Полуприцеп и прицеп в чем отличие
Разница между прицепом и полуприцепом
Автолюбители нередко используют дополнительные транспортные средства для перевозки грузов. Это позволяет беречь личный транспорт и увеличить габариты перевозимых предметов. Но даже при частом использовании прицепных конструкций далеко не каждый водитель с уверенностью скажет, в чем состоят принципиальные отличия прицепа и полуприцепа, идентичны ли эти понятия или следует более внимательно подходить к их использованию.
Определение
Прицеп – это самостоятельное транспортное средство, не оснащенное двигателем. Его движение осуществляется посредством прикладывания механической силы другого передвижного устройства.
Прицеп
Полуприцеп – это разновидность прицепа, которому необходимо передней частью опираться на тягач, так как он не в состоянии самостоятельно удерживать равновесие. Принцип работы аналогичен любому другому прицепу, правда, с точки зрения функциональности может оказаться менее значимым.
Полуприцеп к содержанию ↑
Сравнение
Принципиальная разница в прицепных устройствах состоит в их функциональности. Прицеп способен двигаться самостоятельно лишь при прикладывании механической силы в ту или иную сторону. Крепление прицепа к транспортному средству осуществляется с помощью дышла, установленного на прицепе, и фаркопа автомобиля. Этот же трюк не пройдет с полуприцепом, так как для осуществления перевозки посредством этого транспорта необходима опора. Чем больше полуприцеп, тем более мощное устройство придется установить на автомобиль. Крепление происходит при помощи шкворня на прицепе и седельно-сцепного устройства у тягача.
Конструкция различающихся транспортных средств также не идентична. У прицепа, как и любого другого транспортного средства, две опорные оси, которые всю нагрузку при перевозке берут на себя. Полуприцеп имеет лишь одну ось, поэтому, во-первых, не в состоянии держать равновесие, во-вторых, распределяет нагрузку между собой и тянущим его автомобилем. Простыми словами, прицеп – это своего рода телега на четырех колесах, которая и от толчка сможет сдвинуться с места, а полуприцеп – это тачка на двух колесах, которую необходимо тянуть за собой.
Существует и еще одно немаловажное для водителей отличие двух транспортных средств, которое заключается в маневренности. В связи с тем, что прицеп – это самостоятельное средство, не имеющее двигателя, очень сложно управлять им в процессе движения. Водитель должен быть особенно осторожным на дороге, так как предугадать движение прицепа бывает непросто, на это влияет и степень загрузки, и скорость, и качество дорог. Полуприцеп, в свою очередь, является частью транспортного средства, поэтому водитель может быть уверен в том, что прикрепленное средство поведет себя так, как и управляемый автомобиль. Таким образом, маневренность на дороге у полуприцепа гораздо выше, нежели у обычного прицепа.
Чем прицеп отличается от полуприцепа
Как показывает практика, многие не знают, чем прицеп отличается от полуприцепа. Давайте вместе разберемся в этом немудреном вопросе.
Есть ли разница между прицепом и полуприцепом?
ПДД гласят: «Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Что такое прицеп?
Прицеп — это самодостаточное транспортное средство, которое цепляется к тягово-сцепному устройству (фаркопу) тягача, с помощью дышла, для передачи тягового усилия. При этом вся нагрузка от перевозимого в прицепе груза передается на дорожное полотно через раму и колеса самого прицепа.
Двухосный прицеп СЗАП-8357-02 для грузового автомобиля Одноосный прицеп ССТ-7102 для легкового автомобиля
Фаркоп. Какие они бывают?
Фаркоп у легковых автомобилей представляет собой шар диаметром 50мм (европейский стандарт) или 2 дюйма (Американский стандарт). Чем различаются фаркопы легковых автомобилей, читайте здесь.
Фаркоп легкового автомобиля
Фаркоп на грузовых автомобилях бывает двух типов. «Крюк-петля» или фаркоп для беззазорной сцепки.
Фаркоп грузового автомобиля типа «Крюк-петля»
Фаркопы типа «Крюк-петля» используются на грузовых автомобилях всё реже. Им на замену, уже достаточно давно, пришли фаркопы для беззазорной сцепки, т.к. их использование с прицепом более комфортно и безопасно. Ведь с таким фаркопом, при разгоне и торможении автопоезда, нет ударов и биений. Прицеп не мотает из стороны в сторону при колейности дороги и порывах воздуха. Тем не менее фаркопы типа «Крюк-петля» до сих пор активно используются с тракторными прицепами.
Фаркоп грузового автомобиля для беззазорной сцепки
Что такое полуприцеп?
Полуприцеп — это разновидность прицепа. В отличие от прицепа, полуприцеп передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача. При этом нагрузка от полуприцепа и перевозимого груза распределяется через раму полуприцепа между собственными колесами и рамой тягача, на которую полуприцеп опирается. Проще говоря ПОЛУприцеп половину нагрузки передает на дорожное покрытие через автомобиль, на который опирается.
Чем прицеп отличается от полуприцепа? Полуприцеп своей передней частью опирается на седельный тягач, передавая ему часть вертикальной нагрузки.
Если фаркоп можно установить практически на любой автомобиль, то для буксирования полуприцепа нужен специально оборудованный автомобиль — седельный тягач.
Седельный тягач Mercedes
Седельно-сцепное устройство на раме тягача
Шкворень.
Есть 2 типа сцепного шкворня. Внешне шкворни выглядят одинаково. Различаются они только диаметром посадочного места. Первый тип шкворня имеет посадочное место с диаметром 2 дюйма. Это самый распространённый тип шкворня. Он используется на подавляющем количестве полуприцепов. Второй тип шкворня имеет посадочное место с диаметром 3,5 дюйма. В основном используется с низкорамными полуприцепами-тяжеловозами.
Расцепленный с тягачом полуприцеп не способен перемещаться, т.к. опирается передней частью на выдвижные опорные стойки.
Опорные стойки полуприцепа
Что такое прицеп-роспуск?
Ну и отдельная разновидность прицепов — это прицеп-роспуск. Прицеп роспуск – это некий гибрид прицепа и полуприцепа. Предназначен прицеп-роспуск для перевозки длинномеров — леса, труб, столбов. На тягаче установлены коники, на которые груз опирается своей передней частью. Задней частью груз опирается на коники прицепа. Таким образом нагрузка распределяется между тягачом и прицепом-роспуском. Тяговое усилие прицепу-роспуску передается от тягача посредством дышла, часто телескопического. Иногда тяговое усилие передаётся непосредственно перевозимым грузом, со страховкой тросами.
Автопоезд с прицепом-роспуском
Разновидности полуприцепов
Все мы привыкли видеть полуприцепы, в составе большегрузного автопоезда. Зачастую мы называем их фурой.
Однако встречаются полуприцепы и в сцепке с ГАЗелью.
Автопоезд — шторный полуприцеп с газелью
И даже в сцепке с легковым автомобилем.
И в сцепке с пикапом
Полуприцеп в составе автопоезда с пикапом Ford
Встречаются и необычные полуприцепы
Комбинированный полуприцеп автовоз с жилым модулем Необычный полуприцеп, сваренный из двух кузовов автомобилей с пикапом
Последняя конструкция несмотря на свою необычность отличается повышенной маневренностью.
А на фотографии ниже полуприцеп, который я неоднократно встречал в САО Москвы.
Небольшой полуприцеп коневоз
Про классификацию прицепной техники, в том числе по назначению читайте здесь.
Как сделать прицеп из полуприцепа?
Итак, чем прицеп отличается от полуприцепа, надеюсь стало понятно. В том числе и из приведенных фотографий. Но можно ли прицеп превратить в полуприцеп и наоборот? Из прицепа полуприцеп сделать проблематично. Да наверно и смысла особо не имеет. А вот полуприцеп переоборудовать в прицеп однозначно можно. Удовольствие, конечно не из дешёвых. Ведь для этого нужно, чтобы полуприцеп передней частью на что-то опирался. При этом полуприцеп может опираться не на седельный тягач, а на подкатную тележку с установленным седельно-сцепным устройством.
Разновидности подкатных тележек
Подкатные тележки бывают двух типов. Первый тип — это подкатной прицеп. Он в передней части имеет дышло со сцепным устройством, которое цепляется за фаркоп автомобиля.
Двухосная подкатная тележка для полуприцепа
Подкатной прицеп может быть с неуправляемыми осями и с управляемыми (самоподруливающими) осями.
Прицеп — подкатная тележка с управляемыми осями и регулируемым по высоте дышлом Восьмиосный автопоезд
Подобные автопоезда можно встретить на автотрассах в некоторых Европейских странах и странах Скандинавии. На Российских дорогах мегалайнеры мы врядли когда-нибудь увидим. В странах Таможенного союза действуют иные правила для автопоездов.
Крупные производители грузовой техники России и Белорусии выпускают мегасцепки, но для других стран.
Полуприцеп ТОНАР с седельно-сцепным устройством в хвостовой части для организации мегасцепки Подкатная тележка для полуприцепа МАЗ Мегасцепка МАЗ
Второй тип подкатной тележки предназначен для увеличения грузоподъёмности полуприцепа и называется долей. Используется в основном с низкомамными полуприцепами тяжеловозами. Цепляется такая подкатная тележка, опять же, за седельный тягач.
Подкатная тележка для увеличения грузоподъёмности низкорамного полуприцепа тяжеловоза Низкорамный полуприцеп с долей
В итоге, надеюсь, из этой статьи стало понятно не только чем прицеп отличается от полуприцепа, но и о том, как полуприцеп можно превратить в прицеп. Если у Вас остались какие-то вопросы, спрашивайте в комментариях.
Грузовой полуприцеп и прицеп: в чём основные отличия?
Описание и характеристики
Не каждый опытный водитель способен сразу выделить основные различия данных разновидностей транспортных средств. Это связано со схожестью конструкции и функционала прицепа и полуприцепа. Предназначены они для перевозок грузов, но собственного двигателя не имеют.
Основная разница между прицепом и полуприцепным устройством заключается в том, что первый можно соединить с любым тянущим грузовым автомобилем. Второй же приспособлен только для крепления к специальному седельному тягачу.
Чтобы правильно подобрать вид транспорта для перевозки конкретного груза, необходимо ознакомиться с классификацией прицепов и полуприцепов. Условно их делят на две группы. Первая — специализированная техника:
Вторая группа в классификации — это универсальные модели, тентованные или бортовые. Каждый вид имеет свои конструктивные особенности.
Отличаться прицепы и полуприцепы могут и по техническим характеристикам:
Исходя из данной классификации, можно подобрать оптимальный вид транспортного средства в соответствии с его назначением.
Полуприцеп или прицеп, основы выбора и основные типы
Пользу и эффективность применения полуприцепов при грузоперевозках трудно переоценить. Основная выгода от эксплуатации полуприцепов с тягачами выражается в возможности перевозить грузы большого объема и веса за один рейс, одним автопоездом, экономии топлива, а также оптимальном распределении нагрузки по осям. При этом следует понимать разницу в использовании прицепов и полуприцепов для грузоперевозок, уметь правильно подобрать автопоезд, тип автомобиля-тягача и полуприцепа или прицепа.
Разница между прицепом и полуприцепом
• Прицеп
Основное различие прицепов и полуприцепов состоит в их конструкции, а точнее – в способе крепления к тягачу. Прицеп представляет собой транспортное средство для перевозки грузов, которое оснащено тяговым брусом или дышлом с петлей (“серьгой”) из прочного материала. Основными размерами серьги тягового бруса являются размеры DIN 50 для прицепов общего назначения и DIN 57,5 для прицепов, работающих с большими весами (к примеру, самосвальные прицепы). Соответственно, тягач имеет специальное устройство для зацепления: крюк или фаркоп, за который цепляется петля тягового бруса прицепа. Таким образом, они соединяются в единое средство-автопоезд для транспортировки различных грузов. Как правило в роле автомобиля-тягача выступают грузовики с колесными формулами 4х2, 6х2 и 6х4, а прицепы, как правило, имеют две или три оси. При этом прицепы также бывают двух основных типов: с центральным расположением осей: “тандем”, если оси две, “тридем”, если оси три,и прицепы с поворотным кругом. Причем конструкция с поворотным кругом свойственна, как правило, для самосвальных прицепов, таких, как например WIELTON PS-3W.
Следует отметить, что выбор прицепа при этом не ограничен – практически любую имеющуюся модель можно присоединить к тягачу указанным способом. Широкое распространение получили двух- и трехосные тентованные прицепы (бортовые и шторные), которые используются в составе больше объемных автопоездов условно называемые “паровозами”, такие “сцепки” часто используются в междугородних и международных перевозках на значительные расстояния. Также большой популярностью пользуются самосвальные прицепы в составе с автомобилем самосвалом с колесными формулами 6х4 и 8х4, что позволяет существенно увеличить объем перевозимого груза более чем в два раза. Более редкими являются прицепы – тралы, прицепы с подвижным полом, прицепы-контейнеровозы и пр.
К недостаткам эксплуатации автопоездов с прицепами относится их более высокая цена по сравнению с полуприцепами, а также меньшая популярность в странах СНГ.
• Полуприцеп
Полуприцеп отличается от прицепа тем, что зацепляется за седельно-сцепное устройство (ССУ) тягача посредством сцепного шкворня и имеет в своей конструкции трех- или четырехосное шасси. Благодаря данному типу зацепления полуприцеп WIELTON забирает на себя определенную часть нагрузки, разгружая при этом ось/оси тягача для более комфортной перевозки. Основным преимуществом подобного автопоезда является то, что таким транспортным средством проще управлять: оно отличается лучшей маневренностью и устойчивостью на дороге. Автопоезда с полуприцепами безопасны и могут набирать приличную скорость на обустроенных для этого шоссе и магистралях. Кроме того, наличие в парке нескольких типов полуприцепов позволяет выполнять различные транспортные задачи даже с использованием одного седельного тягача.
Основные преимущества и нюансы выбора полуприцепов
При выборе оптимального вида техники для совершения грузоперевозок вам следует определиться с некоторыми базовыми параметрами:
— типом груза;
— протяженностью и особенностями маршрута перевозок;
— количеством рейсов.
После этого необходимо выбрать вид седельного тягача (тип, колесную формулу, комплектацию), а также вид полуприцепа. Особое внимание также необходимо уделить соответствию седельного тягача выбранному типу полуприцепа (по высоте зацепления ССУ, типу подвески, радиусу поворота, совместимости электрооборудования и электронных систем безопасности ABS/EBS, требуемому дополнительному оборудованию тягача для привода исполнительных механизмов полуприцепа). Если планируется совершать перевозки продуктов питания и продовольствия или фармацевтической продукции, необходимо отдать предпочтение изотермическому полуприцепу типа рефрижератор. Он позволяет контролировать и строго поддерживать на заданном уровне температурный режим перевозки. Нерудные строительные материалы, такие как песок, щебень, гравий, отсев, асфальт и пр. лучше перевозить на полуприцепе-самосвале. Если ваш товар/груз упакован в коробки (это может быть бытовая химия, товары хозяйственного предназначения, оборудование, бытовая техника и прочее), то лучше всего отдать предпочтение шторному или тентованному полуприцепу, для этих целей также подойдет полуприцеп-фургон с жесткими стенками.
Преимущества эксплуатации полуприцепов:
• комфорт и безопасность грузоперевозок;
• существенная экономия топлива;
• высокая маневренность автопоезда на дороге;
• развитие большой скорости на оборудованных шоссе;
• универсальность применения;
• широкий модельный ряд для различных транспортных задач;
• доступность ремонта и обслуживания.
Отличия прицепа и полуприцепа
Грузоперевозки – недешевое дело для заказчиков, поэтому они просят рассчитать логистику с максимальной экономией. Здесь встает вопрос об использовании основного транспорта с прицепом или полуприцепом. Разницу между этими видами кузова надо понимать, чтобы подобрать технику для реализации поставленных задач.
Что такое прицеп
Это транспортное средство без двигателя. Устанавливается при помощи дышла к тягачам. Прицеп можно соединить с любым автомобилем. Имеет устойчивую раму, вес груза распределяется равномерно по оси. Подходит ко всем дорожным условиям.
Крепление к тягачу не вызывает хлопот. Для этого не нужно специальное оборудование. Крюк вставляется в петлю – машина заводится. Действие выполняется легко.
В условиях бездорожья или во время езды по пересеченной местности прицеп показы-вает себя на высоте. Самоходная техника в таких условиях имеет весомое преиму-щество. Чтобы припарковаться, не нужна стойка.
Что такое полуприцеп
Это разновидность прицепа. Главное отличие – невозможность держать равновесие. То есть полуприцепу обязательно нужно опираться на тягач. Транспорт не может использоваться без фиксации и без опорных осей на парковке. Но поведение прицепа предсказуемо на дорогах любой сложности: техника переворачивается реже.
Вес груза в полуприцепе распределяется равномерно, что позволяет за один ход транспорта перевезти большее количество товаров. Получается приличная экономия. Отличается прицеп от полуприцепа техническими характеристиками и назначением.
Отличия между прицепом и полуприцепом
Полуприцеп считается разновидностью прицепа. Оба устройства сходны харак-теристиками, функционалом и предназначением. Сфера применения техники обширна.
А теперь рассмотрим, чем отличается прицеп от полуприцепа.
Функциональность
У прицепа оси опорные, на которые распределяется нагрузка одинаково. Полуприцеп опирается на тягач, увеличивая нагрузку на колеса основного транспорта. Функционал техники повышается за счет дополнительных устройств. С помощью модульных конструкций проходят погрузочные работы. Безопасность достигается системой блокировки колес во время экстренного торможения.
