Полиция таможня суд прокуратура что это
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.
Понятие правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).
Основные признаки правоохранительной деятельности:
Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
Правоохранительные органы РФ.
Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:
Конспект лекции по Праву на тему «Правоохранительные органы РФ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Правоохранительные органы РФ
1. Правоохранительные органы Российской Федерации.
2. Система органов внутренних дел.
3. Прокуратура и ее деятельность.
4. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
5. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы.
1. Правоохранительные органы Российской Федерации.
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов :
Расследование нарушений права.
Исполнение решений суда.
Охрана общественного порядка.
Юридическая помощь и консультирование.
Система правоохранительных органов в России состоит из следующих простых и сложных (по структуре) органов:
Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
Федеральная таможенная служба.
Министерство юстиции РФ:
Федеральная служба исполнения наказаний;
Федеральная служба судебных приставов.
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов :
Органы выявления и расследования правонарушений.
Органы юридической помощи.
Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
2. Система органов внутренних дел
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Перечисленные выше органы внутренних дел имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
Основными задачами органов внутренних дел РФ является:
— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
— обеспечение охраны общественного порядка;
— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— организация государственной охраны имущества и организаций;
— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;
Одно из ведущих мест в системе ОВД занимает полиция.
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
13) По решению Президента РФ все сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
3. Прокуратура и ее деятельность.
Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Современная российская прокуратура – это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а так же ряд иных функций в соответствии с законодательном РФ.
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где определено, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенства закона;
2) единства и укрепления законности;
3) защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи деятельности прокуратуры определяются ее государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе РФ. Как орган, призванный обеспечить единство и укрепление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить:
1) своевременное выявление нарушений закона;
2) своевременное устранение нарушений закона;
3) предупреждение нарушений закона.
К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести:
· функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
· функцию уголовного преследования;
· функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
· функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами;
· функцию участия в правотворческой деятельности;
· функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.
Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законах, международных договорах Российской Федерации.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры в настоящее время не входит Следственный комитет РФ. Он является самостоятельным органом исполнительной власти.
Система органов прокуратуры построена по принципу: 1) административно-территориального и национально-государственного устройства РФ; 2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений; 3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.
Система прокуратуры выглядит следующим образом:
1. Территориальное деление:
а) Генеральная прокуратура;
б) прокуратура субъектов РФ;
в) прокуратура городов, районов.
2. Военная прокуратура:
а) Главная военная прокуратура в Генеральной прокуратуре;
б) военная прокуратура округов, флотов;
в) военная прокуратура объединений, соединений, гарнизонов;
г) прокуратура Ракетных войск стратегического назначения и прокуратура Федеральной пограничной службы.
3. Другие специализированные прокуратуры:
в) по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;
г) прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
4. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.
Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему.
Система органов федеральной службы безопасности:
– подразделения в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся Пограничные войска РФ;
Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти. Ее возглавляет директор на правах федерального министра.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
1) контрразведывательная деятельность;
2) борьба с преступностью;
3) борьба с терроризмом;
4) разведывательная деятельность;
5) пограничная деятельность;
6) обеспечение информационной безопасности.
Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов федеральной службы безопасности по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной против безопасности Российской Федерации.
Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б) необходимость обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну; в) необходимость проверки лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; г) необходимость обеспечения собственной безопасности.
Разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности государства.
Направлениями пограничной деятельности являются:
– защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения ее противоправного прохождения;
– обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
– защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа нашего государства;
– охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности – это деятельность органов федеральной службы безопасности:
– по реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
– обеспечению криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами страны.
5. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы.
Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент Российской Федерации.
Положение о ФСО России и структура федеральных органов государственной охраны утверждаются Президентом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти.
Основными задачами ФСО России являются:
1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;
5) защита охраняемых объектов;
6) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
7) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;
8) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;
9) осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;
11) обеспечение собственной безопасности.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п.1 Положения о ФССП России).
ФССП России подведомственна Минюсту России.
Основные задачи ФССП России (п. 2 Положения о ФССП):
· обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
· организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
· управление территориальными органами ФССП России.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
ФТС России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
В структуру таможенных органов входят :
– региональные таможенные управления;
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ФТС России. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, ФТС России.
Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ФТС России создает таможенные лаборатории.
В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ФТС России действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования.
ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, подведомственным МВД России и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
Задачами ФМС России являются:
— производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
— осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации и по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
— оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
— осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
— разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
— исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
— осуществление контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
— управление территориальными органами ФМС России, ее Представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.
Задачами центрального аппарата ФМС России кроме того являются: реализация общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере миграции.
В ФМС России образуется коллегия в составе директора (председателя коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, представителя руководства МВД России, а также других лиц. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы о деятельности в сфере миграции и принимаются коллективные решения.
ФМС России возглавляет директор ФМС России. Директор и его заместители назначаются на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Правоведение для чайников — 25. Правоохранительные органы и юридические профессии — 1
Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Главный и самый крупный правоохранительный орган – Министерство внутренних дел (МВД). Большая часть его сотрудников называется «полицейскими» или «полицией».
МВД имеет сложную и закрытую для посторонних структуру, в которой нелегко разобраться. Функции разных подразделений и должностей зафиксированы не в законах, а в подзаконных актах – приказах МВД. Кроме того, практика работы полиции отличается от региона к региону и даже от отделения к отделению. На официальных сайтах МВД и его региональных управлений нет почти никакой информации о том, из каких структур состоит полиция и чем конкретно они занимаются.
В результате в России большинство простых людей и даже юристов о работе полиции не знают почти ничего. Немногие внятные источники информации – несколько исследований, проведённых Институтом проблем правоприменения. Главные из них – доклад «Диагностика работы правоохранительных органов по охране общественного порядка и перспективы создания муниципальной милиции в России» и книга «Российский следователь: призвание, профессия, повседневность» (К. Титаев, М. Шклярук). Кроме того, Комитет гражданских инициатив выпустил наглядные брошюры и листовки с инфографикой в рамках проекта «Понятная полиция». Если вы хотите больше узнать о работы российской полиции, рекомендую ознакомиться с этими источниками.
Итак, МВД – огромная структура, организованная, как и многие другие госорганы, на трёх уровнях: федеральный, региональный и районный. Нынешний глава МВД – бывший руководитель московской полиции Владимир Колокольцев.
На федеральном уровне в МВД действуют департаменты и управления, которые координируют работу нижестоящих структур. На уровне каждого региона работает главное управление МВД. Называют его по-разному – «управление МВД (УМВД)», «главное управление МВД (ГУМВД)» или «МВД такой-то республики». Это управление координирует работу нижестоящих подразделений.
Наконец, каждый регион разбит на районы с населением примерно 50 тыс. человек. За каждый из них отвечает районный отдел внутренних дел. Его называют ОВД или УВД «по такому-то району» либо «отдел полиции такой-то». Для простоты я буду называть их все «отделом полиции».
В районном отделе полиции работает в среднем 250 сотрудников, распределённых по нескольким структурным подразделениям. Перечислю здесь основные подразделения и должности.
Сотрудники дежурной части (ДЧ) круглосуточно регистрируют сообщения о правонарушениях. Если вы будете звонить по телефону 112, то вас, скорее всего, перенаправят на дежурную часть нужного отдела полиции. Сотрудник ДЧ решает, приедут ли полицейские на вызов, и если да, то в каком составе. Дежурный может отправить на место участкового, сотрудников патрульно-постовой службы или (в случае серьёзного преступления) следственно-оперативную группу (СОГ, следователь + оперативник + эксперт-криминалист).
Ещё сотрудники встречают людей, которые пришли заявить о возможном преступлении, выдают им талоны-уведомления о принятии заявления (ч. 4 ст. 144 УПК РФ) и регистрируют всё в «Книге по учёту сообщений о происшествиях» (КУСП).
Работающие в отделе полиции оперативные уполномоченные (оперативники) занимаются оперативно-розыскной деятельностью: выявляют и раскрывают преступления и собирают информацию, необходимую для расследования. Оперативники носят не форму, а обычную одежду, чтобы не привлекать лишнего внимания, неофициально общаются со свидетелями и информаторами и занимаются другой интересной работой.
Не всегда, правда, они делают это законно. Из всех сотрудников полиции оперативники чаще всего попадают в скандалы, связанные с пытками. Наиболее известный случай произошёл в Казани в марте 2012 г. Там оперативники ОВД «Дальний» выбивали у задержанного признание в краже мобильника, засовывая ему в анальное отверстие бутылку от шампанского. В итоге человек получил разрыв кишечника и умер. Как выяснилось, оперативники много раз практиковали такие методы работы. В июне 2014 г. Приволжский районный суд Казани приговорил их к разным срокам лишения свободы (от 2 до 15 лет) (Право.Ру).
Работающие в ОВД следователи и дознаватели ведут предварительное расследование преступлений. Им нужно допросить свидетелей, найденных оперативниками, составить протоколы допроса и много других бумаг, подшить их в дело в определённом порядке. Эту кропотливую бюрократическую работу делают следователи и дознаватели МВД. Дознаватели занимаются более лёгкими делами, следователи – более сложными. Их работа не столь активная, как у оперативников, и требует больше усидчивости и аккуратности, поэтому большинство следователей МВД (около 70%) – женщины.
Сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) из полицейских чаще всего попадаются на глаза гражданам. ППС-ники объезжают или обходят район, следят за порядком, дежурят в местах скопления граждан и задерживают нарушителей. C ними может столкнуться любой, кто будет на улице делать что-то плохое: драться, материться, пить алкоголь или иметь неславянскую внешность. Также ППС-ники по указанию дежурной части могут поехать на срочный вызов, бросив патрулирование улиц, и быстро появиться на месте происшествия.
Район, подведомственный ОВД, разделён на небольшие участки с населением в несколько тысяч человек. За каждый отвечает участковый уполномоченный полиции (УУП, в просторечии просто «участковый»). Иногда участковому дают помещение для работы рядом с участком (т.н. «опорный пункт полиции» или «участковый пункт полиции»), иногда они работают в самом здании ОВД. Участковые следят за неблагонадёжными элементами (алкоголиками, душевнобольными, нелегальными мигрантами, бывшими зэками), приходят на те вызовы, куда не выезжают другие полицейские (например, по жалобе соседей – на пьянки или шумные вечеринки), разруливают бытовые конфликты и выполняют всю работу, которую не могут или не хотят делать другие полицейские.
Кроме того, в отделе полиции есть инспекторы по делам несовершеннолетних (работают с малолетними нарушителями), эксперты-криминалисты, водители, работники изолятора временного содержания (ИВС, он же «обезьянник») и другие сотрудники.
Территория, где работает отдел полиции, обычно совпадает с территорией, подведомственной районной прокуратуре и районному суду. Соответственно, дела, которыми занимаются полицейские, попадают обычно в один и тот же суд, а там их представляют одни и те же сотрудники прокуратуры.
Некоторые полицейские подразделения не входят в состав районного отдела полиции, а образуют особую структуру. Например, подразделения ГИБДД охраняют порядок на автодорогах, транспортная полиция – на железных дорогах, вокзалах и в аэропортах, а управления МВД по вопросам миграции (бывшая Федеральная миграционная служба) выдают загранпаспорта россиянам и следят за соблюдением миграционного законодательства иностранцами.
Ну и напоследок анекдот, который помогает запомнить, кто чем в МВД занимается. Начальник отдела полиции собрал в лесу подчинённых и поставил перед ними задачу: найти и доставить в отделение лося. Сотрудники ППС проверяли прописку у пробегавших мимо ишаков и сайгаков, а лося не заметили. Участковые принесли объяснения от жителей леса о том, что в данном лесу лось не проживает. Оперативники притащили избитого зайца, который признался в том, что он лось. Следователь запротоколировал допрос зайца и составил уголовное дело на семь томов, где убедительно доказал, что это лось, замаскированный под зайца с целью скрыть следы преступления.
Итак, лёгкие и средние по тяжести преступления раскрывают оперативники МВД, а расследуют – дознаватели и следователи МВД. Что касается серьёзных и тяжких преступлений, то там всё сложнее: их раскрывают те же оперативники МВД, а расследуют – сотрудники отдельного ведомства.
Когда-то этим ведомством была прокуратура. Считалось, что оперативники полиции (или некогда – «милиции») устанавливают фактические обстоятельства дела, а следователи прокуратуры – готовят его к суду. В 2007 г. этот процесс разделили на три разных ведомства. Теперь раскрывают тяжкие преступления оперативники МВД, расследуют – следователи Следственного комитета, а представляют в суде – сотрудники прокуратуры.
Структура Следственного комитета похожа на структуру МВД. На федеральном уровне – центральный аппарат, на региональном – управления по субъекту федерации, на районном – районные следственные отделы. И если отделы полиции обычно названы просто, то следственные отделы СК РФ имеют пышные и затейливые названия, например, «Таганский следственный отдел следственного управления по ЦАО Главного следственного управления следственного комитета РФ по городу Москве».
Формально Следственный комитет не относится ни к одной ветви власти, хотя, как и полиция, ближе всего к исполнительной. Руководитель СК получает полномочия из рук президента и никому, кроме него, не подчиняется.
Следственный комитет расследует самые серьёзные и опасные преступления: все виды убийств, похищения, половые преступления, уклонения от уплаты налогов, разные финансовые махинации и должностные преступления. Кроме того, он может забрать себе расследование любого преступления, если сочтёт его особо важным.
В последние годы СК постоянно вовлечён в российский политический процесс. Его следователи вели громкие дела против оппозиционных политиков и гражданских активистов: дело Pussy Riot (против девушек, спевших антипутинскую песню в Храме Христа Спасителя), «Болотное дело» (против участников митинга 6 мая 2012 г. в Москве) и дело «Кировлеса» (против политика Алексея Навального). Также Следственный комитет расследует так называемые «экстремистские» преступления (в том числе о «возбуждении вражды» по ст. 282 УК РФ).
Нынешний глава Следственного комитета – Александр Бастрыкиин. Из всех известных «правоохранителей» он имеет наиболее сомнительную репутацию. Самый громкий скандал с его участием произошёл в июне 2012 г. Тогда «Новая газета» рассказала, что глава СК и его помощники задержали оппозиционного журналиста Сергея Соколова, отвезли его в подмосковный лес и там долго высказывали свои претензии. По словам журналиста, Бастрыкин остроумно пошутил, что если убьёт Соколова, то сам же и будете расследовать это дело («Новая газета»). История эта окончилась странно: Бастрыкин с Соколовым помирились, но Соколов от своих слов не отказался. Одновременно Быстрыкин заявил, что никого никуда не возил, но в суд с иском о клевете не обратился (BBC).
Нынешний глава ведомства – Александр Бортников, который занимает этот пост с 2008 г.
К сожалению, формулировка этой статьи предельно каучукова. Даже не имея доступа к секретным сведениям, человек может разгласить информацию, которую кто-то сочтёт наносящей ущерб России.
Прокуратура – это орган, который от имени государства обвиняет человека в преступлении и убеждает суд в том, что тот действительно его совершил.
Российская прокуратура официально не относится ни к одной ветви власти, но ближе всего, конечно, к исполнительной власти. Как и другие правоохранительные органы, она разделена на федеральный, региональный и районный уровни, что примерно совпадает со структурой МВД и судебной системы. Обычно районная прокуратура представляет в районном суде обвинение по тем делам, которые расследовал районный ОВД или районный отдел СК РФ.
Кроме того, существуют специализированные прокуратуры – природоохранная, транспортная, прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Отдельная структура – у военной прокуратуры, которая разделена по военным округам, флотам и гарнизонам и соответствует структуре военных судов.
Всю эту систему возглавляет генеральный прокурор, которого назначает президент с согласия Совета Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ). Нынешний генеральный прокурор – Юрий Чайка.
Во многих странах прокуратура координирует расследование преступлений и юридически оформляет дело: прокурор работает в контакте с полицейскими и даёт им указания. Это нужно, потому что в условиях независимого правосудия мало выяснить, кто и как совершил преступление – надо ещё доказать это в суде. И если прокурор видит, что доказательств мало или они собраны с нарушением закона, то сам решает, как поступить с делом: продолжить расследование другим способом или вовсе прекратить его, чтобы зря не тратить время.
В России прокуратура до 2007 г. имела схожие полномочия. В ней работали следователи, которые расследовали самые серьёзные преступления. Также прокуратура руководила следователями и дознавателями МВД. В случае чего прокуратура могла сама возбудить уголовное дело, приказать милиции (тогдашнее название полиции) выяснить обстоятельства дела и довести его до суда. Прокуратура координировала расследование, могла прекратить одно дело или начать другое. Логику такой схемы я описал выше – раз уж прокуратура представляет дело в суде, она должна влиять на расследование до суда.
Но в 2007 г. у прокуратуры забрали значительную часть полномочий, а всех следователей прокуратуры перевели в новый госорган – Следственный комитет РФ. В итоге возникло две отдельных структуры, которые время от времени конфликтуют друг с другом.
Теоретически прокурор должен осуществлять «надзор» за тем, как проводится следствие, однако никаких рычагов давления на следователя у него нет. Прокурор не может дать следователю никаких указаний (прекратить одно расследование или начать другое, допросить тех или иных свидетелей) и почти никак не влияет на его работу. Прокуратура должна лишь получить законченное уголовное дело и представить его в суде. Единственный способ влияния – не принять дело у следователя и отправить его на доследование. То есть прокуратура может лишь отложить рассмотрение дела в суде.
На практике это выглядит следующим образом. «Раньше когда расследовалось дело, следователи каждые две недели заглядывали к нам и показывали, что и как движется. А теперь они вообще не считают нужным советоваться с прокурором. Потом приходят, складывают семь томов и говорит: у тебя десять дней, подписывай в суд» («Русский репортёр»).
В итоге получается, что в суде прокурор защищает результаты того расследования, в котором ни он, ни его ведомство не участвовали и о котором он почти ничего не знает. Часто даже формальный надзор за следствием производит один прокурор, а представляет в суде – другой. Всё это приводит к трагикомичным ситуациям.
«Громкие процессы последних лет неизменно удивляют наблюдателей, в числе прочего – бросающейся в глаза беспомощностью представителей обвинения, – пишет социолог Элла Панеях. – Практически каждый раз присутствующие в зале суда журналисты и блогеры с некоторым изумлением описывают одну и ту же картину: прокурор, который не ориентируется в материалах уголовного дела, не помнит ключевых обстоятельств фабулы обвинения, не может ответить ни на один вопрос защиты по существу дела, потом зачитывает обвинительное заключение с таким видом, будто видит его в первый раз, путая ударения в фамилиях свидетелей и экспертов. В деле ЮКОСа один раз государственный обвинитель принял название улицы в адресе лондонского филиала фирмы – Виктория-роуд – за подпись некой Виктории Роуд под документом. В деле Pussy Riot прокурор был не в курсе, что показания одного из свидетелей в деле скопированы с показаний другого вместе с опечатками и грамматическими ошибками» («Ведомости»).
Впрочем, на приговор это почти не влияет. Из-за обвинительного уклона российского правосудия судья всё равно признает подсудимого виновным, даже если прокурор не сумеет ничего толком доказать. Это и было видно в делах ЮКОСа, Pussy Riot, «Кировлеса» и многих других процессах. Правда, тогда не совсем ясно, зачем вообще нужна прокуратура.
В большинстве стран роль прокуратуры ограничена уголовным преследованием: то есть она совместно с полицией расследует преступление и доказывает в суде, что человек виновен. В России, однако, прокуратура должна осуществлять общий надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.
На практике за последние годы прокуратура отстранилась от этой работы. Почти во всех возможных сферах теперь работают специальные надзорные ведомства, которые и контролируют соблюдение законодательства: Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Росздравнадзор и т. д. В итоге прокуратура либо проводит проверки совместно с этими ведомствами, либо сразу перенаправляет в них всех заявителей.
Лирическое отступление: правоохранительные органы и политика
Например, в середине 2000-х годов в России чрезвычайно усилилась Генпрокуратура. Следователи Генпрокуратуры вели дело ЮКОСа и отправили в тюрьму почти всех руководителей этой нефтяной компании. Политолог Екатерина Шульман считает это главной причиной создания Следственного комитета: «Потому что, когда он создавался, Генеральная прокуратура была ударной силой дела ЮКОСа, главного репрессивного процесса того времени. Вот для того, чтобы она не сильно усиливалась, из нее выделили СКР» (http://m.echo.msk.ru/interview/detail.php?ID=1875302). Как видим, это разделение сильно затруднило и замедлило борьбу с преступностью.
Всё это входит в предмет исследования политологов, а не юристов, поэтому не буду подробно здесь останавливаться. Просто учитывайте это, когда пытаетесь понять, зачем нужен тот или иной правоохранительный орган. Не всегда в этом есть логика. Возможно, руководство страны думало не о том, как победить преступность, а о том, как сохранить власть.
Также Минюсту подчиняются две важные службы, которые помогают судам и исполняют их решения: ФСИН и ФССП.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления. Ведь мало приговорить человека к лишению свободы или обязательным работам – надо, чтобы кто-то его охранял или заставлял работать. В подчинении ФСИН находятся учреждения, где люди сидят по приговору суда: исправительные колонии и тюрьмы. Также она охраняет тех, кто взят под стражу и ожидает суда, и следит за условно осуждёнными. Кроме того, под её контролем осуждённый отбывает исправительные и обязательные работы.
Когда-то все места лишения свободы были в подчинении Министерства внутренних дел. В конце 1990-х гг. тюрьмы и колонии передали Минюсту, надеясь превратить их в более гуманные заведения. Предполагалось, видимо, что, если лагерные работники будут считать себя не «ментами», а работниками Министерства юстиции, это придаст им больше солидности и благородства.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) работает по двум направлениям. Первое – помощь судам в их работе. Этим занимаются приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов («приставы по ОУПДС»). Граждане обычно видят их, когда приходят в суд: именно они проверяют вещи посетителей и записывают их паспортные данные. Кроме того, приставы наводят порядок, если в здании суда произойдёт конфликт. Теоретически они могут доставить в суд участника процесса, который обязан появиться на заседании, но не приходит.
Другое направление работы ФССП – исполнение судебных решений по гражданским и административным делам. Эти занимаются приставы-исполнители. Если человек сам не платит деньги по решению суда, приставы могут принудительно списать деньги с его банковского счёта или забрать имущество и продать с аукциона. Также они разными способами стимулируют человека исполнить решение. Самые болезненные для должника меры – ограничить выезд за рубеж или лишить водительских прав до тех пор, пока тот не выплатит взысканные с него деньги.
Приставы-исполнители часто ленятся выполнять свою работу. Это может свести на нет всю работу юриста в суде. Ведь одно дело – выиграть дело, но совсем другое – исполнить решение. Поискать банковские счета и списать с них деньги пристав ещё может, но крайне сложно заставить его куда-то поехать, чтобы найти и арестовать имущество должника.
Несколько служб с похожими аббревиатурами имеют непохожие функции.
Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет самых важных российских чиновников (в том числе президента), а также руководителей иностранных государств во время их визита в Россию. Сотрудники ФСО сопровождают кортежи, и следят за госучреждениями, гостиницами, домами и другими местами, где находится охраняемый человек и где на него могут совершить нападение.
Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за тем, как все соблюдают налоговое законодательство, наказывает нарушителей и регистрирует коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. В каждом регионе есть региональное управление ФНС (УФНС), которому подчиняются районные инспекции ФНС (ИФНС). Каждая инспекция обслуживает определённую территорию и контролирует то, как все зарегистрированные там граждане и организации платят налоги.
Федеральная таможенная служба (ФТС) борется с контрабандой и контролирует перемещение товаров и других вещей через границу. ФТС подчинены несколько межрегиональных управлений (Южное, Центральное, Дальневосточное и т. д.), управлениям подчинены таможни (по одной на регион, международный порт или аэропорт), а им – таможенные посты на каждом пункте пропуска границы.
Внешней разведкой в России занимаются два органа: Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР). ГРУ относится к Министерству обороны и производит военную разведку, а СВР – самостоятельная служба, подчиненная непосредственно президенту; занимается она политической и экономической разведкой. Понятно, что отделить военные, политические и экономические сведения друг от друга невозможно, поэтому работа двух спецслужб иногда пересекается.
Строго говоря, разведка – это не правоохранительная деятельность, а наоборот – нарушение законов чужой страны. Но предполагается, что разведчики таким образом охраняют права и свободы граждан России. Поэтому их можно условно отнести к правоохранительным органам.
Самое громкое событие, связанное со Службой внешней разведки, произошло в июне 2010 г. Тогда в США были арестованы несколько российских граждан, которых обвиняли в работе на СВР. В частности, они должны были выведать данные о ядерном вооружении США. Правда, никаких секретов они так и не добыли, поэтомуамериканцы легко обменяли их на четырёх российских граждан, осуждённых ранее в России за госизмену (в том числе физика Игоря Сутягина). Самым известным из провалившихся агентов СВР была Анна Чапман, впоследствии ставшая телеведущей и фотомоделью (Лента.Ру).
Главное разведывательное управление мелькало в новостях из-за более успешных операций. В частности, большинство аналитиков именно на ГРУ возлагают ответственность за убийство в 2004 г. в Катаре одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева («Независимая газета»).
В 2016 г. в России появился новый госорган – Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия). Эта наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, которой отдали некоторые подразделения и функции других ведомств (в основном, МВД).
Костяк Росгвардии – это Национальная гвардия. Так стали называть бывшие внутренние войска МВД – подразделения, которые должны бороться с незаконными вооружёнными формированиями, охранять государственные объекты, разгонять митинги и подавлять массовые беспорядки.
Ещё в состав Росгвардии входит вневедомственная охрана. Это нечто вроде государственного охранного агентства. Его создали в советские годы в составе МВД, потому что тогда почти вся собственность, требующая охраны, принадлежала государству, и удобнее было объединить полицейские и охранные функции в одном ведомстве. Сейчас же большинство зданий и предприятий принадлежат частным лицам, и охранять их должны сами собственники. Тем не менее, вневедомственная охрана по-прежнему существует, но теперь оказывает платные услуги. На многих частных объектах стоит сигнализация, при срабатывании которой туда выезжают сотрудники вневедомственной охраны.
Кроме того, в состав Росгвардии перевели из МВД некоторые полувоенизированные полицейские подразделения, которые применяют в некоторых важных операциях: специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) и отряды мобильные оперативного назначения (ОМОН).
Возглавил Росгвардию генерал Виктор Золтов. Это бывший начальник Службы безопасности президента РФ, то есть фактически личный охранник Владимира Путина. Поэтому большинство экспертов восприняли учреждение Росгвардии как создание структуры, преданной непосредственно президенту и способное предотвратить государственный переворот или иные угрозы.
Главный правоохранительный орган в Росии – Министерство внутренних дел (МВД). Его основное структурное подразделение – отдел полиции. В нём работают сотрудники дежурной части (принимают сообщения о преступлениях и решают, что с ними делать), оперативники (выявляют и раскрывают преступления), следователи и дознаватели (ведут предварительное расследование), сотрудники патрульно-постовой службы (следят за порядком на улицах), участковые (отвечают за порядок на небольшой территории). Также в МВД есть отделения ГИБДД, транспортной полиции, управления МВД по вопросам миграции и т. д.
Прокуратура – это орган, который от имени государства убеждает суд в том, что человек совершил преступление. Теоретически прокурор должен осуществлять надзор за тем, как проводится следствие, однако на деле не имеет почти никаких полномочий. Он должен лишь взять дело, подготовленное следователем, и представить его в суде. Кроме того, российские прокуроры должны осуществлять надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.
Министерство юстиции (Минюст) проводит анализ всех будущих законов, регистрирует некоммерческие организации и контролирует работу адвокатов и нотариусов. Кроме того, Минюсту подчиняются ЗАГСы, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). ФСИН наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления, а ФССП помогает судам в работе и исполняет решения по гражданским и административным делам.
Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет важных российских чиновников, Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за соблюдением налогового законодательства, Федеральная таможенная служба (ФТС) контролирует перемещение товаров через границу. Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР) занимаются разведкой в других странах.
Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) – наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, в состав которой входят Национальная гвардия (бывшие внутренние войска МВД), вневедомственная охрана, СОБР и ОМОН.