Полупроводник для автомобиля что это
Горе от ума: на автозаводах заканчиваются микросхемы. Что такое «полупроводниковый кризис»?
В полушаге от беспилотной эры у мирового автопрома возник дефицит искусственного интеллекта. Вернее, «железа» для него — заводам не хватает микросхем!
П олупроводниковый кризис, а простыми словами — дефицит компьютерных «мозгов». Сюжет, достойный Азимова, Пелевина или братьев Вачовски, которые уже сестры. Постапокалиптический пейзаж, общество в цифровом делириуме, выживание отдельного человека полностью зависит от супергаджетов, которые не только добывают криптовалюту, но и обеспечивают доступ к таким жизненно важным ресурсам, как онлайн-магазины, виртуальные игры и автономный транспорт. Однако прогресс разогнался до таких скоростей, что уже недостаточно раз в год менять гаджеты на более мощную модель, обновления требуются ежедневно, поэтому в технику каждое утро нужно заливать не топливо, а дополнительные «мозги». Проблема только в том, что микросхем на всех не хватает. Кто достал хоть какие-то дополнительные чипы — имеет право шагнуть в завтра, а тому, кто не смог, дедушка Дарвин шлет воздушный поцелуй на прощание.
Эх, жаль ничего подобного пока не сочинили. Хотя реальность не менее изобретательна. Оцените цепочку событий и явлений. Начало 2020 года — коронавирус и вынужденная изоляция парализуют продажи автомобилей, заводы встают, автопроизводители отменяют заказы на комплектующие, включая и такие компоненты, как полупроводниковые микросхемы в составе всевозможных блоков управления. Освободившиеся квоты на микрочипы тут же разбирают производители электроники — у них-то как раз бум, только успевай штамповать ноутбуки, приставки, смартфоны и все, на чем можно запустить Zoom или видеоигры. Параллельно начинает взлетать курс биткоина и, следовательно, спрос на видеокарты для криптоферм. В структуре «потребления» полупроводниковых схем, по оценке компании IC Insights, производители компьютеров в 2019—2020 годах занимали 32%, на смартфоны уходило 28% микрочипов, на бытовую электронику 14%, тогда как автомобили забирали всего 10%. Словом, из-за временной паузы в автопроме и появления лишних микросхем никто особенно не расстроился. Скорее даже наоборот.
Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден
Марк Лю, глава одного из крупнейших производителей микрочипов в мире, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), который является поставщиком Apple, Intel, Qualcomm и AMD, развенчал миф о дефиците микросхем для автомобилей
В прошлом году автопром сильно пострадал из-за локдаунов. Автокомпаниям приходилось закрывать заводы, а дилерам – шоу-румы и торговать машинами буквально из-под полы. Словом все они понесли солидные издержки, а эти издержки нужно как-то покрывать. Но как? Просить помощи от государства? Оно конечно поможет, но долги придется отдавать. Резко поднять цены на автомобили? Покупатели не поймут, и продажи могут упасть еще сильнее. Выпускать больше машин и заработать за счет объема? Увы, рынок не бездонный и даже с учетом отложенного спроса может возникнуть затоваривание, а, следовательно, вновь придется нести убытки.
И на данном этапе рассуждений в голову какого-то менеджера приходит гениальная по своей простоте мысль: а что если создать искусственный дефицит? Все мы знаем, что происходит, когда возникает нехватка того или иного ходового товара, будь то гречка или туалетная бумага – покупатели начинают сметать его с полок по любой цене.
Аналогичная история повторилась и с автомобилями. Их вдруг стало не хватать, причем по всему миру. Покупатели же готовы были тратить деньги, которые накопились за счет отложенных поездок на отдых и «вертолетной» финансовой помощи от государства (в развитых странах). Машину захотели иметь даже те, кто раньше о ней и не думал: в постковидную эпоху личный транспорт стал своего рода «оберегом», защищающим человека от вирусов.
Словом спрос появился нешуточный, а вот машин сильно больше производиться не стало. А что делают продавцы, когда спрос превышает предложение? Правильно – повышают цены. Причем повышают ровно на столько, насколько покупатели готовы переплатить. Если есть люди, согласные взять новый Land Cruiser, на который дилер накинул миллион сверху, как-то странно продавать этот же внедорожник за официальный прайс.
Не знаю, кто начал эту спекулятивную игру первым – дилеры или сами автопроизводители, но она оказалась выгодна и тем и другим. Одни смогли быстро заработать и отбить убытки от локдауна, другие – стали делать больше машин в дорогих комплектациях, которые приносят наибольшую прибыль – ведь покупатель готов купить все, что ему дают. Плюс заводы получили заказы на месяцы вперед, а вместе с ними и уверенность в завтрашнем дне. Ну и зачем, спрашивается, им нарушать эту идиллию? Гораздо проще сослаться на мифический дефицит микросхем, оправдывая многомесячные очереди и улетевшие в космос цены на машины.
Хотя здесь тоже все не так просто. Ведь автоконцерны формально не причем, и винят во всех грехах производителей автокомпонентов – это им не хватает чипов. Тот же завод Bosch Самара, сорвавший поставки блоков ABS/ESP на конвейер АВТОВАЗа, прогремел на всю страну. И подумайте, стал бы немецкий бренд портить свою репутацию, только для того, чтобы автопроизводитель и его дилер смогли больше заработать на дефиците машин?
А может быть, чипы оседают на складах перекупщиков, которые тянут с поставками для того, чтобы тоже заработать? Такой вариант исключать нельзя. Более того, возможен даже «заговор» на уровне… правительств! И это не шутка: американцы уже давно хотели развернуть масштабное производство микросхем у себя дома, чтобы не зависеть от несговорчивого Китая и других азиатских поставщиков – а тут и повод подвернулся, под который можно запросить у государства дополнительные ассигнования на строительство новых заводов.
Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?
Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.
Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп
Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.
Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.
Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.
Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.
Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители
Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.
Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.
Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.
Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.
По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.
Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников
Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.
Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.
Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.
Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.
Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).
Toyota — приостановила производство в Чехии.
Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.
Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.
Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников
TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников
Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.
Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.
В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.
По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.
Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.
Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.
Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.
В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Все, что известно о дефиците полупроводников для автомобильных производителей
Второй год подряд мировой автопром испытывает серьезные проблемы. Сначала из-за пандемии Covid-19 и серии локдаунов, а сейчас – из-за дефицита полупроводников.
Убытки несут почти все автомобильные компании мира, которые приостанавливают производство из-за нехватки микросхем. Новостное пространство заполняют заявления автопроизводителей, которые теряют доходы из-за производственных сложностей.
В частности, Ford снизил объем производства на 700 тысяч автомобилей, концерн Stellantis не выпустил 600 тысяч машин, группа Renault – 415 тысяч, нехватка General Motors достигла 86 тысяч авто.
И, похоже, что это еще не финал.
Виден ли свет в конце тоннеля?
По оценкам консалтинговой компании AlixPartners, такой режим будет стоить автомобильным компаниям мира 210 миллиардов долларов в этом году. Это означает, что в мире производство транспортных средств сократится на 7,7 миллионов единиц.
Аналитики IHS Markit также пересмотрели свои прогнозы по автопроизводству. По их оценкам, в 2021 году на фоне нехватки микросхем будет произведено на 5 млн автомобилей меньше, чем ожидалось. В 2022 году эксперты ожидают, что производство сократится на 8,4 млн автомобилей.
Глобальные производственные потери уже повлияли и на продажи новых автомобилей. Рынок Германии в сентябре упал на 25,7%, во Франции – на 20,5%, в Чехии – 16,2% по сравнению с прошлым годом. Поэтому объемы продаж на большинстве рынков значительно ниже уровней, существовавших до Covid-19.
С чего все началось?
Из-за пандемии коронавируса и карантинных ограничений люди по всему миру стали проводить гораздо больше времени дома. Работа, развлечения, общение перешли в онлайн-формат. Все это привело к резкому росту спроса на электронику. А это, в свою очередь, к дефициту полупроводников, которые используются везде: от электрических зубных щеток до автомобилей.
Производители чипов перестали справляться с резко возросшими объемами заказов. Результаты дефицита ощутили на себе, в частности, представители автомобильной отрасли.
Следует отметить, что большинство крупных мировых автопроизводителей просчитались. На фоне пандемии коронавируса в начале 2020 года прогнозировалось резкое снижение спроса на авто, поэтому компании сократили заказы на поставку чипов. Однако спрос снизился несущественно, а со второй половины 2020-го во многих западных странах началось восстановление экономики.
Таким образом, автомобильная индустрия бросилась заказывать крупные партии полупроводников, но было уже поздно. Производители микросхем переориентировались на других заказчиков. И автокомпании, по сути, оказались в конце очереди.
Коронавирус и карантин – одна из главных причин. Тем не менее есть и другие, не менее важные. В частности, засуха на Тайване – мировом лидере по производству полупроводников, крупные пожары на двух японских полупроводниковых заводах, а также аномально холодная зима в американском Техасе. Все это остановило производство чипов. Большую роль сыграла и длительная американо-китайская “торговая война” – США ограничили доступ китайских компаний к западным технологиям.
Кто правит балом?
Микросхемы часто разрабатываются одними компаниями-разработчиками полупроводников (Apple, Qualcomm или Nvidia), а производятся на заводах других компаний, которые называются литейными.
Среди наиболее известных крупных производителей полупроводников, компании TSMC, Samsung, Intel Corp
TSMC производит самые сложные микросхемы. Его доля на мировом литейном рынке больше, чем доля трех последующих конкурентов вместе взятых (более 50%).
Компания не стоит на месте и постоянно наращивает производственные мощности: в 2020 году ТЅМС объявила о планах по строительству в Аризоне завода по изготовлению чипов. На этот проект ТЅМС уже выделила 3,5 миллиарда долларов, а общие затраты на полупроводниковую фабрику могут достичь 12 миллиардов долларов.
Что будет дальше?
Пандемия нанесла ущерб планам поставок и нарушила экономические прогнозы, вызвав нехватку микросхем. Такая ситуация вынуждает предприятия сокращать объемы производства.
Практически все крупные производители полупроводниковой продукции сообщают об увеличении сроков производства и росте цен на свою продукцию. По оценкам аналитиков International Data Corporation (IDC), доходы производителей микросхем вырастут на 17,3% до конца этого года, после чего сектор стабилизируется и в середине 2022 года выйдет из кризиса.
Сейчас такие производители, как TSMC и Samsung, получают повышенное количество контрактных запросов, поэтому увеличивают цены на бронирование своих производственных линий. К концу года практически все линии производителей чипов забронированы на 100%. Поэтому некоторые ІТ-компании и автопроизводители будут вынуждены сократить поставки своих продуктов к середине следующего года.
Ближе к 2023 году на рынке могут образоваться избыточные мощности. Это произойдет тогда, когда производители завершат расширение своих предприятий, начатое в 2020-2021 годах. Может дойти до того, что некоторые производители столкнутся с недогрузкой производственных мощностей и даже их простоем в ожидании новых контрактов. Однако постоянный рост спроса на микропроцессоры может сбалансировать рынок.
В перспективе связи между производителями микросхем и автомобильной промышленностью станут теснее. Ведь технологии и программное обеспечение в автомобилях выходят на первый план.
По неутешительным прогнозам дефицит полупроводников продлится до 2023 года. Поэтому автопроизводители ищут способы бороться с этой проблемой.
В частности, General Motors надеется, что удастся наладить прямые отношения с производителями чипов, устранив поставщиков. Это позволит концерну гораздо быстрее получать полупроводники, а следовательно уменьшить риск сбоев, которые влияют на производство. Кроме того, GM производит и продает некоторые модели без систем старт-стоп, пытаясь уменьшить количество чипов, необходимых для каждого автомобиля.
Эксперты прогнозируют, что с увеличением цен и сроков поставок новых автомобилей, все больше покупателей будут склоняться к подержанным авто. Конечно, существует вероятность возобновления продаж новых автомобилей после перестройки спроса и предложения. Однако, маловероятно, что объемы продаж восстановятся настолько, чтобы компенсировать потерянное производство в 2021 году.
А как у нас?
Кризис, связанный с дефицитом полупроводников в Украине долгое время не так остро ощущался, как в странах Европы. Большинству автопроизводителей и дилеров удавалось удовлетворить спрос на автомобили за счет избыточных запасов транспортных средств, что появились за время карантина.
Но последствия глобального дефицита уже проявляются и у нас. Так же растут и сроки поставки заказов.
Вместо итогов
Мировая автопромышленность переживает не простые времена. Уже второй год подряд автомобильной отрасли не удается стабилизировать ситуацию.
Аналитики возлагают надежду на фактор отложенного спроса, за счет чего автопроизводители смогут частично компенсировать утраченный спрос. И в целом, этот чип-кризис еще раз показал, как важно иметь гибкие бизнес-стратегии, сильные коммуникации и умение быстро адаптироваться к изменениям.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Полупроводниковые приборы в автомобиле
Использование одного или нескольких p-n-переходов в одном кристалле полупроводника позволяет создавать недорогие, надежные и компактные полупроводниковые приборы. Вот о том, какие полупроводниковые приборы получаются при использовании p-n-переходов, мы и поговорим в этой статье.
Один p-n-переход образует диод, два p-n-перехода используются в транзисторах. Планарная технология позволяет сочетать в одном кристалле различные элементы и формировать интегральные полупроводниковые микросхемы. Полупроводниковые микросхемы занимают от одного до сотен квадратных миллиметров и обычно устанавливаются в стандартные оболочки (металлические, керамические, пластиковые).
Диоды
Диод — полупроводниковое устройство, содержащее один p-n-переход. Свойства единичного диода определяются схемой распределения легирующей примеси в кристалле. Диоды, способные пропускать в прямом направлении ток более 1 А, считаются силовыми.
Выпрямительный диод
Выпрямительный диод действует как одноименная электронная лампа — пропускает ток в одном направлении, т.е. идеально подходит для выпрямления переменного тока. Обратный ток бывает приблизительно в 10 7 раз меньше, чем ток в прямом направлении (рис. «Вольтамперная характеристика кремниевого диода» ). Он сравнительно быстро возрастает при повышении температуры.
Выпрямительный диод для высокого обратного напряжения
Напряжение в выпрямителях с высоким обратным напряжением падает в области пространственного заряда. Так как эта область, как правило, размером всего несколько микрон, для нее характерна высокая напряженность электрического поля, при которой свободные электроны могут значительно ускоряться. Ускоренные электроны могут привести к разрушению полупроводника (лавинный пробой). Чтобы избежать этого, между р- и n-слоями размещают слой с собственной проводимостью, так как этот слой содержит некоторое количество свободных электронов, что снижает опасность пробоя.
Переключательный диод
Переключательный диод обычно используется для быстрого переключения между высоким и низким полными сопротивлениями. Более быстрая характеристика переключения может достигаться путем диффузии золота в материал (обеспечивает электронно-дырочную рекомбинацию).
Диод Зенера
В диоде Зенера при достижении некоторого начального уровня обратного напряжения происходит резкое возрастание электрического тока. Это явление соответствует пробою Зенера (туннельный пробой p-n-перехода) и/ или лавинному пробою. Диоды Зенера предназначены для непрерывной работы в режиме пробоя. Они часто используются для обеспечения постоянного или опорного напряжения.
Варикап
Область пространственного заряда в p-n-переходе функционирует как конденсатор. Диэлектрик конденсатора представляет собой полупроводниковый материал, в котором отсутствуют носители заряда. Повышение напряжения расширяет обедненный слой и уменьшает емкость, а уменьшение напряжения ее повышает.
