Полуночница что это такое

Полунощница

Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.

Полуночница что это такое

Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

Иерей: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Иерей: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

Библиотека Русской веры
Полунощница повседневная →

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;

Иерей: «Милостью и щедротами»;

Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Источник

Полуночник :: Общие сведения

Полуночник (полуночь, полуночница) – полуночный дух не вполне определённого облика, как бы «растворённый» в полночном времени. Это дух, который появляется ночью, преимущественно в полночь («А в полночь полуночник ходит»); в некоторых местах полуночниками называли вообще всех тех нечистых духов, у которых время особой активности приходится на полночь.

Судя по некоторым поверьям, полуночник – это одно из названий домового, который «в полночь обходит всю деревню и возится по задворкам», появляется ночью и беспокоит людей, «глумится» в полночь и т.д. Реже полуночник ассоциировался с покойником, который «ходит в полночь», возвращается домой, бродит неприкаянным по земле и т.д. Полуночница в народных поверьях была практически аналогична кикиморе, Маре или ночнице: она – нечистый дух, живущий в пустых домах, в банях и т.п.; появившись в жилом доме, она беспокоит преимущественно детей: не даёт им спать, тормошит их и т.д.

Как ночной дух, беспокоящий детей, полуночница, «полуночная хозяйка», «матенка-полуноченка» («матер ночная и полуночная») упоминается во многих заговорах от детской бессонницы. Так, например, считалось, что если дитя не спит по ночам и плачет, следует взять его на руки, поднять вверх и трижды его ногами коснуться матицы, при этом трижды плюнув и произнесши: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имя) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков. Аминь!»

В некоторых местах полагали, что полуночниц бывает несколько. Так, например, в Архангельской губернии полагали, что полуночницы – это двенадцать сестёр. В некоторых заговорах упоминаются «полуденные и полуночные криксы и плаксы», «бессонье» – вредоносные существа, порождённые полдневным и полуночным временем; забрать, увести от ребёнка этих существ в заговорах просили обычно Зарю (реже – Землю, Воду и пр.): «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Заря-заряница, заря, красная девица, возьми криксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы и получасовы, минуты и полуминуты от раба Божьего (имя)».

Вообще, заговоры, в которых содержалось обращение к Заре, считались самым действенным средством против полуночников. Заговоры эти звучали примерно так: «Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточну сторону; под восточной стороной ходит матушка утренняя заря Мария, вечерняя заря Маремьяна, мать сыра земля Пелагея и сине море Елена. Я к ним приду поближе, поклонюсь им пониже: «Вояси ты матушка заря утренняя Мария и вечерняя Маремьяна, приди к нему, рабу Божьему, ко младенцу, возьми ты у него полуношника и щекотуна из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти. » и т.п.

Кроме заговоров, отогнать полуночников и полуночниц могло, по поверьям, особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы, а также различные обереги. Так, например, от бессонницы детям, которых, по народному убеждению, беспокоит полуночный дух, в люльку клали краюшку хлеба, цветок чертополоха, а также имеющую «фигуру старинной серебряной копейки» косточку из головы поросёнка или рыбы (косточку эту в просторечии называли «сон»); кроме того, девочке в люльку клали пряслицу, а мальчику лук и стрелу.

Полуночник в славянской и русской мифологии

Кто такой полуночник, где он живёт и как выглядит в реальной жизни? Фото полуночника.

Чего бояться, если увидишь батамана? Как наказывает дух полуночник?

Как вызвать и задобрить полуночника? Как с ним общаться?

Как рисовать карандашом полуночника (пошагово)?

Источник

Полунощница

Полуночница что это такое

Полу́нощница (греч. Μεσονύκτικον ) в византийском обряде — одна из служб суточного круга богослужения. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра. Посвящена грядущим пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному суду. В современной приходской практике обычно не совершается; в монастырях Русской Церкви обычно бывает рано утром.

В латинском обряде полунощнице соответствует утреня (лат. Matutinum ), в древности называвшаяся «бдением» (лат. Vigiliae ). Первоначально она начиналась около 2 часов ночи, но в эпоху зрелого средневековья возникла тенденция переносить её на вечер накануне. В ходе богослужебных реформ II Ватиканского Собора, некоторые элементы латинской утрени и хвалитны были объединены в одно богослужение — «Хвалы Утренние» (лат. Laudes Matutinae ), а другие элементы утрени трансформированы в особое богослужение суточного круга — «Час Чтений» (лат. Officium lectionis ).

Содержание

История, состав и виды

Во время гонений ночное время было самое безопасное для богослужения. Вместе с тем церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову).

По мнению толкователей, полунощница установлена, во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Иисуса Христа пред отшествием Его на вольные страдания (моление о чаше — Мф.26:36-44; Мк.14:32-39; Лк.22:41-46); во-вторых, для постоянного напоминания о дне второго пришествия Христова, которое, по общему верованию церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах (Мф.25:1-13), имеет быть в полночь; в-третьих, наконец, для призыва верующих и в полночь к подражанию ангелам, немолчно прославляющим Господа.

Бывает вседневная, субботняя и воскресная. Вседневная полунощница состоит из чтения покаянного псалма (50-го), псалма 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, Символа веры, песни Се жених грядет в полунощи (см. Великий понедельник), псалмов 120-го и 133-го и тропарей покойных.

Субботняя полунощница отличается тропарями; вместо 118-го псалма читается 9-я кафизма.

Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо 118-го псалма, молитвой Троице — вместо Символа веры.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон описывает полунощницу следующим образом [1] :

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

Источник

Полуночница в славянских преданиях. Приходит к вам такая во сне?

Полуночница (или ночница) — в славянской мифологии ночная злобная навья, нападающая главным образом на детей (иногда только новорожденных) и лишающая их сна, а также сама вызванная им болезнь (бессонница и крик).

Наши предки верили в «урочные» и «неурочные» часы суток. Считалось, что переломные моменты дня и ночи: полночь, полдень, рассвет или закат — время, когда активизируются особые злые духи. Одними из таких созданий, опасных для людей, были полуночницы.

Кто такая полуночница, как она выглядит?

Кое-где говорили, что полуночницы могут подменять живых детей на нечисть или на неодушевленные предметы, особенно если мать в сердцах прокляла. Ребенок полуночницы будет плохо расти и развиваться, может даже вовсе не расти (особенно если в колыбель подложена чурка, а матери кажется, что это живой младенец). Настоящее дитя живет в мире духов, невидимом для всех остальных, из которого его можно вызволить. Распространены сюжеты, когда юноша случайно встречается с девушкой-подменышем, принимая за злого духа, влюбляется в нее, берет в жены, тем самым, спасает от власти нечисти. Но перед этим приходится пройти некое испытание.

Много о том быличек рассказывают.

Полуночница что это такое

Узнайте больше
о мифологии славян:

Раньше молодые мы были, слушали да кудесили. Раз говорят, кто из байны камень вынесет на похвас. Один пошел, сунул руку в каменку, а там его схватило. Говорит ему: «Возьми меня замуж — отпущу, а не возьмешь — спокою не дам». Пришел на другой день в байну, говорит: «Выходи, кто тут есть». А ему: «Сходи к матери, да возьми пояс, да рубаху принеси». Он взял, накинул на нее пояс, така красавица получилась. Свадьбу сыграли, пошли к ейным родителям. Там мати качает ребенка в зыбке. Она пришла: «Здравствуй, мама». Та говорит: «Кака я тебе мама, я двадцать лет качаю». Она родила ее да в байны оставила ребенка, а его обменили. Девушка говорит: «Дай-ка ребеноцка». Сама взяла его да колотнула о стол, а ето голик оказался. Таких детей называют «обменены».

Полуночница является не только домой, но и на природе. Ее, наряду с полуденницей, относят к стихийным духам природных пространств. На тех, кто отдыхает ночью в поле или на пастбище летом после работы, полуночница может напасть, наслать болезнь, летаргический сон. Однако дух справедлив и часто карает тех, кто действительно виноват в каком-то преступлении.

Во многих рассказах полуночница сливается с образом кикиморы. В северных заговорах у полуночницы даже есть личное имя:

Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, имярека не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков.

Другой вариант полуночницы — «заложный» покойник, упырь, приходящий ночью.

Полагали, что полуночница ходит не одна, а в компании сестер. Их двенадцать, они вызывают у ребенка беспокойство, плач, крик.

Облик полуночницы не определен — часто видят неясные тени, женские силуэты в белых одеждах, в облике либо юных девушек, либо уродливых старух. Могли принимать облик сов, летучих мышей, ночных бабочек. Полуночницы — большие плясуньи, могут заставить прохожего пуститься в пляс. Кто сможет за ними поспеть, тот будет щедро награжден. Опасны они только по ночам, с наступлением утренней зари пропадают.

