Полная чухлома что это значит
Полная Чухлома 2021 – по бездорожью сквозь века. Экспедиция со смыслом.
В Костромской области завершилась краеведческая экспедиция «Полная Чухлома», которая уже 15-ый год притягивает любителей оффроуда. Организаторы мероприятия – автотуристический клуб путешественников «Там. В России» и областное отделение Русского Географического общества на юбилейном выезде, проходившем в период с 4 по 7 ноября, собрали около 300 экипажей из ЦФО, с Урала и далекого Сургута.
Компания 4x4Sport выступила информационным, и, совместно с брендом Comeup, техническим партнером ПЧ-21. В лагере был организован мобильный пункт техпомощи по ремонту всех видов лебедок, без которых на маршрутах разных степеней сложности обойтись практически невозможно.
Основная философия ПЧ – позволить себе вырваться из небытия суетной городской действительности и на три-четыре дня полностью раствориться в природе. На ПЧ нет трасс и нет судей, здесь нет победителей и проигравших, есть общее дело – сохранение памяти о культурных традициях прошлого и преодоление самих себя. Не это ли настоящая перезагрузка в наше непростое время?
В зависимости от степени подготовки автомобилей и собственного волеизъявления, участники делились на категории: геоджиперы и эгегейцы. Последних, как следует из названия, ожидали более сложные маршруты, проходящие по трудным для преодоления спецучасткам, перелескам, просекам, бродам и тотальному бездорожью. Геоджиперам обычно достаются менее тяжелые направления, позволяющие сосредоточиться на главной цели ПЧ, не тратя силы на борьбу с жестким оффроудом, однако, в этом году первый день застал многих врасплох.
Полная Чухлома – это, в первую очередь, краеведческая экспедиция. Участники получают возможность увидеть красоты и достопримечательности Костромской области, зачастую, спрятанные далеко в глуши непроходимых лесов.
Для каждой экспедиции пишется отдельный путеводитель, в который вносятся интересные точки маршрута: храмы, монастыри, заброшенные деревни и усадьбы, родовые гнезда деятелей русской культуры. На местах силами экипажей ПЧ устанавливаются информационно-мемориальные таблички с названием, годом основания и описанием объектов.
Побывав на месте, в самой гуще событий, мы попытались определить для себя, что же такое формула ПЧ, и почему она получила статус легендарной?
2. Природа, красота, сопричастность к истории.
К 2021 году более 160 безымянных точек Костромского края вновь обрели свои забытые имена силами Полной Чухломы!
3. И, конечно, это ЛЮДИ.
Огромное спасибо команде Red Offroad Expedition, которые стали нашими проводниками в этом большом приключении!
И громадная благодарность идейному вдохновителю Андрею Феткулину (Razrgrom), а также всем организаторам за создание этого отдельного мира под названием Полная Чухлома!
Совсем скоро на ютуб-канале 4x4sport выйдет фильм о тайнах Полной Чухломы: трасса глазами участников, герои дня, заброшенные шедевры архитектуры и опасные ловушки костромских болот, подписывайтесь и не пропустите премьеру.
Чухлома была, Чухлома есть и Чухлома будет!
Полная Чухлома – 2020
В Костромской области завершилась экспедиция «Полная Чухлома», проходившая с 31 октября по 4 ноября. В этом году, несмотря на эпидемиологическую ситуацию, в мероприятии приняло участие более 200 экипажей из разных городов России: Воронежа и Челябинска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и еще из других уголков нашей страны. Организаторами мероприятия стали автотуристический клуб путешественников «Там. В России» и Костромское областное отделение РГО. Андрей Феткулин, руководитель клуба, раскрыл детали экспедиции.
В этом году «Полной Чухломе» 15 лет. Каждый год «Там. В России» предлагает участникам тематические маршруты по Костромской области. Какая была тема в этом году?
А.: Каждый год «Чухлома» посвящена какому-то крупному событию. В этом году вместе с РГО мы решили, что внесем свою толику в празднование юбилея известных мореплавателей и флотоводцев — уроженцев Костромской области, и посетим места, связанные с ними. Мы изучили краеведческую литературу и исторические карты, связанные со службой костромских моряков. К экспедиции мы, даже, сделали тематические сувениры и символику: номера на машинах были в виде штурвалов корабля.
А какая цель экспедиции?
А.: Мы ставим перед собой краеведческие цели, просветительские. Участники получают возможность увидеть красоты и достопримечательности Костромской области. Вообще, клуб «Там. В России» проводит и благотворительные мероприятия, субботники. Мы расчищаем леса у храмов, восстанавливаем дома: снимаем кровлю, убираем мусор, зашиваем окна, проводим работы по благоустройству.
Что удалось сделать во время «Полной Чухломы-2020»?
А.: Провести акцию «Восстановление забытых имен». К экспедиции был написан путеводитель, в который были занесены интересные точки маршрута: храмы, монастыри, заброшенные деревни и усадьбы, где жили мореплаватели и флотоводцы.
На местах устанавливались информационные таблички: название и описание объекта, год основания. Думаю, такие таблички помогут возродить интерес к истории и культуре, в том числе и у местного населения: зачастую они не представляют, что за симпатичные развалины неподалеку от них находятся, с какими людьми и историческими событиями они связаны.
snimok_ekrana_2020-11-17_v_22.32.15.png
Кто может принять участие в экспедиции? Участники меняются ежегодно?
А.: Участником может стать любой человек, обладающий желанием и автомобилем. Участники меняются каждый год. Многие хотят приехать снова, но мы можем принять только ограниченное число. Знаете, регистрация открывается первого сентября в 00:00 и доступна в течение 10 дней. Люди с замиранием сердца ждут начала, сидят у компьютеров с заполненными заранее анкетами. В результате места заполняются в первые 12 секунд, когда приходят первые анкеты. Остальным приходится ждать следующего года…
А какой состав участников? Водители со стажем?
А.: Да, конечно. Некоторые спортсмены. Хотя многие с детьми приезжают. Для этого все предусмотрено: семейная программа и мастер-классы для детей. Среди организаторов были педагоги, которые знают, как работать с молодежью.
Какие были маршруты?
А.: В зависимости от степени подготовленности. Участники делятся на геоджиперов и эгегейцев. У первых более простые маршруты, проходящие по дорогам обычным и по дорогам с плохим покрытием. У вторых — более сложные маршруты, проходящие по сложным дорогам, перелескам, просекам, бездорожью.
snimok_ekrana_2020-11-17_v_22.31.46.png
Какие точки посетили участники?
А.: Мы провели большую исследовательскую работу и выбрали наиболее интересные точки маршрута. Участники, например, побывали в Неронове — усадьбе Черевиных. Увидели храм на территории усадьбы, в котором сохранились предметы церковной утвари, иконостас, церковная одежда. В храме же и усыпальница Черевиных. Интересно, как оживает история, сходит со страниц книг. Еще одной точкой маршрута стало Бушнево. Туда доехать — большая удача. Кто-то по 3-4 года не может туда добраться: такая сложная дорога. Там тоже храмовый комплекс с богатой историей. Кстати, в этом году некоторым участникам удалось добраться до Бушнево и посмотреть храм. Удалось нам побывать и в усадьбе Дракино – родовое гнездо дворян Невельских, где родился великий исследователь Дальнего Востока, член Русского географического общества, адмирал Геннадий Иванович Невельской.
Как отдыхают участники?
А.: Мы организуем стоянки. В процессе подготовки трасс подбираем сухие высокие места, предлагаем участникам точки, где можно переночевать. Придумываем и культурную программу на вечер.
snimok_ekrana_2020-11-17_v_22.33.06.png
А.: Мы уже 15 лет проводим мероприятие и лет 20 уже ездим в Костромскую область. Все точки наперечёт знаем, изучили историю, архитектурные каталоги. Вдруг на разведке я нашел ранее неизвестную каменную часовню посреди леса. Информации о ней нигде нет, ни в источниках, ни в архивах. Спрашивали местное население, руководство района. Никто ранее часовню не видел, и никто о ней ничего не знает.
Даже табличку не удалось сделать. Часовня стала одной из точек маршрута, и некоторые из участников этого года до нее добрались. И нам, конечно, очень бы хотелось больше узнать о нашем открытии и том, что это за храм и когда он был построен?
snimok_ekrana_2020-11-17_v_22.14.34.png
Участники успели поделиться первыми впечатлениями об экспедиции?
А.: Им костромская земля очень понравилась. Достопримечательности впечатлили. Все переживали, состоится ли мероприятие. Состоялось: все требования Роспотребнадзора мы выполнили. В этом году участникам помимо бандан с нашивками «Полная Чухлома», наклейками и путеводителей у выдавали маски. Мерили температуру по приезде, а в лагере постоянно присутствовал врач.
snimok_ekrana_2020-11-17_v_22.32.41.png
Какие планы на будущий год?
А.: Сначала отдохнуть и набраться сил. Очень много потрачено энергии на преодоление сложностей. Отдохнем и будем думать, какую тему взять на будущий год.
Текст Ксении Поповой
Фотоматериалы и информацию предоставил официальный партнер Костромского областного отделения РГО, руководитель автомобильно-туристического клуба «Там. В России», чемпион России по автотуризму Андрей Феткулин
«Полная Чухлома 2021» состоялась!
15-я юбилейная познавательная краеведческая автомобильная экспедиция для семейных экипажей «Полная Чухлома 2021» в этом году проходила с 4 по 7 ноября в Галичском, Антроповском и Островском районах. В этом году, несмотря на эпидемиологическую ситуацию, в мероприятии приняло участие более 350 экипажей из многих регионов России: Московской, Ленинградской, Владимирской, Воронежской, Орловской, Пензенской областей, Екатеринбурга, Челябинска и даже Камчатки. Организаторами мероприятия стали автотуристический клуб путешественников «Там. В России» и Костромское областное отделение РГО.
galich_merskiy.jpg
merya.jpg
Автомобильно-туристический клуб «Там клуб» (г. Москва) на протяжении 15 лет занимается развитием внедорожного туризма и волонтерской деятельностью по поиску, обнаружению и исследованию памятников и объектов культурного наследия Костромской области, которые находятся в труднодоступных местах региона. При чем, члены клуба участвуют в благоустройстве и организуют противоаварийные работы на этих объектах. В частности, силами участников были проведены субботники и ремонтные работы в теремах в Асташево и Погорелово, в деревянных часовнях в населенных пунктах Костромской области: Зинаково и в Плосково в Чухломском районе, в деревянном храме Ефремий-Ширь в Парфеньевском районе, в Княжьей пустыни в Кологривском районе и во многих других.
Во время экспедиции участники проекта из других регионов знакомятся с уникальными природными, историческими и архитектурными достопримечательностями Костромской области.
В последние несколько лет клуб осуществляет культурно-просветительскую акцию «Восстановление забытых имен», в рамках которой устанавливают информационные таблички у найденных и выявленных объектов культурного наследия. Главным партнером экспедиций и просветительских акциий является Костромское областное отделение Русского географического общества.
По словам руководителя экспедиции Андрея Феткулина, в этом году участниками было установлено 30 информационных табличек на объектах культурного и исторического наследия. Члены экспедиции посетили в общей сложенности более 130 точек интересных мест как природного, так и культурно- исторического характера: так называемый «Усадебный дом массонов», храмы, колокольни, часовни, плотину ГЭС, ракетные шахты, а также лесные озера и уникальные уголки природы Костромской земли.
Например, село Бовыкино, которое находилось в Пречистенской волости Галичского уезда, в семнадцатом веке называлось «Погост Бовыкин на реке Шаче». В 1796 году в селе была построена необычная для этих мест большая и двухэтажная каменная церковь.
selo3.jpg
Как рассказал один из участников экспедиции, этажи разделяет двойной пол, поднявшись по остаткам деревянной лестницы можно увидеть дыры в полу. На обоих этажах частично сохранились фрески и элементы масляной живописи. Поражают размеры и высококлассное умение мастеров прошлого строить храмы на века.
ТурМаршрут
Полная Чухлома
Про внедорожную экспедицию «Полная Чухлома» ходят легенды. Я не раз слышала восторженные рассказы непосредственных её участников, многие из которых ездят на «ПЧ» каждый год, не боясь ни ноябрьской слякоти, ни разбитых дорог, ни расстояний. Да ещё вывозят с собой грудных младенцев, собак и кошек! В ноябре 2012-го я участвовала в этом странном приключении в роли штурмана одного из экипажей.
Текст: Елена Зарубина, фото автора
Организует поездку группа «Там. В России» (www.there.ru). В этом году в экспедиции участвовали 350 экипажей. А начиналось всё в 2006-м всего с двух машин.
Все участники делятся на два потока: это «эгегейцы», путешественники на огромных вездеходных автомобилях, которые могут преодолеть любое бездорожье и грязь (её в эту пору достаточно), и все остальные, «геоджиперы». Главная цель тех и других – найти по заданным координатам спрятанные в костромских лесах «жемчужины» (достопримечательности, промежуточные стоянки) и выйти в конце концов к финишному лагерю, к огромному «пионерскому» костру. Тут происходит награждение вынесших все тяготы походного быта.
Погода в этом году преподнесла всем нам сюрприз. Дороги раскисли из-за очень теплой осени и дождей. Машины вязли в грязи, иногда было страшно и холодно, но я не жалею о своём решении поехать. Жалею о том, что всё слишком быстро закончилось.
Посмотреть удалось далеко не всё, что хотелось, самое обидное – мы не добрались до невероятного лесного терема в Осташеве. Поэтому я уже подумываю о том, не поехать ли снова в этот удивительный «тур» на будущий год.
В этом году экспедиция проходила по западной окраине Костромской области, через Судиславль, Галич, Чухлому. Это край с длинной, непростой, очень интересной историей. К сожалению, сегодня будто «вынесенный за скобки». Потерявшийся во времени. Когда-то здешние поселения выполняли оборонную функцию – тут проходила граница с воинственным Казанским ханством. По берегам крупных рек строили крепости-осады, защищавшие берег от плавучих татарских отрядов. По берегам мелких речушек строили так называемые слободки, заранее предупреждавшие о грядущем нападении. Когда Казань была взята и надобность в обороне отпала, эти места были быстро заселены и приобрели вполне мирный облик. Основным занятием жителей всегда было плотницкое дело, леса ведь очень много (вернее, было много до недавнего времени). Сооружались многоярусные, украшенные немыслимой резьбой терема. Они стоят и радуют глаз до сих пор – так разумно и мастерски они были выстроены.
Деревянная архитектура
К сожалению, жители покидают эти когда-то многолюдные села и деревни. Исход начался еще в 19-м веке и продолжается до сих пор. По разным причинам угасали традиционные занятия и ремесла, целые семьи переезжали на жительство в города, бросая иногда всё своё хозяйство. Когда 100 лет назад сюда протянулась железная дорога, начали хиреть старинные села вдоль древнего торгового тракта. Относительно недавно, когда прекратилась промышленная заготовка леса, были большей частью разобраны дороги-узкоколейки. Многие поселки оказались фактически отрезаны от внешнего мира и быстро обезлюдели…
Бывшая деревня Залужица
Вереницами стоят пустые деревни без указателей названия, иногда – с одним-единственным жителем. Спрашиваешь у него дорогу, и он отвечает так, будто ждал тебя всю жизнь. Огромные северные дома-усадьбы производят «постатомное» впечатление. На окнах висят любовно вышитые занавески, на подоконнике сидят куклы, тут же валяются детские сандалики, корзинки, книги, посуда, пчелиные соты, в печи стоят чугунки, на сеновале – теплый летний запах. А со стен смотрят парадные портреты хозяев…
У любителей «заброшек» есть негласное правило: если ты заходишь в пустой дом – ни к чему не прикасайся и ничего не бери с собой. Относись ко всему, что видишь, как к музейным экспонатам. И, главное, мысленно проси прощения за вторжение.
Опустевшие деревни медленно, но уверенно зарастают лесом. Подчас о том, что тут жили люди, напоминают только одиноко стоящие каменные храмики – маяки в тайге. Такую странную до мурашек картину я наблюдала не раз за эту поездку. Внутри – резные деревянные иконостасы, пустые, разобранные, остатки росписей, кованые изыски. Лес пробивается сквозь каменный пол, лес растет на крыше… И красиво это, и страшно. Жизнь теперь сосредоточена в небольших, но по местным меркам оживленных городках и посёлках.
Галич – тихий городочек с населением 17000 человек. Сложно поверить, но когда-то, в далеком XIII веке, он был крупнее и значительнее Москвы. Ему бы побольше любви и внимания, и турист бы повалил валом. Здесь каждый дом – с особинкой. У одного роскошное кованое крыльцо, у другого красивейший балочный фасад, у третьего такие наличники, что видавшие виды москвичи-туристы цепенеют от изумления. Все дома жилые и по вечерам светятся оранжево-тепло. Хорошо сохранились торговые ряды – видно, какой это был богатый и шумный город.
Сусанино. Мысленно поставила галочку напротив этого названия — «обязательно вернуться». Город стоит на высоком холме, улицы фотогенично спускаются-стекают вниз, широчайшие виды на окрестности завораживают. Здесь, в Сусанино (прежде – Молвитино) художник Саврасов написал свою самую известную картину — «Грачи прилетели». Есть много версий того, какую церковь он изобразил у себя на полотне. Большинство уверено, что это Воскресенская церковь, в которой сейчас музей подвига Ивана Сусанина. Она удивительно красива, даже в ноябрьскую хмарь.
Чухлома. В самом слове – Чухлома – многим слышится что-то захолустное, затрапезное, замшелое… Мне это название кажется теплым, спокойным и домашним. Здешняя провинциальность – не отталкивающая, а радующая глаз, греющая… Люди живут в своих резных теремах спокойно и достойно, разговаривают между собой и со случайными туристами удивительно мягко, беззлобно. Жалко, но в наших краях таких интонаций уже не услышишь.
Пара интересных фактов из истории города.
После войны 1812 года в Чухломе осталось семеро пленных французов, они были записаны в чухломские мещане. Так что у многих чухломичей в жилах течет французская кровь.
И ещё. Долгое время при въезде в Чухлому брали налог – пара булыжников или пять копеек, шедшие на сооружение мостовой в центре города. Она цела до сих пор, эта мостовая, только немного заросла травой.
Одна из последних точек путешествия — конезавод в Медведках, основанный купцом Скалозубовым 110 лет назад. Никак не ожидаешь увидеть в такой глуши чистенькие конюшни с манежем и адекватных работников, которые с гордостью показывают своих «лошадок». К следующему лету планируют построить гостевой дом с удобствами.
Забавно было видеть, как водители полноприводных автомобилей в клубных наклейках восхищенно смотрят вслед удаляющейся коняшке с телегой, которой правит маленький мужичок в лохматой ушанке.
Тут же — остатки небольшой усадьбы Бартеневых, но осмотреть их не удалось — сугробы.
Последний, финишный лагерь экспедиции «Там. В России» — вблизи того самого Исуповского болота, куда, по преданию, Иван Сусанин завел отряд поляков. Войско двигалось в сторону Костромы, дабы помешать воцарению 16-летнего Михаила Романова. На предполагаемом месте подвига — памятный камень. И это — точка в нашем путешествии.
Желающие присоединиться к движению «Там. В России» — заходите на сайт. В проектах – много интересных поездок.
Полная Чухлома 2011
«Там не будет регламента, не будет времени, не будет пространства. Там будешь только ты, твой экипаж, твоя команда, твоя земля. Как и с кем прожить эти четыре дня – решать тебе». Эти строки написаны на первой странице дорожной книги «Полной Чухломы — 2011». Поначалу я не придал им значения.
текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: Наталья КРАСНОВА, Кирилл МАТВЕЕВ
Философия полной Чухломы.
Вне регламента, времени и пространства.
Чухлома — маленький город ок, райцентр Костромской области. Именно его название использовали ребята из клуба «Там. В России», организаторы самого массового внедорожного путешествия. «Полная Чухлома» — забавное название, и я решил, что будет весело принять участие в этом приключении. Соклубники, побывавшие на прошлогоднем выезде, в один голос утверждали, что ехать надо обязательно. Вот я и подумал, почему бы не совместить приятное с полезным — провести несколько дней на природе в компании друзей и написать статью для нашего журнала. Тем более что с одним из организаторов — Дмитрием Беспаловым по прозвищу Скиталец — нас связывают давние приятельские отношения.
Регистрация участников началась примерно за месяц до старта мероприятия, в 12 часов ночи. И что бы вы думали? Утром следующего дня установленный организаторами лимит в 144 участника уже был превышен, а заявки все продолжали поступать. Страсти накалялись, некоторые претенденты, не попавшие в основной список, шумели на форуме и требовали немедленно их зарегистрировать, грозя все равно приехать. Ажитация походила на старую добрую панику в очереди за колбасой после объявления продавца: «Заканчивается, больше не занимайте».
Надо сказать, что организаторы повели себя в этой ситуации весьма достойно, в кратчайшие строки были прокатаны дополнительные маршруты. Это позволило несколько расширить список участников, но все же принять участие в ПЧ-2011 смогли далеко не все желающие. Нашему клубу повезло, было допущено десять машин из двенадцати, успевших заявиться, поэтому мы попросту уплотнили экипажи; так же поступили и многие другие внедорожные коллективы. И вот поглядывая на список участников, вывешенный в Интернете, я то и дело натыкался на знакомые имена. На моей памяти еще не было путешествия, которое бы собрало столько старых друзей сразу.
Непривычно было ехать по пустынной и разбитой федеральной трассе не в Заполярной Сибири или Горном Алтае, но в каких-то трех с половиной сотнях километров от Москвы.
Мы добрались уже затемно. Нас встретили «чухорги» — так именовали себя организаторы — и вкратце объяснили «политику партии»: «Вот номерки, их при въезде в лагерь вешаете на вот этот щит, уезжая, забираете. Вот вам наклейки, дорожная книга, сувениры и карты на завтра, проезжайте на поляну. Вы у нас «Немодный клуб», ваши стоят вон там. Видите зеленый фонарик? Вот слева от него».
Все четко, доходчиво, без непоняток и неразберихи, обычно сопровождающих мероприятия с двумя сотнями экипажей участников. Вообще хочется отметить, что «тамовцы» отработали на очень высоком уровне и многим организаторам официальных РАФовских мероприятий стоило бы у них поучиться.
Благодаря тому что объекты культурной навигации были рассредоточены на значительной территории и к ним вели различные дороги и направления, пробок на пути следования было немного. Окрестные леса впитали в себя две сотни машин, как губка воду. Мы редко встречались с другими командами, еще реже видели местных жителей. Большая часть деревень и сел, которые мы проезжали, были нежилыми уже много десятилетий. Но множество полуразрушенных храмов и развалины огромных деревянных домов в шесть и более окон указывали на то, что когда-то этот край был густо населен и богат.
Люди ушли из этих мест давно. Новые дороги пустили в обход старых караванных путей, и Нововятский тракт, когда-то один из основных торговых и почтовых путей, оказался больше не нужен. Былой центр торговой и общественной жизни превратился в далекую провинцию. Продвигаясь по глубоким заболоченным колеям, в которые превратилась торная дорога прошлых столетий, я поневоле размышлял о бренности и суетности нашего существования. Мы до того привыкли к незыблемости окружающей нас среды, что даже не задумываемся о том, что все построенное вокруг нас рано или поздно будет сметено неумолимыми руками времени, одетыми в грубые рукавицы перемен.
То и дело останавливаясь, чтобы сфотографировать развалины церкви или избы, мы глушили свои внедорожники и поражались тишине, которая тут же буквально обволакивала нас. Здесь не работают мобильные телефоны, не слышны нетерпеливые сигналы застопорившихся в пробках машин, нет навязчивой рекламы, супермаркетов, многоярусных паркингов и электронной почты. Ничего из того, что мы привыкли считать неотъемлемой частью своего существования, тут нет. Как только отлетела шелуха повседневности, мы остались один на один с самими собой и независимо от того, обращали мы на это внимание или нет, окружавшие тишина и спокойствие проникали в нас, приглушая суетные житейские мысли и замедляя бег времени. Иногда от этого становилось даже немного жутко. Тогда мы вырывались из объятий пустошей и лесов и, выскочив на грейдер или асфальт, мчали в ближайший райцентр, чтобы незамедлительно снова приобщиться к цивилизации с ее мобильной связью, магазинами, столовыми и людской суетой. Но и тут нашим ожиданиям не суждено было сбыться.
Найдя кафе, мы сделали заказ. Салатов не было, из первого только щи, а на второе шницель и рыба. Четыре голодных мужика, мы взяли по порции щей и по тарелке гарнира с парой шницелей, за что с нас попросили триста пятьдесят рублей. И вот я сижу за столом, передо мной стоит большущая тарелка с по-домашнему вкусными щами, и вдруг откуда-то изнутри появляется и крепнет чувство, что меня обманывают. Не меня одного, всех нас, жителей больших городов. Нам наврали, что надо обязательно с утра до ночи искать, где бы заработать еще денег на новые машины, квартиры и дачи, которые непременно надо купить, напели, что еда должна подаваться небольшими порциями, быть обильно украшена и стоить как минимум триста рублей за блюдо, а иначе и быть не может. И вот мы попали в мир, где живут нормальные люди, ходят в обычной одежде, ездят на обычных машинах и едят обычную еду, не испытывая потребности немедленно переехать в большой город. Но если с ними все в порядке, то что же это? Получается, что не в порядке с нами…
Три дня — слишком мало, чтобы чтото увидеть, не говоря уже о том, чтобы осмыслить и понять. Мы проехали сотни километров, отрывая взгляд от карты и навигатора лишь чтобы прижать к глазу окуляр фотоаппарата, многое не успели понять и прочувствовать, но нам хватило времени осознать это. Поэтому мы обязательно снова вернемся в этот край — побыть наедине с тишиной, наедине с собой.
Что такое «Полная Чухлома»
Это не внедорожное соревнование и не экспедиция, «Полная Чухлома» имеет свой собственный формат. Участникам предоставляется возможность самим выбирать маршрут, ритм и уклад поездки. Каждый экипаж ежедневно получает комплект карт с возможными маршрутами, список точек с GPS-координатами, а для того чтобы определиться с тем, какие именно точки посетить, есть дорожная книга, которая представляет собой целый историко-геологический труд. В ней не только историкокультурные справки о храмах, селах, дорогах и глубокий экскурс в историю края, но также рассказ о том, что особенности местного рельефа и грунтов имеют ледниковое происхождение. Благодаря столь подробным материалам, двигаясь по маршруту, уже не чувствуешь себя сторонним наблюдателем, а приобщаешься к богатой истории края, по которому едешь.
Организаторы «Полной Чухломы» не ограничивают участников никакими временными рамками или определенными направлениями движения. Каждое утро, выезжая из лагеря, команда (по одной машине двигаться нельзя, это единственное ограничение, наложенное организаторами) сама выбирает, по каким дорогам и в какую сторону отправится. А каждый вечер, при ехав в лагерь и получив карты следующего дня, имеет возможность, прочтя дорожную книгу и изучив схему, выработать свой собственный маршрут на следующий день. И несмотря на то что экипажей участников не одна сотня, у каждой команды получается своя собственная «Полная Чухлома».
Дороги Костромской области
Дорог в области немного. Это связанно с тем, что расположенные вдалеке от основных магистралей населенные пункты обычно покинуты. К жилым деревням и селам ведут грейдеры, которые хоть и поддерживают в рабочем состоянии, но лишь на том уровне, чтобы по ним могла проехать легковая машина и не застрять. Примерно то же можно сказать и об асфальтовых дорогах. Если основные, соединяющие районные центры, трассы еще как-то латают, то асфальтовые дороги, ведущие от трассы, выглядят, как после бомбежки, и выбоин на них такое количество, что зачастую проще ехать по обочине, чем по дорожному полотну. Проселочным дорогам повезло еще меньше. Если в сухой сезон и зимой по ним еще можно проехать, то распутица превращает их в грязевое месиво, по которому свободно может передвигаться только гусеничная техника.
Такие дороги как нельзя лучше подходят для тематики нашего издания, но совершенно точно не являются поводом для гордости областной администрации. Похоже, программа финансирования дорожного строительства из государственного бюджета работает только там, где этот самый бюджет принято пилить, и не распространяется на области, находящиеся в стороне от обычных маршрутов следования государственных мужей.