Диод Шотки
Имеет переход типа металл-полупроводник (барьер Шотки). Поскольку электроны более свободно перемещаются из кремния n-типа в металлический слой, а не наоборот, область, обедненная электронами, становится полупроводниковым материалом — это и есть «барьер Шотки». Заряды переносятся исключительно электронами, при этом незначительное число переносчиков не позволяет заряду накапливаться, результатом чего является очень быстрое переключение. Прямое напряжение и, следовательно, падение напряжения в диодах Шотки примерно на 0,3 В меньше, чем в кремниевых диодах (примерно 0,6 В).
Солнечный элемент
Фотогальванический эффект используется для преобразования световой энергии непосредственно в электрическую. Солнечные элементы, состоящие, главным образом, из полупроводниковых материалов, в которых на свету образуются свободные носители заряда, — основные элементы фотогальванической технологии.
Воздействие света может привести к образованию свободных носителей заряда (электронно-дырочной пары) в полупроводнике. Если полупроводник содержит p-n-переход, свободные носители заряда разделяются в его электрическом поле перед тем, как воздействовать на металлические контакты на поверхности полупроводника. Постоянное напряжение (напряжение фото сигнала) возникает между контактами. В зависимости от используемого материала полупроводника электрический потенциал изменяется в интервале от 0,5 до 1,2 В. Это происходит только тогда, когда кванты света обладают, по крайней мере, энергией, необходимой для создания электронно-дырочной пары. Теоретический КПД кристаллических кремниевых солнечных элементов составляет около 30%.
Фотодиод
В фотодиоде используется фотогальванический эффект, р-n-переход работает в обратном направлении. Падающий свет создает дополнительные электроны и дырки. Это приводит к пропорциональному росту обратного (фотогальванического) тока в зависимости от интенсивности света. Таким образом, фотодиод, в принципе, очень похож на солнечный элемент.
Светодиод (LED)
Светоизлучающий диод, или светодиод представляет собой электролюминесцентный источник света, состоящий из полупроводникового элемента с p-n-переходом. Во время работы носители заряда (электроны и дырки) рекомбинируют в прямом направлении. Высвобождаемая в ходе этого процесса энергия преобразуется в энергию электромагнитного излучения.
В зависимости от выбора полупроводника и его легирования светодиод излучает в ограниченном спектральном диапазоне. Как правило, используются арсенид галлия (инфракрасный спектр), арсенидфосфид галлия (от красного к желтому) и фосфид галлия (зеленый) и нитрид индия-галлия (синий). Для генерирования белого света используется либо комбинация трех светодиодов основных цветов (красный, зеленый, синий), либо осуществляется возбуждение люминесцентной краски при помощи светодиода, излучающего синий свет или свет в ультрафиолетовом диапазоне.
Биполярные транзисторы
Два смежных р-n-перехода создают транзисторный эффект, который используется в компонентах, предназначенных для усиления и переключения электрических сигналов. Имеются три различных зоны проводимости, при этом могут использоваться схемы как р-п-р, так и п-р-п. Зоны (и их выводы) называются эмиттером (Е), базой (В) и коллектором (С) (рис. «Транзистор n-р-n типа» ).
В зависимости от области применения транзисторы разделяются на различные классы: транзисторы малой мощности (рассеиваемая мощность до 1 Вт); силовые транзисторы, коммутирующие транзисторы; высокочастотные транзисторы; СВЧ-транзисторы; фототранзисторы. Они называются биполярными, потому что в транзисторном эффекте принимают участие носители заряда обеих полярностей (дырки и электроны).
Работа биполярного транзистора
Работа биполярного транзистора поясняется на примере транзистора п-р-п-типа (рис. «Принцип действия транзистора n-р-n типа» ). Транзистор p-n-p-типа получается аналогично, путем переключения n- и р-легированных зон.
Благодаря включенному в обратном направлении диоду между базой и эмиттером, из эмиттера в базу течет большой ток, состоящий из электронов. Однако только небольшая часть электронов может рекомбинировать со значительно меньшим количеством дырок и утекать через вывод базы, как ток базы Iв. Следует иметь в виду, на рис. «Транзистор n-р-n типа» показано техническое направление тока, т.е. направление движения носителей положительного заряда. Значительно большее количество электронов, инжектированных в базу, диффундирует через зону базы в переход база-коллектор и затем проходит к коллектору, как ток коллектора Iс (рис. «Принцип действия транзистора n-р-n типа» ). Поскольку диод «база-коллектор» включен в обратном направлении, и преобладает область пространственного заряда, практически все (приблизительно 99 %) электроны, вытекающие из эмиттера, «вытягиваются» сильным электрическим полем, имеющим место в области пространственного заряда из коллектора. При этом имеет место приблизительно линейная зависимость между током коллектора Iс и током базы Iв:
где значение В (коэффициент усиления по току) составляет обычно от 100 до 800. В биполярном транзисторе имеет место также следующее соотношение для тока эмиттера IЕ (см. рис. «Транзистор n-р-n типа» и «Принцип действия транзистора n-р-n типа» ):
В связи с тем, что Iв за счет коэффициента усиления по току В значительно меньше, чем Iс:
Очень тонкий (и относительно низколегированный) слой базы представляет собой барьер, проводимость которого может регулироваться посредством изменения напряжения база-эмиттер UВЕ. Путем небольших изменений UВЕ и тока базы Iв, можно управлять значительными изменениями тока коллектора Iс и напряжения коллектор-эмиттер UCE. Таким образом, малые изменения Iв вызывают значительные изменения тока коллектора Iс. Транзистор п-р-п-типа является биполярным, управляемым током полупроводниковым усилителем. В целом имеет место усиление мощности.
Выходные характеристики транзистора п-р-п-типа показаны на рис. «Выходные характеристики транзистора n-р-n типа«. Начиная с напряжения насыщения UСЕ, равного приблизительно 0,2 В, ток коллектора Iс зависит практически только от тока базы Iв. Эта область имеет название «активной зоны»: здесь UCE практически не оказывает влияние на Iс, и имеет место следующее соотношение:
Область, которой напряжение коллектор- эмиттер ниже напряжения насыщения, называется «зоной насыщения». В этой зоне /с резко возрастает с увеличением UСЕ.
Полевые транзисторы
Управление током в полевых транзисторах (FET) осуществляется электрическим полем, которое генерируется напряжением, прикладываемым к управляющему электроду (рис. «Полевой транзистор с управляющим p-n-переходом и каналом n-типа» ). В полевых транзисторах используется только один тип носителей заряда (электронов или дырок), поэтому их называют также «униполярными». Существуют следующие виды полевых транзисторов: полевой транзистор с управляющим p-n-переходом (FET, JFET) и полевые транзисторы с изолированным затвором, в частности полевые MOS-транзисторы (на основе структуры металл-оксид-полупроводник).
Полевые MOS-транзисторы хорошо подходят для применения в интегральных схемах с высокой степенью интеграции. Полевые транзисторы большой мощности во многих случаях представляют серьезную альтернативу биполярным транзисторам.
Преимущества биполярных и полевых транзисторов используются в силовых электронных элементах, известных под названием «биполярные транзисторы с изолированным затвором» (IGBT), которые демонстрируют низкое сопротивление (малые потери мощности) и сравнительно низкую мощность, требуемую для управления.
Работа обедненного слоя (управляющего р-n-перехода) полевого транзистора с управляющим р-n переходом
Работа полевого транзистора с управляющим p-n-переходом поясняется на примере транзистора с каналом n-типа (рис. «Полевой транзистор с управляющим p-n-переходом и каналом n-типа«). Выводы полевого транзистора имеют названия затвор (G), исток (S) и сток (D).
Положительное прямое напряжение UDS приложено к концам кристалла p-типа. При этом электроны движутся от истока (S) к стоку (D) по каналу, ширина которого определяется двумя поперечно-диффундирующими областями p-типа и отрицательным напряжением затвор-исток UGS. Таким образом, напряжение UGS между затвором (G) и истоком (S) управляет величиной тока ID между истоком и стоком (D).
Для работы полевого транзистора требуются носители заряда только одной полярности, а мощность, необходимая для управления током, фактически равна нулю. Таким образом, полевой транзистор с управляющим p-n-переходом представляет собой униполярный, управляемый напряжением компонент. Увеличение UGS вызывает расширение областей пространственного заряда и их внедрение в каналы, что приводит к сужению канала и, следовательно, к ограничению пути тока (показано на рис. «Полевой транзистор с управляющим p-n-переходом и каналом n-типа» пунктирными линиями). Если напряжение UGS на затворе равно нулю, сечение канала между двумя зонами p-типа не ограничено, и ток ID стока D к истоку S имеет максимальное значение.
Кривая переходной характеристики, т.е. ID в функции UGS выглядит точно так же, как характеристическая кривая самопроводящего полевого транзистора с каналом n-типа (NM0S), как показано на рис. с, «Полевой MOS-транзистор с каналом n-типа«.
Работа MOS-транзистора
Работа MOS-транзистора (металл-оксид- полупроводник) поясняется на примере самоблокирующегося (обогащенного типа) канала n-типа M0SFET (рис. «Сечение полевого MOS-транзистора с каналом n-типа» ). Если к электроду затвора никакого напряжения не прикладывается, между истоковой и стоковой областями ток протекать не будет: р-п-переход остается закрытым. Подача положительного напряжения на затвор вызывает, за счет электростатической индукции, в зоне p-типа под этим затвором, смещение дырок внутрь кристалла, а электронов, которые всегда присутствуют в кремнии р-типа, как вторичные носители заряда, притягиваются к поверхности. Под поверхностью кристалла формируется узкий слой (канал) n-типа. Теперь электрический ток может проходить между двумя n-областями (исток и сток). Он обеспечивается исключительно электронной проводимостью. Поскольку напряжение затвора подается на изолирующий оксидный слой, то в управляющей цепи ток отсутствует, и мощности на выполнение управляющих функций не требуется.
Выходная характеристика самоблокирующегося полевого MOS-транзистора с каналом n-типа представлена на рис. «Выходная характеристика канала n-типа полевого MOS-транзистора«. Область, лежащая ниже кривой напряжения насыщения UK, т.е. область, в которой UDS UK, выходной ток ID практически не зависит от напряжения исток-сток UDS. Эта область известна под названием области отсечки. Величина ID зависит только от напряжения затвор-исток UGS. Рассчитывается по формуле:
К — коэффициент пропорциональности (среди прочего зависящий от технологии изготовления),
UT — пороговое напряжение, начиная с которого транзистор начинает проводить ток, т.е. при котором образуется канал (см. рис. с, «Полевой MOS-транзистор с каналом n-типа» ).
р-канальные MOS-транзисторы, n-канальные MOS-транзисторы и CMOS-транзисторы
Так же как для n-канальных MOS-транзисторов, смешанное легирование дает р-канальный MOS-транзистор. Так как электроны в n-канальном MOS-транзисторе более подвижны, он работает быстрее по сравнению с р-канальным MOS-транзистором.
Также применяется технология, основанная на соединенных попарно р-канальных и n-канальных MOS-транзисторах в одном кремниевом кристалле. Такие устройства называются комплементарными MOS-транзисторами (CMOS-транзисторами, см. рис. «CMOS-инвертор на основе p-MOS и n-MOS структур» ). Особенными преимуществами CMOS-транзисторов можно назвать крайне низкое рассеивание энергии, высокую степень устойчивости к помехам, относительную нечувствительность к изменению напряжения питания.
Гибридная технология BCD
Все более важную роль начинают играть интегрированные структуры для силовой электроники. Такие структуры реализуются путем объединения биполярных и M0S-компонентов в одном кремниевом чипе, что позволяет использовать преимущества обеих технологий. Гибридная технология BCD, используемая для получения силовых MOS-компонентов (DMOS-структуры), играет важную роль в автомобильной электронике. Эта технология представляет собой комбинацию CMOS и DMOS-технологий.