Конструкция
Состав прицепа – это две опорные оси, как у всех видов транспорта, которые передвигаются своим ходом на четырех колесах. Техника легко трогается с места с тягового усилия. У полуприцепа одна ось, которая не имеет равновесия. Его надо как бы тянуть за собой, чтобы осуществлять передвижение. Нагрузка от массы перевозимого груза ложится на полуприцеп и на тягач.
Сцепка
Прицеп выбирается вне зависимости от вида используемого транспорта. Конструкция легко подсоединяется крюком в петлю тягача, на который установлен фаркоп. Мощность машины при этом не имеет никакого значения. Это распространенный способ сцепления в России. Полуавтоматическая сцепка не применяется из-за проблемной езды по бездорожью.
Для полуприцепов учитывается мощность тягового авто. Чем они габаритнее, тем мощнее должен быть тягач. На малотоннажном транспорте используется соединение в виде полусферы.
Совместимость прицепа с разными видами техники заложена изначально. Ходовой транспорт и самоходная техника выпускаются российскими и зарубежными производителями.
С полуприцепом все сложнее. Требуется хорошо знать рекомендации каждого производителя по подбору тягача.
Более сложным с технической точки зрения является сцепление полуприцепа с тягачом. Седельное устройство последнего соединяется со шкворнем, требует от водителя определенного мастерства. От качества соединения зависит отсутствие аварийных ситуаций на дорогах. Если тормозная система дает сбой, только жесткая сцепка спасает человеческие жизни.
Грузоподъемность
Отличия прицепа и полуприцепа проявляются в грузоподъемности. Фактическое определение грузоподъемности – масса груза, допустимая для перевозки на данной технике. Если вес машины 2000 кг, а пустого прицепа 1000 кг, то груз не должен превышать 1000 кг, так как основной транспорт будет тянуть технику собственного веса.
Перевозимые грузы
К первой и востребованной категории относится техника для спецперевозок. Это тяжеловозы, самосвалы, трейлеры, цистерны, бортовая техника для перевозки животных. Спецтехника перевозит лес, трубы, автомобили, домокомплекты, оборудование для промышленных объектов, контейнеры с бытовыми отходами. Изотермы – продукты, медикаменты, цветы, косметику.
Садоводы и огородники сталкиваются с решением задачи – перевозкой малогабаритного груза. Использование дополнительной техники с тентом позволяет не засорять багажник и привезти с дачного участка урожай в один заход. Техника такого уровня относится ко второй малотоннажной категории.
Маневренность
Мнение водителей – отличается прицеп от полуприцепа маневренностью. Прицеп без отдельного двигателя, но хорошо передвигается самостоятельно. Транспорт непредсказуемо ведет себя на поворотах. На поведение прицепа влияют все возможные факторы: качество дорожного полотна, скорость, уровень загруженности, вес груза.
Водителю важно не допустить столкновений и переворота машины. Полуприцеп передней частью опирается на тягач, составляя с ним единое целое. Поведение транспорта предсказуемо, дополнительного мастерства от водителя не требует. В этом разница между простым прицепом и полуприцепом.
Другие различия
Прицеп и полуприцеп могут отличаться по техническим характеристикам:
Что лучше
Прицепное транспортное средство – важная часть грузоперевозок. У каждого вида свои принципиальные преимущества. Отличительные свойства прицепного оборудования – функциональность и работа с транспортом на легкой сцепке. Преимущество – в удобстве парковки, когда для фиксации не требуется дополнительного оборудования.
Полуприцеп является продолжением основного транспорта, поэтому считается более безопасным для грузоперевозок.
Познавательно! В России получила широкое распространение техника «Крон». Название бренда связано с фамилией основателя. Четыре завода в Германии работают на поставки техники в Россию, СНГ, страны Европы, Азии. Брендовая особенность – экономичный расход топлива, безопасная дисковая тормозная система.
Каждый из видов техники хорош для выполнения конкретных задач. Тяжеловесы рентабельны в применении на большие расстояния. Если перевозить менее 10 тонн, то выгода снижается. Для этой категории подходят прицепы.
Дополнительно при выборе бренда руководствуются характеристиками производи-теля, отзывами о работе техники и поведении в экстремальной ситуации. О конструктивных особенностях знают менеджеры, консультирующие при продаже.
Как правильно выбрать полуприцеп представлено на видео: