Полиэстер переработанный что это значит
Patagonia. Шаг в будущее
Источник: Patagonia.com
В рамках постоянных инициатив по совершенствованию производственных процессов и по снижению воздействия на окружающую среду, компания Patagonia усиленно стремится к минимизации своего негативного влияния на природу. Технологи компании усердно просчитывают, сколько воды им потребуется на том или ином этапе производства и очень радуются, когда им удаётся достигнуть минимума. Химики контролируют, чтобы все было максимально чисто и безвредно. А целая команда спортсменов подтверждает их успехи на своём примере.
Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор технологий переработки вторичного сырья Patagonia, которые доказывают, что можно быть одновременно экологичными и технологичными.
100% переработанный пух
Переработанный пух — это смесь гусиного и утиного пуха с Fill Power 600/700, полученная из утилизированных подушек и других постельных принадлежностей, которые вышли из употребления. Конечный продукт является гипоаллергенным, и по качеству ничуть не хуже нового пуха.
Рынок переработанного пуха и перьев уже давно существует в Европе. У компании Patagonia заняло некоторое время, чтобы найти идеальных партнёров в США, которые могли соответствовать высоким стандартам качества. Со временем эта работа, действительно, окупилась. Поставщики, с которыми сотрудничает Patagonia, разделяют ценности компании, гарантируют высокое качество и бескомпромиссную производительность.
В итоге, как оказалось, спрос рождает предложение. Теперь и другие текстильные компании следуют примеру Patagonia. Надеемся, что их опыт будет стимулировать использование переработки в ещё большем количестве стран. Получая продукт фактически из мусора (предметы могли оказаться на помойке, если бы не попали в пункт переработки), компания уменьшает выброс СО2, помогая тем самым расширить поток утилизации, и повысить его ценность. Вторичное использование сырья отлично способствует реализации изначальной миссии Patagonia: «Произвести лучший продукт, не причиняя ненужный вред природе, использовать бизнес для стимулирования и реализации решений экологического кризиса».
Переработка нейлона
Как и полиэстер, волокно нейлона сделано от нефти. Patagonia перерабатывает полиэстер в течение последних 20 лет. И только 5 лет назад компания начала утилизировать нейлон. По какой-то причине, известной только химикам, сложнее вторично использовать нейлон, чем полиэстер. После нескольких лет научных исследований, разработок и испытаний, компании удалось получить необходимые волокна нейлона, которые бы соответствовали заявленным качествам.
Одни виды переработанного нейлона получаются из индустриальных отходов, например, из пряжи, собранной на прядильной фабрике или из отходов ткацких фабрик. Но некоторые виды нейлонового волокна, с которым экспериментирует Patagonia, воссоздаются из выброшенных промышленных рыболовных сетей.
В 1993 году компания Patagonia стала первым производителем outdoor-одежды, получившая флис из переработанных пластиковых бутылок. Однако, 20 лет спустя они все ещё ищут аналогичный путь к успеху с переработанным нейлоном.
В любом случае, использование максимально большего количества переработанного нейлона уменьшает нашу зависимость от нефти как от источника сырья. Этот процесс снижает количество отходов и сокращает токсичные выбросы мусоросжигательных заводов.
Переработанный полиэстер
Как уже говорилось выше, Patagonia начала перерабатывать полиэстер в 1993 году. Это был позитивный шаг на пути к более стабильному производственному процессу, который использует меньше ресурсов и производит меньше выбросов.
Сегодня компания перерабатывает в полиэфирные волокна использованные пластиковые бутылки, непригодные отходы производства и изношенную одежду (включая собственного бренда).
Опять же, вторичное использование полиэстера уменьшает нашу зависимость от нефти!
Patagonia предлагает большой ассортимент одежды из переработанных полиэфиров: базовый слой, куртки, мембранная одежда, шорты, флис и т.п.
Переработанная шерсть
Patagonia использует множество различных материалов в своём производстве, в том числе шерсть. Все они имеют некоторые экологические издержки. Например, производство шерсти требует огромного количества земли для выпаса овец. К тому же необходимы большие энергетические затраты, воды и химикатов для того, чтобы преобразовать срезанную с овец шерсть в чистое волокно однородного качества.
Один из способов уменьшить негативное влияние при производстве шерсти — утилизация старых шерстяных вещей. Практика переработки шерсти насчитывает сотни лет. Раньше, после того как шерстяные свитера становились потёртыми, их собирали и измельчали на отдельные волокна, а затем превращали в одеяла. Переработанная шерсть в Patagonia производится таким же способом. Опираясь на современные методы контроля качества, шерсть проходит тщательную сортировку, разделяясь на цветовые категории ещё до измельчения. Минуя само окрашивание, при таком методе фактически исключается процесс покраски шерсти, а использование воды сводится к минимуму.
Переработанный хлопок
Зачастую жизнь одежды из обычного хлопка или органического заканчивается на свалке. Использование органического земледелия в производственном процессе, безусловно, предпочтительнее, чем привлечение промышленного сельского хозяйства. Однако любое сельское хозяйство использует много воды и оставляет за собой углеродный след от подготовки почвы, возделывания и сбора урожая.
Благодаря партнёрству с TAL Group, одним из крупнейших производителей одежды в мире, Patagonia смогла сократить потребление хлопка и приблизить его к неуловимому замкнутому циклу.
Утилизированный хлопок не отбеливается и не окрашивается. В завершении процесса восстановленное волокно смешивается с девственным органическим хлопком, и получается новый качественный продукт, который так же по истечению срока эксплуатации можно отправить в переработку.
Но на этом увлекательная жизнь переработанного хлопка не заканчивается…
REFIBRA™ lyocell
Ещё Patagonia использует ткани, изготовленные из древесной массы и переработанных хлопковых отходов.
Волокна REFIBRA™ lyocell (лиоцелл) являются результатом двух инноваций, связанных с древесиной и хлопком. Древесная масса, используемая в лиоцелле, является возобновляемым сырьём, получаемым из устойчиво управляемых лесов (прим.ред.: «устойчиво управляемые леса» — умная организация неистощительного использования лесов). Этот метод получения древесины снижает негативное воздействие на природу, путём сокращения необходимости добычи древесины из новых лесов. Добавление переработанных хлопковых отходов заменяет часть древесной массы, уменьшая количество используемого первичного сырья.
Процесс производства REFIBRA™ lyocell также снижает потребление воды на 95 % по сравнению с производством хлопковых тканей и не загрязняет воздух, почву или воду.
В США Patagonia принимает все товары своего бренда в переработку, при этом делая скидку на приобретение новых. Так же в американских офисах предоставляются услуги по ремонту одежды, потому что «лучше старое, чем новое»!
Перевод подготовила Богданова Светлана
В статье использовались фотографии с официального аккаунта Patagonia в Facebook.
Красота спасет океан: что нужно знать об одежде из переработанного пластика
В последнее время все больше брендов используют экологичные материалы при создании одежды. В том числе ткани из переработанного сырья, добытого в океане. Какая она – одежда нового поколения, и почему будущее за экомодой – рассказывает дизайнер Ольга Сказкина.
Почему океанический пластик
Океаны занимают две трети нашей планеты. Именно они – главный источник кислорода и естественный регулятор климата. Также океанические экосистемы обеспечивают жителей Земли питательными ресурсами. При этом ежегодно в них попадает около 10 тонн пластика.
Оказавшись в воде, под воздействием солнца пластик активно выделяет токсичные вещества и начинает распадаться, загрязняя окружающую среду еще больше, что нередко приводит к гибели флоры и фауны. Вместе с жидкостью микропластик проникает в организм живых существ, угнетая здоровье.
Подводные течения сбивают оказавшийся в воде пластик в «мусорные пятна». Их площадь сейчас составляет от 700 тысяч до 1,5 млн км². Еще 14 лет назад представители Greenpeace установили, что океанический пластик наносит вред почти 300 видам водных млекопитающих. Хорошая новость – большую часть этого «пластикового супа» можно собрать и переработать. В том числе – превратить в новые предметы гардероба.
Как создается одежда из переработанного пластика
Больше половины пластиковых отходов – это одноразовая упаковка. Чаще всего она состоит из вещества под названием ПЭТ, или термопластика.
Его можно переработать и изготовить так называемый вторичный полиэстер. Для этого на заводе пластиковый мусор, собранный на свалках и выловленный из океана, сортируется и очищается. Отсеиваются крышки, этикетки, проверяются маркировки. Затем сырье прессуют, измельчают и обрабатывают паром. Полученное в результате этих манипуляций вещество преобразуют в волокно. Далее из него создается ткань для новых изделий. Например, Econyl.
Не мусор, а модная одежда
Первый модный показ, на котором модели демонстрировали наряды из переработанного пластика, назывался Recycled и прошел в 2002 году в Канаде. Философия экомоды получила поддержку общества и постепенно проникла как в мир высокой моды, так и в масс-маркет-сегмент.
К примеру, в 2009-м в борьбу за окружающую среду включилась компания Adidas. Бренд создал линейку одежды из переработанного полиэстера, а три года спустя одел в футболки из данного материала 70 тысяч волонтеров.
В 2013 году к экодвижению присоединился еще один спортивный гигант – Nike. Компания создала из вторсырья форму для игроков футбольного клуба «Манчестер Сити». Впоследствии к производству подобной одежды подключились Asics, Marks&Spencer, Levi`s, H&M, Topshop, Max Mara и G-Star.
В России инициатива пока набирает обороты. Флагманов несколько. Среди них такие бренды, как Urbantiger, Frencia, Petricor, NNedre и Ecoolska. Последний, кстати, использует для создания одежды целый ряд экологичных тканей, в том числе переработанный хлопок финской компании Pure waste.
Особенности одежды из океанического пластика
Из-за стремительного развития экономики потребления многие вещи в нашем гардеробе надолго не задерживаются. Однако в переработку отправляется меньше одного процента, остальное десятки и сотни лет отравляет окружающее среду. Материал из океанического пластика можно преобразовывать не раз, а разлагается он в разы быстрее.
Изделия из переработанного пластика имеют немало положительных свойств. Например, такие вещи не нуждаются в глажке, гипоаллергенны и нетоксичны. Еще один плюс заключается в экономии энергоресурсов. При производстве полиэстера из выловленного сырья не используется нефть, требуется на 60% меньше энергии. А главное – сокращается количество мусора в мировом океане.
Однако есть у одежды из переработанного пластика и недостатки. Первый – любая синтетическая ткань является источником микропластика. При носке, а особенно при стирке частицы пластика отрываются от изделия, попадают в окружающую среду, а из нее – в живые организмы. Второй – все же пластик остается пластиком. Переработка помогает уменьшить его количество на планете, но будущее – за отказом от синтетики в пользу органических, технологичных и биоразлагаемых тканей. Например, переработанной вискозы, органического хлопка и льна, бамбука, конопли, крапивы.
Как делают одежду из переработанных пластиковых бутылок
Одежда может быть произведена не только на основе натуральных волокон, но и из других, совершенно непривычных для обывателя материалов — например, из пластика. Конечно, пластика переработанного — и превращенного в полиэстер. Recycle разобрался, как пластиковая бутылка превращается в качественную одежду и почему этот тренд имеет большие перспективы.
Зачем перерабатывать пластик
Из докладов Комитета ООН по охране природы известно, что каждый год на земле миллион птиц, сотни тысяч морских млекопитающих и огромное количество рыб погибает из-за пластиковых отходов. Миллионы тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в воды мирового океана. В Тихом океане уже дрейфует настоящий мусорный остров (Eastern Garbage Patch), представляющий собой очень плотные залежи пластика и других отходов. Остров по размеру в два раза превышает территорию США.
Помимо заботы о фауне мирового океана, есть еще много причин в пользу переработки пластика, например, энергосбережение и сокращение количества выбросов парникового газа: известно, что замена на производстве первичного материала переработанным вторичным позволяет значительно сократить выбросы парниковых газов.
