Полумесяц и три звезды что означает
что означают полумесяц и звезда- мусульманский знак
Полумесяц, изображенный сам по себе, распространенный во многих культурах символ. Для магов части круга означают богиню Луну, женское начало вообще. В индийской поэзии лунный серп емкость для хранения эликсира жизни, сомы. В рыцарской поэзии эту емкость называли чашей Грааля, иногда соединяя в символе прямой и перевернутый серпы. Перевернутый серп также символ женщины. Полумесяц может олицетворять воду, мир изменчивых форм и явлений, пассивный женский принцип. Звезда есть, как правило, символ духа, свет во тьме. Пылающая звезда говорит о мистическом Центре, об энергии расширяющейся Вселенной. Наиболее распространена пятиконечная звезда. Во времена египетских иероглифов она означала восхождение к началу. Перевернутая пятиконечная звезда символ нечистой силы и используется в черной магии. Обычная пятиконечная звезда в светском смысле (а также в религии бабидов) обозначение человека, символ гуманизма. Символ звезд ассоциируется с ночью, с идеями множественности или разъединенности. В средневековых эмблемах западного мира полумесяц вместе со звездой есть символический образ рая.
Среди мусульманских теологов наиболее распространено следующее толкование символа полумесяца и звезды: даже неполная Луна (восходящий полумесяц, восковая Луна) способна осветить мягким и прохладным светом путь страннику в песках Аравии, а звезды ориентир движения навстречу своей судьбе. Ассоциируемая с этим символом религия покорности (ислам) указывает жизненный путь к Аллаху. Подобно тому, как полумесяц со временем превратится в полную Луну, ислам усиливает свое влияние в мире и рано или поздно охватит собою все человечество. Идея будущей всемирной победы ислама таков общий смысл символа.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Узор Раппорт 3 петли, 4 ряда. Вяжется поворотными и круговыми рядами. Образец связан из Али.
Многоцветная лицевая гладь Провяжем на стыках цветов горизонтальные косички из лицевых петель.
Узор (кайма). МК видео
—Приложения
—Метки
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
КУДА СМОТРИТ ПОЛУМЕСЯЦ У МУСУЛЬМАН? ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ
КУДА СМОТРИТ ПОЛУМЕСЯЦ У МУСУЛЬМАН? ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ
КУДА СМОТРИТ ПОЛУМЕСЯЦ У МУСУЛЬМАН? ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ
http://darwin2.ru/2017/mechet/
static.iloveukraine.com.ua
Мусульмане во всём мире считают символом ислама полумесяц со звездой. Большинство людей самых разных религий ассоциируют его именно с исламом. Но мало кто знает, почему у мусульман именно полумесяц получил такое распространение.
На самом же деле символика полумесяца и звезды родилась не с появлением ислама, а за несколько тысяч лет до него. В истории есть множество доказательств в пользу того, что символ небесного тела использовался разными народами в разные эпохи. Прежде чем ответить на главный вопрос статьи – куда смотрит полумесяц у мусульман, отправимся к истокам.
ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ ПОЛУМЕСЯЦА
Считается, что впервые этот символ использовался при поклонении Луне и Солнцу, которое было
характерно для ряда народов. Есть и другие упоминая, которые свидетельствуют о том, что данный символ
обозначал в разное время двух Богинь: карфагенскую Танит и греческую Диану.
Так почему же у мусульман именно полумесяц был выбран в качестве символа? Ответ на этот вопрос стоит начать с рассказа о том, что на заре ислама никакие обозначения не использовались. Армии и общины вывешивали простые однотонные флаги, да и в Коране ничего про символы сказано не было.
Только в 15 веке, когда турки захватили Константинополь, они переняли у византийцев флаг с изображением полумесяца.
Существует легенда, согласно которой Осман (именно он основал империю) перед сражением увидел сон, в котором флаг простирался от края до края Земли. Это он посчитал добрым предзнаменованием и потому эмблема стала символом целой династии.
Османская империя расширяла свои границы и господствовала многие века над остальным мусульманским миром. Так распространилась и культура османов, а вместе с ней закрепилась у мусульман выбранная некогда основателем символика полумесяца.
За долгие века небесное светило стало ассоциироваться у мусульман и немусульман с исламом и его адептами. При этом он не перестал быть символом именно османской империи, а не религии.
В 21 веке полумесяц по прежнему считается многими мусульманами символом Ислама, хотя и не является таковым. Люди, исповедующие эту религию, носят цепочки с полумесяцев и звездой. Так они идентифицируют своё вероисповедание. Сравнивать символику полумесяца с крестиком у мусульман никак нельзя. Это абсолютно не верное сравнение.
Стоит отметить, что хоть символика и украшает флаги мусульманских государств и мечети, есть последователи Ислама, считающие полумесяц языческим знаком. Его непринятие правоверными мусульманами легко может объяснить Коран, который запрещает поклонение животным, людям, небесным светилам и др. Согласно священной книге ислам пришёл в наш мир, чтобы избавить людей от идолов и язычества.
Эти правила должны неукоснительно соблюдаться в некоторых областях вероубеждения. В других аспектах жизни человека символ полумесяца имеет право на жизнь. Мусульмане могут использовать любые символы и знаки, которые не противоречат законам Шариата.
Несмотря на то, что впервые использовать символ мусульман полумесяц стали в Османской империи, этому народу он не принадлежал изначально. Существует множество археологических находок, которые рассказывают, что как символ полумесяц появился ещё до нашей эры.
Вот он украшает стелу шумерского царя (каменное изваяние, по оценкам учёных, датируется 2000 г. до н. э.)
А вот этот же символ на монетах римской империи, которые были в ходу до 29 года до н. э. Использовали символ полумесяца и тамплиеры, о чём свидетельствует эта эмблема.
ЗНАЧЕНИЕ МЕСЯЦА И ЗВЕЗДЫ В ИСЛАМЕ
Что означает полумесяц у мусульман? По одним преданиям выбор символики связан с переселением пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По другим полумесяц говорит о приверженности правоверных мусульман лунному календарю, а звезда с пятью лучами является отражением 5-ти столпов ислама и 5-ти кратных молитв, совершаемых правоверными мусульманами (они называются «намаз»).
Есть и ещё одна версия того, что означает полумесяц у мусульман. По ней эта эмблема олицетворяет божественное покровительство и возрождение, а звезда символизирует рай.
Если отправиться в далёкое прошлое, можно увидеть, что полумесяц со звездой стали впервые появляться именно на мечетях Османского государства в качестве знака отличия от церквей христиан.
Сами символы не имели сакрального смысла, они не вступали в противоречия с исламом, но и не олицетворяли собой нечто святое. Наверняка во время экскурсий по странам, исповедующим ислам, вы не раз замечали, что полумесяц на минаретах имеет разную форму. В некоторых случаях он принимает форму круга. Эти отличия можно легко объяснить. По некоторым данным установку полумесяца осуществляли на завершающем этапе строительства мечети. Форма знака соответствовала текущей фазе луны.
КУДА ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ РОГА МЕСЯЦА?
Многих верующих волнует вопрос – в какую сторону смотрит полумесяц у мусульман? Чаще всего он возникает в момент выбора мусульманского памятника на могилу. Хочется всё сделать в соответствии с канонами ислама, чтобы ничто не могло помешать усопшему попасть на Великий суд.
На самом же деле не стоит брать какой-то один вариант за истину. Звезда с полумесяцем не являются частью религии. Они лишь заимствованы турками. Ислам отрицает какие-либо изображение.
Вот как говорит об этом один исламский учёный:
Звезда и полумесяц
В 1453-ем году пала Византия. Ее покорило турецкое войско. Один из трофеев – символ побежденного государства – полумесяц со звездой. Он стал знаком военной победы, а в дальнейшем, и обобщенным символом достижений всех мусульман. В Константинополе же знак трактовали иначе. Полумесяц, смотрящий вниз, воспринимали как истечение небесной благодати в земной мир. Дуга, как бы прикрывающая землю означала защиту народа Византии.
Византия пала, но ее символ перекочевал в список государственных знаков десятков стран. Полумесяц и звезда есть на флагах Азербайджана, Алжира, Анголы, Западной Сахары, Мавритании, Пакистана и не только. Знак отпечатан и на марках всех перечисленных государств.
Полумесяц со звездой устанавливают на крышах мечетей. Теологи, или по-простому, богословы расшифровывают символ так:
Звезда – жизненный ориентир, судьба.
Полумесяц – светило, озаряющее путь навстречу этой судьбе.
Почему именно полумесяц, а не полная Луна? Знатоки ислама замечают, что осветить пески Аравии заплутавшему путнику может даже восковая Луна. Понятие «заплутавший» в данном контексте означает не потерю ориентиров на местности, а метания духовного плана.
При ассоциации звезды и полумесяца с исламом, знак встречается и в других верованиях, в других государствах. Символ интернациональный. Не зря же, турецкое войско переняло его у жителей Византии. Недаром, в списке флагов с полумесяцем и звездой есть полотна стран Африки и Латинской Америки.
Ночное светило и звезда были даже на гербах губерний царской Руси. Два полумесяца со звездой изображали на гербе Черниговской губернии. В 1856-ом утвердили герб Астрахани. На нем присутствовал искривленный ятаган и корона. Внешне и по расположению рисунок близок к полумесяцу со звездой. В неизменном виде знак можно лицезреть на старом гербе Костромы. На Русь рисунок принесли монголы. Об их нашествиях на российские земли в 13-ом веке написаны книги, сняты фильмы. К примеру, одна из новелл режиссера Андрея Тарковского под названием «Андрей Рублев».
В сказке «О царе Салтане» есть героиня Лебедь. Она превращается в принцессу, под косой которой «Луна блестит, а во лбу звезда горит». Эта строка Александра Пушкина – еще одно свидетельство того, что символ полумесяца и звезды прижился на Руси, вошел в традиции и фольклор страны. Поэтому, украшения в виде полумесяца со звездой можно увидеть не только на мусульманах.
Купить полумесяц со звездой кулон можно, как в магазинах с бижутерией, так и в ювелирных салонах. Образец из красного золота в 1,5 сантиметра высотой стоит около 3-х тысяч рублей. Столько просят за гладкие украшения без дополнительных вставок. Для сравнения, к примеру, в магазине «Goldach» полумесяц и звезда, украшенные бриллиантами, стоят почти 14 тысяч рублей. Это ценник за 2,5 грамма комбинированного золота и 6 мелких кристаллов алмаза.
Мастера ювелирной фабрики «Эльдорадо» готовы изготовить кулоны и серьги со звездой и полумесяцем на заказ. Предусмотрена разработка украшений по фотографиям и эскизам. В интернет-магазине компании есть и готовая продукция. Большинство позиций также не серийные. Изготавливается определенное количество драгоценностей, в соответствии с числом заявок на них. Круглый кулон из золота 750-ой пробы с выгравированной мечетью в центре и полумесяцем со звездой на периферии оценен в 80 тысяч рублей. Украшение 3 сантиметра в диаметре. Вес изделия – 28 граммов. За образец весом 4 грамма из золота 585-го образца просят уже 24 тысячи.
Портал «AMO REM. RU» предлагает посетителям украшения из разряда бижутерии. Так, на сайте выставлен браслет с месяцем и звездой из неблагородного ювелирного сплава. Металлическая деталь фиксируется шнуром, опоясывающим запястье. Рекламная информация гласит, что изделие ручной работы. Стоит вещица 500 рублей. Столько же просят за полумесяц со звездой кулон с выгравированной на нем надписью из «Корана». Это изделие выставлено уже на сайте «TATSHOP.RU». Украшение сделано из сплава на основе олова.
На украшения из рубрики «звезда и полумесяц кулон» цена ниже, если изделия турецкого производства. В восточной стране иная, нежели в России, система налогообложения ювелирного бизнеса. В Турции также нет ГОСТов в сфере производства сплавов. Из-за этого, их принято считать менее качественными, чем отечественные. Зато, цена на изделия из мусульманской страны выигрышная. Правда, ввоз в Россию украшений из Турции с целью продажи запрещен. Приобрести драгоценности можно лишь самостоятельно, будучи за рубежом. Многие так и делают, и не только из-за соображений экономии. Покупателей прельщает обрести символ полумесяц со звездой в стране, где его почитают не только как предмет торговли.
Встречаются две основных трактовки рисунка полумесяц со звездой. Растущая Луна считается исламским символом. Именно таким светило изображается у народов Востока. Но, каноническим знаком ислама месяц со звездой не является. Подтверждение – отсутствие рисунка на священном писании «Коране». В исламе, в принципе, запрещается изображать сакральное. Но, для полумесяца и звезды сделано исключение, раз узор есть на флагах стран и марках.
Стареющий полумесяц называют русским. Такой изображали Луну рядом со звездой на старинных флагах губерний Руси. Здесь полумесяц часто совмещали еще и с крестом. Крест, кстати, каноническим символом является. Его изображение есть на каждой «Библии».
Почему символом ислама является полумесяц со звездой
Когда наши современники описывают духовное противостояние христианства и ислама, они обычно говорят о борьбе креста с полумесяцем. И мало кто знает, что эти религиозные символы имеют общую историю. На заре нашей цивилизации они обозначали божественный союз двух противоположных начал. Сейчас изображение полумесяца со звездой прочно ассоциируется в обществе с мусульманской религией.
Как передает Day.Az, об этом пишет russian7.ru.
Языческие времена
На флагах многих стран, в которых большинство населения исповедует ислам, красуется стилизованный образ ночного светила. Изображение молодого месяца имеет оккультный смысл. С древнейших времен люди видели в нем символ возрождения и трансформации мира. Немало мифов связано с лунным циклом, когда ночное светило появляется на небе, достигает состояния идеального круга, а затем опять исчезает, чтобы вернуться обновленным.
Языческие божества многих народов делятся на носителей солнечной и лунной энергии. Достаточно вспомнить о греческой богине Диане или ее карфагенской «коллеге» по имени Танит. Еще в храмах Древнего Египта полумесяц и солнце часто изображали вместе, чтобы подчеркнуть единство Дня и Ночи, союз двух противоположностей. Сознание людей тогда не было разделено, они не считали, что поклонение одному божественному началу означает отказ от другого.
Древние шумеры называли полумесяц символом бога Сина. Доктор исторических наук Валерий Иванович Гуляев в своей книге «Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории» привел описание каменной стелы, посвященной восшествию на престол царя Ур-Намму, который правил около 2109-2098 гг. до нашей эры. Неизвестные мастера вырезали вверху стелы изображение полумесяца и звезды с 12 лучами, которая символизировала солнце.
Таким образом, первый представитель III династии, происходившей из города Ура, хотел заявить о легитимности своей власти над Шумером и Аккадом, доставшейся ему в непростой борьбе. Согласно вышеупомянутой каменной стеле, восшествие Ур-Намму на престол приветствуют и Солнце, и Луна. То есть изначально многолучевая звезда, расположенная рядом с полумесяцем, символизировала дневное светило.
По всей Евразии
Такое изображение можно увидеть на храмах, монетах, царских коронах и печатях большинства стран древности, расположенных как в Азии, так и в Европе. Как и древние шумеры, жители многих государств считали этот символ обозначением царской власти, поддерживаемой высшими силами. Данный знак стал ассоциироваться с божественным благословением, ведь в сознании язычников нет никого выше персонифицированных Солнца и Луны.
Затем в христианских странах древний знак претерпел существенные изменения, место солнца занял крест, а изображение молодой луны либо пропало, либо сохранилось как некий элемент декора. Например, внизу православных крестов, которые устанавливают на церквях, до сих пор можно увидеть полумесяц. Это удивляет большинство наших современников, ведь мало кто слышал об исходном значении данного символа, который был переосмыслен христианами.
Династии Сасанидов и Османов
Полумесяц со звездой стал ассоциироваться в массовом сознании с мусульманской религией лишь в последние столетия. К такому выводу пришел известный советский востоковед Василий Владимирович Бартольд в своей научной работе «К вопросу о полумесяце как символе ислама», которая была опубликована в 6 томе его «Сочинений».
Поскольку молодой месяц был официальным символом династии Сасанидов, правившей Персидской империей в III-VII веках, появление данного знака на культовых сооружениях доисламского периода было данью правителям, оплатившим строительство. Некоторые вассалы Сасанидов использовали символ своих сюзеренов для обозначения личной лояльности и преданности правителям империи.
Известно, что древнегреческая богиня лунного света Геката считалась покровительницей Константинополя, поэтому полумесяц занимал свое законное место на гербе столицы Византии. После завоевания этого города турками в 1453 году, династия Османов стала использовать символ Константинополя как свой геральдический знак, а город был переименован в Стамбул. На это указал и В. В. Бартольд.
А мы знаем, что первый из Туркестанских походов русской армии начался в 1847 году. То есть как минимум до середины XIX века в Средней Азии не считали полумесяц со звездой символом мусульманской религии.
Но династический знак правителей Османской империи с течением времени стал противопоставляться христианскому кресту. Это не удивительно, ведь между странами, жители которых придерживались разных религий, часто возникали войны «за веру». Религиозное противостояние не утихает и в наше время.
Крест и полумесяц
Многие исследователи выдвигают самые разные, спорные и противоречивые версии происхождения мусульманского символа. Некоторые даже заявляют о единстве креста и полумесяца, основываясь на древних языческих знаках Дня и Ночи.
Полумесяц – от мифического до сакрального
Каждая религия имеет свою символику. Каждый символ несет в себе скрытый смысл. У каждого символа есть своя история возникновения, и, пожалуй, каждый из символов имеет ту или иную трактовку. На наш взгляд, говоря о символе ислама, полумесяце, стоит, в первую очередь затронуть тему влияния луны, а также солнца, как небесных светил на жизнь верующих. Здесь мы не подразумеваем их некое астрологическое или эзотерическое влияние на здоровье, благосостояние или судьбу человека. Конечно же, нет! Но отметим, что такие виды поклонения верующего мусульманина, как совершение намаза, завершение утренней трапезы и начало времени вечерней трапезы в месяц Рамадан определяются движением солнца, то есть в зависимости от расположения данного небесного светила, в течение суток, в исламе определяется начало пятикратных молитв и время трапез. Такие же виды поклонения, как хадж, закят, милостыня аль-фитр и праздничные дни привязаны к определенным датам лунного календаря. Такие аспекты бракоразводного процесса в исламском праве, как выжидательный срок после смерти супруга, иля (клятва, данная мужем о том, что он не прикоснется к своей супруге в течение 4 месяцев) и другие, также определяются лунным календарем, используемым всеми исламскими правоведами, занимающихся рассмотрением широкого спектра вопросов, связанных с религиозной практикой мусульман.
В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189).
Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите новый месяц, и завершайте, когда его увидите. А если небо было неясным, то определяйте» (Бухари, номер 1900 и 1906, от Ибн Умара, Муслим, 2501).
Как видно из приведенных канонических текстов, начало месяца в лунном календаре определяется зарождением новой луны. Данное обстоятельство сделало появление новой луны очень важным явлением в жизни верующих мусульман. Так как она является началом месяца мусульманского календаря, Пророк Мухаммад, мир ему, при виде ее возвеличивал Аллаха и совершал мольбу, прося у Аллаха блага. Данная мольба звучит следующим образом:
«Аллах велик! О Аллах, вознеси его (молодой месяц) над нами безопасностью, верой, благополучием, исламом и содействием тому, что Ты, Господь наш, любишь и что Тебе угодно! Господь наш и Господь твой – Аллах!» (Тирмизи, «Призыв», 51).
Методам определения лунных месяцев посвящены многие трактаты исламских ученых, как прошлого, так и современности, что указывает на особое значение новой луны в исламском праве.
Полумесяц в древних религиозных культах
Говоря о полумесяце, стоит помнить, что, хотя упоминания о нем имеются в Коране и хадисах, как символ религии он первыми мусульманами не использовался, наоборот, полумесяц как религиозный символ использовался многими древними культами, в том числе этот символ имел распространение у тюркоязычных народов. Рассмотрим некоторые примеры.
У древних народов полная луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь. Многие народы поклонялись луне, у многих из них существовало множество мифов, связанных с ней. Немало мифов связано с луной и у тюркских народов, большинство которых сейчас исповедует ислам. Один из таких мифов повествует о том, что тюркский богатырь Огуз Хан женился на девушке, созданной из света, от этого союза родились Солнце, Луна и Звезда. Данный миф имеет большую схожесть c шумерской мифологией (Türker-Küyel, s. 521). Часть этих мифов посвящена зарождению тюркоязычных и монголоязычных племен. Так, по словам египетского историка тюркского происхождения, жившего в мамлюкский период Айбека ад-Давадари, праотцом тюрков является Ай-Атам, то есть Отец-Луна (Ögel, I, 485).
В отношении некоторых тюркских ханов использовалась фраза в виде эпитета: «Ай Танрыда кут булмуш», дословно, «Луна нашла в Боге счастье» (Kafesoğlu, s. 125-126; Caferoğlu, sy. 1, s. 112-114). По мнению турецкого историка Эмеля Эсина, как минимум еще за тысячу лет до рождества Христова древние кочевые народы воспринимали полумесяц со звездой как символ власти и богатства. У более поздних кочевых обществ, в особенности тюркоязычных сохранялась подобная традиция восприятия изображения полумесяца со звездой. Часть родов древних тюрков использовало полумесяц в качестве родовой тамги. Этот символ был также изображен на флагах уйгурских племен, он, в том числе изображался на штандартах государства Караханидов, которое с середины 10 века считалось мусульманской империей, а на караханидских монетах заметны мотивы, напоминающие полумесяц (Esin, I, 313 vd.).
Полумесяц являлся символом бога луны Нанны в шумеро-аккадской мифологии. Этот знак часто встречается на печатях и пограничных камнях Месопотамии. В каждой культуре, где присутствовал бог или богиня луны их символом являлся именно полумесяц (Gray, s. 98-99).
Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга». На печати, четко виден полумесяц – символ Нанны.
Полумесяц как религиозный символ использовался не только в Месопотамии, он был широко распространен во многих регионах Ближнего Востока. В египетской мифологии присутствует бог луны Тот, который изображается с короной, опоясанной полумесяцем. Согласно учению зароастризма, один глаз бога Ахурамазды – это луна, второй – солнце.
На монетах ахаменидских правителей Дария I и Дария II, на которых присутствует их собственное изображение, над их коронами изображен полумесяц (A Survey of Persian Art, VII, 126, 127). На монетах империи Сасанидов в большинстве случаев присутствует изображение полумесяца, иногда присутствует изображение полумесяца со звездой (там же, VII, 251-252). Не исключено, что наличие этих символов на монетах, указанных государств имеет сакральное значение.
Отметим, что жители Месопотамии, древней Индии, ацтеки, майа следили за всеми фазами луны и использовали свои наблюдения для составления календарей и определения дат. Согласно Ветхому Завету и Корану, мудрость создания луны заключается, в том числе в том, чтобы люди могли определять для себя даты календаря. Об этом говорится и в псалмах. В иудейской культуре существует традиция празднования наступления, как новолуния, так и полнолуния в пятнадцатый день каждого месяца. Наблюдения за фазами луны упомянутыми народами отложило на их культуры определенный отпечаток, выражающийся в изображении символа полумесяца на древних фресках, картинах, храмах и книгах.
Полумесяц как символ ислама
Аяты 39 и 40 суры Ясин вновь говорят нам о луне – «kamar»: Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите. Сравнение со старой пальмовой ветвью указывает на ту фазу луны, когда она становится «hilal», то есть при новолунии обретает форму полумесяца.
Как было указано выше, существует множество хадисов и высказываний ученых о луне и в особенности о новолунии.
Символ полумесяца имел разное значение для разных культур, но так как новая луна в виде полумесяца часто упоминается в аятах и хадисах, возможно, нет ничего предосудительного в том, что часть мусульман считает ее, символом счастья, радости и возрождения. Хотя нельзя забывать, что этот символ изначально использовался различными языческими культами, а позже перешел в исламскую культуру. Момент перехода символа полумесяца в ислам большинство историков связывает с падением Константинополя под ударами турков – османов в 1453 году. Еще до рождества Христова Константинополь, в то время, называвшийся Византом имел герб, на котором был изображен полумесяц со звездой. До прихода в Римскую империю христианства, у каждого города был свой покровитель или покровительница из пантеона языческих божеств того времени. Божеством, покровительствовавшим Византу была греческая богиня луны Диана, именно ее символизировал полумесяц со звездой. После того, как Римская империя перешла в христианство, многие знаки, символы, ритуалы, имевшиеся на вооружении языческих жрецов до этого, успешно перешли в новую религию и обрели иной смысл, связанный с библейскими сюжетами.
Так, после разделения Римской империи на восточную и западную, в Византии полумесяц начинает олицетворять мать пророка Исы Марьям. Это произошло в 330 году н.э., когда император Константин переименовал Византий в Константинополь, а деву Марию объявил покровительницей города. В данном случае произошло буквально лишь изменение имени покровительницы, но основный смысл культа почитания покровительницы, да и образ остались прежними. Сообщается также, что до Византа полумесяц служил гербом египетского города Александрии и города-государства, гордого, непокорного Карфагена.
Герб Византа (Константинополя) и монета
Дева Мария с полумесяцем Резное изображение передней части карфагенского корабля. Виден герб Карфагена.
Версия о переходе символа полумесяца в культуру мусульманских народов с момента взятия Константинополя турками является одной из распространенных, но не единственной. По крайней мере, мы можем с уверенностью утверждать, что полумесяц как символ начинает широко использоваться мусульманами в чеканки монет, начиная с X века. Во времена правления халифа Умавии, при правлении наместника провинции Табаристан Умара бин Ала, а также в южном Ираке во времена правления Хаджаджа использовались монеты, которые чеканились в Нишапуре. Это были по своей сути сасанидские монеты с изображением полумесяца со звездой, только в центре монеты имелись надписи с шахадой, басмалой или некоторыми аятами Корана (Tözen, I, 3, lv. 1-36). Во время существования аббасидского халифата, в части независимых от аббасидов мусульманских государствах чеканились монеты с изображением полумесяца. Так, в X – XI вв. в государстве Караханидов чеканились подобные монеты. Рядом с изображением полумесяца или внутри него помещались надписи «лиллях» (ради Аллаха, принадлежит Аллаху), «адль» (справедливость), «илик» (властитель) (Esin, I, 355-356). На одной стороне медных дирхемов, чеканившихся в Мосуле при правлении Насруддина Махмуда Занги изображен полумесяц внутри которого помещено изображение правителя с короной (Treasures of Islam, s. 529). Присутствовал полумесяц и на монетах государства Ильханидов. По сообщению персидского историка Мирханда, правитель Газневидского государства Себук Тегин (около 942-997) использовал полумесяц как символ своего войска (Ravżatü’ś-śafâ, IV, 26).
Как видно из сказанного, мусульманские правители того времени не испытывали к современному мусульманскому символу какой-то неприязни, хотя они прекрасно понимали, что пользуются формой монет сасанидского Ирана – немусульманского, языческого государства, а также символом, пришедшим к ним не от Пророка Мухаммада, мир ему.
Сасанидские монеты
Солдаты с золотыми полумесяцами
Еще одним аргументом в пользу версии, свидетельствующей о том, что мусульмане задолго до взятия Константинополя начали использовать символ полумесяца являются свидетельства римских летописцев, описывавших войны, происходившие в европейских державах, а также крестовые походы.
Так, по сведению турецкого историка Артина Пашы в 1082 году между императором Рима Генрихом IV и Папой VII Григорием произошел конфликт. Папа Римский в том же году направил против Генриха свою армию в составе которой находились мусульманские бойцы из Сицилии, они носили на груди золотые полумесяцы (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39). Отметим, что данный случай произошел за 17 лет до начала первого крестового похода. Известно также, что Фатимиды, управлявшие Египтом в X-XII веках носили ожерелья в виде полумесяца. Использование мусульманами того времени подобных украшений, частично подтверждают европейские средневековые миниатюры, изображающие крестовые походы. На них мы можем увидеть мотивы полумесяца, как на противниках крестоносцев, так и на их крепостях.
Миниатюры, датируемые 1300 годом нашей эры. Хранятся в музее кафедрального Собора св. Петра в Риме.
Изображения знамен разных городов государства Хафсидов на территории Туниса (1229 – 1574)
К X веку две цивилизации, исламская и христианская вступили на тропу величайшего противостояния. На тот момент, согласно историческим сообщениям, и та и другая сторона уже имели ясную и понятную символику, обозначавшую их культурную и религиозную традицию. На тот момент, крест, будучи не единственным символом христианства имел уже имел широкое применение и ни один купол христианского храма той эпохи не обходился без него. Исторические данные дают повод полагать, что к тому времени полумесяц уже использовался некоторыми мусульманскими государствами и династиями не только, как нательное украшение, элемент нумизматики, или эмблема государства, к тому моменту мусульмане уже водружали полумесяцы на купола мечетей.
Полумесяц в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии
Большое распространение обрело изображение символа полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии в сельджукский период. Например, на внешней стене мечети Улу Джами в турецком городе Дивриги изображен двуглавый орел по обе стороны которого, а также в основании хвоста птицы изображены три полумесяца.
Двуглавый орел мечети Улу Джами в Дивриги
Главный вход в медресе
Полумесяц как символ Османской Империи
Во время правления династии Османов, использование мотивов полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве, архитектуре, нумизматике и геральдике увеличивается. Османское государство с самого начала своего появления имело тенденцию расширять свою территорию. Вместе с ростом границ Османской империи расширялись и культурные каналы, через которые в страны мусульманского востока, Африки, Азии и Балкан проникала культура османской Турции. По этой причине полумесяц при османах стал символом уже всего мусульманского мира, к тому времени полумесяц начал приобретать религиозно-политическую основу.
Доказательством этого утверждения является европейская карта мира XIV века. На данной карте север Африки обозначен флагом с изображением одного полумесяца, территория Средней и Восточной Азии обозначены флагами, на которых изображены три полумесяца. На карте XV века, подготовленной Франческо де Дженазисом на основе его путешествия по Адриатике показаны флаги с изображением одного полумесяца и флаги с двумя полумесяцами (XIV-XVIII Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 42-43).
На карте Европы и Северной Африки, изготовленной европейским картографом Джорджио Сидери (1537–1565), территории, входящие в состав Османской Империи обозначаются флагами с изображением полумесяца (XIV-XVIII. Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 84-85).
Карта мира Джорджио Сидери
Карта Европы и Северной Африки. Автор: Джорджио Сидери
Мотив полумесяца использовался многими мусульманскими государствами, династиями, военными формированиями. Так, мотивы полумесяца находят на штандартах Андалузского султаната, государства Мамлюков и конечно же Османов. Первое изображение полумесяца в османской государственной символике мы находим на штандарте османского Султана Селима Явуза (1470-1520), хранящегося в музее дворца Топ Капы. В середине полотна изображен зульфикар – двойной меч сподвижника Пророка Мухаммада, мир ему, Али. С обоих сторон меча изображено по три полумесяца. В два нижних полумесяца вписан первый аят 48 суры Корана, который гласит: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу». В остальные полумесяцы вписаны слова единобожия: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха».
Один полумесяц на знамени Селима изображен также в основании рукояти меча, а в полосе, разделяющей верхнюю треугольную часть полотна от основной ее части изображено с десяток небольших полумесяцев. Внутри двух таких вписана фраза «О, Мухаммад!», внутри других изображено большое количество звезд.
Знамя Султана Селима Явуза
В войсках Османской империи при Венской битве 1683 года турками использовалось знамя в виде большого полумесяца на котором было написано свидетельство веры, печать султана Сулеймана, и изображение небольших полумесяцев и звезд (Çygulski, s. 37-50, rs. 9). В морском музее Стамбула хранится штандарт султана Мустафы III (1717-1774), который был изготовлен для него в Багдаде. Длина штандарта составляет 14 м, ширина 5 м, вес 56,5 кг. На штандарте, наряду с изображением тугры султана и аятов из Корана в большом количестве присутствуют изображения полумесяца (Atasoy, s. 42-43). В музее дворца Топкапы находятся вещи, принадлежащие султанам Османской Турции, таким как султан Сулейман II, султан Ибрагим и другим. Среди вещей султанов есть церемониальные одежды, шелковые одеяния и прочее. Практически на всех видах одеяний можно обнаружить мотивы полумесяца. Подобные мотивы встречаются и на султанском троне XVI века, находящегося в упомянутом музее.
Европа начала знакомиться с мусульманским востоком в эпоху крестовых походов, взаимопроникновение обеих культур продолжилось в период правления Османов. Как правило, когда европейцы изображали мусульман и их правителей в своих миниатюрах и гравюрах, они часто использовали при этом мотивы полумесяца.
Так, на европейских гравюрах XVI века, где изображаются султан Сулейман и его супруга Хюррем султан, присутствует и изображение полумесяца. Так на одной из них рядом с портретом султана изображена эмблема с тремя полумесяцами. На гравюре, изображающей Хюррем султан, одежда супруги Сулеймана украшена мотивами данного символа (Ward, s. 17, 51).
Сулейман Великолепный на венецианской гравюре
Венецианская гравюра с изображением Роксоланы (Хюррем султан)
На другой гравюре изображен султан Сулейман, идущий на пятничную молитву, в его руках посох на рукояти которого виднеется полумесяц (Ward, с. 50). Еще одна миниатюра показывает, как Сулейман стоит у ворот мечети, над его головой видно изображение слона, голова которого украшена полумесяцами. Полумесяц в этой миниатюре присутствует и на флаге, и над воротами мечети (Ward, с. 48).
Сулейман II (1642-1691) использовал символ полумесяца со звездой как эмблему своей армии и флота. В верхней части его печати изображен полумесяц с шестиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 86; Özdemir, s. 77, 79). Во время правления султана Махмуда II (1784 – 1839) изображение полумесяца со звездой начинается использоваться в официальных документах. На одном из таких документов того времени можно увидеть тугру султана, над ней эмблему государства, а над ней два полумесяца, обращенных друг к другу, между ними помещена четырнадцатиконечная звезда. Помимо этого, на эмблеме государства изображены три полумесяца со звездами (Özdemir, s. 82). На печати османского посла в Париже, направленного туда султаном в 1835 году имеется изображение полумесяца с пятиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 90).
Стоит отметить, что изображение полумесяца присутствует, в том числе в европейской культуре, возможно это является следствием культурного обмена с мусульманским востоком. Как пример, можно привести французские гобелены XVI века, где широко представлен полумесяц в виде родового герба.
Один из шести гобеленов «Дева и единорог». На трех знаменах изображены по три полумесяца, флагштоки также украшены этим символом.
Хиляль – скрытое имя Бога
В данной статье мы рассмотрели историю возникновения символа полумесяца, его значения в тех или иных культах, а также различную практику применения. Но помимо всего этого, нельзя оставить без внимания сакральный смысл этого символа. Он имел сакральность, практически во всех культах, использовавших его, не является исключением и ислам, в некоторых формах которого переплетено множество элементов древних культур и религиозных традиций, особенно касающихся религиозной символики. Мы сказали, что в древних культах полумесяц являлся обозначением того или иного персонажа различных языческих мифологий, но и в исламе он имеет подобный скрытый смысл.
Дело в том, что в арабском языке имеется система обозначения чисел с помощью арабских букв. Сама система имеет название Абджад. Эта система была унаследована арабами от других семитских племен. Помимо этого, в исламской философии некоторые буквы обозначают какие-либо абстрактные явления или что-либо глобальное. Например, буквой «алиф» обозначается единство Аллаха, а буквой «ба» вселенная. Использование абджада встречается в исламском зодчестве. Если посмотреть на старинные фонтаны Стамбула, то мы увидим на табличках этих фонтанов тексты, в которых есть информация об архитекторе, строителе, меценате, приложивших усилие в создании данного объекта. Нередко на них имеются тексты с добрыми пожеланиями для них. Но часто можно заметить, что не указывается дата строительства фонтана или иного старинного объекта, но это лишь на первый взгляд кажется, что ее нет, на самом деле она есть и она скрыта в буквах арабского алфавита, выстроенных по системе абджад. Чтобы понять связь сказанного с обсуждаемой нами темой, нужно вывести числа из арабских букв, которыми обозначается слово «Аллах». И так, попробуем:
алиф + лям + лям + һа = 1 + 30 + 30 + 5 = 66
Мы взяли цифровое значение каждой буквы слова «Аллах», сложили их и получили цифру – 66.
Какое отношение это может иметь к нашей теме, к полумесяцу?
Вспомним как по арабски звучит слово полумесяц.
Да, хиляль. Выведем цифровое значение арабских букв этого слова:
hа + лям + алиф + лям = 5 + 30 + 1 + 30 = 66
Получилось 66, как и в слове «Аллах».
Есть еще один символ, который часто использовался в архитектуре Османской Турции. Это тюльпан.
Это персидское слово, обозначавшееся в османский период арабскими буквами. Почему в архитектуре турецких мечетей много изображений мотивов тюльпана? Чтобы ответить на этот вопрос нужно применить абджад:
лям + алиф + лям + hа = 30 + 1 + 30 + 5 = 66
На сегодняшний день, полумесяц как официальный символ используется организацией Красный полумесяц, созданный в Османской империи как аналог Красного креста. Полумесяц является официальной эмблемой организации Зеленый полумесяц, ведущей борьбу с распространением наркотиков и алкоголя. Полумесяц изображен на государственных флагах таких государств, как Азербайджан, Алжир, Камерун, Турецкая республика Северный Кипр, Малайзия, Мавритания, Пакистан, Сингапур, Тунис, Туркменистан, Турция и других.