют плату за получения каких-либо документов или услуг.
Так, кредитная организация может за отдельную плату присылать уведомления о поступлении денежных средств на счет – по SMS или в выписке по счету за определенный период (например, более 1 месяца). Иногда при этом использование мобильного банка остается бесплатным.
Для юридических лиц все намного сложнее, так как большинство банков предоставляют услугу Клиент-Банк или интернет-банк (кроме выпуска USB-токена) бесплатно, а дополнительное информирование – за отдельную плату.
Платными услугами могут быть:
Платность услуг ДБО связана с тем, что банкам нужны деньги на разработку новых систем электронного банкинга и совершенствование интерфейса системы.
Клиент-Банк
Клиент-Банк («толстый клиент») – это специальная программа, которая устанавливается на компьютер или другой гаджет. Все данные по клиенту хранятся на жестком диске пользователя (электронная цифровая подпись, платежки и выписки). Связь с банком происходит через интернет. Для того чтобы информация по счету была актуальна, программу надо периодически обновлять.
Основной плюс такой системы – возможно использования сетевых версий. То есть программа может быть установлена на сервере компании, к которому подключаются все сотрудники. Кроме этого, для работы с Клиент-Банком не нужен постоянный доступ в интернет. То есть информация, которая была актуализирована ранее, будет доступна даже при условии отключения от интернета. Например, сформировать выписку по счету за прошлую неделю можно будет и без доступа в интернет. Скорость работы в «толстом клиенте» напрямую зависит от мощности компьютера – но чаще всего намного выше, чем при работе через интернет.
Через Клиент-Банк юридическое лицо может выгружать в бухгалтерскую программу платежки и другую первичную документацию. Кроме этого, для входа в систему не требуется никаких дополнительных систем защиты, так как все протоколы безопасности находятся на компьютере у пользователя.
Услугой «Клиент-Банк» чаще всего пользуются крупные юридические лица или предприятия, расположенные в местности с плохим доступом в интернет (сельская местность). Правда, многие средние и малые банки уже отказались от такого вида ДБО.
Через Клиент-Банк клиент может:
Минусом данной системы можно назвать ее «вес» – ежегодно программа будет занимать все больше места на компьютере пользователя или на сервере компании, так как все данные будут автоматически сохраняться в папке с системой.
Интернет-Банк
Интернет-банк наиболее распространен в настоящее время. То есть юридическое лицо заходит в систему через интернет-браузер, логин и пароль. Данная система позволяет клиентам дистанционно управлять расчетным счетом без привязки к компьютеру.
Такой подход очень удобен, особенно малому и среднему бизнесу, где за банк отвечает 1-2 человека. Зайти в интернет-банк можно как с работы, так и из дома (при наличии с собой USB-токена или другого идентификационного файла), то есть данная разновидность ДБО более мобильна.
Чаще всего доступ в систему «Интернет-банк» осуществляется следующим образом:
Плюсы и минусы у системы такие:
Мобильный банкинг
Мобильный банкинг позволят совершать определенные действия через телефон. Перечень операций, которые можно совершать через мобильный банк, намного меньше, чем через Клиент-Банк или Интернет-Банк.
Через мобильный банкинг юридические лица могут:
Для совершения некоторых операций есть определенные требования к телефону или смартфону (версия прошивки, операционная система и другие).
Для того, чтобы подключить мобильный банкинг, представитель юридического лица должен написать заявление в банк или при заключении договора расчетно-кассового обслуживания указать на необходимость подключения данной услуги.
Многие банки предоставляют услугу «Мобильный банк» за дополнительную плату. Бесплатно дают «урезанную» версию программы – то есть, клиент может зайти на расчетный счет и проверить поступление денег и остаток денег на счету, а, например, формирование платежек будет недоступно.
Использование мобильного банкинга подразумевает прохождение процедуры идентификации личности. При входе в систему через интернет потребуется ввести логин и пароль, выданный при личном визите в банк, при обращении через call-центр – фамилию, имя, отчество и паспортные данные или контрольное слово. Для SMS-банкинга потребуется предварительно зарегистрировать номер телефона и получить код для подтверждения действий и запросов. Данные способы позволяют сократить возможность мошенничества и обеспечивают защиту от «взлома».
Кроме этого, мобильный банк предоставляет дополнительную услугу – SMS-банкинг. Суть сервиса – получение информации по счету или формирование платежек через SMS. Такая услуга есть не у всех банков.
То есть, для получения всей необходимой информации клиенту не нужно звонить в call-центр, достаточно просто отправить SMS-сообщение на определенный номер с запросом. Таким же образом может быть повторно проведена операция или создано новое платежное поручение.
SMS-информирование
SMS-информирование мы не просто так вынесли в отдельный пункт. Эта услуга только частично относится к ДБО, так как с ее помощью можно только получать информацию по банковским операциям. Но банки все чаще стали ее предлагать своим клиентам.
То есть, как и для физических лиц, для корпоративных клиентов есть своя услуга по информированию об изменении баланса. Большинство банков разделяют услугу на платную и бесплатную.
Без дополнительной платы на номер телефона, указанный для контактов, приходит SMS по расходным платежам, которые были сформированы и проведены через Клиент-Банк или интернет-банк. Информирование о платежах, которые проводятся без подтверждения клиента (списание инкассо, абонентской платы или комиссий за совершения перевода), поступать не будут.
При подключении платной услуги клиент будет проинформирован о каждом поступлении денег на расчетный счет и о всех списаниях, включая комиссии. Стоимость такой услуги зависит от банка, в котором открыт счет. Средняя стоимость – 200-300 рублей в месяц.
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО)
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – это предоставление различных банковских услуг клиентам в удаленном режиме без посещения отделений банка. ДБО реализуется посредством компьютерных (интернет-банкинг) и телефонных (колл-центры) систем.
ДБО предоставляется как физическим, так и юридическим лицам, которые пользуются услугами банка (например, имеют в нем счета или карты). Для подключения к системе ДБО, как правило, необходимо заключить отдельный договор.
Система ДБО позволяет удаленно следить за состоянием счетов, получать выписки по ним, проводить различные платежи и переводы, погашать задолженность по кредитам, управлять статусами пластиковых карт и проводить другие операции.
50 000 руб. на продвижение в соцсетях в myTarget;
10 000 руб. на Яндекс.Директ;
3 000 руб. на продвижение в Google.Adwords
Есть вопрос по выбору микрозайма, займа под залог или другого финансового продукта? Наши консультанты окажут быструю и квалифицированную помощь по удобному для вас способу связи.
Заказать обратный звонок
Бесплатный номер телефона по России:
Предложение не является офертой. Конечные условия уточняйте при прямом общении с кредиторами. Содержание информационных статей основано на субъективном мнении редакции нашего сайта. Мы не несем ответственность за полноту и достоверность содержащейся в них информации. Сайт не принадлежит финансовой организации и на нем не оказываются финансовые услуги. Финансовые услуги будут оказываться непосредственно организациями, имеющими разрешение Центрального Банка Российской Федерации.
Сайт является составным произведением и представляет собой в том числе каталог товарных знаков (знаков обслуживания), опубликованных в открытых реестрах ФИПС (Роспатент). Исключительное право на товарные знаки (знаки обслуживания) принадлежат их правообладателям.
Пользователь дбо это что такое
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое ДБО?
2. Виды ДБО
3. ДБО Сбербанка
4. ДБО ВТБ
5. ДБО Промсвязьбанк
6. ДБО других банков
7. Правовое регулирование ДБО
8. Требования для ДБО
9. Плюсы ДБО
10. Банковская безопасность
11. Заключение
12. Полезное видео
Что такое ДБО?
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – это комплекс услуг удаленного доступа к различным банковским операциям, которые банки предоставляют своим клиентам (как юридическим, так и физическим лицам).
Пользуясь услугами ДБО, клиенты могут, например, осуществлять удаленный доступ к своим счетам в банке или совершать платежи и переводы при помощи различных технических средств, каналов связи и с использованием специализированных программных продуктов. Такая форма взаимодействия с банком позволяет клиентам получать актуальную информацию из банка или передавать банку свои распоряжения в удобное время без визита в банк.
Термин ДБО является общим для различных технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений клиентов, которые передаются клиентами без их визита в банк (удаленным образом).
В общем случае под услугами дистанционного банковского обслуживания подразумеваются разноплановые электронные услуги, позволяющие обслуживать клиентов с использованием всех каналов доступа: Интернет (on-line и off-line доступ), телефон (обычный или мобильный), карманный компьютер, платежные терминалы и прочие.
PC-банкинг, мобильный банкинг, SMS-банкинг, клиент-банк, банк-клиент, система ДБО, электронный банк, on-line banking, remote banking, direct banking, home banking, internet banking, PC banking, phone banking, mobile-banking, WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking, TV-banking.
Оптимизация процессов расчетно-кассового обслуживания в значительной степени зависит от развития дистанционного банковского обслуживания. Используя сервисы ДБО, клиенты получают возможность осуществлять большую часть операций без посещения офиса банка, а также имеют сниженные комиссии за проведение транзакций.
Участники рынка отмечают, что несколько лет назад для клиента был важен контакт с сотрудником банка, который проводил операции по его счету. В настоящее время наибольшее значение получают удобный интерфейс системы удаленного доступа и скорость передачи данных. Личный контакт клиента с банком сократился до минимума.
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — это технология предоставления банковских услуг удаленным способом, без визита клиента в отделение банка. Каналами связи при ДБО служат компьютерные сети, телефонная связь, сети сотовых операторов.
ДБО в России можно разделить на несколько не строго последовательных этапов:
Усиление роли ДБО в работе с клиентами, а также, как следствие, рост инвестиций в современные системы ДБО заставляет банки задумываться о способах их монетизации. Очевидно, что, помимо всех остальных функций, система ДБО должна зарабатывать деньги!
Давайте рассмотрим наиболее распространенные способы монетизации ДБО:
В настоящее время дистанционные услуги по большей части предоставляются бесплатно, т.к. банкам выгодно переводить обслуживание клиентов в дистанционные каналы.
Тем не менее некоторые банки до сих пор берут деньги, например, за использование мобильных приложений, позиционируя это как дополнительный сервис. Насколько это верное решение, каждый банк должен определить сам для себя.
Из виду как минимум не стоит упускать, что для ряда клиентов мобильный канал является наиболее удобным для работы и что на рынке много бесплатных альтернатив от других банков.
Это очень заманчивый способ, поскольку он позволяет банку создать для себя стабильный источник дохода при достаточном количестве клиентов. Так, по данным исследования PayU и Data Insight (2013) около 30% пользователей осуществляют онлайн-платежи через интернет-банкинг.
Минус этого способа в том, что конкуренция на рынке платежей очень высока, а средний размер платежа небольшой, да и клиент всегда стремится использовать наиболее удобный и выгодный сервис. Кроме того, в настоящий момент на рынке есть сервисы, к которым можно привязать карту любого банка и осуществлять платежи без комиссии.
Я, например, так и сделал: установил себе Мобильный кошелек Тинькофф, бесплатно пополняю его со своей карты другого банка и оплачиваю без комиссии всех необходимых мне поставщиков.
Такой сознательный отказ от транзакционного дохода со стороны подобных сервисов позволяет сделать вывод о том, что основной источник их монетизации не в самих платежах. Отсутствие комиссии – это скорее средство привлечения аудитории. И здесь, на мой взгляд, есть некий тревожный сигнал для банков.
Виды ДБО
Технологии ДБО можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:
1) Системы «Клиент—Банк » (PC-banking, remote banking, direct banking, home banking)
Системы, доступ к которым осуществляется через персональный компьютер. Банк при этом предоставляет клиенту техническую и методическую поддержку при установке системы, начальное обучение персонала клиента, обновление программного обеспечения и сопровождение клиента в процессе дальнейшей работы.
Системы «Клиент-Банк» обеспечивают полноценное расчетное и депозитарное обслуживание и ведение рублёвых и валютных счетов с удалённого рабочего места.
Системы «Клиент-Банк» позволяют создавать и отправлять в банк платёжные документы любых типов, а также получать из банка выписки по счетам (информацию о движениях на счёте). В целях безопасности в системах «Клиент-Банк» используются различные системы шифрования.
Использование систем «Клиент-Банк» для обслуживания юридических лиц до сих пор является одной из наиболее популярных технологий ДБО в России. Системы «Клиент-Банк» принципиально подразделяются на 2 типа (толстый клиент и тонкий клиент):
— Банк-Клиент (толстый клиент). Классический тип системы Банк-Клиент. На рабочей станции пользователя устанавливается отдельная программа-клиент.
Наиболее часто для соединения с банком используется прямое соединение или через сеть Интернет.
— Интернет-Клиент (тонкий клиент) (On-line banking, Интернет-банкинг (Internet banking), WEB-banking). Пользователь входит в систему через Интернет браузер. Система Интернет-Клиент размещается на веб-сервере банка.
Все данные пользователя (платёжные документы и выписки по счетам) доступны на веб-сайте банка. По технологии Интернет-Клиент строятся также системы для мобильных устройств (мобильный сайт банка) — PDA, смартфоны (Мобильный банкинг (mobile-banking).
На основе Интернет-Клиент могут предоставляться информационные сервисы с ограниченным набором функций.
2) Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, SMS-banking)
— информация об остатках на счетах;
— информация о суммах поступлений в пользу клиента;
— ввод заявок на предоставление факсимильной копии выписки по счету;
— ввод заявок о проведении платежей, заказ наличности;
— ввод заявок на передачу факсимильной копии платежного поручения;
— ввод заявки на исполнение подготовленного по шаблону поручения на перевод средств;
Передача информации от клиента в банк может производиться различными способами в зависимости от реализации системы:
— Общение клиента с оператором телефонного обслуживания (Call Center).
ДБО Сбербанка
«Сбербанк» предлагает следующие виды ДБО:
1) Сбербанк Онлайн – позволяет совершать множество банковских операций в любой момент, независимо от времени суток, без обращения в отделения, используя компьютер или ноутбук;
2) Мобильные приложения;
3) Мобильный банк – sms-сервис, позволяющий получать информацию обо всех операциях по картам, а также совершать платежи, переводы и другие операции с помощью мобильного телефона в любое время и в любом месте;
4) Сбербанк Бизнес Онлайн – это система дистанционного банковского обслуживания, предоставляющая возможность посредством стандартного интернет-браузера подготавливать и отправлять платежные документы, получать информацию о движении денежных средств по счетам, взаимодействовать с сотрудниками сбербанка путем обмена сообщениями сводного формата, а также направлять заявки на рассмотрение банком возможности предоставления клиенту тех или иных услуг и банковских продуктов;
5) Мобильное приложение «Сбербанк Бизнес Онлайн» – это мобильное приложение для юридических лиц и предпринимателей, позволяющее осуществлять планирование, контроль и управление финансами компании в одно касание;
6) E-invoicing – это универсальная система электронного документооборота, с помощью которой можно решать бизнес-задачи вне зависимости от расстояния между контрагентами, масштабов бизнеса и видов деятельности;
— Клиент-Сбербанк – это система дистанционного банковского обслуживания, которая дает возможность подготавливать и отправлять платежные документы, получать информацию о движении денежных средств по счетам, взаимодействовать с сотрудниками банка путем обмена сообщениями сводного формата. Программное обеспечение устанавливается на стороне клиента;
— Система интерактивного голосового обслуживания – автоматизированная система интерактивного голосового обслуживания позволяет оперативно и в круглосуточном режиме получать по телефону или факсу информацию о состоянии счетов, а также сведения о наступлении срока платежа или срока погашения кредита.
ДБО ВТБ
ВТБ в числе преимуществ «Телебанка» называет возможность безналичного списания средств с карт, эмитированных другими банками, проведение операций не только через Интернет, но и по мобильному телефону, через WAP-версию системы и СМС, возможность самостоятельной настройки автоматического проведения регулярных операций по заданному графику.
1) «Интернет-Клиент» — сервис для управления счетами и проведения банковских операций через сайт банка. Все справочники и документы находятся на сервере банка, поэтому управлять счетом можно с любого компьютера с доступом в Интернет;
2) Сервис «Банк-Клиент» предоставляет доступ к тому же набору операций, что и сервис «Интернет-Клиент», при этом вся информация хранится на компьютере клиента, а обмен данными с банком осуществляется кратковременными сеансами связи;
3) Сервис «Интеграционный Банк-Клиент» позволяет осуществлять прямой обмен электронными документами между Банком и системой «1С:Предприятие 8» или иной учетной системой;
4) С сервисом «Мобильный клиент» от ВТБ можно дистанционно управлять финансовыми потоками компании в любое удобное время и из любой точки. Сервис «Мобильный клиент» позволит с помощью планшетных устройств акцептовать, создавать и сохранять платежные поручения, отправлять и получать из банка сообщения свободного формата, просматривать детальную информацию о проведенных операциях, входящем и исходящем остатках, а также получать новости от ВТБ;
5) Электронная защита. Для того чтобы гарантировать авторство, целостность и конфиденциальность, передаваемые документы подписываются электронной подписью уполномоченных лиц и шифруются при помощи сертифицированных средств криптографической защиты информации. Список уполномоченных лиц, имеющих право работать в системе дистанционного банковского обслуживания, клиент определяет самостоятельно.
Для обеспечения безопасности банк разработал гибкую схему разграничения прав доступа. Электронный документ, подписанный электронной подписью, имеет равную юридическую силу с аналогичным документом на бумажном носителе, подписанным уполномоченным лицом и заверенным оттиском печати организации. Система позволяет создавать ключи и сертификаты электронной цифровой подписи и сама напоминает клиенту о предстоящем истечении срока их действия.
Использование сертифицированных средств криптографической защиты информации и антивирусного программного обеспечения защищает передаваемую информацию от хищения и несанкционированного доступа;
6) Электронный документооборот В2В доступен клиентам банка, подключенным к сервису «Интернет-Клиент». В рамках сервиса клиент получит доступ к Автоматизированной системе электронного документооборота (Система ЭДО) ОАО «Единая электронная торговая площадка». Система ЭДО позволит клиенту обмениваться с другими пользователями системы любыми типами формализованных и неформализованных электронных документов с обеспечением юридической значимости согласно действующему законодательству.
ДБО Промсвязьбанк
В Промсвязьбанке клиенты, заключившие договор ДБО, могут проводить операции, позвонив в контакт-центр.
Промсвязьбанк имеет следующие услуги ДБО:
1) Интернет-банк PSB-Retail:
— Сервис «Умные деньги» – это удобный и простой сервис для планирования личного бюджета. С ним клиент сможет без труда контролировать свои финансы благодаря наглядному представлению доходов и расходов;
— Платежи и переводы без комиссии;
— Автоплатеж — с помощью автоплатежей баланс мобильного телефона будет пополняться автоматически.
При этом клиент самостоятельно устанавливает необходимые параметры автоплатежей;
2) PSB On-Line — проведение банковских операций по рублевым и валютным счетам клиентов из любой точки мира, где есть доступ к сети Интернет;
3) Интернет-бухгалтерия – организация документооборота и ведение бухгалтерского учета;
4) Фотосчет – клиент делает фотографию бумажного счета, после чего банк делает платежное поручение в интернет-банке;
5) Система Банк-Клиент – организационно-техническая система, обеспечивающая подготовку, защиту, отправку, прием и обработку электронных расчетных документов по системе телекоммуникаций общего пользования.
ДБО других банков
Доступ к активным финансовым операциям осуществляется при помощи дополнительного пароля (PIN2). Между клиентом и банком устанавливается безопасное интернет-соединение (SSL). Система предлагает клиенту поменять логин/пароль один раз в 180 дней. Подобный PIN2 предусмотрен и в Росбанке : он представляет собой 16-значный буквенно-цифровой код.
Для проведения операций требуется подтверждение в виде одноразовых аналогов собственноручной подписи. «Список таких подписей выдается клиенту при подключении к системе. В дальнейшем клиент сам может создать свой список через систему интернет-банкинга.
Правовое регулирование ДБО
Конкретного отдельного документа, который регулировал бы только деятельность в сфере ДБО, пока нет. Нормативная база складывается из требований нескольких документов, в которых присутствуют регламенты по дистанционным методам работы. В качестве основных можно назвать:
Требования для ДБО
Требования, а также перечень документов, необходимых для подключения сервиса, можно найти на официальном сайте банка. Для ознакомления с информацией следует зайти на страницу ВТБ, нажать вкладку «Средний бизнес».
Выбрать вкладку «Расчеты» и указать услугу «Дистанционное банковское обслуживание». В открывшемся окне необходимо пройти к подзаголовку «Документы по подключению и обслуживанию».
ДБО от ВТБ банка, клиент вправе оформить с открытием счета и без него. При этом банк излагает подробную инструкцию относительно условий предоставления сервиса в каждом случае.
Чтобы с ними ознакомиться, следует закачать на свое устройство документ в формате Word, размещенный на сайте. Для этого достаточно кликнуть на названии интересующего документа. Аналогичным образом клиент может загрузить образец заявления по подключению ДБО и другие инструкции, связанные с работой услуги.
Плюсы ДБО
Ключевыми преимуществами услуги ДБО являются:
Банковская безопасность
Заключение
В заключение нашей статьи сформулируем критерии оценки качества систем ДБО с точки зрения конечных пользователей, так как именно их мнение является решающим.
Современная система дистанционного банковского обслуживания должна:
Стремительное развитие технологий и все более глубокое проникновение Интернета в России будет способствовать развитию систем ДБО, ужесточению конкуренции на финансовом рынке и, возможно, повышению качества подобных приложений.