Как пластик превращается в джинсы и футболки
Сколько пластиковых бутылок мы используем и выбрасываем в течение года? Трудно даже сосчитать. Все эти пластиковые бутылки из-под оливкового масла или минеральной воды сделаны из полиэтилентерефталата (в аббревиатурном виде его называют ПЭТ).
Область применения этого полиэфира в мире распределена примерно так: около 70% пластика идет на производство нитей и волокон (и мы получаем наш привычный полиэстер), около 30% — на пластиковые бутылки.
Кстати, удивительным образом в России по статистике все зеркально противоположно: у нас полиэтилентерефталат используют главным образом для выработки пластиковых контейнеров, в первую очередь, пластиковых бутылок, и в гораздо меньшей степени для переработки в волокна.
В некоторых случаях ПЭТ не идет по одному пути — бутылка или волокно полиэстера — а проходит оба, один за другим. Речь идет о переработанном пластике, который обычно называют recycled polyester (переработанный полиэстер). Все возможно благодаря способности этого популярного типа пластика легко поддаваться переработке и возвращаться к потребителю в абсолютно новом виде. Например, пластик из бутылки через recycle-процесс может вернуться к нам в виде брендовой одежды.
Технология образования вторичного полиэстера кажется простой: на перерабатывающих заводах с пластиковых бутылок убирают крышки и этикетки, емкости категоризируют по цвету. Потом очищенный пластик прессуют, режут на мелкие кусочки и пропускают через паровой котел. В результате всех манипуляций образуется вторичная гранула или флекс, вещество, готовое для производства новых продуктов.
Из вторичной гранулы делают, в частности, полиэстер – ткань, которую несложно стирать, при этом материал быстро сохнет, после стирки не меняет размер и форму. Полиэстер вторичного использования стал одним из главным материалов в арсенале eco-friendly дизайнеров.
Кто делает одежду из переработанного пластика
Использование бытовых пластиковых отходов для выпуска одежды еще в конце 90-х г.г. предсказал классик моды Пако Рабанн. Идея спустя пару лет начала стремительно воплощаться в индустрии: в 2002 году канадский fashion-дуэт Dsquared2 представил коллекцию Recycled. На показе модели грациозно шли по подиуму с мусорными пакетами в руках, а вся одежда была сделана из переработанного пластика. Экстравагантный ход дизайнеров не остался незамеченным и приобрел последоваталей.
Идеи Sustainable fashion и Sustainable clothing (эко-мода и эко-одежда) неожиданно получили поддержку как в мире высокой моды, так и в зоне более доступных брендов. В 2008 году первой ласточкой из масс-маркета стала коллекция американской American Apparel — создатели дешевого базового гардероба в честь Дня Земли выпустили коллекцию аксессуаров, сделанных из переработанных пластиковых бутылок.
Спустя год под влиянием Стеллы Маккартни в борьбу за окружающую среду включилась и спортивная компания Adidas. Их особая экологичная линия создается исключительно переработанного пластика, превращенного в особый тип эко-полиэстера. Adidas одел в форму из переработанного полиэстера (обозначаемого как PES) около 70,000 волонтеров на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году.
Недавно к движению на переработку подключился и другой гигант спортивного текстиля Nike. В одном из интервью Чарлз Денсон, главный бренд-менеджер Nike, заявил, что «производство ткани из пластиковых бутылок на 30% снижает потребление энергии по сравнению с производством из первичных полиэфирных волокон, но даже экономия энергии — это не главное. При производстве футбольной формы мы используем 13 млн пластиковых бутылок, которые в противном случае просто лежали бы на свалках веками».
Не так давно команда «Манчестер Сити» представила новую гостевую форму Nike на сезон 2013-2014 г.г. Комплект был полностью сделан из переработанного полиэстера.
К производству одежды на основе переработанного пластика присоединились такие бренды, как Levi’s, Asics, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia и другие.
Одним из последних именитых «пополнений» в рядах эко-дизайнеров стал Фаррелл Уильямс, представивший на Неделе моды в Нью-Йорке коллекцию одежды в сотрудничестве с экологической организацией Bionic Yarn и брендом G-Star. Вся коллекция была сшита из переработанного пластика, когда-то выброшенного в океан.
Что такое RECYCLE ткани?
На складах компании OLDOS представлены следующие ткани 100% recycle:
Давайте разберемся, что такое recycle-ткани.
«Recycle» означает «возвращенный в оборот». Однако, правильнее такие ткани называть RPET ткани (R – recycle, PET – ПЭТ (полиэтилентерефталат, материал, из которого производятся бутылки из-под воды).
Переработанный полиэстр производят механическим способом:
1. Собранные PET бутылки сортируют, промывают, стерилизуют, высушивают и разделяют по цветам;
2. Бутылки в гриндере измельчают в чипсы;
3. Чипсы нагревают и высушивают, чтобы удалить всю влагу;
4. Чипсы расплавляют и пропускают через фильтр с тонкими отверстиями;
5. Получаются нити. Далее ткань производится обычным способом.
Изначально recycle ткани стали производить из-за их низкой цены. Соответственно, качество таких тканей тоже было низким. Со временем значение тканей из переработанного сырья сместилось в сторону экологичности.
Благодаря передовым технологиям, научились производить переработанные ткани такого же качества, как оригинальные. Но для того, чтобы убрать вредные элементы, которые вырабатываются при переработке пластика, требуются дополнительные обработки, которые увеличивают стоимость ткани до цены обычной ткани или даже делают ее дороже (зачастую намного дороже).
Кстати, крашение переработанного волокна стоит дороже, чем крашение обычного полиэфирного волокна.
При современных технологиях самое существенное отличие переработанного полиэстера от первичного заключается во влиянии на экологию окружающей среды.
На производство вторичного полиэстера используется на 2/3 меньше электроэнергии и на 90% меньше воды, чем на производство первичного полиэстера. Ткань, созданная из переработанного полиэстера, производится из пластиковых бутылок, что предотвращает засорение земли и океана. Применение вторичного полиэстера снижает зависимость от нефтедобычи (одна тонна переработанного волокна могла бы сохранить 6 тонн нефти (если сравнивать с обычным волокном, которое производят непосредственно из нефти), а также снижает выбросы углекислого газа примерно на 5800 кг. Поэтому потребители из Европы и Америки предпочитают покупать переработанные ткани. Фабрики в Китае с каждым годом все больше и больше работают с RPET тканями.
Одежда, изготовленная из переработанного полиэстера, получает специальную бирку, удостоверяющую происхождение ткани.
Наш recycle-трикотаж имеет такую бирку:
Клиенты, покупающие recycle-ткани в нашей компании, бесплатно получают бирки из расчета 1бирка/2 метра ткани.
В мире существует несколько систем сертификации текстиля из переработанного сырья. Но самым признаваемым в мире считается Глобальный стандарт вторичной переработки (GRS), который разработан Control Union Certifications в 2008 году, а 1 января 2011 года собственность на него перешла к Textile Exchange (Текстильная биржа). GRS является международным, добровольным стандартом, распространяющимся на весь продукт и определяющим требования к сторонней сертификации вторсырья, цепочке ответственности, социальной и экологической практике и химическим ограничениям.
В реальности это означает, что производитель ткани закупает волокно у авторизованного производителя. Ткацкая фабрика изготавливает ткань. Швейная фабрика отшивает одежду, отправляет отшитые образцы одежды на экспертизу в авторизованный центр на подтверждение соответствия стандартам экологической безопасности, и получает количество навесных этикеток, соответствующее заявленной партии одежды.
Бездумное потребление уже не в моде. Новое поколение выбирает эко-бренды, практикующие ресайклинг. Уже очень скоро переработка пластика и использование recycle-тканей неизбежно станет востребованным и в нашей стране. Это логичный и ожидаемый шаг для всего мира.
Компания OLDOS всегда в тренде. Наши recycle-ткани – это только первые ласточки в нашей recycle-линейке. Уже сейчас мы предлагаем большой ассортимент тканей из переработанного пластика под заказ, и продолжаем активно развивать это направление.
Мусор превращается: 5 мужских марок, которые делают одежду из переработанных материалов
Еще до саммита G7, на котором ведущие мировые модные компании подписали пакт о координации своих действий в области устойчивого развития, бренды выдвигали свои экологические планы, и в них нередко был пункт про использование переработанных материалов.
Так, Prada решили полностью перейти на переработанный нейлон. Ежегодно для создания знаковых курток, плащей и рюкзаков Prada используют около 700 тысяч метров нейлона в своих коллекциях. Нейлон — материал из семейства полиамидов, который довольно легко подвергается регенерации (переработке). То есть из бывших в употреблении нейлоновых вещей — одежды, парашютов, канатов — можно заново сделать ткань без потери качества материала. Регенерированное волокно Econyl, которое уже используют Prada, Burberry и другие модные бренды, впоследствии также можно заново использовать. Плюс в том, что переработать материал дешевле, чем сделать новый с нуля, к тому же это очевидное доброе дело: основной источник вторсырья — старые рыболовные сети, уже ставшие частью океанического мусора (именно они приводят к плачевным последствиям для многих морских обитателей, которые могут запутаться и умереть в бесхозных сетях).
Несмотря на перспективность работы с вторичными материалами, для брендов это нелегко. «Просто сейчас это очень дорого, а нам важно, чтобы вещи оставались в нашем [ценовом] сегменте», — рассказали Слава Абденов и Влад Иванов, основатели марки SL1P, которая выпускает трикотажные вещи из остатков пряжи крупных производств. О сложностях поиска переработанных материалов говорят и дизайнеры Нелли Недре (NNedre) и Ольга Глаголева (Go Authentic): недавно они выпустили совместную коллекцию, сшитую из переработанного полиэстера из пластиковых бутылок. Ткань заказывали в Китае — в России такую пока не производят.
Рассказываем про пять марок, которым, несмотря на трудности, удалось внедрить экоинициативы в свой бизнес.
Ecoalf
Bethany Williams
Финалистка LVMH Prize Бетани Уильямс в своих коллекциях использует весь спектр экологичных материалов: от переработанного полиэстера до сотканного вручную полотна, на которое пошли старые книжные обложки, баннеры и пластиковый мусор. За проектом Бетани стоит еще одна мощная инициатива в области устойчивого развития — уже социального толка: ткут эти полотна не просто ремесленники, а люди, лечащиеся от алкогольной и наркотической зависимости, которые проходят реабилитацию и получают новые навыки в итальянских мастерских San Patrignano. Пока Уильямс не тиражирует коллекции — большинство вещей созданы в единственном экземпляре, но купить их можно, написав дизайнеру.
Brothers We Stand
Этичный мужской бренд Brothers We Stand снабжает каждую вещь таблицей, в которой рассказывается, какое влияние ее производство оказывает на экологию. На сайте можно найти как собственную коллекцию бренда (в основном это вещи из органического хлопка, но там, где необходима синтетика, переработанные материалы тут как тут), так и вещи других экологичных марок. Дождевики из переработанного полиэстера обойдутся в £85, а толстовки из смеси вторичных полиэстера и хлопка — в £35.
Riley Studio
Гендерно-нейтральная минималистичная одежда Riley Studio шьется из переработанного полиэстера, регенерированного нейлона Econyl, пряжи Q-Nova (еще один вид переработанного нейлона, разработанный итальянской компанией Fulgar) и комбинированного материала Recover® yarn (в основе — полиэстер из пластиковых бутылок и переработанный хлопок, который «наклеивается» на полиэстеровое волокно). Кроме вторичных материалов бренд использует органические, а также заботится обо всех деталях: например, фурнитура тоже создается из переработанного пластика, а упаковка, в которой отправляют посылки, — из макулатуры. Заказать вещи можно на сайте Riley Studio, цены начинаются от £25 за бейсболки и доходят до £210 за технологичные анораки.