Половцы что за нация
Потомки свирепых половцев среди нас: кто они, и как их можно узнать сегодня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.
Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.
Как выглядели сами половцы?
На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.
Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).
По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.
Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»
Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.
Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».
Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.
Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).
Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.
Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.
Половцы в Болгарии
Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.
В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.
Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах
Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.
В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.
Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кем были половцы, про которых сказал Путин: Враги, соседи или коварные союзники древнерусских князей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда появились половцы
С 1064 года в византийских и венгерских источниках встречаются некие куманы и куны, неизвестные до этого в Европе, но похожие по описанию на половцев и кипчаков.
Официальная версия гласит, что все перечисленные племена представляют единый тюркский народ, и в разных странах его называют по-своему. Их предки — сары — проживали на землях Алтая и восточного Тянь-Шаня, но в 630 году их государство разгромили китайцы. Уцелевшие племена переселились в казахские степи, где за ними закрепилось самоназвание — «кыпчаки» (или кипчаки). В византийских, русских и венгерских летописях народ с таким названием не упоминается, а схожие по описанию племена зовутся куманами, кунами и половцами. Последнее слово, по одной из теорий, происходит от древнерусского «половый», что означает «желтоватый», но точная этимология до сих пор неизвестна.
У традиционной версии, которая относит кунов, куманов, кыпчаков и половцев к единому народу, есть слабые стороны. К примеру, она не может объяснить, почему о кипчаках не знали ни в Византии, ни на Руси, ни в Венгрии. А в исламских государствах, наоборот, никогда не слышали о куманах и половцах.
Главное наследие половецкой культуры — это каменные бабы, которые строились на курганах в честь погибших воинов. Такие следы были свойственны только для кыпчаков и половцев, куманы и куны подобных памятников после себя не оставляли. Этот аргумент ставит под сомнение официальную версию, которая все четыре народа изучает как представителей одного и того же этноса.
Жестокие наемники в междоусобных войнах
На момент первой встречи с Всеволодом Ярославичем половчане еще не собирались противостоять русским княжествам. Перед ними стояла другая задача — воевать на своих территориях с представителями местных степных народов. Но во второй половине XI века ситуация изменилась. Кипчаки больше не собирались оставаться «добрыми соседями» и все чаще совершали внезапные набеги на южную Русь. Они опустошали земли, уводили с собой пленных, отбирали у жителей скот и имущество.
Основная сила половцев заключалась в ударной коннице и использовании новейшего оснащения. Например, в их арсенале было «жидкое пламя», которое они, скорее всего, позаимствовали у китайцев еще во время своего обитания на Алтае.
Пока на Руси сохранялась централизованная власть, набеги носили сезонный характер, а между князьями и степняками держался хрупкий нейтралитет. Соседи поддерживали торговые связи, жители приграничных территорий общались между собой, были популярны браки русских правителей с дочерьми половецких ханов.
В 1073 году распался союз трех сыновей Ярослава Мудрого — Святослав и Всеволод заподозрили Изяслава в заговоре и желании «самовластия», что стало началом продолжительной смуты на Руси. Такая ситуация сыграла в пользу кипчаков. Они не вставали ни на чью сторону, но охотно сотрудничали с теми, кто предлагал им выгодные условия. Сначала половцы просто наблюдали за «перетягиванием» власти, продолжая совершать разовые набеги. Затем русские князья стали привлекать кипчаков в качестве военной поддержки в междоусобных войнах.
Князь Олег Святославич был первым, кто привел воинствующих степняков на русские территории, чтобы задействовать их в междоусобице. В дальнейшем такое сотрудничество стало популярной практикой.
Олег Святославич разрешил половцам жечь захваченные города, забирая себе все награбленное, за что получил прозвище — Гориславич. С помощью кочевников он изгнал из Чернигова Владимира Мономаха и захватил Муром, свергнув оттуда Изяслава Владимировича. Перед русскими князьями появилась реальная угроза потери собственных территорий.
Как Владимир Мономах разгромил воинствующих кочевников
Первую попытку объединить силы русских земель против половцев предпринял Владимир Мономах. При этом сам он был сыном половчанки, которую выдали замуж за киевского князя Всеволода Ярославича. В 1103 году по его инициативе состоялся Долобский съезд русских князей, где нужно было срочно решить, как разгромить половцев, остановить братоубийственную войну и «сотворить мир» на Руси.
В отличие от половчан, которые преуспели во внезапных нападениях, русские войска имели преимущество в открытых боях. Владимир Мономах использовал свою любимую тактику — позволял противнику атаковать первым, тем самым изматывая его еще больше, чем при обороне. В ходе битвы погибли 20 половецких ханов и была уничтожена многочисленная лукоморская орда.
Позже было совершено еще несколько таких походов, которые заставили степняков перекочевать подальше от русских земель.
Куда пропали половцы
После смерти Владимира Мономаха русские князья снова стали привлекать кыпчаков для военной поддержки в междоусобных войнах. Во второй половине XII века с подачи хана Кончака возобновилось противостояние между русичами и половчанами. Именно он в 1185 году взял в плен Игоря Святославича — главного героя «Слова о полку Игореве».
Последний виток взаимоотношений русских и кипчаков связан с легендарной битвой на реке Калке в 1223 году. На этот раз соседи объединились в борьбе с общим врагом — монголо-татарской ордой, но потерпели поражение. Спустя полтора десятка лет Золотая Орда разорила Русь и поставила ее в данническую зависимость — началась эпоха татаро-монгольского ига.
После разгрома монголами часть кипчаков разбежались в разные стороны — Балканы, Закавказье, Русь и даже Египет. Подавляющее большинство степняков все же остались на своем месте и были ассимилированы. Половчане не смогли выжить как нация, но они не исчезли бесследно. Лингвисты утверждают, что кипчаки повлияли на формирование башкирского, татарского, кумыкского и многих других языков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Половцы: кто это такие и как к этому народу относились на Руси
Отношения половцев с Русью были тесными и неоднозначными. Русские земли страдали от половецких набегов, и в то же время князья вступали в союзы со степняками, заключали с ними династические браки, привлекали их к своим междоусобицам.
Половцы не имели собственной письменности, о них сохранились лишь отдельные археологические свидетельства и отрывочные записи в иностранных источниках. В XIII веке земли половцев захватили монголы, и в дальнейшем куманы исчезли как самостоятельный этнос.
Как жили половцы
Половецкие кочевья простирались от Днепра до Волги, на севере граничили с русскими княжествами, а на юге шли по берегу Азовского моря. В русских источниках эти места называли «поле Половецкое». Отсюда кочевники совершали набеги на русские земли.
«Поле Половецкое». Карта: Wikipedia / Любослов Езыкин
Война, свадьбы и дикие уи. Половцы и Русь
Иногда русско-половецким войнам не мешали даже династические браки. Так, в конце XI века киевский князь Святополк Изяславич сначала воевал с половецким князем Тугорканом, затем потерпел от него поражение и взял в жены его дочь, а после снова пошел войной на тестя. В бою Тугоркан был убит. Святополк похоронил его на перекрестке дорог «аки тестя и врага», сообщает летопись.
Вооружение и предметы быта, которыми пользовались половецкие воины. Иллюстрация из книги С.А. Плетневой «Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья»
«Слово о полку Игореве»: половцы и князь Игорь
После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В.М. Васнецова
Куда исчезли половцы?
Половцы совершали набеги на Русь с середины XI века. В начале XII века Владимир Мономах совершил поход против половцев, заставив их откочевать на Северный Кавказ и в Грузию. Сын Мономаха Мстислав Великий оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик. Контакты, однако, сохранялись, и половцы продолжали поддерживать «своих» Рюриковичей в династической борьбе.
Татары, пирующие после битвы на Калке. Рисунок Н.А. Кошелева из «Военной энциклопедии Сытина»
Половцы, впрочем, не исчезли бесследно. Лингвисты указывают, что кипчакский язык лег в основу башкирского, казахского, кумыкского, ногайского, татарского и ряда других языков. Так что и сегодня многих жителей России можно считать потомками загадочных половцев.
Кто такие половцы?
Откуда взялись половцы, как они стали орудием в междоусобной вражде на Руси и куда в конце концов делись
Откуда взялись половцы
Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Половцы приходили не на пустое место. Первым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазарский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Подтверждается это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X–XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необычайное разнообразие погребальных обрядов. Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу мужских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.
Половцы — кочевники
Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но главным богатством кочевника являлась лошадь. Изначально они вели круглогодичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.
Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X–XIII века © Dea / A. Dagli Orti / Getty Images
Династические браки
Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправляли замуж своих родственниц. Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении. Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.
Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «предательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Святослава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома.
Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.
Половцы были орудием в междоусобной вражде
Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встретились не с единым государством, а с группой враждующих между собой княжеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовлетворяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.
Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позволяли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Владимиру удалось организовать первую экспедицию на территорию противника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой политики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.
Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра
из Радзивилловской летописи. XV век © vk.com
После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в начале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.
Дальнейшее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монголами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто передвижение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла торговцев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособствовал смещению центра исторического развития страны.
Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд. © Рисунок С. А. Плетневой «Пoлoвецкие каменные извaяния», 1974
Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами
Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северского Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье. Здесь к ним за помощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж. Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.
С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи. По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя. При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр.
В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения. Для Болгарии это был уже не первый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «выталкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Венгрию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к венгерскому королю Беле IV. Венгерское руководство согласилось на предоставление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.
Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя. Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насильственной христианизации. Лишь в XIV веке они полностью осели, стали католиками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную специфику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.
Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность
Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Сведения об этом народе мы черпаем у его соседей. Особняком стоит 164‑страничная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi. », более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию). По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты. Итальянская составляющая для историков более существенна, поскольку отразила экономические потребности общения с половцами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу. Огромную значимость имеет список половецких титулов.
Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.
Половецкие бабы
Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи предков, которые называют каменными или половецкими бабами. Такое наименование появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода. Причем зафиксирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изображены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.
XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к портретному сходству. Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь деревянные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас. Располагали статуи на вершинах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святилищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изваяния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур. У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их культуры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.
Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век © Из статьи О. Я. Приваловой «Богатые кочевнические погребения из Донбасса». «Археологический альманах». № 7, 1988
Отношение к женщинам
В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верблюдами. Во время военных походов на плечи женщин взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изображения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжалом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.
Куда делись половцы
Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физического истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основная масса осталась в родных степях. В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запретили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что привело к появлению «ямных» мест поклонения. В холме или кургане выкапывались углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.
Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Монголы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к летописным половцам.