Политическая система что это
Политическая система, её функции и подсистемы
Содержание:
Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.
Основные признаки политической системы:
Подсистемы политической системы
Функции политической системы
Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:
Общепринятая классификация систем:
Классификация политических систем
В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).
Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.
В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.
Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.
Политическая система общества
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое политическая система
Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.
Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.
Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону
Общество влияет на политическую систему, вход
Политическая система влияет на общество, выход
Импульсы, на которые реагирует политическая система
Действия и решения системы, которые управляют обществом
Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии
На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты
По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.
Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.
Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.
Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.
Для чего нужна политическая система
Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:
определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;
следить, чтобы общество выполняло эти задачи;
распределять моральные и духовные ценности;
следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;
воспитывать политическое сознание народа;
следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;
контролировать соблюдение законов и политических норм.
Из чего состоит политическая система РФ
В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Политические подсистемы РФ
Представляет различные политические интересы;
Следит за социальным управлением;
Создает социальные нормы;
Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.
В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.
Регулирует политический процесс;
Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали
Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества
Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.
Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:
Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.
Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.
Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.
Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.
Место государства в политической системе
Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:
выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;
может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;
определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;
контролирует деятельность других политических организаций;
обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;
объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.
Проверь себя
Задание 1
Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.
Отношения между политическими системами двух стран.
Задание 2
Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.
Задание 3
Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.
Политические партии входят в функциональную подсистему.
Политическая система связана с другими общественными системами.
Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.
Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.
Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.
Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать ЕГЭ, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе по обществознанию для 11 класса. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.
Политическая система
Политическая система, ее структура и функции
Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.
Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.
Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:
Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.
Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой. Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги — все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.
Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.
Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.
Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств — империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому — распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.
Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.
Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику — деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это — задачи государства.
Есть и многие другие направления государственной деятельности.
Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.
Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.
Функции политической системы:
Основные элементы политической системы:
Классификация политических систем:
Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.
Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.
Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.
Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:
Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.
Компоненты (подсистемы) политической системы общества
Название | Характеристика |
Институциональный (организационный) | совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации |
Нормативный | политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений) |
Культурный | политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура – способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов |
Коммуникативный | система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации |
Функциональный | Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти |
Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».
Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.
Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.
Политическая система что это
1. Понятие политической системы и её функции
2. Структурные элементы политической системы
3. Основные типы современных политических систем
Основные понятия: политическая система, политическая организация, политические отношения, политические институты, политические нормы, политическое сознание, политическая культура, типологии политических систем.
Всякий иной социальный процесс протекает в рамках определенных социальных институтов, отношений и норм. Политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма. В политической науке совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется политической системой общества
Первым аналогом понятия «политическая система общества» было древнегреческое слово политик (politeia). Вначале оно означало принадлежность к полису, т.е. гражданство и связанное с ним участие в политике через единство прав и обязанностей. Затем оно получило также значение политического устройства. Так, Аристотель называет политией известную организацию обитателей или граждан полиса. В качестве важнейших элементов организации полисного сообщества он рассматривает суд и народное собрание. Гражданами же считает тех, кто имеет право и одновременно обязанность участвовать в деятельности этих политических институтов. Указанное значение слова «полития» и составляет исконный, корневой смысл современного понятия «политическая система общества».
Разумеется, любое современное общество имеет гораздо более сложную систему социальных институтов и норм, посредством которых осуществляются политико-властные отношения. Понятно, что познание этого механизма имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение. Соответственно и проблема политической системы общества, включающая вопросы ее структуры, сущности, функций, типологии и другие, является одной из центральных проблем курса политологии.
1 Понятие политической системы и её функции
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.
Политическая система является одной из систем общества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой деятельности. Специфика политической системы проявляется, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки общества, которая предопределяется экономическим базисом. В-третьих, она имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, функций и ролей. Отношения в ней регулируются специальными правовыми и политическими нормами.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.
Политическая система общества — это система политических организаций и институтов, политических взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.
Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан принимать участие в управлении. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая система, будучи компонентом или подсистемой более общей социальной системы, каковой выступает общество, выполняет по отношению к нему и другим его подсистемам определенные функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением ее функционального назначения.
Надо отметить, что среди политологов существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Видимо, это является отражением того акта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки. Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин, например, разделяют подход, согласно которому в качестве основных функций политической системы признаются следующие: властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная.
Властно-интеграционная функция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы.
Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития
Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом господствующие социально-политические силы.
Регулятивная функция состоит прежде его в легитимации политики, т. е. в обеспечении общественного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, их изменения и обновления. Эта функция находит свое выражение также в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.
М. Настюк считает, что политическая система имеет следующие функции.
Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
Дистрибутивная функция. Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.
В.А. Бобков и И.Н. Браим утверждают, что сущность политической системы выражается в следующих функциях:
определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;
мобилизацию материальных и духовных ресурсов и его общества на выполнение социально-политических целей и задач;
политическую социализацию общества;
формирование политического сознания граждан;
политическую связь элементов системы, системы и среды;
укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;
легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Таким образом, мы видим, что однозначного ответа на вопрос о функциях политической системы нет, т. к. мнения политологов расходятся.
2 Структурные элементы политической системы.
После рассмотрения вопроса о понятии политическая система общества и ее функции следующим аналитическим действием является рассмотрение ее структуры, т.е. её внутренней организации, способа взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.
В структуре политической системы выделяются следующие ее основные элементы:политические организации и институты; политические и правовые нормы; политические отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.
Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая организация цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, формирует средства воздействия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.
Для общества должна быть характерна разветвленная политическая организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями.
Наряду с реализацией воли и интересов классов, наций, всего народа в политической организации общества находят выражение интересы различных слоев населения, различающихся и демографическими, и иными признаками (пенсионеры, молодежь, дети, женщины, город, деревня, регионы, интеллигенция и т.д.), У этих социальных слоев могут быть свои организации.
Возьмем такой элемент политической системы, как политические институты. Понятие «институт» (от лат. institutum – установление, учреждение) имеет несколько значений: совокупность норм в какой-либо области общественных отношений (институт брака, собственности); название высших учебных заведений или НИИ.
Политический институт — это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, политические партии, общественные организации, коллективы, избирательные системы).
Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осуществления власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные системы и т.д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района).
Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами.
Институтом любой развитой политической системы являются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Политические партии не являются непосредственными органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить различные социальные группы вокруг своих идеалов и программ, привлечь на свою сторону широкие слои граждан. Став правящей, политическая партия проводит свою политическую линию также не непосредственно, а через органы государства. Она участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных я судебных органов.
На политическую жизнь того или иного общества сильное влияние оказывают такие элементы политической системы, как общественные организации и движения, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации. Без них невозможны ни эффективное управление, ни развитие демократии. Чем более развиты в обществе разнообразные политические институты, тем благоприятнее их влияние на общественное развитие. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные» молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, общественной организацией является также церковь. Политическая роль каждой из этих объединений выражается в оказании влияния на ход избирательных кампании, а также давления на политические партии и органы государства. Некоторые из общественных объединений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР.
Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, основу которых образует право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций. Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики — как первичными, так и вторичными. Политическая норма — это образец, правило, принцип деятельности, признанный субъектом политики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные, универсального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются одновременно и правовыми нормами. Совокупностью политических и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.
Эти нормы регулируют политические отношения в обществе, через них официально признаются и закрепляют
3 Основные типы современных политических систем.
В отечественной политической литературе длительный период выделялись два типа политических систем: буржуазная и социалистическая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда обстоятельств, новых явлений жизни. В частности, многие капиталистические Государства в настоящее время могут быть с достаточными на то основаниями по ряду признаков разделены на государства капиталистического классического типа и социал-демократической направленности.
Во многих буржуазных странах уровень социализации капитала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма. И поэтому анализировать и оценивать социально-экономические структуры как чисто капиталистические было бы неправильно.
В свою очередь важно отметить и то, что большие трудности и сложности наблюдаются и в определении критериев социализма. Это вызвано рядом причин, и в первую очередь искажениями и деформациями социалистического строительства во всех бывших странах социализма.
Политическая система советского общества с первых дней образования мыслилась глубоко демократичной, при которой все трудящиеся смогут выполнять государственные и общественные функции. Однако процесс соединения демократий с социализмом шел очень трудно, болезненно, противоречиво, был заторможен и во многом деформирован. Причины этого различны. Они коренятся в конкретно-исторических особенностях политического развития народов СССР, во внешних и внутренних условиях, в уровне их политической культуры и других политических факторах. При этом следует учитывать и причины субъективного характера, в первую очередь установление режима личной власти. Он базировался на безраздельном господстве административно-командных методов руководства, когда решения принимались единолично, узким кругом людей, без учета мнений и предложений масс.
Во второй половине 50-х гг., когда были осуждены культ личности и массовые нарушения законности, предпринимались попытки осуществления ряда демократических преобразований. Однако начатые преобразования проводились непоследовательно, а главное — в рамках сохранившейся административно-командной системы. В результате были устранены лишь некоторые явные беззакония и нарушения. В последующем в политической жизни страны еще большее распространение получили формализм и заорганизованность.
В постсоветский период переход от командно-административной системы к демократическому обществу я соответственно формирование новой демократической, стабильной и эффективной политической системы оказались также чрезвычайно сложными. И это естественно. Не сразу могут возникнуть демократические политические институты и организации, сформироваться и утвердиться новые политические и правовые нормы и отношения, политический режим свободного общества, идеология политического плюрализма. Во многом трудности этого процесса сводятся к проблемам взаимоотношения граждан и государства, формирования личности с высоким политическим сознанием, чувством гражданственности, развитой политической культурой.
Современные политологи классифицируют политические системы по различным критериям. В зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные системы. Распространено деление политических систем на традиционные, модернизированные и переходные. Основу традиционных систем составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок политические системы, трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующие на реформы.
Трансформирующийся политические системы могут быть реакционными, ориентирующимися на прошлое, и прогрессивными, берущими курс на формирование общества нового типа.
По признаку участия в политическом процессе выделяют либеральную демократию, где высока степень добровольного, но пассивного участия, коммунистическую, характеризующуюся высокой степенью принудительности, развивающуюся с низким участием в политике.
Политические системы подразделяются на открытые и закрытые в зависимости от связей с внешней средой и другими странами.
Выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся странах, централизованные и децентрализованные в зависимости от концентрации или распределенности власти и ряд других.
В литературе встречается и формационный (марксистский) подход к делению политических систем на типы – рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.
Такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.
Основные понятия: политическая система, политическая организация, политические отношения, политические институты, политические нормы, политическое сознание, политическая культура, типология политических систем.
Политическая система – это система политических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на неё, это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.
Политическая организация – это совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определённых социальных групп.
Политические отношения – это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления политической власти.
Политические институты – это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, политические партии, общественные организации, коллективы, избирательные системы).
Политические нормы – это важный элемент политической системы, основу которых образует право; эти нормы регулируют политические отношения в обществе, через них официально признаются и закрепляются определённые социальные интересы и политические устои.
Политическое сознание – это элемент политической системы, куда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и политические убеждения людей, на процесс формирования общественного мнения, а всё вместе – на политические отношения и процесс функционирования политической системы.
Политическая культура – это элемент политической системы, определяющий уровень, характер и содержание политических знаний, идеологию, ценности, традиции, убеждения, навыки и действия.
Типология политических систем:
в зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима: демократические, тоталитарные и авторитарные системы.
Традиционные, модернизированные, переходные.
Консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок политические системы, трансформирующиеся.
По признаку участия в политическом процессе: либеральная демократия, коммунистическая, развивающаяся.
В зависимости от связей с внешней средой и другими странами: открытые и закрытые.
Завершенные и незавершенные.
Рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические.