Полувзвешенная и невзвешенная клавиатура что значит
Не взвешенная и взвешенная клавиатура синтезатора Чем отличается не взвешенная клавиатура на синтезаторе от взвешенной?
Справка яндекса
Жесткость клавиатуры
В зависимости от тяжести нажатия («жесткости»), клавиатуры делят на невзвешенные, полувзвешенные и взвешенные.
Невзвешенные клавиатуры практически не оказывают сопротивления при нажатии, благодаря чему на них очень легко играть. Такие клавиатуры используются во многих синтезаторах, в т. ч. во всех детских моделях. Однако инструменты с невзвешенными клавиатурами не подходят для обучения в музыкальной школе, т. к. не передают особенностей игры на классическом фортепиано.
Взвешенные клавиатуры, напротив, наиболее схожи с клавиатурой настоящего фортепиано, поэтому ими почти всегда оснащаются цифровые пианино профессионального уровня. Для полностью реалистичной имитации ощущений игры на «живом» инструменте во взвешенных клавиатурах может использоваться молоточковый механизм, схожий с устройством пианино или рояля (см. «Молоточковая механика»). Цифровые инструменты с взвешенной клавиатурой максимально подходят людям, привыкшим к игре на обычных клавишных инструментах, а также желающим получить классическое музыкальное образование.
В полувзвешенной клавиатуре для имитации отдачи используются пружины и амортизаторы. На такой клавиатуре играть легче, чем на взвешенной. Однако клавиши также имеют определенную отдачу, что делает игру достаточно комфортной. Полувзвешенные клавиатуры нередко выбирают люди, начинавшие учиться игре сразу на цифровых инструментах. Для них такие инструменты представляют своего рода «золотую середину».
Виды клавиш пианино
Клавиатура – это сердце инструмента. От совершенства ее механики напрямую зависят возможности музыканта раскрыть все краски музыкального произведения. Качественный цифровой инструмент позволяет развить виртуозные игровые навыки.
Механизм работы акустического фортепиано выстроен на сложном взаимодействии. При нажатии клавиш звук рождается с помощью внутренних рычагов, ремешков, струн и молоточков. Громоздкие фортепиано требуют особого ухода и чрезвычайно габаритны.
Цифровые пианино использовать удобнее. Они современнее и наделяют владельцев дополнительными возможностями. Главной задачей производителей является воплощение реалистичного акустического звучания в ограниченном пространстве корпуса цифрового пианино. И надо сказать, это прекрасно получается. Качественные цифровые пианино способны генерировать яркий и многогранный звук.
Механизм образования звука в пианино
Современные производители музыкальных электронных инструментов сумели достичь эталона и создали подобие концертных роялей в обличье цифровых пианино. Процесс в них выстраивается с помощью молоточкового механизма, который воздействует на датчик. Музыкант, играющий на таком инструменте, в полной мере чувствует необходимую отдачу клавиш от воздействия молоточков. Полноразмерные и взвешенные клавиши соответствуют размеру рояльной клавиатуры и имеют ювелирную балансировку.
Работа сенсоров в пианино
Ключевые типы клавиатур
Остановимся подробнее на типах клавиатур цифровых пианино. Среди разнообразия клавиатур инструментов можно выделить три основных их типа:
Молоточковая клавиатура максимально воспроизводит имитацию фортепианной динамики. Она подразделяется на два типа:
Градуированная клавиатура имеет ключевую характеристику «graded», что означает ее способность раскрывать всю градацию тембров и звуковой окраски. Словно вместо стандартной палитры красок у вас в руках оказались сотни или даже тысячи оттенков цветов.
Балансная клавиатура рождает более уравновешенный звук и позволяет отойти от фортепианных тембров к имитации других инструментов. Данную особенность чаще всего используют солидные синтезаторы и MIDI интерфейсы.
Полувзвешенная клавиатура позволяет воплотить определенные исполнительские нюансы. Это оптимальная середина выбора для начинающих. Она сочетает удобную разнохарактерную игру и доступную многим цену инструмента. Полувзвешенная клавиатура лишена молоточкового механизма, но качественно имитирует необходимый отклик клавиш.
Синтезаторная клавиатура обычно отличается меньшим размером клавиш. Они подразделяются на динамические и не динамические. У динамических клавиатур громкость звука варьируется интенсивностью и скоростью нажатия. Не динамические клавиатуры пассивно реагируют на разную степень нажатия и лишены характеристики активного звукоизвлечения.
Таким образом, из всех перечисленных видов молоточковая клавиатура цифрового пианино максимально повторяет ощущения игры на рояле и фортепиано. Она мастерски воплощает ценные нюансы фортепианной механики перехода от жестких клавиш к более легким.
Качественное цифровое пианино должно иметь 88 полноразмерных клавиш. Во взвешенной клавиатуре каждый элемент тщательно выверен по весу в зависимости от регистра. Громкость звучания напрямую зависит от силы нажатия. Причем чувствительность клавиатуры можно дополнительно отрегулировать специальными настройками. Бывают системы, распознающие до 3 степеней нажатия на клавишу. Для юных начинающих пианистов производители подготовили специальную функцию «SOFT», которая позволяет снизить степень нажатия для нетренированных детских рук.
В качестве образцов звука в цифровых пианино используются лучшие акустические рояли мира и сложнейшие алгоритмы генерации звуков. Важным параметром является полифония инструмента. Современные производители инструментов Casio и Yamaha достигли почти магических возможностей. Они позволяют воспроизводить до 256 нот одновременно, что дарит способность раскрыть даже мельчайшие оттенки произведения.
Типы механизмов
Создатели цифровых инструментов постоянно совершенствуют механику воспроизводства звука. Процесс содержит множество технологических тайн и хранится в строгом секрете. Именно поэтому каждый инструмент имеет эксклюзивный характер, соперничающий в мастерстве со своими собратьями. Рассмотрим популярные и востребованные у потребителей модели подробнее.
ROLAND
Инструменты бренда Roland обладают клавиатурой PHA-4. Этот передовой клавишный механизм относится к четвертому поколению молоточковых механизмов и выпускается в трех основных модификациях:
Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4
Клавиши имеют специальное покрытие под слоновую кость. Клавиатура PHA-4 Concert имеет усложненную двойную конструкцию на деревянной основе. Наличие специального смягчающего демпфера позволяет избежать характерного для других моделей шума клавиш при интенсивной игре. Действие функции Escapement помогает контролировать технику исполнения легато. Клавишный механизм Roland позволяет исполнителю отражать музыкальное произведение правильным способом, подобно игре на реальном концертном рояле.
YAMAHA
Согласно мнению специалистов, механика клавиатуры Yamaha также превосходна, как и у Roland.
Механизм клавиатуры GH-3
Модели этой компании оснащены клавиатурами Graded Hammer 3 (GH3X/GH3) и Natural Wood. Эти клавиатуры, по заверению производителей, позволяют забыть о том, что в игре участвует цифровое пианино. Инструменты с такой механикой сопровождает насыщенный, аутентичный звук и абсолютное наслаждение игрой. Клавиатура Natural Wood выполнена из натурального дерева по уникальной технологии. Клавиши Graded Hammer 3 имеют благородную текстуру из синтетической слоновой кости. Такие типы клавиатур оснащены тремя датчиками и стабилизаторами. В качестве сэмплов клавиш Yamaha задействует тембры знаменитых роялей Yamaha CFX и Bösendorfer Imperial. Также, в работу клавиатур Yamaha встроен эффект Real Grand Expression. Суть его заключается в легком, но существенном для механики игры щелчке в конце хода клавиши.
KAWAI
Особый выразительный характер имеют цифровые пианино японской фирмы Kawai. Основатель компании Коити Каваи был талантливым изобретателем и запатентовал исключительную модель фортепиано, который сейчас воплощается в электронных аналогах. Широкий спектр серий цифровых пианино Kawai использует клавиатуры следующих типов:
— Responsive Hammer Compact Action (RH-C),
— Responsive Hammer II
— Advanced Hammer Action IV-F.
Клавиатура пианино KAWAI
Градуированные клавиатуры этих типов имеют 88 взвешенных клавиш. RH-C имеет покрытие Ivory Touch, которое достоверно имитирует слоновую кость. Исключительная технология Harmonic Imaging Kawai реализует любые задумки музыкальной экспрессии пианиста: от мелодичного пианиссимо до призывного фортиссимо.
Модели пианино Kawai рекомендуют приобретать музыкантам, работающим в классическом направлении. Именно Kawai обладает превосходным классическим концертным звучанием.
Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II
CASIO
Широкая модельная линейка электронных музыкальных инструментов Casio постоянно обновляет ассортимент, совершенствуя механику и характеристики клавиатуры.
Серии Casio Privia и Casio Celviano оснащены запатентованной взвешенной молоточковой клавиатурой Tri-Sensor II с функцией Hammer Response. Ее 88 клавиш обладают тремя уровнями чувствительности и богатой полифонией от 128 до 256 звуков. При нажатии клавиши в действие вступает трех сенсорный молоточковый механизм.
Богатое многомерное звучание инструментов Casio достигается с помощью особой Air-технологии. Звуковой процессор Air обеспечивает богатство тембров и создает эффект резонанса струн. Опытный производитель Casio сделал всё возможное, чтобы превратить обычную комнату с инструментом в реалистичный концертный зал.
Среди всех известных производителей отчетливо прослеживается стремление создать прекрасный инструмент с богатым акустическим звучанием и идеальной фортепианной механикой. Технологии клавиатурной динамики неустанно совершенствуются и добиваются истинного мастерства. Еще 10 лет назад музыкальные преподаватели были против обучения игре на фортепиано на цифровых аналогах из-за разности ключевых нюансов техники игры и формирования неверных навыков. Сейчас отличия между акустическими фортепиано и электронными инструментами сглажены настолько, что не заметны даже опытным профессионалам.
Полувзвешенная и невзвешенная клавиатура что значит
На днях я опубликовал статью Фортепианная клавиатура, в которой подробно рассказал, чем клавиатура настоящего рояля или пианино отличается от ее «молоточковой» имитации на синтезаторах и цифровых пианино.
Но это только начало разговора о клавиатурах. Ведь их разновидностей существует очень много, причем различаться они могут по большому количеству признаков.
Взвешенность клавиатуры
Первый и самый важный для многих признак – взвешенность клавиатуры. Но разобраться с ним часто не под силу даже очень опытным музыкантам. Как я писал в упомянутой выше статье, взвешенность акустических фортепиано не может вызывать сомнений: их устройство предполагает воздействие на механизм, состоящий из элементов разного веса, поэтому для игры необходимо прилагать определенные усилия.
Когда же мы говорим о синтезаторах, «вес» клавиатуры обычно является формальностью и не зависит от объективных факторов. Ведь генератор синтезатора срабатывает в момент замыкания контакта, в отличие от живых фортепиано, которые должны обеспечивать резкую атаку и резкий отскок молоточка от струны. Так что инженеры не фиксировали внимание на механике извлечения звука, она отошла на второй план ввиду открывшихся горизонтов в области саунд-дизайна.
Только от самого производителя цифрового инструмента зависит, какая на него будет установлена клавиатура: к одному и тому же тон-генератору можно прикрутить что угодно – хоть «молоточки», хоть игрушечный пластик. Поэтому для начала давайте рассмотрим, какие клавиатуры уж точно нельзя назвать взвешенными.
Клавиатуры первых синтезаторов
Невзвешенная синтезаторная клавиатура появилась вместе с первыми модулярами. Основной ее задачей была передача электрических сигналов по каналам CV/Gate на модули, с помощью которых далее генерировался синтетический звук. Первые клавиатуры синтезаторов работали на простых пружинках, которые банально возвращали клавишу в исходное положение, размыкая контакты под ней после снятия пальца.
Поскольку характер, тембр, громкость и другие свойства звука формировались за пределами клавиатуры, не было никакой необходимости в молоточках, противовесах и балансах. Отсюда и пошло понятие «невзвешенной» клавиатуры.
Надо сказать, такой тип клавиш был известен и задолго до появления синтезаторов. Вспомните про аккордеон, а также про его предшественника – баян. Звукообразующий элемент – меха, а клавиши всего лишь открывают и закрывают клапаны. Сила нажатия никак не влияет на громкость звука. На аккордеоне она регулируется давлением на меха, а на аналоговом синтезаторе – настройками на панели и усилителем.
Музыканты были счастливы самому факту появления синтезаторов, никто не воротил нос от «неудобной» клавиатуры. Люди учились с максимальной отдачей использовать то, что им предлагалось. Впрочем, несмотря на простоту первых синтезаторных клавиатур, кое-какие элементы управления характером звучания на них все же присутствовали, в частности – риббон-контроллеры, портаменто, джойстики, возможность подключения педали сустейн и так далее.
На ближайшие годы основной головной болью производителей была задача уменьшения габаритов и веса инструментов, ведь возить с собой на концерты огромные шкафы с торчащими проводами могли себе позволить немногие.
Полувзвешенная клавиатура
АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА
Книга А. Данилова о создании музыки
Через несколько лет начали появляться компактные модели монофонических и дуофонических синтезаторов, а еще чуть позже – первые полифоники. И тогда синтезаторостроители постепенно начинают уделять внимание потребностям музыкантов в исполнительской нюансировке. Появляются такие элементы как послекасание (aftertouch), динамика (velocity). Компании начинают конкурировать за удобство извлечения звука и разнообразие модуляционных возможностей клавиатур.
Вот где-то здесь, можно сказать, «невзвешенной» клавиатуре пришел конец. Производители снабжают клавиши специальными свинцовыми гирьками, призванными приблизить ощущения клавишника к игре на фортепиано, удлиняют плечо клавиши, чтобы сделать игру комфортнее, придумывают разные механизмы для оптимизации скорости возврата клавиши после атаки. В некоторые инструменты даже ставят настоящие деревянные клавиши (например, Yamaha CS80), в результате чего они становятся весьма тяжелыми.
Когда эйфория от синтетической революции в звуке поутихла, между производителями вспыхнула конкурентная борьба, и все, что происходило дальше с клавиатурами синтезаторов, можно охарактеризовать просто: поиск баланса между удобством игры, ценой и весом приборов.
С одной стороны, музыкантам нужны легкие транспортабельные инструменты, ведь совершенно понятно, что концертный инструмент не будет востребован клавишниками, если его сложно перевозить. С другой – музыканты хотят ощущать отдачу клавиатуры, что неизменно приводит к утяжелению конструкции. Поэтому производители в борьбе за доли рынка с тех пор соревнуются не только в себестоимости, но и в килограммах: более легкий синтезатор будет пользоваться большим спросом при прочих равных условиях.
Но для музыкантов остается очевидным факт: на разных инструментах качество отклика клавиш разное. И поэтому производители придумали термин «полувзвешенная клавиатура», который отчасти оправдывал их конкурентные решения. Компании просто идут на поводу у наивного потребителя: «Хотели недорогую легкую клавиатуру? Вот она. Слишком легкая? Так это ж полувзвешенная!»
Однако уже во второй половине 80-х большинство профессиональных инструментов имели качественную динамическую клавиатуру, и на них и сегодня вполне комфортно играть любителям винтажа тех лет. Выпущенный в далеком 1983-м Yamaha DX7 до сих пор во многих студиях мира используется как самая надежная и удобная мастер-клавиатура.
Удобство клавиатуры и привыкание
Так что рассуждать о степени взвешенности – дело неблагодарное. Гораздо полезнее говорить об удобстве конкретной модели персонально для каждого исполнителя. Тем, кто привык играть только на клавишах рояльного типа и не хочет переходить на «синтезаторный пластик», непременно хочется заиметь «взвешенную» 88-клавишную модель, хотя многие из них объективно дубовые и неудобные. И, напротив, многим любителям играть соло по душе легковесные пластиковые клавиатуры.
Чик Кориа, один из признанных гениев электронной музыки фьюжн, в 80-е и 90-е годы постоянно использовал на концертах маленький наплечный миди-контроллер Yamaha KX5, выдавая виртуознейшие пассажи на его почти игрушечной клавиатуре. Размер клавиш там меньше стандартного, однако для его творчества и для шоу это никогда не было препятствием.
Не спрашивайте у продавцов в магазинах, взвешенная ли клавиатура у выбранного вами инструмента. Они даже не знают, что это такое, но обязательно ответят «да», ну или в крайнем случае с важным видом обзовут ее «полувзвешенной», чтобы кинуть лишний камушек на положительную чашу весов в принятии вашего решения о покупке. Все современные синтезаторы имеют в той или иной мере взвешенную клавиатуру, но чем дороже и тяжелее инструмент, тем обычно тактильные ощущения от игры лучше. А характеристики взвешенная и полувзвешенная – это не более чем игра маркетологов.
На этом примере можно понять, в какой сильной зависимости наши мнения зависят от наших привычек. Мы ищем то, что уже знаем, а если ожидания не оправдываются – выносим вердикт «плохо». Не стоит в выборе инструмента руководствоваться первым впечатлением. Выбирайте звук и качество, а непривычная клавиатура очень скоро перестанет доставлять дискомфорт.
Особенно эта рекомендация важна для тех, кто боится переходить с академической рояльной клавиатуры на легкую синтезаторную. Кажется: «как же я буду играть, не ощущая это замечательное мягкое погружение деревянной клавиши, а затем ее аккуратный, но резкий отскок»… Это все иллюзии. Мы сознательно ввергаем себя в боязнь перемен, но в реальности адаптивные механизмы нашего организма всегда берут верх, мы приспосабливаемся, привыкаем и привязываемся к новым ощущениям.
Главное – не забывайте то, о чем я писал в предыдущей статье. Наиболее комфортная игра на синтезаторах – ближе к краю клавиш, поскольку именно там у них самое большое плечо, обеспечивающее лучший контроль динамики исполнения. Играть ближе к основанию клавиш менее удобно по объективным причинам – для аналогичной атаки там требуется в разы большее давление на клавиатуру, что нередко сопровождается неровностью и сбивчивостью игры, рваной динамикой.
На приведенном выше изображении вы можете увидеть, как возрастает усилие (F) с приближением к основанию клавиши. Если клавиша крепится у самого основания, то в этой точке усилие должно быть больше почти в бесконечное число раз, чтобы обеспечить нажатие, идентичное нажатию на край клавиши.
Балансная и градуированная клавиатуры
Цифровые инструменты с рояльным типом клавиш бывают балансными или градуированными. Градуированная клавиатура (Graded hammer action) обеспечивает постепенный перепад от более жесткого нажатия в нижнем регистре к более мягкому в верхнем. Балансная клавиатура (Balanced hammer action) имеет одинаковую упругость на всем диапазоне.
Опять же, что предпочесть – вопрос привычки. Если вы используете в работе только звуки фортепиано, а за плечами долгая практика академической музыки, то ваш выбор – градуированная клавиатура. Если же в планах разделение клавиатуры на разные тембральные зоны и использование более широкой палитры звуков – лучше брать балансную, иначе один и тот же звук в зависимости от того, в какой части инструмента он играется, будет давать разные ощущения, что неудобно.
Размер клавиатуры
В профессиональной концертной практике для подавляющего большинства случаев 76-клавишная клавиатура перекрывает все исполнительские потребности. Она достаточно большая, чтобы дать возможность разделить клавиатуру на нужное количество зон с разными программами, при этом она гораздо легче, чем полнооктавная деревянная клавиатура.
Те, кто только вышел из стен академических учебных заведений, обычно склонны к скепсису в отношении инструментов с количеством клавиш менее 88. Они предпочитают купить самую дешевую, но обязательно «рояльную» миди-клавиатуру, подчеркивая свои классические корни. Что уж тут скажешь – я и сам когда-то разделял эту точку зрения, и я рад, что удержался от опрометчивых поступков. Ведь это деньги на ветер: перемещаться с таким инструментом тяжело и неудобно, а качество дешевых клавиатур совершенно никчемное.
В итоге многие музыканты решают остановиться на клавиатурах с 61 клавишей, и правильно делают. С опытом приходит понимание, что имеет значение не широта пассажей, а осмысленность фраз, поэтому даже джазовые музыканты с легкостью играют великолепные импровизации на небольших синтезаторных клавиатурах.
Клавиатуры с меньшим количеством клавиш чаще используются либо как вспомогательные инструменты на концертах, либо как контроллеры в студии при работе над аранжировками. Для современных студийных электронных жанров часто вполне достаточно миди-контроллера на 25-37 клавиш (2-3 октавы), ну а на верхнем «сольном» ярусе у концертного клавишника нередко стоит инструмент на 4 октавы (49 клавиш).
Общие рекомендации
Подытоживая статью, я бы хотел еще раз перечислить ее основные тезисы, которые помогут вам при выборе клавиатуры.
И главное – выбирайте инструменты с хорошим звуком. Клавиатура – это всего лишь средство воздействия на тон-генератор синтезатора, а качественное звучание будет многие годы радовать вас на концертах и в студиях.
В ближайшее время я обязательно продолжу цикл статей о клавиатурах. Это очень богатая и интересная тема, охватить ее в рамках одной статьи сложно.
К примеру, слышали ли вы про приоритет клавиш на синтезаторах? Для современных моделей это может и неактуально, но ведь практически любой клавишник со временем приходит к настоящему винтажу, и тут его могут поджидать совершенно неожиданные сюрпризы.
Или, например, знаете ли вы, в чем отличие клавиатур обычного синтезатора и электрооргана? Ведь не на каждом инструменте можно исполнить органную партию так же напористо и отвязно, как это получалось у великих Джона Лорда, Кейта Эмерсона или Джимми Смита!
В общем, скоро об этом поговорим, ждите новых статей. А чтобы не пропустить их, подпишитесь на блог, и тогда они прилетят прямиком в ваш почтовый ящик. Это совершенно бесплатно.
Желаете узнать о музыке больше и научиться работать со звуком и аранжировкой? Возможно, вам будет интересная моя книга «Академия Мюзикмейкера». Гляньте оглавление по этой ссылке (PDF): вдруг это то, что вы давно искали.
© Алексей Данилов Иллюстрация: Александр Рублевский При перепечатывании ссылка на источник обязательна
Хотите получать новые статьи
прямо на почту?
Подпишитесь на обновления блога А. Данилова
Как выбрать синтезатор? Добавлено: Июн 20, 2018
Решили перейти с классического фортепиано на цифровой инструмент? Не знаете, что выбрать, цифровое пианино, синтезатор или MIDI клавиатуру? Значит, этот гид для вас: мы разберем все основные типы современных клавишных инструментов, их ключевые характеристики и раскроем смысл терминов, которые встречаются в описаниях товаров. А если после прочтения у вас останутся вопросы – смело обращайтесь к нашим менеджерам! Они не только помогут разобраться с «начинкой» инструментов, но и подберут лучшую модель, в зависимости от ваших потребностей и бюджета.
Содержание:
Основные характеристики клавишных
В данном разделе представлены характеристики, свойственные практически любому цифровому клавишному инструменту. С ними стоит ознакомиться, прежде чем начинать разбираться с более сложными и специфическими функциями отдельных категорий клавишных.
Количество клавиш
Устройства имеют различное количество клавиш, начиная от 25 на портативных MIDI контроллерах до 88, как у стандартного акустического фортепиано. При выборе оптимального для Вас количества клавиш – это ограниченность пространства и тип музыки, который Вы будете исполнять. Так, для студийного продакшена вполне достаточно 25 клавиш, а вот для исполнения сложных партий следует выбирать инструменты от 61 клавиши.
Механика клавиатуры
Вам гарантированно встретятся различные понятия, касающиеся механизмов клавиатуры. Взвешенная, полувзвешенная, синтезаторная и молоточковая механика отличаются ощущениями при нажатии. Взвешенная и полувзвешенная механики схожи по ощущениям с традиционным фортепиано. Молоточковый тип клавиатур имитирует настоящие молоточки акустического инструмента, и практически соответствует звучанию фортепиано. Синтезаторная механика больше похожа на орган, в данном типе механики практически отсутствует сопротивление и клавиши могут нажиматься очень быстро.
Если Вы привыкли к ощущениям от игры на фортепиано, Вам гарантированно потребуется взвешенная или полувзвешенная клавиатура с молоточковой механикой, максимально приближенной к традиционному инструменту. Если же Вы относитесь к тому типу музыкантов, которые играют большое количество быстрых ведущих пассажей, то синтезаторная механика клавиатуры подойдет Вам как нельзя лучше.
Чувствительность клавиатуры к нажатию
Способность клавиатуры реагировать на скорость и силу нажатия клавиши и выдавать соответствующий звук или отправлять MIDI сообщение. Помимо простого наличия данной функции, в более сложных инструментах могут быть предусмотрены различные уровни чувствительности, в зависимости от вашего стиля игры.
Полифония
Количество звуков, генерируемых устройством одновременно. Клавишные с широкими полифоническими способностями и достаточным количеством инструментальных голосов могут имитировать звучание целого оркестра. Зависимость прямая: чем больше количество голосов полифонии, тем больше звуков можно извлечь.
Мультитембральность
Способность устройства воспроизводить различные инструментальные партии одновременно (флейта, ударные, струнные, фортепиано). Мультитембральность не следует путать с полифонией.
MIDI совместимость
MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) – протокол обмена данными между электронными инструментами и компьютерами, который появился в 80-х годах. MIDI сообщения не содержат звук сами по себе, а служат в качестве плана, который сообщает инструменту, какие записи воспроизводить и с какой скоростью. Например, MIDI пассаж может быть отправлен на клавиатуру, которая, в свою очередь, может воспроизводить один и тот же пассаж с любым звуком, доступным в инструменте. Совместимость с устройствами MIDI позволяет синтезатору или электронному пианино отправлять и получать MIDI-сообщения.
Совместимость с компьютером
На данный момент клавишные могут подключаться к компьютерам различными способами. USB, Thunderbolt, FireWire, MIDI, S/PDIF, mLAN и другие интерфейсы как встроенные в устройство, так и внешние позволяют осуществлять данное подключение. Большинство цифровых клавишных инструментов оснащены USB и/или управляющим портом MIDI для удобства подключения. Кроме того, они также часто совместимы с операционной системой iOS, что дает возможность удаленного доступа для воспроизведения, облачного хранения и записи музыки при помощи приложений планшета/смартфона.
Секвенсор
Устройство или программа, записывающая команды MIDI и воспроизводящая их в пользовательской последовательности. Существуют автономные секвенсоры, но многие продвинутые рабочие и аранжировочные станции также предусматривают секвенсоры в качестве встроенного модуля.
Арпеджиатор
Арпеджио – способ исполнения аккордов, при котором ноты аккорда воспроизводятся последовательно, а не одновременно. Арпеджиатор создает арпеджио в электронном виде, когда на клавиатуре берется одна нота.
Семплер
Устройство, записывающее цифровое аудио и позволяющее модифицировать и воспроизводить данное аудио в различных комбинациях. Если Вы планируете добавлять внешние музыкальные вставки в свою музыку, то Вашему инструменту определенно потребуется встроенный семплер.
Входы/выходы
Секция ввода/вывода также важная вещь, о наличии которой необходимо задуматься перед покупкой устройства. Если Вы планируете использовать свою клавиатуру в качестве цифровой рабочей станции, то наличие данной секции может избавить Вас от необходимости приобретения отдельного интерфейса. При помощи аудио выходов можно подключать внешние усилители, микшерные пульты, и акустические системы, необходимые для воспроизведения живого звука при помощи синтезатора или электронного пианино. Входы позволяют подключать микрофоны, плееры и любые другие источники звука, что превращает ваш синтезатор в готовую сценическую установку.
Контролеры
Тип и количество контроллеров для клавишных в значительной степени зависит от того, для чего Вы будет использовать инструмент. Для синтезатора вам пригодятся, как минимум колесо питча и колесо модуляции.
Если Вы собираетесь использовать MIDI, Вам потребуются кнобы и слайдеры, особенно если Вы планируете покупать MIDI-клавиатуру. Многие клавишные оснащены дисплеями – некоторые с сенсорными возможностями – для всестороннего управления и простоты использования.
Хранение информации
Многие клавишные предоставляют возможность сохранения на внешние источники при помощи портов для флеш-карт или слотов для карт SmartMedia. При помощи USB подключения, вы сможете просто перемещать данные со своего компьютера или другого USB устройства, а также размещать файлы в облачном хранилище.
Подводя итог:
Теперь, у Вас должно сформироваться достаточное представление о важных параметрах, на которые следует обращать внимание при выборе клавиатуры или цифрового пианино. Обладая данной информацией, Вы сможете найти подходящее устройство, соответствующее Вашим потребностям и бюджету.
Типы клавишных инструментов
Большое количество типов синтезаторов, электронных пианино и других клавишных, а также набор их функциональных возможностей могут поставить в тупик при выборе устройства. Поэтому очень важно иметь четкое представление, для чего Вам нужен инструмент, прежде чем совершать покупку.
Выбираем синтезатор
Современные синтезаторы – клавишные, по большей части лишь воспроизводящие звуки. В большинстве синтезаторов применяется семплерный синтез – они воспроизводят ранее записанные звуки в отличие от аналоговых синтезаторов, изменяющих электрические сигналы для создания своих тембров.
Аналоговых синтезаторов меньше, но в последние годы наблюдается рост популярности аналогового звучания. Технологии аналоговых синтезаторов значительно улучшились, они обладают особым «ламповым» тембром, за что ценятся многими исполнителями, даже несмотря на то, что многие цифровые синтезаторы имитируют их с большой точностью.
Аналоговый синтезатор Korg MS-20 Mini
Семплерный синтез цифровых синтезаторов обеспечивает гораздо больший набор звуков, включая фортепиано, орган, духовые, струнные и даже цифровое воссоздание классических аналоговых синтов. Сложность вызывает передача артикуляции исполнения на других инструментах, скудность и нереалистичность многих тембров. Некоторые синтезаторы также предлагают базовые функции секвенсора. Такие функции полезны скорее для аранжировщиков, которым нужно представлять, как все партии будут звучать вместе, но для создания полноценных композиций этого недостаточно.
Самое важное перед покупкой синтезатора – определить свои потребности. Музыку какого стиля вы собираетесь исполнять? Какое количество клавиш вам потребуется? Какие тембры наиболее важны для вашего музыкального стиля? Клавишник группы, исполняющей металл, гарантированно даст другие ответы, чем исполнитель кантри или электронный музыкант. Файлы звукозаписи, видео и описания для многих синтезаторов доступны в сети, что даст Вам представление о составе их звуковых банков. Также важно учитывать свой бюджет. Благодаря технологическому прогрессу, многие недорогие синтезаторы также могут быть оснащены качественными звуковыми сетами и механикой клавиатуры.
Синтезаторы имеют определенное количество тембров, сохраненных во внутренней памяти устройства. Если Вы относитесь к исполнителям, предпочитающим подключить устройство и сразу начать играть, то Вам необходимо выбирать инструмент с большим количеством пресетов. А если Вы предпочитаете создавать свои уникальные звучания, то Вы не ошибетесь, если выберете синтезатор с большим количеством слотов памяти для сохранения звуков или вообще, выберете MIDI клавиатуру для работы с компьютерными пресетами. Возможность расширения встроенной памяти также ценна, так как это позволит вам добавлять на Ваш синтезатор новые или отличные от имеющихся наборы звуков.
На что еще необходимо обратить внимание при выборе синтезатора
Как упоминалось выше, такие характеристики как тип клавиатуры, большее количество голосов полифонии делают синтезатор более мощным, универсальным и удобным в применении. Дополнительно обращаем внимание на следующий параметры:
Если Вы стремитесь расширить границы своих музыкальных возможностей, то это те функции, которые Вам гарантированно потребуются.
Выбрать синтезатор>>>
Выбираем рабочую станцию
Клавишная рабочая станция успешно выполняет функции миниатюрной студии по созданию, записи, обработке и воспроизведению музыки. Большинство станций оснащены различными функциями записи, как одно-, так и мультитрековой на внутренний жесткий диск, SD-карты и т.д. Рабочие станции предоставляют опытным композиторам или продюсерам необходимые инструменты для создания, записи, редактирования или итогового сведения песен.
Рабочая станция Yamaha MOXF8
При выборе рабочей станции очень важно быть уверенным, что полифония устройства имеет достаточное количество голосов для обработки пассажей, которые Вы играете и записываете. Кроме того, учитывайте, что при создании мультитрековых секвенций, их ноты также вычитаются из общего количества голосов. Т.е., чем больше нот может обработать устройство, тем больше возможностей для записи и работы с секвенциями имеется в Вашем распоряжении.
Наборы тембров, представленные на большинстве рабочих станций примерно совпадают с наборами топовых синтезаторов. Производители отлично понимают, что устройство будет использоваться для создания и записи музыкальных произведений, поэтому они, как правило, нагружают их объемными звуковыми библиотеками. Вы без сомнений найдете в них большой набор тембров инструментов, таких как фортепиано, гитары, духовые, струнные, ударные и т.д. Все это приводит к тому, что рабочая станция становится «студией в корпусе».
Возможность подключения к компьютеру и стороннему оборудованию также очень важна для клавишной рабочей станции, так как Вы сможете легко синхронизировать её со звуковым редактором. Большинство рабочих станций оснащены MIDI и/или USB портами, а некоторые имеют интерфейс mLAN, который поддерживает протокол MIDI и дает возможность передачи данных с и на устройство при помощи кабеля FireWire. Кроме того, станции обычно имеют аудио входы, поэтому Вы сможете записывать инструменты и вокал напрямую.
Наличие пэдов также является весомой характеристикой, если Вам необходим быстрый доступ к нотам или семплам. Исполнители и авторы хип-хопа и R&B ценят наличие таких кнопок за возможность быстрого добавления битов и лупов в треки.
Многие рабочие станции оснащены семплером. Имея семплер, Вы сможете импортировать или оцифровывать звук, который планируете использовать в своих треках. Семплер поможет Вам экспериментировать со звуком вне рамок стандартных инструментов.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что клавишная рабочая станция – мощный инструмент, изначально предназначенный для исполнителей, уже имеющих опыт в записи и создании секвенций. Если Вы планируете первую покупку клавишного инструмента, то рабочая станция немного превышает Ваши возможности. Она станет Вашим следующим шагом в мире клавишных.
Выбрать рабочую станцию>>>
Выбираем аранжировочную станцию
Если рассматривать рабочую станцию как студию, то аранжировочную – можно сравнить с партнером по творчеству. Аранжировщики – портативные клавишные инструменты с профессиональными звуковыми модулями и набором инструментов для совершенствования процесса написания песен. Они оснащены инструментами (тембры и семплы секвенций) для оформления идей или создания полноценных песен. Следовательно, «аранжеры» являются самостоятельными устройствами для живых выступлений и часто используются в концертах сольных исполнителей.
Аранжировочная станция Korg Pa4X
И хотя аранжировочные станции оснащены мощными звуковыми модулями, количество тембров обычно не сравнимо с аналогичным показателем рабочей станции. Аранжировщики предлагают хороший выбор звуков основных инструментов, требуемых для качественного и естественного звучания, например, ударных, фортепиано, духовых, органа и т.д.
Аранжировочные станции предлагают определенное количество стилей (фонового сопровождения), с помощью которых Вы сможете добавить инструмент в музыку. Это также значит, что Вы сможете проиграть нотную последовательность, выбрать стиль, который Вам нужен, и наслаждаться джазом, роком, латиной или другой музыкой, словно ее исполняет группа. Это очень большой плюс, как для композиторов, так и для исполнителей живой музыки.
Данные станции также могут использоваться в качестве учебных инструментов, которых познакомят Вас со звучанием и образцами различных музыкальных стилей. Так как они более автоматизированы, чем рабочие станции, аранжировщики могут помочь Вам работать в обратном направлении: от выбора стиля к пониманию всех его элементов. Если бы рабочие и аранжировочные станции были бы автомобилями, то у первой была бы механическая коробка передач, а у второй – автоматическая.
Выбрать аранжировочную станцию>>>
Выбираем цифровое пианино
Цифровые пианино могут подразделяться на 2 категории, в зависимости от среды использования. Пианино для домашнего использования имеют корпус с педалями, напоминающий фортепиано или рояль, в то время как пианино для сценического использования устанавливаются на стойку и могут достаточно легко транспортироваться. Главное различие данных категорий – конструкция, так как многие сценические и домашние пианино обладают равными звуковыми и техническими возможностями.
Цифровое пианино Casio CDP-130BK
Домашнее цифровое пианино Korg LP-380 BK
Важными элементами, на которые следует обратить внимание при покупке цифрового пианино, являются механика клавиатуры, чувствительность к силе нажатия, качество тембров (лучшее звучание – у стерео семплов), встроенный усилитель и акустическая система, а также дизайн, соответствующий Вашим потребностям. Многие цифровые пианино включают обширные обучающие системы, что делает их идеальными для начинающих клавишников.
Как было озвучено ранее, взвешенные клавиатуры обеспечивают приблизительно равное ощущение, как если бы Вы играли на фортепиано. Добавление молоточковой механики к данному балансу усиливает ощущения традиционного инструмента во время исполнения, что делает переход от акустического фортепиано к цифровому очень простым. Большинство цифровых пианино имеют по 88 клавиш, как и их акустические аналоги, хотя встречаются и экземпляры с 61 клавишей.
Звук цифрового пианино зависит от семплов, которые загружены в них. Большинство устройств имеют семплы аналогичные звучанию качественных акустических фортепиано, а производители предлагают звуковые клипы своих фирменных инструментов. Внимательное прослушивание нюансов, таких как сустейн и дикей звучания инструмента помогут Вам выбрать инструмент с достойным качеством звука.
Усиление – еще одно важное условие при выборе цифрового пианино для домашнего использования. Если Вы испытываете затруднения со свободным пространством, то следует выбрать пианино со встроенным усилителем и акустикой. А если же Вам нужен сценический инструмент для живых исполнений, то следует обратить внимание на наличие выходных разъемов для подключения к внешнему усилителю мощности или акустической системы.
Выбрать цифровое пианино>>>
Выбираем электроорган
Каждый, кто хоть раз перетаскивал классический электроорган Hammond B3 с массивными колонками Leslie знает, каким неповторимым может стать это ощущение. К радости, современные электроорганы могут воспроизводить ретро звук таких инструментов как Hammond и Wurlitzer без ущерба для спины и кошелька.
Электроорган Nord C2D
Лучшие современные органы максимально точно воспроизводят механику клавиш и даже самые тонкие нюансы звучания. В настоящее время большинство органов используют цифровое моделирование, но включают регистры для изменения звука, как и традиционный орган. Цифровые органы также имеют такие функции, как эффекты, колеса питча и модуляции, а также совместимость с MIDI.
Выбираем MIDI клавиатуру
Прежде чем покупать клавишный MIDI контроллер, следует понимать, что это не инструмент, как таковой, а средство передачи информации, реализованное на основе классической фортепианной клавиатуры. MIDI клавиатура не имеет собственных тембров, пресетов, эффектов и т.д., но при интеграции с другими устройствами и программным обеспечением существенно расширяет ваши возможности.
Поэтому, перед выбором MIDI клавиатуры, важно определиться, чем Вы будете управлять (софт, «железные» синтезаторы) и какая степень контроля Вам потребуется. Они реализованы в различных форматах, самые же простые имеют только клавиши. Если подробнее остановиться на клавишах, то MIDI клавиатуры также имеют их различное количество, механику, чувствительность к нажатию и послекасание (позволяет назначать на клавишу дополнительные параметры, такие как вибрато или фильтр с изменением частоты).
Подробнее о выборе MIDI клавиатур – в отдельном гиде.
Выбрать MIDI клавиатуру>>>
Словарь терминов
Ниже даны определения основных терминов и понятий, с которыми Вы гарантированно столкнетесь при выборе клавишного инструмента. Данный словарь поможет Вам лучше ориентироваться в следующих категориях: синтезаторы, рабочие станции, цифровые пианино, электроорганы и MIDI клавиатуры.
Остаются вопросы? Обращайтесь к нашим менеджерам!
Автоматический аккомпанемент: функция клавишных, воспроизводящая фоновую музыку на базе выбранного стиля и аккордовой прогрессии исполнителя, часто состоящей из набора инструментов.
Арпеджиатор: функция клавишных инструментов, которая генерирует арпеджио (игра аккорда по одной ноте) в то время, как нажата одна клавиша (нота).
А/Ц и Ц/А конверсия: процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой или цифрового в аналоговый.
Битовая глубина: количество бит (информации) захватываемых в семпле или на срезе аудио сигнала во время преобразования его из аналогового в цифровой при помощи А/Ц конвертера. Измеряется в битах и записывается как 16-битная, 24-битная, 32-битная, 48-битная и т.д. Чем больше битовая глубина, тем качественнее звук на выходе.
Взвешенная/полувзвешенная: взвешенная клавиатура обеспечивает сопротивление при нажатии, имитирующее ощущение игры на традиционном фортепиано.
Демпфер (правая демпферная педаль): педаль, которая при нажатии удерживает сустейн ноты.
DSP (Цифровой сигнальный процессор): средство, при помощи которого большинство клавишных производит обработку сигнала различными эффектами, эквализацию, фильтрацию и т.д.
Карта памяти CompactFlash: запоминающее устройство, разработанное SanDisk и использующее карты малых размеров для перемещения данных с и на совместимые устройства.
Клавиатура: клавиши инструмента и их внутренний механизм.
Колесо модуляции: контроллер клавишного инструмента, который может изменять различные параметры тембра.
Колесо питча: контроллер клавишного инструмента, который позволяет регулировать высоту тона нот во время проигрывания.
LFO (Низкочастотный осциллятор): бесшумный осциллятор, изменяющий базовые настройки сигнала для создания уникальных эффектов, таких как вибрато или тремоло.
Layer (Слой): функция клавишного инструмента, позволяющая создавать звучание при помощи наслоения различных тембров.
MIDI: сокращение от цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Протокол, который делает возможным подключение музыкальных инструментов и цифровых устройств.
mLAN: сетевой протокол, разработанный Yamaha для передачи цифрового аудио и MIDI данных среди различных устройств при помощи кабеля FireWire.
Молоточковая механика: клавиатура, использующая маленькие молоточки для извлечения нот с эффектом воссоздания ощущения игры на акустическом фортепиано.
Мультитембральность: способность клавишного инструмента воспроизводить различные звуки в одно время: флейта, барабаны, струнные инструменты, фортепиано и т.д. Мультитембральность не следует путать с полифонией.
Назначаемость: Возможность изменять функцию/параметр управления клавиатурой, выбранный пользователем.
Огибающая: электронная схема, которая изменяет выбранную настройку на требуемую величину через определенные промежутки времени. Обычно используется для изменения настройки питча основного тембра сигнала.
Осциллятор: устройство в аналоговом синтезаторе, генерирующее звук.
Полифония: количество звуков (нот), которые инструмент может воспроизводить одновременно.
Послекасание: элемент управления, который активируется при изменении давления (слабее/сильнее) на уже зажатую клавишу.
Ритмы: биты ударных, загруженные на инструмент в различных музыкальных стилях.
Семплер: устройство, производящее запись цифрового аудио с возможностью его изменения и воспроизведения в различном порядке.
Секвенсор: устройство или программа, записывающая MIDI данные и воспроизводящая их в запрограммированной пользователем последовательности.
SmartMedia (Карта памяти): запоминающее устройство, разработанное Toshiba и использующее карты малых размеров для перемещения данных с и на совместимые устройства. Похожа на CompactFlash, имеющая более малый размер.
Средняя педаль: педаль клавишного инструмента, копирующая идентичную педаль рояля. Она удерживает только те ноты, которые были взяты после нажатия педали.
Split: Функция инструмента, позволяющая пользователю разделить клавиатуру на различные секции и назначить на каждую из них разные тембры.
Стиль: музыкальный пассаж, состоящий из нескольких инструментов, звучание которых загружено на клавишное устройство.
Тон (тембр, волна): звуки, которые производит синтезатор или другие клавишные. Волны имеют разные формы, которые придают им уникальные тональные свойства. Наиболее распространенными формами являются пилообразная волна, квадрат и синусоида.
Фильтр: электронная схема, изменяющая звук, путем удаления определенных частот.
Частота дискретизации (семплирования): Количество раз измерения (семплирования) аудио сигнала в секунду во время преобразования его из аналогового в цифровой при помощи А/Ц конвертера. Измеряется в кГц и записывается как 44.1 кГц, 48 кГц, 88 кГц, 96 кГц и далее. Чем выше частота дискретизации, тем больше точность и качество воспроизведения музыки.
Чувствительность к нажатию: способность клавиатуры реагировать на различные действия исполнителя, такие как скорость и сила, с которой нажимаются клавиши. Эти функции предназначены для воссоздания ощущений, приближенных к игре на акустическом фортепиано.
Эффекты: процессы модификации тембра или тембров, таких как реверберация, дилей, вибрато и т.д.
USB (универсальная последовательная шина): общий протокол подключения к компьютерам. Многие клавишные имеют возможность USB-подключения для передачи информации с и на компьютер.