Полиандрия что это такое
История многомужества: евгеника, экономика и свободная любовь
THIS IS SPARTAAAAA. Уникальное греческое государство — символ республики-войска, аскетизма и целенаправленного отбора наиболее сильных людей — евгеники Древнего мира. А также место, где женщины были более свободны, чем в любом другом греческом полисе. В отличие от афинянок, спартанских дам не запирали на женских половинах домов, и только здесь существовала государственная система образования для девочек.
Наличие множества мужей у одной женщины в Спарте стало нормой, а критерием вступления в сексуальные отношения была наибольшая вероятность производства здорового и сильного потомства.
Упоминания и описания полиандрии встречаются в трудах сразу нескольких великих греческих историков. Вот что пишет о многомужестве в Спарте Полибий:
«У лакедемонян (спартанцев. — Прим. авт.) был искони весьма распространенный обычай, в силу которого трое-четверо мужчин, а то и больше, если они братья, имели одну жену, и дети их были общие; потом, делом похвальным у них и обычным почиталось и то, если какой-либо гражданин, произведши с женой достаточное количество детей, предоставлял ее кому-либо из друзей».
У Ксенофонта мы находим описание конкретных мер реализации евгенической концепции, предложенных создателем спартанского законодательства Ликургом:
«На тот случай, когда старый муж имеет молодую жену, Ликург, который видел, что люди такого возраста особенно смотрят за своими женами, поступил и здесь не так, как везде: он постановил, чтобы старый муж для этой цели приглашал в свой дом такого мужчину, который ему нравится своими внешними и внутренними достоинствами. Опять же, на тот случай, когда кто не хочет жить со своей, но желает иметь хороших детей, Ликург и здесь постановил, чтобы такой муж имел детей по согласию с мужем чужой жены, от которой бывают здоровые и хорошие дети. В этом роде он сделал много отступлений, потому что, действительно, как женщины охотно управляют двумя домами, так и мужчины охотно принимают к своим детям других братьев, именно тех, которые приписываются к роду и сословию, но не имеют прав на имущество».
Что это? Случайное отклонение от патриархатных моделей традиционной семьи, где мужчина доминировал над одной или несколькими женщинами и младшими домочадцами? Проявление древней евгенической игры ума? Свобода нравов? Или же один из распространенных в истории человечества механизмов адаптации традиционного общества к определенным внешним условиям?
Чтобы разобраться в этом, перенесемся на несколько тысяч километров восточнее — в Индию, Тибет, Гималаи.
Здесь массовые практики полиандрии сохранились вплоть до наших времен, когда они стали объектами исследования антропологов.
На территории Тибета фратернальная полиандрия — ситуация, когда несколько братьев женятся на одной и той же женщине, — являлась наиболее распространенной формой брака среди землевладельцев-налогоплательщиков — представителей социального класса тре-ба (другое его название — «храл-па»).
Это было экономической стратегией, направленной на предотвращение раздробления земельных участков между сыновьями. Для уменьшения конкуренции и создания более прочного полиандрического брака часть детей мужского пола могли отправить в буддистский монастырь или же они переходили в семью женщины, не имеющей братьев.
Тибетская полиандрическая семья. Источник
Тре-ба составляли приблизительно 15–20 % населения тибетских деревень, и около половины заключаемых браков в их семьях были полиандрическими.
Такая система брачных отношений служила и ограничителем роста населения: уровень рождаемости среди множества женщин, оставшихся вне институционального брака, был приблизительно втрое ниже, чем среди состоявших в нем.
Тибет не единственный регион Восточной Азии, где был распространен полиандрический брак. Такие формы организации семьи существовали и у населения Гималаев, а также у ряда этнических и кастовых групп равнинной Индии.
Пахари (буквально — «горцы») — жители холмистых предгорий Гималаев — являются одним из модельных обществ для исследования традиционной полиандрии и группового брака — семьи, состоящей из нескольких мужчин-братьев и их общих жен. Среди пахари горного региона Джаунсар-Бавар, расположенного в индийском штате Уттаракханд, полиандрические или групповые браки составляли приблизительно 50 % от общего числа, в то время как полигинные (многоженские) — всего около 10 %.
Статус женщины в Джаунсар-Баваре был несколько выше, чем во многих индийских сообществах: на внебрачные связи внимания, как правило, не обращали, по территории деревень местные жительницы передвигались свободно. Они не были отделены от мужчин и в доме. Тем не менее женщины не обладали собственностью, а при разводе должны были возместить расходы мужей на проведение свадебной церемонии.
Братья Пандавы и их жена Драупади. Источник
Сегодня полиандрические обычаи стали маркером местной идентичности и символом локального национализма. Жители региона связывают свое происхождение с одними из основных персонажей индийского эпоса «Махабхарата» — братьями Пандавами. Все пятеро братьев были женаты на Драупади, дочери царя древнеиндийского королевства Панчала.
Оправданию и обоснованию полиандрического брака посвящены 188-я и 189-я главы первого из 18 томов «Махабхараты», «Ади-парвы». В числе прочих «аргументов» упоминается и история Джатилы — девушки из рода мудрейшего Готамы, вышедшей замуж за семерых мудрецов.
Другой мифологический полиандрический союз описан в древнейшем индийском эпосе «Ригведа», где богиня молнии Родаси оказывается общей женой Марутов — десяти божеств грома и ветра.
Ниже цитируется фрагмент 167-го гимна первой из 10 мандал (книг) «Ригведы», в котором описан этот союз:
(Маруты,) к которым примкнула (Родаси), хорошо помещенная, (вся) в расплавленном масле,
В золотом наряде, словно близкое копье,
Словно жена человека, тайно идущая (с другим)…
Словно обращенная к собранию священная речь, (она) со(единяет всех).
Блистательные неутомимые Маруты (уйдя прочь) вместе с юной (Родаси),
Соединялись (с ней) как с общей (женой).
Они, грозные, не оттолкнули Родаси.
Богам понравилось усиление (их толпы) — для дружбы.
Когда асуровой Родаси понравилось их сопровождать,
С распущенными волосами, мужественная мыслью,
Как Сурья, она взошла на колесницу почитателя,
С видом страшным, как приближение грозовой тучи.
Юноши устроили (на колеснице) юную жену,
Преданную красоте, твердую во время обрядов,
Когда (был готов) гимн с жертвенным возлиянием для вас, о Маруты,
(И) выжиматель сомы, служа (вам), пропел песню.
Иная, отличная от той, что практиковали гималайские горцы и богатые тибетские крестьяне, модель многомужества была распространена до середины XX века среди наиров — воинственной группы каст центральной части южноиндийского штата Керала, организованной в поклоняющиеся змеям-защитникам кланы — таравады.
Таравады наиров редко дробились со временем. Старшинство братьев в роду наследовали дети их сестер. Брак в классическом понимании, предполагающий совместное проживание партнеров, отсутствовал.
Один или несколько любовников — самбандхамов, получившие разрешение караванана (мужчины — главы клана), могли приходить к женщине ночью. Днем же они редко оставались в доме чужого таравада.
Вожди кланов обыкновенно давали разрешения только самбандхамам равного или более высокого социального статуса. При рождении ребенка один из любовников должен был объявить себя отцом. В противном случае считалось, что женщина вступила в связь с мужчиной, занимающим низкое положение в обществе. Наказанием за это могло быть убийство или продажа в рабство роженицы и ее ребенка. Система полиандрии была инструментом сохранения собственности клана, объединенного родством по материнской линии, и способом повышения социального статуса посредством поиска наиболее авторитетных любовников.
Документальный фильм гонконгского антрополога и гендерного исследователя Чу Вах Шана о народе мосо
Гораздо свободнее гостевые браки-тисесе в матрилинейной (с родством по материнской линии) социальной системе народа мосо, проживающего в высокогорных районах китайских провинций Сычуань и Юньнань. Тисесе не предполагает ни кланового лидерства мужчин, ни насильственного отбора партнеров по их социальному статусу — девушки вольны выбирать тех, кто им действительно по сердцу. В больших домах мосо все живут вместе, в одном помещении, за исключением молодых женщин. У них есть отдельные комнаты, в которых они могут уединяться с любовниками.
Все экономические решения в обществе мосо принимаются женщинами, но политическая власть остается в целом в руках мужчин. Этот народ считается одной из наиболее близких к матриархату этнических групп на планете, и местные жители пытаются использовать свою матрицентричную культуру в качестве туристического бренда.
Еще одним типом отношений является ассоциированная полиандрия, встречающаяся во множестве этнических групп, разбросанных по планете. Она имела место в традиционных браках сингалов — крупнейшего из народов Шри-Ланки (Цейлона), в семейных отношениях жителей Маркизских островов Французской Полинезии или же ряда групп инуитов (эскимосов) Канады. Последние практиковали также и ритуализованное свингерство. Многомужеские браки в ассоциированной модели начинаются как моногамные, где второй и — реже — последующие мужья присоединяются позже. При этом все дети, появляющиеся на свет в такой семье, считаются законнорожденными.
Рисунок инуитского праздника тивайуут, частью которого являлся ритуальный обмен супругами. Автор рисунка — шаманка Аатуат (1964). Источник
Союзы такого рода часто объединяют людей разного социального происхождения и ранга и являются одними из наиболее свободных среди существовавших в традиционных обществах. У сингалов они ассоциировались с материальным благополучием (в отличие от «бедных» многоженских), а у инуитов бывали и экономической необходимостью.
Один охотник, в особенности если он не был лучшим в своем деле, часто не мог обеспечить жену и детей достаточным количеством пищи, и появление второго мужа банально позволяло выжить.
Похожим образом, несмотря на постоянные запреты властей, бедность способствовала распространению многомужества в Китае в XVII–XIX столетиях.
Еще один вариант полиандрии — вторичные браки, которые были распространены у народов северной Нигерии и Камеруна: женщина несколько раз выходила замуж за разных партнеров, не разводясь с предыдущими. Каждый из таких союзов считался пожизненным. Как только истекал минимальный послебрачный период (его продолжительность варьировалась от племени к племени), женщина при желании могла вернуться от последнего мужа к одному из предыдущих и постоянно менять места проживания. Дети же оставались с тем мужчиной, который считался отцом каждого из них. Целью вторичных браков было расширение связей с представителями других родов.
Европейская колонизация, вестернизация (экономическое и культурное влияние Запада), исламизация и, наконец, китайская оккупация Тибета меняют традиционные типы организации семьи. Исторически характерные для этого региона, институты полиандрии и группового брака становятся все более редкими и уступают место моногамии.
Полиандрия встречается не только у человека, но и у других биологических видов. Она свойственна обезьянам семейства игрунковых — тамаринам и мармозеткам, полосатым гиенам, горбатым китам и много кому еще.
В то время как социальная структура игрунковых разнообразна и полиандрия является лишь одним из существующих вариантов, сообщества полосатых гиен жестко организованы как группы из самки репродуктивного возраста и одного — трех самцов.
Несмотря на то, что церковь и общественная мораль осуждают полиандрические союзы, а законодательство их не признает, эта форма брака является неотъемлемой частью истории и культуры Запада.
Макс Эрнст, Поль Элюар и Гала в Альпах (1922). Источник
Среди самых известных таких союзов — любовный треугольник, который составляли Елена Дьяконова, известная впоследствии как Гала Дали, и два ее мужа-сюрреалиста — французский поэт Поль Элюар и немецкий художник Макс Эрнст. Брак длился целых семь лет, с 1922 по 1929 год.
Бывшая как при жизни, так и после смерти персонажем множества художественных произведений, Эмма, леди Гамильтон, урожденная Эми Лайон, с 1798 до 1803 года состояла в отношениях с дипломатом и археологом Уильямом Гамильтоном (официальный брак) и адмиралом Горацио Нельсоном.
Союз Осипа Брика, Лили Брик и Владимира Маяковского, продолжавшийся с 1915 года вплоть до самоубийства поэта в 1930-м, стал одним из самых известных явлений русской литературной среды.
Звучащие сегодня требования социальной нормализации и равноправия полиаморных союзов являются естественной частью общемирового движения за освобождение гендера и сексуальности.
Полиамор-активист_ки участвуют в прайдах, создают организации и публикуют книги. Несмотря на это, до уравнивания в правах здесь, кажется, еще далеко: на данный момент такие союзы не легализованы ни в одной стране Запада, а в США, Канаде, Германии и ряде других европейских держав и вовсе преследуются законом. Этот официальный запрет применяется редко — почти исключительно против традиционных многоженских браков, принятых у мусульман и мормонов-фундаменталистов.
«И такое бывает в бренном земном царстве». О полиандрии или многомужестве
Полиандрия – это обратная форма полигинии. В данном случае речь идёт о браке или отношениях одной женщины сразу с несколькими мужчинами. Иногда это непосредственно связано с матриархальными устоями. В древности вообще существовали целые народы, в которых женщины доминировали, а мужчины же были нужны лишь в качестве трутней-оплодотворителей. Но бывало и такое, что многомужество становилось частью культуры отдельного племени без господства матриархии. Полиандрия появились в то же время, как и полигиния. Наиболее часто многомужество проявляется в культуре жителей Азии. Фратернальная (родственная) полиандрия была зафиксирована в землях Непала, Китая и Северной Индии. В основном она была популярна у тибетских национальностей. Отмечалось, что несколько человек, будучи родными братьями, могли иметь одну жену. В некоторых народах из этих земель было принято, что у ребёнка должно быть много отцов. Полиандрия отмечена не только в Азии, но также в Африке (Нигерии) и на островах Океании. Но тем не менее, большая часть народов из тех земель осуждает такие отношения.
Полиандрия делится на несколько видов – фратернальную (несколько родственников и одна женщина), множественное отцовство, биандрия (двоемужество) и полигинандрия (двое мужчин в браке с двумя женщинами одновременно). Считается, что полиандрия характерна для земель, где нет достатка в природных ресурсах, и потому женщине приходится идти на связь сразу с несколькими кормильцами. Но так бывает не всегда. Иногда это становится частью культуры вне зависимости от природных факторов. Например, у аборигенов островов Тробриан в Тихом океане считается, что отец вообще не влияет на ребёнка, и всё, что есть в чаде, достаётся ему от матери. У этих племён, как правило, популярно частичное отцовство. И дети там имеют куда более, чем одного отца. У некоторых древних цариц даже существовали целые мужские гаремы. Они были практически бесправными и исполняли роль обычных «генераторов удовольствий». В древней цивилизации Гуанчей на Канарах также процветало многомужество.
Мнения, высказываемые в данной рубрике могут не совпадать с позицией редакции
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Что такое полиандрия и где она разрешена
Полиандрия как форма брака, основные виды. История многомужества, современные реалии. Существует ли полиандрия в России и как проявляется?
Полиандрия — это разновидность группового брака, когда одна женщина имеет несколько мужей. Известна с древнего времени, в настоящем сохранилась у некоторых отсталых в своем социально-экономическом развитии народов.
Зачем полиандрия женщинам?
Полиандрия — это форма брака, когда женщина живет с несколькими мужчинами. Такой союз характерен не только для людей. В животном мире «страдают» многомужеством некоторые виды рыб, птиц и насекомых. Например, некоторые донные рыбы откладывают икру в гнезда сразу нескольких самцов, чтобы они оплодотворили ее своими молоками.
Человек вышел из животного мира. Первобытные люди были беззащитными перед природой, нередко мужчины гибли на охоте или в стычках с враждебным племенем. Не все из них успевали «застраховать» себя в детях.
Плохие условия жизни принуждали женщин жить в полиандрия-браке. Одного мужчины явно не хватало, чтобы досыта есть и продлевать жизнь своего рода. В это время женщина-мать считалась хранительницей домашнего очага и постоянно рожала от своих многочисленных мужей-родственников. Кровнородственная семья являлась основой рода-племени в эпоху матриархата.
На смену полиандрии-многомужеству пришло многоженство, когда уже муж имел несколько жен. Так что полиандрия и полигиния — это разновидности группового брака, последовательно сменяющие друг друга по мере «взросления» человеческого общества — от первобытного стада до цивилизации.
Основные виды полиандрии
На фото полиандрия в Тибете
Полиандрия в мире как форма семейных отношений была во многих странах. Правда, не получила там широкого распространения. Показательными в этом плане являются горные регионы Центральной Азии и острова Океании, где многомужество приобрело свои специфические черты.
Рассмотрим формы полиандрии подробнее:
Полиандрия в древнем мире
В каких странах полиандрия была распространена в древнем мире? Прежде всего, назовем цивилизацию шумеров. В городе Лагаш еще в XXIV веке до н.э. появился закон, запрещавший многомужество. Женщин, проигнорировавших его, забивали насмерть камнями.
В древней Мидии многомужество практиковалось на законных основаниях. Так же было у арабов до принятия ислама и некоторых народов Европы. Древнегреческий историк Полибий (II век до н.э.) считал страной, где распространена полиандрия, воинственную Спарту.
В Афинах прообразом семьи-полиандрии можно назвать сообщество гетер — высокообразованных женщин, развлекавших мужчин умной беседой, песнями и танцами. Правитель Афин Перикл женился на гетере Аспазии. Нередко эти «развратницы» имели в своих «закромах» сразу нескольких мужчин. Таис Афинская была женой фараона Птолемея I Сотера и любовницей Александра Македонского.
Юлий Цезарь много лет жил в завоеванной Британии и хорошо знал нравы бриттов. Он писал, что у них в обычае было многомужество, когда женщина жила с братьями из одной семьи. Иногда жила она с отцом и сыном.
В Риме женщины изнывали по многомужеству, однажды толпа знатных римлянок штурмовала Сенат, просила сенаторов снизойти до их «жалкого» женского положения. Муж на войне, а так хочется, чтобы был рядом. Соломенные вдовы просили принять закон о двух мужьях. На одной из древних могил Перуджи надпись гласит, что покойная счастливо жила в браке с двумя мужчинами.
Какие еще народы практиковали многомужество? Можно также назвать немногочисленные народы Чукотки и Северной Америки. Суровые природные условия заставляли женщин иметь по несколько мужей. Чтобы не выродилось племя, нужно было рожать.
Многомужество еще лет сто назад было разрешено на Маркизских островах и в Южной Аравии. Свободные нравы аравийских племен давали большие права женщинам. Бедуинка «содержала» 2-3 мужей-братьев (фратернальная полиандрия), и это не считалось зазорным. Мужчины совместно участвовали в воспитании ребенка.
Полиандрия и современность
На фото многомужество в Непале
В настоящее время полиандрия в мире широко не распространена. Стран, в которых разрешено многомужество, не так уж много. Это небольшие государства Центральной Азии, некоторые острова Тихого океана. Тут многомужество разрешено законом. Отдельно следует назвать Индию, Кению в Африке и отсталые племена в амазонских джунглях.
Страны с полиандрией, где официально разрешено женщинам иметь несколько мужей, это:
Есть ли многомужество в России?
Многомужество в России запрещено законом. Семейный кодекс (СК РФ) оговаривает только моногамный брак, когда только Он и Она официально вступают в брачный союз, чтобы создать семью. Это налагает на каждого из них оговоренные законом обязанности.
Так что полиандрия в России — это нонсенс! Страна православная, а христианство всегда осуждало все формы группового брака, считая его бесовщиной. Апостол Павел в «Послании к римлянам» сказал о женщинах, что «если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею». Таких осуждали, их стыдились.
Не стоит забывать, что многомужество — пережиток древнего времени, когда человек зависел от природы. В современном мире это удел лишь небольших азиатских стран, расположенных высоко в Гималаях, где и сегодня человеку сложно выжить в суровых природных условиях. Это же верно для отсталых племен Океании и Амазонии, живущих даже в наши дни в дикости и невежестве.
Россия к категории таких отсталых стран не относится. До принятия христианства на Руси существовали языческие празднества и обряды, например, русалии, сопровождавшиеся половой вакханалией. Когда парни и девушки совокуплялись без оглядки на какие-либо приличия. Девица за одну ночь на Ивана Купала могла «насладиться» несколькими парнями.
С принятием христианства сексуальная распущенность на Руси стала осуждать Церковь. Однако «сексуальные» пережитки еще не один век гуляли по российским просторам. Пока не приняли вполне достойную форму целомудренного моногамного брака, за который горой стояла церковная Русь.
В наши дни даже такие экзотические народы российского Севера и Дальнего Востока, как чукчи и нанайцы, у которых многомужество поощрялось, давно забыли о полиандрии и живут цивилизованной моногамной семьей.
Хотя кое-кто в России считает, что многомужество имеет место быть. И в доказательство приводят пример, что женщина развелась с мужем, получает алименты на ребенка, а живет с другим. По сути, она «эксплуатирует сразу двух мужчин. Это и есть «реальное многомужество».
Что тут сказать? Кто так считает, видимо, сам алиментщик, это уязвляет его самолюбие, мол, даю ей деньги, а она живет с другим. Его беспокоит не сын, а отношения своей бывшей с новым мужем. Типичная логика эгоиста и неудачника.
Что такое полиандрия — смотрите на видео:
Полиандрия — это пережиток древнего времени, когда жизнь человека во многом зависела от среды обитания, а смертность среди мужчин была большая. Чтобы род-племя сумело выжить — продолжить себя в потомках, женщины вынуждены были иметь нескольких мужей. В настоящее время в цивилизованных странах преобладает моногамная семья. Если чересчур раскрепощённой даме, к тому же страдающей избытком сексуальной энергии, нравятся отношения сразу с двумя — ради бога! Лишь бы ее мужчины не перессорились на этой почве!
Замуж за двоих: зачем женщинам полиандрия
Правительство Южно-Африканской Республики рассмотрит законопроект, разрешающий в стране многомужество. С такой инициативой к властям обратились местные активистки, сторонницы полиандрии. В ЮАР одна из самых либеральных конституций Африки. В этой стране разрешены однополые союзы, браки между несовершеннолетними и многоженство. Как отнеслись к новому законопроекту южноафриканские мужчины? В каком языке отсутствует слово «измена»? На эти вопросы ответили эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Восемь жен президента
Экс-президента ЮАР Джейкоба Зуму приговорили к 15 месяцам тюрьмы за неуважение к суду. После ухода главы республики в отставку его обвинили в коррупции и вымогательстве. Для расследования этих обвинений создали специальную комиссию, но экс-президент отказался ходить на ее заседания и позволял себе, как отметили в суде, провокационные и оскорбительные высказывания, за что и был осужден. Кроме этого, Зуму упрекают в скандальных заявлениях, которые подрывают авторитет Южно-Африканской Республики на международной арене.
Зулус по происхождению, Джейкоб Зума стал первым президентом ЮАР, который заявил о своей приверженности к традиционному для этого народа многоженству. У бывшего главы республики восемь жен!
Мужчины теряют контроль
Патриархальные взгляды бывшего главы ЮАР возмутили сторонниц полиандрии – многомужества. Активистки потребовали от правительства провести реформу и утвердить законопроект, который разрешит им выходить замуж сразу за нескольких мужчин.
Законопроект, разрешающий полиандрию, жестко раскритиковали консерваторы и представители некоторых религиозных групп. Так, бизнесмен и телеведущий Муса Мселеку назвал эту идею «разрушительной для африканской культуры».
Шоумен опасается, что женщины перестанут брать фамилию мужа и платить традиционный выкуп перед свадьбой. А профессор Колес Мачоко уверен: местные мужчины просто боятся потерять над женщинами контроль. При этом ученый утверждает, что уже сейчас в ЮАР в полиандрическом браке живет более сотни семей.
Древний шумер был против многомужества
Впервые понятие «многомужество» встречается в законе шумерского царя Уруинимгины, который правил в XXIV веке до нашей эры. Представитель первой династии Лагаша запрещал женщинам сочетаться браком с двумя и более мужчинами под страхом смерти.
Островитяне не знают, что такое измена
Сегодня многомужество практикуется в северной Индии, Непале, Бутане, на Шри-Ланке, в некоторых провинциях Китая, Нигерии, Кении, Танзании и островах Океании. В одних странах полиандрия разрешена официально, в других, как в Китае, формально под запретом. А в Нигерии женщинам разрешается выходить замуж столько раз, сколько захочется. При этом даме даже не нужно оформлять развод.
На островах Меланезии девушки выбирают нескольких мужчин для разных целей. Один – для продолжения рода, второй для интимной жизни, третий – для работы. При этом число таких любовников может превышать десяток. В языке местных племен даже отсутствует слово «измена».
Любопытная история, связанная с полиандрией, произошла в 2013 году в Кении. Житель города Момбаса накануне свадьбы узнал, что его невеста состоит в любовной связи с еще одним мужчиной. Пикантную ситуацию удалось разрешить миром: соперники заключили между собой официальный договор о том, что будут жить со своей избранницей по очереди.
Замуж сразу за всех братьев
В Непале многомужество запретили еще в 1963 году, но в некоторых отдаленных горных районах по такому семейному укладу живут целые деревни. При этом девушка выходит замуж сразу за всех братьев своего избранника. Эта форма полиандрии называется фратерналия, от греческого слова «братство».
Будущего избранника невесты родители выбирают задолго до ее совершеннолетия. Возраст мужа не имеет значения. Например, на старой фотографии 15-летняя Тирибал держит на руках своего младшего супруга, которому едва исполнилось пять лет. Слева стоит старший муж, а за спиной средний. На заднем плане – родители девушки, мать и двое отцов.
В некоторых случаях жену для своего семейства выбирает старший брат, он автоматически становится главой рода, единолично делит имущество между девушкой и остальными мужьями, а также расписывает график интимной близости с супругой.
Многомужество ради выживания
Полиандрические браки часто заключают в северной и центральной Индии в первую очередь ради выживания. Большинство местных жителей занимается отгонным скотоводством, для этого требуется как можно больше сильных и выносливых мужчин, ведь пастбища расположены в отдаленных районах высокогорья.
Еще одной причиной, по которой женщины вынуждены выбирать многомужество, стал сакральный статус коров: представительницы слабого пола не имеют права прикасаться к этим животным, им запрещено даже пересекать дорогу, которую перешли коровы. В этом случае попасть на противоположную сторону улицы можно только одним способом: кто-то из мужей должен перенести супругу на руках.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!