Полностью разбавленная рыночная капитализация что это
Что такое рыночная капитализация
Рыночная капитализация – это один из показателей стоимости компании.
Она позволяет приблизительно узнать, сколько стоит данная компания на фондовом рынке. Традиционно рыночную капитализацию также называют стоимостью капитала на фондовом рынке, и это элементарный математический расчет. Однако она является лишь одним из ориентиров в оценке стоимости предприятия. Давайте рассмотрим, из каких компонентов складывается данная характеристика, как она рассчитывается и какие имеет отличия от других способов оценивания, которые можно применять при отборе конкретных акций для инвестирования.
Расчет рыночной капитализации
Для вычисления капитализации необходимо знать точное число выпущенных ею акции за всё время, начиная от выхода на фондовый рынок и до текущего момента. Сейчас такая информация быстро находится в профильных изданиях вроде Reuters, а также в отчётной финансовой документации, которую публикует непосредственно сама компания. Эта цифра умножается на цену, по которой продаётся одна акция.
Как капитализация используется в инвестициях?
Рыночная капитализация в сравнении с прочими ориентирами для оценки
Капитализация – это плавающая краткосрочная цифра, которая показывает только то, как рынок оценивает компанию в текущий момент времени. При её вычислении не учитываются внутренние финансовые показатели конкретного предприятия. Некоторые инвесторы считают настоящей стоимостью корпоративную ценность компании. Она включает в себя такие характеристики, как долг, денежные средства и активы, влияющие на цену, которую можно было бы заявить при продаже компании другому владельцу.
Ещё один способ оценки стоимости предприятия – это балансовая ценность. Это та сумма, на которую могут рассчитывать акционеры в случае полной продажи компании и погашения всех долгов (вычет долговых обязательств из всех активов компании). Балансовая ценность обычно ниже рыночной, поскольку последняя – это, по сути, прогноз стоимости на перспективу, который учитывает будущий поток прибыли.
Как можно искусственно регулировать рыночную оценку компании?
Рыночная капитализация поднимается и опускается на основании факторов, которые в действительности могут не иметь к внутренним процессам компании никакого отношения. Такие, как спрос или предложение. Например, если инвесторы вкладывают деньги в индексные паевые фонды, данные фонды требуют покупать акции в соответствующем индексе. Это ведёт к увеличению стоимости акций. В противном случае общие панические настроения на фондовом рынке могут привести к снижению цен на акции предприятия, хотя внутренняя стоимость «дешевеющей» компании показывает другую динамику.
Рыночная капитализация и рыночная стоимость: в чем отличия?
Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Во многих областях финансового сектора, включая экономику, бухгалтерский учет и инвестирование, точная оценка стоимости компании может иметь первостепенное значение. Однако существует множество способов измерить размер и стоимость компании, и часто возникает путаница в отношении похожих терминов. Два таких вводящих в заблуждение термина — это рыночная капитализация и рыночная стоимость. Хотя каждый из них является мерой корпоративных активов, они сильно различаются по расчетам и точности. Рыночная капитализация — это в основном количество акций компании в обращении, умноженное на текущую цену одной акции. Рыночная стоимость более аморфна и сложна, ее оценивают с помощью множества показателей и мультипликаторов, таких как отношение цены к прибыли, цены к продажам и рентабельности капитала.
Содержание статьи:
Рыночная капитализация — что это простыми словами
Рыночная капитализация — это простой показатель, основанный на цене акций. Чтобы рассчитать рыночную капитализацию компании, просто умножьте количество акций в обращении на текущую цену одной акции. Например, компания с 40 миллионами акций и ценой акций 100 долларов за акцию будет иметь рыночную капитализацию 4 миллиардов долларов.
Рыночная капитализация часто используется для определения стоимости компании при анализе потенциальных торговых возможностей. Однако сами цены на акции во многих случаях очень субъективны. Цена акции не следует какой-либо математической формуле в своих движениях (хотя дневные трейдеры всегда пытаются придумать уравнения для зарабатывания денег). Различные факторы по-разному влияют на цену, а это означает, что даже рыночная капитализация по-прежнему является в некоторой степени субъективной мерой стоимости.
Рыночная стоимость — что это простыми словами
В то время как рыночную капитализацию часто называют стоимостью компании или ее ценностью, истинная рыночная стоимость компании намного сложнее. Рыночная стоимость определяется оценками или мультипликаторами, предоставляемыми инвесторами компаниям, например, отношением цены к продажам (P/S), цены к прибыли (P/E), стоимости предприятия к EBITDA (EV/EBITDA) и т. д. Эти различные показатели учитывают несколько факторов в дополнение к акционерному капиталу, такие как непогашенные облигации, долгосрочный потенциал роста, корпоративный долг, налоги и процентные платежи. Чем выше оценка, тем выше рыночная стоимость.
Рыночная стоимость компании может сильно колебаться с течением времени и сильно зависит от бизнес-циклов. Так рыночные цены падают во время медвежьих рынков, которые сопровождают спады, и повышаются во время бычьих рынков, которые возникают во время экономического роста.
Рыночная стоимость может зависеть от множества других факторов, таких как сектор, в котором работает компания, ее прибыльность, долговая нагрузка и общая рыночная конъюнктура. Он также отражает мнение инвестора или аналитика. Например, компания А и компания Б могут быть технологическими компаниями с годовым объемом продаж 100 миллионов долларов, но если А — быстрорастущая технологическая фирма, которая вкладывает значительные средства в НИОКР, рыночная стоимость А, как правило, будет значительно выше, чем у компании Б. Потому что инвесторы ожидают от Компании А больших инноваций и более новых и лучших продуктов.
Важные отличия капитализации от стоимости
Рыночную капитализацию и рыночную стоимость не путают только потому, что они звучат одинаково. Люди часто используют эти два понятия как синонимы, называя рыночную капитализацию компании ее «рыночной стоимостью», «стоимостью на фондовом рынке» или «стоимостью на рынке». Но когда они это делают, они имеют в виду определенный тип рыночной стоимости. Рыночная капитализация по сути является синонимом рыночной стоимости капитала.
Кроме того, поскольку это просто количество выпущенных акций, умноженное на цену, рыночная капитализация компании — это одна неопровержимая величина. Рыночные оценки могут варьироваться в зависимости от точных показателей и мультипликаторов, используемых аналитиком.
Вместо итога
Рыночная капитализация и рыночная стоимость — это простые расчеты, основанные исключительно на корпоративных активах.
Ни один из этих показателей не следует путать с балансовой стоимостью компании, то есть ее чистой стоимостью (net worth). Балансовая стоимость рассчитывается путем вычитания неденежных активов и обязательств или долгов из общих активов компании. Балансовая стоимость компании может быть ниже или выше ее рыночной стоимости или рыночной капитализации.
А на этом сегодня все о рыночной стоимости и рыночной капитализации, друзья. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Что такое капитализация компании
Инвестпривет, друзья! Сегодня разберемся с таким понятием, как капитализация компании. Условно это стоимость компании на бирже, но не всё так очевидно. Далее я объясню простыми словам, что такое капитализация, как ее посчитать, для чего использовать и в чем недостаток этой метрики. Поехали!
Что такое рыночная капитализация компании и как ее рассчитать
Капитализация – это условная стоимость компании на бирже. Рассчитывается она по простой формуле: количество акций умножается на биржевую стоимость акции. Если у компании несколько типов акций (например, обыкновенные и привилегированные), то нужно последовательно умножить цену на количество акций каждого типа, а потом сложить их.
Так, у Сбера сейчас насчитывается 21 587 млн обыкновенных акций стоимостью 301,8 рублей каждая, а также 1 млрд привилегированных акций, каждая из которых стоит 280,5 рублей.
Считаем капитализацию: 21 587 000 000 * 301,8 + 1 000 000 000 * 280,5 = 6 795 456 600 000 рублей.
Таким образом, можно считать, что Сбер на бирже стоит 6,795 млрд рублей.
Если компания листингуется на нескольких биржах, то расчет капитализации ведут только по одной (основной). Например, акции МТС обращаются и на Московской, и на Нью-Йоркской биржи, но капитализация считается только для акций на Мосбирже.
ГДР-ки в оценке капитализации не участвуют, так как по сути являются расписками на акции.
Уровни капитализации
Обычно выделают несколько типов капитализации в зависимости от размера компании:
1. Микро (micro-cap) – капитализация таких компаний составляет менее 300 млн долларов США. Как правило, это небольшие локальные бизнесы и стартапы, которые только вышли на биржу.
2. Малая (small-cap) – от 300 млн до 1 млрд долларов США. Это более крупные компании, но большинство из них мало известны широкой публики. Например, Yellow Company, Fortress Biotech, Teekay и многие другие.
3. Средняя (mid-cap) – от 1 до 10 млрд долларов. Это уже довольно крупные известные компании. На рынках с небольшим объемом торгов такие компании вполне могут быть лидерами в своих отраслях. Например, в России к компания средней капитализации относятся ММК (9,5 млрд долларов), ПИК (9,01), Фосагро (8,34), ВТБ (8,26), МТС (7,52), Магнит (7,04), Русгидро (4,83), Мосбиржа (5,19), Интер РАО и ряд других компаний. А в США, фондовый рынок которых гораздо больше, к mid-cap относятся крепкие «середнячки» типа Marathon Oil Corp., Western Union, Credicorp, Juniper, Penumbra, Ciena.
4. Высокая (large-cap) – от 10 млрд до 250 млрд долларов. Это настоящие лидеры в своей отрасли. Например, DIDI (60,86 млрд долларов), General Motors (83,23), CVS (108,05), MMM (116,6), Sony (130,63), Amgen (140,97), Chevron (197,52), AT&T (202,94), Abbott (206,52), Pepsi (212,68), Intel (225.,82) и многие другие. В России компаний с высокой капитализацией (в долларах) на момент написания статьи всего 18 штук.
5. Мега (mega-cap) – это те компании, чья рыночная стоимость превысила 250 млрд долларов. На рынке США их чуть более двух десятков, среди них: Exxon Mobile (252,57 млрд долларов), Bank of America (337,73), Walt Disney (335,71), MasterCard (387), JnJ (444,14), Visa (527), TSM (567), Alibaba (575,96), Tesla (628,38), Berkshire Hathaway (641,5).
Кроме того, на рынке есть всего 4 компании с капитализацией свыше 1 трлн долларов: Alphabet (1,177 трлн), Amazon (1,835 трлн), Microsoft (2,115 трлн) и Apple (2,474 трлн). Иногда такую капитализацию называют Giga-cap.
Парадоксально, но исторически акции компаний малой и микрокапитализации росли лучше, чем средней и большой. Причина заключается в том, что небольшой компании проще вырасти в процентном отношении, чем крупной. Например, увеличение выручки на 1 млн долларов для небольшой компании с оборотом в 10 млн – это существенно, и это подстегивает котировки. А 1 млн долларов для Apple – погрешность в масштабах ее деятельности.
На графике ниже мы видим, как небольшие компании просто разрывают гигантов в плане доходности.
Индекс для отслеживания компаний большой капитализации США – S&P 500, малой – Russell 2000.
Компании с наибольшей капитализацией в мире
Здесь и далее я привожу самые капитализированные компании в отдельных странах.
ТОП-15 компаний с наибольшей капитализацией, чьи акции обращаются на фондовых биржах США (NYSE, AMEX и Nasdaq):
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в долларах США |
1 | Apple | AAPL | 2,468 трлн |
2 | Microsoft | MSFT | 2,115 трлн |
3 | Amazon | AMZN | 1,833 трлн |
4 | GOOG | 1,729 трлн | |
5 | FB | 967,61 млрд | |
6 | Berkshire Hathaway | BRK.B | 640,6 млрд |
7 | Tesla | TLSA | 623,67 млрд |
8 | Alibaba | BABA | 575,96 млрд |
9 | Taiwan Semiconductor | TSM | 567,76 млрд |
10 | Visa | V | 526,27 млрд |
11 | NVIDIA | NVDA | 478,06 млрд |
12 | JP Morgan | JPM | 443,96 млрд |
13 | Johnson & Johnson | JNJ | 443,96 млрд |
14 | Walmart | WMT | 396,05 млрд |
15 | United Health | UNH | 364,18 млрд |
Обратите внимание, что в списке присутствуют Alibaba и TSM, которые технически являются соответственной китайской и тайваньской компанией. Но они получили основной листинг на Нью-Йоркской бирже, поэтому расчет капитализации для них ведется как раз на NYSE.
Россия
ТОП-15 самых больших по капитализации компаний России:
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в рублях |
1 | Сбер | SBER | 15,58 трлн |
2 | Газпром | GAZP | 6,76 трлн |
3 | Роснефть | ROSN | 5,52 трлн |
4 | Новатэк | NVTK | 4,84 трлн |
5 | Лукойл | LKOH | 4,32 трлн |
6 | Норникель | GMKN | 4,03 трлн |
7 | Газпром нефть | SIBN | 2,07 трлн |
8 | Полюс | PLZL | 1,93 трлн |
9 | Яндекс | YAND | 1,87 трлн |
10 | Сургутнефтегаз | SNGSP | 1,62 трлн |
11 | НЛМК | NLMK | 1,43 трлн |
12 | Северсталь | CHMF | 1,41 трлн |
13 | Транснефть | TRNFP | 1,29 трлн |
14 | Татнефть | TATN | 1,16 трлн |
15 | Алроса | ALRS | 0,97 трлн |
Китай
ТОП-10 самых больших по капитализации компаний Китая:
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в юанях |
1 | Kweichow Moutai | 600519 | 2,46 трлн |
2 | Industrial and Commercial Bank of China | 601398 | 1,58 трлн |
3 | China Merchants Bank | 600036 | 1,23 трлн |
4 | Сhina Construction Bank | 601939 | 1,16 трлн |
5 | Ping An Insurance Company | 601318 | 1,06 трлн |
6 | Agricultural Bank of China | 601288 | 1,02 трлн |
7 | PetroChina | 601857 | 848 млрд |
8 | Bank of China | 601988 | 834 млрд |
9 | China Life Insurance | 601628 | 731,79 млрд |
10 | Сhina Petroleum | 600028 | 478,68 млрд |
Обратите внимание: здесь приведены акции с Шанхайской и Гонконгской бирж, поэтому китайских акций, получивших листинг за границей, в ТОПе нет.
Германия
ТОП-10 акций наибольших по капитализации в Германии (индекс DAX):
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в евро |
1 | SAP | SAPG | 149,52 млрд |
2 | Volkswagen | VOWG_p | 105,4 млрд |
3 | Linde | LINI | 105,02 млрд |
4 | Siemens | SIEGn | 104,11 млрд |
5 | Allianz | ALVG | 86,82 млрд |
6 | Deutsche Telecom | DTEGn | 86,45 млрд |
7 | Daimler | DAIGn | 78,22 млрд |
8 | Merck | MRCG | 74,39 млрд |
9 | Deutsche Post | DPWGn | 72,21 млрд |
10 | BASF | BASFn | 61,96 млрд |
Особенности и недостатки расчета капитализации
Капитализация компании меняется ежесекундно, так как цена акций на бирже меняется постоянно, в то время как количество акций в целом стабильно.
Если компания пользуется популярностью и с ее бизнесом всё в порядке, то стоимость ее акций будет расти – следовательно, капитализация тоже будет расти. Если же акции компании малопопулярны или что-то творится с бизнесом, то цена акций будет падает – капитализация тоже будет снижаться.
Компании могут манипулировать своей капитализацией, например, выпуская дополнительные акции. Тогда при неизменной цене количество акций увеличивается, и капитализация искусственно повышается.
При байбеке, напротив, количество акций в обращении (free float) сокращается, так как компания скупает акции с биржи. Однако на капитализации это не сказывается, так как акции, изъятые с биржи, формируют так называемый «казначейский пакет». Этими акциями компания может распоряжаться по своему усмотрению, например, выдать их менеджерам в качестве бонуса за работу. А может и погасить. При погашении казначейского пакета капитализация снижается.
Однако байбек стимулирует повышение стоимости акций на бирже (так как появляется мощный покупатель). Поэтому в целом байбек способствует росту цен на акцию и повышению капитализации компании.
Часто расчет капитализации (и саму концепцию формирования капитализации) критикуют. Тому есть две главные причины.
1. Как правило, при расчете капитализации используются только те акции, которые обращаются на бирже. У ВТБ, например, большой пакет привилегированных акций, которые находятся на балансе Минфина и Центрального банка. Если его учитывать, то капитализация банка увеличивается в 2 раза, следовательно, в 2 раза вырастают мультипликаторы, основанные на капитализации. А это уже погрешность.
У топ-менеджеров компании могут быть голосующие акции (например, у Олега Тинькова были акции класса А компании TCS, у владельцев Google также были голосующие акции). Они не обращаются на бирже и не учитываются при расчете капитализации, так как невозможно определить их стоимость. Но фактически эти акции участвовали в формировании акционерного капитала и не учитывать их тоже не совсем верно.
2. При расчете капитализации учитывается только максимальная цена акции. Однако, если заглянуть в биржевой стакан, то видно, что инвесторы оценивают акцию по-разному. Например, в стакане Сбера 150 заявок по 301,8 рублей, 280 заявок по 301,75 и 310 заявок по 301,7 рублей. По-хорошему, капитализацию нужно считать как результат сложения стоимости всех заявок. Т.е. в реальности инвесторы оценивают компанию ниже, чем получается в результате расчета капитализации.
Иными словами, текущая концепция капитализации не отражает реальную стоимость компании на бирже – на самом деле есть «прочие» акции и искажение результата из-за не учета стоимости всех заявок на покупку.
Капитализация и стоимость компании
Понятно, что капитализация не равна и реальной стоимости компании (т.е. стоимости ее активов). Дело в том, что цена акции на бирже формируется в ходе торгов, т.е. зависит от спроса и предложении. И она не всегда отображает реальное положение дел.
Так, в 2020 году инвесторы активными действиями разогнали стоимость акций Тесла, надув в ее акциях пузырь. Аналогичная ситуация происходила с так называемыми мемными акциями типа GameStop (убыточная сеть по продаже DVD-дисков). Российские инсайдеры балуются разгоном акций третьего эшелона по стратегии Pump and Dump.
Получается парадоксальная ситуация: убыточные на операционном уровне компании показывают рост капитализации – и это идет в разрез с теорией эффективного рынка, предполагающей, что у растущих компаний акции тоже растут, а у убыточных – падают.
То есть Тесла резко подорожала на бирже, в то время как число ее активов, долгов (т.е. ее внутренняя стоимость) не изменилась.
Таким образом, реальную стоимость компании можно понимать как совокупность всех ее активов за минусом долгов (и прибавлением денежных запасов), в то время как капитализация – это то, за сколько оценивает компанию рынок. Условно говоря, это цена, которую инвесторы готовы платить за компанию. Причем цена, как я пояснил выше, искаженная.
Для чего нужна капитализация
Так для чего козе баян инвесторам капитализация?
Во-первых, при всех ее недостатках рыночная капитализация – это очень удобный общепринятый измеритель стоимости компании. Капитализацию легко посчитать, перевести ее в любую валюту и потом по этому параметру сравнить различные фирмы между собой. В общем, это быстро, удобно и практично.
Во-вторых, показатель капитализации используется в различных мультипликаторах. Например, P/E – это не что иное, как капитализация, деленная на прибыль, а P/S – капитализация, деленная на выручку.
В-третьих, капитализация используется для взвешивания доли акции при составлении биржевых индексов. Напомню, что индекс – это виртуальная корзина бумаг, отражающая ситуацию на фондовом рынке страны и являющейся как бы проекцией экономики в стране.
Индексы различаются по способу расчета активов внутри них: есть взвешенные по капитализации, есть невзвешенные. Но большинство индексов (порядка 70% всех в мире, в том числе наиболее известные S&P 500, Nasdaq, DAX, IMOEX) взвешены по капитализации, т.е. они используют схему, когда большая доля в индексе отдается компаниям с наибольшей капитализацией. С одной стороны, это правильно: такие компании определяют лицо рынка, они финансово стабильные, а их бумаги являются обычно наиболее часто торгуемыми (т.е. обладают максимальной ликвидностью).
За счет того, что индексы копируют пассивно управляемые фонды (ETF), получается, что наиболее дорогие (капитализированные) компании постепенно дорожать. Масла в огонь подливают частные инвесторы, которые тоже начинают покупать самые популярные компании.
Капитализация компаний растет, и их доля в индексе начинает пропорционально расти. В результате компании с mega-cap начинают оказывать на индекс наибольшее влияние и, по сути, определяют его движения.
Например, в индексе S&P 500 10 наиболее крупных по капитализации компании занимают 27,88%.
А вот в индексе Nasdaq – целых 53,52%.
Чтобы справиться с этим недостатком, некоторые провайдеры составляют индексы, в которых доли компаний не взвешены по капитализации. Либо взвешены, но при этом их вес ограничен какой-то разумной долей.
Например, индекс NASDAQ-100 Technology Sector (NDXT) отслеживает те же компании, что и «классический» Nasdaq, но вес отдельных бумаг в NDXT ограничен. В результате ТОП-10 акций индекса NDXT формируют немного другие акции, а их совокупный вес составляет 26,65%.
На российском рынке присутствует фонд FXIT от Финекса, отслеживающий классический Nasdaq, и TECH от Тинькофф, отслеживающий именно NDXT. Они показывают разную динамику, несмотря на идентичный состав – а всё благодаря отличающейся развесовке. Хотя корреляция, конечно, видна невооруженным взглядом. Strategy – TECH, Benchmark – FXIT. Для сравнения использован сервис https://rusetfs.com/.
Таким образом, капитализация – это условная оценка стоимости компании на бирже. Она считается как произведение количества акций и цены акции. Капитализация позволяет понять нам, насколько большой и популярной является компания в глазах инвестора. На практике капитализацию использую для сравнения разных фирм, при расчете мультипликаторов и при составлении индексов. А вы смотрите на капитализацию компании при оценке? Напишите в комментариях! Удачи, и да пребудут с вами деньги!