Полигамные отношения что это
Полигамия
Полигамия – это в дословном переводе означает многобрачие. Другими словами полигамией именуют форму брачного союза, характеризующуюся наличием у брачного партнёра одной половой принадлежности более одного партнёра другой половой принадлежности. Выделяют две вариации рассматриваемого феномена: многомужество (иначе – полиандрия) и многожёнство (полигиния). При этом анализируемое понятие не следует путать с множественной моногамией. Многократное вступление в супружеский союз и соответственно связанное с этим действо именуемое развод, не является тождественным по содержанию полигамии. Основное различие здесь, что при многобрачии человек одновременно состоит в брачных отношениях с несколькими партнерами противоположной половой принадлежности.
Что такое полигамия
Анализируемое понятие довольно сложный и неоднозначный феномен, несмотря на то, что современный социум склонен упрощать его значение, оправдывая собственное беспутство и безнравственные порывы.
Сегодня всё чаще людские умы, а в особенности женский, интересует слово полигамия. Данное понятие применимо как к животной среде, так и к человеческим особям. Означает оно определенную брачную систему.
Биология считает удивительным существование у гомо сапиенс нескольких различных постоянных брачных систем, поскольку большинство представителей животной среды имеет одну установленную брачную систему, что является видовым признаком.
При этом, как говорилось выше, у человека полигамия бывает в двух вариациях. Сегодня рассматриваемый феномен практикуется в государствах, проповедующих ислам, и предполагает многоженство, то есть наличие более одной супруги.
Уже само наличие разделения рассматриваемого понятия на многожёнство и многомужество подтверждает то, что слабый пол, равно как и сильная половина человечества склонен к этому архаичному явлению. Поэтому вопрос, почему мужчины полигамны, а женщины нет, который так часто встречается в сети, в корне неверен. Здесь нужно отграничивать многобрачие от многократного заключения брачного союза, а также от банального распутства.
Нужно понимать, что в исконном смысле полигамия подразумевает именно многочисленный брак. Другими словами, рассматриваемый термин предполагает серьёзные взаимоотношения, основанные на обоюдной ответственности, наличие обязанностей у всех участников процесса, совместное ведение хозяйства. Желание иметь много половых партнеров, супружеские измены – не являются полигамией. Современный человек данным термином оправдывает собственную распущенность и аморальность.
История полигамных союзов своими корнями уходит в стародавние времена, практически к истокам зарождения человеческого племени. Примеры подобных браков можно наблюдать почти на всех стадиях формирования человеческого общества. Многобрачие считалось абсолютно естественным у иудейского народа, в Индии, Древней Греции, Китае, Полинезии.
При этом необходимо акцентировать, что превалировало в основном многоженство, что обусловлено патриархальностью тогдашнего социума.
Первобытное общество вообще не имело такого явления, как моногамия. Предки современного человека без полигамии просто не выжили бы. Полигамия была обусловлена суровыми условиями существования. Лишь благодаря многобрачию в ту далекую эпоху и выжило человечество, поскольку оно позволяло постоянно плодиться, увеличивая свою численность, что позволяло выживать племени в нелегких условиях.
При этом огромным значением обладала внутренняя иерархия. Так прерогативой на оплодотворение представительницы слабой части племени обладал вожак, который являлся наисильнейшим представителем рода, а затем прочие соплеменники в зависимости от значимости. Это запускало также и механизм естественного отбора, поскольку от более сильных мужчин рождалось более крепкое потомство.
Всякое социокультурное введение имеет собственную историю. Брачный союз в той вариации, в которой он присутствует в нынешнее время на западе, также является продуктом исторического развития. На формирование такого явления, как брак, оказывала влияние культура, царившая на определённой территории, философия, принятые в социуме поведенческие нормы.
Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что появление современного брака, обусловлено веяниями западноевропейской цивилизации: законодательной практикой Рима и греческой культурой. С падением Римской империи и пришествием Средних веков основной носительницей социокультурного наследия греко-римских времен делается Римско-католическая религиозная институция. Это привело к упрочнению моногамии. В современном социуме лишь около 10% индивидов признает полигамию.
Однако на протяжении множества веков многобрачие было обыденным явлением практически для всех народностей, не задетых европейской культурой. Исторически полигиния имела место приблизительно в 80 % культурных общностей людей. Но по мере наступления глобализации, полигамия все больше сдавала собственные позиции.
При этом чем дальше от давления греко-римской культуры, тем большей распространённостью и признанием пользовалось многобрачие. Китайцы издавна считали, что, прежде всего, не муж брачный союз делает хорошим, но именно хороший брачный союз, особенно с несколькими супругами, облагораживает и делает сильнее мужей. Тогда считалось, что количество жён благотворно воздействует на развитие мужской потенции.
Древние египтяне также приветствовали полигамию. Она официально была разрешена при дворе правителя. При этом в нецарской среде многобрачие было скорее редкостью, нежели правилом, хотя и официально оно не запрещалось.
В античной Греции полигиния разрешалась лишь для компенсирования человеческих потерь в кровопролитных войнах. При этом после восстановления численности населения многобрачие официально запрещалось.
Учёные деятели различных эпох, включая и мыслителей античности, стремились определить роль семейных отношений в социуме, выделить признаки семьи и ответить на иные вопросы, касающиеся такого явления как брак, происхождение понятия, его суть. Данное явление изучается различными науками: социологией, педагогикой, психологией, политологией. При этом ни одна наука не может дать чёткое и полное определение понятиям семья и брак. По своей сути они определяют систему взаимоотношений между супругами, их родителями, детьми.
По сей день идут шумные споры о необходимости запрета многобрачия либо наоборот его санкционирования повсеместно. При этом всё больше наблюдается тенденция отхода современного общества от законно оформленных отношений к свободным взаимоотношениям или гражданскому союзу.
Человеческое существо – это единственный представитель животной среды, наделённый способностью любить. Этим он обосабливается от мира зверей. Четвероногие собратья и иные представители фауны не способны любить. Здесь не нужно путать привязанность домашних питомцев с истинной любовью, поэтому у рода человеческого существует два пути. На одном – человечество движется к моногамии, то есть развивается, очеловечивается. Второй путь – путь полигамии и он ведет, наоборот, к озверению, деструкции социума, деградации человечества, его вырождению.
Когда человек не любит, вместить в собственный разум стремление к одному брачному союзу на всю жизнь не в состоянии. Отсюда и возникают разнообразные теории о полигамной натуре человека. К сожалению, большинство индивидов при помощи анализируемого понятия, лишь пытается обосновать собственное несовершенство и безнравственность.
Действующее законодательство большинства стран мира и институт брака в традиционном его понимании, где сам брачный союз зачастую заключается без любви, всё же направляет людей идти по пути моногамии. Утратив такой институт, человеческий род утратит и своё отличие от представителей фауны.
В первобытном обществе полигамия в отношениях была не желаемым явлением, как сейчас, а средством для выживания, поскольку она позволяла быстрый рост популяции. Например, если взять 11 человек, которым необходимо максимально быстро восполнить популяцию, то группа, где одна женщина и десять мужчин, будет в заведомо проигрышных условиях, в сравнении с группой, где один мужчина и десять женщин. Поскольку сам процесс воспроизведения будет происходить довольно медленно, ведь в среднем женщина сможет родить одного малыша в год, в то время как во второй группе за аналогичный период сможет родиться десять деток.
Исследования антропологов показали, что, невзирая на распространённость и принятие большинством мировых обществ (приблизительно 80 %) полигинии в качестве законной и приемлемой модели семейных отношений, подавляющая часть брачных союзов в таких общностях оставалось моногамной. Как правило, в те времена количество многобрачных союзов не превышало 10 %. Чаще всего многожёнство практиковалось среди знати. Учёные объясняют стремление человечества к моногамным союзам инстинктивным чувством, запрограммированным в человеке.
Полигамная семья сегодня запрещена на законодательном уровне практически во всех странах Евразийского континента. Она вне закона в большинстве западных держав. При этом Великобритания и Австралия признаёт полигамные браки, если они заключены в государствах с легализированной полигамией. Подавляющая часть христианских стран также не признаёт многобрачие кроме Уганды, Республики Конго, Замбии.
Согласно исследованиям, проведённым американскими биологами, полигиния оказала огромное воздействие на человеческий генофонд, понизив многообразие мужских хромосом.
Мужская полигамия
Большинство представителей сильной половины оправдывают свою распущенность, постоянные измены и многочисленные любовные похождения собственной природой. Почему же в социуме так распространено мнение, что представители сильного пола полигамны? Данное заблуждение корнями уходит к первобытной культуре и древним инстинктам. Первым примитивным общностям людей необходимо было выжить в довольно сложных условиях. Залогом их выживания служило количество людей, поэтому первобытные мужчины стремились оплодотворить максимальное число женщин.
Помимо того на протяжении столетий кровопролитные войны уничтожали мужское население, что рождало необходимость увеличения числа именно мальчиков. Поэтому и гаремы в те времена были не роскошью, а жизненной потребностью. Отсюда и рождение мальчиков было огромной радостью. Описываемая ситуация сохранялась неизменной в течение тысячелетий. А потому совершенно неудивительно, что даже после развития цивилизованного социума, возникновения института брака и законодательной базы, всё равно многим мужчинам сложно сдержать собственные похотливые порывы.
Ведь этот инстинкт насчитывает несколько сотен тысяч лет отраду, тогда как культурным нормам, настаивающим на необходимости хранения верности партнеру всего-навсего около трёх тысяч лет.
Таким образом, даже если предположить, что физиологически мужчины всё-таки предрасположены к полигамии, то от разумности человеческого существа не открестишься. Гомо сапиенс всё же отличается от остального животного мира наличием интеллекта и способностью противостоять зову природу. Потому нет ничего невозможного в хранении верности мужчинами своим партнёршам.
Также не стоит забывать, что в стародавние времена полигамия стала следствием суровых жизненных условий. Она не была изначально свойственна людям. Помимо того мужчинам, выступающим за многобрачие и оправдывающим свою распущенность, полигамной природой, нужно понимать, что главным смыслом полигамии у предков являлось продолжение рода, а не удовлетворение похоти. Поэтому собственное распутство и стремление к самоутверждению, путём увеличения числа интимных партнёрш, не следует оправдывать природой, если отсутствует намерение от всех них получить потомство. Природа здесь совершенно не причём. Всему виной лишь потакание собственным капризам, решение психологических проблем, отсутствие нравственных устоев и банальное распутство.
Таким образом, полигамия сильной половины значительно преувеличена. Это миф, придуманный самими мужчинами дабы «легализировать» измены и нивелировать значимость института брака и роль женщины в нём. В большинстве своём, полигамия обусловлена социальными нормами и традициями, устоявшимися в определённой общности людей.
Многие учёные, высказываясь за многобрачие, ссылаются на мусульманские страны, упуская из виду, прежде всего, их религиозность и исторический детерминант. В странах ислама полигамия воцарилась вследствие исторического развития, став социальной нормой, которая складывалась в семьях на протяжении длительного периода. Именно незыблемые мусульманские нормы, их традиции, устои и удерживают порядок, мир и гармонию в брачных отношениях. Но подобный уклад вещей у исламистов никоим образом не доказывает природную полигамность мусульманских мужей.
Женская полигамия
В современном социуме и по сей день бытуют двойные стандарты. Социум открыто может вести разговоры о полигамии мужчин, зачастую оправдывая разнузданность мужчин, но при этом становится излишне нравственным в разговорах о женской полигамности. К мужским похождениям, неверности, желанием иметь несколько супруг одновременно, общество относится снисходительно, но стоит дочерям Евы даже заикнуться о подобном, это же общество клеймит их позором и готово растерзать на месте. Больше всего мужчинам претят разговоры о женской полигамии. И это объяснимо. Ведь современная женщина всё стремительнее движется в противоположном направлении закостенелым патриархальным устоям.
Многие убеждены, что женская полигамия является продуктом насущной действительности, порождённая феминизацией, стремлением к независимости прекрасной половины человечества и появившимися довольно большими финансовыми возможностями.
Почему-то сильная половина человечества убеждена, что исторически обусловлено лишь мужское многобрачие. В действительности же полигамия не является преференцией мужчин, даже, несмотря на то, что во многих странах, приветствующих многобрачие, больше распространена именно полигиния, а не полиандрия. Однако существуют народности, в которых слабой половине не только не возбраняется иметь несколько супругов одновременно, но и даже приветствуется.
Сегодня феномен многомужества, хотя и довольно редко, но встречается. Как правило, он распространён в Тибете, южных регионах Индии, на Непале, в отдельных племенах Африки, Южной Америки, у алеутов и эскимосов. Причиной рассматриваемого феномена, прежде всего, считается крайне тяжёлое положение общества. Недостаток земель, пригодных для сельскохозяйственных работ и жёсткий климат приводят к отказу от раздела земель между всеми наследниками. Поэтому супругу выбирает старший сын, которая становится для всех братьев общей. Также жену могут подобрать родители, чтобы она подходила всем братьям.
В таких ячейках общества все дети считаются общими и все мужья к ним относятся, как к собственным.
Фратернальное многомужество, при котором родные братья состоят в брачных отношениях с одной супругой, традиционно принято в Китае, Непале, северной Индии. Тогда как в южных регионах Индии фратернальная вариация полиандрии встречалась в этносе тоды, однако сейчас у них более приветствуется моногамия. Сегодня полиандрические браки в Индии чаще практикуются в сельских коммунах в штате Пенджаб (регион Малва), которые, вероятнее всего, распространены там с аналогичной целью, дабы избежать дробления земельных наделов.
Фратернальная полиандрия в отличие от майората принятого в Европе и вынуждавшего младших сыновей феодалов оставлять родные места, дабы отыскать для себя иные занятия, позволяет избежать раздела имущества при наследовании и даёт возможность родным людям жить вместе и вести совместное хозяйство.
Таким образом, полигамия у женщин в основном присуща сообществам, которые испытывают дефицит природных ресурсов. Недостаток ресурсов вынуждает увеличивать важность выживания каждого малыша, одновременно ограничивая рождаемость. При этом в таких обществах рассматриваемая форма брачных отношений распространена и среди крестьян, и в кругу знати. Например, дефицит годной для сельскохозяйственного промысла земли и вступление в брачные отношения всех братьев с одной женщиной в Тибете позволяет избежать дробления, принадлежащего семье супругов земельного надела. Если бы каждый брат создал собственную ячейку общества, то земельный участок пришлось бы разделить между ними. Вследствие этого каждой семье достался бы слишком маленький земельный надел, неспособный прокормить их. Именно этим обусловлена распространённость полиандрии и среди богатых землевладельцев. Наряду с этим аборигены буддистских Занскара и Ладакха намного реже заключают полиандрические союзы из-за отсутствия собственной земли.
Также объяснить женскую полигамию можно и инстинктивным стремлением дочерей Евы найти для собственного потомства наиболее сильного и качественного «самца». Подобное объяснение более жизнеспособно и научно обосновано, нежели теория, утверждающая, что мужская полигамия порождена инстинктивной устремлённостью сынов Адама на оплодотворение как можно большего числа «самок».
Практически каждая барышня, вступая в брачный союз с наиболее приемлемым для неё партнером стремиться продолжить род, а когда этот партнёр перестаёт быть приемлемым в силу ряда причин для супруги, она отправляется на поиски нового супруга. Мужчина же, вступая в половые связи с различными партнершами и оправдывая подобное поведение полигамной природой, не имеет цели оплодотворить их. Таким образом, происходит подмена понятий.
Терпимость современного общества к мужской полигамии и нетерпимость к женской, по большей части обусловлена, прежде всего, подменой понятий (большинство, говоря о полигамной природе мужчин, подразумевает отнюдь не форму брачного союза, выраженную в многобрачии, они этим оправдывают мужские измены, стремление сильной половины к смене партнёрш и банальное распутство), а также отголосками патриархата, который полностью сегодня не искоренён, что особенно проявляется именно в традициях, устоях и брачных отношениях.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
5 мифов о моногамии и полигамии
Стоит открыть и прочитать статью в интернете, касающуюся моногамии и полигамии, как в голове образуется жуткая каша из всего, что там намешано. К сожалению, люди, берущиеся писать подобные статьи, обычно даже не удосуживаются посмотреть хотя бы соответствующие определения, и просто начинают повторять популярные заблуждения. Итак, основные ошибки большинства авторов, которые затем плавно перетекают в головы людей и становятся распространенными мифами.
Миф 1. Моногамия – это один партнер на всю жизнь.
Они влюбились друг в друга с первого взгляда, жили долго и счастливо и умерли в один день. Обычно так заканчиваются все сказки. И именно такую ассоциацию вызывает термин «моногамия». На самом деле, моногамия – это создание устойчивого союза из двух партнёров на более-менее продолжительный промежуток времени. Грубо говоря, это просто создание пары. Наибольшее количество моногамов встречается среди гнездовых птиц. Взаимоотношения у них при этом могут быть очень различными. Одни виды сохраняют пары на весь период размножения, включающий в себя постройку гнезда, высиживание и выкармливание птенцов, другие только на период спаривания и яйцекладки. Пары чаще формируются на один сезон, реже на несколько лет, и совсем редко – на всю жизнь.
Полигамы – виды, образующие больше одной пары за один сезон.
Миф 2. Женщины моногамны, а мужчины полигамны.
В свете определения моногамии, которое мы уже выяснили, это утверждение выглядит очень комично. Получается, что женщины создают пары между собой, а мужчины с мужчинами занимаются беспорядочным сексом, либо живут в мужских гаремах. Вспомните об этом, когда вам заявят нечто подобное. Хорошее настроение на весь день гарантировано.
Конечно, говоря это, большинство представителей сильной половины имеют в виду нечто совсем другое. Моногамия здесь используется как синоним влечения к одному партнеру, а полигамия, соответственно, как синоним влечения к нескольким. Неверность в этой трактовке приписывается неодолимой мужской склонности к полигамии, хотя никакого отношения к ней она не имеет.
Измена – это кратковременная связь с другим партнером в моногамном либо полигамном союзе. Они встречаются как у людей, так и у животных.
Моногамия или полигамия – это стратегии размножения, они никак не регулируют наличие влечения к другим особям. Что я имею в виду? Дело в том, что в результате проведенных генетических исследований выяснилось, что у традиционно моногамных видов до 30% детенышей были рождены не от их официальных отцов. При гаремном способе размножения процент рожденных от основного самца детенышей и того меньше. У морского котика, например, который ревностно охраняет свою территорию и своих самок от набегов других самцов, всего 23% котят принадлежат ему самому. Дело в том, что вероломные жены морского котика периодически сбегают от него, чтобы спариться с другими самцами. А им для этого приходится ползти энное количество метров по суше – большой подвиг для тюленя.
Выходит, влечение к другим партнерам сохраняется у животных, независимо от того, моногамны они или нет. Это – необходимый эволюционный предохранитель, защищающий от вымирания вида в случае смерти либо несостоятельности первого партнера. То же самое можно отнести и к людям. Женщины точно так же, как и мужчины, испытывают периодически влечение и сексуальное желание к привлекательным представителям противоположного пола, безотносительно к тому, состоят ли они в браке или постоянных отношениях, любят своего избранника или не любят. Конечно, порядочные девушки очень редко в этом признаются, боясь показаться распущенными. Мужчины же свои сексуальные желания считают признаком мужской доблести и хорошей потенции, а потому трубят об этом на всех углах. Но влечение к другим партнерам, так же как и желание «новизны», одинаково для обоих полов, просто проявляется по-разному.
Миф 3. Мужчинам нужно распространять свои гены.
Действительно, мужчина производит миллионы сперматозоидов за один выброс семени и может зачинать детей хоть каждый день. Женщине же на рождение хотя бы одного ребенка потребуется, как минимум, год. Из всего этого обычно делается прикладной вывод – женщине достаточно одного мужчины, а мужчине нужно много женщин.
Однако подобные различия между самцами и самками имеются практически у всех видов животных, особенно у млекопитающих. Между тем, если вы любите передачу «В мире животных» или хорошо знали биологию в школе, то знаете, насколько сильно могут отличаться стратегии размножения у разных видов.
У полигамов, ведущих промискуитет, с разными партнерами спариваются представители обоих полов, несмотря на то, что рождает и выкармливает детенышей только самка, а самец в этом никак не задействован. За примерами далеко ходить не нужно – наши любимые домашние кошечки и собачки поступают именно так.
У некоторых животных царит настоящий матриархат. Их сообщества имеют в своем составе только самок, а самцы допускаются лишь во время течки, как, например, у гиен. Самцы пятнистой гиены изгоняются из стаи сразу по достижении половой зрелости и живут отдельно. Стая гиен состоит из доминирующей самки и нескольких самок с подрастающими детенышами. Соблюдается жесткая иерархия, в которой самцы занимают последнее место. В период течки самка гиены подзывает самца коротким отрывистым лаем, буквально приказывая ему совокупиться с ней. После акта совокупления она часто набрасывается на него настолько агрессивно, что ему приходится очень быстро уносить ноги.
Моногамы среди млекопитающих – обезьяны совы, степные полевки, лисицы, волки, слоны, антилопы и др. Часть из них остаются вместе на всю жизнь, некоторые только на несколько лет. У большинства моногамов самцы принимают участие в заботе о потомстве, а у некоторых, например, слонов и антилоп – нет.
Словом, стратегии размножения могут быть очень и очень различными, несмотря на то, что биологический способ репродукции у млекопитающих в основном схож: самец производит сперматозоиды и оплодотворяет самку, самка рождает детенышей и выкармливает потомство молоком. Поэтому судить о том, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, основываясь лишь на некоторых биологических различиях между ними, по меньшей мере, недальновидно, если не сказать, глупо.
Но, допустим, теория о распространении генов лучшим самцом верна именно для людей. Кто у нас главный альфа-самец в государстве? Президент страны. Получается, что в России, например, право на всех женщин репродуктивного возраста имел бы только действующий президент. Но, несмотря на то, что женщин, пожелавших родить от него, нашлось бы немало, Владимир Владимирович, к счастью, не пользуется своим «альфа-самцовым» правом. А то пришлось бы не своих детей воспитывать.
Гипотеза о «распространении генов» служит лишь для оправдания половой свободы мужчин и ограничения половой свободы женщин. Каждый мужчина надеется, что хоть он и гуляет, как и положено «настоящему мужику», его жена остается верной ему. Это самое обманчивое в мире впечатление. Ведь если большинство женатых мужчин изменяют, то с кем они это, собственно, делают? Не с мужчинами же. Хотя, конечно,встречается и такое.
Миф 4. Полигамия для людей естественна. Моногамия искусственно навязана государством.
Устройство общества с гаремным образом жизни означало бы участие в репродукции очень небольшого числа мужчин-«султанов» (остальных пришлось бы устранить искусственным путем), при значительном женском перевесе. Получается, что вся тяжесть поддержания жизни общества легла бы на плечи женщин, и так занятых рождением и воспитанием детей, и немногочисленных мужчин. В плане эффективного производства полигиния невыгодна: мало хороших работников. В плане рождаемости такое сообщество тоже не слишком продуктивно, поскольку полностью реализовать свой репродуктивный потенциал женщины не могут, так как заняты на производстве, к тому же сексуального внимания на каждую из них приходится меньше, а значит, и вероятность забеременеть снижается.
Если лишних мальчиков стали бы не устранять, а использовать для нужд «султанов» и гаремов, многократно повысилась бы конфликтогенность обстановки: бунты, кровавые стычки, кражи женщин. Решить эту проблему можно, если воспитывать часть мужчин, как Безупречных (воины-евнухи в одном известном сериале). При таком устройстве общества хорошо себя чувствовали бы только «султаны». Вы бы захотели так жить? А если не повезет? Согласились бы стать рабом-кастратом, чтобы привилегированная прослойка могла наслаждаться своими гаремами?
Одну женщину обеспечивают сразу несколько мужчин, а это значит, что работать ей не нужно, сексуального внимания достаточно, поэтому она может реализовать полностью свой репродуктивный потенциал. А это около 10-15 детей, если все беременности одноплодные, в случае рождения двоен и троен количество младенцев увеличивается до 20 или даже 30. Жизнь общества поддерживается без труда, так как в производстве заняты самые эффективные работники – мужчины, а бесполезных ртов в виде редко рожающих женщин нет.
В целом, такое устройство было бы выгодно для выживания, но не выгодно для интересов отдельных членов общества, поскольку мужчина вынужден делить жену с другими мужчинами, обеспечивать, возможно, не своих детей. А женщины поставлены в положение свиноматок или рабынь для сексуальных утех.
Групповой брак или полиамурное сообщество – это не моногамный вид совместной жизни, при котором в союз вступают одновременно более двух взрослых, одна из форм поливерности. Участники таких отношений считают друг друга равноправными партнёрами, ведут общее хозяйство, разделяют заботу о детях и т.п.
Для жизни общества групповой брак имеет некоторые преимущества и соответственно минусы. Рожденные в таком союзе детёныши не остается без отца, поскольку многие, если не все самцы в группе относятся к нему как к собственному. Сам же групповой брак приводит к близкородственному скрещиванию и через несколько поколений делает всех членов группы близкими по набору генов. В такой ситуации не столь важно, мое или твое потомство выжило, я или ты погиб преждевременно. Ведь если мы члены одной группы, то, значит, твои дети несут мои гены, а мои дети – твои. У общественных насекомых использование такого генетического фокуса зашло столь далеко, что за всех сестер размножается одна, а остальные – бесплодные.
В этой ситуации начинает действовать особая форма естественного отбора – групповой отбор. При такой форме отбора между собой соревнуются близкородственные группы в целом, а не особи по отдельности. Эволюционно важен успех именно группы, а не особи. Значит, отбор может подхватывать и закреплять такие приспособления и программы поведения, которые одной особи невыгодны, но выгодны группе.
Навязывается ли моногамия государством? Она скорее поддерживается государством, но не навязывается. Разве сейчас кто-то запрещает рожать детей вне брака, заниматься свингом, жить втроем или вчетвером? Такие практики зачастую осуждаются обществом, но никак не контролируются государством. Поэтому, если вам хочется жить в полигамном, полиаморном союзе или в групповом браке, то вы можете делать это спокойно и на законных основаниях. Поскольку нет никаких штрафов за не моногамные отношения.
Миф 5. Человек по своей природе моногамен.
Люди, утверждающие это, путают два понятия: «социальная моногамия» и «сексуальная моногамия». Видов, абсолютно верных друг другу, на Земле почти нет, можно по пальцам перечесть. Это значит, что даже животным порой сложно хранить верность и строить долгосрочный союз, что же тогда говорить о людях, раздираемых постоянными сомнениями и противоречиями?
Сексуальная жизнь человека намного сложней, чем у остальных видов, и зависит от воспитания, примера родителей, заложенных установок в детстве и отрочестве, культурной среды, уровня духовного развития, наличия или отсутствия моральных ценностей.
А моногамия или полигамия – это стратегии размножения, особенность каждого отдельного вида. Медведица не станет заводить себе гарем, а лев не будет жить всю жизнь с одной лишь львицей.
Потому нельзя назвать человека по природе моногамным или полигамным. За всю историю человечества, да и в наше время спокойно распространены все виды отношений. Различия идут от общества к обществу. Да, у нас больше распространена так называемая социальная моногамия, но многие предпочитают свободно любить нескольких людей одновременно.
Обращение к аналогиям из мира животных в данном случае является социальным запросом для оправдания отступления от общественных норм.
Я уже соскучился по толковым статьям на Пикабу.
Спасибо за приложенный труд.
а мужчины с мужчинами занимаются беспорядочным сексом, либо живут в мужских гаремах. Вспомните об этом, когда вам заявят нечто подобное.
Вот я вообще не удивлюсь, если про сторонников мифов номер 2 и 3 такая правда вскроется.))
При таком устройстве общества хорошо себя чувствовали бы только «султаны». Вы бы захотели так жить? А если не повезет? Согласились бы стать рабом-кастратом, чтобы привилегированная прослойка могла наслаждаться своими гаремами?
Собственно так жили раньше и считали многое нормой, тк рабы просто не воспринимали себя как хозяева. Достаточно правильно промыть мозги в паре поколений и всё, что-то станет новой нормой.
Что то я не понял, как моногамия из первого абзаца, где создаются пары, стала гомосексуализмом во втором абзаце?
И автора ничуть не смущает сравнение человека с животными) Во всём.
Из блога Ольги Арефьевой
Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец ее будущего ребенка обязан отработать в ее семье две недели до и после рождения ребенка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все четыре стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.
Многие молодые тибетки носят на шее специальное ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от ее любовника. Если монет в ожерелье мало – это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у нее очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться сразу из нескольких семей.
Несколько лет назад я ходила на курсы английского, на которых учились люди с разных концов света. На занятиях мы постоянно делали сообщения о традициях или культуре своих стран (что очень интересно, т.к. одно дело, когда читаешь об этом, и совсем другое, когда абориген сам рассказывает. Опять же вопрос задать можно). И был среди нас тибетский монах-расстрига. И рассказал он нам дивную историю о традиционных семейных отношениях.
Итак, Нджи доложил нам, что модель семьи, которая к нынешним временам уже отмерла, но в глухих деревнях местами еще держится, – многомужие. Женщина выходит замуж за всех братьев семьи, переезжая в их дом.
Если в доме есть маленькие братья, то они ждут поры совершеннолетия и тоже вступают с ней в брак. Невесту подбирают средного возраста, старшему, но под всех братьев (т.е. когда старший совсем уже стар, то в наличии еще имеется муж молоденький, что, как отметил Нджи, очень полезно для здоровья женщины). Чем больше в семье сыновей, тем привлекательнее для невест дом, т.к. большее количество добытчиков делают дом богаче.
За семью, в которой всего один или два сына, хорошую невесту не отдадут. Придётся довольствоваться либо сироткой, либо что осталось. Такая модель удобна тем, что оставляя наследство, не нужно делить хозяйство, т.е. с годами оно, по идее, должно расти и шириться.
На этом он закончил свою речь и просил задавать вопросы, если вдруг непонятно.. У китаянок к нему вопросов, разумеется, не было, а мы, переварив (точнее, НЕ переварив) услышанное, начали. Первым выступил француз:
– А как же решается проблема, когда кому спать с женой?
Нджи не понял вопроса.
Ему на разные лады разъяснили, он удивился:
– Здесь нет никакой проблемы, это решает жена.
– А другие что, ждут? Расписание что ли?
– Нет никакого расписания.. Кого она позовет, тот и идет.
Девушки оживились. Мы слыхали, что Тибет – Колыбель Цивилизации и Центр Мироздания, но теперь это приобретало реальные черты, действительно, как мудро все устроено.
– А если одного она все время не зовет и не зовет? – забеспокоился за далекого тибетского мужа француз.
– Значит, ему нужно постараться, чтобы заслужить ее внимание. Лучше работать, например.
Француз присвистнул. Он чувствовал, что тибетцы где-то что-то не понимают, и ему не терпелось привести ситуацию к понятному знаменателю. Попытавшись сделать еще несколько заходов, он, тем не менее, неизменно упирался в спокойное «она решает».
– А чьи, простите, считаются дети? – поднял руку венгр-молодожен.
– Как чьи? Всех, хотя в некоторых селах считалось – старшего брата.
– Их не различают по отцам?
– И тебе неинтересно знать, который из десяти сыновей твои?
– Ага, щас! – оживилась мужская часть класса.
– Это неважно. Эти дети принадлежат одному роду, и если кто-то из отцов погибнет, другие будут кормить всех детей как своих, а для матери и так не важно, кто отец ее ребенка, она будет заботиться обо всех одинаково, но чем больше мужчин кормят ее детей, тем лучше.
– А как на счет ревности? Братья не ревнуют, не ссорятся? – не унимался француз.
– Как они могут ревновать, если это их всех жена?
– Ну вот тебе совсем-совсем радостно было бы смотреть, как брат идет с твоей женой в спальню?!
– Так это и его жена тоже.
– То есть тебе дела нет?
– А если сосед косо посмотрит на твою жену, тебе тоже дела нет?
– А вот так! – и француз изобразил вызывающие, прямо-таки страстно-испепеляющий взгляд и помотал бровями.
– ААААА. – завопил класс, довольный, что ревность все-таки существует и, значит, если Шекспир покопался бы там повнимательнее, то все бы там нашлось. Все как у людей.
Но меня беспокоил другой вопрос:
– А что, если жене не хочется исполнять супружеские обязанности с каким-то из мужей?
Тут все девушки наперебой начали объяснять:
– А так вот и не захочется!
– Ну, не нравится один, хоть режь!
– Ну, совсем плохой, плохо работает, во!
– Ну, не может она с ним идти, со всеми без проблем, а с этим – ну никак!
Француз и венгр в один голос радостно:
– А это уже её проблемы.
Девицы загалдели, начался базар стенка на стенку, который клубился бы еще долго, но смолк в одно мгновенье, разбившись о тихий голос Нджи:
– Нет. Это как раз – его проблема. Его большая проблема.
Мы затихли. И он поведал нам грустную историю о том, что если с одним мужем жене не хочется спать или невзлюбит его так, что превозмочь уже никак, то начинается черная полоса в жизни мужчины.
Сначала, когда неприязнь еще не озвучена официально, он просто старается изо всех сил, чтобы заслужить ее расположение. Братья исподволь ему помогают. Если успехов никаких, то ему дается испытательный срок, и если и это не приводит к доброму результату, то в игру вступает последняя карта. Самая последняя: к женщине приходит Свекровь!
(Девчонки! Прежде, чем читать дальше, приготовьте салфетку, чтобы утереть скупую слезу, которая прольется над несовершенством мироздания): к женщине на поклон приходит свекровь. И, стоя на коленях, просит пожалеть ее сына и позволить ему остаться. Хотя бы еще на время. Она выслушает много обидных слов о своем сыне, которого она так плохо воспитала. Она будет просить и обещать, обещать и просить, лишь бы сыну было позволено остаться. Женщина, безгранично уважая возраст свекрови, может принять ее просьбу и оставить мужчину в доме.
В этом месте класс замер. Как изменился мир! Тишину нарушил француз, как наименее сочувствующий тибетской модели семьи:
– А что будет, если она скажет нет?
– Тогда ему нужно уйти. Пути у него два: в монастырь или в наемные работники – жить при каком-то доме и работать только за еду.
Случаи из практики 101
Случаи из практики 101
— Кто эти люди? – бесстрастно спросила я.
— Довольно необычно… Вы пришли потому что у вас возникли трудности с одним из партнеров?
— Попробуйте для начала рассказать, как вы пришли к этим отношениям.
— И вы можете сохранить ее в тайне.
— Нет, нет – вы правы! Я должна об этом рассказать – возможно, вы начнете лучше понимать меня… Все началось еще в далеком детстве, когда моя семья снимала квартиру в Екатеринбурге. В одном подъезде с нами жила девочка Вероника, моя ровесница. Мы очень дружили, ходили вместе в детский сад и в школу. Потом пришло время выбирать институт, и она отправилась покорять медицину, а я твердо решила стать педагогом. Обычно, после такого, дороги у людей расходятся, но мы продолжили дружить. Правда потом она все-таки уехала – сюда, в Санкт-Петербург. Здесь, в одной из частных клиник работала ее тетка – она и предложила помочь ей с трудоустройством.
— А вы остались на прежнем месте?
— Наверное, это был самый трудный период в вашей жизни?
— Вы пошли в полицию?
— И тут появилась Вероника?
— Должно быть, вы переживали что стесняете их?
— Переживала, но Вероника сказала, что все нормально и мне не стоит забивать себе голову. Они вдвоем целый месяц устраивали мне культурную программу, возили повсюду и делали все, чтобы я оправилась от пережитого. Выяснилось, что Славик работает всего полдня – у него была своя маленькая столярная мастерская, где он делал деревянные статуэтки на продажу. Все остальное время он занимался домашним хозяйством: стирал, мыл и готовил. Причем ему это действительно нравилось – особенно радовать нас своими кулинарными изысками.
— Мечта, а не мужчина?
— Прямо-таки семейный бюджет.
— Собственно говоря так ваши отношения и вышли на другой уровень?
— Я со стыда чуть под землю не провалилась, когда осознала, что наделала. Схватила вещи, начала метаться по квартире, пытаться найти сумку чтобы сбежать и не испортить все еще больше. А потом видела улыбающуюся Нику, стоящую в проходе. Я тут же бросилась к ней с извинениями и слезами, но она остановила мой бесконечный поток эмоций и заверила что все нормально, и она ничуть не расстроена. Ведь это же была я, а не кто-то там со стороны…
— А потом все повторилось…
— Вы должно быть счастливы?
— Вас смутило то, что возможно, для этого им придется зарегистрировать отношения и вы формально окажетесь в стороне?
— Вы ей об этом сказали?
— Конечно, но она как обычно – махнула рукой и попросила не переживать по этому поводу, типа залететь она всегда успеет. А Славик вообще обнял нас обеих и заявил, что ему все равно, лишь бы мы были счастливы.
— Да уж, непростая ситуация…