Положение и регламент в чем отличие

Глава 4. Положения, правила, инструкции

Глава 4. Положения, правила, инструкции

188. Положение принимается в случае необходимости установления системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции структурного подразделения Правительства.

В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов. Инструкция является документом длительного действия (до замены новой).

Методические рекомендации принимаются с целью установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи структурным подразделениям при решении вопросов, связанных с основной сферой деятельности.

189. Положения, правила, инструкции, методические рекомендации утверждаются путем издания приказа об их утверждении или проставлением грифа утверждения должностным лицом.

190. Приказ, как правило, издается в случае, если требуется перечислить необходимые организационные мероприятия, указать исполнителей и сроки исполнения, лиц, ответственных за контроль выполнения.

191. Порядок подготовки и оформления проекта положения, правил и инструкции соответствует общему порядку подготовки и оформления проектов приказов.

192. В том случае, если проект положения (правил, инструкции) утверждается приказом, текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Если же положение (правила, инструкция) утверждается как самостоятельный документ (кроме должностных инструкций), то его текст печатается на общем бланке шрифтом 13 размера через 1,5 межстрочных интервала.

193. Заголовок к тексту положения (правил) отвечает на вопрос «О чем?»; заголовок к инструкции, содержащей должностные требования и порядок проведения работ, отвечает на вопрос «Кого? Чего?».

Заголовок должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на который распространяются требования разрабатываемого документа.

194. Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа.

В тексте используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается», «имеет право», «рекомендуется».

195. Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение документа и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

197. Пункты нумеруют в пределах раздела. Номер пункта должен состоять из номера раздела и пункта, разделенных точками (например, 2.3.). Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.).

198. Главы должны иметь названия. Заголовки печатаются центрованным способом относительно границ текста и могут быть выделены полужирным шрифтом.

Пример оформления положения приведен в приложении N 4 к настоящей Инструкции.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Разница между регламентом и положением

Говорят, что на двух юристов приходится три мнения, и это действительно так. Для создания инструкций существуют положения и регламенты, которые значительно отличаются друг от друга. Но поскольку большая часть таких документов издаётся для внутреннего использования в организациях, понять их природу бывает затруднительно.

Определение

Регламент – это технический документ, который фиксирует свод правил, обязательных для использования в определённой отрасли. Они могут касаться как отдельно взятой организации, так и целого союза государств (техрегламенты стран Таможенного Союза).

Положение – это свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни организации, общества или государства. Они определяют порядок формирования и обеспечения работы учреждения. Документ определяет порядок действий (выборы президента, парламента) или статус должностного лица (депутат, военнослужащий).

Сравнение

Таким образом, регламенты и положения – это технические документы, которые издаются в силу необходимости. Они взаимно дополняют друг друга и во многом пересекаются. Так, положение создаёт общую базу для той или иной сферы жизни организации или общества, а регламент – конкретизирует отдельные вопросы. Они могут касаться процедуры и других важных моментов.

Положение и регламент в чем отличие

В регламенте, как правило, присутствуют технические аспекты, и характер такого документа конкретный. Положение только создаёт правовое поле для отношений, поэтому обладает значительно меньшей степенью конкретизации. Регламент в дополнительных уточнениях не нуждается, и это документ прямого действия.

Источник

Чем отличается регламент от порядка, инструкции и положения – сравнение

Стандартизация деятельности компании или подразделения требует принятия множества документов, каждый из которых отличается определенными особенностями. Чтобы получить требуемый результат, важно учесть все нюансы. Потому многих руководителей и сотрудников фирм интересует, чем конкретно отличается регламент от инструкции. Эти документы имеют много нюансов и особенностей, которые касаются структуры, целей, оформления.

Определение

Чтобы разобраться в особенностях каждого из нормативных документов, рекомендуется проанализировать терминологию.

Регламент

Самое распространенное определение гласит, что регламент – это особый нормативно-правовой акт внутреннего использования, который устанавливает определенный порядок деятельности и описывает внутреннюю организацию.

К примеру, в Российской Федерации есть регламенты для Государственной думы, Генеральной прокуратуры, Совета Федерации и других органов. Так, регламент Госдумы устанавливает порядок ее работы, наличие комитетов, особенности их формирования и упразднения, а также много других вопросов.

Съезды партий, которые проводятся каждый год, как правило, утверждают постоянный регламент. При этом его положения используются при наступлении определенных событий.

Изредка такой термин применяют для обозначения свода определенных правил, которые используются в узкой сфере деятельности. В этом значении регламент не считается нормативно-правовым актом, но тоже применяется для регулирования поведения граждан. Например, зачастую принимают регламенты проведения спортивных состязаний. Их действие касается исключительно участников таких мероприятий. Причем они отличаются ограниченным периодом действия.

Еще одним редким обозначением регламента считается наименование нормативно-правового акта, который обладает неограниченным распространением и выражает властные полномочия органов управления государством. При этом в РФ таких регламентов нет.

Положение и регламент в чем отличие

Инструкция

Под этим термином понимают правовой акт, который издается государственным управляющим органом с целью установления определенных правил. Они регулируют разные сферы деятельности – организационные, финансовые, технологические или научно-технические. Инструкции издают различные предприятия, учреждения, организации. Также это могут делать должностные лица и граждане.

Положение

Этим словом называют внутренний нормативный документ, который отличается обобщенным характером и определяет структуру, функции и полномочия одного или сразу нескольких подразделений. Также документ регулирует порядок создания и роспуска временных исполнительных органов и сочетание организационно-трудовых отношений. Положение затрагивает сразу много сотрудников и отличается императивным характером.

В основе положения присутствуют следующие языковые черты:

Положение и регламент в чем отличие

Порядок

Под этим термином понимают документ третьего уровня. Он определяет последовательность выполнения действий в структуре одного процесса.

Чем отличается

Отличие регламента от инструкции затрагивает много моментов. Это касается структуры документов, целей их применения и других нюансов.

Цели использования на предприятии

Регламентации часто подлежит следующее:

Положение и регламент в чем отличие Положение и регламент в чем отличие Положение и регламент в чем отличие

Для кого

С правовой точки зрения, регламенты и инструкции регулируют горизонтальные взаимодействия подразделений и работников организации. Это значительно упрощает процесс управления. При этом действие регламента может распространяться и на государственные управленческие органы.

По содержанию

Организации часто регламентируют следующие процессы:

Положение и регламент в чем отличие

Кто разрабатывает и утверждает в организации

Разработкой документации занимаются соответствующие подразделения компании. Так, должностные инструкции составляет отдел кадров, а регламенты – узкоспециализированные отделы. В любом случае, утверждением таких документов занимается руководство компании.

Сроки хранения

Длительность хранения документации зависит от ее разновидности. К примеру, должностные инструкции хранятся в течение 75 лет или постоянно. При внесении изменений старый документ требуется утилизировать спустя 3 года. Регламенты хранят, пока они остаются актуальными.

Положение и регламент в чем отличие

Сравнительная таблица

Чтобы разобраться, в чем именно разница между документами, стоит обратить внимание на таблицу:

ИнструкцияРегламент
Представляет собой документ, который устанавливает определенную последовательность действий или операций. Они направлены на выполнение конкретного вида работ.Представляет собой документ, который определяет, какие именно работы требуется выполнять.
Носит прикладной характер.Отличается еще большей детализацией.
Касается сотрудников предприятия или работы организации.Часто затрагивает работу предприятия или определяет порядок проведения конкретных мероприятий.

Выводы

Регламент и инструкция представляют собой важные документы предприятия, которые определяют особенности его работы. Они касаются особенностей работы компании и помогают проводить ее деятельность. Несмотря на целый ряд общих характеристик, такие бумаги характеризуются и существенными отличиями, которые затрагивают цели использования, структуру, порядок составления и оформления.

Источник

Регламент: зачем он нужен компании и как его составить

Положение и регламент в чем отличие

Рустам Досаев

Немногие знают, что правильно разработанный регламент способен значительно сэкономить время и нервы как самого владельца бизнеса, так и его подчиненных. Именно поэтому очень важно составлять такие документы. Разберем, с чего начать и как это делать.

Для начала определим, что означает это понятие:

Поговорим о регламенте в его втором значении и разберем основные принципы самостоятельного составления этого документа.

Зачем разрабатывать регламент

Регламент разрабатывается под какую-то конкретную должность – «регламент продавца», «регламент риэлтора», «регламент менеджера по закупкам» и т.д.

Проект по разработке регламента и его внедрению требует, в первую очередь, волевого решения собственника. Работа занимает довольно много времени, требует пристального внимания к деталям и терпения. Однако, как показывает практика, это окупается сторицей.

Очень многие компании поначалу сомневаются в необходимости такого описания и считают, что контроль процессов – это неважные вещи. Некоторые планируют заказать несколько крутых (и недешевых) регламентов в консалтинговом агентстве исключительно потому что это модно и престижно, или потому что, по слухам, регламенты есть в компаниях-конкурентах. Создавать регламенты из этих соображений точно не стоит.

Кому нужен регламент

Определенно нужно задуматься о составлении регламента, если к вам постоянно подходят сотрудники и задают одни и те же вопросы по процессам. Вы, в свою очередь, вынуждены долго и подробно объяснять каждый процесс.

Другая ситуация: вы видите, что персонал периодически ошибается, а то и откровенно саботирует свою работу. В итоге, вы понимаете, что это напрямую влияет на прибыль, но контролировать никак не можете.

Описанные выше примеры говорят о том, что в вашей компании много постоянных однотипных задач и процессов, которые съедают много времени, не позволяя перейти к стратегии и развитию. Для того, чтобы разобраться в ситуации и более эффективно наладить работу, и нужны регламенты.

Комментарий эксперта:

Владимир Маринович, бизнес-философ, бизнес-ангел, акционер Gett

Регламенты освобождают собственника бизнеса от ежедневной «рулежки» процессами и позволяют заниматься истинными задачами владельца бизнеса – развитием компании. Если собственник имеет амбиции к развитию и масштабированию, то без процессов не обойтись. При этом необходимость использования регламентов зависит не от отрасли, а только от планов собственника компании по росту и масштабированию бизнеса.

Выгодный расчетный счет для бизнеса за 20 минут!

Плюсы регламента

Я перечислю лишь некоторые явные выгоды. Итак, регламент:

С чего начинать?

Для начала нужно определить, какую должность вы начнете регламентировать в первую очередь.

По моему опыту, логичнее начать с той, которая критически важна, с точки зрения прибыли, т.е. с «продающей» должности. Или с той, в которой вы обнаружили наибольшее количество критических ошибок и недочетов.

Важно: разрабатывать регламент всегда нужно на примере сотрудника с наивысшими показателями!

Если ваш сотрудник может достигать высоких результатов, то имеет смысл разобраться, как он это делает, и транслировать получившуюся «секретную технологию» на остальных.

Последующие шаги достаточно просты и рутинны:

Результат должен быть прописан так, чтобы его можно было оцифровать. Например, за месяц необходимо сделать 150 выполненных звонков, заключить 40 контрактов, отремонтировать 22 ноутбука и т.д.

На этом первый этап завершен. У вас получился «тестовый образец», который нужно обкатать на нескольких сотрудниках и посмотреть, все ли понятно и применимо на практике. Упрощенно модель регламента выглядит так: «Разработка – Моделирование – Оценка ошибок и нестыковок — Докрутка до идеала».

Обязательно будут появляться погрешности и неточности. Главное — не унывать и не опускать руки!

Источник

В чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?

Положение и регламент в чем отличие

Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.

В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:

Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.

На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.

В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):

Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):

В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.

Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации). При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления. Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа.

В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).

Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.

Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.

Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.

Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *