Полувагон это что такое
Полувагон
Полувагон — железнодорожный грузовой открытый без крыши вагон с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров прочих грузов не требующих защиты от атмосферных осадков.
Содержание
Конструктивные особенности
Кузов полувагона в основном не имеет крыши (есть модели со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон может иметь разгрузочные люки в полу и раскрывающиеся торцевые стенки или глухой кузов. В правом заднем и левом переднем углу делается скобтрап для того, чтобы можно было влезть внутрь.
Типы полувагонов
Производители полувагонов в постсоветском пространстве
Россия
Украина
Белоруссия
Литература
Броневагон · Вагон-дефектоскоп · Вагон для внутриобъектовых транспортировок на АЭС · Вагон для перевозки контейнеров на АЭС · Вагон для перевозки отработанного ядерного топлива · Вагон для размещения бригады поездной охраны и бригады ремонтников · Вагон-лаборатория · Вагон-рельсосмазыватель · Вагон-прачечная · Вагон-сейф · Вагон сопровождения · Вагонзак · Весоповерочный вагон · Помывочно-дезинфекционный вагон · Путеизмерительный вагон · Рельсошлифовальный вагон · Тендер
Полезное
Смотреть что такое «Полувагон» в других словарях:
полувагон — полувагон … Орфографический словарь-справочник
ПОЛУВАГОН — железнодорожный грузовой вагон открытого типа с высокими бортами. Разделяются на гондолы (собственно полувагон) грузоподъемностью до 125 т и хопперы … Большой Энциклопедический словарь
полувагон — гондола, думпкар, хоппер, трансферкар, думкар Словарь русских синонимов. полувагон сущ., кол во синонимов: 10 • вагон (96) • … Словарь синонимов
ПОЛУВАГОН — ПОЛУВАГОН, полувагона, муж. (ж. д.). Товарный открытый вагон без крыши и с высокими бортами вместо стен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
полувагон — а; м. Открытый железнодорожный вагон с высокими бортами для перевозки сыпучих грузов, автомашин, контейнеров и т.п. Перевозка угля в полувагонах. * * * полувагон грузовой вагон, кузов которого не имеет крыши, что обеспечивает удобство погрузки и… … Энциклопедический словарь
ПОЛУВАГОН — широко распространённый вид грузовых вагонов типа гондолы, имеющий кузов в виде открытого сверху прямоугольного ящика с 2 створчатыми торцовыми дверями и разгрузочными люками в полу (см. рис.). Имеются также П. с глухим кузовом. Служат в осн. для … Большой энциклопедический политехнический словарь
полувагон — 101 полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Полувагон — грузовой открытый ж. д. Вагон с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), контейнеров, автомашин и др. П. бывает с разгрузочными люками в полу или в бортах, а также с… … Большая советская энциклопедия
полувагон — полувагон, полувагоны, полувагона, полувагонов, полувагону, полувагонам, полувагон, полувагоны, полувагоном, полувагонами, полувагоне, полувагонах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
полувагон — полуваг он, а … Русский орфографический словарь
Типы полувагонов
В зависимости от формы и конструкции кузова полувагоны для перевозки сыпучих материалов делятся на несколько типов:
Конструктивные особенности универсальных полувагонов
Подавляющее большинство грузовых перевозок осуществляют универсальные полувагоны, имеющие люковый тип исполнения. Конструкция кузова состоит из обшивки и усиленной рамы. Схема конструкции рамы представляет собой два «Z» образных профиля, сваренных между собой крест-накрест. Борта укреплены металлическим каркасом, состоящим из вертикальных стоек и обвязки. Устанавливается кузов на ходовую платформу, к которой крепятся оси. На платформе размещены элементы сцепления и тормозное устройство. На правой передней и левой задней части кузова монтируются трапы.
Разгрузка полувагонов осуществляется через 14 (16) люков, расположенных в днище кузова. При разгрузке вагон подгоняется к специальным приемникам, расположенным по обе стороны путей. После чего сбиваются держатели крышек; груз высыпается в приемник. Разгрузка штучной продукции осуществляется через торцевые двери.
Некоторые модели оборудованы боковыми люками и съемными крышами, которые открываются при погрузке сыпучих материалов. Преимуществом данного типа является защищенность груза от воздействия осадков, а также защита от краж штучной продукции во время стоянки железнодорожного состава.
Технические характеристики
Производительность грузоперевозок зависит от того, какие технические характеристики имеет полувагон. Основными критериями оценки являются: грузоподъемность, вес тары, объем и размеры полувагона.
Грузоподъемность
Этот термин обозначает наибольшую массу перевозимого груза. Чем больше ее показатель, тем меньше себестоимость перевозки. На сегодняшний день по железным дорогам курсирует по большей части четырехосный вид полувагона, грузоподъемность которого от 65 до 75 тонн. В настоящее время повышение грузоподъемности вагонов достигается путем увеличения количества осей. Так, модели, оборудованные восьмью осями, имеют грузоподъемность от 100 до 130 тонн.
Под понятием тары полувагона понимается вес (брутто) порожнего транспорта. Масса 4-осных вагонов составляет (в зависимости от модели) от 22 до 29 тонн, 8-осных – 30-35 тонн.
Размеры полувагона
Объем перевозимых грузов напрямую зависит от размеров кузова вагона. В зависимости от модели этот показатель существенно варьируется. Так, у модели 12-753 объем кузова 73 м3, а у полувагона типа 12-196 – 95 м3. Сравнивая габариты разных моделей можно заметить значительную разницу параметров:
Данные параметры важны для перевозки легких сыпучих и штучных материалов, но бесполезны для транспортировки тяжелых (руда, горная порода) грузов. Так, большие размеры полувагона типа 12-283 (15х2,88х3,07 м) дают возможность увеличить объем полезного пространства до 135 м2, что идеально подходит для перевозки легких сыпучих и штучных грузов. Однако грузоподъемность (62 тонны) делает нерациональным его использование для транспортировки тяжелых материалов.
Срок службы
Характеристика данных транспортных средств была бы неполной, если бы не указывались сроки их эксплуатации. Производителями устанавливаются два срока службы: 22 года для вагонов, выполненных из низколегированной стали (09Г2С, 09Г2Д) и 32 года, для вагонов, произведенных из высокопрочной стали (10ХСНД, 10ХНДП). Однако по факту, полувагоны, путешествующие по железнодорожным магистралям, служат в полтора, а то и в два раза дольше установленного срока.
Основные производители
На сегодняшний день в РФ функционируют 11 промышленных предприятий изготавливающих различные виды железнодорожных полувагонов. Наиболее крупными из них являются следующие:
1. Калининградский вагоностроительный завод. Основанный в XIX веке завод является единственным в стране предприятием выпускающим думпкары на российский рынок.
2. Уральский завод. Крупнейшее вагоностроительное предприятие РФ, построенное в 30-х годах XX века. На сегодняшний день завод выпускает свыше 15 тысяч вагонов для перевозки сыпучих и штучных грузов.
3. Тихвинский вагоностроительный завод. Предприятие выпускает свыше 20 модификаций полувагонов. Ежегодно объем выпускаемой предприятием продукции составляет 12% всего российского рынка грузовых вагонов.
Преимущества транспортировки
Согласно статистике люковые полувагоны (они же универсальные) являются наиболее экономичным и удобным видом транспорта для перевозки больших объемов сыпучих и штучных грузов. Выгода от их эксплуатации объясняется рядом факторов:
В результате спрос на полувагоны растет с каждым годом. Поэтому конструкторы разрабатывают новые современные грузовые вагоны, обладающие большей вместимостью и грузоподъемностью. На сегодняшний день по железнодорожным магистралям России уже курсируют грузовые вагоны, обладающие грузоподъемностью 200 тонн.
Полувагоны
Полувагон представляет собой железнодорожный грузовой вагон без крыши с высокими бортами. Полувагоны предназначены для перевозки навалочных грузов: руда, уголь, лесоматериалы и т.п., а также контейнеров и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Разгрузка полувагонов обычно производится двумя способами: выгрузка навалочных грузов самотеком через люки (через борта при использовании вагоноопрокидывателя) или путем вычерпывания груза без открывания люков. Разгрузка полувагонов через люки производится на повышенных путях (эстакадах) или над приемными бункерами. Вычерпывание груза из полувагонов производится грейфером или ковшами. Разгрузка полувагонов путем вычерпывания является менее эффективной, ввиду своей меньшей производительности и необходимости ручной очистки остатков груза из вагона. Более эффективной является разгрузка полувагонов путем их опрокидывания.
Конструкция полувагонов
Кузов полувагона не имеет крыши или в небольшом количестве моделей крыша является съемной. Это обеспечивает удобство, а главное быстроту погрузки грузов (нормативное время погрузки полувагона составляет не более 50 минут). Кузов полувагона может быть глухим или иметь раскрывающиеся торцевые стенки и люки в полу. В левом заднем и правом переднем углу имеется скобтрап.
Полувагоны со съемной крышей объединяют в себе преимущества крытых вагонов и открытых полувагонов. С одной стороны, при снятой крыше они обеспечивают высокую скорость погрузки, с другой – крыша обеспечивает защиту от атмосферных осадков. Для крепления крыши на вагоне используются талрепы, стяжные ремни и т.п. Для установки и снятия крыши возможно применение различных подъемно-транспортных механизмов при условии соблюдения требований по грузоподъемности и правильности строповки.
Виды полувагонов
Полувагоны могут быть:
Технические характеристики полувагонов
Модель | Описание | Грузоподъемность | Масса вагона (тара) | Объём кузова |
11-Н003 | 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона с тормозной площадкой | 33 т | 22,4 т | — |
12-119 | 4-осный цельнометаллический полувагон с глухими торцовыми стенами | 69 т | 22,5 т | 76 м 3 |
12-127 | 4-осный цельнометаллический полувагон | 70 т | 23,9 т | 76 м 3 |
12-132 | 4-осный полувагон, с люками в полу и глухими торцовыми стенами | 70 т | 24 т | 88 м 3 |
12-141 | 4-осный цельнометаллический полувагон с глухими торцовыми стенами | 71 т | 23 т | 77 м 3 |
12-141, 12-119 | 4-осный полувагон со съемной крышей | 68 т | 25,6 т | 90 м 3 |
12-146 | 4-осный полувагон со съемной крышей | 64 т | 30 т | 88 м 3 |
12-159 | 4-осный специализированный полувагон для перевозки автомобилей | 64 т | 29 т | — |
12-175 | 4-осный полувагон с глухим кузовом | 69 т | 25 т | 88 м 3 |
12-282 | 4-осный полувагон для перевозки рулонной стали | 70 т | 24 т | — |
12-282М | 4-осный полувагон для перевозки рулонной стали | 70 т | 24 т | — |
12-283 | 4-осный полувагон с глухим кузово | 67 т | 27 т | 132 м 3 |
12-284 | 4-осный полувагон для перевозки бунтов проволки-канатки | 66 т | 28 т | — |
12-288 | 4-осный полувагон для рулонной стали | 69 т | 25 т | — |
12-295 | 4-осный полувагон с глухим кузовом | 71 т | 23 т | 75,2 м 3 |
12-508 | 8-осный полувагон | 125 т | 45,17 т | 137,5 м 3 |
12-532 | 4-осный цельметаллический полувагон | 69 т | 22,2 т | 73 м 3 |
12-726 | 4-осный цельметаллический полувагон | 69 т | 22 т | 73 м 3 |
12-753 | 4-осный полувагон | 69 т | 22,5 т | 74 м 3 |
12-757 | 4-осный полувагон с уширенным дверным проемом | 69 т | 25 т | 85 м 3 |
12-1000 | 4-осный цельнометаллический полувагон | 69 т | 22 т | 73 м 3 |
12-1505 | 4-осный цельнометаллический полувагон с глухим кузовом | 69 т | 21,1 т | 76 м 3 |
12-1592 | 4-осный полувагон с глухим кузовом | 71 т | 21,28 т | 83 м 3 |
12-4004 | 4-осный полувагон для технологической щепы | 58 т | 30 т | 154 м 3 |
12-П152 | 6-осный цельнометаллический полувагон | 94 т | 32,4 т | 106 м 3 |
12-П153 | 4-осный полувагон с тормозной площадкой | 63 т | 23,2 т | 64 м 3 |
13-Н001 | 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона | 33 т | 21 т | — |
13-Н001 | 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона | 33 т | 21 т | — |
19-923a | 4-осный полувагон для сыпучих стройматериалов | 70 т | 22 т | 61 м 3 |
20-471 | 4-осный полувагон-хоппер для горячих окатышей | 65 т | 23 т | 42 м 3 |
20-480 | 4-осный полувагон-хоппер для горячих окатышей и агломерата | 70 т | 22 т | — |
20-4015 | 4-осный вагон для горячих окатышей | 75 т | 25 т | 45 м 3 |
22-445 | 4-осный полувагон-хоппер для кокса | 59 т | 30 т | 118 м 3 |
22-466 | 8-осный полувагон с глухим кузовом для медной руды | 105 т | 44,4 т | 63,3 м 3 |
22-473 | 4-осный полувагон-хоппер для торфа | 58 т | 25,5 т | 110 м 3 |
22-478 | 4-осный цельнометаллический полувагон для технологической щепы | 70 т | 22 т | 61 м 3 |
22-4003 | 4-осный вагон-хоппер для угля | 90 т | 29,5 т | 83 м 3 |
22-4008 | 4-осный полувагон для сыпучих металлических грузов | 100 т | 28 т | 60 м 3 |
22-4024 | 8-осный полувагон с глухим кузовом для медной руды | 115 т | 46 т | 71 м 3 |
22-4070 | 4-осный вагон-хоппер для охлажденного кокса | 61 т | 32,8 т | 130 м 3 |
25-4086 | 4-осный вагон-хоппер для сыпучих грузов | 71 т | 23 т | 50 м 3 |
55-76, 55-76М | 4-осный хоппер-дозатор | 76 т | 24 т | 44,5 м 3 |
55-320 | 4-осный саморазгружающийся полувагон | 72 т | 21 т | 45 / 41 м 3 |
55-3100 | 4-осный саморазгружающийся полувагон | 75 т | 25 т | 80 м 3 |
Инновационные полувагоны
С недавних пор на железной дороге появились, так называемые, инновационные полувагоны. Новые инновационные полувагоны отличаются улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками. Срок службы инновационного полувагона выше и составляет 32 года в отличие от универсального полувагона, который служит всего 22 года. Объем кузова также больше и составляет 94 кубических метра против 88 у универсального полувагона. Грузоподъемность нового полувагона составляет 75 тонн, что на 5,5 тонн больше, чем у обычного универсального полувагона. В настоящее время наиболее крупными производителями инновационных полувагонов являются АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВК) и ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК).