Полупроводники в автомобилестроении что это

Дефицит полупроводников вызвал кризис в мировом автопроме

Один за другим останавливают свои конвейеры ведущие гиганты отрасли.

Фото, видео: ТАСС / Федосенко Наталия, 5-tv.ru

До России докатилось эхо глобального кризиса в автомобилестроении. Желающие купить машину не могут этого сделать — в салонах пусто, а цены на имеющиеся модели зашкаливают. И с каждым месяцем ситуация лишь усугубляется — один за другим останавливают свои конвейеры ведущие гиганты отрасли.

С чем связан кризис? И вернутся ли старые цены? Корреспондент МИЦ «Известия» Инокентий Коломеец разбирался.

«Премиум» оказался «голым». Автоконцерны вынуждены разукомплектовывать машины, чтобы сохранить объемы продаж. В ущерб комфорту, из комплектаций исключены мультимедиа системы и пневмоподвеска.

Сложилась такая ситуация из-за нехватки буквально микроскопических компонентов.

«Речь идет о дефиците полупроводников, чипов, как сейчас говорят. Это компонент, которого не хватает во всей автомобильной отрасли. Имеется в виду глобальный дефицит, не только в России, а по всему миру», — объясняет PR-директор Nissan в РФ Роман Скользкий.

Причина — более чем глобальная. Из-за пандемии практически «встали» и без того штучные заводы по производству полупроводников, большая часть из которых расположена в Азии. А параллельно резко подскочил спрос на бытовую электронику для удаленной работы и учебы.

«Рынок развернулся к другим потребителям. Начал искать другие ниши и просто оставил автопроизводителей без компонентов», — считает руководитель отдела компании Starline Николай Дмитриев.

Последствия не заставили себя долго ждать: в июле конвейер «АвтоВАЗа» уже «вставал» из-за нехватки чипов именно для системы «Эра-Глонасс», японские производители работают по сокращенному графику с середины мая. Примерно в то же время начал испытывать трудности автопром США и Европы.

«Это действительно очень неприятно! Множество потребителей хотят приобрести наши машины, и мы бы тоже хотели производить и продавать больше машин. Но пока мы не видим никаких тенденций к улучшению», — говорит генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон.

Масла в огонь в буквальном смысле подлил пожар на производстве кремниевых пластин в Японии. Распределение сил на рынке полупроводников среди лидеров сегодня выглядит так: на Америку приходится только 12%, Тайвань занимает 21%, Южная Корея — 19%, а Япония — 13% производства.

Вот на этом микроскопическом элементе завязана работа 60% всех сервисных систем современной машины. Чипы отвечают за работу двигателя, мультимедиа систем, навигации, климата, и самое главное — систем безопасности. А производство полупроводников, как правило, это кристаллические материалы вроде кремния, — процесс наукоемкий и требующий специфического сырья.

«Мы можем сказать: а давайте, сами построим завод! Но здесь все упирается в вопрос цены, окупаемости и времени строительства. К примеру, строится он будет два года. А что будет через два года? Будет ли такой спрос? Непонятно», — поясняет доцент Высшей школы физики и технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Максим Максимов.

По прогнозам экспертов, кардинально ситуация с производством чипов в ближайшее время не изменится. Потому как спрос стабильно опережает предложение. А значит, как минимум до начала следующего года менеджерам автосалонов нечем будет удивить своих клиентов.

Источник

Все, что известно о дефиците полупроводников для автомобильных производителей

Полупроводники в автомобилестроении что это

Полупроводники в автомобилестроении что это

Второй год подряд мировой автопром испытывает серьезные проблемы. Сначала из-за пандемии Covid-19 и серии локдаунов, а сейчас – из-за дефицита полупроводников.

Убытки несут почти все автомобильные компании мира, которые приостанавливают производство из-за нехватки микросхем. Новостное пространство заполняют заявления автопроизводителей, которые теряют доходы из-за производственных сложностей.

В частности, Ford снизил объем производства на 700 тысяч автомобилей, концерн Stellantis не выпустил 600 тысяч машин, группа Renault – 415 тысяч, нехватка General Motors достигла 86 тысяч авто.

И, похоже, что это еще не финал.

Полупроводники в автомобилестроении что это

Виден ли свет в конце тоннеля?

По оценкам консалтинговой компании AlixPartners, такой режим будет стоить автомобильным компаниям мира 210 миллиардов долларов в этом году. Это означает, что в мире производство транспортных средств сократится на 7,7 миллионов единиц.

Аналитики IHS Markit также пересмотрели свои прогнозы по автопроизводству. По их оценкам, в 2021 году на фоне нехватки микросхем будет произведено на 5 млн автомобилей меньше, чем ожидалось. В 2022 году эксперты ожидают, что производство сократится на 8,4 млн автомобилей.

Глобальные производственные потери уже повлияли и на продажи новых автомобилей. Рынок Германии в сентябре упал на 25,7%, во Франции – на 20,5%, в Чехии – 16,2% по сравнению с прошлым годом. Поэтому объемы продаж на большинстве рынков значительно ниже уровней, существовавших до Covid-19.

С чего все началось?

Из-за пандемии коронавируса и карантинных ограничений люди по всему миру стали проводить гораздо больше времени дома. Работа, развлечения, общение перешли в онлайн-формат. Все это привело к резкому росту спроса на электронику. А это, в свою очередь, к дефициту полупроводников, которые используются везде: от электрических зубных щеток до автомобилей.

Производители чипов перестали справляться с резко возросшими объемами заказов. Результаты дефицита ощутили на себе, в частности, представители автомобильной отрасли.

Следует отметить, что большинство крупных мировых автопроизводителей просчитались. На фоне пандемии коронавируса в начале 2020 года прогнозировалось резкое снижение спроса на авто, поэтому компании сократили заказы на поставку чипов. Однако спрос снизился несущественно, а со второй половины 2020-го во многих западных странах началось восстановление экономики.

Таким образом, автомобильная индустрия бросилась заказывать крупные партии полупроводников, но было уже поздно. Производители микросхем переориентировались на других заказчиков. И автокомпании, по сути, оказались в конце очереди.

Коронавирус и карантин – одна из главных причин. Тем не менее есть и другие, не менее важные. В частности, засуха на Тайване – мировом лидере по производству полупроводников, крупные пожары на двух японских полупроводниковых заводах, а также аномально холодная зима в американском Техасе. Все это остановило производство чипов. Большую роль сыграла и длительная американо-китайская “торговая война” – США ограничили доступ китайских компаний к западным технологиям.

Кто правит балом?

Микросхемы часто разрабатываются одними компаниями-разработчиками полупроводников (Apple, Qualcomm или Nvidia), а производятся на заводах других компаний, которые называются литейными.

Среди наиболее известных крупных производителей полупроводников, компании TSMC, Samsung, Intel Corp

TSMC производит самые сложные микросхемы. Его доля на мировом литейном рынке больше, чем доля трех последующих конкурентов вместе взятых (более 50%).

Полупроводники в автомобилестроении что это

Компания не стоит на месте и постоянно наращивает производственные мощности: в 2020 году ТЅМС объявила о планах по строительству в Аризоне завода по изготовлению чипов. На этот проект ТЅМС уже выделила 3,5 миллиарда долларов, а общие затраты на полупроводниковую фабрику могут достичь 12 миллиардов долларов.

Что будет дальше?

Пандемия нанесла ущерб планам поставок и нарушила экономические прогнозы, вызвав нехватку микросхем. Такая ситуация вынуждает предприятия сокращать объемы производства.

Практически все крупные производители полупроводниковой продукции сообщают об увеличении сроков производства и росте цен на свою продукцию. По оценкам аналитиков International Data Corporation (IDC), доходы производителей микросхем вырастут на 17,3% до конца этого года, после чего сектор стабилизируется и в середине 2022 года выйдет из кризиса.

Сейчас такие производители, как TSMC и Samsung, получают повышенное количество контрактных запросов, поэтому увеличивают цены на бронирование своих производственных линий. К концу года практически все линии производителей чипов забронированы на 100%. Поэтому некоторые ІТ-компании и автопроизводители будут вынуждены сократить поставки своих продуктов к середине следующего года.

Ближе к 2023 году на рынке могут образоваться избыточные мощности. Это произойдет тогда, когда производители завершат расширение своих предприятий, начатое в 2020-2021 годах. Может дойти до того, что некоторые производители столкнутся с недогрузкой производственных мощностей и даже их простоем в ожидании новых контрактов. Однако постоянный рост спроса на микропроцессоры может сбалансировать рынок.

В перспективе связи между производителями микросхем и автомобильной промышленностью станут теснее. Ведь технологии и программное обеспечение в автомобилях выходят на первый план.

По неутешительным прогнозам дефицит полупроводников продлится до 2023 года. Поэтому автопроизводители ищут способы бороться с этой проблемой.

В частности, General Motors надеется, что удастся наладить прямые отношения с производителями чипов, устранив поставщиков. Это позволит концерну гораздо быстрее получать полупроводники, а следовательно уменьшить риск сбоев, которые влияют на производство. Кроме того, GM производит и продает некоторые модели без систем старт-стоп, пытаясь уменьшить количество чипов, необходимых для каждого автомобиля.

Эксперты прогнозируют, что с увеличением цен и сроков поставок новых автомобилей, все больше покупателей будут склоняться к подержанным авто. Конечно, существует вероятность возобновления продаж новых автомобилей после перестройки спроса и предложения. Однако, маловероятно, что объемы продаж восстановятся настолько, чтобы компенсировать потерянное производство в 2021 году.

А как у нас?

Кризис, связанный с дефицитом полупроводников в Украине долгое время не так остро ощущался, как в странах Европы. Большинству автопроизводителей и дилеров удавалось удовлетворить спрос на автомобили за счет избыточных запасов транспортных средств, что появились за время карантина.

Но последствия глобального дефицита уже проявляются и у нас. Так же растут и сроки поставки заказов.

Вместо итогов

Мировая автопромышленность переживает не простые времена. Уже второй год подряд автомобильной отрасли не удается стабилизировать ситуацию.

Аналитики возлагают надежду на фактор отложенного спроса, за счет чего автопроизводители смогут частично компенсировать утраченный спрос. И в целом, этот чип-кризис еще раз показал, как важно иметь гибкие бизнес-стратегии, сильные коммуникации и умение быстро адаптироваться к изменениям.

Источник

Нехватка полупроводников ударит по российскому автопрому

Полупроводники в автомобилестроении что это

Растущая нехватка полупроводниковых материалов для автокомпонентов вынуждает крупные автомобильные корпорации останавливать либо замедлять выпуск автомобилей, сообщает Automotive News. Пандемия и связанные с ней ограничения нанесли масштабный урон индустрии полупроводников, использующихся в производстве чипов управляющей автомобильной электроники.

О нехватке чипов для электроники заявили официальные представители концернов Ford, Fiat Chrysler, Toyota и Nissan. Немецкий концерн Volkswagen еще в декабре сообщил о замедлении собственного производства, а также «дочерних» брендов Skoda, SEAT и Audi.

В США нехватка чипов привела к проблемам сразу у нескольких заводов.

Так, концерн Ford начиная с этого понедельника планирует приостановить на неделю работу завода в Луисвилле (штат Кентукки). По сообщениям американской прессы, это решение автогиганта уже привело к временному простою 3,9 тыс. рабочих, занятых на линии сборки популярных внедорожников Ford Escape и Lincoln Corsair. Предприятие Toyota в Сан-Антонио (Техас) снизило выпуск пикапов Tundra на 40% в январе, пишет The Wall Street Journal.

«Это абсолютно отраслевая проблема. Мы оцениваем ограничения поставок полупроводников и разрабатываем меры противодействия, чтобы минимизировать воздействие на производство», — приводит издание заявление представителя Toyota Скотта Вазина.

Fiat Chrysler временно закрыл автомобильные заводы в Брамптоне (Онтарио) и фабрику по выпуску небольших внедорожников в мексиканской Толуке. Перебои с полупроводниками также отмечаются в Японии: концерн Nissan заявил, что ему пришлось скорректировать производство на домашнем рынке, но пока это не оказывает значительного влияния на остальные регионы его экспорта.

Представители автомобильной отрасли подчеркивают, что проблема с полупроводниками возникла из-за того, что компании, производящие эти компоненты,

переориентировали свои цепочки поставок на сектор бытовой электроники и медицины, стремительно выросшие в пандемию.

Это произошло еще прошлой весной во время самого серьезного спада продаж автомобилей из-за COVID-19. Тогда мировые автопроизводители вынуждены были ввести ограничения на заводах, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Когда же производство восстановилось, чипов стало не хватать. Впервые этот дефицит проявился в декабре прошлого года в Китае.

По словам, вице-президента американского отраслевого аналитического «Центра автомобильных исследований» Кристины Дзичек, в течение нескольких месяцев прошлого года наблюдался возрастающий дефицит полупроводников, что уже тогда было тревожным признаком. Автомобильной отрасли, по словам эксперта, потребуется от шести до девяти месяцев на то, чтобы получить необходимые чипы через сложную сеть поставщиков.

«Во многих случаях автопроизводители прекращают выпуск менее продаваемых автомобилей, чтобы перенаправить чипы в более популярные сегменты автомобилей, включая пикапы и внедорожники», — цитирует Дзичек ABC News.

Современная автомобильная промышленность использует чипы и связанные с ними полупроводники в огромном количестве, напоминает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Прежде всего,

речь идет об узлах, где присутствует какое-либо электронное управление — это система передачи информации по протоколу Bluetooth, электронные помощники водителя, курсовая стабилизация, антиблокировочная система тормозов, навигация и гибридные силовые установки и многое другое,

По словам Ифанова, полупроводники, как правило, представляют собой кремниевые микросхемы, которые выполняют функции управления и памяти в различных комплектующих. В России практически отсутствует производство собственных чипов для автомобильной промышленности, отмечает он.

«Сейчас из корпоративного новогоднего отпуска вышел только «АвтоВАЗ». Конвейеры заводов «УАЗа», «КамАЗа» и «Группы ГАЗ» начнут работать примерно с середины января. Соответственно тогда у них и начнутся проблемы. Я думаю, что будут вынужденные приостановки производства», — полагает Ифанов.

Схожего мнения придерживается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Предприятия российского автопрома закупают электронику преимущественно у европейских и китайских поставщиков, объясняет он. По оценкам Бургазлиева, до России дефицит полупроводников дойдет примерно через 2-6 недель в зависимости от запасов комплектующих у конкретной компании.

«Смотря у кого какие запасы. Обычно запасы комплектующих делаются на срок от двух недель до полутора месяца. Если ситуация критичная, то к концу февраля могут начаться перебои с поставками необходимых компонентов. Соответственно заводы могут вставать из-за их нехватки», — сказал «Газете.Ru» Бургазлиев.

Дефицит чипов для электрооборудования, по словам Бургазлиева, может вызвать куда более серьезные проблемы на рынке автозапчастей. Конвейеры заводов будут насыщаться в первую очередь, а рынок запчастей — в последнюю, заключил он.

Источник

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

Марк Лю, глава одного из крупнейших производителей микрочипов в мире, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), который является поставщиком Apple, Intel, Qualcomm и AMD, развенчал миф о дефиците микросхем для автомобилей

Полупроводники в автомобилестроении что это

В прошлом году автопром сильно пострадал из-за локдаунов. Автокомпаниям приходилось закрывать заводы, а дилерам – шоу-румы и торговать машинами буквально из-под полы. Словом все они понесли солидные издержки, а эти издержки нужно как-то покрывать. Но как? Просить помощи от государства? Оно конечно поможет, но долги придется отдавать. Резко поднять цены на автомобили? Покупатели не поймут, и продажи могут упасть еще сильнее. Выпускать больше машин и заработать за счет объема? Увы, рынок не бездонный и даже с учетом отложенного спроса может возникнуть затоваривание, а, следовательно, вновь придется нести убытки.

Полупроводники в автомобилестроении что это

И на данном этапе рассуждений в голову какого-то менеджера приходит гениальная по своей простоте мысль: а что если создать искусственный дефицит? Все мы знаем, что происходит, когда возникает нехватка того или иного ходового товара, будь то гречка или туалетная бумага – покупатели начинают сметать его с полок по любой цене.

Аналогичная история повторилась и с автомобилями. Их вдруг стало не хватать, причем по всему миру. Покупатели же готовы были тратить деньги, которые накопились за счет отложенных поездок на отдых и «вертолетной» финансовой помощи от государства (в развитых странах). Машину захотели иметь даже те, кто раньше о ней и не думал: в постковидную эпоху личный транспорт стал своего рода «оберегом», защищающим человека от вирусов.

Полупроводники в автомобилестроении что это

Словом спрос появился нешуточный, а вот машин сильно больше производиться не стало. А что делают продавцы, когда спрос превышает предложение? Правильно – повышают цены. Причем повышают ровно на столько, насколько покупатели готовы переплатить. Если есть люди, согласные взять новый Land Cruiser, на который дилер накинул миллион сверху, как-то странно продавать этот же внедорожник за официальный прайс.

Не знаю, кто начал эту спекулятивную игру первым – дилеры или сами автопроизводители, но она оказалась выгодна и тем и другим. Одни смогли быстро заработать и отбить убытки от локдауна, другие – стали делать больше машин в дорогих комплектациях, которые приносят наибольшую прибыль – ведь покупатель готов купить все, что ему дают. Плюс заводы получили заказы на месяцы вперед, а вместе с ними и уверенность в завтрашнем дне. Ну и зачем, спрашивается, им нарушать эту идиллию? Гораздо проще сослаться на мифический дефицит микросхем, оправдывая многомесячные очереди и улетевшие в космос цены на машины.

Полупроводники в автомобилестроении что это

Хотя здесь тоже все не так просто. Ведь автоконцерны формально не причем, и винят во всех грехах производителей автокомпонентов – это им не хватает чипов. Тот же завод Bosch Самара, сорвавший поставки блоков ABS/ESP на конвейер АВТОВАЗа, прогремел на всю страну. И подумайте, стал бы немецкий бренд портить свою репутацию, только для того, чтобы автопроизводитель и его дилер смогли больше заработать на дефиците машин?

Полупроводники в автомобилестроении что это

А может быть, чипы оседают на складах перекупщиков, которые тянут с поставками для того, чтобы тоже заработать? Такой вариант исключать нельзя. Более того, возможен даже «заговор» на уровне… правительств! И это не шутка: американцы уже давно хотели развернуть масштабное производство микросхем у себя дома, чтобы не зависеть от несговорчивого Китая и других азиатских поставщиков – а тут и повод подвернулся, под который можно запросить у государства дополнительные ассигнования на строительство новых заводов.

Полупроводники в автомобилестроении что это

Источник

Кризис полупроводников: куда делись консоли, почем видеокарты и причем тут автомобильная промышленность?

Год назад игровая индустрия чувствовала себя лучше, чем Ричи Рич со своим карманным Диснейлендом. Стараниями AMD вычислительные процессоры вышли на новый уровень производительности, на горизонте маячила новая память DDR5 и SSD на шине PCI-E 4.0, NVIDIA только презентовала свои революционные видеокарточки GeForce AMPERE 3XXX, а Sony с Microsoft готовились отгружать первые партии новеньких консолей PlayStation 5 и Xbox Series X. Но вот прошел год и что мы видим? Новые видеокарты стоят баснословных денег, на торговые площадки вернулось древнее барахло вроде Radeon HD 7770, а почти все некстген консоли собрались в руках перекупщиков. Главы крупных корпораций советовали потерпеть до весны, потом до лета, потом до осени и так по кругу. Теперь руководство Xbox, Nvidia и Radeon в один голос твердят о том, что кризис затянется и на следующий год, а то и и продлится до конца 2023 года. А во всем виноваты мифические полупроводники, о существовании которых большинство из нас даже не догадывались, и которые оказались самым ценным ресурсом «в галактике».

Полупроводники в автомобилестроении что это

Итак, что такое полупроводники и где их используют?

Полупроводники в автомобилестроении что это

В основе техники, которой мы ежедневно пользуемся, лежат микрочипы. Но если раньше это в большей степени касалось «сложной» техники вроде смартфонов и ноутбуков, то нынешние резко поумневшие часы, лампочки, кофеварки и машины также нуждаются в микропроцессорах и микроконтроллерах. В машине электроника может быть нужна для системы парковки или бортового компьютера, умной кофеварке нужен процессор для связи со смартфоном, а умным часам, к примеру, теперь требуется LTE-модуль. Микросхемы печатают на кремниевых пластинах, состоящих из мелких полупроводниковых кристаллов, которые имеют одно интересное свойство ― они проводят электричество не столь хорошо, как металлы, но и не столь плохо, как большинство изоляторов. Фактически полупроводник является критически важным элементом любой электроники, будь то суперкомпьютер NASA, умная кофеварка, новенькие Apple Watch или старенький японский телевизор.

Дефицит кремния, кризис производства и роль TSMC

Полупроводники в автомобилестроении что это

Для производства полупроводников нужен кремний. Хотя природные запасы кремния огромны — это 28% массы земной коры, но металлический кремний, используемый в микросхемах и автомобилестроении, требует специальной обработки, поэтому так получилось, что добыча и обработка кремния сейчас сосредоточена в Китае. И вот в конце 2019 года правительство Китая запустило политику снижения энергопотребления, которое сказалось и на количестве добываемого кремния, и на ценах.

Второй куда большей проблемой оказалась нехватка производителей микросхем. В 2000 году в мире было несколько десятков крупных производителей интегральных схем, сейчас все производство ушло на аутсорс в Азию, где рулит тайваньская компания TSMC. Это детище бывшего руководителя Texas Instruments Мориса Чжана, который в начале 80-х уехал на родину строить свой успешный бизнес. Там он понял, что ему выгоднее выпускать полупроводниковые пластины для других IT-гигантов калибра Dell, Intel и Huawei, нежели заниматься самостоятельной разработкой процессоров или чипов памяти.

В итоге TSMC стала монополистом в этой сфере — даже условная AMD, которая по факту является производителем микросхем, отдает большую часть работы на аутсорс в Тайвань. Поэтому чем сильнее дорожает производство микросхем, тем прочнее становятся позиции TSMC.

Куда и почему они пропали?

Полупроводники в автомобилестроении что это

В 2020-м году пандемия нарушила хрупкий баланс на рынке электроники, словно на пляж к ленивцам выпустили парочку голодных тигров. Из-за массовых локдаунов и непонимания, что будет дальше, сбились производственные цепочки. Спрос на микрочипы вырос из-за компьютеризации автомобилей, в странах, где работают фабрики по производству чипов, объявляли локдауны, а из-за массового перехода на удаленную работу вырос спрос на ноутбуки, что еще больше усугубило ситуацию.

Полупроводники в автомобилестроении что это

В конце 2020 года о дефиците микросхем заговорили производители авто и электроники в Японии, Южной Корее и Китае. Тогда причиной нехватки чипов назвали оптовые закупки микросхем китайскими техногигантами Huawei Technologies и Xiaomi, пожар на заводе по производству микросхем в Японии, и локдауны в Юго-Восточной Азии. Согласно данным на начало 2021 года, спрос на микросхемы на 10 – 30% превышал предложение. Затем дефицит быстро перекинулся на рынок консолей и видеокарт. Кризис ударил сразу по всем сферам, причем как быстрорастущим, так и по тем, что сидят тихо в углу и никого не трогают.

Какие отрасли пострадали больше всего

Изначально речь шла о компьютерной технике ― в первую очередь видеокартах, которые скупают майнеры, и компьютерах/ноутбуках, спрос на которые резко вырос после того, как многие компании перешли на работу из дому. Чуть позже оказалось, что все не так уж просто, и от нехватки полупроводников пострадали автомобильная промышленность, сфера коммуникации, гигантский рынок смартфонов, производители игровых приставок и даже военные. На слайде ниже вы можете узнать, в каком количестве ресурсов нуждается каждая индустрия.

Полупроводники в автомобилестроении что это

В первые месяцы кризиса его проецировали исключительно на рынок видеокарт, после чего геймеры пошли священной войной на майнеров. В твиттере так точно. В то же время главы Apple, Samsung и других компаний производителей смартфонов уверяли своих поклонников в том, что дефицита не будет. Чуть позже глава Apple Тим Кук сменил пластинку, дескать какие-то детали будут в дефиците, но на общую картину это не повлияет, переживать не стоит, каждому желающему достанется свой айфон.

Полупроводники в автомобилестроении что это

И пока производители смартфонов искали решение, ны рынке компьютеров царила смесь из воодушевления и ужаса. Воодушевления потому, что пандемия привела к сильному перегреву рынка ― многие люди перешли на домашнюю работу и озаботились покупкой рабочего компьютера или ноутбука. По разным данным продажи ноутбуков в Европе и США в период пандемии выросли на 40 – 48%. В целом мировой рынок ПК, в который входят все ноутбуки, настольные компьютеры и рабочие станции, еще в 2020-м году достиг отметки в почти 80 млн активных единиц. По данным Canalys это самый высокий рост рынка за последние 10 лет.

Полупроводники в автомобилестроении что это

Ну а ужас вызывал тот факт, что скоро все это кончится, ведь добра совершенно точно не хватит на всех желающих. Особенно сильно ударило по художникам, дизайнерам, аниматорам, специалистам по визуальным эффектам, разработчикам игр и другим спецам, чья работа напрямую зависит от мощности компьютера. Раньше у большинства были домашние ноутбуки и компьютеры для подготовительной работы, а вся серьезная работа велась на мощный рабочих станциях. Теперь эти рабочие станции пришлось втридорога строить дома.

На крик геймеров «доколе это будет продолжаться»? ответили ребята из Toshiba. Как оказалось, последний год они работают на износ, а их менеджеры круглосуточно решают вопросы с поставками в телефонном режиме, но этого мало. По их данным они не смогу выпустить обещанное количество контроллеров памяти, поэтому дефицит консолей продлится как минимум до конца 2022 года. Каждый производитель по-своему отреагировал на эту новость. Глава Xbox Фил Спенсер напирает на развитие сервисов а-ля Gamepass и NVIDIA Now с помощью которых геймеры сможет поиграть в новинки игропрома, не растрачивая последние деньги на покупку игр и железа.

Полупроводники в автомобилестроении что это

По данным Bloomberg Sony пойдет другим путем и снова изменит дизайн печатной платы PS5. Либо найдет нового поставщика, что маловероятно. Ну, а Nintendo уже провернула подобный фокус с обновкой консоли Switch. Пока все фанаты ждали новый Switch Pro с 4K экраном, японцы ограничились модификацией с OLED-дисплеем. Судя по витиеватым заявлениям их руководства в нынешних условиях они физически не могли заново собрать новую партию консолей.

Полупроводники в автомобилестроении что это
Полупроводники в автомобилестроении что это

Неожиданно для многих экспертов, кризис ударил не по рынку ноутбуков или выручке Apple, которая не продала пачку новых айфонов, а по промышленной сфере. Дело в том, что большинство электротехнических товаров используют технологии прошлого или позапрошлого поколения, а многие жизненно важные вещи вроде платы контроллера пожарной системы построены на разработках начал нулевых. Все это логично привело к повсеместному взлету цен.

Например, копеечный микроконтроллер STM32F103RCT6 на Aliexpress подорожал в 10 – 15 раз и практически пропал из продажи. Тоже самое коснулось и другой подобной мелочи. Происходящее идет вразрез с желанием IT-гигантов не отставать от прогресса. К примеру, Hynix, которая является крупнейшим в мире производителем чипов оперативной памяти, с конца 2020 года мечтает приступить к массовому производству памяти DDR5. Возвращаться на 10 лет назад во времена DDR3 компании и не интересно, и финансово не выгодно.

Когда все наладится?

Полупроводники в автомобилестроении что это

В TSMC говорят, что линии загружены под самую завязку, но они все равно не справляются с темпами производства. В недавнем заявлении компании прогноз снова изменился ― раньше обещали победить кризис к концу 2021 года, теперь советуют затянуть пояса как минимум на весь 2022 год. В таком случае возникает вопрос, а почему бы не расширить производство?

Полупроводники в автомобилестроении что это

Однако надеяться на скорую трансформацию не стоит. По мнению Адама Хана, основателя AKHAN Semiconductor, широкий кризис предложения может продлиться до второго квартала 2022 года, причем такой сценарий он рассматривает как «обнадеживающий». Ну а на то, чтобы полностью приноровиться к новым реалиям полупроводниковой индустрии может понадобиться десятилетие.

На это есть несколько причин. Во-первых, было потеряно много времени. Из-за изначальных оптимистичных прогнозов производители не спешили вкладываться в производственные линии, чтобы потом не оказалось, что дополнительную продукцию потом некому продавать. Во-вторых, постройка одного-двух заводов глобально ничего не решит. По прогнозам TMC новая линия в Аризоне, в производство которой вложили порядка 20 миллиардов долларов, сможет покрывать не больше 2% от всего ежегодного объема произведенных полупроводников.

Полупроводники в автомобилестроении что это

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *