Получатель не дал согласие на получение средств через сбп что это такое
Как работает система быстрых платежей и как ее подключить
Обычный банковский перевод может идти до пяти рабочих дней. Чтобы перевести деньги, нужно вводить множество громоздких реквизитов, знать номер карты получателя или его банковский счет. Но сегодня у клиентов российских банков появилась возможность переводить деньги просто по номеру мобильного телефона, причем перевод приходит за считанные секунды. Все, что нужно сделать, — воспользоваться сервисом «Система быстрых платежей» (СБП), который был разработан Банком России совместно с Национальной системой пластиковых карт.
Давайте разберемся, как работает система быстрых платежей, поговорим о ее преимуществах и недостатках. Также в статье вы найдете пошаговые инструкции по подключению и использованию СБП в мобильных приложениях различных банков.
Что такое система быстрых платежей
Система быстрых платежей дает физическим лицам возможность отправлять деньги как другим людям, так и выполнить перевод на собственный счет. При этом счета могут находиться в разных банках. Переводы осуществляются в рублях по всей России.
СБП работает по следующей схеме:
Несмотря на то, что операция состоит из нескольких шагов, вся процедура занимает не более одной минуты, а деньги получателю придут практически моментально.
Плюсы и минусы системы быстрых платежей
СБП дает пользователям множество преимуществ:
Как видите, плюсов у системы быстрых платежей очень много, однако не обходится без некоторых ограничений:
Как подключить систему быстрых платежей
Возможность платежа по СБП может быть доступна сразу (обычно эта опция находится в разделе платежей и переводов), но некоторые банки перед первым использованием сервиса требуют вручную включить систему быстрых платежей в мобильном приложении. Рассмотрим, как это делается, на примере приложений нескольких крупных банков.
Как подключить СБП в Сбербанке
Переводы через систему быстрых платежей в Сбербанке осуществляются через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн». По умолчанию такой пункт в списке вариантов платежей отсутствует, для его активации необходимо произвести следующие настройки:
Теперь, чтобы перевести деньги на свой счет в другом банке или отправить перевод другому человеку в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн», проделайте следующие шаги:
Уже через несколько секунд после подтверждения операции деньги будут доступны адресату. Чтобы убедиться в том, что перевод осуществлен успешно, свяжитесь с получателем.
Переводы по системе быстрых платежей доступны для пользователей мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» для операционных систем iOS и Android, начиная с версии 10.12. Минимальная сумма одного перевода в Сбербанке составляет 10 рублей, максимальная — 50 тысяч рублей. Также действует суточный лимит 50 тысяч рублей.
Подключение СБП в Альфа-банке
Для использования СБП в Альфа-банке:
Теперь, если входящие платежи у получателя перевода включены, вы сможете отправить ему деньги:
СБП в ВТБ
Система быстрых платежей ВТБ в мобильном приложении «ВТБ-Онлайн» подключается так:
Для выполнения перевода в приложении «ВТБ-Онлайн»:
Система быстрых платежей в Тинькофф Банке
Для перевода денег через систему быстрых платежей в приложении Тинькофф:
Перспективы развития сервиса
Уже сейчас в системе быстрых платежей имеется возможность не только выполнять переводы между счетами физических лиц, но и производить платежи в пользу юрлиц, например, для оплаты товаров или услуг. Делать это можно в том числе с применением QR-кодов.
В будущем планируется расширить функционал сервиса: добавить систему запроса денег, возможность выполнять переводы денежных средств от компаний физическим лицам, а также реализовать автоплатежи для погашения кредитов или оплаты через СБП подписки за контент.
Получатель не дал согласие на получение средств через сбп что это такое
По сообщениям РБК, за три месяца самоизоляции россияне потратили 16,2 млрд рублей на комиссию за денежные переводы через Сбербанк. Этих расходов можно избежать, если переводить деньги бесплатно. СБП — это сервис для мгновенных платежей и переводов по номеру телефона без комиссий и в любое время. Максимальное время перевода в системе быстрых платежей — 15 секунд. Эти условия распространяются на операции между счетами одного банка и на межбанковские переводы.
Переводить деньги через СБП можно с банковских и карточных счетов, а также с электронных кошельков, например, QIWI или Юmoney (прежнее название «Яндекс Деньги»).
Систему быстрых платежей разработали ЦБ РФ и Национальная система платежных карт. Они же отвечают за обработку платежей и расчеты, поэтому банки не могут вводить дополнительные комиссии или нарушать сроки переводов. По распоряжению ЦБ в 2021 году все банки должны подключить СБП для физлиц. Список организаций, в которых сервис уже работает, можно посмотреть на сайте системы.
Ограничения и комиссии. Главное условие для перевода — банк получателя и банк отправителя должны быть подключены к СБП.
Без комиссии через систему можно перевести максимум 100 000 ₽ в месяц, но некоторые банки устанавливают больший лимит. Например, без дополнительных сборов в Ак Барс Банке и Сбербанке можно перевести 100 000 ₽ в месяц, а в Тинькофф Банке — до 1 500 000 ₽.
За переводы сверх лимита банки взимают комиссию — ее размер они устанавливают самостоятельно. В среднем размер комиссии составляет 0,5% суммы перевода, но не больше 1500 ₽ за операцию. Уточнить размер комиссии можно на сайте своего банка или в службе поддержки. Например, в Ак Барс Банке комиссия за перевод свыше 100 000 ₽ составляет 0,5%, но не меньше 20 ₽.
Если система быстрых платежей работает в вашем банке, но не подключена к счету, ее можно подключить в настройках банковского приложения или в интернет-банке. Дополнительно скачивать и регистрировать ничего не нужно.
Чтобы отключить систему быстрых платежей, нужно написать в службу поддержки банка. После этого никто не сможет переводить вам деньги через СБП.
Вы можете сменить приоритетный банк в любой момент или получить деньги на другой счет. Для этого назовите отправителю банк, на который хотите получить перевод. Он выберет нужный из списка банков, предложенных системой.
Если у вас несколько карт одного банка, то в личном кабинете можно указать счет, на который хотите принимать переводы. Если этого не сделать, платежи через СБП будут приходить на тот счет, на который чаще поступают деньги.
Через систему быстрых платежей можно переводить деньги между своими счетами в разных банках и отправлять другим людям — клиентам любого банка. Для этого нужен доступ к личному банковскому кабинету, номер мобильного телефона получателя и название его банка.
Показываем, как найти сервис быстрых платежей в Ак Барс Банке.
Шаг 3. Введите номер мобильного телефона получателя и сумму перевода. Для перевода между собственными счетами укажите свой номер. Если ввели несуществующий номер, приложение сообщит об ошибке.
Если у получателя несколько счетов в разных банках, и один из них он выбрал приоритетным — система автоматически укажет этот банк для перевода. Если получатель не назначил приоритет, то надо выбрать банк из предложенного списка. СБП не показывает, где именно у получателя открыты счета, потому что это нарушает закон о банковской тайне. Поэтому предварительно уточните у получателя, в какой банк отправить деньги.
Шаг 4. Банк покажет имя, отчество, первую букву фамилии получателя и размер комиссии за превышение лимита. Если все верно, подтвердите операцию. В течение нескольких секунд деньги поступят на счет.
Если ошибочно отправили деньги другому адресату или указали неверную сумму, вернуть деньги можно только с согласия получателя и его банка. Для возврата денег нужно в своем банке написать заявление. То же самое придется сделать, если деньги не дошли.
Через систему быстрых платежей можно оплачивать товары и услуги по QR-коду: в онлайн-магазинах он автоматически формируется на странице оплаты, в офлайн — обычно наклеен у кассы.
QR-код — это изображение, в котором зашифрована необходимая для платежа информация. Продавцы могут использовать динамический и статический коды. Визуально статический код от динамического ничем не отличается. Но первый генерируется для каждого чека отдельно: в нем есть банковские реквизиты продавца, сумма и назначение платежа. А в статическом хранятся только сведения о продавце, сумму покупки придется вводить вручную.
Пока услуга слабо распространена, но до 1 октября 2021 года системно значимые банки обязаны добавить в СБП оплату по QR-коду. Остальные банки могут подключить сервис чуть позднее — до 1 апреля 2022 года. В Ак Барс Банке функция оплаты через СБП по QR-коду уже работает.
Проверьте детали и подтвердите платеж. В физическом магазине кассир выдаст на руки чек, как при обычной оплате. Интернет-магазины обычно высылают чек на электронную почту или распечатывают и прикладывают к заказу.
Если оплачиваете по статистическому QR-коду и неправильно ввели сумму — продавец сразу об этом узнает. Он получает уведомление от банка, прошла ли операция и сколько денег поступило на счет.
Ограничения и комиссии. Чтобы оплатить покупку через СБП, покупатель и продавец должны быть подключены к системе.
Комиссию за оплату по QR-коду платит продавец в пользу своего банка. Покупателю никаких дополнительных сборов платить не нужно.
Возврат оплаченных по СБП покупок стандартный и регулируется законом о защите прав потребителей. Если хотите вернуть товар, нужно обратиться в магазин с чеком, в котором указаны номер операции и телефон плательщика. По этим реквизитам продавец отменяет покупку, а банк мгновенно зачисляет деньги на ваш счет.
Защита данных в СБП действует на трех уровнях: Банка России, Национальной системы платежных карт и банков-участников. СБП соответствует международному стандарту информационной безопасности ISO-20 022. Большинство крупных финансовых организаций по всему миру используют этот стандарт для обмена информацией.
Переводы через систему быстрых платежей регулируются законом точно так же, как и обычные переводы между физическими лицами:
Но имя, номер телефона и название банка мало что дают: чтобы вывести деньги или получить доступ к счету этого недостаточно. Дополнительно в СБП предусмотрена защита от перебора — она блокирует пользователей, которые многократно выбирают не тот банк получателя.
Многие банки-участники СБП используют внутренние системы фрод-мониторинга: они отслеживают нехарактерные для клиента операции и блокируют счета, если преступникам удалось взломать аккаунт.
Безопасность QR-платежей. С точки зрения безопасности, оплата по QR-кодам не отличается от платежей по карте. На сайте специалисты СБП утверждают, что платежная информация в QR зашифрована и защищена: ее нельзя прочитать без специальных программных средств.
Главная уязвимость платежей по QR в том, что различить коды на глаз невозможно. Если продавец использует статический код, мошенник может незаметно заклеить его своим. Такой QR-код может вести на вредоносный сайт или содержать ссылку на платеж в пользу злоумышленника.
В планах Банка России есть несколько новых функций системы быстрых платежей. На некоторые из них ЦБ установил конкретные сроки.
1. Переводы между счетами одного владельца. Вам нужно оплатить крупную покупку, а деньги лежат на разных счетах. Сейчас деньги с разных банков нужно перевести на один счет и оплачивать с него. С 1 октября 2021 года такую операцию можно будет провести внутри одного окна с помощью сервиса pull-переводов в СБП.
2. Переводы между физическими и юридическими лицами. Пока оплачивать мгновенные платежи организаций можно только по QR-коду. Но уже в 2021 году через СБП можно будет подключить автоплатежи и оплачивать подписку на сервисы.
Компании и ИП смогут по номеру телефона переводить деньги физическим лицам. Например, если нужно перечислить денежный приз за победу в розыгрыше. Во всех системно значимых банках функция станет доступна не позднее 1 октября 2021 года, в остальных — не позднее 1 апреля 2022 года.
3. Переводы между юридическими лицами. Чтобы перевести деньги из одной компании в другую, нужно указывать множество реквизитов и несколько ждать зачисления до трех дней. В СБП можно будет совершать мгновенные переводы между организациями и ИП по идентификатору компании, но конкретных сроков запуска услуги пока нет. Сейчас участники системы изучают возможные варианты идентификатора, который позволит быстро находить нужную организацию.
4. Переводы между гражданами и госорганами. Уже сейчас через СБП россияне могут оплачивать ЖКУ, госуслуги, налоги и штрафы. В планах ЦБ предусмотрены и обратные выплаты — в 2021 году из бюджета смогут перечислять гражданам социальные пособия и пенсии.
5. Переводы между физическими лицами по инициативе получателя. В СБП можно будет сделать запрос на перевод. Это удобно, если вы заплатили за кого-то и хотите напомнить ему о долге.
Переводы через СБП в Сбербанке: как подключить и переводить бесплатно
В конце мая 2020 Сбербанк наконец-то подключился к Системе быстрых платежей (СБП), созданной Банком России. С помощью нее можно переводить деньги в различные кредитные организации (в том числе и внутри банка), зная только номер телефона адресата.
Основное достоинство СБП — это возможность совершения моментальных переводов между участниками этой системы в любое время дня и ночи, подробнее можно почитать в статье “Система быстрых платежей СБП: бесплатные переводы по номеру телефона”.
В настоящее время ЦБ РФ обязал все банки-участники (полный их список можно посмотреть тут) обеспечить возможность бескомиссионных переводов через Систему быстрых платежей минимум в рамках лимита в 100 000 руб./мес.
UPD: 18.07.2021
В Сбербанке как раз переводы через СБП бесплатны в размере 100 000 руб./мес., суточный/разовый лимит при этом больше — 150 000 руб.
Стоит отметить, что системно значимые кредитные организации должны были подключиться к СБП еще в октябре 2019, но Сбер затянул с этим процессом. Честно говоря, это было ему не сильно-то выгодно, т.к. на обычных переводах банк зарабатывает солидный комиссионный доход, а тут заставляют что-то делать бесплатно.
Важно не путать переводы по номеру телефона через СБП с обычными переводами клиенту Сбербанка по номеру телефона, это разные системы переводов с разными лимитами.
2500 руб. за кредитку «ОТП Банка», 1000 руб. за бесплатную карту «Кэшбэк» от «Райффайзенбанка», 2000 руб. за «100 дней без %» от «Альфа-Банка» с бесплатным годом, 1500 руб. за Tinkoff Black, 4000 руб. за Tinkoff Platinum, 500 руб. за «МожноВСЁ» от «Росбанка», 500 руб. за «Пользу» от «Хоум Кредит», 3000 руб. за Opencard, 8000 руб. за Citi Select, 1000 руб. за «110 дней без %» от «Райффайзенбанка» с бесплатной обналичкой и бесплатным обслуживанием.
Храни Деньги! рекомендует:
Возможность отправки и получения переводов через Систему быстрых платежей в Сбербанке нужно подключать отдельно. Многие уже обратили внимание, что Сбербанк постарался запрятать заветную кнопку в самый дальний угол своего мобильного приложения.
Инструкция, представленная самим Сбербанком, мягко говоря, не очень подробная, поэтому напишем свою 🙂
Подпишись на канал @hranidengi в Telegram — только там самая оперативная информация об обновлениях, полезные лайфхаки и другие интересности из мира финансов 🙂
Храни Деньги! рекомендует:
Переводы через СБП в Сбербанке. Инструкция по подключению
Подключить переводы по номеру телефона через СБП возможно только в последней версии мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», так что если у вас старая версия, нужно сначала обновить приложение.
Заходим с главной страницы приложения в «Профиль» (иконка с человечком в верхнем левом углу), затем идем в «Настройки» (значок с шестеренкой в верхнем правом углу):
В «Настройках» пролистываем в самый низ и щелкаем на значке «Соглашения и договоры»:
Затем выбираем раздел «Система быстрых платежей», ставим галочку о согласии на обработку персональных данных и нажимаем на кнопку «Подключить»:
Исходящие переводы через СБП мы подключили, осталось добавить входящие. Щелкаем на слове «Подключить» в подразделе «Входящие переводы»:
Вот и все, мы подключены к СБП и на вход, и на выход 🙂 Теперь назначим приоритетную карту, на которую мы хотим получать переводы через Систему быстрых платежей.
Для этого находим карту в главном меню приложения, затем идем в «Настройки» и нажимаем на строчку «Приоритетная карта»:
В открывшемся списке опять выбираем нужную карту (в примере это карта МИР). Система пишет, что настройки обновятся в течение часа, на самом деле все произошло почти мгновенно:
Теперь все готово к приему и отправке платежей через СБП по номеру телефона.
Я сразу же решил потестить, как переводы работают на вход, и перевел себе из «МКБ» 1000 руб. Деньги были успешно зачислены в течение нескольких секунд:
Переводы через СБП в Сбербанке. Инструкция по отправке
Меню переводов через СБП Сбербанк тоже закопал поглубже, чтобы клиент случайно на него не наткнулся 🙂
Итак, выбираем карту, с которой мы хотим отправить перевод, в главном меню приложения и нажимаем на строчку «Платеж или перевод»:
Дальше нужно опять промотать в самый низ до значка «Перевод по Системе быстрых платежей» в подразделе «Другие сервисы»:
Затем вводим номер телефона адресата и наименование банка получателя (в нашем случае это «Московский Кредитный Банк») и пишем сообщение (это необязательно):
Система попросит перепроверить все детали перевода, в том числе и автоматически подставившееся имя и отчество с первой буквой фамилии адресата. Важно, что после нажатия кнопки «Перевести» отменить перевод уже не получится, так что проверяем данные внимательно.
Вот и все, перевод отправлен. До «МКБ» деньги тоже добрались практически мгновенно.
Банки-участники Системы быстрых платежей
На данный момент к Системе быстрых платежей подключились следующие организации (туда можно отправить бесплатный перевод из Сбера, или получить его): «Альфа-Банк», «ВТБ», «Тинькофф Банк», «Райффайзенбанк», Сбербанк, «Банк ККБ» (WebMoney), «АБ Россия», «Абсолют Банк», «Автоградбанк», «Ак Барс», «Акибанк», «Актив Банк», «Алеф-Банк», «Алмазэргиэнбанк», «БайкалИнветБанк», «Авангард», «Акцепт», «ВБРР», «Венец», «Дом.РФ», «Зенит», «Кремлевский», «Левобережный», «Национальный стандарт», «Нейва», «Оренбург», «ПСКБ», «Развитие-Столица», «РЕСО-Кредит», «Русский Стандарт», «Санкт-Петербург», «СКС», «Снежинский», «Уралсиб», «Финам», «Открытие», «Братский АНКБ», «БыстроБанк», «Веста Банк», «Владбизнесбанк», «Газпромбанк», «Газэнергобанк», «Гарант-Инвестбанк», «Геобанк», «ГТ Банк», «Датабанк», «Запсибкомбанк», «ИК Банк», «КБ Аресбанк», «КБ Интерпромбанк», «КБ Кольцо Урала», «КБ Локо-Банк», «КБ Платина», «КБ Солидарность», «КБ Хлынов», «КБ Энерготрансбанк», «Кошелев-Банк», «Кредит Европа Банк», «Кредит Урал Банк», «КС Банк», «Кубань Кредит», «Кузнецкбизнесбанк», «МБ Банк», «Международный Финансовый Клуб», «Металлинвестбанк», «Монета», «Морской банк», «Московский Кредитный Банк», «МТС Банк», «НБД-Банк», «Нико-Банк», «НОКСБанк», «НС Банк», «Первый Инвестиционный Банк», «Почта Банк», «Пробанк», «Ренессанс Кредит», «РНКБ Банк», РНКО «Платежный Центр», «Рокетбанк» («Киви Банк»), «Росбанк», «Россельхозбанк», «Русское Финансовое общество», «Саровбизнесбанк», «СДМ-Банк», «Северный народный банк», «Сибсоцбанк», «СКБ Примсоцбанк», «СКБ-Банк», «СМП Банк», «Совкомбанк», «Таврический», «Татсоцбанк», «Томскпромстройбанк», «Точка» («ФК Открытие»), «Транскапиталбанк», «УБРиР», «Углеметбанк», «Урал ФД», «Уралпромбанк», «Форштадт», «Хакасский муниципальный банк», «Хоум Кредит Банк», «Центр-Инвест», «Челиндбанк», «Челябинвестбанк», «Экспобанк», «Элплат», «ЮниКредит Банк», «Яндекс.Деньги».
Вывод
Чем больше различных способов перевода денег, особенно бесплатных, тем лучше. Возможность отправки и получения переводов через СБП с июня будет особенно актуальна, т.к. Сбербанк вводит комиссию в 1% на старый способ переводов между клиентами за рамками бесплатного лимита в 50 000 руб.
Так что дополнительный лимит на бесплатные переводы в 100 000 руб. через Систему быстрых платежей точно не будет лишним.
UPD: 03.06.2020
Перехвалили Сбербанк 🙁
Система пока не дает переводить через СБП другому клиенту Сбербанка, предлагая старый способ перевода на карту между клиентами с бесплатным лимитом в 50 000 руб./мес.
Надеюсь, моя статья была вам полезна, о всех уточнениях и дополнениях пишите в комментариях.
За обновлениями в этой и других статьях можно следить на Telegram-канале: @hranidengi.
В связи с блокировкой Телеграма создано зеркало канала в ТамТам (мессенджер от Mail.ru Group со сходным функционалом): tt.me/hranidengi.
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех изменений:)
Банки зафиксировали высокую долю неудачных переводов в Сбербанк через СБП
Банки зафиксировали значительный рост доли неуспешных денежных переводов через Систему быстрых платежей ЦБ после того, как к ней присоединился Сбербанк. Основная причина отказов в проведении операций — дополнительное согласие на получение переводов через СБП, которое Сбербанк просит от своих клиентов, рассказали РБК представители кредитных организаций.
Сбербанк сначала отказался от комментариев. После публикации материала представитель банка заявил, что «на первом этапе внедрения сервиса, до получения критической массы согласий пользователей, возможны неудачные переводы». «С ростом количества полученных согласий процент успешных транзакций будет расти», — прогнозируют в банке. Опция подключения и отключения переводов, как отмечают в кредитной организации, «реализована для предоставления возможности клиентам гибко управлять функционалом, в том числе учитывает потребность клиентов самостоятельно ограничивать поступление средств по номеру телефона».
Сбербанк начал постепенно подключать своих клиентов к СБП в конце марта и к концу мая, по данным ЦБ, подключил всех своих клиентов. Изначально присоединяться к системе Сбербанк не хотел, но был вынужден это сделать из-за внесенных в законодательство поправок, требовавших подключиться к СБП системно значимым банкам. Сама СБП отчасти создавалась как конкурент системе денежных переводов Сбербанка по номеру телефона, первоначально работавшей только между клиентами самого банка.
«Неудачные переводы» в Сбербанк
Число попыток клиентов ВТБ, желающих перевести деньги получателю в Сбербанк через Систему быстрых платежей, существенно превышает число фактически проведенных переводов, утверждает представитель банка: «По нашей статистике, лишь десятая часть таких операций оказывается успешной. Из ВТБ в адрес клиентов Сбербанка с помощью СБП совершено переводов на 300 млн руб., объем неудачных попыток, возникших из-за отказа на стороне банка-получателя, составляет 3 млрд руб.». Ранее уровень одобрения исходящих переводов клиентам сторонних банков превышал 90%, но с мая этого года он снизился в два-три раза, уточнили в банке.
«Основная причина заключается в том, что клиентам Сбербанка необходимо дополнительно дать свое согласие на входящие переводы в рамках СБП. Без него клиенты ВТБ и других банков-участников не могут перевести им средства», — пояснил представитель ВТБ. Эту же тенденцию фиксируют в Альфа-банке, Газпромбанке, «Ак Барсе» и Абсолют Банке. Не заметили роста доли неудачных переводов в СБП после подключения Сбербанка только в Райффайзенбанке.
«По переводам в сторону Сбербанка действительно присутствуют ошибки, которые вызваны отсутствием разрешения на получение перевода у получателя. Доля таких ошибок действительно сейчас велика», — констатировал представитель Альфа-банка. Управляющий директор Абсолют Банка (у которого сейчас в структуре всех переводов по СБП 30% занимают операции между его клиентами и клиентами Сбербанка) Антон Павлов рассказал РБК, что в случае неуспешных попыток при переводе в Сбербанк юзер видит два типа сообщений. Первый — «технологические работы в банке получателя. Попробуйте повторить через некоторое время», второй — «свяжитесь с получателем средств и уточните реквизиты для зачисления денежных средств».
«Даже в случае, когда клиенты подключили все по инструкции, сам Сбербанк при звонке в их контакт-центр предлагал для начала обращаться в офис банка-отправителя, так как с их точки зрения все сервисы подключены», — пояснил Павлов.
Банк «Зенит» в июне зафиксировал рост количества обращений от клиентов насчет переводов через СБП, сообщил заместитель председателя правления банка Дмитрий Юрин. Два собеседника в крупных банках также подтвердили в беседе с РБК наличие проблемы. Один из них уточнил, что в его банке более 60% операций в СБП являются неуспешными переводами в Сбербанк.
Клиенты Промсвязьбанка и Сбербанка провели между собой более 10 тыс. транзакций на 76 млн руб., сообщила руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса ПСБ Ольга Алексюк. Она не ответила прямо, есть ли сложности с отправкой переводов, но уточнила, что банк всегда информирует своих клиентов, почему они не могут совершить перевод, что сводит число неудачных операций к минимуму.
Сложная активация услуги
В Сбербанке действительно нужно совершить неочевидные действия, чтобы найти и активировать функцию подключения СБП, отмечает руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова (активация возможна в разделе «Соглашения» в настройках приложения или личного кабинета). Надо отдельно подключать отправку и получение платежей, а также иметь последнюю версию мобильного приложения, в то время как в подавляющем большинстве российских банков дополнительных действий по подключению СБП не требуется, отметила эксперт.
Необходимость акцептировать подключение двух вроде бы взаимосвязанных услуг (отправки и получения переводов) может иметь два резона, рассуждает партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт. С одной стороны, они могут быть технически не взаимосвязаны, несмотря на очевидность наличия такой связи для пользователя, то есть с точки зрения банка речь идет о двух совершенно разных действиях — списании средств со счета клиента и зачисления на него средств. Соответственно, де-юре клиент должен подтвердить свое согласие на подключение как услуги перевода денежных средств, так и их получения, отмечает юрист.
С другой стороны, можно предположить, «что это может быть искусственным барьером, который банк создает в целях развития собственной инфраструктуры, обеспечивающей переводы внутри самого банка», допускает Иккерт. «Если функцию получения переводов из других банков в приложении конкретной организации нужно включать, следовательно, по умолчанию она выключена», — указывает он, добавляя, что это может быть сопряжено с трудностями у пользователей, которые могут не подозревать, что им такая функция доступна вообще. «Впрочем, сам факт наличия возможности включения этой услуги означает, что банк действует в рамках закона», — заключил юрист.
Для решения проблемы банки информируют своих клиентов через соцсети и официальные сайты о настройках, которые нужны для удачной отправки денег в Сбербанк. ВТБ разработал пошаговую инструкцию в своем мобильном приложении, которую можно отправить через мессенджеры адресатам в Сбербанке, чтобы они смогли принять перевод. Внедрение подсказок в свое приложение рассматривает и Газпромбанк.
По расчетам ВТБ, ограничения на стороне Сбербанка снижают потенциальный объем переводов через СБП примерно в 2,5 раза. «Объем операций в СБП с приходом в систему Сбербанка вырос, но пока не так значительно, как ожидалось. Ежедневный прирост оборотов в начале июня находится в пределах 10%, хотя изначальные прогнозы на июнь были на уровне 40% роста. Общий объем проведенных транзакций клиентами ВТБ в СБП за три недели с 13 мая составил более 7 млрд руб.», — указал представитель ВТБ.
Отказы в проведении операций, скорее всего, носят временный характер для всех игроков, которые недавно подключились к СБП, поскольку на то, чтобы большая часть клиентской базы освоила новый сервис, нужно время, считает исполнительный директор по развитию банка «Русский стандарт» Елена Петрова.
Банк России и Национальная система платежных карт (НСПК) запустили СБП в начале 2019 года — она позволяет переводить денежные средства между счетами разных банков по номеру телефона. Глава Сбербанка Герман Греф неоднократно критиковал СБП. «Зачем регулятору создавать альтернативно-принудительное счастье вместо отслеживания недискриминационного партнерства, для меня неясно», — отмечал он. В свою очередь глава ЦБ Эльвира Набиуллина перед запуском СБП говорила, что отдельные игроки хотели бы сохранить свое монопольное положение на рынке переводов и доходность от них, что является серьезным препятствием для развития конкуренции на рынке платежей и доступности финансовых услуг для населения.
По последним открытым подсчетам Федеральной антимонопольной службы, доля Сбербанка на рынке денежных переводов составляет 94%. В прошлом году россияне совершили 6,4 млрд переводов на 35,6 трлн руб., следует из статистики ЦБ. За год работы СБП ее пользователи перевели друг другу около 70 млрд руб., совершив более 8 млн операций. ЦБ в качестве одной из мер поддержки экономики в условиях пандемии с 1 мая 2020 года запретил банкам взимать комиссии с клиентов за переводы через СБП на сумму не более 100 тыс. руб. в месяц, при превышении лимита пользователям надо будет заплатить 0,5% от перевода.