Меры предосторожности от нападения полуночницы

Полуночницы опасны для тех, кто ложится спать на закате. Такая привычка грозит бессонницей, болезнями. Чтобы полуночница не зашла домой, закрывали окна и двери, не выносили ребенка из дома после заката. Также нельзя было качать пустую зыбку, оставлять ее открытой. Детей старались никогда не оставлять одних, особенно в таких опасных местах, как баня, поле, лес. Если полуночница напала на человека в чистом поле, то она может начать задавать вопросы, наводить человека на разговор. Чтобы скоротать время и отвлечь духа, следовало отвечать ему обстоятельно и долго.

От полуночниц хорошо помогали обереги-куколки, у которых никогда не было лица, также чертополох. При изготовлении особой куклы-талисмана от полуночниц произносили:

Крикса-варакса, вот те забавка, с нею играй, а младенца не май.

Предполагали, что в момент очередного посещения полуночница отвлечется на куколку, а живой младенец будет ей не интересен.

Были заговоры, различные обряды для лечения болезней и беспокойства, насылаемых полуночницами.

Полуночница — дух стихии. Немало их было у наших предков. Славянская мифология — настоящий кладезь прекрасных, а иногда страшных историй. Всегда интересно и полезно их изучать.

Источник

Bestiary.us

Быстрый переход

Полуночник и полуночница

Полуночница что это такое

Полуночница что это такое

«Духи полуночи; болезнь (детская бессонница); персонификация болезни.

«Говорят, ночью мне поглумило сегодня, полуночь показалась»

«Заметивши, что ребенок просыпается в полночь, говорили: «У него полуночница»»

Сведения о полуночнике и полуночи ограничены. Полуночь – это дух полуночи не вполне определенного облика, «растворенный» в полночном времени:

«А в полночь полуночь ходит»

В.Даль сообщает, что полуночник – род домового, который в полночь обходит всю деревню и возится по задворкам [Даль, 1882]. По поверьям Вологодчины, полуночь сродни домовому, глумице: она появляется и беспокоит людей, «глумится» ночью.

В рассказах Новгородчины полуночница схожа с кикиморой (пустодомкой): это нечистый дух, живущий в пустых хоромах, тревожащий исключительно детей, не дающий им спать. Полуночница, таким образом, – и домовой дух, и персонифицированное время (полуночный «рубеж;», опасный для человека), и болезнь, бессонница (полуночницей, полуночником в заговорах обычно именуется детская бессонница). Когда дитя не спит по ночам и плачет, обращаются к «полуношнице Анне Ивановне», «полуночной хозяйке», призывая ее оставить малыша в покое: «Взяв дитя на руки, поднять его вверх, трижды ногами его коснуться матицы, при чем трижды плюнуть и произнести:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков. Аминь»»

По поверьям многих народов, временные «рубежи» (полночь, полдень, закат) порождают и активизируют опасных духов (в том числе полуденников, полуночников):

«В полночь нечистый по земле прошелся»

Иногда полуночник ассоциируется с покойником, который «ходит в полночь» (Арх.).

Крестьяне Архангельской губернии считали, что полуночниц двенадцать сестер. В заговорах упоминаются «полуденные и полуночные криксы и плаксы», «бессонье» – вредоносные существа, порожденные полдневным и полуночным временем, которых должны забрать, «увести к себе» представляемые живыми Утренняя Заря, Земля, Вода: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Заря-заряница, заря, красная девица, возьми криксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы, получасовы, минуты и полуминуты от раба Божьего » (Новг.).

Упоминается в заговорах и сходная с полуночницей, полуночью «матенка-полуноченка», «Матер ночная и полуночная». «От бессонницы клали в люльку ребенка краюшку хлеба, цветок чертополоха, косточку из головы поросенка, или рыбы, которую в просторечии называют «сон»; эта косточка имеет фигуру старинной серебряной копейки. Клали еще в люльку девочке прясицу, а мальчику лук и стрелу» [Авдеева, 1842].

Охранить от полуночников и полуночниц могло, по поверьям, особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы, все это, однако, далеко не всегда уберегало от всепроникающего влияния «порубежных» духов. (286)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *